ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАСЧЁТ И ПОСТРОЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ СМЕШАННОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
РАСЧЁТ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ГЕНЕРАТОРА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
двигатель ток генератор
Настоящая расчетно-графическая работа призвана способствовать закреплению и более глубокому пониманию положений теории по разделам: «Машины постоянного тока», «Электромеханические свойства двигателей», «Регулирование координат электропривода», а также развитию у студентов навыков решения прикладных задач.
Расчет и построение естественных и искусственных механических характеристик электрических двигателей позволяют студентам наглядно оценить влияние изменения величины питающего напряжения на параметры электропривода, а также произвести выбор приемлемого диапазона регулирования для заданной нагрузки.
Задачами данной работы являются расчет естественных и искусственных механических характеристик ДПТ смешанного возбуждения, параметров регулирующего элемента в генераторном режиме.
1 РАСЧЁТ И ПОСТРОЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЯ СМЕШАННОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Рисунок 1 Схема включения ДПТ смешанного возбуждения
Определяем номинальную угловую скорость, соответствующую номинальной скорости вращения якоря nн, мин-1, по формуле
(1)
Номинальный момент на валу двигателя, Н·м, находим по выражению
(2)
где Рн - номинальная мощность на валу двигателя, Вт.
Величину тока в параллельной обмотке возбуждения, А, находим по формуле
(3)
где U - величина напряжения, приложенного к главной цепи двигателя, В;ов1 - сопротивление параллельной обмотки возбуждения, Ом.
Определяем величину тока якоря двигателя, А
(4)
где Iн - величина номинального тока в общей цепи двигателя, А.
Уравнение равновесия напряжений для цепи якоря двигателя, В
(5)
где Rя - сопротивление обмотки якоря двигателя, Ом;ов2 - сопротивление последовательной обмотки возбуждения, Ом;
Е - величина ЭДС, индуцированной в обмотке якоря двигателя, В.
Выразим из данного уравнения величину Е
(6)
Величина Е может быть также определена из выражения
(7)
где Ф - магнитный поток, создаваемый обеими обмотками возбуждения;
Ф= Фпар+ Фпос (8)
Фпар и Фпос - магнитные потоки, создаваемые параллельной и последовательной обмоткой возбуждении.
Се - коэффициент, зависящий от конструктивных данных двигателя.
Се=const.
При этом Фпар = const в любых режимах работы двигателя, а величина Фпосл изменяется в пределах от минимального значения Фпослmin до номинального Фпосл н и зависит от величины тока в цепи якоря. Для удобства расчетов используют безразмерный коэффициент Ф*
Ф*= , (9)
т.е. Фпосл=Фпосл н Ф*.
Введём коэффициент пропорциональности
Сн=СеФ (10)
При этом выражение (7) примет вид
. (11)
Отсюда
С учётом (6) получим
(12)
Величина коэффициента пропорциональности С может быть определёна по выражению (11) при подстановке известных параметров номинального режима: Iя = Iян и = .
Из (7) с учётом (11) получим
(13)
где Iян·I* - величина тока якоря в режимах, отличных от номинального, А;*- коэффициент пропорциональности.
Коэффициент отношения магнитных потоков, создаваемых последовательной и параллельной обмотками возбуждения, определяем по формуле
(14)
Наиболее употребительным является такое отношение потоков, которое при номинальном токе даёт равенство намагничивающих сил обеих обмоток возбуждения. Но в настоящей работе заданы различные значения коэффициента К в учебных целях.
Из (14) получим
(15)
(16)
Подставим (15) в (10), получим
Отсюда
(17)
Подставим (16) в (10), получим
С учетом (9) получим
Отсюда
(18)
Подставим (16) и (17) в (13)
(19)
где , т.е. Фпосл=ФпослнФ*
Механическая характеристика двигателя постоянного тока смешанного возбуждения не имеет аналитического выражения вследствие изменения магнитного потока при изменении нагрузки. Но выражение (19) позволяет построить механические характеристики ДПТ смешанного возбуждения с использованием вебер-амперной характеристики (рисунок 2), полученной экспериментальным путём Ф*=f(I*).
Для построения механической характеристики кривую Ф*=f(I*) разбивают на интервалы, в каждом из которых определяют значения Фi*, соответствующие значениям Ii*. Далее по (19) определяют ?i. Рекомендуемое число интервалов - не менее десяти.
Рисунок 2 График вебер-амперной характеристики двигателя постоянного тока
Таблица 1 Вебер-амперная характеристика двигателя постоянного тока
Iя/Iян=I*Ф/Фн=Ф*?UнMн(Uн)?U1Mн(U1)0,50,4553,689,22670,214,760,550,48492,7711,4620,9117,530,60,52447,2613,71589,1520,160,650,6394,9716,81546,6323,540,70,64354,4620,18518,4826,730,750,72309,1824,79481,4630,840,80,76272,8329,97456,3134,71
Значения момента М определяем по формуле
, (19)
где , Вт - для естественной механической характеристики;
, Вт - для искусственной механической характеристики.
Рисунок 3 График естественной механической характеристики стартер-генератора
Рисунок 4 График искусственной механической характеристики стартер-генератора
РАСЧЁТ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ГЕНЕРАТОРА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Рисунок 5 Схема генератора параллельного возбуждения
Сопротивление регулирующего элемента определяем по формуле
(20)
где ?? - изменение скорости в заданном диапазоне, рад/с;
??в - изменение скорости на естественной механической характеристике, рад/с, определяется выражением
(21)
где ?о - скорость идеального холостого хода, рад/с.
Расчёт производим для генератора параллельного возбуждения.
Таким образом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей расчетно-графической работе мной были выполнены следующие задачи:
расчет естественных и искусственных механических характеристик ДПТ смешанного возбуждения;
расчет параметров регулирующего элемента в генераторном режиме.
Также были построены графики естественной и искусственной механических характеристик стартер-генератора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Москаленко, В.В. Электрический привод [Текст] : учебное пособие /
В. В. Москаленко - М.: Высшая школа, 2002. - 368 с.
. Савченко, П.И. Практикум по электроприводу в сельском хозяйстве
[Текст] / П. И. Савченко [и др.] . - М. : Колос, 1996. - 224 с.
. Стандарт организации. Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи [Текст] : СТО 0493582-003-2009. - Взамен СТП 0493582-003-2006; Введ. 01.04.2009. - Уфа : БГАУ, 2009. - 36 с.