Оглавление
1. Понятие договора поставки, общая характеристика
1.1 Понятие, заключение и содержание договора поставки
2. Поставка товаров для государственных нужд
2.1 Понятие договора, форма и порядок заключения договора
2.3 Права и обязанности сторон по поставке товаров для государственных нужд
3. Судебная практика в сфере применения договора поставки для государственных нужд
Список используемой литературы
В условиях рыночных отношений договор является главным средством регулирования товарно-денежных связей в сфере торговли, определяет содержание отношений, права и обязанности сторон.
Договор поставки является одним из наиболее распространенных видов торговых договоров как вида сделки. Следует учесть основные аспекты договора поставки. Прежде всего - договор, как и любая сделка, представляет собой волевой акт. "Этот волевой акт представляет собой единое волеизъявление, выражающее общую волю сторон (в данном случае, поставщика и покупателя). Для того, чтобы эта общая воля могла быть сформирована и закреплена в договоре, он должен быть свободен от какого-либо внешнего воздействия"[1]
Актуальность выбранной темы определяется, прежде всего, тем, что в России на пути развития рыночных экономических отношений, наблюдался недостаток или слабая разработка определенных юридических обоснований той или иной экономической деятельности. В настоящее время ситуация относительно стабилизировалась, так как усовершенствовались юридические нормы регулирования предпринимательской, в частности, торговой деятельности.
Цель работы заключается в изучении содержания договора поставки, заключении, исполнении, ответственности договоров поставки, а также в приведении судебной практики рассмотрения исков, связанных с поставкой товаров для государственных нужд.
Задачи данной работы:
дать понятие правовой природы договора поставки;
определить содержание договора поставки;
осветить порядок заключения договора поставки и его исполнения;
рассмотреть случаи прекращения договора поставки;
определить место договора поставки в системе гражданско-правовых договоров.
Объектом настоящего исследования является институт договора поставки в законодательстве Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы являются актуальные проблемы развития института договора поставки для государственных нужд.
При написании курсовой работы использовались следующие методы:
1. Исторический метод (так как анализируемые явления исторические, динамические, изменяющиеся вместе с обществом)
2. Системный метод (так как любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество)
3. Формально-юридический метод (так как проводится исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников, формальной, определенности права как его важнейшего свойства)
Именно с помощью договора у граждан и юридических лиц формируется уверенность в том, что их предпринимательская деятельность будет обеспечена всеми необходимыми материальными предпосылками, а результаты предпринимательской деятельности найдут свое признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность, в свою очередь, способствует развитию производственной сферы. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается.
Договор обеспечивает эффективный обмен произведенными и распределенными материальными благами в случае изменения потребностей участников экономического оборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять существующие в обществе материальные ценности не только собственниками, но и другими участниками экономического оборота, испытывающими потребности в данных материальных ценностях.
Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обусловливают усиление его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике. Вместе с тем поистине бесценные свойства договора сохраняются лишь до тех пор, пока обеспечивается необходимая для любого договора свобода усмотрения сторон при его заключении. Понуждение к заключению договоров, широко распространенное в хозяйственной деятельности юридических лиц в условиях плановой экономики, вытравливало саму сущность договора, лишало его таких свойств, без которых он существовать не может.
Для того, чтобы гражданско-правовой договор был не просто декорацией, а действительно правовым документом, необходимо четко соблюдать предписания законодательства. Все выше перечисленное относится и к договору поставки для государственных нужд, который является темой работы.
Данная работа состоит из трех глав в которых будут рассмотрены основные понятия и особенности договора поставки, его содержание, ответственность сторон по договору поставки, а также права и обязанности сторон. Затрагиваются также вопросы, касающиеся договора поставки для государственных нужд, приводится судебная практика по рассмотрению исков, связанных с поставкой товаров для государственных нужд.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебник "Гражданское право", под ред. доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева, доктора юридических наук, профессора, академии РАН Ю.К. Толстого - учебник написан на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, а также других правовых актов. Помимо анализа действующего законодательства в учебнике представлены судебная практика и теоретические взгляды на основные проблемы гражданского права.
договор поставка государственная нужда
Гражданское право России. Обязательственно право: Курс лекций. Под редакцией профессора О.Н. Садикова - отдельные виды обязательств.
Учебник "Договорное право". Данная книга представляет собой научно-практические исследования гражданско-правовых договоров. В книге содержится научный анализ договоров, подробный комментарий, регулирующих их законоположений. Авторы книги - известные правоведы Багринский М.И. и Витрянский В. В. В работе были использованы различные источники - комментарии к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, монографии, учебные пособия, а также справочные издания. Тем самым была сделана аналитическая работа по всем вопросам составления, заключения договоров поставки и урегулирования споров, возникших по вопросам несоблюдения отдельных положений договора. Из выше изложенного следует, что в целом данные источники отражают становление и развитие права как института, а так же современные точки зрения в правовой науке на договорное право, в котором в частности будем рассматривать договор поставки товаров для государственных нужд.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Договор поставки является одной из разновидностей договора купли-продажи и выделяется в законодательстве в отдельный правовой институт недавно, но по сравнению с иными видами договоров (с середины 18 века) он был выделен в российском праве в отдельный вид договора и на то время практически не имел аналогов. Иногда его называют предпринимательской или торговой куплей-продажей. Среди профессионалов финансового рынка договор поставки иначе называется "срочный контракт". Срочные контракты подразделяют на форвардные, фьючерсные и опционные. Экономическая пресса сообщает, что в России существует фьючерсный товарный рынок, заключаются фьючерсные контракты на товар. Но по российскому национальному праву срочные контракты есть ни что иное как контракты на поставку товаров или договоры поставки.
С самого зарождения правовой институт договора поставки использовался преимущественно для регулирования отношений государства с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Это явилось следствием того, что в середине 18 века в Российской Империи господствовал монархический строй правления, для которого характерна приоритетность интересов государства перед частными интересами. Так в Своде законов гражданским общим положениям о поставке было посвящено всего восемь статей, тогда как казённым поставкам (подрядам) - более 2401. Таким образом был предопределён высокий уровень заинтересованности и вмешательства государственной власти в нормировании отношений по поставкам, которые проявлялись до самого недавнего времени. С началом строительства социализма в СССР планово-регулирующее воздействие государства на отношения по поставке продолжало расти и сфера автономии сторон договора сужалось. И лишь в последние десятилетия 20 века наметился переход к рыночной организации экономики и, как следствие, кардинальные изменения в правовом поле, регулирующем отношения по поставке. Поставка в новом Гражданском кодексе РФ стала приобретать обычные черты нормального договора частного права, всё больше сближаясь с традиционной куплей-продажей. По сравнению со Сводом законов в действующем ГК РФ гражданскую поставку законодатель пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка для государственных нужд вообще преобразовалась в отдельный вид договора.
Следует отметить, что на данном этапе развития отечественного права наблюдается рост государственного влияния (как прямого, так и косвенного) на отношения сторон договора поставки, что, является, недопустимым. Это может выражаться на конкретных действиях государственных органов, либо влияние на договор поставки и отношения его сторон некоторых нормативных актов, в частности, из области налогообложения, что в конечном итоге отразится именно на конечном покупателе, то есть на нас с вами - на потребителе.
Договором поставки (далее - договор) признается договор, по которому поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В ст.476 ГК поставщик прямо определен как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, производящее или закупающее товары (юридическое лицо или гражданин-предприниматель). Далее, поставляемые товары должны быть предназначены для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (поставка в материальные резервы, для учреждений социальной сферы и т.д.), наконец, поставщик обязуется передать товары покупателю в обусловленный срок (сроки).
Договор поставки является консенсуальным, двусторонним, возмездным.
Договор, как правило, заключается на длительный срок, который зависит от характера предмета договора и других обстоятельств, но может заключаться на конкретный, кратковременный срок. Поставка товара может быть поэтапной, на протяжении всего срока действия договора. В таком случае промежуточные этапы имеют юридическое значение, но решающее значение принадлежит конечному сроку, с наступлением которого стороны свои обязательства должны выполнить полностью и надлежащим образом. Стороны могут прибегнуть к разовой поставке, с осуществлением которой действие договора прекращается. Форма договора письменная, поскольку сторонами выступают субъекты хозяйствования или иной предпринимательской деятельности. Между заключением договора и его исполнением может существовать разрыв во времени, продолжительность которого устанавливается соглашением сторон. Это обстоятельство позволяет прийти к выводу, что в момент заключения договора предмета договора или вообще реально не существует, либо в полном объеме он может быть изготовлен лишь постепенно. Поэтому, если в момент заключения договора предмет договора со всеми его качественными, количественными и другими характеристиками реально существовал и был оплачен, тогда речь может идти как о поставке, так и о договоре купли-продажи, но с отсрочкой доставки его покупателю. Следовательно, необходимо различать терминологически и юридически понятия “поставка" и “доставка”. Поставка может включать в себя “доставку" товара потребителю, может и не включать ее. Поставщик должен изготовить объект, а доставить его потребителю может и другое лицо.
“Поставка" - это обязанность продавца, независимо от того, осуществляется ли она самим продавцом или по его поручению другим лицом. Доставка может осуществляться на основе договора перевозки.
Поэтапность поставки предполагает и поэтапность расчетов за поставленные товары. Окончательные расчеты осуществляются после поступления последней партии товара, хотя может иметь место и предоплата в полном объеме. Если предметом договора купли-продажи может быть всякий не изъятый из оборота товар, то договора поставки - только тот, который предназначен для производственно-хозяйственной или иной предпринимательской деятельности, но не для личного (семейного, домашнего) использования (телевизор, компьютер, предметы домашней обстановки). Однако, если такие предметы предназначены для реализации через розничную или оптовую торговую сеть, тогда они могут приобретаться по договору поставки.
В зависимости от основания возникновения договорных отношений по поставкам различают:
1. поставки, основанные только на соглашении между поставщиком и покупателем;
2. поставки, которые имеют своим основанием совокупность юридических фактов в виде договора и заказа товаров на поставку для государственных нужд.
Целью приобретения товара является его использование в предпринимательской деятельности;
Договором поставки опосредуются гражданско-правовые отношения, которые регулируются другими договорами (мены, аренды, возмездного оказания услуг, подряда).
Заключение договора поставки подчиняется в целом общим положениям Гражданского кодекса о договоре. Особенности его заключения установлены ст.477 ГК и касаются урегулирования разногласий при заключении договора.
Смысл правил ст.477 ГК состоит в следующем. Если при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным его условиям, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. Указанные действия необходимо осуществить в течение 30 дней со дня получения предложения о согласовании условий, если иной срок не установлен законодательством или не определен сторонами. Невыполнение данного правила влечет для стороны, получившей предложение по соответствующим условиям договора, обязанность возместить другой стороне убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
Правила ст.477 ГК относятся к договорам поставки, заключаемым по усмотрению сторон. Они не отменяют принцип свободы договора, а лишь детализируют общие нормы о согласовании разногласий при заключении договора. Необходимость таких правил обусловлена широким применением договора поставки во всех сферах экономики, заключением его, как правило, на достаточно длинный срок и важностью достижения большей определенности во взаимоотношениях сторон на стадии заключения договора. В случае заключения договора поставки в обязательном порядке возникшие разногласия урегулируются в соответствии со ст.415 ГК.
В нормах Гражданского кодекса о поставке товаров не предусматривается перечень условий, в том числе и существенных, составляющих содержание договора поставки. В договоре, как правило, должны быть отражены: предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность); порядок расчетов и цена товара; порядок поставки товара; транспорт, требования к таре и упаковке; страхование; имущественная ответственность сторон; срок действия договора; порядок изменения и расторжения договора; иные, не противоречащие законодательству условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.
Приведенный перечень охватывает наиболее значимые и употребляемые условия договора поставки. Остановимся на основных из этих условий, имея в виду, что они определяются сейчас, включая существенные условия, прежде всего на основании норм ГК
Предмет договора поставки - это товары, предназначенные для использования в предпринимательских и иных целях. Как правило, ими являются родовые вещи, хотя возможна и поставка индивидуально-определенных вещей. На момент заключения договора поставки товары как его предмет в готовом (наличном) виде обычно отсутствуют. С предметом связано одно из отличий договора поставки от других видов купли-продажи. Так, предметом договора поставки не могут быть единые имущественные комплексы, а также здания, сооружения, иное недвижимое имущество, ценные бумаги, валюта, энергетические и другие ресурсы, снабжение которыми осуществляется через присоединенную сеть.
В Положении о поставках товаров, предмет договора поставки характеризуется через наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность. Количество товара, подлежащее передаче покупателю, предусматривается в договоре поставки в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано и путем установления в договоре порядка его определения. Если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, он считается незаключенным (ст.435 ГК).
Обычно количество товара в договоре поставки определяется путем указания общего количества подлежащего поставке товара с разбивкой его по периодам поставки. По отдельным периодам поставки в течение срока действия договора количество товара может согласовываться также посредством спецификаций, являющихся неотъемлемой частью договора.
В договоре может предусматриваться поставка товаров в определенном ассортименте. Ассортимент товаров - это их соотношение по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам. Он указывается в тексте договора или в спецификации к договору. Если при заключении договора поставки ассортимент товаров определяется не на весь срок его действия, то порядок и сроки согласования ассортимента устанавливаются в договоре.
Требования к качеству товаров определяются сторонами в условиях договора. Обычно для этого используются следующие способы - по образцу (путем отбора проб) или по описанию (соответствия стандартам и другой нормативно-технической документации). В действующем законодательстве могут быть установлены и обязательные требования к качеству поставляемых товаров - стандарты. Договором поставки могут быть установлены повышенные требования к качеству товаров по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законодательством порядке.
Комплектность поставки означает, в каком сочетании отдельных частей или отдельных единиц должны быть переданы предусмотренные договором товары для того, чтобы они могли нормально использоваться покупателем. Помимо комплектности, в ГК предусматривается понятие комплекта товаров, когда поставщик обязан передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (ст.449 ГК). Как правило, в договоре к комплектности товаров предъявляются те же требования, что и к его качеству.
Исходя из п.3 ст.425 ГК условия о поставляемом товаре считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Цена товара определяется соглашением сторон договора поставки. Исключение составляют случаи, когда цены на определенные товары (например, социально значимые) устанавливаются или регулируются уполномоченными государственными органами. Цена поставляемых товаров обычно определяется конкретной денежной суммой. При установлении цены в зависимости от веса товара она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором поставки. Вместо указания цены стороны договора поставки вправе установить в договоре порядок и способ ее определения.
Условие о цене не является в настоящее время существенным условием договора поставки. В тех случаях, когда цена договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, оплата по договору поставки должна быть осуществлена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п.1 ст.455, п.3 ст.394 ГК).
Из ст.476 ГК, в которой дается понятие договора поставки, вытекает обязательность согласования поставщиком и покупателем срока или сроков поставки. Следовательно, условие о сроке поставки имеет существенный характер. Срок поставки может быть установлен в договоре путем указания соответствующей даты либо определения периодов поставки. Последние представляют собой равные промежутки времени (месяц, квартал и т.д.), в течение которых предусмотренное договором количество товаров поставляется отдельными партиями. Если стороны договора поставки предусмотрели поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями, но не определили периоды поставки, то в силу ст.478 ГК товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из законодательства или существа обязательства. В договоре могут быть установлены также графики поставки товаров (декадные, суточные, часовые и т.п.), направленные на обеспечение равномерной передачи товаров в пределах периода поставки.
1.2 Исполнение договора поставки. Ответственность по договору поставки
Обязанности по исполнению договора поставки несут как поставщик, так и покупатель. В то же время стороны договора поставки имеют и определенные права.
На поставщике лежит обязанность поставлять покупателю соответствующие товары в срок. Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки либо передачи товаров покупателю.
Договором поставки может быть предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров определенным получателям. В этом случае используется форма отгрузочной разнарядки и отгрузка товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если в договоре срок направления отгрузочной разнарядки не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за тридцать дней до наступления периода поставки. Непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право либо вообще отказаться от исполнения договора, либо потребовать от покупателя оплаты товаров. Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, возникших в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки (п.2 и 3 ст.479 ГК).
Если доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки, то вид транспорта и условия транспортировки определяются в договоре. В случаях же, когда вид транспорта или условия доставки не определены в договоре, выбор вида транспорта или определения условий доставки товара принадлежит поставщику.
В договоре поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика. Если срок выборки в договоре отсутствует, что она должна производиться покупателем в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров.
Поставщик обязан поставить покупателю товар, предусмотренный договором и в согласованном сторонами количестве. При недопоставке товаров в отдельном периоде поставки на поставщика возлагается обязанность восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде в пределах срока действия договора.
По общему правилу, если стороны не оговорили иное, покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена. Товары, поставленные до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан принять и оплатить (п.3 ст.481 ГК).
Ассортимент товаров, подлежащих восполнению вследствие недопоставки, определяется соглашением сторон. В случае отсутствия такого соглашения поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте того периода, в котором допущена недопоставка. При этом поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором поставки, не засчитывается в покрытие недопоставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент. Такая поставка подлежит восполнению, кроме случаев, когда она произведена с предварительного письменного согласия покупателя.
Передаваемый поставщиком покупателю товар должен соответствовать условиям договора о качестве и комплектности. При отсутствии в договоре условий о качестве товара поставщик обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если при заключении договора покупатель известил поставщика о конкретных целях приобретения товара, передаваемый товар должен быть пригоден для использования в соответствии с этими целями. В случае отсутствия в договоре поставки условий о комплектности товара она определяется обычно предъявляемыми требованиями. Если договором предусмотрена обязанность поставщика передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), то обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, входящих в комплект.
Если иное не предусмотрено договором поставки и не вытекает из существа обязательства, поставщик обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке. Исключение составляет товар, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. При неопределении требований к таре и (или) упаковке в договоре товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом. В случае отсутствия указанного способа товар затаривается и (или) упаковывается способом, обеспечивающим сохранность товара такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. Если же законодательством предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, поставщик обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.
Вместе с товаром поставщик, если иное не установлено договором, должен передать покупателю принадлежности товара, предусмотренные законодательством (технический паспорт, сертификат качества и т.д.).
Одна из основных обязанностей покупателя состоит в совершении всех необходимых действий по принятию товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Прежде всего, принятый покупателем (получателем) товар должен быть осмотрен им в срок, определенный законодательством, договором поставки. В тот же срок покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законодательством или договором поставки. О выявленных несоответствиях или недостатках товаров покупатель (получатель) должен незамедлительно письменно уведомить поставщика. Если же товары получаются покупателем (получателем) от транспортной организации, он обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять товары от транспортной организации с соблюдением правил, содержащихся в транспортном законодательстве.
Срок для осмотра принятых товаров, порядок проверки их количества и качества определяются поставщиком и покупателем в договоре. Если же договором поставки такие условия не предусмотрены, то следует руководствоваться действующим законодательством. В указонном Положении предусматриваются обязанности продавца при отгрузке товара покупателю, обязанности покупателя при получении товара от перевозчика и при осуществлении приемки товара, общие условия приемки товара по количеству и качеству, сроки приемки товара по количеству и качеству, особенности приемки товара по количеству и по качеству, порядок составления акта приемки товара по количеству и качеству. На покупателя или уполномоченное им лицо возлагает обязанности: правильно и своевременно произвести приемку товара, обеспечивающую сохранность и предотвращающую возможность образования недостачи, хищения и порчи этого товара, а также смешения его с другим однородным товаром; следить за исправностью средств измерения и испытания, используемых для определения качества товара, и за своевременностью проверки этих средств в установленном порядке; осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка товара по количеству и качеству.
Если договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем в месте нахождения поставщика, покупатель обязан осуществить осмотр передаваемых товаров в месте их передачи. В этом случае срок осмотра совпадает с моментом передачи товаров.
От обязанности покупателя (получателя) принять поставленный товар для использования по назначению следует отличать его обязанность принять товар на ответственное хранение. Такая обязанность возникает, когда покупатель в соответствии с законодательством или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, например, в случае поставки не предусмотренных договором товаров, нарушения условий договора о количестве, ассортименте, качестве, сроках поставки. В этих случаях на покупателя (получателя) ложится обязанность обеспечить сохранность поступившего товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика (п.1 ст.484 ГК).
С обязанностью принять товары связана и обязанность покупателя оплатить поставляемые товары. Согласно пункту 1 ст.486 ГК порядок и формы расчетов определяются в договоре поставки. Заключая договор, стороны могут избрать любую из предусмотренных законодательством форм расчетов. Но если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то действует правило об осуществлении расчетов платежными поручениями. В договоре поставки может быть установлена оплата товаров как до их получения (предварительная оплата), так и после этого. Если же в договоре срок платежа не предусмотрен, покупатель в соответствии с пунктом 1 ст.456 ГК обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему поставщиком товара. В случае поставки по договору товаров отдельными частями, входящими в комплект, покупатель оплачивает товары после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект.
К обязанностям покупателя относится также возврат поставщику тары и упаковки, в которых поступил товар. При этом действуют следующие правила ст.487 ГК. Если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования в порядке и сроки, установленные законодательством. Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.
Отдельные нормы Гражданского кодекса о договоре поставки, касающиеся его исполнения, посвящены последствиям поставки товаров ненадлежащего качества или некомплектных товаров, а также правам покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или об их доукомплектовании.
В соответствии со ст.488 и 489 ГК право предъявить требования в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества или некомплектных принадлежит не только покупателю, но и указанному им получателю товара. Соответствующие требования не предъявляются в случае, когда поставщик после получения уведомления покупателя без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества, доукомплектует товары либо заменит их комплектными. В то же время покупателю, осуществляющему продажу товаров в розницу, предоставляется право требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества или некомплектных товаров, возвращенных потребителем.
Согласно ст.490 ГК если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров либо не выполнил требования покупателя о замене недоброкачественных товаров или о доукомплектовании товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести непоставленные товары у других лиц. В этом случае все необходимые и разумные расходы на приобретение указанных товаров относятся на счет поставщика, а их исчисление производится по правилам п.1 ст.494 ГК в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке. Покупатель вправе также отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.
На практике может иметь место поставка поставщиком покупателю одноименных товаров одновременно по нескольким договорам поставки. В связи с этим в ст.492 ГК предусматриваются правила о погашении однородных обязательств по нескольким договорам поставки.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора поставки его стороны несут ответственность в форме возмещения убытков и уплаты неустойки. При этом ответственность поставщика и покупателя наступает, если иное не предусмотрено законодательством или договором, на началах риска (п.3 ст.372 ГК).
Убытки за нарушение договора поставки возмещаются в соответствии с общими правилами о них (ст.14 и 364 ГК). Но применительно к поставке в ст.494 ГК устанавливается особый порядок исчисления убытков при расторжении договора поставки, схожий с порядком исчисления убытков по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи (1980 г.).
Согласно ст.494 ГК, если в разумный срок после расторжения договора поставки вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором, покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между ценой по договору и ценой по совершенной взамен сделке. Аналогичное требование вправе предъявить покупателю и продавец, если он в разумный срок после расторжения договора поставки вследствие нарушения обязательства покупателем продал товар другому лицу по более низкой, чем предусмотренная договором, но разумной цене.
Убытки в виде разницы в ценах могут быть взысканы и в случаях, когда сделка взамен расторгнутого договора не совершена. Но если на данный товар имеется текущая цена, соответствующая сторона (покупатель или продавец) вправе предъявить требование о возмещении убытков в виде разницы между ценой, установленной в договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора. В качестве текущей цены признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар.
Удовлетворение требований о возмещении убытков, исчисленных по правилам ст.494 ГК, не освобождает сторону, не исполнившую или ненадлежаще исполнившую обязательство, от возмещения иных убытков на основании общих предписаний Гражданского кодекса (ст.14).
Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора поставки может быть законной или договорной.
В нормах Гражданского кодекса о договоре поставки предусмотрен лишь один случай взыскания неустойки - за недопоставку и просрочку поставки товаров. Согласно ст.491 ГК такая неустойка взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки. Взыскание неустойки осуществляется по каждому периоду поставки с учетом количества товаров, недопоставленного в предыдущих периодах. Такой порядок направлен на обеспечение реального исполнения обязательства поставщиком и применяется, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законодательством или договором.
За непоставку или недопоставку товара в соответствии с условиями договора поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 10 процентов стоимости непоставленного или недопоставленного в срок товара, если иное не установлено договором. В случаях, когда поставленный товар не соответствует по качеству условиям договора, а также если поставлен некомплектный товар, поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 25 процентов стоимости некачественного либо некомплектного товара, если договором не предусмотрено иное. Неустойка за поставку товаров ненадлежащего качества или некомплектных носит штрафной характер, поскольку причиненные при этом убытки взыскиваются без зачета неустойки. Однако данная неустойка не взыскивается, если поставщик без промедления с момента получения уведомления покупателя заменит поставленные товары товарами надлежащего качества, доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами.
Помимо имущественной ответственности, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки может повлечь односторонний отказ от его исполнения, то есть одностороннее расторжение или изменение договора поставки. В силу ст.493 ГК односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом ст.493 ГК конкретизирует понятие существенного нарушения договора поставки и перечисляет нарушения со стороны поставщика и покупателя, которые предполагаются существенными. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров. Существенными нарушениями договора поставки покупателем предполагаются неоднократное нарушение сроков оплаты товаров и неоднократная невыборка товаров. Указанные нарушения могут служить основанием для отказа контрагента от исполнения договора поставки, хотя не лишают нарушителя права доказывать отсутствие существенного характера допущенных нарушений.
Договор поставки считается здесь измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
Деятельность любого государства выходит далеко за рамки отношений, регулируемых только гражданским правом. Функции государства как формы организации общества многообразны и лежат в основном в сфере публичного права. Они предполагают целый ряд мер, направленных на поддержание существующей системы общественных отношений. Государство стремится также обеспечить свое собственное бытие в качестве независимой (суверенной) и эффективно функционирующей социально-экономической структуры. В этих целях оно должно проводить необходимую экономическую и внешнюю политику, укреплять обороноспособность и государственный аппарат, поддерживать равновесие с окружающей средой и т.д. Для выполнения всех этих задач государство должно располагать необходимой имущественной базой, формирование которой происходит путем закупок товаров для государственных нужд. Эти закупки оформляются государственными контрактами и договорами поставки товаров для государственных нужд. Более чем двухвековая практика регулирования этих договоров позволяет считать их одним из традиционных институтов российского договорного права. [2]
Правовое регулирование этих договоров основано на нормах § 4 гл.30 ГК и специальных законах,[3] которые применяются в части, не противоречащей ГК. Как следует из п.2 ст.525 ГК, государственные контракты и договоры поставки для государственных нужд являются разновидностью договора поставки, поэтому к ним применимы и соответствующие нормы
§ 3 гл.30 ГК. Указанные договоры порождают обязательства по возмездному отчуждению имущества, т.е. охватываются общим понятием купли-продажи. Тем самым в части, не урегулированной специальным законодательством, к ним могут применяться общие положения § 1 гл.30 ГК о купле-продаже.
Главной отличительной чертой этих договоров является особая цель использования товаров, а именно - их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. К ним относятся потребности обеспечения мобилизационных нужд РФ и первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, экспортных поставок продукции для выполнения международных (в том числе экономических) обязательств России, оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства (организациям) при временных нарушениях снабжения важнейшими видами ресурсов, регулирующего воздействия на рынок, гуманитарной помощи и другие. [4]
Специфика предмета договора, в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения. Отношения по поставке для государственных нужд обычно опосредуются двумя договорами: государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд и собственно договором поставки товаров для государственных нужд. Они весьма близки по своей правовой природе и различаются в основном по субъектному составу, основаниям и порядку заключения.
Государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд называется договор, заключенный на основе заказа одной стороны (государственного заказчика), принятого другой стороной (поставщиком), по которому поставщик обязуется передать товары, предназначенные для государственных нужд, государственному заказчику либо указанному им покупателю (получателю). Юридическая природа государственного контракта далеко не очевидна. Ведь такие контракты заключаются не только в сфере поставки, но и при выполнении подрядных строительных работ, а также проектных и изыскательских работ (ст.763 ГК). Также, по смыслу нормативных актов о государственных нуждах, госконтракты могут совершаться и в сфере энергоснабжения, перевозок, при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и других. Можно предположить, что государственный контракт как таковой является особым типом договора гражданского права, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами. Его следовало бы регулировать в части первой ГК в качестве контракта на обеспечение государственных нужд.
С этой точки зрения государственный контракт на поставку образуется на пересечении договора поставки с госконтрактом на обеспечение государственных нужд.
Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд являются: консенсуальными, возмездными и взаимными.
Дальнейший анализ правовых форм, опосредующих отношения по поставке товаров для государственных нужд, будет проводиться одновременно в отношении как государственного контракта, так и собственно договора поставки для государственных нужд, с выделением в необходимых случаях их различий.
Состав участников различен:
Поставщиком и в государственном контракте, и в заключенном на его основе договора поставки является одно и то же лицо - предприниматель. Другой стороной в государственном контракте является государственный заказчик. Закон не называет его покупателем, что не случайно. Ведь во многих случаях товары передаются не самому заказчику, а указанному им лицу, которое и является собственно покупателем. Государственными заказчиками могут выступать утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения[5].
Государственный заказчик - фигура значительная. Он влияет на содержание госконтракта (выбирает поставщика, устанавливает цену) и, в конечном счете, на государственную политику в области закупок для государственных нужд. Причем все это делается за счет государственного бюджета.
Но и в тех случаях, когда стороной государственного контракта выступает само государство в лице своих федеральных органов исполнительной власти, оно выступает как особое частное лицо, равноправное с другим участниками договора.
Покупателем по договору поставки для государственных нужд может быть любое юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.
Предмет государственного контракта или договора поставки товаров для государственных нужд - это любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в том числе для предпринимательской деятельности. Как правило, это - вещи, определяемые родовыми признаками, т.е. товары массового, серийного производства. Закупка по госконтрактам товаров иностранного производства не допускается, кроме случаев, когда производство аналогичной продукции в России невозможно или экономически нецелесообразно. Приобретение недвижимого имущества, предназначенного для государственных нужд, производится на основе договора продажи недвижимости, а не договора поставки.
Форма и порядок заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд обладают значительными особенностями.
Процедура поставки для государственных нужд состоит из нескольких этапов:
1) определение потребностей (нужд) государства в тех или иных товарах завершается выдачей государственного заказа на его поставку. Этот заказ обычно определяет номенклатуру товаров, примерные сроки и цены, а также другие условия поставок;
2) размещение госзаказа может происходить как открытым способом (путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов) [6], так и закрытым (путем непосредственного выбора конкретного поставщика). В последнем случае поставщик, как правило, принимает заказ добровольно. Однако для поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), принятие госзаказа обязательно, если только это не влечет для поставщика убытков. В этом случае за необоснованное уклонение от принятия заказа (т.е. заключения госконтракта) поставщик уплачивает госзаказчику штраф в размере стоимости продукции, определенной в заказе (абз.2 п.2 ст.5 Закона РФ "О поставках для государственных нужд"), как следует из соответствующих формулировок Закона, эта неустойка носит исключительный характер;
3) принятие госзаказа поставщиком порождает обязанность заключить соответствующий госконтракт, проект которого обычно разрабатывается государственным заказчиком.
Поставщик, получивший проект госконтракта, обязан в 30-дневный срок подписать его, либо уведомить об отказе от заключения госконтракта. В последнем случае государственный заказчик вправе понудить поставщика к заключению контракта через суд (п.5 ст.528 ГК). Этот срок равен 20 дням, если госконтракт заключается по результатам конкурса на размещение государственного заказа.
При несогласии поставщика с отдельными условиями проекта госконтракта он обязан в тот же 30-дневный срок подписать госконтракт и, приложив к нему протокол разногласий, направить заказчику. В течение следующих 30 дней заказчик должен принять меры по урегулированию возникших разногласий и известить поставщика о принятии согласованных условий либо уведомить его об отказе от заключения госконтракта. При отклонении протокола разногласий (или истечении срока на его согласование) заинтересованная сторона может обратиться в суд для разрешения соответствующего преддоговорного спора.
4) заключенный госконтракт может предусматривать поставку товаров как непосредственно государственному заказчику (или указанному им получателю - по отгрузочной разнарядке, в этом случае отношения сторон регулируются общими нормами о поставке с учетом особенностей § 4 гл.30 ГК.), так и покупателю, которого он укажет. Получатель товара не является стороной госконтракта и не несет ответственности перед поставщиком, тогда как покупатель является самостоятельной стороной договора поставки со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
В последнем случае государственный заказчик в тридцатидневный срок со дня подписания госконтракта направляет поставщику и выбранному покупателю извещения о прикреплении покупателя к поставщику;
5) извещение о прикреплении является основанием для заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Здесь мы сталкиваемся со сложным юридическим составом, т.е. совокупностью юридических фактов, порождающих обязательство: односторонняя сделка (извещение о прикреплении) плюс договор. Сложный юридический состав как основание возникновения обязательства по поставке был типичен для плановых отношений, господствовавших в советский период. Тогда он включал в себя административный (плановый) акт и договор поставки. Их соотношение было предметом серьезного изучения юристов. [7] По общему правилу, обязанность заключения договора поставки лежит только на поставщике (она вытекает из заключенного им госконтракта), тогда как покупатель вправе отказаться от заключения договора или потребовать уменьшения количества поставляемых товаров против указанного в извещении о прикреплении (п.1 ст.530 ГК);
6) при отказе покупателя от договора поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю. В этом случае государственный заказчик в 30-дневный срок обязан либо выдать извещение о прикреплении к поставщику другого покупателя, либо принять обязанности покупателя на себя. В результате этих действий происходит либо заключение договора поставки товаров для государственных нужд, либо непосредственная поставка товаров на основании госконтракта.
Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, равно как и государственный заказ и извещение о прикреплении, должны оформляться в письменной форме. Как следует из ст.528-529 ГК, госконтракт и договор поставки обычно заключаются путем подписания сторонами одного документа (протокол разногласий является его составной частью).
Поставки товаров для государственных нужд производятся по рыночным ценам за исключением товаров, по которым сохранено государственное регулирование цен. Стороны госконтракта определяют цены, как правило, в пределах, установленных государственным заказом, либо в соответствии с результатами конкурса на принятие заказа.
Способы определения контрактных цен подробно урегулированы законодательством[8] и обычно обусловлены спецификой поставляемого товара. Так, в государственных контрактах используются: фиксированные цены: твердые (на поставку широкого круга продукции массового и серийного производства, типовой техники) и условно-твердые, поэтапно корректируемые в соответствии с изменением издержек производства (в контрактах, выполняемых поэтапно в течение длительного периода времени: поставки новой техники, оборонной продукции; скользящие цены, возмещающие издержки поставщика и иногда приносящие определенную прибыль; биржевые цены на стандартные товары (по поставкам товаров, постоянно имеющихся в наличии на рынке, свободные рыночные цены которых известны).
Цена договора поставки товаров для государственных нужд, по общему правилу, должна соответствовать цене, определенной государственным контрактом.
Срок является существенным условием любого договора поставки.
Значит, и государственный контракт, и договор поставки для государственных нужд, в которых отсутствует условие о сроке, считаются незаключенными. Срок в договоре поставки для государственных нужд обычно определяется соответствующим государственным контрактом, а периодичность поставок (обычное условие) в пределах этого срока произвольно устанавливается самими сторонами договора.
Поставщик (исполнитель) обязан передать товары государственному заказчику либо по его указанию - иному лицу, а государственный заказчик должен обеспечить оплату поставленных товаров (ст.496 ГК).
Поставка товаров может осуществляться непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю). При этом отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами ст.476 - 493 ГК о договоре поставки.
Если поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплату товаров обязан произвести государственный заказчик. Иной порядок расчетов может быть предусмотрен государственным контрактом (п.2 ст.501 ГК).
При поставке товаров покупателю по договору поставки товаров для государственных нужд обязанность по оплате товаров возлагается на покупателя (ст.502 ГК).
Государственный заказчик обязан возместить поставщику убытки, причиненные в связи с выполнением государственного контракта. Для возмещения убытков в ст.503 ГК установлен 30-дневный срок, исчисляемый с момента передачи товаров в соответствии с государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком обязанности по возмещению другой стороне убытков в связи с выполнением государственного контракта дает поставщику (исполнителю) право отказаться от выполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта, в дополнение к убыткам, причиненным в связи с выполнением государственного контракта. Расторжение поставщиком (исполнителем) государственного контракта в связи с невозмещением убытков дополняется еще и правом отказаться от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд, заключенного на основании извещения о прикреплении. Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, подлежат возмещению государственным заказчиком. Об отказе от исполнения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) должен уведомить другую сторону (ст.493 ГК).
Государственный заказчик в установленных законодательством случаях вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом (ст.504 ГК). Условием отказа является возмещение поставщику (исполнителю) причиненных этим убытков. В то же время отказ государственного заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, создает у поставщика (исполнителя) право расторгнуть или изменить заключенный на основе государственного контракта договор поставки товаров для государственных нужд. Убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.
За некоторые нарушения при поставке товаров для государственных нужд ответственность установлена специальным законодательством. Так, в Законе о поставке товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г. предусмотрено, что поставщик-монополист, необоснованно уклоняющийся от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, уплачивает государственному заказчику штраф в размере стоимости товаров, указанных в проекте государственного контракта.
Необоснованное уклонение поставщика (исполнителя) от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки для государственных нужд в случаях, когда заключение таких контрактов (является обязательным - влечет наложение штрафа на поставщика (исполнителя) в размере от 50 до 100 процентов стоимости товаров, определенных в проекте государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (договора поставки товаров для государственных нужд).
Невыполнение условий государственного контракта по объему, сроку поставки или оплаты товара влечет уплату виновной стороной неустойки в размере 50 процентов стоимости недопоставленных или неоплаченных товаров. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательств с учетом недопоставленного или неоплаченного количества товара в предыдущем периоде поставки.
За поставку товаров, не соответствующих стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам) или иным обязательным требованиям к качеству, оговоренным в государственном контракте и договоре поставки, поставщик обязан уплатить покупателю штраф в размере 20 процентов стоимости некачественного товара. Кроме того, за период, в течение которого количество некачественного товара покупателю не восполняется, взыскивается указанная выше неустойка за невыполнение условий по объему и сроку поставки. Поставщики товаров для государственных нужд в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, могут также лишаться права на получение предоставленных им по законодательству льгот (кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии, приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми ресурсами и др.).
На содержание обязанностей поставщика влияет особый порядок установления договорных связей по поставке товаров для государственных нужд. Поэтому одной из основных обязанностей поставщика, вытекающей из государственного контракта, является заключение договора поставки товаров для государственных нужд. Порядок заключения этого договора урегулирован ст.529 ГК и полностью соответствует рассмотренной процедуре заключения государственного контракта. Обязанности по передаче товара покупателю или государственному заказчику (условия о периодичности поставок, порядке доставки или выборки товаров и другие) регулируются общими положениями § 3 гл.30 ГК о поставке.
Учитывая, однако, особую значимость поставки товаров для государственных нужд, закон устанавливает повышенную ответственность поставщика за неисполнение этой обязанности. Так, за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукций, а также возмещает убытки (п.3 ст.5 Закона РФ "О поставках продукции для государственных нужд"). Соответствующая норма Закона сформулирована на редкость неудачно. Так, указанная неустойка "взыскивается до момента фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного количества товаров в предыдущем периоде поставки". Но ведь 50% -ная неустойка, очевидно, взыскивается единовременно, т.е. является штрафом, а не пеней. Кроме того, Закон некорректно называет государственного заказчика покупателем. Но, как можно понять из ст.5 Закона, речь идет о заказчике по госконтракту, а не о покупателе по договору поставки. Да и сам характер указанной неустойки (зачетная или исключительная) определен невнятно. Представляется, что она все-таки носит зачетный характер. Передача товаров, не соответствующих требованиям о качестве, а также некомплектной продукции приравнивается к ее не поставке и, следовательно, влечет аналогичную ответственность. Все прочие обязанности поставщика определяются аналогично общим нормам о договоре поставки.
Государственный заказчик обязан принять товар, являющийся предметом договора. Эта обязанность государственного заказчика предполагает и обязанность прикрепления к поставщику покупателя. Если такого прикрепления не происходит то поставщик вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению, отнеся на него разумные расходы по реализации товаров.
Покупатель по договору поставки, как следует из ст.530 ГК, вправе отказаться от заключения договора (полностью или частично). Однако после его заключения он также обязан принять предложенное поставщиком исполнение.
Обязанность оплаты товаров по договору поставки для государственных нужд имеет свою специфику. Так, государственный заказчик, по общему правилу, оплачивает товары, которые отгружаются получателям по его отгрузочным разнарядкам (п.2 ст.531 ГК). Если же поставка производится покупателю по отдельному договору поставки, государственный заказчик признается, поручителем по обязательству покупателя оплатить товары (ст.532 ГК). Это означает, что при неоплате или просрочке оплаты товаров государственный заказчик несет солидарную ответственность вместе с покупателем. По смыслу абз.2 ст.532 ГК это поручительство распространяется только на обязанность оплаты товаров. Следовательно, за убытки, причиненные поставщику нарушением условий договора со стороны покупателя (в том числе условия об оплате), отвечает сам покупатель.
Ответственность при поставке товаров для государственных нужд. Ответственность за нарушение указанных обязательств строится по общей модели договорной ответственности предпринимателей на началах риска. Представляется, что государственный заказчик - орган государственного управления - также отвечает на началах риска. Ведь государственный контракт тесно связан с договором поставки, а ответственность поставщика всегда наступает независимо от его вины. Убытки покупателя могут возникнуть по причинам, за которые поставщик не отвечает, например вследствие действий государственного заказчика. Тогда ограничение ответственности государственного заказчика случаями виновного причинения вреда повлекло бы тяжелые последствия для поставщика. Отвечая перед покупателем за чужие действия, он часто был бы лишен возможности взыскать свои убытки с причинителя вреда. Ответственность за отказ от заключения государственного контракта, основана на нарушении обязательства, вытекающего непосредственно из закона, и потому носит преддоговорный характер.
Особый случай ответственности государственного заказчика предусмотрен ст.533 ГК. Она наступает, если поставщик вследствие исполнения им государственного контракта понес убытки. Это возможно, например, когда цена контракта не покрывает всех издержек производства поставщика. В этом случае государственный заказчик обязан возместить указанные убытки в течение 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. В данном случае ответственность государственного заказчика не основана на нарушении им договора, хотя и связана с его исполнением. Как можно заключить из п.2 ст.527 и ст.533 ГК, ответственность носит здесь внедоговорной характер.
При невозмещении указанных убытков поставщик имеет право отказаться от исполнения государственного контракта, а также заключенного на его основе договора поставки товаров для государственных нужд (пп.2 и 3 ст.533 ГК). Убытки, которые понесет в результате этого покупатель по договору поставки, также должны быть возмещены госзаказчиком.
Государственным заказчиком (а не поставщиком) возмещаются убытки покупателя, которые он понес в связи с расторжением или изменением договора поставки вследствие отказа государственного заказчика от товаров по госконтракту (абз.2 п.2 ст.534 ГК). Это вполне обоснованно, т.к. расторжение (изменение) договора поставщиком в таких случаях является вынужденным и обусловлено расторжением (изменением) соответствующего госконтракта. Законодатель просто исключает из цепочки ответственности поставщика. В отсутствие специального правила ст.534 ГК поставщик, причинивший убытки покупателю, мог бы затем взыскивать их с государственного заказчика. [9]
Федеральный арбитражный суд дальневосточного округа постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 16 октября 2007 года Дело N Ф03-А59/07-1/3879 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Сахалинской области на решение от 12.03.2007, постановление от 23.05.2007 по делу N А59-5932/06-С6 Арбитражного суда Сахалинской области по иску прокурора Сахалинской области к муниципальному учреждению здравоохранения "Корсаковская центральная районная больница" о признании недействительной сделки и применении последствий недействительности сделки.
Прокурор Сахалинской области обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Корсаковская центральная районная больница" и коммандитному товариществу "Сахмедсервис" о признании недействительным в силу ничтожности договора от 22.06.2006 N СС-06-037, заключенного ответчиками, и применении последствий недействительности сделки.
Решением суда от 12.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2007, в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
Арбитражный суд указал, что оспариваемая прокурором сделка заключена в соответствии с нормами бюджетного и гражданского законодательства.
Прокурор Сахалинской области не согласился с судебными актами Арбитражного суда Сахалинской области и обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить их, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы права, таким образом необоснованно пришел к выводу о действительности заключенной сделки.
В судебное заседание представители сторон не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Из материалов дела установлено: между МУЗ "Корсаковская центральная районная больница" (покупатель) и коммандитным товариществом "Сахмедсервис" (поставщик) заключен договор N СС-06-037 от 22.06.2006 на поставку фетального монитора Biosys IFM-500 стоимостью 129800 руб.
Обращаясь с иском о признании договора недействительным, прокурор сослался на то, что к данному договору должен быть применен Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так как поставка оборудования производилась для муниципальных нужд. В связи с чем сделка должна быть произведена путем проведения торгов.
Арбитражный суд, исходя из анализа представленных документов, пришел к правомерному выводу, что договор от 22.06.2006 N СС-06-037 заключен в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Источником финансирования поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд являются средства федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Источником финансирования муниципальных нужд являются средства местного бюджета, направляемые в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований на его потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из документов, МУЗ "Корсаковская центральная районная больница" оплатило по договору N СС-06-037 от 22.06.2006 оборудование за счет средств, полученных из Фонда социального страхования.
Данные средства являются федеральными, они не являются средствами местного бюджета.
Прокурором не предоставлено доказательств, что полученные больницей денежные средства в 2006 году из Фонда социального страхования были учтены при принятии решения районным Собранием, муниципального образования Корсаковского района 24.04.2006 N 338 при утверждении бюджета на 2006 год.
Больницей приобретен фетальный монитор за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, на основании национального проекта "Здоровье", финансирование которого производилось в соответствии с ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" из Фонда социального страхования.
Порядок финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, участвующим в программе "Здоровье", предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852, пункт 10 которого содержит перечень услуг, на которые должны быть направлены средства фонда, в числе которых указано и приобретение медицинского оборудования, предназначенного для оказания медицинской помощи женщинам в период родов.
Ни в ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации", ни в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2005 N 852 не указано, что средства фонда должны быть использованы в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Поскольку приобретение оборудования больницей производилось не на основании муниципального заказа, поэтому органы местного самоуправления не наделяли больницу полномочиями муниципального заказчика и не финансировали приобретение оборудования.
Ответчиком заключен договор с коммандитным товариществом "Сахмедсервис" с соблюдением статей 70, 71 Бюджетного кодекса РФ, норм гражданского законодательства и ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ", поэтому Арбитражный суд Сахалинской области правомерно отказал прокурору в удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора от 22.06.2006 N СС-06-037 и применении последствий недействительности сделки.
Поскольку решение и постановление по данному делу приняты судом с соблюдением норм процессуального и материального права, поэтому оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, были предметом исследования, и им дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.03.2007, постановление от 23.05.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-5932/06-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Договор поставки - один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в хозяйственной деятельности предпринимателей, охватывающий практически весь товарооборот. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей.
Наиболее оптимален договор поставки, к примеру, для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий, между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров. Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи.
Договор поставки - это один из важнейших договоров, с помощью которого регулируется процесс перехода на возмездной основе достаточно большой массы материальных ценностей от одних субъектов хозяйствования к другим. По субъектному составу, сфере применения, предмету поставки, экономической, правовой и социальной значимости договор поставки занимает одно из ведущих мест в системе других подобного рода договоров. Договор поставки во многом (по экономическим, правовым целям) схож с договором купли-продажи и с другими договорами, регулирующими переход права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому, не случайно, на практике схожие с ним договоры (например, договор купли-продажи) называют договорами поставки, что нельзя признать правильным.
Договор поставки - это самостоятельный вид договора, имеющий свои особенности, закрепленные в законодательстве.
Книги одного автора:
1. "Договор поставки", И.Н. Щемелева, Минск, 1996г.;
2. Павлов Е.В. "Договор поставки" М. 1996 г. С.54-57.
3. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). - М., НОРМА, М., 2004.
Книги двух авторов:
4. "Договор поставки", В.М. Пустозерова, А.А. Соловьева, Москва, 1996г.;
5. Брагинский М.М., Витрянский В.В. "Договорное право. Общие положения." М. 1997 г. С 44.
6. Исаченко В.Л. Исаченко В.В. Обязательства по договорам. Опыт практического комментария русских гражданских законов. СПб., 1914. - Гражданское право. Том 1. Учебник. / Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: "ПБОЮЛ Л.В. Рожников", 2005.
Нормативные акты:
7. Конституция Российской Федерации (от 21.07.2007 N 5-ФКЗ);
8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ);
9. Таможенный Кодекс Российской Федерации (от 24.07.2007 N 198-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ);
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 04.12.2007 N 330-ФЗ);
11. ФЗ РФ "О государственном оборонном заказе" от 29.12.95 г. (в ред. Федеральных законов от 06.05.1999 N 97-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ)
12. ФЗ РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
13. № 89-ФЗ от 19.06.95 г., № 58-ФЗ от 17.03.97 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ);
14. ФЗ РФ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции для
15. государственных нужд" от 2.12.94 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ);
16. ФЗ "О связи" (от 29.12.2006 N 245-ФЗ);
17. Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25.05.92 "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние";
18. Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 07 марта 1995г. №239, (в редакции от 30 июля 2002г. №КАС 02-381);
19. Постановление Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594 "О реализации
20. Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
21. Постановление Правительства РФ от 26.09.97 г. № 1222 "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)";
22. Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25.05.92 “ О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние “;
23. "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", утверждён постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594.;
24. "Порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", утверждён постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594.;
25. "Порядок подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд", утверждён постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594.;
26. Указ Президента РФ от 20.12.94 “ Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг) ”;
Комментарии:
27. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, М.И. Брагинский;
28. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской федерации, В.В. Витрянский;
29. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской федерации, Т.Л. Левшина;
30. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, О.Н. Садиков;
31. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, А.М. Эрделевский;
32. "Комментарий части 2 ГК РФ для предпринимателей", Москва, 1996г.;
33. Статьи из журанлов:
34. Обязательное заключение хозяйственного догвоора (Каменков В.С., Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь.)
35. Препринемательское право 2007 №3;
36. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах (Ноздрачев А.Ф., доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.)
37. Адвокат 2007 №10;
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд
на ________________________________________________________________
(краткая формулировка заказа)
г. ___________________ "___"________________________ _____ г.
__________________________________________________________________,
(полное наименование организации-поставщика)
именуемый в дальнейшем Поставщиком, в лице ________________________
(должность)
__________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
действующего на основании ________________________________________,
с одной стороны, и __________________________________________________________________,
(полное наименование государственного заказчика)
именуемый в дальнейшем Заказчиком, в лице ___________________________
(должность)
__________________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
действующего на основании
__________________________________________________________________,
с другой стороны, заключили настоящий Контракт о следующем.
1. ПРЕДМЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА
1. Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя проведение следующих работ (поставок продукции):
__________________________________________________________________.
(описание заказа)
2. Работа по настоящему Контракту выполняется в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием (Приложение № 1)
на _______________________________________________________________,
(наименование заказа)
3. Содержание, этапы и сроки выполнения работ определяются в соответствии с согласованным сторонами календарным планом (сетевым графиком) (Приложение № 2), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
Работы, не предусмотренные настоящим Контрактом, оформляются дополнительным соглашением.
4. Если в процессе работы выявляется неизбежность получения отрицательных результатов или нецелесообразность дальнейшего проведения работ, каждая из сторон вправе внести предложение о приостановке работ. После уведомления о приостановке работ Заказчик и Поставщик обязаны в _______-дневный срок принять совместное решение о дальнейшем продолжении работ, изменении условий или расторжении Контракта.
2. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ РАБОТ
5. При завершении работы (этапа) Поставщик предоставляет Заказчику Акт сдачи-приемки работы с приложением к нему документов (материалов), предусмотренных техническим заданием.
6. Заказчик в течение __________ дней со дня получения Акта сдачи-приемки работы и отчетных документов (материалов) обязан направить Поставщику подписанный Акт сдачи-приемки или мотивированный отказ.
7. В случае несоответствия результатов работы техническому заданию Сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены Заказчиком в течение ________ дней после получения Акта сдачи-приемки работ. Поставщик обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты в пределах договорной цены.
8. Если при приемке работ будет выявлена необходимость проведения доработок или изменения отдельных условий технического задания, то по требованию Заказчика эти работы производятся по дополнительному соглашению с указанием срока их выполнения и стоимости.
9. В случае досрочного выполнения Поставщиком работы (этапа) Заказчик обязуется принять Акт сдачи-приемки работы в порядке, установленном настоящим разделом, и произвести ее оплату.
3. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
10. За выполненную работу (этап) согласно настоящему контракту Заказчик уплачивает Поставщику _____________ (__________________________________) руб. в соответствии с утвержденным сторонами протоколом соглашения о контрактной цене (смете) (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
11. Оплата работы (этапа) производится после сдачи Поставщиком и приемки Заказчиком выполненной работы (этапа), оформленной Актом сдачи-приемки. Счета Поставщика с приложенными к ним актами оплачиваются Заказчиком в установленном порядке.
Продукция поставляется предприятиями и организациями-изготовителями (грузоотправителями) непосредственно в адреса получателей (потребителей), указанных Заказчиком в заказах-спецификациях, прилагаемых к настоящему Контракту.
Расчеты за поставляемую продукцию по согласованию сторон могут осуществляться в форме:
инкассо с последующим акцептом при представлении Поставщиком (грузоотправителем) специфицированных счетов, упаковочных листов, транспортной накладной или коносамента, сертификата качества и комплектности продукции, ее экологической безопасности и других необходимых документов;
предварительной оплаты Поставщику (грузоотправителю) подготовленной к поставке готовой продукции или продукции, подлежащей изготовлению и поставке в согласованные сроки.
Указанные расчеты могут производиться между:
Поставщиком и Заказчиком (плательщиком) в соответствии с условиями Контракта;
получателями-потребителями (плательщиками), указанными Заказчиком и Поставщиком;
предприятиями и организациями-изготовителями (грузоотправителями) и получателями-потребителями (плательщиками), указанными Заказчиком;
Поставщиком и предприятиями, организациями-изготовителями (грузоотправителями) за поставляемую в адреса получателей (потребителей) продукцию.
Датой поставки продукции считается дата, указанная на штемпеле транспортной накладной грузоотправителем (Поставщиком) в пункте отгрузки.
12. Оплата производится поэтапно по ценам, указанным в протоколе соглашения о контрактной цене (смете).
13. Заказчик в ________-дневный срок с даты подписания настоящего Договора производит выплату Поставщику аванса в размере _______% от стоимости выполнения работ по контракту, т.е. _____________ (______________________________________) руб.
14. В случае прекращения работ по Контракту по соглашению сторон или по вине Заказчика последний обязан возместить Поставщику фактически произведенные затраты с учетом уровня рентабельности, предусмотренного в контрактной цене.
15. Распределение сэкономленных средств и убытков, возникших при выполнении заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, осуществляется в соответствии с утвержденным сторонами протоколом соглашения о распределении сэкономленных средств и возникших убытков (Приложение № 4), являющимся неотъемлемой частью государственного Контракта.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
16. Поставщик по требованию Заказчика своими средствами и за свой счет в срок, согласованный с Заказчиком, устраняет дефекты продукции, допущенные при выполнении работ по его вине.
В случае неустранения указанных дефектов в согласованный Сторонами срок Поставщик уплачивает Заказчику неустойку в размере ______% стоимости продукции, подлежащей исправлению.
17. В случае полного или частичного невыполнения Контракта одной из Сторон последняя обязана возместить другой Стороне причиненные в результате этого убытки.
18. За несвоевременную приемку работ по договору Заказчик уплачивает Поставщику штраф в размере ________% контрактной цены за каждый просроченный день и дополнительно ________% при просрочке более _______ дней.
19. За просрочку оплаты платежного требования Заказчик уплачивает Поставщику пени в размере ________% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
20. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от выполнения принятых обязательств.
5. СРОК ДЕЙСТВИЯ КОНТРАКТА И ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН
21. Срок действия настоящего Контракта устанавливается с "____"_____________________ ____ г. по "___"___________________ ____ г.
22. Адреса и расчетные счета Сторон:
Поставщик: __________________________________________________________________
Адрес __________________________________________________________________
Расчетный счет № __________________ в
_____________________________________________________
Заказчик: __________________________________________________________________
Адрес __________________________________________________________________
Расчетный счет № __________________ в
__________________________________________________________________
23. Государственный Контракт составлен в соответствии с
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(основание заключения контракта)
24. К настоящему Контракту прилагаются: техническое задание, календарный план выполнения работ, протокол соглашения о контрактной цене (смете), протокол соглашения о распределении сэкономленных средств и возникших убытков.
Поставщик: __________________________________________________________
Заказчик: _________________________________________________________
A
[1] Гражданское право. Учебник.6-е изд. Т.1 / Под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект. 2005 С.593.
2 См.: Исаченко В.Л., Исаченко В.В. Обязательства по договорам. Опыт практического комментария русских гражданских законов. СПб., 1914. - С. 515—567.
3 Например, Закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.94 г. (с изменениями от 19.06.95 г.); Закон РФ «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 г. // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 3; Закон РФ «О государственном оборонном заказе» от 27.12.95 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6; Закон РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.94 г.// СЗ РФ.1994. № 32.Ст. 3303.
4 См.: ст. 1, 2 Закона РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», ст. 3. Закона РФ «О государственном материальном резерве».
[5] абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 N 89-ФЗ, от 17.03.1997 N 58-ФЗ, от 06.05.1999 N 97-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
5 См.: Закон РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных нужд» от 06.05.1999г. // Нормативные акты для бухгалтера. - 1999. - № 11. – С.83.
6 См.: Брагинский М.И. Хозяйственный договор: каким ему быть? М, 1990; Клейн Н.И. Организация договорно-хозяйственных связей. М., 1976.
7 См.: Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов, утв. Письмом Минэкономики РФ от 17.07.95 г. № ИМ-663/02-93 // Вестник ВАС РФ. 1995. № 11.
8 Гражданское право. Учебник. Ч 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 1998. - С.70-78