СОДЕРЖАНИЕ
1. Административное правонарушение: понятие, юридические признаки, состав 5
2. Понятие, общая характеристика правонарушений против здоровья населения 31
Список использованных источников 53
В теории права существует множество определений правонарушения. Давая определение правонарушению необходимо учитывать, что правонарушение по своим объективным свойствам это посягательство отдельного субъекта права на установившийся в обществе порядок отношений между людьми, коллективами, между коллективом и личностью.
Таким образом, правонарушение - социальное, общественно значимое явление. Даже тогда, когда, казалось бы, ущерб понесен только потерпевшим, правонарушитель причиняет вред обществу, ибо посягает на его члена, занимающего свое место в системе общественного разделения труда и потому функционально связанного со всеми остальными членами общества. «Если в результате правонарушения будет уничтожен товар, то пострадает и его собственник, и общество, поскольку этот товар не поступит на рынок и не удовлетворит потребностей тех, кто в нем нуждается. Если в результате преступления будет убит человек, то пострадает и он сам, и экономика (он никогда не будет производить товары), и семья, которая лишиться мужа, отца, брата и т.д., и государство, которое не досчитается одного гражданина, потенциального государственного деятеля или солдата».
Среди антиобщественных проявлений значительное место занимают административные проступки, которые хотя и не обладают такой общественной опасностью, как преступления, однако причиняют существенный вред общественным отношениям.
Как свидетельствует практика, при расследовании и рассмотрении дел об административных правонарушениях уполномоченные на то органы (должностные лица) еще допускают серьезные ошибки (поверхностное установление обстоятельств дела, неправильная оценка собранных доказательств и т.д.), что приводит к ошибкам в квалификации деяний и необоснованному привлечению граждан к ответственности.
Одним из условий несоблюдения законности при этом является незнание или плохое знание должностными лицами и гражданами законодательных норм, регламентирующих их права и обязанности, в том числе и право на обжалование необоснованных постановлений по делам об административных правонарушениях.
В определенной степени подобные недостатки обусловлены недостаточной правовой культурой граждан Республики Беларусь. Поэтому в системе правовых мер, направленных на укрепление законности, усиление охраны прав, свобод и законных интересов граждан в процессе производства по делам об административных правонарушениях важная роль отводится воспитанию их правовой культуры на основе изучения действующего законодательства.
Однако не все граждане могут самостоятельно разобраться в сложных юридических вопросах, а в современный период практически отсутствуют общепопулярные издания по административной ответственности. В связи с этим мы посчитали вполне обоснованным подготовить настоящее учебное пособие. В нем в форме вопросов и ответов, доступным языком рассматриваются понятие административной ответственности, порядок задержания и доставления граждан, меры взыскания и порядок их исполнения, порядок обжалования -и опротестования постановлений по делу об административном правонарушении и конкретные составы административных правонарушений в области общественного порядка и управления, которые, по нашему мнению, наиболее распространены.
Тема курсовой работы – «Административные правонарушения против здоровья населения» на мой взгляд является довольно актуальной в виду специфики охраняемых административным законом общественных отношений в данной области. Здоровье населения – это важнейший индивидуальный и национальный ресурс. У каждого человека должны быть навыки и возможность делать здоровые выборы, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий успешного развития всего общества.
Задача моей работы состоит в рассмотрении понятия, видов, общей характеристики правонарушений данного вида.
При подготовке работы основой исследования являлся диалектический подход к анализу, системный анализ, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.
При написании работы использовались: Конституция Республики Беларусь, законодательные акты, материалы выступлений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, а так же различные источники отечественных и зарубежных авторов, специальная литература посвященная данной проблеме.
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность
Административным правонарушением может быть деяние в виде:
1) оконченного административного правонарушения;
2) покушения на административное правонарушение (ст. 2.1 КоАП).
Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.
Правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (ст. 2.2 КоАП).
Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных ст. 2.3 Особенной части КоАП.
Как и любые другие правонарушения, административные правонарушения являются деяниями, т.е. совершаются путем действия (например, мелкое хулиганство, мелкое хищение) или бездействия (например, непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы).
Понятием деяния охватываются как действие (бездействие), та: и вредные последствия.
Административное правонарушение характеризуется рядом при знаков, таких, как:
- общественная опасность;
- противоправность;
- виновность;
- наказуемость.
Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Общественная опасность деяния зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и др.
Исходя из степени общественной опасности решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений. Для этого используются следующие признаки: наличие тяжких последствий; возможность наступления таковых; размер материального ущерба; неоднократность совершения правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.
Ряд статей КоАП содержит гипотезу (диспозицию) и санкцию правовой нормы, но чаще всего в Кодексе применяется отсылочная формулировка — «нарушение правил» (затем указывается, каких правил) и санкциям
Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям. Никто не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана.
Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность. Тот факт, что законодатель за административное правонарушение предусмотрел административную ответственность, не исключает применения за такое деяние дисциплинарной ответственности к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.
Соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения.
В зависимости оттого, был или не был предварительный сговор на участие в совершении административного правонарушения, соучастие можно классифицировать так.
- без предварительного сговора;
- с предварительным сговором.
Соучастие без предварительного сговора является наименее опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее не согласовывают своих действий. Их совместное участие может быть установлено только в момент начала совершения административного правонарушения или в процессе его совершения [7, с. 208].
Соучастие с предварительным сговором является более опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее договариваются о совместном совершении административного правонарушения. Однако это не означает, что все моменты совершения правонарушения должны быть оговорены между соучастниками. Предварительный сговор может касаться отдельных моментов совершения правонарушения. Например, при совершении мелкого хищения исполнитель заранее договорился с другим лицом (он будет выступать как пособник) о приобретении последним похищенных им предметов, ценностей.
Соучастниками административного правонарушения являются:
- исполнители;
- организаторы;
- пособники.
Исполнителем признается физическое лицо:
- непосредственно совершившее административное правонарушение, либо
- непосредственно участвовавшее в совершении административного правонарушения совместно с другими физическими лицами, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу закона административной ответственности.
Если два и более физических лица непосредственно принимают, участие в совершении административного правонарушения, то такой вид соучастия именуется соисполнительством.
Роли между участниками совершения административного правонарушения могут быть распределены, т.е. один может выступать как организатор, второй как пособник, третий как исполнитель.
Организатором признается физическое лицо:
- организовавшее совершение административного правонарушения, или
- руководившее совершением административного правонарушения.
Действия организатора могут быть различные. Это может быть руководство подготовкой: составление плана, распределение ролей между участниками, инструктаж, обеспечение орудиями и средствами совершения административного правонарушения и т.д. Это могут быть действия по руководству исполнителями в момент совершения правонарушения.
Организатором совершения административного правонарушения может быть не только физическое лицо, заранее его организовавшее или руководившее им в момент совершения, но и один из соисполнителей, являясь участником совершения административного правонарушения без предварительного сговора, берет на себя руководство другими соучастниками.
Пособником признается физическое лицо:
1) содействовавшее:
а) советами, указаниями для совершения административного правонарушения;
б) предоставлением информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения;
в) устранением препятствий для совершения административного правонарушения;
2) заранее обещавшее:
а) скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение;
б) скрыть орудия или средства совершения административного правонарушения;
в) скрыть следы административного правонарушения;
г) скрыть предметы, добытые противоправным путем;
д) приобрести предметы, добытые противоправным путем;
е) сбыть предметы, добытые противоправным путем;
3) оказавшее иную помощь для совершения административного правонарушения.
Пособничество может быть интеллектуальным и физическим.
Интеллектуальное - это такое пособничество, которое выражается дачей советов, указаний, заранее данным обещанием скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение, скрыть орудия или средства совершения административного правонарушения, следы административного правонарушения и т.д., что укрепляет решимость у исполнителя совершить административное правонарушение.
Физическое - это такое пособничество, которое выражается в предоставлении информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий. Такое пособничество направлено на оказание материальной или физической помощи исполнителям административного правонарушения [9, с. 234].
Пособник несет административную ответственность только за соучастие в правонарушениях, предусмотренных статьями:
· мелкое хищение (ст. 10.5);
· умышленное уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9);
· незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 11.26);
· подделка проездных документов (ст. 11.33);
· нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст. 12.17);
· незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 14.4);
· недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 14.5);
· приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил (ст. 14,7);
· незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности (ст. 15.22);
· 10) нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 15.35);
· 11) нарушение правил охоты (ст. 15.37);
· 13) незаконное проникновение на специально охраняемые территории и объекты (ст. 23.14);
· 13) незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.29);
· нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.31);
· самовольное занятие земельного участка (ст. 23,41).
Установление в каждом случае вида соучастия позволяет правильно квалифицировать действия виновных, определить степень общественной опасности содеянного в целом и каждого по отдельности.
Ответственность организатора, пособника наступает по той же статье КоАП, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на ст. 5.4 КоАП.
За деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут.
Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП.
Повторность совершения административного правонарушения законодателем признается деянием более общественно опасным. Поэтому за совершение административного правонарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения установлены более строгие взыскания. Например, по ч. I ст. 17.3 «Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде» предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере до восьми базовых величин. Однако по ч. 2 этой статьи за те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, предусмотрено уже взыскание в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.
Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности:
· по основаниям, предусмотренным КоАП, либо,
· в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или
· юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Таким образом, для признания административного правонарушения повторным необходимо, чтобы между первым и последующим правонарушением был определенный разрыв во времени. КоАП такой срок установлен в течение одного года и только после наложения административного взыскания за такое же нарушение как на физическое, так и на юридическое лицо.
Ряд деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее - УК), являются преступлениями в случаях повторности совершения аналогичных деяний в течение одного года после наложения мер административного взыскания.
К ним, например, относятся:
| Статьи УК | | Статьи КоАП |
| Ст. 188 ч. 1. Клевета | | Ст. 9.2. Клевета |
| Ст. 189 ч. 1. Оскорбление | | Ст. 9.3. Оскорбление |
| Ст. 20.1. ч. 2. Нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав | | Ст. 9.21. Нарушение авторских, смежных и патентных прав |
| Ст. 213. Повторное мелкое хищение | | Ст. 10.5. Мелкое хищение |
| Ст. 224. Незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь | | Ст. 11.5. Незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь |
| Ст. 244. Нарушение антимонопольного законодательства | | Ст. 11.24. Нарушение антимонопольного законодательства |
| Ст. 247 ч. 1. Ограничение конкуренции | | Ст. 11.25. Ограничение конкуренции |
| Ст. 248. Незаконное использование деловой репутации конкурента | | Ст. 11.26. Незаконное использование деловой репутации конкурента |
| Ст. 257 ч. 1. Обман потребителей | | Ст. 12.16. Обман потребителей |
| Ст. 262. Подделка проездных документов | | Ст. 11.33. Подделка проездных документов |
| Ст. 269 ч. 1 Порча земель | | Ст. 15.11. Порча земель |
| Ст. 271 ч. Нарушение правил охраны недр | | Ст. 15.20. Нарушение правил охраны недр |
| Ст. 272 ч. Загрязнение либо засорение вод | | Ст. 15.51. Загрязнение либо засорение вод |
| Ст. 274 ч.1. Загрязнение атмосферы | | Ст. 15.48. Загрязнение атмосферы |
| Ст. 275 ч. 1. Загрязнение Леса | | Ст. 15.30. Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности |
| Ст. 278 ч. 1. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами | | Ст. 15.4. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами |
| Ст. 281. ч.. 1. Незаконная добыча рыбы или водных животных | | Ст. 15.35. Нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных |
| Ст. 282 ч. 1. Незаконная охота | | Ст. 15.37. Нарушение правил охоты |
| Ст. 296 ч. 1. Незаконные действия в отношении холодного оружия | | Ст. 23.47. Незаконные действия в отношении холодного оружия |
| Ст. 297 ч. 1. Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия | | Ст. 23.46. Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия |
| Ст. 304 ч. 1. Нарушение правил пожарной безопасности | | Ст. 23.56. Нарушение законодательства о пожарной безопасности |
| Ст. 326. Нарушение правил радиационного контроля | | Ст. 16.4. Нарушение правил радиационного контроля |
| Ст. 337 ч. 1. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции | | Ст. 16.7. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции |
| Ст. 371 ч. 1. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь | | Ст. 23.29. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь |
| Ст. 382. Самовольное присвоение звания или власти должностного лица | | Статья в КоАП отсутствует |
| Ст. 385. Незаконное пользование эмблемой Красного. Креста, Красного Полумесяца | | Ст. 23.40. Незаконное пользование эмблемой или наименованием Красного Креста, Красного Полумесяца |
| Ст. 386. Самовольное занятие земельного участка | | Ст. 23.41. Самовольное занятие земельного участка |
| Ст. 412. Передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы | | Ст. 24.11. Передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы |
| Ст. 421. Несоблюдение требований превентивного надзора | | Ст. 24.12. Несоблюдение требований превентивного надзора |
Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.
Длящееся административное правонарушение характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения и совершается в течение длительного времени. Примерами длящихся административных правонарушений могут служить:
- невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4 КоАП);
- незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь (ст. 11.5 КоАП);
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13,2 КоАП);
- неуведомление о пересечении таможенной границы Республики Беларусь (ст. 14.9 КоАП);
- уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов (ст. 23.50 КоАП);
- уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс (ст. 24.6 КоАП) и др.
Длящееся административное правонарушение образует оконченный состав с момента первого противоправного действия (например, при уклонении от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс с момента неявки в такой орган). Длящееся, административное правонарушение независимо от его продолжительности рассматривается как одно правонарушение.
Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными статьями Особенной части КоАП, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности. Но основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (ст. 21 КоАП).
Совокупность административных правонарушений содержит в себе два взаимосвязанных элемента:
- одно лицо совершает два или более административных правонарушения, и
- ни за одно из этих правонарушений физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности.
Если физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренный в главе 8 КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, то такие административные правонарушения не учитываются.
Примером совокупности двух административных правонарушений могут служить действия гражданина В., который, находясь в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство, выражался нецензурными словами. Таким образом, им были совершены два административных правонарушения. Первое - предусмотренное ст. 17.3 «Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде». Второе - предусмотренное ст. 17.1 «Мелкое хулиганство».
Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного изыскания не совершило нового административного правонарушения.
Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить, что в совершенных им действиях имеется состав административного правонарушения. Лицо может быть признано виновным и подлежащим административной ответственности только при наличии в его действиях всех необходимых субъективных и объективных признаков состава административного правонарушения [9, с. 234].
Признаки административного правонарушения, будучи закрепленными нормами права, образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности для правонарушителя.
Состав административного правонарушения содержит четыре элемента:
а) объект;
б) объективная сторона;
в) субъект;
г) субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения является то, на что направлено, на что посягает правонарушение, совершенное конкретным лицом. Всякое административное правонарушение прямо или косвенно посягает на общественные отношения, которые охраняются административным законодательством. Поэтому посягательство на конкретный объект всегда связано с нарушением правовой нормы.
Различают общий, родовой и непосредственный объекты.
Общим объектом состава административных правонарушений являются общественные отношения в сфере управленческой деятельности, регулируемые нормами административного права (в ряде случаев трудового, налогового, финансового, банковского и др.).
Родовым объектом состава административных правонарушений являются общественные отношения, составляющие в своей совокупности право собственности, права и свободы, здоровье граждан, общественный порядок, установленный порядок управления и т. д.
Непосредственным объектом состава административного правонарушения являются конкретные общественные отношения в определенной отрасли административного права (при мелком хулиганстве - честь, достоинство граждан, при умышленном причинении телесного повреждения - здоровье человека, при оскорблении - честь, достоинство гражданина и т.д.). Установление непосредственного объекта каждого административного правонарушения есть необходимое условие правильной квалификации совершённого деяния.
Для правильной квалификации совершенного административного правонарушения в отдельных случаях необходимо от непосредственного объекта посягательства отличать предмет правонарушения. Так, например, при мелком хищении (ст. 10.5 КоАП) предметом хищения может быть любое имущество юридического лица (деньги, вещи, ценности и т.д.), однако непосредственным объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения, составляющие в своей совокупности собственность юридического лица.
Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.
В ряде составов административных правонарушений необходимой частью объективной стороны состава административного правонарушения является способ действия. Так, например, по способу совершения различаются мелкие хищения имущества юридического лица (ст. 10.5 КоАП): кража, мошенничество, злоупотребление служебными полномочиями, присвоение, растрата. Иногда способ действия выступает в качестве обстоятельства, дающего возможность квалифицировать проступок как общественно опасное деяние, являющееся административным правонарушением. Например, квалификационным признаком незаконной предпринимательской деятельности (ст. 12.7 КоАП) является осуществление такой деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).
В ряде составов административных правонарушений в качестве необходимой части объективной стороны указывается время и место совершения административного проступка. Так, например, законодательством Республики Беларусь для определенной категории плательщиков установлены сроки постановки их на учет в налоговом органе (ст. 13.1 КоАП). В ч. 5 ст. 12.17 КоАП говорится о продаже товаров или медикаментов со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения.
В одних составах административных правонарушений характеристика объективной стороны правонарушения исчерпывается совершением определенного действия или бездействия, в других - необходимо наступление последствий. Например, для состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.7 КоАП «Причинение имущественного ущерба», наступление последствий необходимо. Для правильной квалификации таких административных правонарушений в обязательном порядке нужно установить причинную связь между действием (или бездействием) и наступившими последствиями.
Субъектом состава административного правонарушения является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, т.е. лицо, которое в соответствии с административным деликтным законодательством может быть привлечено за правонарушение к административной ответственности.
Субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП (ст. 4.3 КоАП).
Физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);
2) за мелкое хищение (ст. 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (ст. 15.45);
6) за разжигание костров в запрещенных местах (ст. 15.58);
7) за мелкое хулиганство (ст. 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (ч. 1-3, 5 ст. 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (ст. 18,4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (ст. 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (ст. 18.34);
13) за повреждение историко-культурных ценностей (ст. 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (ст. 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (ст. 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (ст. 23.47).
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, наступаете соответствии с КоАП.
На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ.
На несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части КоАП.
К специальным субъектам относятся лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ч. 1 ст. 4.7 КоАП), индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 4.8 КоАП).
Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, несут ответственность за совершенные административные правонарушения на общих основаниях.
К указанным лицам не могут быть применены административные взыскания в виде:
исправительных работ, или административного ареста.
Что касается военнослужащих срочной службы, кроме исправительных работ и административного ареста, то применительно к этой категории лиц законодатель исключил также применение штрафа.
Исправительные работы и административный арест несовместимы с несением военной службы, а применение штрафа к военнослужащим срочной службы, которые находятся на полном государственном довольствии и на руки получают небольшую сумму денег, было бы абсурдным.
К физическим лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, относятся лица некоторых органов государственного управления, где необходима особая строгая дисциплина (воздушного, железнодорожного, водного транспорта и др.).
Физические лица, кроме вышеуказанных (ч. 1 ст. 4.7,КоАП), на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях.
Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель только в том случае, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Так, например, в ст. 9.20 КоАП при сокрытии страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти, а на юридическое лицо - от пятидесяти до ста базовых величин.
В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.
Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.
Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица.
Привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Статьей 4.8 КоАП определено юридическое лицо, привлекаемое к ответственности за совершенное административное правонарушение:
при слиянии нескольких юридических лиц;
при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу;
при разделении юридического лица иди при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида.
При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических, лиц к. административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.
Мотив - это побуждения, которыми руководствовалось лицо при совершении административного правонарушения. В отдельных случаях мотив совершения правонарушения может быть признан как обстоятельство, отягчающее ответственность. Например, совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни (п. 6 ч. 1 ст. 7.3 КоАП). Однако мотив не является необходимым признаком состава каждого административного правонарушения. Как правило, только умышленные административные правонарушения совершаются мотивированно.
Ряд составов административных правонарушений в качестве признака субъективной стороны требует наличия цели, которую правонарушитель преследовал. Так, например, состав административного правонарушения ст. 23.3 КоАП «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении» требует наличия цели - воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или цели - добиться вынесения незаконного решения. Состав административного правонарушения ст. 12.12 КоАП «Лжепредпринимательство» требует наличия цели - получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность (ч. 3 ст. 4.3 КоАП).
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть:
не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия), или
руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания (ст. 4.4 КоАП).
Под невменяемостью понимается такое психическое состояние лица во время совершения противоправного деяния (действия или бездействия), которое дает основание исключить вину в качестве признака субъективной стороны административного правонарушения.
Лицо может быть признано невменяемым, если не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.
В ст. 4.4 КоАП в общей форме указаны признаки психического заболевания, которые могут служить основанием для признания лица невменяемым и освобождения его от административной ответственности. К ним относятся:
хроническое или временное психическое расстройство;
слабоумие;
иное психическое заболевание.
Под хроническим психическим расстройством понимаются неизлечимые или трудноизлечимые психические заболевания, имеющие длительный характер, например эпилепсия, шизофрения и т.д.
Под временным психическим расстройством понимаются такие психические заболевания, которые протекают сравнительно быстро и заканчиваются, как правило, выздоровлением. Например, к временным психическим расстройствам относятся возникшие в результате тяжелых психических потрясений реактивные состояния, патологическое опьянение и др.
Под иными психическими заболеваниями понимают различные заболевания, которые сопровождаются тяжелой формой психического расстройства. К ним относятся: некоторые формы психопатии, душевные расстройства, сопровождающие инфекционные заболевания, и др.
Установление какого-либо да признаков психического заболевания может быть медицинским критерием для вывода о невменяемости лица. Однако такой признак не предопределяет решение о невменяемости лица, совершившего противоправное деяние, так как степень душевного расстройства не всегда достигает такого состояния, когда лицо не может сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.
Юридический критерий невменяемости основан на установлении такого психического расстройства, слабоумия или психического заболевания, которое лишает возможности лицо сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им.
Если лицо не сознает фактический характер и противоправность своего действия (бездействия), оно и не может руководить им. Вместе с тем возможность сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) не исключает того, что воля лица может быть ослаблена и оно не может руководить своими действиями в силу болезненного влечения. Например, непреодолимое влечение лиц, страдающих клептоманией, к кражам.
Решение о невменяемости лица, совершившего противоправное деяние, принимается на основе исследования медицинского (заключение эксперта) и юридического критериев (другие материалы дела).
Лицо, совершившее противоправное деяние в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что если невменяемость лица, совершившего противоправное деяние, была установлена при возбуждении дела об административном правонарушении, то дело не возбуждается. Если невменяемость лица была установлена в ходе расследования или при принятии решения по делу, то дело должно быть прекращено. Решение о невозбуждении и прекращении дела об административном правонарушении при возбуждении и расследовании дела принимает орган (должностное лицо), уполномоченный возбуждать и расследовать дела об административных правонарушениях (составлять протоколы). Решение о прекращении дела при принятии решения по делу принимает орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.
Деяния, содержащие признаки административных правонарушений:
1) умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1);
2) клевета (ст. 9.2);
3) оскорбление (ст. 9.3);
4) отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6);:
5) присвоение найденного имущества (ст. 10.6);
6) причинение имущественного ущерба (ст. 10.7);
7) уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8);
8) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9);
9) разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13),
влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях порядке Требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
Вина - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности.
В ст. 3.2 КоАП раскрывается понятие умышленной вины, наличие которой необходимо во всех случаях привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, которое может быть совершено только умышленно.
В некоторых статьях Особенной части КоАП прямо указывается на умышленную форму вины. Это такие составы административных правонарушений, как: ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»; ст. 9.11 «Умышленные уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму»; ст. 10.9 «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества»; ст. 18.1 «Умышленное блокирование транспортных коммуникаций»; ст. 23.35 «Умышленные повреждение или срыв печати (пломбы)» и др.
Административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом (ст. 3.2 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее:
1) сознавало противоправность своего деяния,
2) предвидело его вредные последствия, и
3) желало их наступления.
Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее:
1) сознавало противоправность своего деяния,
2) предвидело его вредные последствия,
3) не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
Осознание противоправности своего деяния означает, что лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, т.е. их незаконность. Например, к ответственности за заведомо ложное сообщение (ст. 17.6 КоАП) лицо может быть привлечено только в том случае, если оно сознавало, что передаваемое им сообщение заведомо ложное, т.е. факт, служащий основанием для принятия мер реагирования специализированными службами, не имел места, он данным лицом выдуман.
В ряде статей Особенной части КоАП содержится предостережение от совершения противоправных действий. Например, незаконный отказ в доступе к архивному документу (ст. 22.10 КоАП), непредставление документов, отчетов и иных материалов (ст. 23.16 КоАП) и др.
Умысел должен охватывать как предвидение последствий, так и желание, сознательное допущение их наступления или безразличное к этому отношение. Например, при совершении мелкого хищения имущества юридического лица (ст. 10.5 КоАП) лицо сознает характер противоправного деяния, предвидит его вредные последствия в виде материального'7ЩеРба юридическому лицу и желает их наступления. Цель виновного лица - незаконно обратить имущество юридического лица в свою собственность или в собственность других лиц.
Административным правонарушением, совершенным по неосторожности, признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 3.3 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если физическое лицо, его совершившее:
1) предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но
2) без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.
Административное правонарушение признается совершенным по небрежности, если физическое лицо, его совершившее:
1) не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния,
2) хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
При легкомыслии лицо не допускает возможности наступления последствий, рассчитывает на их предотвращение. Этот расчет делается как на основе собственных сил, знании, опыте, так и других лиц, сил природы и т.д.
При небрежности правонарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий. Такое поведение, как правило, связано с тем, что правонарушитель не задумывается над своими действиями и над тем результатом, к чему они могут привести.
Чтобы установить, должно ли данное лицо предвидеть вредные последствия, необходимо исследовать условия, в которых оно находилось, как в момент совершения правонарушения, так и до этого. Обязанность предвидеть результат своего деяния может быть обусловлена характером выполняемых обязанностей. Если лицо должно было предвидеть наступление последствий, необходимо установить, могло ли оно это сделать, учитывая его индивидуальные особенности, личные качества, жизненный опыт, образование, профессию, стаж работы, состояние здоровья, учет обстановки в момент совершения правонарушения и т. д.
От неосторожной формы вины необходимо отличать так называемый казус (случай), при котором лицо не несет административной ответственности. Для казуса характерно то, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате его деяния.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Вывод о субъективной стороне административного правонарушения делается на основе анализа всех признаков, приведенных в соответствующей статье особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Все составы административных правонарушений можно условно подразделить на:
формальные, и материальные.
Для формальных составов административных правонарушений достаточно совершения деяния (действия или бездействия), указанного в статье Особенной части независимо оттого, какие в результате этого наступили последствия.
Форма вины при совершении таких правонарушений устанавливается по отношению физического лица к противоправному деянию (ст.3.4 КоАП). Это означает, что умышленная форма вины будет тогда, когда лицо сознает противоправный характер своего действия (или бездействия), а неосторожная - когда лицо не сознает его противоправность, хотя должно было и могло это сознавать. К таким административным правонарушениям относятся, например: ст. 11 .26 «Незаконное использование деловой репутации конкурента»; ст. 11.46 «Нецелевое использование валютных средств»; ст. 16.8 «Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов» и другие.
В материальных составах административных проступков умышленная вина кроме осознания своего деяния включает также отношение правонарушителя к наступившим вредным последствиям. Предвидение вредных последствий выражает интеллектуальный момент умысла, а желание, сознательное допущение их наступления или безразличное к этому отношение - волевой. Необходимо, чтобы наступили последствия и между деянием и последствиями существовала причинная связь. Например: ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»; ст. 10.5 «Мелкое хищение»; ст. 15.51 «Загрязнение либо засорение вод» и др. Последствиями выступают нанесенный ущерб, вред.
К административным правонарушениям против здоровья населения в соответствии с главой 16 КоАП относятся:
- посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 16.1);
- сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.2);
- нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 16.3); нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4);
- - применение радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик либо находящегося в неисправном техническом состоянии, в диагностических либо лечебных целях (ст. 16.5); нарушение правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6);
- - выпуск либо реализация недоброкачественной продукции (ст. 16.7); нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8);
- вывоз из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 16.9).
Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, создающих благоприятные условия в сфере охраны здоровья населения.
С объективной стороны часть правонарушений данной группы совершается путем действия (ст. 16.1 и др.), отдельные - путем бездействия (ст. 16.2 и др.) или как действия, так и бездействия (ст. 16.4 и др.).
Большинство правонарушений рассматриваемой группы относятся к правонарушениям с формальным составом, часть - с материальным составом (ст. 16.6).
В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения противоправных действий (ч. 2 ст. 16.3), в других совершение аналогичного правонарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 3 ст. 16.3).
Субъекты административных таможенных правонарушений - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, индивидуальные предприниматели, должностные лица.
В случае совершения деяния, предусмотренного ст. 16.4 «Нарушение правил радиационного контроля», 16.7 «Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции» повторно в течение одного года после наложения мер административного взыскания наступает уголовная ответственность по ст. 326 и ч. 1 ст. 337 УК соответственно.
Рассмотрим некоторые составы этих административных правонарушений против здоровья населения.
административное правонарушение здоровье противоправность
Статья 16.1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества
Посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств запрещенных к возделыванию растений либо культивирование без той же цели сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, - влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Объект правонарушения - общественные отношения в области здоровья населения, связанные с посевом или выращиванием запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества.
Объективную сторону правонарушения образуют:
- посев, или
- выращивание без цели сбыта, или
- выращивание без цели изготовления наркотических средств, запрещенных к возделыванию растений, либо
- культивирование без той же цели сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества.
Под посевом понимается высадка семян или рассады в земельный грунт (на земельных участках, пустующих землях, в домашних условиях и т.д.) с целью получения урожая.
Под выращиванием понимается уход за посевами и всходами путем полива, внесения удобрений и т.д. с целью доведения их до стадии созревания и получения урожая.
Под культивированием понимается выведение новых сортов или гибридов наркосодержащих растений, улучшение их природных свойств (повышение урожайности, невосприимчивости к негативным условиям и т.п.).
«Наркотическими средствами признаются такие вещества растительного или синтетического происхождения, которые при их потреблении имеют одурманивающее действие или вызывают эйфорию».
При определении, является ли растение запрещенным к возделыванию, требуются специальные знания, поэтому при рассмотрении административных дел этой категории необходимо заключение эксперта.
В силу ст. 11 Закона Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. № 102-3 «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» на территории Республики Беларусь запрещается посев или выращивание с целью сбыта или изготовления наркотических средств, запрещенных к возделыванию растений либо культивирование с той же целью сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества. К запрещенным к возделыванию растениям относятся: масличный и опийный мак, индийская, южная маньчжурская, южная чуйская, южная архонская и южная краснодарская конопля, а также другие растения, содержащие наркотические вещества (например, кокаиновый куст).
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом, как. прямым, так и косвенным.
Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое.
В качестве взыскания применяется штраф в размере до двадцати базовых величин.
Статья 16.2. Сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования
Сокрытие больным венерическим заболеванием источника заражения либо лиц, имевших с ним половое сношение, а равно уклонение от медицинского обследования больного венерическим заболеванием либо лица, имевшего с ним половое сношение, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации.
Объект правонарушения - общественные отношения, сложившиеся в области охраны здоровья населения, связанные с венерическими заболеваниями.
Объективную сторону правонарушения образуют:
1) сокрытие больным венерическим заболеванием:
источника заражения, либо
лиц, имевших с ним половое сношение, а равно
2) уклонение от медицинского обследования:
- больного венерическим заболеванием, либо
- лица, имевшего с ним половое сношение.
Под источником заражения понимается лицо, от которого больной заразился венерическим заболеванием в результате полового или тесного бытового контакта.
Под лицами, имевшими с больным половое сношение, понимаются их половые партнеры.
Сокрытие, как правило, характеризуется бездействием лица, больного венерическим заболеванием, и заключается в невыполнении требований врача о сообщении установочных данных лиц, имевших с ним половые сношения за определенный период.
Уклонение также заключается в невыполнении требований врача о прохождении медицинского обследования как больного венерическим заболеванием, так и лица, имевшего с ним половое сношение.
Основанием считать, что больной венерическим заболеванием скрыл источник заражения или лиц, имевших с ним половое сношение, являются:
- сообщение лица о том, что оно является источником заражения больного, который, зная об этом, скрыл его;
- сообщение лиц о том, что они имели с больным половое сношение в то время, как больной скрыл их;
- сообщение органов здравоохранения, дознания, следствия или суда и иные данные об установлении источника заражения или лиц, вступавших в половое сношение с больным, которых он скрывал, в случае, если эти данные находят объективное подтверждение.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умыслом, как прямым, так и косвенным. Правонарушитель сознает, что его действия противоправны, предвидит их вредные последствия и желает их либо сознательно допускает или относится к ним безразлично.
Субъектом правонарушения может быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое.
В качестве взыскания применяется штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с депортацией или без депортации.
Статья 16.3. Нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению
1. Самовольные вынос или вывоз с территории, загрязненной радионуклидами, строительных материалов, топлива, сельскохозяйственной продукции, техники, инвентаря, продуктов питания, других предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, - влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.
2. Нарушение требований режима радиационной безопасности в специально отграниченной зоне радиоактивного загрязнения местности, выразившееся в проникновении в эту зону, либо самовольном поселении в ней, либо занятии деятельностью, не разрешенной уполномоченным органом, либо уничтожении, повреждении или переносе знаков радиационной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграниченную зону радиоактивного загрязнения местности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строительных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества, -влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества, на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества.
3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, -влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, а на юридическое лицо - до четырехсот базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.
Объект правонарушения - общественные отношения, сложившиеся в области охраны здоровья населения, связанные с режимом радиационной безопасности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. I ст. 16.3 КоАП, образуют самовольные вынос или вывоз с территории, загрязненной радионуклидами:
- строительных материалов,
- топлива,
- сельскохозяйственной продукции,
- техники,
- инвентаря,
- продуктов питания,
- других предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней,
Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности, которые не должны противоречить положениям Закона Республики Беларусь от 5 января 1998 г. №122-3 «О радиационной безопасности населения».
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Государственные стандарты; строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности принимаются и утверждаются уполномоченными на то органами государственного управления в пределах их полномочий.
Законодательством Республики Беларусь в целях ограничения доз облучения населения от повторного использования материалов и конструкций, полученных при разборке сооружений в зонах первоочередного и последующего отселения, обеспечения радиационной безопасности граждан, приобретающих материалы и конструкции, и привлекаемых работников для разборки строений и сооружений, а также недопущения распространения любого имущества, содержащего радиоактивные вещества сверх допустимых уровней, установлены определенные правила. Так, например, перед продажей строений и сооружений проводится их радиационный контроль. На основании протоколов измерений районной санитарной эпидемиологической станцией покупателю выдается заключение (сертификат) на пригодность использования материалов и конструкций.
При наличии сертификата покупатель в обязательном порядке знакомится с перечнем работ, выполняемых государственным предприятием, с условиями работ в обстановке с повышенной радиационной опасностью, услугами, связанными с обеспечением радиационной безопасности покупателя и лиц, привлекаемых им для разборки строений и перевозки материалов и конструкций [12, с. 126].
К работам, выполняемым государственным предприятием, в обязательном порядке относятся: захоронение материалов, загрязненных выше установленных нормативов, инструктаж по радиационной безопасности работников, привлекаемых покупателем, предоставление напрокат индивидуальных средств защиты и специальной одежды, разборка кровель, дозиметрический контроль элементов строений. По желанию покупателя и по мере возможности указанные предприятия могут выполнить полную разборку строений и доставку автотранспортом материалов и конструкций к месту назначения за дополнительную оплату.
По выполнении вышеуказанных работ оформляется договор между покупателем и госпредприятием, и после оплаты услуг и работ в установленном порядке оформляется купчая на строение.
На основании договора с госпредприятием на выполнение услуг и работ, квитанции об оплате за строение и за услуги госпредприятия, заключения районной санитарной эпидемиологической станции (сертификата) о степени загрязненности материалов и конструкций с указанием целей использования, представителем администрации зон отчуждения и отселения выдается пропуск на посещение зон первоочередного и последующего отселения, въезд автотранспорта, производство работ по разборке строений, вывоз материалов и конструкций.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В качестве взыскания применяется штраф:
на граждан - в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней;
на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней; на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП, образуют действия конкретного человека, нарушающего требования режима радиационной безопасности в специально отграниченной зоне радиационного загрязнения местности, выразившиеся:
- в проникновении в эту зону, либо
- самовольном поселении в ней, либо
- занятии деятельностью, не разрешенной уполномоченным органом, либо
- уничтожении, повреждении или переносе знаков радиационной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграниченную зону радиоактивного загрязнения местности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строительных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества.
Здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, принадлежащие предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам, получившим за них компенсацию, а также земля, другие природные ресурсы, находящиеся на территориях зоны эвакуации (отчуждения); зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, являются собственностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.
Вывоз земли, полезных ископаемых, других материальных ценностей с указанных территорий допускается Лишь с разрешения районных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с областными исполнительными и распорядительными органами и республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям.
Выдача разрешений на вывоз домашнего имущества за пределы данных территорий осуществляется комиссиями районных и областных исполнительных и распорядительных органов.
Загрязненное радионуклидами выше установленных уровней имущество подлежит изъятию в установленном порядке.
Законодательством Республики Беларусь установлено, что контрольно-пропускной режим в зоне первоочередного отселения и на территориях, с которых отселены жители, устанавливается в целях предотвращения несанкционированного проникновения граждан, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов без надлежаще оформленных документов, а также для обеспечения санитарного и противопожарного состояния.
Для обеспечения контрольно-пропускного режима создаются контрольно-пропускные пункты, в зоне осуществляется патрулирование.
Документами, дающими право прохода (проезда) граждан, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов и нахождения в зоне, являются пропуск и удостоверение личности (паспорт).
Выдача пропусков производится Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или специально уполномоченным на это органом на основании заявок субъектов хозяйствования, а также заявлений граждан.
При возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварией электропередач, газопроводов и коммуникаций связи, разрешается въезд в зону без пропусков аварийным бригадам, бригадам скорой медицинской помощи, пожарным командам и лицам, прибывшим для захоронения близких родственников.
Лица, не достигшие 18-летнего возраста, в зону не допускаются. Исключением является захоронение близких родственников и разовое посещение мест захоронения. Посещение разрешается только в сопровождении родителей или лиц, их заменяющих.
Досмотр ввозимого в зону и вывозимого из нее груза и другого имущества осуществляется на контрольно-пропускных пунктах в соответствии с действующим законодательством.
Граждане, въезжающие в зону первоочередного отселения и на территорию, с которых отселены жители, обязаны предъявить сотрудникам милиции и другим лицам, осуществляющим охранно-режимные мероприятия, пропуска и документы, удостоверяющие личность, а также документацию на провозимые грузы, не препятствовать досмотру ввозимого и вывозимого имущества, груза. Выезжать с площадки для досмотра - только по разрешению сотрудников милиции или другого лица, осуществляющего охранно-режимные мероприятия.
Данная зона защищается от несанкционированного проникновения в нее людей, всех видов наземного транспорта и другой техники.
Пребывание на территории зоны эвакуации (отчуждения) допускается только при наличии специального разрешения. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
К запрещенным на территории радиоактивного загрязнения относятся все виды деятельности, при осуществлении которых может произойти распространение радиоактивных веществ за пределы зоны радиоактивного загрязнения.
В зоне эвакуации (отчуждения) разрешается только хозяйственная деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ'.
В зоне первоочередного отселения научная и хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением санитарных правил и норм радиационной безопасности с учетом специально разработанных технологий и методик, направленных на обеспечение производства продукции и товаров, содержание радионуклидов в которых не превышает республиканских допустимых уровней.
В зоне первоочередного отселения без специального разрешения республиканского органа государственного управления по чрезвычайным ситуациям или уполномоченных им органов запрещается:
- вывоз древесины, почвы, торфа, глины, песка, других полезных ископаемых, за исключением образцов для научных целей;
- все виды лесопользования, в том числе заготовка древесины, кормов, грибов, дикорастущих плодов, ягод, лекарственного и технического сырья, охота, рыбная ловля, все виды водопользования, за исключением пожаротушения;
- прогон и выпас домашних животных;
- проезд всех видов транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, а также сплав леса;
- вход и въезд на территорию лиц, чья деятельность непосредственно не связана с выполнением работ на ней;
- проведение любых видов работ, связанных с нарушением почвенного покрова, если это может привести к переносу радионуклидов.
Не допускается также любая деятельность, не санкционированная уполномоченным на то органом.
На территории зоны первоочередного отселения допускается пребывание людей только по специальному разрешению.
Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц устанавливаются республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям. Срок пребывания людей в зоне контролируется по времени. Условия труда и соблюдение техники безопасности регламентируются соответствующими правилами и нормами.
В зоне последующего отселения хозяйственная деятельность, функционирование всех видов транспорта, сооружений, инженерных коммуникаций и сетей должны вестись с соблюдением норм радиационной безопасности, правил безопасности и физической защиты при работе с источниками ионизирующего излучения и санитарных правил работы с радиоактивными веществами, а также инструкций и регламентов, исключающих распространение радионуклидов на другие территории и обеспечивающих радиационную безопасность людей.
Порядок переселения жителей зоны последующего отселения, виды хозяйственной деятельности и контроля за ней определяются Советом Министров Республики Беларусь.
На территории зоны последующего отселения запрещается:
- заготовка грибов, дикорастущих плодов, ягод, лекарственного и технического сырья, охота, рыбная ловля без специального разрешения уполномоченного на то органа;
- производство и заготовка продукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканские допустимые уровни;
- любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуацию;
- применение пестицидов без специального разрешения уполномоченного на то органа.
Реализация пищевого сырья и продуктов питания, произведенных в зоне последующего отселения, разрешается только после проведения радиометрического контроля и при условии непревышения республиканских допустимых уровней содержания радионуклидов.
На территории зоны с правом на отселение производство сельскохозяйственной и лесной продукции ведется с постоянным радиометрическим контролем. Продукты питания и сырье для них должны иметь сертификат (маркировку) с указанием места их производства, содержания радионуклидов. Проводятся мероприятия по реализации повышенных требований к инженерному обеспечению и благоустройству населенных пунктов, чистоте атмосферного воздуха, условиям труда и быта, организации отдыха и питания людей, созданию условий для воспитания, обучения и оздоровления детей.
На территории. зоны с правом на отселение запрещается:
1) производство и заготовка продукции с содержанием радионуклидов, превышающим республиканские допустимые уровни;
2) любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуацию;
3) природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности.
Реализация продукции, произведенной в указанной зоне, допускается только после проведения радиометрического контроля и при соблюдении республиканских допустимых уровней содержания радионуклидов.
На территории зоны проживания с периодическим радиационным контролем проводятся те же мероприятия по реализации повышенных требований, что и на территории зоны с правом на отселение (<ж выше).
На территории зоны проживания с периодическим радиационным контролем запрещается:
- любая деятельность, ухудшающая радиационную и экологическую ситуацию;
- природопользование, не отвечающее требованиям норм радиационной безопасности.
С целью снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз облучения на территориях радиоактивного загрязнения осуществляются следующие меры:
1) периодический контроль радиоактивного загрязнения почвы, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, жилых и производственных помещений, а также медико-биологический и радиоэкологический мониторинг;
2) дезактивация территории специализированными подразделениями (в случае необходимости).
Все виды деятельности в зоне эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения должны проводиться с ограничением числа привлекаемых лиц с целью снижения коллективной дозы облучения.
Строительство новых, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий независимо от ведомственной подчиненности на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения и зоны с правом на отселение осуществляются только после комплексной оценки состояния окружающей среды в данном регионе по решению Совета Министров Республики Беларусь или в порядке, им устанавливаемом.
Решения о строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий, реализации программ мелиорации и химизации сельского хозяйства на территориях зон, указанных в ч. 1 настоящей статьи, принятые до чернобыльской катастрофы и не реализованные на момент принятия Закона «О радиационной безопасности населения», подлежат пересмотру в установленном порядке.
Проектно-сметная и проектно-планировочная документация на строительство предприятий, объектов мелиорации и химизации сельского хозяйства на указанных территориях до ее утверждения подлежит экспертизе в установленном порядке.
Экспертиза проектно-сметной и проектно-планировочной документации должна осуществляться с учетом необходимости снижения фактора влияния выбросов предприятий на состояние окружающей среды и здоровья населения в условиях радиоактивного загрязнения территории.
Земельные участки, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых не обеспечивается получение экологически чистой продукции, подлежат исключению из сельскохозяйственного оборота. Производство сельскохозяйственной продукции на этих землях запрещается.
Порядок хозяйственного использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, размещения на этих землях жилых домов, культурно-бытовых и производственных построек, проведения мелиоративных и культуртехнических работ определяется специальными актами законодательства Республики Беларусь.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В качестве взыскания применяется штраф:
- на граждан - в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества;
- на индивидуального предпринимателя - от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества;
- на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.3 КоАП, образуют деяния, предусмотренные ч. 2 рассматриваемой статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели, юридические лица, к которым было применено административное взыскание за правонарушение, предусмотренное ч. 2 рассматриваемой статьи.
В качестве взыскания применяется штраф:
- на граждан в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней;
- на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней; на юридическое лицо - до четырехсот базовых величин с конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.
Статья 16.7. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции
Выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции, заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (выпуск либо реализация недоброкачественной продукции), - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией этой продукции, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией этой продукции, а на юридическое лицо - до тысячи базовых величин с конфискацией этой продукции.
Объект правонарушения - общественные отношения, сложившиеся в области охраны здоровья населения, связанные с выпуском либо реализацией недоброкачественной продукции.
Объективную сторону правонарушения образуют выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции;
заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей, или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (выпуск либо реализация недоброкачественной продукции).
Заведомо - признак, указывающий на то, что физическому лицу известно, что выпуск или реализация недоброкачественной продукции способно повлечь заболевания или отравления людей или что продукция загрязнена радионуклидами сверх допустимых уровней.
Под недоброкачественной продукцией следует понимать продукцию, не отвечающую требованиям безопасности, в том числе в случае неправомерной выдачи на нее сертификата.
Заключение об уровнях загрязнения радиоактивными веществами продукции, материалов, почв, воды, леса имеют право давать организации или их подразделения, которым в установленном порядке предоставлено право заниматься радиационным контролем.
Координацию работ по контролю за радиоактивным загрязнением природной среды осуществляет республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям.
Общая оценка радиационной обстановки на территории республики (радиационный мониторинг), методическое руководство возлагаются на республиканский орган государственного управления в области гидрометеорологической деятельности.
Ответственность за контроль радиоактивного загрязнения продуктов питания, сельскохозяйственных угодий, лесов, мелиоративных систем и водохранилищ мелиоративного назначения, территорий населенных пунктов, мониторинг радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы возлагается на соответствующие республиканские органы государственного управления в установленном порядке.
Контроль радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания обеспечивают республиканские органы государственного управления, предприятия, организации независимо от формы собственности, другие юридические и физические лица, осуществляющие их производство, переработку в, целях реализации, а также реализацию продукции. Продукты питания и сырье для них, произведенные на территориях радиоактивного загрязнения, должны иметь сертификат (маркировку) с указанием места их производства, производителя, соответствия содержания в них радионуклидов республиканским допустимым уровням.
Контроль уровня радиоактивного загрязнения промышленной продукции, товаров народного потребления, которые по радиационным параметрам должны соответствовать стандартам и нормам нормативно-технической документации, осуществляется министерствами и государственными комитетами, предприятиями (объединениями) независимо от формы собственности, учреждениями (в том числе общественными объединениями, деятельностью которых в соответствии с уставом является оказание помощи населению, пострадавшему от чернобыльской катастрофы), их изготовляющими и реализующими.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Субъектом правонарушения могут быть только лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
При совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 «Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции», повторно в течение года после наложения мер административного взыскания за аналогичное правонарушение наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 337 УК.
В качестве взыскания применяется штраф:
1. на граждан в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией этой продукции;
2. на индивидуального предпринимателя - от двадцати до, двухсот базовых величин с конфискацией этой продукции;
3. на юридическое лицо - до тысячи базовых величии с конфискацией этой продукции.
Здоровье населения – это важнейший индивидуальный и национальный ресурс. У каждого человека должны быть навыки и возможность делать здоровые выборы, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий успешного развития всего общества.
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании. С философских позиций здоровье можно интерпретировать в соотношениях категорий качества и количества. Юридические аспекты здоровья могут быть выражены в плане возможности реализовывать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда.
Величина утраты здоровья, выражающаяся в показателях заболеваемости и инвалидности, отражает нарушения в структурах и фикциях организма, изменения адаптивных возможностей, по своей сути эти данные ретроспективны и дают весьма ограниченные возможности для прогноза на предстоящую жизнь.
К административным правонарушениям против здоровья населения в соответствии с главой 16 КоАП относятся:
- посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 16.1);
- сокрытие источника заражения венерической болезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.2);
- нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 16.3); нарушение правил радиационного контроля (ст. 16.4);
- - применение радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик либо находящегося в неисправном техническом состоянии, в диагностических либо лечебных целях (ст. 16.5); нарушение правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6);
- - выпуск либо реализация недоброкачественной продукции (ст. 16.7); нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8);
- вывоз из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 16.9).
Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, создающих благоприятные условия в сфере охраны здоровья населения.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с дополнениями и изменениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мiнск «Беларусь» 1997 г
2. «Избирательный кодекс Республики Беларусь», Минск, 2001 г.
3. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000года № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях с учетом изменений и дополнений, внесенных Законами Республики Беларусь,– введен в действие с 1 марта 2007 года Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 208-З
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях по состоянию на 1 марта 2007 года от 20 декабря 2006 г. № 194-З Принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 года
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь Республики Беларусь. Мн., 2007г.
7. «Административное право Республики Беларусь»,ред. А.И. Сухаркова Минск 1995 г.
8. А.Н. Крамник, «Административное право и государственное управление в Республики Беларусь», Минск 2001 г.
9. А.С.Пиголкин «Общая теория права»: Учеб. Для юрид. Вузов, Мн. 2004 г.
10. А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский «Общая теория государства и права». - Мн.: Тесей, 2002 С 204
11. Административная деятельность ОВД. Часть общая. Учебник М.: МЮИ МВД России, 1996 года.
12. Атаманчук Г.В. «Управление: социальная ценность и эффективность». М.: РАГС, 1995.
13. Бахрах Д.Н. «Административное принуждение в РФ, его виды и основные тенденции развития». М., 1986
14. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь Минск. Право. 1999. С231.
15. Г.А.Василевич. «Научно практический комментарий к Конституции Республики Беларусь», Минск, 2001 г.
16. Д.А.Гавриленко, «Административное право», Минск 2002 г.
17. Л.М.Рябцева. В.А.Круглов «Административная деятельность ОВД», Минск 1999г.
18. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие М., 1988
Размещено на