План
1. Смежные права производителей фонограмм (субъекты, объект, содержание прав)…………………………………………………………………….3
Библиографический список…………………………………………………..9
2. Объекты патентного права (понятие, признаки, критерии охраноспособности)……………………………………………………………….10
Библиографический список…………………………………………………15
Задача…………………………………………………………………………16
Библиографический список…………………………………………………19
1. Смежные права производителей фонограмм (субъекты, объект, содержание прав)
Смежными правами называются права, близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от него, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, при этом элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.
Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение вообще не охраняется авторским правом (например, срок охраны истек, исполняется произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют, по общему правилу, только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу эфирного и кабельного вещания.
Хотя изготовление звуковой записи не является особой формой искусства, от качества фонограммы порой может зависеть успех или провал иного исполнителя песенного жанра. Для него важно, чтобы его голос на фонограмме звучал не хуже его "живого" исполнения. Широкое применение высококачественной фонограммы затрагивает также интересы ее изготовителя, в том числе в его конкуренции с другими производителями фонограмм. Этим объясняется предоставление производителю исключительных прав на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования.[1]
В соответствии со ч. 2 ст. 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации[2] субъектом смежных прав являются фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
В ст. 1322 Гражданского Кодекса РФ указано, что изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.
Изготовителю фонограммы принадлежат:
1) исключительное право на фонограмму;
2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;
4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.
Использованием фонограммы считается:
1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;
3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;
6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;
7)импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;
8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;
Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.
Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи. К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков. По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние.[3]
Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 Гражданского Кодекса РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму).
Исключительное право на фонограмму действует на территории РФ в случаях, когда:
- изготовитель фонограммы является гражданином РФ или российским юридическим лицом;
- фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ;
- в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Развитие воспроизводящей техники привело одновременно к широкому распространению "пиратства", а звукозаписывающие студии, затратив огромные средства на первую запись, несли огромные убытки в результате незаконного воспроизведения этих записей. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время технические возможности звуко- и видеозаписывающей техники достаточно велики и не составляет труда делать высококачественные копии с уже имеющихся первых видео- и звукозаписей. Техника воспроизведения исполнения усовершенствовалась от механической записи в виде грампластинок к аналоговой записи на магнитных носителях, а впоследствии к цифровой записи.[4]
Основное назначение смежных прав состоит в том, что они регламентируют использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя, требуя согласия соответствующих правообладателей.
Большинство случаев такого рода незаконного использования выходило за рамки национальных границ, и поэтому встал вопрос о создании международной системы охраны смежных прав. В результате в 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав, интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (до настоящего времени Россия к ней не присоединилась). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации).
В 1971 г. была заключена Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к этой Конвенции с 13 марта 1995 г.). Указанная Конвенция в определенной степени развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.
Субъектом прав, которые предоставляет Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, является производитель фонограмм - физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме.
Конвенция определяет фонограмму как любую исключительную запись звуков. Она не имеет обратной силы и поэтому не распространяется на фонограммы, которые были сделаны на территории государства до вступления в силу данной Конвенции на его территории.
Конвенция отказалась от принципа национального режима, а применяется право государства, гражданином которого является изготовитель фонограммы.
Библиографический список
Правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.
Научная литература
1. Авторское право в шоу-бизнесе. Нормативные акты и комментарии // Авт.-сост. И.А. Силонов. М., 2001. – 203 с.
2. Кайль А.Н. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 159 с.
3. Гражданское право. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: отв. ред. — Е. А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Волтерс Клувер,
2005. — 576 с.
2. Объекты патентного права (понятие, признаки, критерии охраноспособности)
Объектами патентных прав в соответствии с Гражданским Кодексом РФ[5] являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным требованиям к промышленным образцам. Не могут быть объектами патентных прав:
1. способы клонирования человека;
2. способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;
3. использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;
4. иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Гражданским Кодексом РФ определяет условия патентоспособности изобретения (ст. 1350 Гражданский Кодекс РФ). В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.[6]
Не являются изобретениями:
1. открытия;
2. научные теории и математические методы;
3. решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
4. правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
5. программы для ЭВМ;
6. решения, заключающиеся только в представлении информации.
Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:
- сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;
- топологиям интегральных микросхем.
Таким образом, закон устанавливает три признака патентоспособности изобретения: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.
Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. При установлении новизны изобретения в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на выдачу патентов на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в РФ изобретения и полезные модели. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.[7]
Статья 1351 Гражданского Кодекса РФ определяет условия патентоспособности полезной модели. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели:
1. решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;
2. топологиям интегральных микросхем.
Уровень техники включает опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, и сведения об их применении в РФ, если такие сведения стали общедоступными до даты приоритета полезной модели. В уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на выдачу патента на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с пунктом 2 статьи 1385 или пунктом 2 статьи 1394 Гражданского Кодекса РФ, и запатентованные в РФ изобретения и полезные модели. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.[8]
Статьей 1352 Гражданского Кодекса РФ определяются условия патентоспособности промышленного образца. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца:
1. решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;
2. объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;
3. объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.
Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.
Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.[9]
При установлении новизны промышленного образца также учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на промышленные образцы, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в РФ промышленные образцы.
Промышленный образец является оригинальным, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия.
Гражданский Кодекс РФ содержит прямое указание на то, что исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1353 Гражданского Кодекса РФ).
Патенту на изобретение, полезную модель или промышленный образец посвящена статья 1354 Гражданского Кодекса РФ. Патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Охрана интеллектуальных прав на изобретение или полезную модель предоставляется на основании патента в объеме, определяемом содержащейся в патенте формулой изобретения или соответственно полезной модели. Охрана интеллектуальных прав на промышленный образец предоставляется на основании патента в объеме, определяемом совокупностью его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца (п. 2 ст. 1377 Гражданского Кодекса РФ).
Библиографический список
Правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.
Научная литература
1. Кайль А.Н. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 159 с.
2. Китайский Е.В. Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза. – М.: РГИИС, 2009. – 576 с.
3. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности : учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 368 с.
Задача
Писатель Афанасьев заключил с издательством «Светоч» авторский договор об издании его романа «Лесной сторож». Срок действия авторского договора был установлен в 5 лет. Автор обязался по авторскому договору ни сам, ни через других лиц не издавать роман в целом, а также не издавать какие-либо части романа под этим же или другим названием. Издательство «Светоч» опубликовало роман и выплатило Афанасьеву вознаграждение.
Через 3 года Афанасьев с использованием содержания романа написал три самостоятельные повести и заключил с издательством «Крот» авторский договор на опубликование повестей, которые через 2 месяца были опубликованы.
Издательство «Светоч» узнало об опубликовании повестей и посчитало их содержание заимствованным из романа «Лесной сторож». Результаты проведенной автороведческой экспертизы показали, что повести являются переработками романа «Лесной сторож», то есть произведениями, производными от первоначального романа.
Издательство «Светоч» обратилось в суд с иском о расторжении авторского договора с Афанасьевым и взыскании убытков вследствие ненадлежащего исполнения Афанасьевым своих обязательств.
Решите дело.
Ответ:
В соответствии со ст. 1286 Гражданским Кодексом РФ[10] одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах – это именуется лицензионным договором, так же в ст. 1287 указан издательский лицензионный договор, это договор о предоставлении права использования произведения, заключенный автором или иным правообладателем с издателем, то есть с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор)
Ст. 1259 Гражданского кодекса РФ определяет, что к объектам авторских прав относятся: производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
В ч.1 ст. 1270 ГК РФ указано, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 Гражданского Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. В соответствии со ч. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Повести писателя Афанасьева были признаны именно производными.
Исходя из выше указанного, можем сделать вывод, что между Афанасьевым и издательством «Светоч» был заключен издательский лицензионный договор, при этом отчуждение исключительных прав на произведение не производилось. Таким образом, Афанасьев обладает исключительным правом на произведение, в том числе имеет право использовать произведение (перерабатывать произведение). При создании производного произведения происходит определенное заимствование элементов оригинального произведения, но при этом производное произведение воплощается в иной внешней форме, что придает ему творческую самостоятельность[11], а значит условия договора не нарушены.
Библиографический список
Правовые акты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.
Научная литература
1. Кайль А.Н. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 159 с.
2. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности : учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 368 с.
[1] Гражданское право. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: отв. ред. — Е. А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М: Волтерс Клувер,
2005. — С. 279.
[2] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.
[3] А.Н.Кайль. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007 г. – С. 56.
[4] Авторское право в шоу-бизнесе. Нормативные акты и комментарии // Авт.-сост. И.А. Силонов. М., 2001. С. 150.
[5] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.
[6] Кайль А.Н. Комментарий к четвертой части Гражданского Кодекса РФ. – М.: ГроссМедиа, 2007. – С. 96.
[7] Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности : учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 120.
[8] Кайль А.Н. Указ. соч. – С. 97.
[9] Китайский Е.В. Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза. – М.: РГИИС, 2009. – С. 326.
[10] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230 – ФЗ (в последней ред. от 08.12.2011 № 422 – ФЗ) //Собрание законодательств. 2006. № 52. Ст. 5496; 2011. № 50. Ст. 7364.
[11] Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности : учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 – С. 205.