Экономические аспекты охраны труда

Содержание


Введение

Раздел 1. Экономические аспекты охраны труда

.1 Экономические значение и проблемы охраны труда

.2 Экономические методы управления охраной труда

.3 Определение эффективности мероприятий и средств профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производстве

.4 Стимулирование охраны труда

.5 Финансирование охраны труда

Раздел 2. Анализ несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в Украине за 2014 год

.1 Анализ страховых несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

.2 Медико-социальные услуги, предоставляемые пострадавшим в результате несчастного случая на производстве

.3 Возмещение потерпевшим (членам их семей) материального ущерба

.4 Учет страхователей и доходов за 2014

Раздел 3. Совершенствование безопасности труда

.1. Мероприятия по совершенствованию безопасности труда

Выводы

Список использованных источников

Приложения


Введение


Охрана труда - система правовых социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мер и средств, направленных на охрану здоровья и на трудоспособность в процессе труда. Любой труд является производительным, а производственный труд ещё и небезопасным. Чтобы свести к минимуму вероятность заболевания или поражения работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда, и, как следствие, свести к минимуму потери от человеческого фактора нужно добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов. Труд как таковой должен быть соответствующим образом организован, а его оценка базироваться на определенных, обоснованных экономических показателях. Полностью безвредных и безопасных производств не существует. Это свидетельствует об актуальности темы данного реферата.

Целью данного реферата является анализ труда и разработка мероприятий по совершенствованию безопасности труда, которые положительно повлияют на экономические результаты.

Для достижения цели реферата поставлены следующие задачи:

·Определить сущность экономического значения охраны труда;

·Выявить экономическую заинтересованность объектов экономики в создании безопасных технологий и средств производства

·Выявить экономические проблемы охраны труда;

·Определить основные экономические методы управления охраной труда;

·Проанализировать несчастные случаи, профессиональные заболевания и чрезвычайные ситуации на производстве в Украине за последнее время;

·Определить (разработать) мероприятия по совершенствованию безопасности труда.

Объектом данного реферата является экономическая эффективность мер, направленных на охрану труда.

Предметом реферата являются все экономическое значение охраны труда.

Для достижения цели реферата использовались такие методы исследования:

·Метод научной абстракции;

·Метод синтеза и анализа;

·Статистический метод;

·Метод индукции и дедукции;

·Системный подход;

·Методы логического, факторного, нормативного анализов.

В ходе работы использовалась следующая информационная база: законодательные акты (законы, кодексы, нормативные документы), учебные пособия, монографии, научные статьи, а также Интернет-ресурсы.

Структура курсовой работы:

·Введение;

·Основная часть, состоящая из 3 разделов;

·Выводы;

·Список использованной литературы;

·Приложения


Раздел 1. Экономические аспекты охраны труда


1.1Экономические значение и проблемы охраны труда


Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности - оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и др. - зависит от экономических возможностей страны.

Главным национальным интересом в области экономики является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса возможна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологического производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию - вооружением, социальную сферу - предметами потребления, а экспорт - конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда. В связи с этим экономическое значение охраны труда оценивается результатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда. Результаты изменения социальных показателей следующие:

.Повышение производительности труда

·предупреждения утомления за счет улучшения условий труда. Всякое отклонение условий труда на рабочих местах от санитарно-гигиенических нормативов заставляет организм человека дополнительно тратить энергию для оказания противодействия неблагоприятному воздействию вредных производственных факторов. Так, например, при интенсивности шума на рабочем месте 90 дБА рабочий в среднем затрачивает на 20 % больше физических усилий и нервно-психологических нагрузок для того, чтобы сохранить выработку, которую он обеспечивает при интенсивности шума 70дБА;

·повышения эффективности использования оборудования и фонда рабочего времени за счет снижения внутрисменных простоев из-за ухудшения самочувствия по условиям труда и микротравм.

·повышения слаженности в работе при нормализации психологического климата вследствие улучшения условий труда.

.Снижение непроизводительных затрат времени и труда. Эти затраты складываются из-за неблагоприятных условий труда, обусловленных организацией рабочих мест без учета требований эргономики. Обычно непроизводительные затраты времени и труда, увеличивающие трудоемкость работ, связаны с необходимостью выполнения лишних движений, физических усилий, нервно-психологических нагрузок, принятием неудобных поз вследствие неудачного расположения органов управления оборудованием, конструктивного оформления рабочих мест и получением лишней информации.

.Увеличение фонда рабочего времени. Оно получено за счет сокращения целодневных потерь из-за неявки на работу в результате производственной травмы или заболевания. Условия труда существенно влияют не только на профессиональную заболеваемость, но и на возникновение и длительность общих заболеваний. 25 - 30 % общих заболеваний на производстве связано с неблагоприятными условиями труда.

.Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Право на получение льгот и компенсаций имеют рабочие, ИТР и служащие, профессии и должности которых указаны в специальных списках и перечнях производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утверждённых Кабинетом Министров Украины. Система льгот и компенсаций не заменяет, а только дополняет используемый на предприятиях комплекс мероприятий по охране труда. Эта система включает дополнительные отпуска, сокращенные рабочие дни и льготное пенсионное обеспечение, лечебно-профилактическое питание, доплаты к заработной плате, бесплатную выдачу молока.

·Сокращенный рабочий день. Уменьшение рабочей смены всего на один час фактически сокращает на один месяц годовой фонд рабочего времени каждому работающему, пользующемуся этой льготой, повышает его часовой заработок на 16%. Эта разновидность льготы оказывает на работающего такие же воздействия, как и дополнительный отпуск.

·Льготное пенсионное обеспечение. Оно предоставляется работающим во вредных условиях и горячих цехах в соответствии со списком №1, а также занятым на работах с тяжелыми условиями труда (список №2). Оно заключается в предоставлении пенсии в более ранние сроки, чем на общих основаниях, при меньшем стаже работы и в больших размерах.

·Снижение пенсионного возраста и необходимого для получения пенсии стажа работы не только сокращает длительность периода неблагоприятного воздействия на рабочего вредных производственных факторов, но и обеспечивает более раннее выведение из организма накопившихся в нем

·вредных веществ, восстановление нормальной деятельности всех систем его жизнеобеспечения.

·Лечебно-профилактическое питание. Питание, выдаваемое работающему бесплатно, является средством повышения сопротивляемости его организма воздействию вредных производственных факторов, снижения заболеваемости и предупреждения наступления преждевременного утомления. Эта льгота предоставляется рабочим и служащим, занятым на работах с особо вредными условиями труда.

·Доплата к заработной плате. Она обусловлена специфическими условиями труда на рабочих местах; составляет 4 - 24 % тарифной ставки и направлена на укрепление организма и повышение его сопротивляемости воздействию вредных производственных факторов за счет улучшения бытовых условий и питания.

·Бесплатная выдача молока. Однако выдача молока должна производиться строго в соответствии с рекомендациями Минздрава Украины, так как при взаимодействии с некоторыми токсичными веществами оно дает не положительный, а отрицательный эффект (например, со свинцом).

.Снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Из общего числа уволившихся по собственному желанию около 21 % составляют лица, не удовлетворенные условиями труда (тяжелый физический труд, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, монотонность работы, ухудшение здоровья и т. п.). На многих предприятиях особенно высока текучесть кадров среди занятых тяжелым физическим трудом. По этой причине увольняется 21 %, а ушедшие с работы с мотивировкой ухудшения состояния здоровья на сахарных предприятиях составляют 6,6 - 7,2 % общего количества не удовлетворенных условиями труда. Общая сумма годового экономического ущерба в народном хозяйстве от текучести кадров вследствие неудовлетворенности условиями труда превышает 0,6 млрд. грн.

Также, например, рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда на 15-20% и более. Рациональное естественное освещение может увеличить производительность труда на 10%. Такого же результата можно достичь и рациональной организацией искусственного освещения. Производительность труда увеличивается за счет правильной организации рабочего места, внедрение функциональной музыки, рационального окраски помещений, оборудования. В то же время повышение температуры воздуха рабочей зоны производственных помещений до 30 градусов может почти вдвое уменьшить производительность труда.

Но реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости требует затрат и часто весьма существенных, которые ведут к увеличению себестоимости продукции, уменьшение доходов, негативно воспринимается многими работодателями, которые считают такие расходы напрасными.

Исходя из вышесказанного для охраны труда важны три основные проблемы экономического характера. Первая из них - это оценка затрат на охрану труда в целом и затрат на отдельные ее составляющие. Вторая проблема касается определения эффективности затрат на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, оптимизации затрат и другие экономические обоснования. Третья проблема - стимулирование и финансирование охраны труда.

Решение первой из указанных проблем, в частности, определение «стоимости» несчастных случаев и профессиональных заболеваний, существенно для осознания серьезности и значимости затрат, порожденных травматизмом, для государства, отрасли или отдельной фирмы, является побудительным мотивом усиления профилактики в сфере охраны труда. Даже ориентировочные значения показывают, что чисто экономические убытки от травматизма и профессиональной заболеваемости настолько масштабные (от 2 до 6% валового национального продукта страны), что стоят постоянного внимания и является самым действенным фактором усиления профилактической деятельности на всех уровнях управления охраной труда.

Актуальность решения проблемы эффективности затрат на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, оптимизации расходов и других экономических обоснований в охране труда заключается в том, что целостное представление о пользе от охраны труда, является одним из способов мотивации, ведь прибыль имеет решающее значение в предпринимательской деятельности. Поэтому определение экономической эффективности является одним из способов убеждения (мотивации) работодателя в полезности, выгодности для него вложения средств в охрану труда.

Единодушия относительно экономической эффективности профилактических мероприятий по охране труда у нас и за рубежом не наблюдается. Выделяется минимум три подхода по возможности и необходимости оценок эффективности в охране труда. Первый из них заключается в том, что профилактические меры должны быть прибыльными (по крайней мере не убыточными). Второй подход, напротив, отрицает возможность экономической оценки мероприятий по охране труда вообще. Третий подход, наиболее реальный, заключается в том, что определенные меры могут приносить экономическую отдачу и ее можно определить, но есть и меры однозначно невыгодные.

Но, несмотря на определенный разнобой мнений относительно эффективности профилактической деятельности в охране труда, важность определения экономической эффективности охраны труда, как одного из мотивов улучшения состояния безопасности производства, находит все больше сторонников.

Третья экономическая проблема охраны труда, на которую в последнее время обращается повышенное внимание отечественных и зарубежных специалистов - это проблема стимулирования и финансирования. В отличие от традиционного отечественного представления о стимулировании как метод воздействия на наемных работников за рубежом это понятие трактуется шире и касается не только внутрифирменных аспектов, но и стимулирования работодателя (внешние от фирмы экономические стимулы).

Одним из основных способов внешнего стимулирования охраны труда является применение дифференцированных страховых взносов при страховании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и гибкая система скидок-надбавок к страховым тарифам, что должны реагировать на изменения состояния охраны труда на предприятии, в отрасли и в государстве в целом. Инвестиционные и налоговые механизмы воздействия на работодателя в настоящее время не так распространены, но их предлагается усилить в будущем.

Особенностью внутреннего стимулирования является то, что это бесспорно полезный механизм мотивации к улучшению безопасности труда и производственной среды. Но следует учитывать, что работодатели могут использовать его как искусственную панацею, чтобы скрыть отсутствие на предприятии полноценной системы управления охраной труда, то есть не как элемент этой системы, а как ее замену. Кроме того, среди рабочих и руководителей разного уровня под влиянием стимулирования может возникать соблазн скрыть несчастный случай или аварию из-за опасений потери премии или других материальных выгод.


1.2Экономические методы управления охраной труда

экономический охрана труд профилактика

Для решения экономических проблем охраны труда на практике применяются соответствующие механизмы, среди которых ведущее место занимают экономические методы.

Экономические методы управления охраной труда в широком смысле этого понятия - это не только методы, а система методов, форм, средств и мер воздействия на состояние безопасности, гигиены труда и производственной среды с учетом экономических законов и экономических интересов всех участников производственного процесса и общества в целом для достижения главной цели охраны труда: создание безопасных условий труда и сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.

Экономические методы направлены на создание условий, которые должны стимулировать деятельность предприятий и организаций по достижению определенных целей охраны труда с учетом потребностей и интересов отдельных работников, трудовых коллективов, менеджеров и владельцев предприятий. В отличие от правовых и административных методов управления, регламентирующих выполнение тех или иных требований охраны труда, а для эффективного применения требуют жесткого контроля за их выполнением, экономические методы более либеральные, базируются не на страхе наказания, а на экономических выгодах того, к кому они применяются. То есть, экономические методы управления охраной труда - это инструмент, с помощью которого государство, как гарант прав наемных работников, с использованием НПАОП и специально созданных институтов формирует такие условия хозяйствования для работодателей (собственников), что им становится выгоднее направлять ресурсы на предупреждение травматизма, профессиональной заболеваемости и улучшение состояния условий и охраны труда чем на компенсации пострадавшим и ликвидации других последствий ненадлежащего состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды.

В охране труда можно выделить несколько принципиальных аспектов применения экономических методов. Первый из них заключается в том, что выделяются экономические методы, которые непосредственно выполняют роль экономических стимулов (внутренних, которые вводятся на предприятии или внешних, которые вводятся централизованно). К этим методам относятся различного рода системы стимулирования охраны труда на предприятии, централизованные системы стимулирования владельцев предприятий (штрафы, скидки-надбавки к страховым тарифам и т.д.). Иными словами, это методы, основанные на прямой и очевидной экономической выгоде лица или группы лиц, к которым применяются экономические стимулы за выполнение требований охраны труда (делаешь так, как требует система стимулирования - получаешь за это сразу какую-то выгоду экономического характера и, наоборот, не соблюдаешь требований этой системы - уменьшаешь свои выгоды).

Вторая группа экономических методов управления охраной труда - это методы, которые базируются не на прямой и очевидной выгоде, а на глубинных особенностях экономических законов и на косвенных стимулах. Для этой группы характерно, что сам экономический стимул скрытый и проявляется, как правило, через некоторую цепочку причинно-следственных связей. Например, для получения некоторых лицензий предприятие может предъявить разрешение органов государственного надзора за охраной труда. На первый взгляд это чисто административная мера, но в основе его лежит экономический стимул: не пройдешь процедуру получения разрешения - не будешь иметь лицензии; не иметь лицензии - не сможешь выполнять ту или иную работу, а, следовательно, не получишь желаемого экономического результата (выгоды). Поэтому административно-правовой метод управления в конце цепочки причинно-следственных связей становится по сути экономическим. Другим примером может быть законодательное отнесение расходов на мероприятия по охране труда в валовые расходы производства. Это также стимул непрямого действия, поскольку определенным образом стимулирует финансирование потребностей охраны труда за счет себестоимости (уменьшает базу налогообложения).

В зависимости от того, к кому применяются экономические стимулы, выделяется внешнее и внутреннее стимулирование. Поэтому и экономические методы управления охраной труда по признаку субъекта, которым управляют, делятся на методы внешнего и внутреннего направлений. Инструментами экономического воздействия государства на работодателя является кредитная, налоговая, инвестиционная, страховая политики, прямые субсидии для улучшения состояния условий охраны труда и политика штрафных санкций. В соответствии с этим, экономические методы управления охраной труда могут быть реализованы путем:

·создание благоприятных условий для кредитования мероприятий и средств по охране труда;

·предоставление налоговых льгот;

·введение таких условий для инвестирования, обновления и модернизации производственных фондов, которые обязательно бы учитывали требования безопасности труда и производственной среды;

·обеспечение функционирования системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основе прямой связи между уровнями травматизма, профзаболеваемости, состояния условий и охраны труда и страховыми взносами предприятий;

·нормативно-правовых требований, регламентирующих применение штрафных санкций за нарушение работодателем требований безопасности, гигиены труда и производственной среды;

·обеспечение государственного финансирования наблюдательного, консультационной, разрешительной и основных направлений научно-исследовательской работы; финансирование отдельных мероприятий по охране труда на наиболее опасных производствах.

Экономическое влияние на наемных работников осуществляется с помощью договорного регулирования через коллективный договор или непосредственно работодателем через систему премирования за производственные результаты вообще через систему управления предприятием (фирмой).

.3Определение эффективности мероприятий и средств профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производстве


Расходы, связанные с охраной труда, состоят из следующих:

·расходы, связанные с возмещением пострадавшим вследствие травм и профессиональных заболеваний;

·льготы и компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях;

·расходы на профилактику травматизма и заболеваний;

·расходы на ликвидацию последствий аварий и несчастных случаев;

·штрафы и другие возмещения.

В общем виде показатель эффективности затрат предприятия на мероприятия по охране труда (Е) определяется отношением величины годовой экономии от улучшения условий и безопасности труда к сумме вложений предприятия в мероприятия по охране труда, т.е.


(1)


где Ер - годовая экономия (экономический эффект) от улучшения условий и охраны труда на предприятии (прибыль или уменьшение убытков); В - общие вложения предприятия в охрану труда (ЕВК).

Определение эффективности затрат предприятия на охрану труда предполагает учет двух альтернативных классификаций экономии от улучшения условий и охраны труда:

) по экономическим показателям, обязательными для учета и отчетности;

) по показателям, основанных на сопоставлении изменения основных социально-экономических результатов за определенное время (уменьшение травматизма, заболеваемости, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, сокращение текучести кадров и т.д.).

Годовая экономия от улучшения условий и охраны труда на предприятии по экономическим показателям, обязательными для учета и отчетности (Ер) определяется по формуле:


(2)


где - суммы дополнительных к страховых возмещений пострадавшим вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний;

- суммы расходов на льготы и компенсации за неудовлетворительные условия труда;

- суммы расходов на ликвидацию последствий аварий и несчастных случаев на производстве;

- суммы штрафов и других принудительных возмещений, связанных с авариями и несчастными случаями на производстве;

Д, П - индексы, показывающие значение приведенных затрат соответственно «до» и «после» внедрения мероприятий по улучшению условий и охраны труда.


Табл. 1.3. Структура годовой экономии предприятия от улучшения условий и безопасности труда

Наименование группы показателей экономииСоставные годовой экономииЭкономия от снижения профессиональной заболеваемости заработная плата; снижение себестоимости продукции; уменьшение выплат по временной нетрудоспособностиЭкономия от уменьшения случаев травматизмазаработная плата; снижение себестоимости продукции; уменьшение выплат по временной нетрудоспособностиЭкономия от снижения текучести кадров Снижение себестоимости продукции; Увеличение прибыли; Расходы на подготовку кадровЭкономия от сокращения льгот и компенсаций за работу в опасных и вредных условияхзаработная плата; расходы на лечебно-профилактическое питание; Расходы на бесплатное предоставление молока или других равноценных пищевых продуктов

Классификацию годовой экономии предприятия от улучшения условий и безопасности труда по показателям, основанных на сопоставлении основных социально-экономических результатов улучшения условий труда, можно представить в виде, приведенном в табл. 1.3.

Расчет экономии по показателям, основанных на сопоставлении изменения основных социально-экономических результатов за определенное время (уровня травматизма, заболеваемости, размера льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, сокращение текучести кадров и т.д.) осуществляется по следующей схеме:

.Сокращение потерь рабочего времени за счет уменьшения уровня заболеваемости (аналогично для травматизма) за определенное время (ДД) определяется по формуле:


(3)

где Д1, Д2 - количество дней нетрудоспособности за болезни или травмы на 100 работающих соответственно до и после внедрения мероприятий;

Ч3 - летняя общая среднесписочная численность работников, чел.

.Годовая экономия зарплаты за счет повышения производительности труда при уменьшении уровня заболеваемости и травматизма (ЕЗ):


(4)


где Зр - среднегодовая заработная плата одного работника вместе с отчислениями на соцстрахование;

Ч - среднегодовая численность промышленно-производственного персонала; AW - повышение (увеличение) производительности труда.

3.Повышение производительности труда (AW) определяется по формуле:


(5)


где Зе - стоимость изготовленной товарной продукции в смену на одного работника промышленно-производственного персонала; Рп - стоимость годовой товарной продукции предприятия.

4.Годовая экономия на себестоимости продукции за счет уменьшения условно постоянных расходов (Ес):


(6)


где У - условно-постоянные расходы в производственной себестоимости годового объема товарной продукции.

5.Можно определить годовую экономию за счет снижения уровня травматизма (Е):


(7)


где Ез, Ес, Е - соответственно составляющие экономии по травматизма.

Были выделены основные формулы расчёта, но существуют и другие.


1.4Стимулирование охраны труда


Стимулирование охраны труда - непременное условие предупреждения производственного травматизма и профилактики профзаболеваний. На государственном уровне стимулирования охраны труда регулируется законодательными актами и прежде всего Законом «Об охране труда», в котором этому вопросу посвящено IV раздел, и Законом «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности». Эти законы определяют, что при расчете размера страхового взноса для каждого предприятия при условии достижения надлежащего состояния охраны труда, снижения уровня или отсутствия травматизма и профессиональной заболеваемости в результате осуществления работодателем соответствующих профилактических мероприятий может быть установлена ??скидка. За высокий уровень травматизма и профессиональной заболеваемости и ненадлежащее состояние охраны труда устанавливается надбавка к размеру страхового взноса.

Согласно ст. 26 Закона «Об охране труда» работодатель обязан возместить убытки, причиненные нарушением требований охраны труда другим юридическим или физическим лицам. Работодатель также возмещает расходы на проведение работ по спасению пострадавших во время аварии и ликвидации ее последствий, на расследование и проведение экспертизы причин аварии, несчастного случая или профессионального заболевания, на составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда лиц, проходящих обследование относительно профессионального заболевания, а также другие расходы, предусмотренные законодательством.

За нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда работодатели привлекаются к уплате штрафа. Если на работодателя в течение календарного года накладывался штраф за нарушение законодательства об охране труда, он теряет право на скидку страхового тарифа.

В случае систематических нарушений нормативных актов об охране труда, в результате чего возрастает риск наступления несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предприятие в любое время по решению соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции ФССНС может быть отнесено к другому, более высокому классу профессионального риска производства.

Таким образом, штрафные санкции, а также увеличены страховые выплаты, которые должны осуществляться работодателем в случае неудовлетворительной работы по охране труда, наличии фактов травмирования работников и профзаболеваний, сегодня достаточно значительные, поэтому заставляют его задуматься, что лучше: терпеть убытки, не занимаясь охраной труда, своевременно вложить приемлемые средства в профилактические мероприятия, сохранив при этом жизнь и здоровье людей, и не конфликтовать с законом.

Настоящий владелец, безусловно, выберет второй вариант.

Среди стимулирующих мер, предусмотренных законодательством, следует отметить:

·получение предприятиями на безвозвратной основе финансовой помощи от ФССНС для решения острых проблем по охране труда;

·получение бесплатных консультаций и помощи при создании и реализации эффективной системы управления охраной труда;

·дифференциация взносов на государственное социальное страхование, о чем было сказано ранее.

Описанная выше система стимулирования охраны труда является системой внешнего стимулирования, то есть стимулирование работодателя со стороны государства (общества). Подобные системы эффективно работают в большинстве экономически развитых стран мира.

Классическим примером успешного функционирования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве является Германия. Введенная там еще в XIX веке такая система пережила две мировые войны, целый ряд других потрясений политического и экономического характера и до сих пор эффективно выполняет возложенные на нее задачи по обеспечению социальной защиты пострадавших на производстве, их реабилитации и по профилактике несчастных случаев.

О результатах деятельности этой системы свидетельствуют следующие факты. За 30 лет (1960-1990 гг.) Средняя величина страхового взноса уменьшилась с 1,51% до 1,36%. Это связано со снижением количества и серьезности случаев выплаты страховых компенсаций, то есть - с улучшением состояния безопасности производства и профилактической деятельности в сфере охраны труда.

Распределение затрат между тремя областями ответственности (профилактика, реабилитация и финансовые компенсации) за период с 1960 по 1994 претерпел следующие изменения:

·затраты на профилактику увеличились с 2,6% до 7,1%. Это связано с постоянным усовершенствованием, интенсификацией и расширением номенклатуры профилактических мероприятий, которые применяет система страхования;

·затраты на реабилитацию выросли с 20,4% до 31,2%;

·затраты на страховые компенсации и пенсии уменьшились с 77% до 61,7%.

Не менее важное значение для обеспечения охраны труда имеет стимулирование безопасного ведения работ отдельными работниками - внутрифирменное стимулирования. К работникам предприятия могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором, соглашением.

Экономический механизм управления охраной труда должен предусматривать систему поощрений для тех работников, которые добросовестно соблюдают требования охраны труда, не допускают нарушений и норм личной и коллективной безопасности, принимают активное и творческое участие в осуществлении мероприятий по повышению уровня охраны труда на предприятии. Коллективный договор (соглашение) должен закреплять разного рода моральные и материальные поощрения этих работников: оплата труда, премии (в том числе специальные поощрительные премии за достижение высокого уровня охраны труда), вознаграждения за изобретательство и рационализаторские предложения по вопросам охраны труда.

Большую пользу дает премирование рабочих бригад, участков, цехов за длительную работу без нарушений правил охраны труда, без травм и аварий. В случае наличия опасных и вредных производственных факторов, которые постоянно угрожают здоровью работника, ему рекомендуется выплачивать надбавку за повышенную осторожность. Кроме материального поощрения, большое значение имеет также и моральное стимулирование, которое в свое время использовалось в нашей стране и успешно используют зарубежные фирмы. Формы морального стимулирования могут быть самыми разнообразными: от объявления благодарности к организации вечеров отдыха, пикников, круизов для коллективов, достигших наилучших результатов по охране труда.

Экономическое стимулирование нужного поведения человека зависит от многих факторов, в том числе от уровня личного дохода; дифференциации доходов на предприятии, в регионе, отрасли, в государстве в целом; реального бюджета работника и его семьи; уровня обеспеченности жильем, услугами медицины, образования, культуры; действенности экономических стимулов, которые применяет предприятие и тому подобное. В частности, уровень личного дохода в значительной степени влияет на силу мотивации. Относительно дифференциации доходов известно, что на силу мотивации негативно влияет как незначительная, так и слишком большая дифференциация доходов. В то же время необходимо помнить о том, что подрядной и аккордная оплата недопустимо применять на работах с повышенной опасностью, поскольку в данном случае повышение производительности может идти в ущерб безопасности.

Для осуществления стимулирования охраны труда необходимо иметь количественные показатели для оценки уровня работы по обеспечению безопасности труда в производственных подразделениях и на рабочих местах. С этой целью разработаны и находят применение много разнообразных подходов и показателей, из которых покажем один, как типичный.

Уровень охраны труда определяется коэффициентом охраны труда Коп, который является произведением трех коэффициентов:


(8)


где КВБ - коэффициент производственной безопасности, характеризующий выполнение работниками норм и правил охраны труда; он представляет собой отношение количества работающих, строго соблюдают требования безопасности труда к общему количеству работающих в цехе (на участке); КТБ - коэффициент технической безопасности, который представляет собой отношение количества машин, механизмов, другого оборудования, полностью соответствует требованиям безопасности к общему количеству единиц оборудования в подразделении; КВД - коэффициент исполнительской дисциплины, который представляет собой отношение количества выполненных мероприятий по охране труда за определенный срок до общего количества намеченных мероприятий.

Анализируя динамику изменения Коп или других коэффициентов можно судить по уровню и направленности работы по охране труда в подразделении. Можно планировать рост этих коэффициентов, можно использовать их для поощрения (стимулирования) коллективов и отдельных работников.


1.5Финансирование охраны труда


Статья 19 Закона «Об охране труда» устанавливает, что финансирование охраны труда на предприятии осуществляется работодателем.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5% от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, которые содержатся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и ??должны составлять не менее 0,2% от фонда оплаты труда.

Суммы расходов на охрану труда, относятся к валовым расходам юридического или физического лица, в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, что выделяется отдельной строкой.

Одним из источников финансирования мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, устранение угрозы здоровью работников, вызванной условиями труда, является Фонд. Согласно статье 22 Закона Украины «О страховании от несчастного случая на производстве ...» фонд:

·предоставляет страхователям необходимые консультации, содействие в создании и реализации эффективной системы управления охраной труда;

·участвует в разработке национальной и отраслевых программ улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды и их реализации; в обучении, повышении уровня знаний работников, решающих вопросы охраны труда; в организации разработки и производства средств индивидуальной защиты работников; в осуществлении научных исследований в области охраны и медицины труда;

·проверяет состояние профилактической работы и охраны труда на предприятиях, участвует в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом и с возможной инвалидностью, а также профессиональных заболеваний;

·ведет пропаганду безопасных и безвредных условий труда, организовывает создание тематических кинофильмов, радио- и телепередач, выдает и распространяет нормативные акты, учебники, журналы, другую специальную литературу, плакаты, памятки и т.п. по вопросам социального страхования от несчастного случая и охраны труда;

·участвует в разработке законодательных и других нормативных актов об охране труда;

·изучает и распространяет положительный опыт создания безопасных и безвредных условий производства;

·предоставляет предприятиям на безвозвратной основе финансовой помощи для решения особо острых проблем по охране труда;

·выполняет другие профилактические работы.

Финансирование мероприятий по охране труда системой страхования является эффективным методом экономического воздействия на состояние безопасности, гигиены труда и производственной среды в рыночных условиях. Но, как показывает опыт стран, давно применяют эту систему, эффект проявляется при условии, что на эти цели будет направляться не менее 3% годового бюджета системы страхования.


Раздел 2. Анализ несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в Украине за 2014 год


.1 Анализ страховых несчастных случаев на производстве и профзаболеваний


Анализ несчастных случаев:


Рис. 2.1.1. Количество несчастных случаев по регионам Украины за 2014 (в % к общему объёму)


В 2014 году рабочими органами исполнительной дирекции Фонда зарегистрировано 6850 (из них 525 - смертельно) пострадавших от несчастных случаев на производстве, на которых составлены акты по форме Н-1 (Приложение А). В том числе составлено 6231 (в т.ч. смертельно - 428) актов по форме Н-1 на случаи, которые произошли и расследование которых закончилось в отчетном периоде, и 619 (в т.ч. смертельно - 97) акты на случаи, которые произошли в прошлые годы, а акты на них составлены в отчетном периоде.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество страховых несчастных случаев уменьшилось на 25,7% (с 9221 до 6850), количество смертельно травмированных уменьшилось на 0,6% (с 528 до 525) (Приложение Б).

Количество несчастных случаев на производстве увеличилось: в Закарпатской области - на 6 случаев, или 17,1% (с 35 до 41), в Черновицкой области - на 6 случаев, или 16,2% (с 37 до 43). Основной причиной увеличения количества несчастных случаев в этих областях является рост количества дорожно-транспортных происшествий и травм в результате противоправных действий других лиц.

Также увеличилось количество страховых несчастных случаев со смертельным исходом в Тернопольской и Харьковской областях - на 7 случаев, Донецкой области - на 5 случаев, Житомирской - на 4 случая, Закарпатской, Одесской и Полтавской областях - на 3 случая, Винницкой и Черновицкой областях - на 2 случаи, Киевской и Львовской областях - на 1 случай.

Значительное снижение страховых несчастных случаев отмечается в таких регионах Украины: Херсонской области - на 38,4% (с 112 до 69), Луганской - на 37,5% (с 1156 до 722), Донецкой - на 33,4% (с 3141 в 2092), Сумской - на 29% (с 169 до 120), Черкасской области - на 29% (с 124 до 88).

Наибольшее количество страховых несчастных случаев зарегистрировано в Донецкой (30,5%), Днепропетровской (10,8%) и Луганской областях (10,5%). Количество травмированных в этих областях составляет около 51,8% от общего количества травмированных по Украине.

На предприятиях Украины травмировано 79,6% (5451) мужчин и 20,4% (1399) женщин от общего количества травмированных по Украине.

Получили травмы на производстве в состоянии алкогольного опьянения 129 человек (1,9% от общего количества травмированных по Украине), что на 41 человек меньше по сравнению с 2013 годом. При этом 39 человек получили травмы со смертельным исходом.

Среди причин несчастных случаев преобладают организационные - 63,7% (4361) несчастных случаев. Через психофизиологические причине произошло 25,2% (1728) несчастных случаев, а по техническим причинам - 11,1% (761) несчастных случаев.

Самыми распространенными организационными причинами стали:

·Невыполнение требований инструкций по охране труда - 35,9% от общего количества травмированных по Украине (2460 травмированных);

·Невыполнение должностных обязанностей - 7,9% (542 травмированы лица);

·Нарушение правил безопасности движения (полетов) - 4,9% (335 травмированных);

·Нарушение технологического процесса - 3,8% (257 травмированных).

Самыми распространенными техническими причинами стали:

·Неудовлетворительное техническое состояние производственных объектов, зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, территории - 3,3% (228 травмированных от общего количества травмированных по Украине);

·Неудовлетворительное техническое состояние средств производства - 1,5% (101 травмирована лицо);

·Несовершенство технологического процесса, его несоответствие требованиям безопасности - 1,4% (98 травмированных);

·Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства - 1,3% (91 травмирована человек).

Самыми распространенными психофизиологическими причинами стали:

·Личная неосторожность потерпевшего - 14% (962 травмированы лица);

·Травмирование (смерть) в результате противоправных действий других лиц - 4,6% (317 травмированных).

К основным событиям, которые привели к несчастным случаям, относятся:

·Падение пострадавшего во время передвижения - 18,8% (1287 травмированных от общего количества травмированных по Украине);

·Действие подвижных и вращающихся деталей оборудования, машин и механизмов - 10,8% (739 человек);

·Обрушение, обрушение породы, почвы и т.д. - 8% (550 человек);

·Падение пострадавшего с высоты - 6,6% (450 человек);

·Дорожно-транспортное происшествие на дорогах (путях) общего пользования - 5,9% (405 человек).

К оборудованию, использование которого часто приводит к наступлению несчастных случаев, относятся:

·Автомобили - 5% (342 травмированы лица от общего количества травмированных по Украине);

·Оборудование горно-шахтное - 4,9% (333 человек);

·Автомобили специализированные, автопоезда, автомобили-тягачи, кузова-фургоны, прицепы, троллейбусы, автопогрузчики, мотоциклы, велосипеды - 2,6% (177 человек);

·Оборудование деревообрабатывающее - 1,4% (96 человек);

·Станки металлорежущие - 1,3% (88 человек).

К основным травмоопасным отраслям экономики и видам работ относятся:

·Добывающая промышленность и разработка карьеров - количество травмированных составляет 34,4% от общего количества травмированных по Украине (2354 человек, в т.ч. 119 - смертельно);

·Транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность - 7% (481 травмирована человек, в т.ч. - 59 смертельно);

·Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбное хозяйство - 6,4% (441 травмирована человек, в т.ч. 51 - смертельно);

·Металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - 5,3% (365 травмированных, в т.ч. 18 - смертельно).

Количество травмированных в этих областях составляет 53,1% от общего количества травмированных по Украине.

Анализ профессиональных заболеваний:


Рис. 2.1.2. Количество профессиональных заболеваний по регионам за 2014 год ( в % к общему объёму)


В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество профессиональных заболеваний уменьшилась на 25,7%, или на 1509 случаев (с 5861 до 4352).

Значительный рост профессиональных заболеваний отмечается в Сумской области на 98 случаев, или в 2 раза (с 95 до 193). Кроме того, наблюдается рост профессиональных заболеваний в следующих областях: Черкасской - на 4 случая (с 8 до 12), м. Киеве - на 3 случая (с 3 до 6), Закарпатской, Одесской, Ровенской, Хмельницкой, Черновицкой и Черниговской областях - на 1 случай (с 0 до 1, с 0 до 1, с 1 до 2, с 0 до 1, с 0 до 1, с 1 до 2 соответственно).

Основной причиной роста профзаболеваемости в текущем году в Сумской области на 98 человек является увеличение количества уволенных работников ПАО «Сумское НПО им. М.В. Фрунзе », которые инициировали процедуру оформления имеющихся профессиональных заболеваний.

Наибольшее количество профессиональных заболеваний зарегистрировано в Донецкой (24,8%), Луганской (20,6%), Днепропетровской (20,5%), Львовской (17,6%), Волынской (5,1%), Сумской (4, 4%) областях. Количество профзаболеваний в этих областях составляет 92,6% от общего количества по Украине.

В структуре профессиональных заболеваний первое место принадлежит болезням органов дыхания - 65% от общего количества по Украине (2803 случая). На втором месте - заболевания опорно-двигательного аппарата (радикулопатии, остеохондрозы, артриты, артрозы) - 24% (1043 случая). Третье место по вибрационной болезнью - 4,5% (190 случаев), четвертое по болезнями слуха - 2,5% (111 случаев).

Больше профессиональных заболеваний произошло в области добывающей промышленности и разработке карьеров - 82,1% от общего количества по Украине (3573 человека).

Весомыми причинами формирования неблагоприятных условий труда является несовершенство технологического процесса, использование устаревшего оборудования, машин и механизмов и их неисправность, неэффективность и неиспользование средств защиты работающими, нарушение правил охраны труда, режимов труда и отдыха, длительное время работы во вредных производственных условиях, не проведение или низкое качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, несвоевременное выявление и поздняя диагностика профессиональных заболеваний, низкое качество проведения медицинских осмотров работников, разрушение системы промышленной медицины.

Резкое снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости обусловлено тем, что на территориях Донецкой и Луганской областей, в условиях проведения АТО, задерживалась процедура расследования несчастных случаев и причин возникновения профессиональных заболеваний. Кроме того, имеет место большое количество переселенцев внутри страны из этих территорий. Многие предприятия на указанных территориях прекратили свою деятельность. Все это отражалось на учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и как результат, на анализе производственного травматизма и профзаболеваемости.


.2 Медико-социальные услуги, предоставляемые пострадавшим в результате несчастного случая на производстве


Обеспечении пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания медико-социальными услугами в 2014 году осуществлялось в соответствии с требованиями Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности».

Согласно сводным отчетным данным, поступившим от рабочих органов исполнительной дирекции Фонда, и на основании их анализа, в течение 2014 в учреждениях здравоохранения было пролечено и обеспечено медицинской реабилитацией 19371 пострадавшего на производстве.

Лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в 2014 году в аптечных заведениях было обеспечено 20327 человек.

Санаторно-курортным лечением за отчетный период обеспечено 7003 инвалидов вследствие трудового увечья (в том числе с сопровождением).

В течение отчетного периода также было обеспечено 4843 пострадавших на производстве техническими и другими средствами реабилитации (протезно-ортопедическими изделиями) в соответствии с заключенными договорами с протезно-ортопедическими предприятиями.

Специальные средства передвижения (коляски) в течение 2014 года получил 440 пострадавших.

В течение 2014 году выплатит на специальный медицинский уход получили 1168 инвалидов вследствие трудового увечья, на постоянный посторонний уход - 3872 человека, на бытовое обслуживание - 4740 пострадавших.

Согласно проведенному анализу установлено, что в течение 2014 пострадавшие в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивались медико-социальными услугами в необходимом объеме и на основании требований действующего законодательства.


2.3 Возмещение потерпевшим (членам их семей) материального ущерба


Количество пострадавших (членов их семей), которым Фонд ежемесячно проводит страховые выплаты, по состоянию на 01.01.2015 года составляет 259,7 тыс. человек, это количество по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 45,6 тыс. человек, или на 14,9% .

За 2014 год пострадавшим (членам их семей) выплачено 5160100000 грн., что на 1039900000 грн., или 16,8% меньше, чем в 2013 году.


Рис. 2.3.1. Сумма страховых выплат потерпевшим (членам их семей), которые проводил «Фонд социального страхования от несчастны случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в разрезе регионов Украины, за 2014


Среднемесячный размер страховой выплаты на одного потерпевшего (члена его семьи) составил 1765,3 грн., что на 70,2 грн., или на 4,1% больше по сравнению с 2013 годом.


Рис. 2.3.2. Сумма среднемесячного размера страховой выплаты на одного потерпевшего и лицо, имеющее на это право в случае смерти пострадавшего, в целом по Украине и в разрезе регионов по 2014


Наибольшая часть общей суммы страховых выплат по Украине за 2014 год, что составляет 73,9%, приходится на шахтерские регионы, а именно: в Донецкой области - 33,4%, в Днепропетровской - 20,2%, в Луганской - 10,8 %, во Львовской - 9,5%.

Также для этих регионов характерен высокий среднемесячный размер назначенной страховой выплаты, который за 2014 сложился в Львовской области - 2612,6 грн., Днепропетровской - 2358,1 грн. и Донецкой - 1936,8 грн., что больше, чем по Украине на 48%, 33,6% и 9,7% соответственно.

В структуре страховых выплат, произведенных в 2014 году, основная часть приходится на: ежемесячные страховые выплаты - 4344500000 грн. (84,2%); единовременное пособие - 723 200 000 грн. (14%).

Ежемесячная денежная сумма в случае частичной или полной потери трудоспособности, которая компенсирует соответствующую часть утраченного заработка потерпевшего, за 2014 составила 4133100000 грн., что на 626 400 000 грн., или на 13,2% меньше по сравнению с прошлым годом. Среднемесячный размер назначенной выплаты составил 1508,4 грн., что на 119,7 грн., или на 8,6% выше по сравнению с 2013 годом. Одновременно с этим, численность пострадавших, получающих этот вид выплаты по состоянию на 01.01.2015 года по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 14,6% и составляет 245,5 тыс. человек.


Рис. 2.3.3. Структура выплаченных средств на возмещение ущерба потерпевшим (членам их семей) по видам выплат за 2014


Сумма ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим на это право в случае потери кормильца, за 2014 составила 211 400 000 грн., что на 50,3 млн. грн., или 19,2% меньше по сравнению с 2013 годом. Среднемесячный предназначен размер этой выплаты за отчетный период составил 1331,4 грн., Что на 90,1 грн. (7,3%) больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Численность иждивенцев, получающих ежемесячные выплаты, по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 19,6% и составляет 14,2 тыс. Человек.

По 2014 выплачено 542 400 000 грн. единовременного пособия в случае стойкой утраты профессиональной трудоспособности пострадавшему, что на 31% меньше по сравнению с прошлым годом. Эта помощь в течение отчетного года была назначена 8754 пострадавшим, что по сравнению с 2013 годом меньше на 2969 человек или 25,3%. Выплата единовременного пособия в случае стойкой утраты профессиональной трудоспособности в среднем на одного потерпевшего за 2014 предназначалась в размере 70 тыс. грн., что на 4,2 тыс. грн., или 6,4% больше по сравнению с прошлым годом.

Самый высокий средний размер одноразовой помощи пострадавшему сложился во Львовской (77,5 тыс. грн.), Днепропетровской (73,7 тыс. грн.), Кировоградской (72,2 тыс. грн.), Сумской (71,6 тыс. грн. ), Черновицкой (71,2 тыс. грн.), Луганской (71,1 тыс. грн.), Донецкой (70,5 тыс. грн.), Харьковской (70,3 тыс. грн.) областях.

Сумма единовременного пособия в случае смерти потерпевшего (иждивенцам) за 2014 составила 26800000 грн., По сравнению с 2013 годом она уменьшилась на 29,3%. Эта выплата была назначена 626 иждивенцам, что меньше по сравнению с 2013 годом на 105 человек, или на 14,4%. Средний размер выплаты назначенной на одного иждивенца уменьшился на 2,9 тыс. грн., или 5,7% и по 2014 составил 48,3 тыс. грн.

Сумма единовременного пособия в случае смерти пострадавшего на семью, выплаченной за 2014 год, составила 154 млн. грн., что на 26,8% меньше, чем за 2013 год, эта сумма в течение отчетного года была предназначена для выплаты 777 семьям . Их количество по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 147 семей или на 15,9%. Единовременное пособие в случае смерти пострадавшего на одну семью за 2014 в среднем предназначалась в размере 227,6 тыс. грн., что на 5,3 тыс. грн., или на 2,4% больше по сравнению с 2013 годом.

Самый высокий средний размер выплаты по 2014 году на одну семью сложился в Донецкой (306,4 тыс. грн.), Днепропетровской (281,5 тыс. грн.), Луганской (265,1 тыс. грн.), Полтавской (237 3 тыс. грн.) областях и г. Киеве (244,5 тыс. грн.).

Начиная с августа отчетного года, исполнительной дирекцией Фонда введен механизм продления ежемесячных страховых выплат потерпевшим (членам их семей), временно переселились с территории Донецкой и Луганской областей в результате проведения антитеррористической операции, по месту их временного пребывания.

По состоянию на 01.01.2015 года рабочими органами исполнительной дирекции Фонда, находящихся на контролируемой украинскими властями территории, осуществлялись страховые выплаты почти 33 тысячам человек, временно перемещенным с неподконтрольной украинской власти территории Донецкой области, 14600 человек Луганской области и 5 лицам - с Крыму.

В течение 2014 Фонд проводил выплату ежемесячных страховых сумм 2229 пострадавшим (членам их семей), которые проживают за пределами Украины, в странах с которыми заключено международное соглашение Украины и предусмотрено осуществление страховых выплат и предоставления социальных услуг. Этим пострадавшим (членам их семей) за отчетный период было выплачено 24600000 грн. Наибольшее количество пострадавших (членов их семей) 1976 человек, или 88,6% от общего количества лиц, которые выехали за пределы Украины, проживающих в Российской Федерации, в Республике Беларусь в соответствии 174 человека или 7,8%, в Республике Молдова - 24 человека или 1%.

Кроме того, в соответствии с Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» и Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 №1078, в течение 2014 была проведена индексация денежных доходов на сумму 57600000 грн., что в 8,2 раз больше, чем в 2013 году. Из этой суммы 52800000 грн., или 91,6% выплачено пострадавшим и 4800000 грн., или 8,4% лицам, имеющим право на страховые выплаты в случае смерти пострадавшего.


.4 Учет страхователей и доходов за 2014


По состоянию на 1 января 2015 году количество страхователей составляла 1668180, в том числе юридических лиц - 1136012, физических лиц, использующих наемный труд - 530884, добровольно застрахованных - 1284 человек.

В 2014 году текущие поступления в Фонд составили 6445462,9 тыс. Грн., Или 99,7% от плана на этот период, в том числе взносы работодателей - 6425278,2 тыс. Гривен.

В течение 2014 рабочими органами исполнительной дирекции Фонда проводилась соответствующая претензионно-исковая работа по погашению задолженности по уплате страховых взносов прошлых лет в Фонд.

С целью взыскания задолженности в 2014 году рабочими органами исполнительной дирекции Фонда подано исковых заявлений в суд на сумму 839,2 тыс. Грн., В исполнительном производстве находится недоимка на сумму 622435,7 тыс. Грн., На 32614,4 тыс. Грн. недоимки заявлено кредиторские требования к страхователям - банкротов.

Благодаря проведенной работе в 2014 году в Фонд поступило средств от погашения задолженности, возникшей до 01.01.2011, в сумме 23082,6 тыс. Гривен.

В течение 2014 рабочими органами исполнительной дирекции Фонда осуществлено 942 мероприятия по проведению разъяснительной работы среди населения относительно их прав и обязанностей в условиях действия Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» через средства массовой информации (выступления на радио, публикации статей в периодических изданиях и т.д.). Разъяснительная информация размещалась на сайте исполнительной дирекции Фонда.

Также велась разъяснительная работа с предприятиями, которые имеют задолженность по уплате страховых взносов в Фонд. Было проведено 355 встреч с руководителями предприятий - должников и 53 заседания «круглых столов», семинаров и комиссий. Предоставлялись разъяснения гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Велась работа по заявлению кредиторских требований страхователям по капитализированных платежей. В результате этой работы в Фонд от уплаты капитализированных платежей в 2014 году поступило 6147,2 тыс. Гривен.

Обеспечивалось функционирование информационного обмена с Государственной фискальной службой Украины, осуществляется в электронном виде, в частности, отнесение Фондом плательщиков единого взноса с классами профессионального риска производства с учетом вида их экономической деятельности, в соответствии с которыми установлен размер единого взноса, что в свою очередь положительно повлияло на работу работодателей и упростило начала субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности.


Раздел 3. Совершенствование безопасности труда


.1 Мероприятия по совершенствованию безопасности труда


Как же лучше построить работу по охране труда на предприятии? В первую очередь нужна не разовая акция (очередная кампания), которая делается от случая к случаю, в основном для инспектора, а нужна система управления охраной труда (СУОТ), работающая постоянно и планомерно. СУОТ включает в себя:

·цели, задачи и политику организации в области охраны труда;

·организационную структуру;

·деятельность по планированию;

·распределение ответственности;

·процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей;

·анализ результативности мероприятий по охране труда.

На предприятии необходимо:

·создание оптимального (нормативного) состояния среды в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

·идентификация (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов;

·разработка и реализация мер защиты человека и среды от негативных воздействий;

·проектирование и эксплуатация техники, технологических процессов в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

·обеспечение устойчивости функционирования объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях;

·прогнозирование развития и оценка последствий ЧС;

·принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применение современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Так же необходимо, чтобы правовым путем активно и постоянно поощрялись принятие мер в целях содействия улучшению техники безопасности, в частности, следующих мер:

Øсоздание на заводах организаций по технике безопасности, в компетенцию которых входили бы мероприятия по расследованию каждого несчастного случая, имевшего место на этом заводе, и рассмотрение методов, которые должны быть приняты для предотвращения их повторения; систематическое наблюдение за механизмами, машинами и оборудованием с целью обеспечения безопасности, и в особенности для наблюдения за тем, чтобы все ограждения и другие защитные приспособления содержались в надлежащем порядке и состоянии; объяснение новым, и в особенности молодым, трудящимся возможных опасностей при работе машин или оборудования, связанных с их трудом; организация первой помощи и перевозки пострадавших трудящихся; поощрение предложений, вносимых работающими лицами в целях повышения безопасности труда;

Øчтобы государство организовало подготовку монографий о причинах несчастных случаев и их предотвращении в некоторых отраслях промышленности или некоторых процессах, причем эти монографии подготавливались бы службой государственной инспекции или другими компетентными органами и обобщали опыт, приобретенный в отношении наилучших мероприятий по предотвращению несчастных случаев в данной промышленности или в данном процессе, печатались государством для сведения предпринимателей, инженерно-технических работников заводов и трудящихся данной отрасли промышленности, а также организаций предпринимателей и трудящихся.

Øгосударство приняло меры для включения в учебные программы начальных школ уроков, имеющих целью привить навыки осторожности, а в учебные программы школ второй и третей ступеней уроков по предотвращению несчастных случаев и по оказанию первой помощи. В школах профессионального обучения всех ступеней должно производиться обучение по предотвращению несчастных случаев на производстве и ученикам должна внушаться важность этого предмета как с экономической, так и с моральной точки зрения.

Øдолжны применяться меры для обеспечения того, чтобы на всех предприятиях содержались необходимые для первой помощи материалы, готовые к использованию, и чтобы первая помощь оказывалась надлежащим образом обученными лицами. Желательно также принять меры для того, чтобы при серьезных несчастных случаях врачебная помощь могла оказываться как можно скорее. Должны быть также приняты меры для предоставления карет скорой помощи в целях быстрой доставки пострадавших лиц в больницу или домой.

Особое внимание должно также уделяться теоретической и практической подготовке врачей для лечения травм, полученных в результате несчастных случаев.


Выводы


В ходе реферата было выявлено экономическое значение охраны труда, которое определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда.

Было выявлено, что для охраны труда важны три основные проблемы экономического характера. Первая из них - это оценка затрат на охрану труда в целом и затрат на отдельные ее составляющие. Вторая проблема касается определения эффективности затрат на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, оптимизации затрат и другие экономические обоснования. Третья проблема - стимулирование и финансирование охраны труда.

Были определены методы в охране труда. Первый из них заключается в том, что выделяются экономические методы, которые непосредственно выполняют роль экономических стимулов. Вторая группа экономических методов управления охраной труда - это методы, которые базируются не на прямой и очевидной выгоде, а на глубинных особенностях экономических законов и на косвенных стимулах.

Самое главное заключается в том, что охрана труда - это не «пассив» предприятия, финансирование которого дает одни убытки, а его «актив», вложения в который сторицей окупаются в кратчайшее время. Необходимо донести до руководителей и закрепить на ментальном уровне тезис о том, что «охрана труда - это выгодно!». Здоровый, уверенный в себе персонал, работающий в комфортных условиях, производит более качественную продукцию, меньше болеет, сокращает непроизводственные затраты, дает более высокую производительность труда и т.д. Таким образом, охрана труда повышает эффективность производства, т.е. является важнейшим элементом конкурентоспособности предприятия.

Статистические данные указывают, что за последние 20 лет производственный травматизм уменьшился в 12 раз, а количество смертельных случаев - в 4 раза. Даже обобщенные показатели последних лет имеют положительную динамику производственного травматизма и смертностиc

Были проанализированы несчастные случаи, профессиональные заболевания и чрезвычайные ситуации на производстве в Украине за 2014 год. Данные показали, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом количество страховых несчастных случаев уменьшилось на 25,7% (с 9221 до 6850), количество смертельно травмированных уменьшилось на 0,6% (с 528 до 525). Наибольшее количество страховых несчастных случаев зарегистрировано в Донецкой (30,5%), Днепропетровской (10,8%) и Луганской областях (10,5%). Количество травмированных в этих областях составляет около 51,8% от общего количества травмированных по Украине. Среди причин несчастных случаев преобладают организационные - 63,7% (4361) несчастных случаев. Через психофизиологические причине произошло 25,2% (1728) несчастных случаев, а по техническим причинам - 11,1% (761) несчастных случаев.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество профессиональных заболеваний уменьшилась на 25,7%, или на 1509 случаев (с 5861 до 4352). В структуре профессиональных заболеваний первое место принадлежит болезням органов дыхания - 65% от общего количества по Украине (2803 случая). На втором месте - заболевания опорно-двигательного аппарата (радикулопатии, остеохондрозы, артриты, артрозы) - 24% (1043 случая). Третье место по вибрационной болезнью - 4,5% (190 случаев), четвертое по болезнями слуха - 2,5% (111 случаев).

За 2014 год пострадавшим (членам их семей) выплачено 5160100000 грн., что на 1039900000 грн., или 16,8% меньше, чем в 2013 году.

Также в ходе реферата были выявлены мероприятия, которые содействуют улучшению техники безопасности; уменьшению случаев травматизма, количества несчастных случаев; улучшению условий труда.

Список использованных источников


1.Ткачук К.Н. Основи охорони праці: Підручник. 2-ге видання, доповнене та О-75 перероблене [Текст] / К. Н. Ткачук, М. О. Халімовський, В. В. Зацарний, Д. В. Зеркалов, Р. В. Сабарно, О. І. Полукаров, В. С. Коз'яков, Л. О. Мітюк. За ред. К. Н. Ткачука і М. О. Халімовського. - К.: Основа, 2006 - 448 с.

.Москальова В. М. Основи охорони праці: Підручник. [Текст] / В.М. Москальова - К.: ВД Професіонал, 2005. - 672 с.

.Сайт Верховной рады Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Закон України «Про охорону праці» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Гогіташвілі Г. Г., Лапін В. М. Основи охорони праці: Навч. посіб. - 4-те вид. випр. і доп. [Текст] / Г.Г. Гогіташвілі - К.: Знання, 2005. - 408 с.

.Закон України «Про загальнообовязкове державне соціальне страхування» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">7.Постанова Кабінету Міністрів України від 27.06.2003 р. N 994 "Перелік заходів та засобів з охорони праці, витрати на здійснення та придбання яких включаються до валових витрат".

.Кодекс законів про працю України [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Геврик Є. О. Охорона праці. [Текст] / Є.О. Геврик - К: Ельга, Ніка-Центр, 2003. - 280 c.

.Охрана труда и техника безопасности на промышленном предприятии : Тематический сборник : вып.2. - Дн-ск: Укрметаллургинформ, 2004. - 104 c.

.Жидецкий В.Ц. Основы охраны труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Адамчук В. В. Эргономика [Текст] / В. В. Адамчук, Т.П. Варне, В.В. Поротникова и др. / Под ред. В.В. Адамчука - М: Юнити-Дана, 1999

.Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Агєєв Є .Я. Основи охорони праці: Навчально-методичний посібник для самостійної роботи по вивченню дисципліни [Текст] / Є .Я. Агєєв - Львів: «Новий Світ - 2000», 2009. - 404 с.

.Гандзюк М. П., Желібо Є. П., Халімовський М. О. Основи охорони праці: Підручник для студ.вищих навч. Закладів; 3-те вид. [Текст] / За ред. Гандзюка М. П. -- К.: Каравела, 2006. - 392 с.


Приложения


Приложение А


Распределение количества пострадавших от несчастных случаев по данным актов Н-1 по наиболее травмоопасными причинами наступления несчастных случаев за 2014

№ п/пПричина настання нещасного випадкуКількість складених актівУ відсотках до загальної кількостівсьогов т. ч. смертельновсьогов т. ч. смертельно123456Всього по Україні6 850525100,09,91. Організаційні причини4 36127863,74,1В тому числі:1.1Невиконання вимог інструкцій з охорони праці2 4607735,91,11.2Невиконання посадових обов'язків542307,90,41.3Порушення правил безпеки руху (польотів)335614,90,91.4Порушення технологічного процесу257253,80,41.5Інші організаційні причини150132,20,21.6Порушення вимог безпеки під час експлуатації обладнання, устаткування, машин, механізмів тощо142212,10,31.7Порушення вимог безпеки під час експлуатації транспортних засобів101121,50,21.8Незастосування засобів індивідуального захисту (у разі їх наявності)94181,40,32. Психофізіологічні причини1 72811625,21,7В тому числі:2.1Особиста необережність потерпілого9621114,00,22.2Травмування (смерть) внаслідок протиправних дій інших осіб317144,60,22.3Інші причини270393,90,62.4Інші причини (тимчасове перебування в зоні бойових дій, не виконуючи роботи військового характеру)106241,50,43. Технічні причини76113111,11,9В тому числі:3.1Незадовільний технічний стан виробничих об'єктів, будівель, споруд, інженерних комунікацій, території228273,30,43.2Незадовільний технічний стан засобів виробництва101181,50,33.3Недосконалість технологічного процесу, його невідповідність вимогам безпеки98231,40,33.4Конструктивні недоліки, недосконалість, недостатня надійність засобів виробництва91171,30,23.5Інші технічні причини8591,20,1

Приложение Б



Приложение В


Сравнительный распределение количества профессиональных заболеваний по данным актов П-4 по отраслям экономики предприятий, где работали пострадавшие



Теги: Экономические аспекты охраны труда  Курсовая работа (теория)  Безопасность жизнедеятельности
Просмотров: 43974
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономические аспекты охраны труда
Назад