Экономическое развитие современного города и качество окружающей среды

Московский институт экономики, менеджмента и права

Факультет экономики и финансов

Кафедра городского хозяйства

Специальность «Экономика и управление на предприятии»


КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Экономическое развитие современного города и качество окружающей среды»


Москва 2013

Содержание


Введение

Глава 1. Качество и состояние окружающей среды г. Москвы

.1 Управление городскими отходами

.2 Проблемы водного хозяйства городов на примере г. Москвы

.3 Городской транспорт и экология г. Москвы

Глава 2. Управление качеством и состоянием окружающей среды городов

.1 Решение проблем утилизации бытовых и биологических отходов

.2 Повышение качества водоснабжения городов

.3 Приоритетные направления решения проблем городского транспорта

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем фактом, что экономическое развитие городов оказывает прямое влияние на окружающую среду.

Например, все большие города мира построены на свалках. Отходами быта и производства заваливались ближайшие овраги, а по мере роста городов строительство начиналось на этих территориях. Неконтролируемый вывоз отходов приводил и приводит к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Перенаселенная Западная Европа, потеряв значительную часть своих жителей от «болезней грязных рук», раньше России начала решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, проблемы их складирования и переработки.

Было бы неверным утверждать, что в XX в. обострилась только проблема отходов в городах. Более правильно говорить обо всех проблемах, возникших в связи с быстрой урбанизацией в XX в., в том числе проблемы городского транспорта и водного хозяйства.

Цель работы - изучение основных проблем окружающей среды городов, возникших вследствие их экономического развития, а также рассмотрение основных принципов и путей улучшения управления качеством и состоянием окружающей среды городов.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

изучить проблемы управления городскими отходами и водным хозяйством;

провести обзор основных проблем, связанных с функционированием городского транспорта;

рассмотреть основные меры, направленные на улучшение состояния экологии городов, а также повышающих эффективность управления качеством окружающей среды.

Объект исследования - проблемы экологического состояния городов, связанные с их экономическим развитием.

Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в ходе решения проблем, связанных с низким качеством состояния окружающей среды городов.

Материалом для исследования послужили нормативные документы, научная и исследовательская литература.


Глава 1. Качество и состояние окружающей среды г. Москвы


.1 Управление городскими отходами


Свалки, или, как их называют специалисты, полигоны, находятся обычно далеко за городом (в Москве за 60 - 70 км.). Возить туда отходы небольшими грузовиками экономически нецелесообразно, поэтому во многих городах, в том числе и в Москве, строятся так называемые мусороперегрузочные станции, где отходы уплотняются и перезагружаются в большой мусоровоз, которому трудно двигаться по узким городским улицам, но использование которого на загородных перевозках экономит топливо и материальную часть.

Наконец, система переработки отходов состоит из сооружений, в которых отходы либо хранятся, либо перерабатываются с целью их нейтрализации, уменьшения занимаемого ими объема. Большая часть отходов в Европе, Америке и России вывозится на полигоны. Часть отходов сжигается, органические отходы могут перерабатываться в т. н. компост, либо используются как вторичное сырье.

При создании и эксплуатации системы управления отходами приходится решать три проблемы: организационные, технические и финансовые. Первый этап реализации системы предполагает разработку концепции управления отходами, называемой чаще схемой санитарной очистки от бытовых и промышленных отходов.

Схема содержит четыре части:

критический анализ существующего положения с управлением отходами;

разработку организационных мероприятий;

разработку технических мероприятий;

разработку схемы финансирования создания и эксплуатации системы управления отходами.

В первой части схемы уточняется морфологический состав отходов различных групп для города или региона, проводится анализ сложившейся в городе системы управления отходами, определяются ее достоинства и недостатки, выявляются источники финансирования, правовая основа функционирования системы.

Наибольшую проблему для городских властей представляют бытовые отходы, потому что они образуются всюду по городу.

Морфологический состав и объемы накопления бытовых отходов в Москве несколько отличаются от общепринятых для средней полосы России.

Так, в Москве утвержденная норма накопления бытовых отходов на 1 человека в год в настоящее время составляет 1 куб. м или 250 кг.

Осадки ливневых сточных вод представляют экологическую опасность, прежде всего, из-за содержания в них взвешенных веществ, нефтепродуктов, хлоридов. Они загрязняют 70 малых рек на территории г. Москвы.

Отходы зеленого хозяйства - это листья и сучья, образующиеся естественным путем и в результате обрезки. Практически они безвредны для окружающей среды и обычно складируются. В Западной Европе они зачастую измельчаются и используются для приготовления компоста. Радиоактивные отходы, образующиеся на 688 объектах г. Москвы, являются потенциальными источниками радиоактивного заражения. Как правило, это отработавшие радиоактивные источники приборов, медицинских установок, научного оборудования. Кроме того, в г. Москве, по оценкам МосНПО "Радон", находится около 1 млн. т слаборадиоактивного грунта, подлежащего вывозу. Он образовался в предвоенные и послевоенные годы в результате деятельности предприятий оборонного комплекса России.

Во второй части схемы санитарной очистки вначале проводится анализ применяемых в городе нормативно-правовых документов и определяются направления и размеры их корректировки для учета конкретных экономических условий данного города. Разрабатывается схема документооборота системы управления отходами.

Третья часть схемы санитарной очистки посвящена техническим аспектам создания системы управления отходами. Это анализ и сравнение технологий сбора, транспортировки и переработки отходов по экономическим и экологическим критериям, в результате которых выбираются наиболее подходящие для города технологии. Кроме того, в этой же части проводится выбор мест расположения объектов санитарной очистки города, маршрутов движения транспорта, временные характеристики его работы. По результатам второй и третьей части схемы разрабатывается примерная смета расходов и план мероприятий по реализации системы управления отходами.

Наконец, в последней части схемы рассматриваются возможности финансирования системы.

Современные эффективные методы санитарной очистки, такие как применение современных мусоровозов, строительство мусороперегрузочных станций, оснащение заводов высокоэффективными системами сжигания и газоочистки, требуют значительных материальных затрат.

В то же время ни один город России не имеет сбалансированного бюджета в части управления отходами. Отсутствуют финансовые средства для капиталовложений, необходимы дотации из городского бюджета в бюджет отдельных предприятий, занимающихся сбором и переработкой отходов.

В последней части схемы санитарной очистки анализируются возможности каждого из перечисленных источников финансирования, выбираются наиболее приоритетные. Здесь же определяется тарифная политика городских властей, направление развития рыночного механизма в городе. Схема санитарной очистки не может быть разработана раз и навсегда для всей России. Она разрабатывается и уточняется в среднем 1 раз в 5 лет для каждого города или региона России с учетом его географического положения, экономического и социального состояния.

Разработанная схема должна пройти рецензирование. В частности, схема санитарной очистки г. Москвы рассматривалась институтами Европейского агентства охраны окружающей среды.

Схема утверждается правительством региона или администрацией города, и начинается ее реализация в соответствии с разработанным планом.

Одним из приоритетных видов специальных отходов являются биологические. Рассмотрим, как формулируется эта проблема в г. Москве.

Отсутствие должной организации сбора, транспортировки и переработки биологических отходов приводит к тому, что они вывозятся на городские полигоны и ухудшают без того напряженную экологическую обстановку в регионе.

В России практически отсутствует нормативно-инструктивная документация по обращению с этими отходами, не разработаны необходимые научные обоснования.

В странах Западной Европы запрещено захоронение биологических отходов. Так, особо опасный спорообразующий микроб сибирской язвы сохраняет в земле жизнеспособность возбудителя даже после полного разложения трупа более 100 лет.

Условно всю гамму биологических отходов, исходя из существующих требований к их переработке, можно подразделить на 3 группы:

особо опасные отходы - термическое обезвреживание при температуре не ниже 1250°С;

опасные отходы - термическое обезвреживание при температуре не ниже 850°С;

условно опасные отходы - термические и химические методы переработки во вторичной продукт (мясокостная мука и др.)

В настоящее время в г. Москве сосредоточено более 1500 предприятий, организаций, медицинских, ветеринарных лечебных и учебных учреждений, рынков, зоопарков, цирков, муниципальных и таможенных организаций, на которых образовывается ежегодно свыше 75 тыс. т различных биологических отходов, подлежащих немедленному обезвреживанию, переработке и нейтрализации.

Только по официальным данным в г. Москве ежегодно образуется не менее 6 тыс. т особо опасных биологических отходов животного происхождения первого класса опасности из вивариев научно-исследовательских институтов, отловленных и усыпленных домашних животных, грызунов и птиц, которые по ветеринарному законодательству подлежат сжиганию при температуре, позволяющей уничтожить инфекционные заболевания. Вывезти их на полигоны и уничтожить традиционным способом не представляется возможным, так как не решается проблема обезвреживания их токсичности, инфекционной зараженности.

Особую опасность для региона и города представляют залповые поставки биологических отходов в результате локальных эпидемий или поставки крупных партий некачественного продовольствия в обход действующих законов. Неуничтоженные продукты являются питательной средой для размножения грызунов, плотоядных животных и птиц. За последнее время значительно увеличилось число заболеваний бешенством диких и домашних животных, участились случаи вспышек остроинфекционных заболеваний людей и домашних животных.

Расчеты показывают, что если в 80-е годы в России ежегодно образовывалось до 50 тыс. т. в год биологических отходов, то сейчас это количество достигает 75 тыс. т. в год.

Если динамика прироста сохранится, а система переработки биологических отходов не будет создана, то для захоронения в традиционно используемых ямах Беккари потребуется более тысячи квадратных километров земли, включая охранные зоны. Эти земли как минимум на 10 лет будут выведены из землепользования. Потери от недополученной продукции с этих земель составят, по официальным оценкам Минэкономики, более 200 млрд. руб. в год. Однако ущерб не ограничивается только этой цифрой. Резко повышается риск возникновения эпидемических вспышек, и экономический ущерб от этого трудно поддается учету.

В Московском регионе на настоящее время действует единственный объект, предназначенный для обезвреживания биологических отходов - завод «Эколог» в Люберецком районе Московской области.


1.2 Проблемы водного хозяйства городов на примере г. Москвы


Водное хозяйство г. Москвы состоит из двух систем - системы водоподготовки и водоснабжения и системы водоотведения сточных вод.

Подача питьевой воды в Московскую водопроводную сеть осуществляется пятью водопроводными станциями, четыре из которых базируются на поверхностных источниках водоснабжения.

Удельное водопотребление населения составляет 392 л на человека в сутки.

Поверхностный сток с территории города формируется за счет талых снеговых и дождевых вод, а также поливомоечных вод. Суммарный поверхностный сток на территории города составляет 0,25 куб. км/год. Средний для Москвы модуль стока составляет 9 л/с км2. Наблюдается увеличение модуля стока от окраин города к центру. Поверхностный сток с территории города не очищается от загрязнений.

На водопроводных станциях вода поверхностных источников проходит двухступенчатую очистку и обеззараживание. Первая ступень - коагулирование сернокислым алюминием и отстаивание; вторая - фильтрование на песчаных фильтрах. Обеззараживание осуществляется газообразным хлором и включает как обработку фильтрованной воды (вторичное хлорирование), так и обработку сырой воды (первичное хлорирование). Специфика качества воды водоисточника обусловливает некоторое различие в режимах обработки воды.

Контроль качества воды на водопроводных станциях (в пределах ГОСТ 2974-82 «Вода питьевая») проводится на всех стадиях обработки по всем технологическим линиям. Микробиологические показатели (комплекс и число микроорганизмов), характеризующие безопасность воды в эпидемиологическом отношении, определяются 2 раза в сутки, органолептические (запах, цветность, мутность) - 6-12 раз в сутки (при ухудшении качества воды водоисточника - 12-24 раза в сутки).

Остаточный хлор определяется ежечасно. На каждой водопроводной станции ежедневно проводится около 1000 химических определений, 100 бактериологических и 20 гидробиологических.

Система подачи и распределения воды в г. Москве включает в себя 8,5 тыс. километров водопроводных сетей, 10 городских насосных станций и 6 регулирующих узлов. Общая емкость регулирующих узлов составляет 1,2 млн. куб. м, объем воды, находящейся в трубах, - 1,5 млн. куб. м.

В настоящее время требуется принципиально новый подход к функционированию и развитию канализационной системы современного промышленно развитого города - мегаполиса, каким является г. Москва, в частности децентрализация очистных сооружений и переход к строительству станций малой производительности до 500 тыс. м3 в сутки в различных районах города. Именно эта идея заложена в основу Генеральной схемы развития канализации. В ней предусматривается поэтапное улучшение качества очищенных сточных воды, прежде всего, удаление биогенных элементов на стадии биологической очистки.

Городские станции аэрации запроектированы и обеспечивают качество очищенных сточных вод на уровне крупных городов Европы, однако оно не соответствует современным санитарно-экологическим требованиям, действующим в России.

Система канализации г. Москвы в своем развитии сложилась как полная раздельная и обеспечивает прием хозяйственно-фекальных и промышленных сточных вод. Атмосферные и условно чистые воды отводятся через систему водостоков в открытый водоприемник, каким является река Москва.

Канализационная сеть города обусловлена рельефом местности и имеет общее направление основных каналов и коллекторов в южную часть города, где и расположены две крупнейшие станции аэрации - Курьяновская и Люберецкая. Город Зеленоград имеет свою самостоятельную систему канализации с Зеленоградской станцией аэрации.

Проблематичным остается вопрос использования осадков сточных вод в качестве органического удобрения из-за высокого содержания тяжелых металлов.


1.3 Городской транспорт и экология г. Москвы


Среди антропогенных источников загрязнения окружающей среды больших городов мира транспорт устойчиво занимает первое место. Днем он отравляет воздух, ночью загрязняет десятки квадратных километров городской земли.

В Москве ежедневно на дорогах находится 1,5 млн. единиц транспорта, а общее число машин в г. Москве составляет более 2 млн. При этом основная часть московских автомобилей плохого качества.

Из общего числа автотранспорта 95,5% имеют бензиновые двигатели, а 4,5% - дизельные.

Основной объем вредных выбросов в атмосферный воздух дает транспорт с бензиновыми двигателями. В Москве этот показатель равен 85%. В целом автотранспорт в г. Москве дает более 90% всех вредных выбросов в атмосферу, более 10 тонн нефтепродуктов ежедневно поступает с автодорог в ливневую канализацию. Транспорт является основным источником шума в городе. Живущие вблизи автострад дышат газом выхлопных труб.

В то же время горожане стремятся купить личный автомобиль, и это действительно не роскошь, а самое быстрое и удобное средство передвижения.

Во второй части работы рассмотрим, как уменьшить вредное влияние городского транспорта, не слишком сильно ограничивая личную свободу граждан.


Глава 2. Управление качеством и состоянием окружающей среды городов


.1 Решение проблем утилизации бытовых и биологических отходов


В настоящее время транспортировка ТБО (твердых бытовых отходов) в г. Москве производится прямым автовывозом с применением технологии сбора и удаления ТБО с системой несменяемых контейнеров.

Дальность транспортировки зависит от места расположения объекта переработки ТБО.

В последние годы в г. Москве значительно увеличился и парк мусоровозов, в том числе и за счет современных большегрузных мусоровозов ФАУН, закупленных в Германии. На рынке вывоза ТБО за счет проводимой технической и тарифной политики возникла конкуренция, что положительно отразилось на режиме вывоза мусора от домовладений.

Большой эффект по дальнейшему улучшению ситуации с вывозом ТБО дает внедрение двухстадийного вывоза отходов за счет ввода в эксплуатацию мусороперегрузочных станций.

По этому методу в городе размещаются мусороперегрузочные станции, на которые привозят в небольших мусоровозах, удобных для внутригородских перевозок, бытовые отходы. На станции отходы дополнительно прессуются и перегружаются в большие мусоровозы, имеющие полезный объем кузова около 50 куб. м, способные перевозить не менее 25 т отходов. Отходы могут прессоваться в самом мусоровозе или на станции в специальные брикеты.

По технологическому принципу методы переработки ТБО делятся на:

биологические,

химические,

термические,

механические,

смешанные.

Наибольшее распространение в мире получили методы складирования (механические), сжигания (термические) и компостирование.

Как уже отмечалось, напряженное положение с переработкой бытовых отходов в городах сложилось из-за быстрого роста городов и, следовательно, увеличения объемов и протяженности транспортировки отходов. Проще говоря, убирать отходы стало очень дорого. Поэтому интенсивно идет поиск эффективных технологий методов переработки отходов.

В мире отмечаются следующие тенденции:

преселективный сбор ТБО с обязательным разделением органической и минеральной частей и выделением из мусора черных и цветных металлов, пластмассы, стекла, бумаги, пищевых отходов и т. д.;

извлечение и переработка ценных компонентов ТБО во вторичное сырье;

расширение рынка сбыта для переработанной продукции;

усиление законодательных мер по воздействию на рыночные силы, направленные на стимулирование отраслей по переработке вторичных продуктов, извлеченных из ТБО;

введение экологического налога на продукцию, использующую или упакованную в материалы, которые не могут быть в дальнейшем переработаны.

Что касается утилизации биологических отходов, то единственным путем решения проблемы обезвреживания биологических отходов в Московском регионе является создание системы, включающей организационные и финансовые аспекты, тарифную политику на сбор и обезвреживание отходов, создание технической базы по сбору, транспортировке и переработке отходов.

На первом этапе реализации разработанной программы предполагается:

разработка организационной и финансовой модели функционирования системы;

создание парка транспортных средств;

реконструкция завода «Эколог», включая строительство участков высокотемпературного обезвреживания особо опасных биологических отходов, двух технологических линий по переработке условно опасных отходов в кормовые добавки.

Производственная мощность завода после реконструкции обеспечит обезвреживание и утилизацию до 40% биологических отходов Московского региона, в том числе 100% особо опасных отходов.

Расчеты показывают, что для полного уничтожения имеющихся в Московском регионе биологических отходов необходимо иметь не менее 3 специализированных ветеринарно-санитарных заводов с оборудованием для производства кормовых добавок из благополучных биологических отходов и одного специализированного комплекса для уничтожения особо опасных инфицированных и токсичных отходов.


2.2 Повышение качества водоснабжения городов


Управление качеством воды в городах предполагает выполнение следующих мероприятий:

организацию народно-хозяйственной деятельности так, чтобы уменьшился уровень загрязнений источников водоснабжения;

административное и экономическое воздействие на предприятия и граждан с целью уменьшения объемов сбросов и выбросов;

оптимизацию технологий очистки воды в системе «стоимость - качество»;

модернизацию системы распределения и подачи воды с целью уменьшения потерь воды;

проведение организационно-экономических мероприятий в системе водопотребления в городе, способствующих экономному использованию воды.

Необходимым условием управления качеством воды является развитая система экологического мониторинга источников водоснабжения и прилегающих к ним территориям. Мониторинг предполагает решение следующих задач:

создание баз данных по экологическому состоянию источников водоснабжения с использованием электронных карт загрязнений;

паспортизацию объектов-загрязнителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, селитебных зон), находящихся вблизи источника водоснабжения с использованием комплексных показателей экологической опасности;

изучение трансформации загрязняющих веществ в атмосфере, речной воде, поверхностном стоке и математическое моделирование этих процессов;

расчет баланса загрязняющих веществ в источнике водоснабжения;

прогнозирование вероятности ухудшения качества воды источника водоснабжения, а также долгосрочный прогноз тенденций изменения качества воды водоисточника.

Для снижения антропогенной нагрузки в районах источников водоснабжения должны быть разработаны программы и первоочередные мероприятия, направленные на снижение содержания загрязняющих веществ, поступающих с промышленными и бытовыми сточными водами, с поверхностным стоком с селитебных и сельскохозяйственных территорий.

По мере роста благосостояния общества появляется возможность использовать дорогие технологии для получения более чистой воды. Традиционная технология дополняется методами биологической очистки, озонирования, сорбции, внедрения эффективных коагулянтов и флокулянтов. Применение каждого метода, выбор его параметров и места в технологической схеме определяются в каждом конкретном случае с учетом степени загрязнения водоисточника, технической возможности реализации, условий развития системы водоснабжения и т. д.

Современная технология подготовки питьевой воды включает в себя следующие стадии:

периодическую обработку воды перманганатом калия и порошкообразным активным углем для первичной дезодорации воды;

коагуляционную обработку, предусматривающую использование новых высокоэффективных катионных флокулянтов в сочетании с коагулянтом, что способствует большему осветлению воды, уменьшению бактериальных загрязнений и удалению органических соединений;

осветление воды в тонкослойных отстойниках, основное достоинство которых заключается в высокой степени осветления при сокращении площади сооружений по сравнению с традиционным отстойником. Новизна решения заключается в дополнении отстойников флотационными камерами на выходе, что обеспечивает более полное удаление мелкодисперсной взвеси.

Следующие стадии обработки - озонирование, фильтрование и сорбция. Озонирование осуществляется в контактных бассейнах, которые, в отличие от обычных, позволяют совместить процесс озонирования с флотацией.

Применение озонирования необходимо для:

уничтожения трудноокисляемых органических соединений, в том числе, высокотоксичных, для снижения грязевой нагрузки на сорбент и увеличения срока его службы;

создания возможности протекания биологических процессов очистки на зернистых и сорбционных фильтрах, что также способствует увеличению срока службы последних;

снижения содержания токсичных хлорорганических соединений, образующихся при хлорировании;

достижения высокой надежности по уничтожению вирусных загрязнений.

На стадии сорбции происходит удаление растворимых органических примесей и нежелательных продуктов, образующихся в процессе очистки на предыдущих стадиях, и окончательная дезодорация воды.

На завершающей стадии вода подвергается обеззараживанию хлором. В данном случае образование хлорорганических соединений практически не происходит в связи с глубоким удалением органических веществ из воды на предыдущих стадиях.

Предложенная технология обеспечит надежную барьерную роль очистных сооружений в отношении микробиологических и паразитологических загрязнений. Включая колифаги и цисты лямблий, а также токсичных химических элементов и соединений, которые могут присутствовать в водоисточнике в концентрациях, превышающих ПДК, особенно при аварийных сбросах загрязнений: кадмий, барий, 4-хлористый углерод, хлороформ, бензапирен, пестициды, нефтепродукты, фенолы и другие. Технология также устраняет запахи и привкусы, присутствие которых в питьевой воде является одной из наиболее острых проблем.

Мировой опыт эксплуатации водоснабжения и существующие законодательные и нормативные документы показывают, что получение питьевой воды, отвечающей требованиям стандартов, после очистных сооружений не всегда гарантирует сохранение этого качества в магистральных водоводах и распределительной сети, особенно при значительной протяженности.

Ухудшение качества питьевой воды при ее транспортировке по распределительным сетям свойственно практически всем системам водоснабжения. Эта тенденция сохраняется независимо от экологической обстановки, санитарно-гигиенического состояния водоисточников, инженерно-конструктивной специфики систем водоснабжения и особенностей технологии водоподготовки. Изменения качественных показателей питьевой воды многообразны и до конца не изучены. Одним из главных направлений является организация эффективного контроля ее качества с уделением особого внимания работам по жалобам потребителей. Ставится вопрос о необходимости представления потребителям регулярной информации о качестве питьевой воды и об ответственности поставщика питьевой воды перед потребителем.

Сокращение водоотбора из источников водоснабжения приводит к улучшению качества питьевой воды в результате того, что при этом в большей степени сохраняется их естественное состояние, повышается эффективность процессов самоочищения по отношению к загрязнениям природной воды. При этом также уменьшается нагрузка на очистные сооружения за счет сокращения скорости фильтрации и увеличения времени контакта очищенной воды с реагентами, что приводит к увеличению барьерной роли сооружений очистки. Наблюдается также дополнительный эффект сокращения объема городских сточных вод и сокращение объемов осадков, образующихся при очистке природных вод на очистных сооружениях водопровода и сооружениях очистки сточных вод.

Основным путем сокращения водопотребления питьевой воды в городе является рациональное использование водных ресурсов потребителями.

Рационализация водопользования в Москве осуществляется по следующим направлениям:

экономия воды в жилищном секторе;

рациональное использование воды на промышленных и коммунально-бытовых предприятиях;

уменьшение потерь в водопроводе.

В жилищном секторе рациональное расходование воды осуществляется за счет реализации следующих мероприятий:

нормализация давления воды во внутреннем водопроводе жилых зданий за счет установки регуляторов давления, автоматизации насосов подкачки, зонирования водопровода холодной и горячей воды;

применение водосберегающей арматуры, сокращение утечек и нерационального расхода воды в жилых зданиях;

контроль водопотребления. Эффект сокращения водопотребления при совершенствовании системы контроля водопотребления составляет 10-15% величины удельного водопотребления в жилых зданиях.

В целом реализация комплекса мероприятий по экономии воды в жилом секторе, включая мероприятия по переоборудованию центральных тепловых пунктов, приводит к достижению удельного водопотребления до величины 220-250 л на человека в сутки.

В промышленности и на предприятиях коммунально-бытового сектора рациональное использование воды достигается за счет следующих мероприятий:

развития системы промышленного водопровода;

применения доочищенных сточных вод в системах технического водоснабжения;

создания оборотных систем и систем многократного использования воды;

совершенствования системы контроля, тарификации и лимитирования водопотребления.

Коэффициент водооборота в г. Москве в настоящее время достиг 78%. Эта величина приближается к мировому уровню. В целом, водопотребление питьевой воды промышленностью сократилось за последние 10 лет на 30%. Мощность созданной в г. Москве системы промышленного водопровода равна 680 тыс. куб. м в сутки. В качестве одного из рассматриваемых способов сокращения водоотбора из поверхностных источников является привлечение подземных вод внешнего пояса Московской области для питьевого водоснабжения г. Москвы. Разработана Генеральная схема объединенной системы водоснабжения города на основе совместного использования поверхностных и подземных вод. Рекомендованные для использования эксплуатационные запасы подземных вод обеспечивают водоотбор в размере 1,8 млн. куб. м в сутки. Такая схема позволяет сократить водоотбор из поверхностных источников на 30%. При этом в систему питьевого водоснабжения вовлекаются защищенные воды высокого качества.

Таким образом, основными направлениями развития системы управления качеством воды в городах являются защита источников водоснабжения, повышение барьерной роли сооружений и сокращение водоотбора из поверхностных источников.


2.3 Приоритетные направления решения проблем городского транспорта

водоснабжение городской транспорт экология

На основании зарубежного и отечественного опыта можно выделить следующие приоритетные направления решения проблемы:

развитие и реконструкция дорожно-транспортной сети;

разработка и внедрение эффективных способов управления транспортными потоками;

использование более качественных видов топлива, катализаторов для нейтрализации выхлопных газов;

разработка транспорта на экологически чистых источниках энергии, таких как газ, электричество.

Данные мероприятия настолько дорогостоящие, что одновременное их осуществление невозможно. Проведем поэтому анализ с целью определения их приоритетности. Оценивать мероприятия будем по критериям эффективности и стоимости.

Эффективность мероприятий можно упрощенно оценить как процент уменьшения объема выбросов.

Стоимость мероприятий также целесообразно провести в расчете затрат на одно автотранспортное средство в единицу времени. Приоритет определим как эффективность на единицу стоимости.

Для таких простых мероприятий, как введение катализаторов, стоимость подсчитывается весьма просто.

Если, например, катализатор на автомобиль стоит в среднем 500 долл. служит 8 лет и снижает валовой выброс на 30%, то приоритет этого мероприятия определится как 30 / (500 / 8) = 0,48.

При оценке приоритета строительства новых дорог нужно вычислить ее пропускную способность, число машин, постоянно использующих новую дорогу, время амортизации дороги, процент увеличения скорости.

Если, например, строительство 4 км. дороги будет стоить 4 млн. долл., ей постоянно будет пользоваться 50 тыс. автомобилей, то в час пик это приведет к увеличению средней скорости от 12 до 30 км/час и, соответственно, к уменьшению валового выброса на 50%.

Внедрение новых способов управления автотранспортом в целом по Москве стоит десятки миллионов долларов, требует закупки системы датчиков движения, средств связи, и эффективность его трудно поддается определению. В более простых случаях, например, при введении одностороннего движения с меньшим количеством светофоров на ограниченных участках дороги, эффективность должна оцениваться в комплексе с изменением движения на соседних трассах, и, как правило, это мероприятие имеет высокий приоритет. Изучение других приведенных выше мероприятий показывает, что они имеют значительно меньший приоритет. Таким образом, и это согласуется с опытом других стран, для решения транспортных проблем нужно, прежде всего, начинать со строительства дорог, затем научиться эффективно регулировать движение и лишь затем внедрить новые виды топлива, катализаторы, новые источники энергии и т.п.

Конечно, на основании частных примеров невозможно делать общие выводы, и приоритетность мероприятий следует определять в каждом конкретном случае отдельно. Но для такого города как Москва приоритетность строительства дорог не вызывает сомнения. В центральной части города более 80% улиц исчерпали свою пропускную способность, а за пределами Садового кольца - 47% магистралей. Средняя скорость в часы пик составляет 12-15 км/час. Реконструкция Московской кольцевой автодороги, строительство внутри города третьего кольца, являются вынужденными мероприятиями, недостаточными для решения транспортной проблемы.

На очереди строительство хордовых магистралей и создание общегородской системы управления автотранспортом на новых принципах с учетом опыта автоматизированной системы управления транспортными потоками «Старт».

Заключение


В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

перечислены и рассмотрены основные проблемы, связанные с низким качеством экологического состояния городов, возникшим вследствие их экономического развития;

рассмотрены основные принципы и пути решения проблем управления качеством и состоянием окружающей среды городов.

Были получены следующие выводы.

Основными проблемами, связанными с низким качеством окружающей среды городов являются:

проблема вывоза и утилизации твердых бытовых и биологических отходов;

проблема управления водным хозяйством;

негативное влияние городского транспорта.

Решение данных проблем предполагает следующие шаги.

Большой эффект по улучшению ситуации с вывозом твердых бытовых отходов дает внедрение двухстадийного вывоза отходов за счет ввода в эксплуатацию мусороперегрузочных станций.

По этому методу в городе размещаются мусороперегрузочные станции, на которые привозят в небольших мусоровозах, удобных для внутригородских перевозок, бытовые отходы. На станции отходы дополнительно прессуются и перегружаются в большие мусоровозы, имеющие полезный объем кузова около 50 куб. м, способные перевозить не менее 25 т отходов. Отходы могут прессоваться в самом мусоровозе или на станции в специальные брикеты.

Что касается водного хозяйства, то необходимым условием управления качеством воды является развитая система экологического мониторинга источников водоснабжения и прилегающих к ним территориям. Мониторинг предполагает решение следующих задач:

создание баз данных по экологическому состоянию источников водоснабжения с использованием электронных карт загрязнений;

паспортизацию объектов-загрязнителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, селитебных зон), находящихся вблизи источника водоснабжения с использованием комплексных показателей экологической опасности;

изучение трансформации загрязняющих веществ в атмосфере, речной воде, поверхностном стоке и математическое моделирование этих процессов;

расчет баланса загрязняющих веществ в источнике водоснабжения;

прогнозирование вероятности ухудшения качества воды источника водоснабжения, а также долгосрочный прогноз тенденций изменения качества воды водоисточника.

Для решения проблем, связанных с функционированием городского транспорта, на основании зарубежного и отечественного опыта можно выделить следующие приоритетные направления решения:

развитие и реконструкция дорожно-транспортной сети;

разработка и внедрение эффективных способов управления транспортными потоками;

использование более качественных видов топлива, катализаторов для нейтрализации выхлопных газов;

разработка транспорта на экологически чистых источниках энергии, таких как газ, электричество.


Список литературы


1.ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года.

2.ГОСТ 2974-82 «Вода питьевая».

.Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы. ГН 2.1.6.1338-03. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы. ГН 2.1.6.1339-03. М., 2003.

.СанПиН 2.1.6.1032-01. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. М., 2001.

.СанПиН 2.1.4.1074-01. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. М, 2002.

.СанПиН 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. М., 2001.

.Акимова Т.А., Хаскин В.В., Сидоренко С.Н. и др. Макроэкология и основы экоразвития. - М.: Издательство РУДН, 2005.

.Голицын А.Н. Основы промышленной экологии - М.: Academia, 2007.

.Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды - М.: Оникс 21 в, 2007.

.Калыгин В.Г. Промышленная экология - М.: Academia, 2007.

.Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии: Учебник для студентов втузов / Под ред. И.И.Мазура. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001.

.Росляков П.В. Методы защиты окружающей среды: учебник для вузов / П.В. Росляков. - М.: Издательский дом МЭИ, 2007.

.Сафронов Э. Начало реформирования ГПТ - совершенствование маршрутных сетей городов /Э. Сафронов; К. Сафронов; Д. Киммель // Автомобильный транспорт. - 2004. - N 5.

.Экология крупного города (на примере Москвы). Учебное пособие. Москва: Изд-во ПАСЬВА, 2001.

.Тиверовский В. И. Городской транспорт и его развитие за рубежом /В. И. Тиверовский //Бюллетень транспортной информации. - 2004. - N 7.

.Транспорт в инфраструктуре города //Автомобильный транспорт. - 2004. - N 3.

.Транспорт в России, 2007: стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России) - М.: 2007.

.Устойчивое развитие: транспортные системы. Ч. II //Архитектура и строительство России. - 2004. - N 6.


Теги: Экономическое развитие современного города и качество окружающей среды  Курсовая работа (теория)  Экология
Просмотров: 47344
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическое развитие современного города и качество окружающей среды
Назад