ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «БЖД»
Тема: Физиология труда
Выполнил Бодалев Р.Д.
студент гр.33903/1
Проверил Чумаков Н.А.
доцент, к.пс.н.
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение
Формы труда
Некоторые понятия в физиологии труда
Гигиена труда
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Физиология труда - раздел физиологии и гигиены труда, который исследует функциональные сдвиги в организме при работе и разрабатывает меры по сохранению и повышению работоспособности, предупреждению отрицательного влияния на здоровье рабочих процесса трудовой деятельности.
Существует большое разнообразие видов труда, и в настоящее время продолжается его дальнейшее разделение. Не всякий труд непосредственно связан с созданием материальных ценностей. С физиологической точки зрения он является функциями человеческого организма, и каждая такая функция есть трата энергии, связанная с деятельностью человеческого мозга, мускулов, нервов, органов чувств. Разные виды труда имеют как общие черты, так и различия. Издавна принято условно делить труд на физический и умственный. Это остается в силе и теперь, хотя механизация многих видов труда, которые раньше выполнялись вручную, постепенно стирает грани между умственным и физическим трудом. Все в большей степени автоматизируются производственные процессы, а за человеком остаются преимущественно функции контроля и управления.
Формы труда
Труд физический, требующий значительной мышечной активности и, следовательно, связанный с большими энергозатратами. Все виды физических работ совершаются при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком. Этим же кровотоком от мышц уносятся отработанные вещества - продукты окисления. Основным источником энергии является процесс окисления гликогена <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD> кислородом, тоже содержащимся в крови.
Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести. В основе этого деления лежит потребление кислорода как один из доступных для измерения объективных показателей энергозатрат. В связи с этим различают работы: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые.
К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи и т.д.
К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах и т.д.
К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой и заливкой опок и т.д.
Механизированные формы труда, связанные с обслуживанием различных станков и машин, например, труд токаря. Механизированный труд - это вид трудовой деятельности, который характеризуется снижением мышечных нагрузок, по сравнению с тяжелым физическим трудом, и усложнением программы действий. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов (токаря, фрезеровщика, строгальщика).
В индивидуальном производстве работа станочника достаточно многообразна, двигательные функции играют вспомогательную роль, основное - четкое программирование своей трудовой деятельности. В мелкосерийном производстве возрастает монотонность, повышается скорость работы вследствие повторяемости рабочих операций. В крупносерийном производстве двигательная функция упрощается и начинает преобладать фактор монотонности. Следует отметить, что механизация вне зависимости от рассмотренных нами трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.
Конвейерный или групповой труд. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Интеллектуальные формы труда: профессии, занятые в сфере материального производства - инженеры, мастера, бухгалтеры и др., и профессии вне сферы материального производства - писатели, педагоги и др.Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности. К их числу относятся:
научный труд - труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой;
инженерный труд - труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой;
педагогический труд - труд профессоров, преподавателей и учителей;
врачебный труд;
управленческий труд - труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами;
производственный труд - труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами;
вспомогательный труд - труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.
Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечнососудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции.
Некоторые понятия в физиологии труда
Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от следующих факторов: предмет и орудия труда, организация рабочего места, условия труда, технико-организационные мероприятия. Эффективность согласования указанных факторов с возможностями человека во многом зависит от наличия определенной работоспособности.
Работоспособность - величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности, мотивации к труду и других факторов.
На уровень и динамику работоспособности существенно влияют специфические особенности каждой конкретной деятельности. Состояние работоспособности оценивается по физиологическим показателям функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность.
Изменения работоспособности в течение дневной рабочей смены имеют несколько фаз или сменяющих друг друга состояний человека Фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций. Ее продолжительность может быть 2 -2,5 ч и более в зависимости от степени нервно-психических, физических нагрузок и в целом условий труда.
Фаза снижения работоспособности (утомление). Падение работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих систем и органов человека. Наблюдаемое к обеденному перерыву падение работоспособности проявляется в ухудшении функций сердечнососудистой (изменение артериального давления, частоты пульса), нервной (увеличение времени протекания рефлексов, снижение внимания, появление лишних движений, ошибочных реакций, замедление скорости решения задач) и других систем.
Фаза восстановления работоспособности. Во время отдыха после первой половины рабочей смены она характеризуется увеличением жизненных функций организма.
Динамика работоспособности повторяется и после междусменного перерыва. Перед самым концом работы наблюдается некоторое повышение работоспособности - так называемый конечный порыв перед наступлением отдыха.
Изменение работоспособности может быть и в течение недели, так как за выходные дни в известной мере угасают трудовые условные рефлексы. Отсюда и народное наблюдение - понедельник тяжелый день. Конец рабочей недели знаменуется накоплением утомления. Аналогично динамика изменения работоспособности, правда, не столь выраженная наблюдается и при годовом цикле работы.
Работоспособность меняется в течение жизни. Наивысшей она является у женщин в возрасте 20 - 38 лет, а у мужчин - 21 - 40 лет. Постепенное понижение работоспособности наблюдается у женщин, начиная примерно с возраста 48 лет, а у мужчин - с 51 года.
Гигиена труда
работоспособность труд рабочий
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1-й класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют, либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест ,а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным .
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего или его потомство.
Опасные условия труда характеризуют способность причинять вред.
Заключение
Современные формы и виды труда коренным образом меняют направление функциональной нагрузки на системы организма работающих. Труд становится интеллектуально напряжённым в сочетании с вынужденными производственными позами. Все виды труда, к тому же, могут происходить в разных условиях производственной обстановки при одновременном воздействии нескольких санитарно-гигиенических факторов. Совершенствование и усложнение труда, трудового процесса предъявляют иные требования к функциональным системам. Основными нагрузочными являются опорно-двигательный аппарат . Технический прогресс вносит свои особенности в технологические процессы, расширяется сфера вредных и опасных факторов, воздействующих на организм работающего не только в производственной, но и непроизводственной сферах - экономические работы, операторские, труд врачей и педагогов, учащейся молодёжи.
Список использованной литературы
1.Википедия : <https://ru.wikipedia.org>
.Студопедия: <http://studopedia.ru/>
3.Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 2-е изд., стер. - 288 с.
4.Ляпина О.П. Безопасность жизнедеятельности. Управление охраной труда и промышленной безопасностью. Новосибирск: СГГА, 2009.-250 с. <http://bzd.ssga.ru/literature/%D0%9B%D1%8F%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9E.%D0%9F.%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.%202009.pdf?attredirects=0>
5.Ляпина О.П., Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Вредные и опасные факторы производственных процессов. - Учебное пособие. - Новосибирск: СГГА, 1998. - 77с
6.---Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Общие вопросы охраны труда. Учебное пособие. Новосибирск: СГГА, 2003. 78с. <http://bzd.ssga.ru/literature/%D0%9C%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD%20%D0%9F.%D0%92.%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.%202002.pdf?attredirects=0>
7.Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебное пособие для ВУЗов - Ростов-на-Дону, 2008 - 750с
8.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильинская и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. 8-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с.: ил.
9.Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 2-е издание, переработанное и дополненное - М: Высшая школа, 2007. - 382 с:
.Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. - 320 с.: ил.