Внедрение экологического менеджмента на предприятии "МЭС Восток"

Оглавление


Введение

1. Экологический менеджмент

1.1 Понятие экологического менеджмента

1.2 Задачи и функции экологического менеджмента электросетевых предприятий

1.3 Экологическая политика предприятия

1.4 Основные этапы разработки политики

2. Характеристика деятельности "МЭС Восток"

2.1 Общая характеристика "МЭС Восток"

2.2 Структура предприятия

3. Экологическое воздействие "МЭС Восток" на окружающую среду

3.1 Специфика экологического воздействия электросетевых компаний

3.1.1 Воздействие на почвы и грунт

3.1.2 Воздействие, связанное с образованием отходов

3.1.3 Электромагнитное воздействие

3.1.4 Воздействие на растительный и животный мир

3.2 Инициативы по сокращению воздействия на окружающую среду

3.3 Выводы и предложения

4. Разработка и внедрение элементов системы экологического менеджмента для "МЭС Восток"

4.1 Экологическая политика "МЭС Восток"

Цель, задачи и основные направления экологической политики "МЭС Восток"

4.2 Программа реализации экологической политики "МЭС Восток" на 2012-2015гг.

4.3 Технические мероприятия Программы реализации экологической политики, направленные на снижение рисков загрязнения окружающей среды

4.3.1 Программа замены и утилизации оборудования, содержащего трихлордифенил

4.3.2 Ремонт (реконструкция) маслохозяйства на электросетевых объектах

4.3.3 Работа по обращению с отходами

Заключение

Список использованных источников

Введение


С усилением интереса общества к проблемам экологии, необходимостью соблюдения требований природоохранительного законодательства, организации различного профиля и масштаба, оказывающих в той или иной мере негативное воздействие на окружающую среду, стремятся к достижению и демонстрации благоприятных экологических характеристик, свидетельствующих об эффективном контроле воздействия на окружающую среду. Один из способов демонстрации экологической политики является наличие сертификата соответствия ИСО 14001, который говорит, что на предприятии создана и функционирует система экологического менеджмента, которая призвана содействовать производственным предприятиям и другим организациям в их усилиях по системному и эффективному управлению процессами и факторами, влияющими на состояние окружающей среды. В качестве стимулов и мотивов для экологической сертификации предприятий могут рассматриваться такие факторы, как улучшение системы управления, экономия энергии и ресурсов за счет наиболее оптимальных логистических схем, увеличение оценочной стоимости (капитализация) основных фондов предприятия, позиционирование предприятия на "зеленом рынке", выстраивание экобрэнда - комплекса положительных впечатлений о предприятии у всех заинтересованных сторон.

Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах приводит к существенным экономическим эффектам вследствие экономии материалов и энергетических ресурсов, повышения качества продукции и производительности труда, сокращения потерь, брака, экологических платежей, штрафных санкций, количества аварий и затрат на ликвидацию их последствий.

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение экологического менеджмента обеспечивает положительный имидж предприятия, служит своего рода пропуском на европейский рынок, позволяет снизить экологические риски и штрафные санкции, позволяет расширить позиции предприятия на международных товарных рынках и привлечь внимания инвесторов.

Сегодня наличие сертификатов на системы менеджмента качества все чаще - необходимое условие для выхода на международный рынок. Это дает возможность производителям выйти на рынок так называемой " зеленой" продукции. В целом можно сказать, что это работа на будущее и направлена на создание положительного образа предприятия для возможных инвесторов, и, разумеется, для потребителей.

экологический менеджмент электросетевой политика

1. Экологический менеджмент


.1 Понятие экологического менеджмента


Экологический менеджмент является одним из видов специального менеджмента, представляет собой часть общей системы менеджмента, изучающего основные принципы и закономерности управления.

Экологический менеджмент представляет собой систему отношений и одновременно совокупность методов, управляющих решением многообразных природно-ресурсных и экологических проблем, возникающих на различных уровнях экономической иерархии - от предприятия и муниципалитета до общенациональной и глобальной экономики. Обосновывая методы повышения уровня экологической безопасности процессов производства и потребления, ресурсосбережения и минимизации экологических рисков, экологический менеджмент позволяет:

для компаний - выявить шансы в области экономии издержек, освоения новых экологических рынков, повышения на этой основе конкурентоспособности;

для регионов и стран - повысить качество окружающей природной среды с учетом интересов настоящих и будущих поколений;

самой природе - поддерживать биоразнообразие и богатство природных ресурсов.

Общей целью экологического менеджмента является гармоничное сосуществование человека, общества и природы, при котором удовлетворяются жизненные потребности нынешних поколений людей без ущерба будущим.

Предметом экологического менеджмента является:

экономический механизм природопользования;

организационная структура;

экологический маркетинг;

экологическая и корпоративная культура;

поведенческие мотивы, взаимодействие с внешней средой и общественностью, а также другие составные части системы управления.

Объектом экологического менеджмента является хозяйственная деятельность человека, его взаимоотношения с природой, средой обитания.

Основные принципы:

экологический менеджмент не заменяет (исключает) существующую деятельность предприятия (компании) в области экологического контроля, а развивается в дополнение к ней на инициативной добровольной основе;

экологический менеджмент рассматривается не как разовая (эпизодическая, однократная) деятельность, а как постоянная деятельность предприятия, постепенно развивающаяся, корректируемая, дополняемая из года в год;

экологический менеджмент объединяет проблемы использования ресурсов, качества производимой продукции и услуг, безопасности персонала и охраны окружающей среды;

экологический менеджмент охватывает различные функциональные сферы деятельности предприятия, которые описаны ниже.

) Управление организационной культурой ориентировано на формирование экологической политики предприятия путем интеграции экономических и экологических целей его функционирования.

Природоохранная политика развития предприятия предполагает:

создание и обеспечение деятельности экологических служб предприятия;

определение ответственности руководства за экологические нарушения;

развитие экологического сознания персонала и администрации;

повышение квалификации работников в области охраны природной среды.

) Управление экологической безопасностью включает:

анализ и выбор технологических процессов обеспечивающих наименьшее воздействие на окружающую среду;

планирование мероприятий по охране окружающей среды;

контроль выполнения графиков по снижению объемов вредных выбросов и сбросов;

организацию разработки программ по предупреждению внештатных ситуаций;

распределение обязанностей по контролю экологической безопасности на предприятии;

мониторинг окружающей среды.

) Управление природными ресурсами заключается в регулировании процессов выбора сырья (безвредного с экологической точки зрения и доступного по цене - с экономической), транспортировки, рационального и комплексного использования природных ресурсов в технологическом процессе (снижение норм их расхода, полнота использования сырья), контроле над внедрением систем оборотного водоснабжения.

) Управление использованием энергии направлено на поиск способов снижения энергоемкости предприятия (включая внедрение энергосберегающих технологий).

) При управлении циклом обращения отходов на предприятии учитывают предотвращение образования отходов (минимизацию их образования) и возможность рециклинга и вторичного использования отходов; безопасную транспортировку и размещение отходов.

) В процессе управления жизненным циклом продукции контролируется экологичность продукции на всех стадиях жизненного цикла:

разработка,

производство,

эксплуатация,

утилизация.

Управление жизненным циклом продукции также предполагает контроль характеристик упаковочных материалов и тары для выявления их соответствия экологическим требованиям (безвредность для человека и окружающей среды, возможность многократного использования или утилизации).

) Экологический учет и отчетность используют для документирования и информирования заинтересованных лиц о деятельности компании в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

) Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий производится для обоснования целесообразности экозащитных действий и определения их рентабельности.

Наличие эффективного экологического менеджмента функционирующего на предприятии способствует формированию следующих конкурентных преимуществ:

а) снижение эксплуатационных расходов, благодаря:

экономии энергии и сырья;

экономии средств в результате использования вторичного сырья;

снижению платы за природные ресурсы и загрязнение.

б) увеличение прибыли предприятия вследствие:

более высоких цен на экологически чистую продукцию (природоохранное законодательство многих стран предусматривает введение ценовой надбавки на продукцию, обеспечивающую средозащитный эффект);

повышение конкурентоспособности изделий, обладающих экологическими характеристиками;

увеличения доли продукта на рынке;

реализации побочных продуктов и отходов производства;

льготного налогообложения и кредитования.

в) преимущества стратегического характера:

создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

обеспечение развития предприятия;

благоприятные взаимоотношения с государственными природоохранными органами, общественностью и "зелеными" движениями.


1.2 Задачи и функции экологического менеджмента электросетевых предприятий


Цель внедрения СЭМ на предприятиях - поддержание мер по охране окружающей среды и предотвращение ее загрязнения, а также демонстрация благоприятных экологических характеристик, свидетельствующих об эффективном контроле воздействия на окружающую среду. Другими словами целью внедрения СЭМ является:

повышение экологической эффективности;

повышение экономической эффективности;

улучшение имиджа;

улучшение инвестиционного климата предприятия.


.3 Экологическая политика предприятия


В международных стандартах экологического управления ИСО 14000 под экологической политикой понимается заявление организации о намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых, а также плановых экологических показателей. Руководство предприятия должно сформулировать экологическую политику и обеспечить, чтобы она:

соответствовала характеру и масштабу воздействия на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;

включала обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее от загрязнения;

включала обязательства соответствия природоохранному обязательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

создавала основы для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

предполагала документальное оформление, внедрение, поддержание, а также информирование всех служащих о принятой экологической политике и была доступна для общественности.


1.4 Основные этапы разработки политики


Экологическая политика частично основывается на находках и выводах первоначальной оценки воздействия на окружающую среду.

Разработка экологической политики начинается с создания понимания:

миссии

видения

ценностей

политической, социальной и экономической культуры предприятия.

В число важных источников информации для разработки экологической политики входят:

результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду;

любое существующее заявление по поводу экологических аспектов;

другие действующие политики, такие как охраны труда, техники безопасности и контроля качества;

мнения заинтересованных и пострадавших сторон, а также служащих, которые могут участвовать в анализе политики, пока не закончена ее разработка;

законодательство, регламенты и стандарты, которые включают обязательные элементы экологической политики.

Разработанная экологическая политика должна быть официально утверждена высшим руководством организации и надлежащим образом оформлена для представления ее содержания всем заинтересованным сторонам.

Принимаемая предприятием экологическая политика является важнейшим структурным элементом системы экологического менеджмента предприятий и одним из основных компонентов системы экологического управления в целом. Грамотно сформулированные цели и приоритетные направления развития, включенные в экологическую политику природопользователя, позволят с наибольшей эффективностью решать существующие экологические проблемы и предотвращать их возникновение в дальнейшем. Определяя цели политики предприятия в области охраны окружающей природной среды необходимо принимать во внимание географическое положение большинства подстанций, которые находятся на Дальнем Востоке. Природная экосистема этой территории трудно восстановима и весьма чувствительна к любым видам загрязнения.

2. Характеристика деятельности "МЭС Восток"


2.1 Общая характеристика "МЭС Восток"


Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС") создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития.

В 1994 году распоряжением РАО "ЕЭС России" были учреждены Дальневосточные межсистемные электрические сети (ДальМЭС) с центром в городе Хабаровске. В то время в эксплуатационном обслуживании ДальМЭС находились 615 км линий электропередачи 500 кВ и подстанции 500 кВ Комсомольская и Хабаровская. В 1997 году создано территориальное обособленное подразделение РАО "ЕЭС России" - Межсистемные электрические сети (МЭС) Востока. С 2002 года МЭС Востока являются филиалом ОАО "ФСК ЕЭС" - Магистральные электрические сети Востока.

"МЭС Восток" осуществляют управление Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС) на территории Дальневосточного федерального округа, оказывают услуги субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии и присоединению к ЕНЭС, реализуют инвестиционную деятельность в сфере развития ЕНЭС, занимаются эксплуатацией магистральных электросетевых объектов, поддерживает в надлежащем состоянии электрические сети, осуществляет технический надзор за состоянием сетевых объектов.

Филиал не является юридическим лицом и действует как обособленное подразделение ФСК ЕЭС. Финансирование хозяйственной деятельности осуществляется по смете, утверждаемой ежеквартально ФСК ЕЭС, в соответствии с бюджетом ФСК ЕЭС и положением о финансировании деятельности обособленных подразделений, утвержденным ФСК ЕЭС.

"МЭС Востока" выполняет обязанности по уплате налогов и иных обязательных сборов и платежей в федеральный бюджет, во внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетной политикой ФСК ЕЭС.


2.2 Структура предприятия


В структуру Магистральных электрических сетей Востока входят 3 предприятия Магистральных электрических сетей (ПМЭС):

Амурское ПМЭС

Приморское ПМЭС

Хабаровское ПМЭС

Общая численность персонала "МЭС Восток" на 1 августа 2011 года составляет 1784 человека.

"МЭС Восток" обслуживают территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Еврейской автономной областей, юга Республики Саха (Якутия) общей площадью около 2 млн кв.км и населением 4,8 млн человек. В зоне обслуживания "МЭС Восток" находятся 12 981 км линий электропередачи 220-500 кВ и 74 подстанции 220-500 кВ суммарной мощностью 13093,9 МВА.


Рисунок 1 - Зона обслуживания "МЭС Восток"


Задачи ПМЭС:

оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии;

оказание услуг по присоединению к электрическим сетям;

оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные измерений и учета;

эксплуатация электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими;

эксплуатация сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, технологического оборудования, а также технологического управления ими;

развитие электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку.


Таблица 1 - Линии электропередачи

ВЛкмВЛ 500 кВ3095 кмВЛ 220 кВ9502 км

Таблица 2 - Подстанции

ПСколичествоПС 500 кВ8ПС 220 кВ64

Таблица 3 - Объемы эксплуатационного обслуживания

Наименование ПМЭСПСВЛПрочее оборудованиеВСЕГОшт. у. е. *кму. е*у. е. *у. е*Амурское3017588638114549218934326Хабаровское2517397403510924258130902Приморское191470125656753106422518ИА МЭС Востока517517ВСЕГО74496851298132226635288263

(* 1 у. е. - объем выполненных работ по эксплуатации 1 км ВЛ 10 КВ на железобетонных опорах)

ПМЭС - предприятия магистральных электрических сетей;

ПС - подстанции;

ВЛ - воздушные линии

ИА МЭС Восток - исполнительный аппарат МЭС Восток.

3. Экологическое воздействие "МЭС Восток" на окружающую среду


3.1 Специфика экологического воздействия электросетевых компаний


Специфика экологического воздействия электросетевых компаний состоит в том, что прямое воздействие на окружающую среду при осуществлении передачи электрической энергии минимально. В технологии транспортировки электрической энергии практически отсутствуют процессы, приводящие к выбросам вредных веществ в атмосферу и сбросам в водные объекты. Процессы, связанные с образованием и размещением отходов производства и потребления, организованы так, что попадание их в окружающую среду возможно только при авариях либо грубых нарушениях технологических процессов при обслуживании и ремонтах электросетевых объектов. Деятельность технических служб Компании, принимаемые технические и организационные решения всегда направлены на обеспечение безопасной и безаварийной транспортировки электрической энергии.


3.1.1 Воздействие на почвы и грунт

Деятельность любой электросетевой компании связана с отведением территорий под линии электропередачи, подстанции и другие объекты сетевого хозяйства. "МЭС Восток" должно стремится вести прокладку линий с наименьшим ущербом для окружающей среды, и работать над совершенствованием конструкций своих объектов с тем, чтобы уменьшить занимаемые площади.

Примером такого подхода может служить процесс строительства электроэнергетических объектов. Строящиеся линии электропередачи представляют собой кабельные линии с применением кабелей из сшитого полиэтилена, несмотря на то, что прокладка высоковольтного кабеля обходится Компании в 5-10 раз дороже, чем строительство воздушных линий. Чтобы минимизировать воздействие оборудования на окружающую среду, каждая из строящихся подстанций 220 кВ должна иметь закрытую компоновку, т.е. оборудование должно размещаться в одном здании, это позволит сэкономить общую площадь, занимаемую подстанцией. Постоянного обслуживающего персонала на подстанциях не будет - за счет автоматизации технологических процессов эксплуатацию этих объектов будут вести оперативно-выездные бригады. Это означает отсутствие необходимости в строительстве водопровода и сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет минимально необходимого количества поездок на автотранспорте.

Согласно Земельному Кодексу РФ ст.13, в целях охраны земель при реконструкции и ликвидации электросетевых объектов должны проводиться мероприятия по:

защите земель от захламления отходами производства, загрязнения, в результате которых происходит деградация земель;

ликвидации последствий загрязнения и захламления земель;

рекультивации нарушенных земель.

Во время проведения работ по реконструкции и ликвидации электросетевых объектов необходимо:

) исключить негативное воздействие на окружающую среду путем минимального нарушения строительной техникой естественного геологического строения грунтов.

) ПС и ВЛ должны использовать экологически чистые технологии, оказывающие минимальное воздействие на почву.

) при реконструкции конечное складирование или захоронение отходов на территории электросетевого объекта не допускается.

) складирование, обезвреживание и захоронение образовавшихся отходов на специализированных полигонах, имеющихся в распоряжении местной или региональной администрации и имеющих лицензию на оказание данного вида услуг.

) утилизация отходов, образовавшихся при реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов, с территории проведения работ должна производиться силами подрядной организации своевременно и в полном объеме.


3.1.2 Воздействие, связанное с образованием отходов

Основные технологические процессы, связанные с передачей электроэнергии, не сопровождаются образованием отходов. Однако в процессе функционирования объектов сети, главным образом эксплуатации оборудования на подстанциях, образуется около 30 видов отходов I-V классов опасности. Это отработанное трансформаторное масло, использованные ртутные лампы, аккумуляторные батареи, металлическая стружка, макулатура и другие.


3.1.3 Электромагнитное воздействие

В принятых в Российской Федерации Санитарных нормах и правилах действуют достаточно жесткие нормативы по влиянию электрического и магнитного полей на биологические объекты. Основной принцип защиты здоровья населения от электромагнитного поля линий электропередач (ЛЭП) состоит в установлении санитарно-защитных зон для объектов "МЭС Восток". Все объекты Компании проектируются, строятся и эксплуатируются в соответствии с этими правилами.


3.1.4 Воздействие на растительный и животный мир

В соответствии со ст.22 ФЗ "О животном мире" при сооружении электросетевых объектов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по:

сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула и отдыха;

обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира;

обеспечению сохранения путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

При сооружении электросетевого объекта для защиты животных рекомендуется проведение мероприятий, ведущих к недопущению проникновения объектов животного мира в те места, где они могут погибнуть или будет причинен вред их здоровью.

При расположении ПС и ВЛ в районах массового гнездования и мест остановки перелетных птиц при перелетах для предотвращения их гибели следует предусматривать закрытие отверстий полых железобетонных стоек опор сетками или наголовниками, а также установку на порталах и опорах отходящих линий до 220 кВ противоптичьих заградителей в соответствии с проектом.

"МЭС Восток" стремится минимизировать свое воздействие на растительный и животный мир, особенно на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Из проблем, связанных с воздействием на животный мир, для Компании актуальна проблема гибели крупных птиц в результате их попадания под напряжение при гнездовании на 4 трассах ЛЭП. Попадание птиц и продуктов их жизнедеятельности на оборудование ЛЭП иногда приводит к коротким замыканиям и, соответственно, к сбоям в энергоснабжении потребителей.

На территории Амурской области и Хабаровского края гнездятся дальневосточные аисты. Эта птица включена в международный список видов, находящихся под глобальной угрозой, и занесена в Красную книгу Российской Федерации. Поскольку дальневосточный аист относится к категории охраняемых птиц, разорение гнезд, уничтожение птиц, а также использование отпугивающих устройств колющего типа, которые наносят вред птицам, для Компании абсолютно исключено. На участках гнездования птиц уже боле 5 лет ведутся работы по сохранению местообитания аистов. Охранные мероприятия предусматривают сооружение проволочных каркасов и искусственных площадок на вновь выявленных местах гнездования. Общее число таких сооружений достигло 115 шт. В 2010 году было установлено 12 проволочных каркасов для гнездования на сумму 38 351 руб. Количество отключений на линиях электропередачи 500 кВ из-за коротких замыканий, спровоцированных жизнедеятельностью аистов: 2008 год - 22; 2009 год - 9; 2010 год - 7. Гибели птиц на объектах "МЭС Восток" в 2010 году не зафиксировано.


3.2 Инициативы по сокращению воздействия на окружающую среду


В течение 2010 года проводилось экспертирование и редактирование четырех корпоративных стандартов экологической безопасности электросетевых объектов, охватывающих экологические требования на всех стадиях их жизненного цикла:

при проектировании,

при сооружении,

при обслуживании и ремонте,

при реконструкции и ликвидации.

К работе над стандартами наряду со структурными подразделениями Компании и научно-исследовательскими институтами были привлечены представители экологических НПО. Приказом ОАО "ФСК ЕЭС" №143 от 15.03.2010 года утверждены и приведены в действие 4 стандарта экологической безопасности:

) Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при проектировании.

) Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при сооружении.

) Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при обслуживании и ремонте.

) Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при реконструкции и ликвидации.


3.3 Выводы и предложения


"МЭС Восток" является крупнейшей компанией, осуществляющей транспортировку и распределение электрической энергии на Дальнем Востоке, что объективно определяет воздействие производственной деятельности Компании на окружающую среду, включая такие виды воздействия, как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ на рельеф и в водные объекты, размещение отходов производства, а также негативное воздействие шума, тепла, вибрации, электромагнитных полей.

Для снижения этой опасности Компании необходимо разработать и реализовать целый комплекс организационных, инвестиционных и других мероприятий. В данной работе предлагается разработка и внедрение политики в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и охраны труда, которая распространяется на все структурные подразделения Компании и является основой для планирования и реализации любых видов хозяйственной деятельности.

Цели и задачи Политики:

минимизация негативного воздействия на окружающую среду;

соблюдение природоохранных требований и нормативов;

рациональное использование природных и энергетических ресурсов;

совершенствование системы экологического менеджмента;

поддержание высокого уровня экологических знаний и ответственности персонала;

обеспечение безопасных условий труда;

помощь в создании комфортных условий проживания местного населения.

Для достижения поставленных целей и задач до начала проектируемой деятельности должна проводится оценка воздействия на окружающую среду, должен вестись регулярный экологический мониторинг, предприняты надлежащие меры по управлению экологическими рисками, совершенствование технологии и модернизация оборудования, а также должна быть сформулирована программа по ресурсосбережению и проведение периодических внутренних экологических аудитов.

"МЭС Восток" стремится осуществлять свою деятельность в полном соответствии с национальным законодательством и международными стандартами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду и эффективного энергопотребления.

В рамках реализации экологической политики, внедряемой в компанию, "МЭС Восток" не осуществляет деятельность на территориях и акваториях, относящихся к государственным природным заповедникам, национальным природным паркам, заказникам, памятникам природы.

В целях повышения квалификации и освоения новых методов решения профессиональных задач в сфере экологической безопасности специалисты и руководители Компании должны пройти подготовку и аттестацию в области обеспечения экологической безопасности.

4. Разработка и внедрение элементов системы экологического менеджмента для "МЭС Восток"


4.1 Экологическая политика "МЭС Восток"


Общие положения

Экологическая политика "МЭС Восток" разработана в соответствии со стратегией государства в области экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, экологической доктриной Российской Федерации с учетом мнений ведущих природоохранных организаций.

"МЭС Восток" является крупнейшей компанией, осуществляющей транспортировку и распределение электрической энергии на Дальнем Востоке, что объективно определяет воздействие производственной деятельности Компании на окружающую среду, включая такие виды воздействия, как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ на рельеф и в водные объекты, размещение отходов производства, а также негативное воздействие шума, тепла, вибрации, электромагнитных полей.

Экологическая политика "МЭС Восток" определяет принципы, цели, задачи и основные направления деятельности Компании в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на долгосрочный период.

Основополагающими принципами экологической политики "МЭС Восток" являются:

признание конституционного права человека на благоприятную окружающую среду;

учет приоритета экологической безопасности как составной части национальной безопасности;

ответственность за обеспечение охраны окружающей среды при развитии электрических сетей на Дальнем Востоке;

энергосбережение и рациональное использование природных и энергетических ресурсов на стадиях передачи и распределения электрической энергии;

научная обоснованность экологической политики;

приоритетность внедрения наилучших существующих технологий по сравнению с мероприятиями по минимизации экологического ущерба от работы действующего оборудования (с учетом технико-экономического обоснования);

принятие управленческих и инвестиционных решений с учетом экологических приоритетов;

ведение производственной деятельности на территориях и акваториях высокой природоохранной ценности только в исключительных случаях на основе специальных решений органов государственной власти;

сокращение образования отходов производства и экологически безопасное обращение с ними;

приоритет принятия предупредительных мер над мерами по ликвидации экологических негативных воздействий;

международное сотрудничество в области использования экологически чистых и энергетически эффективных технологий, а также содействие исследованиям влияния объектов энергетики на экологию;

открытость и доступность экологической информации, незамедлительное информирование всех заинтересованных сторон о произошедших авариях, их экологических последствиях и мерах по их ликвидации;

открытость и доступность результатов экологического мониторинга действующих предприятий, взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами в процессе исследований, проводимых в рамках процедуры оценки воздействия предприятий электросетевого комплекса на окружающую среду при проектировании и строительстве новых объектов.

Цель, задачи и основные направления экологической политики "МЭС Восток"

Целью экологической политики "МЭС Восток" является повышение уровня экологической безопасности, рост инвестиционной привлекательности за счет обеспечения надежного и экологически безопасного транспорта и распределения энергии, комплексного подхода к использованию природных энергетических ресурсов.

Достижение поставленной цели предусматривается на основе решения следующих задач:

) Снижение негативного воздействия предприятия на окружающую среду путем сокращения сбросов загрязняющих веществ на рельеф и в водные объекты, сокращения образования производственных отходов, снижения потерь энергии в электрических сетях.

Основными направлениями решения этой задачи являются:

технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации устаревшего оборудования, внедрение наилучших существующих технологий при транспортировке и распределении электрической энергии;

совершенствование технологических процессов передачи и распределения электроэнергии, реализация мероприятий по энергосбережению, снижению потерь энергии при транспортировке;

сокращение образования отходов производства и обеспечение безопасного обращения с ними.

) Создание организационных механизмов, обеспечивающих минимизацию негативного воздействия электросетевого комплекса на окружающую среду.

Основными направлениями решения этой задачи являются:

совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды, разработка технических регламентов и стандартов организации в области экологической безопасности, относящихся к объектам электроэнергетики;

совершенствование системы управления компанией в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, приводящих к негативным экологическим последствиям;

внедрение системы экологического менеджмента, как составной части системы корпоративного управления нефинансовыми рисками, в соответствии с требованиями международных / национальных стандартов ISO 14001: 2004/ГОСТ Р ИСО 14001-2007.

повышение экологической культуры, образовательного и профессионального уровня персонала Компании в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности;

соблюдение подрядчиками, производящими работы на объектах "МЭС Восток" стандартов и норм в области экологической безопасности.

Заключительные положения

"МЭС Восток" намерено поддерживать плодотворное сотрудничество с международными российскими правительственными и неправительственными организациями, научными и образовательными учреждениями, эффективно работающими в области охраны окружающей среды. Реализация экологической политики "МЭС Востока" позволит: снизить негативное воздействие на окружающую среду; повысить конкурентоспособность электроэнергии на внешнем и внутреннем рынках; повысить инвестиционную привлекательность; повысить уровень социальной ответственности "МЭС Восток".

Руководство "МЭС Восток" берет на себя ответственность за реализацию экологической политики Компании и выполнение принятых обязательств.


4.2 Программа реализации экологической политики "МЭС Восток" на 2012-2015гг.


Таблица 4 - Программа реализации экологической политики

№ п/пНаименование работИсполнительПродолжительность работыИсточ ник финансированияОжидаемый экологический эффектРезультат, срок кому представляет сяI Организационные мероприятия1.1Утверждение положения об организационной структуре управления природоохранной деятельностью "МЭС Восток"ДУП ДПБ2012гБез затратСовершенствование природоохранной деятельностиОРД ОАО "ФСК ЕЭС" 30.12.20121.2Координация деятельности подстанций по разработке необходимой природоохранной документации, получению разрешительных документов (лицензии, лимиты, разрешения на выбросы и сбросы, решения на водопользование) ДПБ2012-2014гБез затратВыполнение требований природоохранного законодательства РФ, снижение рисков возникновения претензий со стороны контролирующих органов сверхлимитных платежейЕжеквартальные отчеты ПМЭС до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом Ежегодный отчет о природоохранной деятельности "МЭС Восток" до 01 февраля 2013-2015гг. главному инженеру1.3Разработка количественных целевых показателей в области охраны окружающей среды (объем водопотребления, объем отходов и т.д.) и мероприятий по их достижениюДПБ ПМЭС2012гБез затратСнижение негативного воздействия на окружающую среду, повышение эффективности природоохранной деятельности "МЭС Восток"ОРД "МЭС Восток" План мероприятий по достижению целевых показателей 30.12.20121.4Создание автоматизированного рабочего места (АРМ) эколога на подстанциях "МЭС Восток" ДПБ ДИТ ПМЭС2013гЦелевая программаСовершенствование природоохранной деятельностиОтчет о внедрении АРМ до 01 февраля 2014г. Главному инженеру1.5Организация экологического обучения руководителей и работников "МЭС Восток"ДУП ДТНиА2012-2014гЕжегодные планы обученияПовышение уровня квалификации, экологического сознания, выполнение требований природоохранного законодательства РФ Планы обучения до 15 декабря 2012-2014гг. II Технические мероприятия2.1Реализация целевой программы замены и утилизации оборудования, содержащего трихлордифенилы (ТХД) ДПБ ПМЭС2012-2014гЦелевая программаВыполнение требований природоохранного законодательства РФ, исключение рисков попадания ТХД в окружающую средуЕжеквартальные отчеты ПМЭС до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом Ежегодный отчет о природоохранной деятельности "МЭС Восток" до 01 февраля 2013-2015гг. главному инженеру 2.2Ремонт (реконструкция) систем и устойств маслосборниковПМЭС2012-2014гПрограммы техперевооружения и реконструкции (ПТиР), производственные программы (ПП) Исключение рисков разлива масла и его попадания в почвы и грунтовые воды2.3Оборудование мест временного накопления отходовПМЭС2012-2014гППВыполнение требований природоохранного законодательства РФ, исключение рисков попадания загрязняющих веществ в почвы и грунтовые воды2.4Строительство и реконструкция систем канализации, очистных сооружений, хозбытовых и ливневых стоковПМЭС2012-2014гПТиР, ППСнижение содержания загрязняющих веществ в стоках, исключение рисков попадания загрязняющих стоков в водоемы, почвы и грунтовые водыIII Внедрение системы экологического менеджмента и экологического аудита3.1Внедрение в "МЭС Восток" системы экологического менеджмента как составной части системы управления с последующей сертификацией на соответствие международному стандарту ISO 14001ДПБ ПМЭС2012-2013гЦелевая программаСоздание эффективной системы экологического менеджмента, совершенствование природоохранной деятельности, улучшение целевых экологических показателей, снижение негативного воздействия на окружающую среду, улучшение имиджа "МЭС Восток"Получение сертификата на соответствие международному стандарту ISO 14001 30.12.20133.2Проверка организации управления природоохранной деятельностью ПС "МЭС Восток" в рамках целевых экологических и комплексных технических аудитовДТНиА ДПБ2012-2014гЕжегодные графики проведения аудитовВыявление нарушений и несоответствий законодательным и иным требованиям для проведения корректирующих мероприятий по их устранениюОРД ежегодно 01 февраля 2013-2015гг. 3.3Проведение внутренних экологических аудитов на ПС "МЭС Восток"МЭС ПМЭС 2012-2014гЕжегодные графики проведения аудитовВыявление нарушений и несоответствий законодательным и иным требованиям для проведения корректирующих мероприятий по их устранениюОРД ежегодно 25 декабря 2012-2014гг. IV Обеспечение информационного обмена в сфере экологии4.1Участие в работе рабочей группы по подготовке законопроектов по направлению "формирование новых экологических стандартов жизни" Минэнерго РоссииДПБ2012-2014гБез затратСовершенствование природоохранного законодательства РФОтчет представляется по требованию4.2Подготовка информации о достижениях "МЭС Восток" в сфере экологии для размещения на веб-сайте "МЭС Восток" и СМИДПБ ПМЭС2012-2014гБез затратИнформирование заинтересованных сторон и общественности, улучшение имиджа "МЭС Восток"Информация на веб-сайте "МЭС Восток" по запросу4.3Взаимодействие с экологической общественностью, в том числе неправительственными экологическими организациями (НПО) ДПБ2012-2014гБез затратПланирование природоохранной деятельности с учетом замечаний и предупреждений НПО, улучшение имиджа "МЭС Восток"Отчет предоставляется по требованию4.4Участие в тематических выставках и конференцияхДПБ ПМЭС2012-2014гЕжегодные планыВозможность информационного обмена в сфере экологии, использование новейших достижений в природоохранной деятельности "МЭС Восток"Отчет предоставляется по требованиюV Разработка нормативно-технической документации в сфере экологии5.1Разработка реестра особо охраняемых территорий (ООПТ), находящихся в зоне действия электросетевых объектов "МЭС Восток"ДПБ2013гБюджет ДПБВозможность проектирования электросетевых объектов с учетом особенностей ООПТ, минимизация отрицательного воздействия на природные комплексы ООПТОРД "МЭС Восток" 30.12.20135.2Разработка методологических указаний по ведению природоохранной деятельности в филиалах "МЭС Восток" по всем видам негативного воздействия на окружающую средуДПБ2013гБюджет ДПБСовершенствование природоохранной деятельности, обеспечение единого порядка ее ведения на всех ПМЭС "МЭС Восток"ОРД "МЭС Восток" 30.12.2013г.

ДПБ - Департамент производственной безопасности

ДИТ - Департамент информационных технологий

ДТНиА - Департамент технического надзора и аудита

ДУП - Департамент управления персоналом и организационного проектирования

ПМЭС - подстанции магистральных электрических сетей


4.3 Технические мероприятия Программы реализации экологической политики, направленные на снижение рисков загрязнения окружающей среды


4.3.1 Программа замены и утилизации оборудования, содержащего трихлордифенил

Целевая программа по утилизации оборудования, содержащего трихлордифенил. К 2013 году должен быть завершен первый этап реализации этой программы, в рамках которого необходимо вывезти и обезвредить 1 816 единиц оборудования весом 63 тонны. Затраты на эти мероприятия составят 3,9 млн руб.


4.3.2 Ремонт (реконструкция) маслохозяйства на электросетевых объектах

При нарушении технологии ведения ремонтных работ на подстанциях (или после аварий) возможно попадание трансформаторного масла на грунт. Для предотвращения разливов масла в процессе его замены или в случае аварийной ситуации сооружаются специальные емкости - маслосборники. От состояния маслосборников и всего маслохозяйства (маслопроводы, накопители и т.п.) зависит предотвращение разливов, попадания трансформаторного масла на почву. Поэтому на объектах Компании необходимо проведение постоянного мониторинга состояния маслохозяйства. По итогам осмотров принимаются решения о выделении средств на ремонт (реконструкцию) систем и устройств маслохозяйства.

За 2008 и 2009 годы было отремонтировано свыше 15 объектов на общую сумму около 5 млн руб. В 2010 году - 11 объектов на сумму 3 млн руб.

Организация маслохозяйства (требования):

а) Для маслонаполненного оборудования должно быть организовано централизованное масляное хозяйство, оборудованное резервуарами для хранения масла, насосами, оборудованием для очистки, осушки и регенерации масел, передвижными маслоочистительными и дегазационными установками, емкостями для транспортировки масла.

б) на территории подстанций следует предусматривать устройства по сбору и удалению масла (при наличии маслонаполненного оборудования) с целью исключения возможности растекания его при аварии по территории и попадания в водоемы.

в) при массе масла или негорючего экологически безопасного диэлектрика в одном баке более 600 кг должен быть устроен маслоприемник, рассчитанный на полный объем масла, или на удержание 20% масла с отводом в маслосборник.

г) Для предотвращения растекания масла и распространения пожара при повреждениях маслонаполненных силовых трансформаторов (реакторов) с количеством масла более 1т в единице, должны быть выполнены маслоприемники, маслоотводы и маслосборники с соблюдением следующих требований:

) габариты маслоприемника должны выступать за габариты трансформатора (реактора) не менее чем на

,6 м при массе масла до 2 т;

на 1 м при массе от 2 до 10 т;

на 1,5 м при массе от 10 до 50 т;

на 2 м при массеболее 50 т.

При этом габарит маслоприемника может быть принят меньше на 0,5м со стороны стены или перегородки, располагаемой от трансформатора (реактора) на расстоянии менее 2м.

) Объем маслоприемника с отводом масла следует рассчитывать на единовременный прием 100% масла, залитого в трансформатор (реактор). Объем маслоприемника без отвода масла следует рассчитывать на прием 100% объема масла, залитого в трансформатор (реактор), и 80% воды от средств пожаротушения из расчета орошения площадей маслоприемника и боковых поверхностей трансформатора (реактора) с интенсивностью 0,2 л/с?м в течение 30 мин.

) Маслоприемники с отводом масла могут выполняться как заглубленными, так и незаглубленными (дно на уровне окружающей планировки). При выполнении заглубленного маслоприемника устройство бортовых ограждений не требуется, если при этом обеспечивается объем маслоприемника.

) Маслоприемники с отводом масла могут выполняться:

с установкой металлической решетки на маслоприемнике, поверх которой насыпан гравий или щебень толщиной слоя 0,25 м;

без металлической решетки с засыпкой гравия на дно маслоприемника толщиной слоя не менее 0,25 м.

) Незаглубленный маслоприемник следует выполнять в виде бортовых ограждений маслонаполненного оборудования. Высота бортовых ограждений должна быть не более 0,5 м над уровнем окружающей планировки.

) Дно маслоприемника (заглубленного и незаглубленного) должно иметь уклон не менее 0,005 в сторону приямка и быть засыпано чисто промытым гранитным (либо другой непористой породой) гравием или щебнем фракцией от 30 до 70 мм. Толщина засыпки должна быть не менее 0,25 м.

) Верхний уровень гравия (щебня) должен быть не менее чем на 75мм ниже верхнего края борта (при устройстве маслоприемников бортовыми ограждениями) или уровня окружающей планировки (при устройстве маслоприемников без бортовых ограждений).

) Допускается не производить засыпку дна маслоприемников по всей площади гравием. При этом на системах отвода масла от трансформаторов (реакторов) следует предусматривать установку огнепреградителей.

д) Маслосборные устройства могут выполняться в отдельно стоящих, пристроенных и встроенных в производственные помещения ЗРУ в камерах трансформаторов и других маслонаполненных аппаратов с массой масла в одном баке до 600 кг при расположении камер на первом этаже с дверями, выходящими наружу.

е) Маслоотводы должны выполняться закрытыми, в отдельных случаях (например, при сильнопучинистых грунтах, при высоких уровнях грунтовых вод и пр.), при специальном обосновании, допускаются открытые маслоотводы при соблюдении следующих условий:

обязательно сооружение бордюра по периметру маслоприемника длязадержания растекающегося масла;

трасса маслоотводов должна проходить на расстоянии не менее 10 м от маслонаполненной аппаратуры;

сброс масла из маслоприемников должен осуществляться в закрытый маслосборник с последующей откачкой в передвижные емкости стационарным или передвижным насосом.

ж) допускается размещение маслосборника вне ограды ПС (преимущественно для комплектных трансформаторных подстанций и ПС 220 кВ с блочными и мостиковыми схемами электрических соединений) при условии его ограждения, обеспечения подъезда автотранспорта и согласовании с землевладельцем.

з) расстояния от резервуаров открытых складов масла должны быть не менее:

до зданий и сооружений электростанций и ПС: 12 м - для складов общей емкостью до 100 т масла; 18м - для складов емкостью более 100 т;

до жилых и общественных зданий - расстояния на 25% больше указанных в предыдущем пункте

до аппаратной маслохозяйства - 8 м;

до складов баллонов водорода - 20 м;

до внешней ограды ПС: 6,5 м - при устройстве охранной периметральной сигнализации, 4 м - в остальных случаях.

и) для закрытых ПС маслосборник предусматривается за пределами здания.

к) маслосборники рассчитываются из условий размещения 100% масла, содержащегося в наибольшем трансформаторе, 80% расчетного расхода воды от автоматического пожаротушения, с предусматриваемой сигнализацией наличия условно чистой воды, с выводом сигнала на щит управления.

л) на ПС без автоматического пожаротушения емкость маслосборника рассчитывается из условия размещения 100% масла и 20% расчетного расхода воды из гидрантов.

м) при применении автоматического пожаротушения емкость маслосборника определяется проектом в зависимости от габаритов маслонаполненного оборудования и схемой установки клапанов системы.


4.3.3 Работа по обращению с отходами

Отходы, образованные в процессе функционирования объектов сети, передаются по договорам специализированным организациям, имеющим лицензии на право ведения таких работ для дальнейшей переработки, утилизации и/или размещения.

Таблица 5 - Общая масса отходов в разбивке по типу и способу обращения

Образовано отходов (тыс. тонн) из них 2009 год 2010 годI класса опасности 0,07 0 II класса опасности 0,01 0,01 III класса опасности 0,06 0,02 IV класса опасности 3,42 1,73 V класса опасности 3,94 6,92 Передано специализированным организациям для дальнейшей переработки или утилизации 2,10 0,45


Теги: Внедрение экологического менеджмента на предприятии "МЭС Восток"  Курсовая работа (теория)  Экология
Просмотров: 14653
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Внедрение экологического менеджмента на предприятии "МЭС Восток"
Назад