СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Чуйкова Л.Ю.
Содержание эколого-биологического образования должно базироваться на реальных аспектах взаимодействия общества и природы, определенных Конституцией РФ. Авторы предлагают содержание экологических знаний в школе представить в виде основных структурных компонентов современной экологии, где особую роль выполняет региональная экология и природопользование. Региональный компонент содержания должен представлять конкретный материал по природным экосистемам и региональному природопользованию, как механизму адаптации региональной социальной системы в природе.
Одним из основных факторов обуславливающих развитие экономики является наличие природных ресурсов. Спустя всего несколько десятилетий молодые люди, обучающиеся сейчас в школах, будут принимать решения, направленные на развитие экономики страны, освоение природных ресурсов, поиск альтернативных источников энергии и пр. Обществу необходимо не только остановить развитие негативных тенденций в окружающей среде, но и думать о способах минимизации влияния негативных последствий и моделировании развития событий в этой области. Нельзя только лишь принимать меры по ликвидации чрезвычайных техногенных ситуаций и стихийных бедствий, надо их прогнозировать и принимать решения по их предотвращению
Эти обстоятельства, уже сейчас ставят перед обществом задачу формирования у молодежи глубокого понимания сложного комплекса экологических взаимоотношений, которые следует рассматривать гораздо глубже, чем сейчас, и шире, чем только природопользовательские отношения, проявляющиеся в реальной современной жизни.
Понимания сути экологических взаимоотношений можно достичь при правильно организованном экологическом образовании, которое должно стать главной задачей общего школьного образования. Рано или поздно руководство страны вернется к проблеме школьного экологического образования. За период с начала девяностых прошлого века до начала нынешнего много было сделано для отработки содержания экологического образования в школе. Проанализируем, что достигнуто в этой области на настоящий момент.
Содержание экологического образования в школе за период с 1990 по 2000 гг. приняло определенные очертания. Сложились следующие модели его реализации в школе: предметная, межпредметная, факультативная, а также - внеурочная, включающая в себя исследовательское, практическое и прикладное направления.
Экологическое образование, приобретенное через предметное изучение экологии, по мнению многих ученых, является наиболее эффективным. Первые школьные учебные пособия, а затем и учебники экологии были изданы в России 1994 г. А уже в 1996 году, на тот момент изданные в России учебные пособия по экологии были оценены по поручению Проблемного Совета по экологическому образованию при РАО профессором Санкт-Петербургского государственного педагогического института им. Герцена И.Н. Пономаревой. Результаты экспертизы были доложены на заседании Проблемного Совета в 1996 г. В 1997 г. профессором С.Н. Глазычевым в статье «Экология: учебная книга», опубликованном в журнале «Экология и жизнь» (2-3, 1997), была дана оценка содержания школьных учебных пособий по экологии. К этому времени в Астрахани были опубликованы следующие учебные пособия:
1.Информационно-дидактические материалы экологического содержания. - Астрахань, 1994, (Чуйкова Л.Ю.);
2.Природа - наш дом (учебное пособие по экологии для 5 класса средней школы, 1995, (Чуйкова Л.Ю.);
.Общая экология: Учебное пособие по экологии для 10 класса средней школы, 1996, (Чуйкова Л.Ю.);
.Чуйкова Л.Ю. Социальная экология. 1996, (Чуйкова Л.Ю.);
.Взаимосвязи человека и природы (учебное пособие для 6 класса средней школы. 1997, (Чуйкова Л.Ю., Сиговатова М.В.).
Не все из них попали в поле зрения экспертов, а только «Природа - наш дом» и «Общая экология». Несмотря на то, что эти книги отражали не в полном объеме программное содержание экологического образования, разработанное для Астраханских школ авторским коллективом (всего было издано 7 учебных пособий по экологии), но и они получили положительные оценки. Среди учебных пособий, предназначенных для предметного изучения экологии в старших классах, внимание Глазычева С.Н. (1997г.) привлекли следующие книги:
1.Основы экологии, Н.М.Черновой с соавторами (1995 г., Москва);
2.Экология: 9 класс, Е.А. Криксунова с соавторами (1995 г., Москва);
.Экология России, Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой (1996 г., Москва);
.Экология - 9-11 классы, Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной (1996 г., Москва);
.Экология Санкт-Петербурга и области, С.В. Алексеева с соавторами;
.Экология Ярославской области (нет ссылки на автора);
.Основы экологии для 10 - 11 классов, В.И. Жидкина (Саранск, 1995);
.Природа - наш дом (5 класс), Л.Ю. Чуйковой (Астрахань, 1994 г.);
.Общая экология (10 класс), Л.Ю. Чуйковой (Астрахань, 1996 г).
Анализируя содержание вышеназванных школьных учебников по экологии С.Н. Глазычев заметил, что в их содержании «прослеживается движение от конкретики к обобщениям: от решения задач охраны природы и окружающей среды к экологии, а в экологии - от экологии растений и животных к общей экологии, и далее - в направлении изучения роли антропогенных факторов среды (к закономерностям развития социоприродных экосистем)» [1].
Анализ содержания учебников по мнению С.Н. Глазычева «позволяет сделает вывод, что в списке научных публикаций основной объем несомненно принадлежит биоэкологии» и что «все подотрасли современной экологии пока еще не удается представить системно, в структуре учебников явно выражена биоцентристская позиция их создателей» [1].
Мы поставили задачу, выявления емкости разделов современной экологии, представленных в школьных учебных книгах и их соотношения, а также - обоснование содержания наиболее полно отражающего структуру и задачи современной экологии.
Проанализировав учебные пособия по экологии, наиболее часто используемые в школах Астраханского региона, нетрудно заметить, что действительно, основную часть их содержания представляют биоэкологические знания. В меньшей степени в учебниках присутствуют такие подразделы как экология человека, социальная экология, глобальная экология, прикладная экология.
В учебнике «Основы экологии» (Н.М.Чернова, В.М. Галушин и В.М. Константинов) представлены следующие разделы: биоэкология - 60% объема, социальная экология - 20%, прикладная экология или охрана природы - 20%.
В учебнике «Экология: 9 класс» (Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин) содержание представлено следующими разделами: биоэкология - 65,79% объема (150 стр.), глобальная экология (раздел «Антропогенное воздействие на биосферу») - 20,61% (47 стр.), экология человека (раздел «Окружающая среда и здоровье человека) - 13,60% (31 стр.).
В учебнике «Основы общей экологии» Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, С.Н. Глазачева с соавторами содержание экологических знаний представляют разделы: глобальная экология (глава «Биосфера - глобальная экосистема») - 28,68% объема (69 стр.), биоэкология (глава «Экосистемы биосферы») - 23,36% (57 стр.), экология человека (глава «Человек в биосфере») - 20,90% (51 стр.), социальная экология (глава «Экология общества») - 27,46% (67 стр.)
Учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой представлен следующими модулями: биоэкология (главы 2, 3, 4) - 41% объема, социальная экология (главы 1, 5, 9) - 29,5%, прикладная экология (главы 6, 7,8) - 29,5%.
Таким образом, в анализируемых учебниках представлены следующие подразделы: биоэкология, экология человека, социальная экология, глобальная экология, прикладная экология.
Для визуального представления о соотношении подразделов экологии, входящих в структуру учебников, полученные данные нами представлены в виде диаграммы 1. Общая высота столбиков показывает объем учебников в страницах.
Диаграмма 1. Соотношение объема разделов современной экологии в федеральных учебниках, используемых в школах Астраханской области
Включение различных подотраслей современной экологии в область естественно-научного знания школьной системы образования до настоящего времени является проблемой педагогической науки. Для решения этой проблемы необходимо широкое обсуждение различных моделей и их обоснование.
Структура современной экологии, представленная Н.Ф. Реймерсом [5] не может служить основой для формирования общекультурного компонента экологических знаний, так как представленных в структуре подразделов современной экологии довольно много и в основном они очень специфичны.
Для определения общекультурной составляющей экологии необходимо учитывать три группы отношений общества и природы, обозначенные в Конституции Российской Федерации: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Вместе с тем, современное состояние окружающей среды, характеризующееся наступлением глобального экологического кризиса, требует глубокого изучения этой проблемы. Он имеет различные проявления: глобальные климатические изменения, несоответствие темпов и направлений развития экономики и производства ресурсно-экологическим возможностям биосферы и др. Эти обстоятельства повышают значимость экологию как науки, способной дать решение этих проблем. Но при этом современная экология должна стать действительно комплексной наукой, вышедшей за пределы границ очерченных биоэкологией, геоэкологией и т.п., включив в сферу своих интересов социальные, экономические, политические и правовые аспекты жизнедеятельности человека и общества [6].
Базируясь на таком подходе, мы дали следующую характеристику современной экологии - это комплексная наука, объектом изучения которой является биосфера Земли во всех функциях и формах проявления, включая социальные и психологические, а предметом - взаимосвязи и отношения.
Тогда структуру современной экологии мы представляем следующим образом:
1.классическая экология (биоэкология): экология растений, экология животных, биоценология, продукционная экология и т.п.
2.глобальная экология (географическая экология), объектом изучения которой является биосфера в целом, ее географические подразделения, природно-климатические зоны и другие глобальные экосистемные образования и связанные с этим особенности структуры и функций.
.региональная экология (ее можно рассматривать как подотрасль глобальной экологии), изучающая специфические особенности региональных экосистем и подсистем и связанные с ними функции.
.прикладная экология, объектом изучения которой являются экологические аспекты природопользования, включая охрану окружающей среды (природоохранную экологию), инженерную, строительную, радиационную, сельскохозяйственную, токсикологическую, урбоэкологию, экологию жилища и др.
.экология человека: физиологическая экология, экотоксикология, экопаразитология, производственная, адаптационная экология и т.п.
.социальная экология, изучающая взаимоотношения социума с окружающей средой.
Эти направления задают возможности развития экологии как науки и показывают направления культурологического минимума, которые необходимо включить в содержание общего экологического образования.
На основании такого подхода нами было разработано содержание школьного учебника экологии, разделенного на 3 этапа изучения:
вводный (пропедевтический) - 5-6 класс;
основной - 7-9 класс;
мировоззренческий - 10-11 класс.
Основным отличием нашего подхода к содержанию учебников является включение прикладной и региональной экологии. Основанием для включение регионального аспекта послужило в первую очередь то, что федеральные учебники представляли в качестве примеров для рассмотрения экологических закономерностей материал не характерный для региона Нижней Волги. Из-за этого дети теряли интерес к предмету.
По принадлежности, учебники, подготовленные астраханскими учеными и педагогами, представляют для изучения школьников основные разделы современной экологии. Они подготовлены авторским коллективом в составе: Чуйковой Л.Ю., Чуйкова Ю.С., Теплого Д.Л., Сиговатовой М.В., Шамгуновой Л.К. Они подготовлены по классическому академическому варианту и, хотя называются учебными пособиями, по сути, являются учебниками.
Содержание учебного пособия для 7-го класса посвящено изучению основ классической экологии и называется «Основы экологических знаний» (биоэкология). Пособие для 8-го класса представляет экологию Астраханской области (региональная экология) и так называется - «Основы региональной экологии». В нем раскрывается история природопользования в регионе и особенности эволюционной адаптации социальной системы, на примере Астраханской губернии. В 9-м классе содержание учебного пособия посвящено экологии человека. В нем рассматриваются связи человека с окружающей средой на физиологическом, психологическом и социальном уровне. Пособие для 10-го класса называется «Общая экология» и содержит материал о глобальных закономерностях, лежащих в основе экологических взаимодействий, о биосферных процессах и о возможностях использования этих знаний для осуществления экологичного природопользования. Пособие для 11-го класса называется «Социальная экология» и посвящено изучению взаимоотношений общества и природы. В нем раскрываются особенности развития общества и его влияния на природу, а социальная система предстает перед учащимися как саморегулирующаяся социоприродная система. Объем учебных пособий варьирует в пределах от 210 до 264 стр.
Для визуальной оценки тематического содержания учебного материала, представленного в учебных пособиях по экологии (7-11 классы), разработанных астраханским коллективом авторов, представлена сравнительная диаграмма 2, которая позволяет судить не только об общем объеме содержания курса современной экологии, но и об удельном весе каждого раздела в сравнении с федеральными учебниками.
Cодержание учебного материала в региональном комплекте учебников экологии призвано: 1) представить в обобщенном виде законы экологии и показать базовые механизмы взаимодействия в экологических системах; 2) рассмотреть, как развитие общества изменяет природу, разрушает естественные механизмы функционирования экосистем; 3) показать, что общество представляет собой природную систему, развивающуюся в соответствии с природными законами; 4) показать историю природопользования в условиях региона и особенности эволюционной адаптации социальной системы в конкретных природных условиях; 5) рассмотреть связи человека как биологического, психологического и социального существа с окружающей средой; 6) обосновать и показать направления воспитания нравственных, эмоциональных и интеллектуальных качеств человека, для его гармоничного и эффективного взаимодействия с природой.
школьный пособие экология образование
Диаграмма 2. Соотношение объема учебного материала (по подразделам современной экологии), представленного в учебниках экологии, используемых в школах Астраханской области
Литература
1.Глазычев С.Н. Экология: учебная книга //Экология и жизнь, №2-3, 1997. С 3-7.
2.Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. заведений. - М.: Дрофа, 1995. - 240 с.
.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Устойчивый мир, 2000. - 272 с.
.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазычев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. - М.: «МДС», 1998. - 272 с.
.Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы правила, принципы и гипотезы). - М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. - 367 с.
.Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Основы общей экологии (Учебное пособие для ВУЗов). - Астрахань: Изд-во Нижневолжского центра экологического образования, 2005. - 252 с.
.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинова В.М. Основы экологии: Проб. учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /М.: Просвещение, 1995. - 240.