Система управления охраной труда в Республике Беларусь


РЕФЕРАТ

по дисциплине: Охрана труда

на тему: Система управления охраной труда в Республике Беларусь


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.Государственная политика в области охраны труда в Республике Беларусь

2.Создание и внедрение системы управления охраной труда

3.Итоги I полугодия 2014 г. в организациях республики

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


Согласно СТБ 18001-2009 под системой управления охраной труда (далее - СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда. Другими словами, СУОТ - это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.

Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Одним из наиболее важных направлений государственной политики Республики Беларусь является обеспечение реализации конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Реализация предусмотренных Конституцией прав требует создание соответствующих:

правовой базы по охране труда;

организационных схем управления в этой области;

экономических предпосылок и других условий.

Республика Беларусь, как и многие страны бывшего СССР, при организации работы по охране труда в новых условиях столкнулась с рядом объективных трудностей. Действующая ранее в данной сфере командно-административная система управления была разрушена. Остро стал вопрос нормативного и научно-методического обеспечения охраны труда, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов по этим вопросам.

В целях исключения правового вакуума в этой области на законодательном уровне было установлено, что на территории Республики Беларусь действуют законодательство бывшего СССР в той части, которая не противоречит национальному законодательству, до принятия соответствующего нормативного правового акта.

Немаловажное значение для организации работы по охране труда имела ратификация Республикой Беларусь Конвенций 155 О безопасности и гигиене труда и производственной среде, 167 О безопасности и гигиене труда в строительстве, и 81 Об инспекции труда в промышленности и торговле Международной организации труда. Основным результатом ратификации конвенций явилось признание на государственном уровне необходимости разработки национальной политики в области охраны труда, создание необходимых правовых и организационных механизмов ее реализации.

Принятие в последующем Правительством Республики Беларусь Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь стало логическим продолжением проводимой целенаправленной работы в данном направлении. Концепцией было определено, что главной целью государственной политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Установлены основные принципы государственной политики, которые должны неукоснительно соблюдаться в сфере трудовых отношений:

приоритет жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

совершенствование правоотношений в этой сфере.

Определены также органы государственного управления, которые должны обеспечить реализацию государственной политики в области охраны труда на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях, основные направления государственной политики в данной сфере.

Первым шагом на независимом этапе развития страны в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда стало принятие Правительством Республики Беларусь постановления О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики. Постановлением установлено, что приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере на отраслевом и региональном уровнях являются: обучение, повышение квалификации и проверка знаний руководителей и специалистов, формирование нормативной базы, информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда.

Для организации работы по выполнению определенных постановлением задач предусмотрено создание служб охраны труда в аппаратах министерств, других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах. В целях реализации положений указанного постановления Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждены примерные положения о службе охраны труда министерства, другого республиканского органа государственного управления, местного исполнительного и распорядительного органа, а также типовое положение о службе охраны труда организации.

Большое значение для организации безопасной производственной деятельности имеет создание государством системы финансового, материального и научного обеспечения охраны труда на всех уровнях управления. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь, принятым в 2000 году, установлен порядок финансирования министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств инновационных фондов, направляемых на выполнение соответствующих целевых отраслевых программ, а местными исполнительными и распорядительными органами на региональном уровне - за счет средств местных бюджетов. Постановлением Министерства труда и социальной защиты определен порядок разработки и финансирования мероприятий по охране труда в организациях.

Трудовой кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2000 года, явился важным этапом в дальнейшем совершенствовании организации охраны труда, развитии правоотношений в этой сфере. Нормами Кодекса установлены права, обязанности и ответственность в области охраны труда нанимателей и работников, а также функции государства в этой сфере. Установлено, в частности, что для реализации права работника на охрану труда государство обеспечивает организацию охраны труда, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, ответственность за нарушение законодательства.

Большое практическое значение имеют нормы Трудового кодекса, касающиеся служб охраны труда нанимателей, и, в частности, базовых нормативов этих служб, а также утвержденные Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях. Трудовым кодексом введена также норма, устанавливающая право работника на отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Реализация положений Концепции и задач по организации охраны труда осуществлялась на плановой основе, в рамках разработанных на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях соответствующих программ.

При осуществлении государственной политики в области охраны труда особое внимание уделялось развитию и укреплению принципов и повышению эффективности системы социального партнерства между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональных союзов. На основе принимаемых Генерального, отраслевых и территориальных соглашений осуществляются мероприятия, направленные на решения проблем в области условий и охраны труда.

Сегодня мы можем констатировать, что в Республике Беларусь сформирована, в основном, национальная нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. В настоящее время применяется свыше 3600 нормативных правовых актов по охране труда.

Установлены и реализуются организационные схемы управления в этой области.

Организована переподготовка лиц, имеющих высшее образование, с присвоением квалификации специалист по охране труда: в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусском национальном техническом университете, белорусско-российском университете, институте повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности Кадры индустрии.

Создана система проверки знаний по вопросам охраны труда на всех уровнях управления. Ежегодно проходят проверку знаний по этим вопросам около 30 тысяч руководителей и специалистов.

Приняты меры по укреплению служб охраны труда, приведению их численности в соответствие с нормативами. В настоящее время в органах управления и организациях республики занято свыше 7 тысяч специалистов по охране труда.

Создана система государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, С целью осуществления их взаимодействия при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь образован соответствующий Координационный совет. Аналогичные советы функционируют при областных и Минском городском исполкомах.

Налажена работа местных исполнительных и распорядительных органов по реализации государственной политики по охране труда на территориальном уровне. В облисполкомах и Минском горисполкоме созданы службы по охране труда, специалисты по данному вопросу имеются в большинстве горрайсполкомов. Во многих регионах внедрены системы управления охраной труда, реализуются целевые программы по улучшению условий и охраны труда, функционируют межведомственные комиссии по охране труда, проводятся смотры-конкурсы, Дни охраны труда, созданы базовые предприятия и образцовые подразделения (объекты), региональные (межрайонные) учебные центры по обучению, повышению квалификации и проверке знаний работников по этим вопросам.

Целенаправленная и системная работа по охране труда в республике осуществляется благодаря постоянному вниманию Главы государства и Правительства данной проблеме.

Декретом Президента Республики Беларусь Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 января 2004 года в республике введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нормы, предусмотренные Декретом, направлены на обеспечение социальной защиты лиц, потерпевших на производстве, повышение экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшении условий и охраны труда.

марта 2004 года Президентом Республики Беларусь принята Директива № 1 О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины. Директивой предусмотрены меры по повышению безопасности во всех сферах социальной жизни, а также персональной ответственности руководителей и должностных лиц за обеспечение надлежащей трудовой и исполнительской дисциплины, состояния охраны труда. Установлено, что одним из главных критериев оценки работы руководящих кадров всех уровней является обеспечение безопасности труда, состояние трудовой и исполнительской дисциплины. В связи с этим были внесены соответствующие дополнения в контракты названных должностных лиц.

Ярким примером последовательности проводимого государством курса в области социальной политики стало выступление Президента Республики Беларусь на III Всебелорусском собрании и ежегодное Послание белорусскому народу и Национальному собранию. Президент обратил особое внимание на необходимость создания достойных и безопасных условий для труда граждан, подчеркнул, что обеспечение таких условий является приоритетным направлением в деятельности органов управления всех уровней и профсоюзов.

Вопросы состояния охраны труда, производственного травматизма, соблюдения законодательства о труде находятся на постоянном контроле Правительства, систематически, глубоко и всесторонне рассматриваются на его заседаниях, принимаются управленческие решения по совершенствованию работы, повышению безопасности и улучшению условий труда на производстве.


. СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА


Создание и внедрение СУОТ на предприятии проходит ряд стадий:

) Анализ действующей на предприятии СУОТ;

) Разработка (корректировка существующей) СУОТ;

) Внедрение разработанной СУОТ;

) Проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;

) Контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;

) Анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.

В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

. Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

. Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

. Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

. Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

. Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

. Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

. Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

. Осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда.

. Оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда.

. Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

. Управление записями.

. Проведение внутренних аудитов СУОТ.

. Проведение анализа со стороны руководства.

Для предприятия, и особенно для его руководителей, важно знать, как должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки СУОТ предприятие получает условно назовем «документальную» СУОТ, которая состоит из:

Руководства по СУОТ - это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;

процедур СУОТ (процедура - это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);

рабочих инструкций - предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;

записей - документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

Внедрение СУОТ на предприятии осуществляется путем ознакомления руководителей и работников предприятия со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.

О том, что на предприятии разработана и внедрена СУОТ желательно уведомить местный исполнительный комитет. На практике такое уведомление осуществляется путем предоставления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001. Получив такой приказ исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ.

контроль законодательство система надзор

3. ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2014 Г. В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ


В I полугодии 2014 г. Министерство продолжало уделять внимание вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, выполнению требований Главы государства и Правительства, мероприятий Республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы, решений коллегий Министерства, приказов и распоряжений Министра.

В отчетном периоде подготовлены и приняты 6 постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 8 - Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и 3 совместных постановления (2 Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь и 1 Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь).

В рамках выполнения мероприятий Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011 - 2015 годы, аналогичных отраслевых, территориальных программ продолжалась работа по внедрению в организациях республики систем управления охраной труда, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности по данному вопросу, минимизацию профессиональных рисков, сокращение производственного травматизма.

Согласно отчетным данным в первом полугодии такие системы внедрены в 1973 организациях, из них в 1851 организациях коммунальной и частной форм собственности, в том числе в 112 организациях Брестской области, Витебской области - 233, Гомельской - 217, Гродненской 36, Минской - 188, Могилевской области - 422 и в городе Минске - 643 организациях.

Республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, нанимателями осуществлялись мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производств, улучшению условий и охраны труда работников. За отчетный период на эти цели израсходовано 11911384,6 млн. рублей, из них в организациях коммунальной и частной форм собственности указанные расходы составили 5890516,4 млн. рублей, в том числе в Брестской области - 626044,5; Витебской - 2107386,4; Гомельской - 1167854,0; Гродненской - 879603,4; Минской - 585919,2; Могилевской - 219250,1; городе Минске - 304458,8 млн. рублей.

В организациях республики улучшены условия труда на 19869 рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, из них приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 12402 рабочих мест, в том числе в организациях коммунальной и частной форм собственности улучшены условия труда на 13185 рабочих местах и приведены в соответствие 7876 рабочих мест: Брестской области - улучшены 2051 рабочих мест (приведены в соответствие 1276 рабочих мест); Витебской - 2272 (1434), Гомельской - 1239 (558), Гродненской - 1343 (262), Минской - 3269 (2512), Могилевской области - 1451 (985), городе Минске - 1560 (849).

В республике проводится системная работа по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы. Проведено свыше 3 тыс. семинаров по актуальным вопросам охраны труда, в которых приняли участие более 90 тыс. руководителей и специалистов.

В рамках международного сотрудничества по вопросам охраны труда 22-23 мая 2014 г. в г. Орёл (Российская Федерация) состоялась Российско-Белорусская научно-практическая конференции на тему: «Повышение экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда», в которой приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты, органиазций республики.

В учреждениях образования в отчетном периоде завершили переподготовку 106 специалистов, имеющих высшее образование, по второй специальности «Охрана труда», продолжают обучение 310.

В 1 полугодии 2014 г. осуществлена 101 административная процедура по аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, из них 71 - на осуществление функций специалиста по охране труда и 30 - на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация). Свидетельства об аккредитации выданы 70 юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), из них 30 - на осуществление функций специалиста по охране труда и 40 - на проведение аттестации.

Реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты.

Осуществлялся контроль за соблюдением прав работников на предоставление компенсаций по условиям труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Должностными лицами органов государственной экспертизы условий труда проведено 275 экспертиз, по результатам которых нанимателям выдано 35 предписаний по устранению нарушений законодательства.

В результате проводимой работы 218 работникам восстановлены законные права на предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В целях устранения нарушений трудового и пенсионного законодательства за работу с особыми условиями труда специалистами органов государственной экспертизы условий труда проведено 50 проверок.

В целях обеспечения координации работы органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов по введению в эксплуатацию в организациях республики автоматизированной информационной системы «Мониторинг условий труда на производстве» в отчетном периоде проведен 101 обучающий семинар.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2014 г. № 15 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253» по состоянию на 1 июля 2014 г. в республиканский банк данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда отгружены материалы 1347 организаций. В управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов для отгрузки в названный банк данных в установленном порядке представлены документы по аттестации 137 организациями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Охрана труда - была и остается важнейшей социально-экономической проблемой, требующей к себе постоянного внимания со стороны государства, работодателей, работающих.

Более трети сознательной жизни человек проводит на рабочем месте, внося свой вклад в развитие общества. Если жизнь на рабочем месте подвергается опасности, то пропадает основа для производительной занятости и социально-экономического развития. Право работников на охрану их здоровья и жизни на рабочем месте входит в компетенцию не только трудового права, но и считается одним из основных и фундаментальных прав человека, при этом глобализация экономики должна идти рука об руку с профилактикой, направленной на укрепление безопасности и здоровья всех трудящихся.

Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на здоровые и безопасные условия труда (часть первая статьи 41 Конституции Республики Беларусь).

На регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлен Закон Республики Беларусь "Об охране труда".

Для решения проблем по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в республике сформирована нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Законодательно определены уровни государственного управления в области охраны труда.

Установлено, что основные нарушения требований законодательства об охране труда, допускаемые нанимателями и влекущими гибель или травмирование работников, а это отсутствие контроля, нарушение установленных требований эксплуатации оборудования, допуск потерпевшего к работе без обучения и т.д. не требуют значительных материальных или временных затрат и указывают на отсутствие в большинстве организаций комплексного подхода к управлению охраной труда и неэффективность действующих систем управления охраной труда, несмотря на то, что они должны постоянно корректироваться с учетом состояния охраны труда и уровня производственного травматизма.

Если мы и хотим что-то изменить, то начинать нужно именно со службы охраны труда и не откладывать на завтра. Особенно это важно при осуществлении 510-го Указа главы государства, который ограничил работу надзорных органов, переложив тем самым ответственность по организации работы по охране труда на сам субъект хозяйствования. Так называемая презумпция добросовестности по выполнению законодательных требований.

В то время, как мы убеждаем в необходимости повернуться лицом к охране труда, в странах Западной Европы наниматели сами приглашают инспекторов на проверку, что бы вовремя устранить ошибки и избежать случаев гибели и травмирования своих работников. Там уже давно подсчитали, что каждый рубль, вложенный в безопасность производства, дает три рубля прибыли.

Очевидно, что отсутствие надлежащей организации работы по охране труда приводит к снижению производительности, поскольку связанные с работой несчастные случаи и заболевания обходятся весьма дорого и могут иметь множество серьезных прямых и непрямых последствий для жизни работников, их семей и работодателей.

В заключении хотелось бы обратить внимание субъектов хозяйствования, что за нарушение требований по охране труда законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, статьей 9.17 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на нанимателей (юридических лиц) до 400 базовых величин, на уполномоченных должностных лиц нанимателя и индивидуальных предпринимателей до 50 базовых величин.

Статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны труда вплоть до лишения свободы до семи лет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь, #"justify">2.Сайт Министерства труда и социальной защиты, #"justify">.Сайт ООО «Правовой стандарт», #"justify">4.Статья «О государственной политике в области охраны труда в Республике Беларусь», #"justify">5.Статья «Охрана труда - основа обеспечения безопасной жизнедеятельности человека и эффективного социально-экономического развития страны», #"justify">.СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда»

.Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 гг от 29.06.2010г., постановление №982 Совета Министров Республики Беларусь

.Декрет Президента Республики Беларусь Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

.Директива № 1 О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины


Теги: Система управления охраной труда в Республике Беларусь  Реферат  Безопасность жизнедеятельности
Просмотров: 26613
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Система управления охраной труда в Республике Беларусь
Назад