Экологическая безопасность как глобальная проблема современности

Содержание


Введение

1. Экологическая безопасность: понятие, связь с теориями и концепциями международных отношений

2. Основные проблемы и угрозы глобальной экологической безопасности и усилия мирового сообщества по их решению

2.1 Основные глобальные экологические проблемы современности и источники угроз международной экологической безопасности

2.2 Усилия мирового сообщества по решению глобальных экологических проблем

2.3 Особенности экологической политики развитых стран (на примере США и ЕС)

3. Экологическая безопасность РФ

3.1 Реализация государственной экологической политики в Российской Федерации

3.2 Экологическая ситуация в России как проблема общенациональной безопасности

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы исследования состоит в том, что в XXI в. экологическая составляющая становится неотъемлемой частью международных отношений. В XXI в. среди самых опасных противостояний и конфликтов будет организация совместной жизни различных цивилизаций на все более беднеющей планете. Экологические проблемы приводят к смене всей парадигмы развития человечества. Начало было положено на исходе 1960-х гг., когда международное сообщество (тогда еще только в составе развитых стран) столкнулось с проблемами, которые невозможно было решить в рамках существующей модели развития - модели массового производства и потребления. Глобальная экономическая система достигла той критической точки, в которой проблемы загрязнения природы стали настолько серьёзными, что заставили задуматься о развитии всей земной цивилизации. Остро зазвучавшие экологические проблемы - наряду с экономическими и энергетическими - поставили под вопрос перспективу сохранения человеческого рода и прежние императивы международного развития. Представления о международной безопасности наполнились новым содержанием: теперь они не сводились только к военно-политической составляющей, характерной для нового и новейшего времени, но включали в себя и человеческую компоненту, важнейшей частью которой стала экологическая безопасность.

Решить проблемы, связанные с состоянием окружающей среды, опираясь только на развитие инженерной мысли и применение технологических решений, уже невозможно. Проблемы экологической безопасности носят не только естественно-научный, но также социальный и политический характер. Требуются социальные преобразования, политическая воля, подключение многих политических институтов. Осознание этого привело к тому, что экологические проблемы прочно вошли в разряд политических, положив начало оформлению отдельной отрасли политической науки - экополитологии. В настоящей работе мы сосредотачиваемся на политической составляющей проблемы экологической безопасности.

Большинство угроз экологической безопасности полностью находится вне способности любого государства сопротивляться им в одиночку. Начиная с 1970-х гг. государства пытаются посредством разных интеграционных механизмов добиться решения тех или иных проблем в экологической области. Однако большого успеха пока не достигнуто. Причина состоит в превалировании узконациональных и корпоративных интересов над глобальными экологическими интересами участников международных отношений. Среди частных интересов преобладают экономические интересы международных акторов. Однако современная рыночная система сформировались еще до того, как экологические угрозы приобрели катастрофический характер. Поэтому мировая система оказалась не готовой к решению экологических проблем, что заставляет человечество искать новые пути выживания. Экономический рост может провоцировать и поощрять экологический империализм, уничтожение экосистем, деградацию окружающей среды бедных стран в целях экономического развития и т.д.

Одним из наиболее богатых с точки зрения естественных ресурсов государств является Россия. На ее территории сосредоточено 35% запасов мировых энергетических, минеральных и биологических ресурсов. Но политика по их использованию часто сводится к принципу «сначала развитие, потом экология». В этой связи особую актуальность для России приобретает анализ зарубежного опыта экологической политики как развитых, так и развивающихся стран. Россия имеет общие черты с обеими группами этих стран. Сопоставление зарубежных и отечественных методов и подходов позволит путем их взаимной координации и дополнения выработать обобщающую модель экологической политики применительно к конкретным условиям нашей страны.

Степень научной разработанности темы. Политические проблемы глобальной экологической безопасности широко обсуждаются в современной научной литературе. В последнее десятилетие XX в. и первое десятилетие XXI в., благодаря усилиям таких ученых, как С.С. Гостева и др., К.Я. Кондратьев, В.И. Данилов-Данильян, В.К. Донченко, К.С. Лосев, Ю.А. Израэль, A.И. Костин, М.М. Лебедева, Д. Ж.Маркович, Н.Ф. Реймерс, A.B. Яблоков, О.Н. Яницкий формируется новая наука, изучающая связь политики и экологии - экополитология. К настоящему времени выделены ряд подходов к определению понятия экологической безопасности и ее форм. Взаимодополняющие определения экологической безопасности приведены в работах О.С. Колбасова, А.И. Костина, А.И. Лагуновой, А.И.Муравых, A.A. Ойцева, B.А. Смышляева.

Вместе с тем, несмотря на повышенный интерес к экологической проблематике, не произошло принципиальных изменений в действиях политических лидеров и в массовом сознании. Более того, острота экологических проблем возрастает. Появляются новые угрозы и проблемы, которые требуют своего теоретического осмысления и безотлагательного решения. Мировое сообщество до настоящего времени так и не выработало общих взглядов в отношении глобальных экологических проблем. Не выстроена экологическая политика нашей страны.

Объект исследования: экологическая безопасность как глобальная проблема современности.

Предмет исследования: политическая составляющая глобальной экологической безопасности.

Цель исследования: показать, что решение глобальных проблем экологической безопасности затрудняется из-за противоречий интересов международных акторов, действия которых подчинены потребностям их внутреннего развития.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач исследования:

Показать место экологической безопасности в структуре международной безопасности.

Дать обзор основных глобальных экологических проблем современности и источников угроз международной экологической безопасности, сосредоточившись на их политической составляющей.

Раскрыть направления усилий мирового сообщества по решению глобальных экологических проблем.

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных подходов в изучении традиционных и новых концепций международной безопасности и их экологического измерения, места экологической безопасности в основных теориях и парадигмах международных отношений, научного дискурса по проблеме экологической безопасности.

1. Экологическая безопасность: понятие, связь с теориями и концепциями международных отношений


Проблема экологической безопасности широко обсуждается в современной политической науке. Известно пять основных подходов к определению экологической безопасности.

) Функциональный подход рассматривает природу и деятельность человека в качестве внешних по отношению друг к другу. В соответствии с этим подходом разрабатываются предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на природную среду, а обеспечение безопасности сводится к их установлению.

) Системный подход получил выражение в концепции устойчивого развития. Взаимоотношения между человечеством и природой выступают как сложная система. Основное внимание обращено на соблюдение параметров оптимального состояния. Экологическая безопасность вытекает из поддержания режимов оптимального устойчивого развития.

) В основе ноосферной концепции заложен принцип целостного подхода. Единство биосферы и человечества при этом выступает фундаментальным положением. Опасности, чрезвычайные ситуации, кризисы объясняются как следствие нарушения этого единства. Они возникают в силу неосознанности, стихийного развития. Поэтому решение проблем обеспечения экологической безопасности сводится к сознательному регулированию взаимоотношений человечества с биосферой. Ноосферная концепция рассматривает экологическую безопасность на глобальном уровне. Достоинством этой концепции является осознание четкой зависимости экологических проблем от деятельности человека, а их решения - от разумной ее организации. Недостаток концепции - идеализация разума человека, его способности управлять собственным развитием и развитием биосферы.

) Синергетический подход рассматривает безопасность как равновесное состояние системы. Факторами опасности выступают изменения режимов развития процессов на экстремальные, ведущие к нарушению равновесного состояния системы, что угрожает ей деградацией. Применение синергетического подхода в области экологической безопасности позволяет переводить непрогнозируемые последствия человеческой деятельности в прогнозируемые, более адекватно учитывать особенности развития природных и техноприродных процессов, что обеспечивает более высокую безопасность деятельности.

) Деятельностный подход исходит из того, что никаких опасностей вне и независимо от человека и его деятельности в природных системах не существует. Опасны или безопасны сами наши системы деятельности. Безопасность зависит не от свойств материала, а от наличия или отсутствия у человека методов и средств работы с ними [7].

Различают четыре формы экологической безопасности.

Первая форма - экологическая безопасность как социальная цель. В этом смысле экологическая безопасность совпадает с целью устойчивого развития.

Вторая форма - экологическая безопасность как социальная норма. В этом случае экологическая безопасность выступает как социальная ценность, интегрированная в массовое сознание.

Третья форма - экологическая безопасность как состояние социо-техно-природной системы. В таком понимании экологическая безопасность имеет системный характер.

Четвертая форма - экологическая безопасность как социальный институт.

Пятая - экологическая безопасность как институциональная форма - это определенное качественное состояние общественных отношений в области природопользования и охраны окружающей природной среды, которое выражается в политико-правовой защищенности интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий, создающих реальную угрозу здоровью людей и функционированию экосистем, что предполагает качественно новую стратегию его государственно-правового регулирования.

В современной политической науке существует множество определений экологической безопасности, акцентирующих различные ее стороны. Приведем некоторые из них.

В «Политической энциклопедии» экологическая безопасность определяется как «одно из важнейших направлений обеспечения безопасности человека, связанное с необходимостью восстановления нарушенного баланса взаимодействия человека и природы, гармонизации их сосуществования и рационального использования природных ресурсов».

С позиций системного подхода А.И. Муравых понимает глобальную экологическую безопасность как «осуществление прогрессивной линии развития глобальной социоэкосистемы, т.е. возможность достижения целевого состояния, разрешающего экологическое противоречие».

А.И. Лагунова определяет экологическую безопасность как «состояние защищенности, как категорию, которая нацелена, охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности объекты природы. Она предназначена предохранять, обезопасить от определенных угроз окружающую среду; создать защиту, оборону, эффективное отражение всякого, кто незаконно посягает на природную среду».

По мнению О.С. Колбасова, «экологическая безопасность - это система мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественно-физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира».

А.А. Ойцев определяет экологическую безопасность как «устойчивое состояние социо-техно-природной системы, достигаемое за счет оптимального вписывания деятельности человека в естественные процессы природной среды, позволяющее избежать опасного воздействия этих процессов на жизнедеятельность человека и выражающееся в политико-правовой защищенности интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий, создающих реальную угрозу здоровью людей и функционированию экосистем».

В.А. Смышляев считает, что «экологическая безопасность - состояние защищенности социоприродных комплексов и экосистем от внешних и внутренних антропогенных и экологенных угроз, опасностей, деструктивных факторов и рисков, обеспечиваемое посредством осуществления эффективной государственной экологической политики и экоориентированного партнерства государственных и негосударственных акторов политического процесса на всех уровнях (от глобального до локального) с использованием политических, экономических, правовых и иных мер и средств».

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия по снижению этих рисков, и каждый в состоянии их назвать [14].

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.

Отметим также, что понятие "экологическая безопасность" применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств.

Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Обеспечение экологической безопасности процессов производства, хранения, перевозки, утилизации продукции осуществляется посредством:

применения машин и оборудования с конструктивными характеристиками, а также применение технологических процессов, обеспечивающих предотвращение возникновения нештатных (в том числе аварийных) ситуаций, недопущение негативного воздействия на окружающую среду выше установленных уровней, включая безопасность персонала;

применения методов и технологий очистки выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий утилизации образующихся отходов, которые позволяют минимизировать уровни негативного воздействия на окружающую среду;

проведения оценки воздействия на окружающую среду объекта намечаемой деятельности, в результате которой может быть оказано негативное воздействие на окружающую среду при принятии решения об осуществлении указанной деятельности с учетом требований экологической безопасности, установленных настоящим техническим регламентом.


2. Основные проблемы и угрозы глобальной экологической безопасности и усилия мирового сообщества по их решению


.1 Основные глобальные экологические проблемы современности и источники угроз международной экологической безопасности


В центре внимания мировой общественности начиная с 70-х годов XX в. оказалась глобальная экологическая проблема. Она возникла в связи с возрастанием нагрузки на окружающую среду, вызванную ростом промышленного производства. Первоначально глобальная экологическая проблема рассматривалась как ряд локальных проблем в отдельных крупных промышленных районах. Однако во второй половине XX в. стало ясно, что бесконтрольное и безграничное воздействие человека на среду обитания может закончиться глобальной экологической катастрофой. Большая заслуга в осознании остроты экологической проблемы, в том, что государственные власти, политические партии, отдельные политические лидеры стали обращать внимание на эту проблему, принадлежит такому институту гражданского общества, как массовые социальные движения. Их активность привела к тому, что требования к охране окружающей среды в развитых странах, особенно в Западной Европе, резко ужесточились. В результате экологическая ситуация здесь к концу XX в. заметно улучшилась. Но экологическая проблема в современных условиях носит не локальный или региональный, а всемирный, глобальный характер. Меры по охране окружающей среды, предпринимаемые в одной стране, не могут предотвратить глобальной экологической катастрофы. Защита окружающей среды должна быть делом всех государств мира, их правительств, международных межправительственных и неправительственных организаций, общественных движений, действующих внутри отдельных стран мира [20].

Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды, особенно в рамках международных организаций, приобретает особенно большое значение, поскольку еще не во всех странах мира осознали важность этих проблем. Это касается стран Азии, Африки и некоторых других регионов с низким уровнем социально-экономического развития. До недавнего времени там не существовало каких-либо серьезных экологических проблем, поскольку не было крупных промышленно-технологических источников загрязнения окружающей среды. Меры по охране природы, принимаемые в развитых странах, вынудили многие западные компании переносить свои химические, металлургические и другие, связанные с экологическими рисками, производства на периферию мирового хозяйства - в развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Теперь именно в некоторых из этих стран существуют предпосылки для экологических катастроф как локального, так и потенциально глобального характера. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, здесь отсутствует разработанное экологическое законодательство и не сложилась продуманная и последовательная природоохранная политика, с другой - местная рабочая сила является привлекательной для иностранных компаний из-за своей дешевизны, но, кроме того, она не обладает достаточной квалификацией и технологической культурой. Последнее обстоятельство увеличивает вероятность производственных аварий, часто имеющих негативные экологические последствия.

Особую тревогу вызывает у специалистов экологическая ситуация, складывающаяся в ряде регионов крупнейших по численности населения странах мира - Индии и Китае. Цена, которую платят эти страны за свой бурный экономический рост, - возрастание технологической нагрузки на природу и риска для окружающей среды. До недавнего времени в Китае и Индии практически не обращали внимание на экологические проблемы. Как показывает мировой опыт, осознание важности проблем экологического характера приходит только на определенном уровне социально-экономического развития. Озабоченность состоянием окружающей среды рождается в богатых странах, где многие другие социальные проблемы в основном решены. В бедных странах на первом месте стоят задачи преодоления нищеты и экономической отсталости, а экологические вопросы уходят на второй план. Однако охрана природы сегодня не является сугубо внутренним делом отдельных стран, это важнейшее дело всего мирового сообщества.

К основным глобальным экологическим проблемам относятся сокращение озонового слоя, глобальное потепление, загрязнение атмосферы и мирового океана, сокращение биоразнобразия. Все эти проблемы связаны между собой и могут быть разделены лишь условно.

Сокращение озонового слоя. Суть проблемы состоит в уменьшении озонового слоя Земли и образовании озоновых дыр. Утончение озонового слоя может привести к серьезным последствиям для человечества. Озон защищает землю от ультрафиолетового излучения, которое является основной причиной меланомы и других раковых заболеваний кожи. Озон разрушается фреонами, запусками космических ракет, полетами самолетов, ядерными взрывами. Его разрушению способствует использование минеральных удобрений и некоторые другие причины, большинство из которых связано с хозяйственной деятельностью человека.

Наибольший вклад в решение проблемы сокращения озонового слоя внес Монреальский протокол, который был подписан 16 сентября 1987 г. Впоследствии по инициативе ООН этот день стал отмечаться как День защиты озонового слоя. Цель Монреальского протокола и последующих соглашений состоит в снижении концентрации хлора до уровня, предшествовавшего образованию (обнаружению) озоновых дыр [13]. В рамках Монреальского протокола удалось запретить производство и потребление 100 видов химикатов, разрушающих озоновый слой. Сегодня мировое потребление таких химикатов сократилось более чем на 90%.

Глобальное потепление. Выбросы в атмосферу углекислого газа, водяного пара, метана, хлорфторуглеродов и некоторых других газов порождают феномен парникового эффекта, в результате которого значительная часть тепла остается на Земле, а не рассеивается в космическом пространстве. По сравнению с доиндустриальным временем к 2005 г. средняя глобальная температура возросла на 2 градуса С, а к 2030 г. может повыситься на 4,5 градуса С. В дальнейшем потепление будет только усиливаться в результате ряда природных процессов. Причиной большего, чем прогнозируемое потепления может быть неспособность нагревающегося океана поглощать из атмосферы расчетное количество диоксида углерода. Есть и другая точка зрения на причины глобального потепления. По мнению российских ученых, например, А.П. Капицы, они носят не антропогенный, а естественный характер, и заключены в Солнечной активности. Капица утверждает, что экологи поменяли местами причину и следствие. Выбросы парниковых газов являются не причиной, а следствием глобального потепления. Наибольшая часть углекислого газа на Земле растворена в океане. При повышении температуры воздуха (по естественно-природным причинам, например, в результате солнечной активности) углекислый газ из воды интенсивно выделяется. По мнению А.П. Капицы, миф о антропогенных причинах глобального потепления спровоцирован производителями новых фреонов, заработавших на этом миллиарды долларов. Кроме того, антропогенные выбросы парниковых газов ничтожно малы в глобальном масштабе. Более того, ученый утверждает, что глобального потепления не существует, а есть, наоборот, похолодание [10].

Глобальное потепление будет сопровождаться усилением осадков и повышением уровня Мирового океана (к 2030 г. - на 20 см, а к концу XXI столетия - на 65 см). Результатами такого повышения уровня моря могут стать затопление низинных районов, уничтожение прибрежных болот и топей, разрушение линии берега, усиление последствий штормов, затопляющих прибрежные районы, а также увеличение засоленности прибрежных вод и заливов. Прогнозируемое повышение уровня океана на 65 см вызовет опасную ситуацию для жизнедеятельности 800 млн. человек. Подвергнутся затоплению низменные побережья таких стран, как Нидерланды, Бангладеш, Египет, Индонезия, Мальдивы, Мозамбик, Пакистан, Таиланд, Гамбия, Суринам. Не исключены и процессы расширения пустынных и полупустынных земель.

Трансформация климата Земли и экологические проблемы приведут в обозримой перспективе к появлению миллионов беженцев. Сегодня, по данным ООН, в мире насчитывается 25 млн. людей, ставших беженцами вследствие экологических катастроф, и их число возрастает. Согласно прогнозу ООН, к 2050 г. покинуть свои дома будут вынуждены до 200 млн. человек. Им придется искать спасения от подъема уровня моря, наводнений и засухи, которые сделают невозможной жизнь на обширных территориях. Только в 2007 г. беженцами стали 11,5 млн. человек. Каждое повышение уровня мирового океана на сантиметр будет вынуждать переселяться в мире 1 млн. человек. В ближайшие десятилетия глобальное потепление, нарастающий дефицит воды и сокращение сельскохозяйственных угодий станут решающим фактором миграции. Миграционные потоки будут направляться по всему миру, что создаст реальную угрозу глобальной безопасности [18].

Перед лицом глобальной опасности изменения климата в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, которая была названа «Саммит Земли», странами-членами ООН была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC). В ней, в частности, развитые страны призывались оказать содействие развивающимся странам в деле охраны окружающей среды. Ее ратифицировали большинство государств, включая США. Конвенция не содержит количественных обязательств, поэтому для их определения был разработан дополнительный документ - Киотский протокол, согласно которому в 2008 - 2012 гг. подписавшие его развитые страны должны снизить объемы выбросов шести основных парниковых газов на 5,2.

Конференция стран ООН по вопросу изменения климата в Киото прошла в 1997 г. На ней довольно четко проявились различные точки зрения по рассматриваемой проблеме и путях ее решения. Развитые страны утверждали, что в XXI в. именно «мировой Юг», где некоторые страны развиваются крайне быстрыми темпами, окажется основным источником выбросов в атмосферу. Сегодняшние данные подтверждают правоту западных экспертов. Китай, по некоторым данным, опередил США по выбросу парниковых газов и вышел по этому показателю в мировые лидеры. В свою очередь Китай, Индия, а также многие присоединившиеся к ним страны, настаивали на том, что на них не должно распространяться ограничение на выброс вредных веществ в атмосферу. В качестве аргументов выдвигались два: во-первых, в настоящее время выбросы развитых и развивающихся стран несопоставимы, а во-вторых, развивающиеся страны экономически не могут себе позволить уменьшение таких выбросов.


.2 Усилия мирового сообщества по решению глобальных экологических проблем


Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария (мамонт, шерстистый носорог, степной зубр, пещерный медведь и др.). Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в. носили локальный характер [11].

На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы: почти не осталось неосвоенных земель, систематически увеличивается площадь пустынь, сокращаются площади лесов - легкие планеты, изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличивается количество углекислого газа и уменьшается - кислорода, разрушается озоновый слой.

Начинается экологическая проблема с индивидуального поведения человека. Если он допускает выбрасывание хотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровне массовом возникают экологические проблемы. Такое сознание порождает их с неизбежностью. От хаоса, мусора в сознании и моральной неразвитости рождается мусор на улицах, загрязняются реки и моря, разрушается озоновый слой. Человек забыл, что окружающий мир - это продолжение его собственного тела, и если он загрязняет, разрушает среду обитания, то прежде всего вредит себе. Об этом свидетельствуют те заболевания, с которыми столкнулся современный человек.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической.

Пути решения глобальных экологических проблем:

Во-первых, экологизация производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, в идеале - создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Во-вторых, разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

В-третьих, поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

В-четвертых, объединения усилий всех стран для спасения природы.

В-пятых, формирование в обществе экологического сознания - понимания людьми природы как другого, как минимум равного им живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.

Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой.

Современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее «партнерских» отношений с ней. Нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников). С начала 70-х годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. Термин «римский клуб» обозначает международную общественную организацию, созданную в 1968 году и призванную способствовать целостности в условиях НТР. Основоположником и «идейным отцом» глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования по праву считается Дж. Форрестер. В своей работе «Мировая динамика» (1971) он создал вариант модели мирового экономического развития с учетом двух важнейших, на его взгляд, факторов - численности населения и загрязнения среды [14].

Особо шумный эффект имел первый глобальный прогноз, содержащий в докладе Римскому клубу «Пределы роста» (1972). Его авторы, вычленив несколько главных, с их точки зрения, глобальных процессов (рост народонаселения нашей планеты, рост промышленного производства на душу населения, увеличение потребления минеральных ресурсов, рост загрязнения окружающей природной среды) и используя математический аппарат и компьютерные средства, построили динамическую «модель мира», которая показала необходимость ограничения развития нынешней цивилизации. Авторы исследования пришли к выводу, что если не ограничить пределы роста названных факторов и не взять их под контроль, то они и, прежде всего, сам рост промышленного производствава приведут к социально-экономическому кризису где-то в середине XXI века.

Достаточно мрачными выглядят выводы М. Месаровича и Э. Пестеля в докладе Римскому клубу «Человечество на поворотном пункте». В нем комплексная взаимосвязь экономических, социальных и политических процессов, состояние окружающей среды и природных ресурсов представлены как сложная многоуровневая иерархическая система. Отвергая неизбежность глобальной экологической катастрофы, М. Месарович и Э. Пестель видят выход в переходе к «органическому росту», т.е. к сбалансированному развитию всех частей планетарной системы.

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

Если еще недавно особое, приоритетное место среди глобальных проблем занимала проблема предотвращения мировой термоядерной войны со всеми ее тяжелейшими последствиями для судеб человечества, то сегодня в связи с исчезновением вооруженного противостояния двух гигантских военно-политических блоков, первостепенное внимание ученых и политиков приковывает процесс разрушения среды обитания человечества и поиск путей ее сохранения. Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание, прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются «смертными грехами» нашей цивилизации. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. Другой грех человечества - опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники - третьим грехом человечества, - которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер, которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство. Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества - изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества - генетической деградации человека - росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Шестым смертным грехом человечества является разрыв с традициями. Чрезвычайно опасным для современного общества является и седьмой грех -возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение. Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды. Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала. И, наконец, ядерное оружие -восьмой грех, который навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем.

Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И здесь незаменимую роль играет ООН, ее различные учреждения [12].

Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде помогает укреплению международного сотрудничества в области защиты биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по этим вопросам.

Подводя итог можно сделать два простых вывода: глобальные проблемы затрагивают будущее и интересы всего человечества и требуют неотложного разрешения.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем.

Глобальные проблемы - вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле. Стоящие проблемы, безусловно фундаментальны, и общество, как бы оно ни было увлечено идеей наживы и надеждой на реализацию принципа «золотого миллиарда», рано или поздно безоговорочно эволюционно будет поставлено перед проблемой разработки духовно-экологического императива. Хуже, если такое понимание придет через Апокалипсис.


2.3 Особенности экологической политики развитых стран (на примере США и ЕС)


Особенности экологической политики США. Экологическая безопасность рассматривается в США как неотъемлемый компонент национальной безопасности. Для обоснования этого положения американские специалисты приводят ряд доводов. Во-первых, глобальный экологический кризис представляет такую же опасность, как традиционные военные угрозы. Во-вторых, обострение экологической ситуации в различных регионах мира становится причиной социальной и политической нестабильности, межгосударственных противоречий и насильственных конфликтов. К ужесточению конфронтации с США могут прибегнуть слаборазвитые государства, которые считают, что развитые страны во главе со США несут ответственность за несправедливое распределение мирового богатства и истощение глобального экологического капитала. В-третьих, тенденция к сокращению внешних силовых угроз национальной безопасности заставляет более четко определить объект несиловых угроз, которые отличаются от такового в традиционной стратегии обеспечения национальной безопасности (национальной суверенитет, целостность и независимость государства) и включает жизненно важные экологические, политические и социальные интересы американского государства и его граждан.

Экологическая политика начала проводиться в США раньше, чем в других странах, к середине прошлого века. В то время природоохранные вопросы - качества воздуха и воды, а также некоторые другие - находились, как правило, в ведении властей отдельных штатов. Но всевозрастающая общественная тревога о состоянии окружающей среды, в частности, о качестве воздуха, побудила Конгресс США пойти на принятие ряда федеральных природо-охранных законов. Этому способствовал и тот факт, что в США государству принадлежит не менее 30% земли, что позволяло обходить крайне чувствительные вопросы частной собственности и собственности штатов. Кроме того, согласно Конституции США Конгресс обладает правом устанавливать налоги. Этим правом Конгресс воспользовался, когда вводились налоги на разного рода загрязнение. В 1960-х гг. был принят ряд законов, обладавших необходимой гибкостью для формирования основ экологической политики США (Закон о контроле качества воды 1965 г., Закон о чистом воздухе 1967 г. и др.)

-е гг. ознаменовались началом централизации экологической политики США. По инициативе Президента США Ричарда Никсона в структуре исполнительной власти в соответствии с Планом реорганизации № 3 в декабре 1970 г. было создано Федеральное агентство по охране окружающей среды, которое Конгресс наделил существенными полномочиями в сфере разработки, регулирования и реализации природоохранных действий. Агентство активно занималось разработкой жесткой экологической политики и природоохранных мер, носивших регулирующий характер, а также мер по реализации природоохранных стандартов.

-е гг. являются периодом дерегуляции экологической политики. Инициативы президентской администрации Рональда Рейгана завершились возвращением существенных экологических полномочий властям штатов. Компетенция и функции Агентства по охране окружающей среды были сокращены. Так, Исполнительный указ Президента № 12291 обязал Агентство и любые другие федеральные структуры проводить анализ затрат и эффективности всех регулятивных мер и выбирать для реализации наиболее экономически эффективную. Надзор за выполнением этого указа был вменен Бюджетному управлению. Также вводилось требование до введения на законодательном уровне экологических норм проводить оценку их экономического, воздействия. Единственным сегментом экологической политики, которому администрация Рейгана придавала большое значение, стала проблематика оценки и управления рисков. Особое внимание в США к концепции оценки рисков и ее методологии было вызвано аварией на ядерном реакторе атомной электростанции «Три Майлс Айленд» в штате Пенсильвания в 1979 г [17].

Признаком того, что для США эпохи президента Рейгана во внешней политике экономические и военные вопросы имели приоритетное значение по сравнению с вопросами сохранения окружающей среды, может служить следующий факт. В это время на международных переговорах по вопросам окружающей среды Соединенные Штаты представляли, с одной стороны, традиционно Государственный департамент, и с другой, знаково, Департамент торговли. Идею о том, что необходимо создать отдельный Департамент по охране окружающей среды, в республиканской администрации не принимали всерьез. Вместе с этим не было и намерения вводить в состав переговорных групп представителей Агентства по охране окружающей среды. Это также может говорить и о том, что вопросы окружающей среды в то время в основном рассматривались в качестве вопросов внутренней политики.

Экономическая доминанта в международных переговорах проявлялась и внутри Америки. Так, интеграционные экономические процессы в Северной Америке едва не оставили вне поля зрения экологические аспекты. Именно так и было в самом начале экономической интеграции в Северной Америке. Республиканская администрация Рейгана в США отдавала явный приоритет экономическим аспектам. Соглашение о свободной торговле (Free Trade Agreement), подписанное в 1989 г. между США и Канадой, не затрагивало вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Положение немного изменилось с приходом в Белый дом другой республиканской администрации под руководством Джорджа Буша - старшего.век выдвинул перед США новые и весьма сложные экологические задачи и заставил изменить стратегические ориентиры развития. Точка приложения основных усилий перемещается с частной задачи охраны окружающей среды на более общую цель сбалансированного устойчивого развития. А между тем эта цель развития осознается в американском обществе крайне слабо. Наблюдается спад массового экологического движения, причем это происходит на фоне усиления в обществе антиэкологических настроений и появления достаточно мощных групп давления, выступающих против экологических планов и блокирующих дальнейшее расширение регулирующей функции государства в экологической и экономической сфере. Успех многих ранее проведенных экологических программ объясняется тем, что необходимость их была очевидной, а экономические затраты на них - относительно незначительными. Решение же тех проблем, которые связаны с загрязнением в будущем, обходятся намного дороже. Убеждать же людей в необходимости принятия дополнительных мер по экологической защите становится все труднее из-за необходимости новых ассигнований в природоохранную сферу. Обеспечение экологической безопасности связано с увеличением прямых затрат большей части населения страны (владельцев автотранспортных средств, фермеров и др.). Например, в 2005 г. расходы США на решение этих проблем составили 240 млрд. долл., в то время как на оборону - 200 млрд. долл. В то же время не более 5% американцев относят экологические проблемы к числу национальных приоритетов.

В США возросло недовольство повышением стоимости экологических затрат и их воздействием на экономику. Промышленность, в свою очередь, стремится сократить свои расходы на экологическое регулирование путем его ослабления. На этом этапе государство, лишившись массовой опоры, теряет свое влияние на процесс принятия решений в природоохранной сфере и вынуждено искать новые возможности достижения компромисса с укрепившими свое положение в «переговорном процессе» частными бизнесменами, позиция которых по экологической проблеме зависит во многом от их видения своих приоритетных долгосрочных интересов.

3. Экологическая безопасность РФ


.1 Реализация государственной экологической политики в Российской Федерации


Проблема эффективности реализации государственной экологической политики в России в последние годы резко обострилась. Ещё в январе 2008 года, президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание членов совета безопасности РФ на крайне неудовлетворительное состояние экологической обстановки в стране.

В его выступлении была подчеркнута необходимость решать эту проблему на основе обеспечения баланса экологии и экономики - главной цели устойчивого развития, не разрушающего экологические системы и природные ресурсы, в которых нуждаются как настоящие, так и будущие поколения.

К сожалению, в последние годы отчетливо проявляется недостаточное внимание к проблемам экологии, в том числе связанное с недостаточностью финансирования мероприятий по проведению в жизнь эффективной государственной политики в области экологической безопасности. Налицо тенденция снижения экологически безопасных параметров жизнедеятельности в государстве, которая вышла за рамки отдельных регионов и приобрела общенациональный характер. Сопутствует этому, а порой и детерминирует, прогрессирующая общемировая глобализация экологических проблем. Специфика современной экологической обстановки в том, что кризисных точек как в проблемном, так и в пространственном смысле становится все больше, и они оказываются тесно связанными между собой, образуя некую становящуюся все более частой сеть, вырваться из которой человек уже не может в силу пространственной ограниченности [21].

В марте 2011 года, глава российского правительства Владимир Путин в очередной раз поднял проблему неэффективности экологической политики России на современном этапе её развития, и привёл мнение авторитетных отечественных специалистов в области экологической безопасности, согласно которому, шестая часть территории Российской Федерации относится к экологически неблагополучной.

В силу этого внимание исследователей необходимо сконцентрировать на тех направлениях анализа экологической политики, которые, с одной стороны, представляются наиболее актуальными для современной России, а с другой - подчеркивают роль экологической политики как фактора обеспечения общенациональной безопасности России.

Современная государственная экологическая политика носит противоречивый характер. В целом меры по обеспечению экологической безопасности России следует признать нужными, но явно недостаточными.

Оценивая эффективность современной государственной экологической политики с точки зрения обеспечения общенациональной безопасности России, следует заметить, что инициируемые властями природоохранные и ресурсосберегающие мероприятия носят противоречивый характер. С одной стороны руководители страны совершенно справедливо заявляют о необходимости охраны окружающей среды, замечая, что эксплуатация природы ради получения сверхприбылей и конкурентных преимуществ оборачивается проигрышем для страны в целом. С другой стороны, ряд ведомств (прежде всего, Федеральное агентство по атомной энергетике), игнорируя протесты общественности и экологов, добиваются ввоза в Россию отработанного ядерного топлива, мотивируя это экономической выгодой проекта.

Несмотря на принимаемый законодательной и исполнительной властью ряд конкретных мер по предупреждению экологических угроз и устранению последствий экологических катастроф, в России не сформировалась целостная экологическая политика. По мнению автора, в концептуальном плане в определении понятия об экологической безопасности и на его основе выбора эффективной модели экологической политики отсутствует комплексный научный подход.

Одной из причин является противоречивый характер развития экологии как науки, сформировавшейся на сегодняшний день в основном как учение о путях выживания человечества. Она является одновременно и предметом экологического права, и социальных исследований, и политической направленности и т.д. Экология как наука вызывает определенное непонимание, как в научных кругах, так и во властных структурах, и в общественном сознании.

Из-за этого теория экологической безопасности развивается с отставанием от темпов роста реальных экологических угроз.


.2 Экологическая ситуация в России как проблема общенациональной безопасности


В России, как и в других странах с переходной экономикой, много нерешенных экологических проблем. Более чем для 40 % субъектов РФ характерны проблемы загрязнения атмосферы городов и промышленных центров, обезвреживания и утилизации токсичных промышленных отходов, радиационной безопасности. 30 % административных территорий характеризуется загрязнением и истощением поверхностных и подземных вод. Для всей территории РФ актуальны задачи сохранения плодородия почв и земель. В ряде регионов обострилась проблема сохранения биоразнообразия и ресурсов растительного и животного мира. В зонах экологического неблагополучия на 14-15% территории страны проживает свыше 50 млн. человек. Одной из важнейших причин экологических проблем в России - неэффективная, природоемкая структура экономики. В России около 80% добываемых ресурсов идет на обеспечение ресурсодобывающих и ресурсоемких обрабатывающих производств. В целом технико-технологический потенциал России остается на уровне 70-х гг. Несмотря на значительный спад производства в 1990-х гг. (на 50%), уровень загрязнения снизился лишь на 12%.

Несмотря на отмеченные проблемы, Россия обладает одним из самых больших в мире экологическим потенциалом. В России сохранилась самая крупная в мире по площади ненарушенная хозяйственной деятельностью территория, составляющая примерно 60-65% площади страны [20]. России принадлежит самый крупный среди стран мира массив лесов, составляющий 22% лесопокрытой территории планеты. Водно-болотные угодья страны составляют примерно 60% от всех подобных территорий северного полушария и служат холодными ловушками углерода, что очень важно для стабилизации климата. Глобальное значение имеют ресурсы России. Недра страны содержат 13% мировых запасов нефти, 34% газа, 12% угля, 27% железных руд. Однако использование этих ресурсов связано с рядом проблем. С одной стороны, российские ресурсы являются природной кладовой для развития всей мировой экономики, обеспечивая природным капиталом многие страны мира. С другой стороны, большинство запасов находится на ненарушенных хозяйственной деятельностью территориях и масштабное начало их разработки, вовлечение в экономический оборот огромных участков неизбежно негативно скажется на глобальном экологическом балансе.

Экологическая ситуация и факторы, влияющие на нее, имеют свои специфические черты, которые необходимо учитывать в системе экологической безопасности.

Главными экологическими проблемами России являются загрязнение окружающей среды продуктами человеческой деятельности и истощение почвенно-земельных, водных, минеральных, лесных и биологических ресурсов в результате хозяйственной и иной деятельности.

Законодательная власть РФ, несмотря на признание Экологической доктрины в качестве официального документа (юридический статус определен Распоряжением Правительства РФ) не готова сегодня к ее рассмотрению в качестве основного ключа к выбору экологической политики в стране, что является политическим нонсенсом.

В Экологической доктрине особое место отведено региональной политике экологической безопасности. Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в настоящее время носят амбивалентный характер, свойственный всем институтам переходного периода. Термин «региональная политика» прочно вошел в лексикон российских политиков, но его толкование до сих пор остается достаточно противоречивым.

Вместе с тем, региональная политика - это ядро в системе регулирования территориального развития. Главная задача государственной стратегии и региональной политики - сохранение страны как единого федеративного государства.

Промышленность России все еще остается по преимуществу добываяще-милитаристской, несмотря на существенное снижение выпуска в этих сферах, так как на фоне общего спада производства доля этой части промышленности практически не изменилась, а она включает экологически опасные ресурсо- и энергоемкие производства.

В целом технический потенциал России остается на уровне 70-х годов XX века, т.е. соответствует периоду "грязной индустрии", что означает значительно большие, чем в постиндустриальных странах, затраты сырья, энергии и воды как на физическую единицу продукции, так и на единицу валового национального продукта.

Особое значение в последние два десятилетия для России в целом, и в особенности для юга России, приобретает экологическая безопасность и устойчивость экосистем Черного и Азовского морей и их защита от загрязнений промышленного и бытового происхождения.

Со сточными водами предприятий прибрежных районов в Черное море поступает около 90 % загрязняющих веществ, многие из которых относятся к категории «СПАВ» - синтетических поверхностно-активных веществ. Кроме того, с речным стоком с территории Краснодарского края в море попадают такие загрязняющие вещества как азот и фосфор. Наиболее устойчивыми районами скопления нефтяных пленок в Черном море в первом полугодии 2000 года являлись мелководные участки северо-западного шельфа, побережье от Новороссийска до Туапсе и от Сочи до Батуми.

Неэффективное и экологически неоправданное использование территории, в том числе в сельском хозяйстве - одна из самых существенных особенностей нашей страны. Нарушенная хозяйственной деятельностью территория в России составляет почти 9 млн. км2. Это дает очень высокий показатель нарушений на одного жителя - 6,2 га. В то же время в США этот показатель равен 3,5 га, в Германии. Франции и Испании, совокупное население которых равняется населению России, этот показатель составляет всего 0,62 га на одного жителя, а в Японии, где число жителей лишь немного меньше российского, он равен 0,3 га.

Россия, однако, существенно отличается от перечисленных стран тем, что у них практически не осталось ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий, тогда как в России такая площадь составляет около 45% территории (более 8 млн. км2). Однако у подавляющей части политиков, хозяйственных руководителей, экономистов и значительной части населения отсутствует ясное понимание огромной экологической ценности как для России, так и для всего мира этой территории, экосистемы которой очищают и воспроизводят окружающую среду. Обычно эту территорию рассматривают только как "кладовую" Пригодных для эксплуатации ресурсов и сферу хозяйственной экспансии.

Современная Россия, на наш взгляд, всё ещё переживает процесс перехода от централизованно управляемой к социальной рыночной экономике, от тоталитарного к демократическому режиму правления. Это может стать фактором, определяющим возможность принципиально нового подхода к речению глобальных, национальных и локальных экологических проблем, на основе всего накопленного научного опыта в этой области.

Огромную роль в развитии и в возможности решения острых экологических проблем на локальном уровне играет экономическая и социальная специфика, которая формировалась десятилетиями, а иногда столетиями, Можно выделить два характерных типа социально-экономического освоения территории. Первый - промышленные комплексы, включающие достаточно крупные и разнообразные экологически опасные производства, начиная от энергетических и металлургических и кончая химическими и машиностроительными; второй - отдельные крупные или гигантские однопрофильные предприятия с жилым комплексом при них (типично для добывающей промышленности, энергетики и др.). Такое предприятие - основной (может быть единственный) в районе не только нарушитель окружающей среды, но и работодатель.

Таким образом, на фоне глобального экологического кризиса на территории России развивается национальный экологический кризис, слагающийся из крупных, подчас чрезвычайных локальных нарушений окружающей среды, которые вносят свой вклад и в развитие глобального кризиса. В результате основная часть населения страны и общество в целом существуют в условиях повышенной экологической опасности.

Современное состояние окружающей природной среды заставляет по новому подойти к определению правовых основ взаимодействия человека, общества и природы. Если человечеством в ближайшие годы не будут приняты необходимые меры, то последствия его деятельности могут оказаться катастрофическими. Негативное воздействие российской промышленности на окружающую среду значительно выше, чем в технологически развитых странах. Значительная часть основных производственных фондов в России не отвечает современным экологическим требованиям, а 15% территории России, где проживает больше половины населения России, характеризуются как экологически неблагополучные. Такую нелицеприятную информацию озвучил в марте 2011 г. глава российского правительства В.В. Путин на совещании по улучшению экологической обстановки.


Заключение

экология безопасность международный охрана

Как показано в работе, концепция безопасности непрерывно развивается, обнаруживая все новые измерения. Вероятно, этот процесс эволюции концепции безопасности носит постоянный характер. Изменения имеют место и на современном этапе, и будут продолжаться в будущем. Все более отчетливо проявляется экологическое измерение безопасности, становящееся одним из главных, наряду с цивилизационным измерением. Включение экологического измерения безопасности в число своих приоритетов международными акторами становится одним из факторов современного развития. Экологическое измерение безопасности бросает вызов таким фундаментальным основам международных отношений, как концепции национальных интересов и государственного суверенитета. Изменились представления о географическом охвате угроз, которые прежде исходили от конкретных действий определенных государств, а сейчас носят глобальный характер.

В отчете Программы ООН по развитию 1994 г. мировое сообщество официально признало, что концепция безопасности изменила свое содержание. Произошел сдвиг от понимания безопасности, в центре которого находится территориальная безопасность и целостность государства, характерного для реалистской парадигмы времен холодной войны, к новому пониманию безопасности с акцентом на устойчивое общественное развитие, в центре которого находится индивид. Основной тенденцией является демилитаризация безопасности. Центральное место начинает занимать благополучное развитие человека. Концепция безопасности перестала быть главным образом концепцией безопасности государства и эволюционировала в концепцию безопасности человека. Безопасность сегодня рассматривается не только и не столько в военных терминах, она становится менее военной, становясь экономической, политической, социальной, безопасностью окружающей среды. Субъектами безопасности стали не только национальные государства, но и международные межправительственные и неправительственные институты, средства массовой информации, общественное мнение.

Изменилось и представление об угрозах международной безопасности. Если раньше они носили сугубо военный характер, представляли собой опасность для государства и исходили от другого государства или групп государств, то сегодня обозначились иные измерения характера угроз и источника опасности. Так, в качестве источника угроз теперь в первую очередь могут выступать негосударственные акторы. Новыми измерениями угроз становятся терроризм, деградация окружающей среды, истощение ресурсов, распространение наркотиков, распространение болезней и многие другие. Эти угрозы представляют опасность уже не только для государства, но для отдельного человека, индивида.

Глобальная экологическая безопасность включает естественнонаучную, социальную и политическую составляющие. Социальная составляющая заключаются в росте численности народонаселения в развивающихся странах и увеличении потребления в развитых странах, направленного в основном на удовлетворение вторичных потребностей. Политическая составляющая включает экологические угрозы со стороны национальных интересов государств, деятельности транснациональных корпораций, экологического терроризма, войн и преступности. В настоящей работе мы сосредотачиваемся на политической составляющей.

Лидерство в международной экологической политике перешло к Европе, где в настоящее время самые жесткие экологические нормативы. Общая экологическая политика стран Европы базируется на схожести многих экологических проблем, обязательности совместно принятых решений, единых мерах по борьбе с загрязнениями и согласованной позиции на международных переговорах. От политики ликвидации последствий загрязнения Европа перешла к их предупреждению. Вместе с тем беспрецедентные масштабы вторжения человека в естественные процессы, влияющие на состояние окружающей среды и ее устойчивость, осуществленные на большей части территории Европы (более 60% площади), привели к слому механизма природной регуляции. Поэтому сегодня Европа является одним из основных мировых дестабилизаторов окружающей среды. Сравнивая экологическую политику США и ЕС, можно прийти к заключению, что проблемы экологической безопасности более успешно и эффективно решаются национальными государствами, но не наднациональными структурами.

Обладая самым крупным в мире природно-ресурсным потенциалом, военно-промышленным комплексом с высокими технологиями, некоторые из которых можно перепрофилировать на выпуск экологической продукции, Россия может предложить миру альтернативный вариант устойчивого развития и стать его лидером. Развитые страны - США и ЕС - не смогут этого сделать по причине высокого уровня потребления, которое мешает им достичь устойчивости. Китай традиционно сосредотачивается на внутренних проблемах. Кроме того, его лидерству в устойчивом развитии мешает огромное демографическое давление, которое он оказывает на окружающую среду. Для достижения такого лидерства нашей стране нужна политическая воля российского руководства и четкая программа перехода к устойчивому развитию. В процессе выработки концепций внешней политики и национальной безопасности России экологическое измерение может стать важной составляющей.

На основании проведенных в работе исследований можно предположить, что экологические проблемы будут нарастать, и каждая новая катастрофа, будь то ураган, наводнение, землетрясение или иное стихийное бедствие будет заставлять человечество изменять приоритеты в сторону экологизации развития. Пока усилий, предпринимаемых международным сообществом для обеспечения экологической безопасности, явно недостаточно. Многие решения остаются «благими намерениями», не подкрепленными финансовыми ресурсами. Первые успехи мирового сообщества в решении экологических проблем в 1970-1980-е гг. были достигнуты относительной недорогой ценой. Эти времена легких побед над локальными, частными экологическими проблемами прошли. Сегодня для решения современных глобальных экологических проблем, таких как глобальное потепление или парниковый эффект, требуются дорогостоящая структурная перестройка самой сердцевины производственных процессов, перевод экономики на альтернативные возобновляемые источники энергии, перестройка мировой финансовой системы, решение проблемы несимметричной зависимости и внешнего долга между развитыми и развивающимися странами. Вполне вероятно, что это приведет к структурным потрясениям как внутри отдельных стран, так и всей мировой системы. Возможно, потребуется смена всей парадигмы развития человечества, поскольку стало очевидным, что существующая рыночная капиталистическая система, сформировавшаяся без учета ее воздействия на экологию, не позволяет в необходимой степени регулировать и согласовывать действия международных акторов для решения экологических проблем.

В будущем возможны три сценария развития международной системы в контексте экологической безопасности.

Инерционный сценарий. Продолжатся нынешние тенденции: разрушение окружающей среды, национальный эгоизм, недооценка сигналов из разрушающейся биосферы, стихийный, неуправляемый процесс развития.

Тоталитарный сценарий. Будет вестись непрерывная война за ресурсы, в результате которой установится жесткая мировая диктатура в отношении их распределения.

Трансформационный сценарий. Человечество быстро осознает угрозы и проявит адекватную реакцию на экологический кризис. Это наиболее трудный сценарий, согласно которому произойдет мягкий переход к экологически ориентированному развитию. Вместе с тем только такое развитие событий позволит конструктивно решать проблемы международной экологической безопасности, стоящие перед человечеством.


Список использованной литературы


1Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Парламентская газета, № 9, 12.01.2002

Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета, № 88, 19.05.2009

Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: Учебник /В.А. Ачкасов, С.А. Ланцов. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 480 с.

Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - 341 с.

АрентК.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. Московский государственный университет природообустройства М.: 2011. - 302 с.

Бобров A.JI. Устойчивое развитие и экономика природопользования. - М.: 2012. - 245 с.

Бобылев С.Н. и др. Приоритеты национальной экологической политики России. - М.: 2009. - 147 с.

Вавилов A.M. Экологические последствия гонки вооружений. 2-е изд. -- М.: Международные отношения, 1998. - 321 с.

Герасимов A.B. Экологическая безопасность современной России: политика обеспечения. - М.:РУДН, 2008. - 177 с.

Гостева С.С., Гостева С.Р., Лопатина С.А. Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды. - М.: Еврошкола, 2014. - 207с.

Ефременко Д.В. Эколого-политические дискурсы. Возникновение и эволюция. - М:ИНИОНРАН, 2006. - 399 с.

Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В.К., ЛосевК.С. Экология и политика. - СПб.: НИЦэкологической безопасности, 2013. - 291с.

Лагунова А.И. Структура экологической безопасности России. - Красноярск, 2013. - 185 с.

Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для ВУЗов/ М.М. Лебедева - 2-е изд., испр.и доп. М.: Аспект Пресс, 2006. - 428 с.

Муравых А.И. Философия экологической безопасности (опыт системного подхода). - М.: 1997. - 391 с.

Новиков P.A., Никитина E.H. Природоохранные аспекты деятельности ВТО. Под ред. Могилевкина И.М. М.:ИМЭМОРАН, 2013. - 300с.

Писарев В.Д. Экологизация международных отношений: политика США и глобальные тенденции. - М.: Институт США и КанадыРАН, 2012. - 285 с.

Рысаев Ф.Б. Административно-правовое регулирование экологической безопасности в Российской Федерации. - М.: ООО «Формула права», 2009. - 474 с.

Словесная Н. Г. Экологическая безопасность: уроки развивающихся стран. - М.: 1993. - 296 с.

Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2012. - 287 с.


Теги: Экологическая безопасность как глобальная проблема современности  Курсовая работа (теория)  Экология
Просмотров: 15435
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экологическая безопасность как глобальная проблема современности
Назад