Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт управления и предпринимательства в социальной сфере
Кафедра управление персоналом
Направление подготовки: 080400 «Управление персоналом»
Форма обучения: очно-заочная
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА»
На тему
«Роль профсоюзов в охране труда и здоровья работников»
Исполнитель:
Студент (ка) 2 курса 2 группы Королева Е.А
Руководитель проекта
К.Э.Н. ,Доцент, Галкина Елена Николаевна Галкина Е.Н.
Москва - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты профсоюзной деятельности4
.1 Понятие профсоюза
.2 Задачи и функции профсоюзов
.3 Права и обязанности профсоюзов
Глава 2. Анализ деятельности профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации г. Москвы
.1 Общая характеристика Профсоюзной организации
.2 Организация работы профсоюза в сфере охраны труда
.3 Анализ ситуации в сфере защиты прав работников торговли, общественного питания и потребкооперации
Глава 3. Разработка программы совершенствования системы охраны труда в сфере торговли, общественного питания и потребкооперации
.1 Разработка коллективного договора
Заключение
Список использованных источников
Приложение
коллективный договор охрана труда профсоюз
Введение
В настоящее время многие организации относятся к частному сектору, что осложняет процесс защиты прав работников. Не всегда работодатели выполняют все предписанные законодательством положения и требования, что может привести к негативным последствиям для сотрудников. В России существует тенденция необращения работников в судебные инстанции для защиты собственных прав. Это обусловлено менталитетом российских граждан, страхом потерять рабочее место и низким уровнем правовой грамотности. В связи с этим остается актуальной работа профсоюзов, которые являются посредниками в отношениях между работниками и работодателями.
Также актуальной проблемой является система охраны труда на предприятиях. Данная проблема возникает на всех предприятиях любой отрасли. Это связано зачастую с нежеланием работодателей вкладывать средства в обеспечение соответствующих условий труда. При этом последствиями такого отношения могут стать как производственные травмы, так и летальные исходы на производстве.
Цель исследования - изучить роль профсоюзов в охране труда и здоровья работников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие профсоюза;
выявить задачи и функции профсоюзов;
обозначить права и обязанности профсоюзов;
привести характеристику Профсоюзной организации;
определить роль профсоюза в регулировании трудовой деятельности;
провести анализ деятельности профсоюза в сфере охраны труда;
разработать программу совершенствования деятельности профсоюзной организации в сфере охраны труда.
Глава 1 . Теоретические аспекты профсоюзной деятельности
1.1 Понятие профсоюза
Профессиональные союзы являются исторически сложившейся организационной формой объединения рабочих. В качестве общественного явления они являются многообразной и сложной системой отношений, а также связей, как внешнего, так и внутреннего характера. Профсоюзы являются самой массовой общественной организацией.
Профессиональные союзы являются составной частью политической системы общества. Они являются специфической общественной организацией с личными задачами и функциями, которые определяются их уставами.
Главные задачи профессиональных союзов связаны главным образом с осуществлением их основной функции, а именно защиты интересов и прав трудящихся в трудовой сфере и отношений, которые связаны с трудом. Именно с данной целью и возникли профессиональные союзы, для этого в них, как объединялись, так и объединяются рабочие.
Большинство общественных институтов подвергаются значительной трансформации, меняется система норм и ценностей, которая их объединяет, а также их функции, статусы, принципы строения, а также практические способы функционирования. В полной мере относится это и к профессиональным союзам. В ряду различных социальных институтов профессиональные союзы занимают особе место, определяющееся тем, что они являются включенными в процесс осуществления регулирования социальных и трудовых отношений - самых важных общественных отношений - как активно действующий субъект. В работу профессиональных союзов вовлечена масса людей, они располагаются существенными ресурсами, а также возможностями оказания влияния на процессе, происходящие в обществе.
Профсоюзы являются крупным самостоятельным общественным институтом, от работы которого зависит формирование отношений на рынке труда, создание социального государства, развитие демократии в экономике. Без профессиональных союзов наемный труд оказывается под властью честного индивидуального предпринимательства, администраций, государства, на социально ориентированную, объективную политику, которых при отсутствии соответствующих противоречий достаточно трудно рассчитать.
Исходя из важной роли профессиональных союзов в осуществлении регулирования трудовых отношений, значимым является оценка его статуса, как юридического, так и фактического - самого института, его позиций в общественной структуре и статуса групп, которые определяют работу и развитие института.
1.2 Задачи и функции профсоюзов
В литературе отсутствует единство в отношении понимания и употребления таких терминов, как «функции» и «задачи», что является характерным не только лишь для трудового права, но и также для других различных общественных наук. Таким образом, такой термин, как «функция» для большинства авторов тождественен с понятием «роль», то есть выступает в качестве выражения значения профессиональных союзов в общественной жизни. Помимо этого, функциями профессиональных союзов также называют еще работу их органов или любую работу профсоюзов. В некоторых случаях, функции и задачи могут рассматриваться в качестве равнозначных понятий.
В соответствии со 2 статьей Закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», профессиональный союз является добровольным объединением граждан, которое создается для представительства, а также защиты из социально-трудовых интересов и прав. Следовательно, сегодня будет уместным говорить не о задачах профессиональных союзов, а о целях, из-за которых они создаются, и функциях, как о главных направлениях функционирования в отношении достижения целей, ради которых профсоюз и создается.
Раньше задачи профессиональных союзов были определены в качестве общих задач, которые стояли перед политической общественной системой, которая тогда существовала. Функции и задачи профессиональных союзов рассматривались во взаимосвязи с задачами политической общественной системы, а профессиональные союзы выступали в качестве неотъемлемой части политической системы. Вместе с тем, профсоюзы, выступая в качестве одной из составных частей политической системы, для разрешения задач, которые стояли перед системой в целом, а также перед ее элементов - профессиональными союзами, используются собственные функции, которые являются отличными от функций других различных организаций.
Естественно, профсоюзы остаются составляющей политической общественной системы, однако глобальные задачи, которые стоят перед политической системой, и цели профессиональных союзов являются понятиями нетождественными, неравнозначными по своему объему и не всегда совпадают по своей направленности. Можно отметить, что сегодня профсоюзы выступают в качестве общественной организации, в не части государства, и их права являются правами в полном смысле этого слова, а не обязанности, которыми по факту заменены были в прошлом права профсоюзов. В данном контексте и нужно рассматриваться функции профессиональных союзов в настоящее время.
На сегодняшний день правовое положение профессиональных союзов, а, следовательно, и их функции и задачи, определяются Конституцией, ратифицированными конвенциями Международной организации труда, Федеральным законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», другими действующими нормативными актами. Помимо этого, особенное значение сегодня приобрели также уставы профессиональных союзов, коллективные соглашения и договора. Функции профсоюзов являются основными, главными направлениями их функционирования, которые они обязаны выполнять из-за своей социальной природы, а также своего предназначения.
Раньше во всех литературных источниках говорилось об осуществлении профсоюзами таких функций, как забота об интересах рабочих в производственной сфере, в области быта, труда и культуры, о максимально полном их удовлетворении; забота о развитии народного хозяйства, о росте производства; принятие участия в общественном и производственном управлении; воспитание рабочих и укрепление добровольной и сознательной трудовой дисциплины; защита прав трудящихся.
В связи с этой классификацией возникает вопрос о том, действительно ли профессиональные союзы осуществляли все функции, которые перечислены выше, либо данные функции были надуманными и абсолютно не свойственными профсоюзам даже в Советском Союзе? Представляется, что профессиональные союзы в действительности выполняли большую часть функций, которые были названы, так как, с одной стороны, они не только лишь выступали в качестве неотъемлемой части политической системы, но и в качестве фактической части государства, а с другой стороны - функции профсоюзов не были неизменной величиной. Они менялись по мере совершенствования законодательной базы и по мере общественного развития в стране.
Например, действительно ли советские профессиональные союзы выполняли функцию по воспитанию рабочих и укреплению добровольной и сознательной трудовой дисциплины? Выполняли, так как общенародная собственность выступала в качестве собственности государственной, следовательно, главным работодателем было государство. в данном случае государство, выступающее в качестве работодателя, и профессиональные союзы, выступающие в качестве части государства, а также политической системы, были действительно заинтересованы в сбережении и поддержании трудовой дисциплины. В настоящее время, когда профессиональные союзы превратились в общественную организацию, функция по воспитанию и укреплению трудовой дисциплины полностью утратила собственное значение. Это, естественно, не означает, что профсоюзы являются абсолютно не заинтересованными в укреплении трудовой дисциплины, однако осуществлением этой функции, как одним из главных направлений функционирования, профессиональные союзы уже не занимаются.
Сегодня функции профессиональных союзов, естественно, изменились. Главной функцией профессиональных союзов является осуществление защиты трудовых прав трудящихся. Они являются внешней их функцией, так как реализуется она во внешних отношениях с органами власти и работодателями.
Помимо нее, у профессиональных союзов есть функция внутренняя - объединение и координация работы в отношении трудовых прав трудящихся.
Итак, главной функцией профессиональных союзов является осуществление защиты трудовых прав трудящихся. Содержанием данной функции профессиональных союзов является их работа в отношении защиты трудовых прав трудящихся. Данная работа включает содействие профессиональных союзов:
использованию собственных прав работниками;
охране данных прав;
пресечению нарушений данных прав;
восстановлению прав, которые были нарушены;
возмещению причиненного вреда и инициирование привлечения виновного лица или лиц в ответственности. Условно данные действия рассматривать можно в качестве этапов реализации защитной функции.
Защиту прав трудящихся необходимо рассматривать, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле функцией защиты прав входит охрана и обеспечение. В узком смысле - восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного вреда и привлечение к ответственности виновного лица или лиц.
Защита трудовых прав трудящихся профессиональными союзами является комплексной проблемой, для успешного решения которой необходимо использовать системный подход по разным направлениям работы профсоюзов при учете многообразия форм реализации защитной функции, которые незаменимыми не остаются. Определение их главных особенностей и определенный период имеет существенное значение для осуществления защиты трудовых прав трудящихся.
Следующей функцией профсоюзов является функция представительства трудящихся - она закреплена в 29 статье ТК РФ «Представителями трудящихся в социальном партнерстве являются: профсоюзы, а также их объединения, другие профсоюзные организации, которые предусмотрены уставами общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, или другие представители».
ФЗ РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» в 11 статье «Право профессиональных союзов на представительство и защиту социальных и трудовых прав и интересов трудящихся» и в 1 статье объединены данные 2 самые важные функции профессиональных союзов с их правами. «Профессиональные союзы, их объединения, профсоюзные первичные организации, а также их органы представляют и защищают интересы и права членов профессиональных союзов по вопросам индивидуальных трудовых отношений и отношений, которые связаны с трудом, а в сфере коллективных интересов и прав - указанные интересы и права трудящихся независимо от членства в профессиональных союзах при наделении их полномочиями на представительство в установленном порядке».
Помимо взгляда на представительство, как на одну из главных функций профессиональных союзов, оно также рассматривается в качестве элемента функции защитной, как самое общее право профессиональных союзов, как организационно-правовая форма их функционирования. Представительство - особая функция, она выражается в работе по представлению интересов трудящихся, как в государственных, так и в общественных органах, а также на конкретном предприятии, организации, в учреждении.
Представительство интересов и прав - это выступление от имени коллектива во взаимоотношениях с работодателями в форме переговоров, заключении договоров, разрешении трудовых коллективных споров.
К функциям профессиональных союзов относятся также социальная и профессиональная функция - они предполагают наличие активного участия профессионального союза в процессе создания и улучшения условий труда. При этом, сюда также относят спортивно-массовую и культурно-массовую деятельность среди трудящихся, которую следует рассматриваться вместе и неразрывно с таким понятием, как «условия труда».
Функция контролирующая выражается о том, что профессиональный союз выступает в качестве общественного полномочного контролера в отношении вопросов соблюдения прав трудящихся в разных аспектах - условия и охрана труда, нормирование, оплата труда, социальные гарантии и т.д. Профессиональному союзу соответствующие права предоставляются существующим законодательством.
1.3 Права и обязанности профсоюзов
Обязанности и права профессиональных союзов в трудовой сфере обладают следующими особенностями:
юридические обязанности не возлагаются государством прямо на профессиональные союзы, вытекают они из защитной и представительской функции данной организации общества, опираются на их устав и неразделимо связаны с их правами. Вследствие этого права, которые предоставлены профессиональным союзам, означают одновременно из обязанности. Следовательно, права профессиональных союзов в трудовой сфере выступают в качестве особой юридической категории - права и обязанности, где обязанность и право располагаются в непрерывном единстве.
это обязанности не перед самим государством, а перед трудящимися - членами профессионального союза, чьи интересы они должны защищать и представлять.
юридические обязанности профессиональных союзов заключаются главным образом в необходимости осуществления реализации прав, которые им предоставлены, в противном случае они не смогут обеспечить защиту трудящимся.
выполнение данных обязанностей, прежде всего, обеспечивается силой морального общественного воздействия.
Профессиональные союзы, выступая в качестве общественной организации не отвечают перед государством, участниками правовых отношений, в которые они вступают, за осуществления реализации собственных прав и обязанностей. Исключение - ответственность имущественная по суду за проведение забастовок, которые судом признаются незаконными. Однако здесь ответственность юридическая, которая вытекает из нарушений норм трудового законодательства, носит все-таки гражданско-правовую направленность.
Права профессиональных союзов в трудовой сфере составляет их трудовой и правовой статус, возникающий с момента их оформления. Обязанности и права профессиональных союзов, выступающих в качестве юридического лица, возникают с того момента, когда осуществляется их государственная регистрация. Это обязанности и права, которые определяют их статус в качестве участников гражданских правовых отношений, позволяющие вступить в отношения имущественные и определяющие их статус в качестве работодателей.
В теории трудового права отсутствует единство в классификации прав профессиональных союзов. На основе законодательства, которое действует, классификация проводиться может в зависимости от представительности профессиональных союзов в качестве организации, а также представительности их органов. На уровне локальном выделить можно права, которые принадлежат только лишь профессиональным союзам и права, которые предоставляются им, как и всем представительным органам трудящихся. В зависимости от способов установления права профессиональных союзов, подразделяются права, которые предоставлены законодательством, включая и законодательство субъектов РФ, а также права, которые установлены коллективными и договорными актами. Исходя из назначения профессиональных союзов, выступающих в качестве организации, которая призвана осуществлять защиту трудовых прав трудящихся, предлагается классификация прав на права, которые направлены непосредственно на осуществление защиты прав трудящихся, и на права, которые содействуют реализации данного права.
Следует остановиться на основных правах профессиональных союзов, которые также выступают в качестве их основных обязанностей.
Наиболее общее право профессиональных союзов, которое определяет их другие права, - право на осуществление защиты трудовых прав трудящихся - данное право также выступает в качестве главной цели создания профессиональных союзов. Данной целью обусловлена защитная функция профессиональных союзов, а также их право на осуществление данной защиты. Права профессиональных союзов, которые закреплены в трудовом законодательстве, выступают в качестве конкретизации их самого общего права на осуществление защиты трудовых прав трудящихся. Также профессиональные союзы осуществляют защиту права каждого своего члена на свободу распоряжаться собственными трудовыми способностями, выбирать род своей деятельности, профессию, право на вознаграждение за свой труд без дискриминации и не ниже, чем установленный в федеральном законе. Право на осуществление интересов трудящихся. Оно рассматривается в качестве следствия признания государством права профессиональных союзов на осуществление защиты ими трудовых прав трудящихся. Без права на осуществление представительства не может быть реализовано успешно право профессиональных союзов за осуществление защиты трудовых прав трудящихся.
Право профессиональных союзов на содействие занятости. Профессиональные союзы имеют право:
принимать непосредственное участие в процессе разработки гос. программ занятости;
вносить предложения в отношении мер по осуществлению социальной защиты членов профессиональных союзов, которые высвобождаются вследствие реорганизации либо же ликвидации организации;
производить профсоюзный контроль над занятостью, а также соблюдением законодательства в сфере занятости;
вносить предложения на рассмотрение органов местного самоуправления о перенесении срока либо временном прекращении реализации мероприятий, которые связаны с массовым высвобождением трудящихся.
. право профессиональных союзов, профсоюзных первичных организаций на ведение переговоров, заключение различных соглашений, договоров, а также контроль за их полным выполнением. Федеральным законодательством установлено, что работодатели, объединения работодателей, органы исполнительной власти, местного самоуправления в обязательном порядке должны вести переговоры с профсоюзными первичными организациями, профессиональными союзами, их объединениями в отношении социально-трудовых вопросов, вопросов по заключению коллективных соглашений, договоров, сели профсоюзные первичные организации. Профессиональные союзы, их объединения выступают в качестве инициаторов данных переговоров, и заключать соглашения, договора на условиях, согласованных сторонами.
. Право профессиональных союзов на принятие участия в процессе урегулирования трудовых коллективных споров - «Профессиональные союзы имеют полное право принимать участие в процессе урегулирования трудовых коллективных споров, обладают правом на организацию и дальнейшее проведение в соответствии с законом собраний, забастовок, шествий, митингов, демонстраций, пикетирования, а также других различных коллективных действий, используя их в качестве средства зашиты социальных, трудовых интересов и прав трудящихся».
. Право профессиональных союзов на принятие участия в подготовке, повышении квалификации кадров профсоюзов. Профессиональные союзы имеют право на создание:
образовательных и научно-исследовательских учреждений;
на осуществление подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров профсоюза;
обучение трудящихся и членов профессионального союза.
. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за полным соблюдением действующего трудового законодательства - профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением должностными лицами, работодателями трудового законодательства, включая и вопросы трудовых договоров, времени работы, времени отдыха, оплаты труда, компенсаций, гарантий, преимуществ, льгот, а также другие социально-трудовые вопросы в организациях, в которых трудятся члены данного профессионального союза, и обладают правом требовать устранения всех выявленных ошибок и неисправностей.
Данное право подтверждено предусмотренной в законодательстве возможностью на создание собственных инспекций труда, наделяющихся полномочиями, которые предусмотрены положениями, утвержденными профессиональными союзами. В Трудовом Кодексе описаны права профсоюзных трудовых инспекторов, в частности профсоюзные трудовых инспекторы, доверенные по охране труда профсоюзов обладают правом:
на проведение независимой экспертизы трудовых условий и обеспечения безопасности трудящихся;
на получение информации от руководства и других должностных лиц предприятий, работодателей, частных предпринимателей о состоянии охраны и условий труда, а также о каждом несчастном случае на производстве, о профессиональных заболеваниях;
на предъявление работодателям требований об остановке работы при возникновении случая непосредственно угрозы здоровью и жизни трудящихся;
на осуществление проверки состояния охраны и условий труда, выполнения всех обязательств работодателей, которые предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях;
на принятие участие в функционировании комиссий по испытанию и приему в эксплуатацию всевозможных средств производства в роли независимых экспертов;
на обращение в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности тех лиц, которые виновны в нарушении законодательства о труде и других актов, которые содержат нормы трудового права, сокрытии фактов несчастного случая на производстве и т.п.
. Права профессиональных союзов в сфере охраны труда, а также окружающей среды - профессиональные союзы имеют право на принятие участия в осуществлении формирования гос. программ в отношении охраны труда, а также окружающей среды, в осуществлении разработки нормативных правовых актов, которые регламентируют вопросы по охране труда, профессиональных заболеваний, безопасности экологической.
Ими осуществляется профсоюзный контроль над состоянием охраны труда, а также окружающей среды по средствам своих органов, при этом они обладают правом:
на беспрепятственное посещение организации независимо от формы собственности, подчиненности, их подразделения структурные, рабочие места, где работают члены этого профессионального союза;
на принятие участия в расследовании всех несчастных случаев на работе (производстве);
на защиту прав и интересов членов профессионального союза в отношении вопросов условий труда, безопасности на работе (производстве), возмещения ущерба, который причинен их здоровью на работе (производстве) и т.д.
. Права профессиональных союзов на осуществление социальной защиты трудящихся - здесь в виду имеются права профессиональных союзов в сфере социального страхования, охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения условий жилищных, других различных видов социальной защиты трудящихся.
Профессиональные союзы имеют право принимать участие в:
процессе формирования социальных программ, которые направлены на создание условий, которые обеспечивают достойный уровень жизни и свободное развитие каждого человека;
процессе разработки мер в отношении социальной защиты трудящихся;
процессе определения главных критериев уровня жизни, размера индексации зарплаты, пенсии, стипендии, пособия и компенсации в зависимости от изменений ценового индекса;
они имеют право осуществлять контроль за полным соблюдением законодательства в той или иной сфере.
. Право профессиональных союзов на осуществление защиты интересов трудящихся в органах в отношении рассмотрения трудовых споров - в случае нарушения аспектов законодательства о труде профессиональные союзы обладают правом по просьбе своих членов, других трудящихся, а также по личной инициативе с заявлениями обращаться в защиту их прав в органы, которые занимаются рассмотрением трудовых споров.
Для осуществления социально-трудовых, а также других прав граждан и профессиональных интересов каждого своего члена, профессиональные союзы обладают правом на создание юридических служб и консультаций.
Глава 2. Анализ деятельности профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации г. Москвы
2.1 Общая характеристика Профсоюзной организации
Региональная общественная организация «Профсоюз работников торговли, общественного питания и потребкооперации г. Москвы» - это объединение профсоюзных организаций торговли, ресторанного бизнеса, предприятий питания, различных форм торгового предпринимательства на основе единства целей и солидарности действий, отстаивающее социально-экономические и правовые интересы членов профсоюза перед работодателем и органами власти.
Профсоюз работников торговли, общественного питания и потребкооперации г. Москвы - профессиональный союз для каждого, кто работает в торговых предприятиях, ресторанах, кафе, столовых, оптовых продовольственных и промышленных базах, комбинатах питания, на рынках города Москвы и других предприятиях, независимо от форм собственности.
Профсоюз работников торговли действует на основании Устава профсоюза и программы основных действий, независим от органов государственной власти, политических партий, общественных организаций и движений.
Профсоюз работников торговли г. Москвы - один из крупнейших в городе, объединяющий около ста тысяч членов профсоюза.
Во всех 10 административных округах г. Москвы созданы территориальные профсоюзные организации. Они являются составляющими структуры Профсоюза, осуществляют взаимодействие с окружными органами власти и объединениями работодателей, координируют работу первичных профсоюзных организаций. На базе окружных комитетов успешно работают консультационные пункты по вопросам трудового законодательства РФ.
Ниже приведена структура общественной организации "Профсоюз работников торговли, общественного питания и потребкооперации г. Москвы"(рис.1).
Рис.1. Структура общественной организации "Профсоюз работников торговли, общественного питания и потребкооперации г. Москвы"
В состав Профсоюза входят две тысячи профсоюзных предприятий торговли, питания, ресторанного бизнеса, различных форм предпринимательства.
Реализация уставных и программных задач осуществляется Профсоюзом на основе развития социального партнерства - системы защиты социально-экономических интересов членов профсоюза через заключение отраслевого Московского трехстороннего соглашения между Правительством г. Москвы, Лигой предпринимателей торговли, Профсоюзом работников торговли, трехсторонних соглашений в административных округах г. Москвы.
ТРУД, РАВНОПРАВИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО - основные составляющие деятельности данного Профсоюза.
Цель Профсоюза работников торговли г. Москвы - развитие рабочей среды и всего трудового коллектива таким образом, чтобы обеспечить решение трудовых вопросов. Ключевым направлением является социальное партнёрство, сотрудничество с работодателем.
2.2 Организация работы профсоюза в сфере охраны труда
Деятельность профсоюзной организации строится на основе рекомендаций по планированию и ведению делопроизводства в первичной профсоюзной организации. В них входят следующие положения:
. План работы является основным рабочим документов, определяющим мероприятия, методы и формы работы первичной профсоюзной организации на определенный период времени.
Рекомендуется составлять два вида плана: перспективный и текущий (квартальный).
Профсоюзный комитет определяет в перспективном плане работы очередные задачи и тактику действий профсоюзной организации в соответствии с программой действий.
Перспективный план работы может быть представлен в виде программы или плана развития с включением наиболее важных вопросов, исходящих из программных документов, постановлений, отчетно-выборных собраний. Перспективный план принимается на год или на срок полномочий профкома. На основании перспективного плана составляются текущие (квартальные) планы.
План работы утверждается на заседании профкома, подписывается председателем.
. Делопроизводство (документационное обеспечение) во всех звеньях структуры Профсоюза является важным условием обеспечения их нормальной деятельности по осуществлению уставных целей и задач по защите трудовых и социально-экономических прав и профессиональных интересов членов Профсоюза.
Документы профсоюзной организации являются информационными источниками и средством юридического доказательства.
Делопроизводства комитета Профсоюза - деятельность, охватывающая оформление , учет и хранение профсоюзной документации и организацию работы с документами.
В силу своего статуса ответственность за состояние, ведение и сохранность документов профсоюзной организации несет председатель первичной организации Профсоюза.
По функциональному признаку выделяются четыре группы профсоюзных документов:
Организационно-распорядительные:
положение о первичной организации Профсоюза;
протоколы профсоюзных собраний;
протоколы заседаний профсоюзного комитета;
положение о постоянных комиссиях;
организационно-уставные рекомендации, инструкции и др.
Информационно-справочные:
справки, аналитические, докладные записки, акты, письма, заявления, обращения и др.
По учету и отчетности:
отчеты, финансовые документы, статистические отчеты.
По личному составу:
заявления о приеме в Профсоюз и копии заявлений членов Профсоюза о безналичной уплате профсоюзного взноса;
акты уничтожения профсоюзных документов или профсоюзных билетов исключенных и вышедших из Профсоюза.
Отдельно остановимся на рассмотрении такой функции профсоюза, как охрана труда в сфере торговли, общественного питания и потребкооперации.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя трудовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
В соответствии с Федеральными законами О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, Об основах охраны труда в Российской Федерации технической инспекцией и профсоюзными организациями осуществлялся контроль за соблюдением прав и законных интересов работников предприятий и организаций. Продолжено взаимодействие технической инспекции с Фондом социального страхования в реализации федерального закона Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с отраслевым трехсторонним соглашением городской комитет профсоюза работает в тесном контакте с социальными партнерами - Департаментом торговли и услуг города Москвы и Лигой предпринимателей торговли по вопросам охраны труда.
Выполнение обязательств трехстороннего соглашения по охране труда рассматривается на заседаниях отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе вопросы состояния производственного травматизма на предприятиях отрасли и мерах по его профилактике, итоги смотров -конкурсов на лучшую организацию в области охраны труда.
Используя ресурс социального партнерства, горком профсоюза и профсоюзные организации добиваются положительных результатов в решении вопросов улучшения условий труда и обеспечения его безопасности через коллективные договоры, в которые включаются мероприятия по предоставлению дополнительных льгот и компенсаций работникам, финансирование мероприятий по охране труда в расчете на каждого работающего не ниже минимального размера заработной платы , который ежегодно устанавливается Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве. Обязательства, закрепленные в отраслевом соглашении, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальных гарантий и защищенности трудящихся. Одной из форм участия профсоюза в создании нормальных и безопасных условий труда на предприятиях остаются коллективные договора.
Главным стратегическим ориентиром является вовлечение в колдоговорное регулирование вопросов охраны труда как можно большего числа организаций.
Анализ причин производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев происходит по организационным причинам, недостаточного контроля со стороны администрации за производством работ, нарушений трудовой и производственной дисциплины, невыполнение требований инструкций и правил по охране труда, незнание руководителями требований правил и норм охраны труда, отсутствие или недостаточно качественное проведение инструктажа по безопасному проведению работ.
В целях организации и сотрудничества по охране труда работодателей и профсоюза на 67% предприятий, в которых имеются профсоюзные организации, созданы совместные комитеты(комиссии) по охране труда, которые заложили элементы совместного управления охраны труда на уровне предприятия.
Профсоюз, выполняя возложенные на него функции общественного контроля за охраной труда, первостепенной задачей определил формирование института уполномоченных лиц по охране труда, как первичного общественного звена контроля за состояние условий труда на рабочих местах.
Горком профсоюза, с целью содействия повышению уровня охраны труда на предприятиях небольшой численности проводит семинары, обучение руководителей, специалистов по охране труда, оказывает консультативную и практическую помощь в разработке инструкций по охране труда, локальных нормативных актов.
Технической инспекцией труда оказывается помощь работникам предприятий и организаций в разрешении трудовых споров, рассмотрении жалоб, связанных с нарушениями законодательства об охране труда.
2.3 Анализ ситуации в сфере защиты прав работников торговли, общественного питания и потребкооперации
В первом полугодии 2014 года Профсоюз регистрировал сообщения и события, описывающие протекание 66 социально-трудовых конфликтов (СТК). Для сравнения, в первом полугодии 2013 их было 78. В течение первых 6 месяцев 2014 началось 56 СТК, завершилось 57 СТК. Общее количество СТК по сравнению с первым полугодием 2013 года снизилось на 15%.
По-прежнему в 1-м полугодии 2014 года, СТК в основном возникали на предприятиях частной формы собственности .О коло трети СТК протекали на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Масштабы конфликтов, их социальное значение и влияние на социально-трудовую обстановку в регионе во многом определяются размерами предприятий и их положением в экономике региона. Большая часть СТК в 1-м полугодии протекала на крупных предприятиях, численностью свыше 250 человек - (85%), шесть конфликтов прошли на малых предприятиях, численностью от 15 до 100 человек. В этом периоде закрепилась тенденция увеличения количества СТК, протекающих на предприятиях численностью свыше 250 человек, что свидетельствует о продолжающемся углублении кризисных явлений в торговле.
В наблюдаемом периоде 73% СТК имели локальный характер (протекали в пределах одного предприятия), более четверти СТК имели отраслевой характер (розничная и оптовая торгвля). Количество конфликтов на предприятиях с участием иностранных собственников в первом полугодии 2014 года - 7 СТК (11%) несколько уменьшилось, однако все они протекали на крупных предприятиях. На предприятиях с иностранным участием в исследуемом периоде 4 СТК были связаны с остановкой производства, ликвидацией предприятия и последующим сокращением и увольнением работников. Средняя вовлеченность работников в конфликт в этом периоде возросла и составила 22.1% от числа всех работников предприятий. В тех случаях, когда в результате мониторинга были установлены продолжительность и численность участников забастовок, можно оценить потери рабочего времени, которые в I полугодии 2014 года составили около 15900 человеко-дней, что существенно превышает количество потерь рабочего времени в аналогичном периоде прошлого года и вдвое больше потерь рабочего времени за весь 2013 год.
Основными причинами социально-трудовых конфликтов, протекающих в I полугодии 2014 года, стали: полная невыплата заработной платы (51,5%), низкий уровень оплаты труда (21,2%), сокращение работников (21,2%), нарушения условий труда (13,6%). Сохранилась доминирующая причина СТК - полная невыплата заработной платы. Если из учёта исключить причину СТК «полная невыплата зарплаты», являющуюся после двух месяцев невыплаты уголовным преступлением, и проанализировать оставшиеся конфликты, то 78,1% конфликтов связаны с неудовлетворённостью работников размером заработной платы и задержками её выплат. Этот факт подтверждает актуальность утверждения российских профессиональных союзов (ФНПР-Федерация независимых профсоюзов России) о том, что доля оплаты труда в составе себестоимости продукции в Российской Федерации неоправданно низка и является тормозом развития экономики и социальной сферы. 68,7% конфликтов при таком расчёте связаны с изменением численности предприятий, что указывает на продолжающуюся после глобального экономического кризиса 2008-2010 года нестабильность. Лишь 34,4% процента СТК указывают на нарушение условий труда и свидетельствуют о желании работодателей сэкономить на здоровье работников. Конфликты, протекавшие в течение I квартала 2014 года, в большинстве своём имели социально-экономическую направленность. В то же время, кроме экономических, работниками выдвигались и политические требования (национализация предприятия, отставка руководителей местных органов власти, выражение недоверия губернаторам и региональным министрам, изменение законодательства).
Наиболее эффективными действиями по разрешению конфликтов стали обращения в суд, прокуратуру. Отмечу, что тенденция обращения органы власти закрепилась в практике социально-трудовых отношений и является эффективным «ускорителем» в решении СТК. Действенность такой меры зависит от того насколько активно действуют работники в диалоге с работодателем и местными СМИ. Если информационная кампания ведётся настойчиво и последовательно, органам власти приходится включаться в урегулирование конфликтов, даже если предприятие частное и небольшое по размерам.
Объединения работодателей в конфликтах в исследуемом периоде действий не предпринимали. Работодатели применяли различные способы отстаивания своих интересов, прибегая в 3 СТК к давлению на профсоюзные организации и их лидеров, в 2 СТК обращались в суд, прокуратуру и в Рострудинспекцию. Зачастую работодатели уклоняются от содержательного диалога с работниками и профсоюзными организациями, предпочитая выжидать. Такая же позиция работодателей прослеживалась и в 2013 году. Следует отметить, что неготовность организаций работодателей к социальному диалогу на предметном поле в условиях острых противоречий, приводящих к крайней форме социально-трудовых конфликтов - забастовке, обходится владельцам предприятий в заметные убытки. Возможно, что 15900 человеко-дней, потерянных в первом полугодии текущего года, в рамках национальной экономики не столь угрожающая для ВВП величина, однако в пересчёте на 15 прошедших забастовок приводит к потере в среднем 1060 человеко-дней на каждом из предприятий.
Выжидательная позиция работодателей, по-видимому, связана с недостаточной уверенностью в своей правоте на протяжении конфликта. Подтверждением этого вывода служит тот факт, что по итогам 57 завершившихся в первом полугодии конфликтов лишь в 4 случаях работники потерпели поражение, а в 96% случаев их требования были полностью (30%) или частично (66%) удовлетворены.
В 41 СТК (62%) в защите интересов работников принимали участие профсоюзные организации различных уровней, в процессе развития конфликтов на предприятиях было создано 6 новых первичных организаций профсоюзов.
Органы государственной власти различных уровней представлены в качестве участников социально-трудовых конфликтов в 53(80%) случаях. В ряде СТК органы государственной власти выступали в качестве работодателей (21 случай, 32%), в других ситуациях участие ОГВ заключалась в осуществлении надзора за соблюдением законодательства РФ и контроле за развитием конфликтов. ОГВ действовали как в интересах работников, так и против них.
Следует отметить традиционно низкую степень участия в СТК органов местного самоуправления. Наиболее эффективно (на стороне работников) действовали прокуратуры, суды, следственные управления СК и Гострудинспекция. В 1-м полугодии не было зафиксировано СТК, связанных с санкциями стран ЕС и США против российской экономики, введённых из-за событий на Украине.
Итак, подводя итог второй главы, можно сказать, о том, что одной из главных проблем в сфере регулирования отнощений между работодателем и работниками является отсутствие единой формы коллективного договора.
В третьей главе курсового проекта будет разработана программа по решению выявленной проблемы, а именно создание коллективного договора.
Глава 3. Разработка программы совершенствования системы охраны труда в сфере торговли, общественного питания и потребкооперации
3.1 Разработка коллективного договора
Для того, чтобы оформить отношения между Профсоюзом и работодателем в сфере защиты прав работников необходимо разработать коллективный договор.
В раздел коллективного договора «Условия и охрана труда» рекомендуется включать следующие пункты:
-выделение конкретной денежной суммы на мероприятия по охране труда (очень важно добиться включения в договор записи о том. какая сумма средств или доля от общих производственных затрат будет направлена на охрану труда);
-создание комплекса организационных н технических мероприятии по охране труда (виды мероприятии указываются в приложении к коллективному договору);
-проведение специальной оценки рабочих мест с указанием перечня подразделений;
-гарантии деятельности уполномоченных по охране труда;
-проведение обучения и проверки знаний по охране труда рабочих, руководящих работников и специалистов;
-организация в установленном порядке обязательных медосмотров работников;
-обеспечение выдачи работникам за счет работодателя качественной спец одежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты - моюших. смазывающих, обезвреживающих и других в соответствии с установленными нормами, а также сверх норм (перечень таких профессий и должностей должен приводиться в качестве приложения к коллективному договору);
-установление системы льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными н опасными условиями труда:
-обеспечение работников горячих цехов и участков газированной подсоленной водой, чаем;
-возмещение вреда, причиненного, работнику несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием:
-обеспечение обязательного медицинского страхования работников н их обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
-обеспечение охраны труда женщин (ограничение применения нх труда в ночное время, перевод женщин с тяжелых физических работ и работ с вредными и опасными условиями труда на более легкие, охрана труда беременных женщин);
-обеспечение охраны труда молодежи и др.
В качестве приложений в коллективный договор рекомендуется включать перечень производств, работ, профессий и должностей, на которых по условиям труда установлены: льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день; доплаты за условия труда: бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактическое питание; бесплатная выдача по действующим нормам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной зашиты. Крайне важно не допустить, чтобы в колдоговоры были включены мероприятия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством.
На основании данных рекомендаций был разработан коллективный договор, представленный в приложении к работе.
Помимо коллективного договора в Профсоюзе была разработана регистрационная карточка коллективного договора (см. приложение)
Заключение
Профессиональные союзы являются составной частью политической системы общества. Они являются специфической общественной организацией с личными задачами и функциями, которые определяются их уставами.
В соответствии со 2 статьей Закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», профессиональный союз является добровольным объединением граждан, которое создается для представительства, а также защиты из социально-трудовых интересов и прав. Следовательно, сегодня будет уместным говорить не о задачах профессиональных союзов, а о целях, из-за которых они создаются, и функциях, как о главных направлениях функционирования в отношении достижения целей, ради которых профсоюз и создается.
Главной функцией профессиональных союзов является осуществление защиты трудовых прав трудящихся. Содержанием данной функции профессиональных союзов является их работа в отношении защиты трудовых прав трудящихся. Данная работа включает содействие профессиональных союзов:
использованию собственных прав работниками;
охране данных прав;
пресечению нарушений данных прав;
восстановлению прав, которые были нарушены;
возмещению причиненного вреда и инициирование привлечения виновного лица или лиц в ответственности.
Также профсоюзные организации обладают рядом прав и обязанностей, которые прописаны в Уставе профсоюза.
Была рассмотрена работа профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации города Москвы. Деятельность профсоюзной организации строится на основе рекомендаций по планированию и ведению делопроизводства в первичной профсоюзной организации.
Роль профсоюзной организации в регулировании трудового процесса заключается в обеспечении соблюдения всех норм трудового законодательства по отношению к участникам профсоюза.
Анализ показал, что основная проблема соблюдения норм охраны труда и здоровья сотрудников -отсутствие коллективных договоров.
Для устранения данных недостатков в третьей главе исследования были внесены предложения по созданию коллективного договора и собственно его разработка.
Список использованных источников
1.ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 04.11.2014) - правовая система «КонсультантПлюс». - режим доступа: #"center">Приложение
Коллективный договор
Соглашение между Департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Московской области, Московской общественной организацией профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ "Торговое Единство", некоммерческой организацией Региональное отраслевое объединение работодателей "Союз предприятий и предпринимателей потребительского рынка Московской области в сфере торговли и услуг» на 2015 год
I. Общие положения.
.1. Настоящее Соглашение заключено в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Федеральным Законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Законом Московской области от 29 ноября 1996 года № 120-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области" и направлено на устойчивое экономическое развитие организаций сферы торговли и услуг, повышение уровня жизни и обеспечение достойного труда и отдыха работников на основе принципов социального партнерства.
.2. Сторонами Соглашения являются Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг Московской области, некоммерческая организация Региональное отраслевое объединение работодателей "Союз предприятий и предпринимателей потребительского рынка Московской области в сфере торговли и услуг», Московская общественная организация профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства РФ «Торговое Единство».
.3. Стороны признают необходимым заключение соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам работников отрасли, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в организациях. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников отрасли.
.4. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, принимают на себя обязательства, закрепленные Областным трехсторонним Соглашением на 2015 год между Правительством Московской области, Областной Федерацией профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Московской области» и Агропромсоюзом и Региональным межотраслевым Соглашением, направленным на стабилизацию в социально-экономической сфере.
.5. Соглашение вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует в течение 2015 года. Соглашение распространяется на работников и работодателей организаций отрасли независимо от форм собственности.
1.6. В течение срока действия Соглашения, по взаимной договоренности между Сторонами, в него могут вноситься, изменения и дополнения. Ни одна из сторон не может в одностороннем порядке отказаться от выполнения положений Соглашения.
.7. О намерении одной из сторон расторгнуть Соглашение, она уведомляет об этом другие стороны за один месяц до намечаемой даты расторжения.
II. Взаимодействие сторон.
2.1. В целях обеспечения устойчивого экономического развития организаций сферы торговли и услуг, повышения уровня жизни, обеспечения достойного труда и отдыха работников на основе принципов социального партнерства договаривающиеся Стороны будут взаимодействовать по следующим основным направлениям:
.1.1. Проводить согласованную политику по повышению социальной ответственности бизнеса, вовлечению его в систему социального партнерства и способствовать:
созданию территориальных представительств отраслевого Объединения работодателей и первичных профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности;
заключению в муниципальных районах (городских округах) территориальных Соглашений по регулированию социально-трудовых отношений на потребительском рынке в сфере торговли и услуг и коллективных договоров в организациях отрасли;
активному участию организаций отрасли в областном конкурсе на лучший коллективный договор.
.1.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, а также по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними экономических отношений.
.1.3.Осуществлять контроль по соблюдению законодательства, регулирующего трудовые отношения, в организациях при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
.1.4. Разрабатывать и осуществлять меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении в организации процедуры внешнего управления обеспечить действие коллективного договора и трудовых договоров. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.
.1.5. В случае угрозы массового увольнения разрабатывать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
.1.6. Содействовать созданию системы организационных, правовых и экономических мер по формированию и реализации эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров.
.1.7. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на выполнение обязательств по оплате труда и предупреждение появления задолженности по выплате заработной платы.
.1.8. Продолжить организационную работу, направленную на реализацию предупредительных и профилактических мер по снижению уровня производственного травматизма и профзаболеваний, обеспечение контроля по соблюдению требований охраны труда в организациях.
.1.9. Проводить согласованную политику в области создания необходимых социальных условий жизни работников, развития культуры, спорта, организации отдыха.
.1.10. В целях повышения престижа профессии работников торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, потребительской кооперации, проводить отраслевые конкурсы профессионального мастерства и другие мероприятия.
.1.11. Принимать участие в организации и долевом финансировании мероприятий, посвященных профессиональному празднику «День работника торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства».
.1.12. Проводить работу со средствами массовой информации области по информированию работников сферы о системе социального партнерства в отрасли, размещению на официальных сайтах сторон материалов о практике социального партнерства.
.1.13. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
III. Обязательства Департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг Московской области
3.1. В целях реализации государственной политики и полномочий в области продовольственных ресурсов, торговли и услуг Московской области на региональном уровне, координации, учета интересов отраслей народнохозяйственного комплекса :
.1.1. Разрабатывает и реализует меры по государственному регулированию и формированию продовольственных ресурсов области и продовольственного обеспечения населения области.
.1.2. Организует разработку инвестиционных программ по развитию торговли и услуг области, в том числе определения источников финансирования и ресурсного обеспечения.
.1.3. Формирует и осуществляет государственную политику в сфере торговли и услуг области, направленную на удовлетворение потребностей населения области в продовольственных товарах, товарах первой необходимости, услугах, на организацию торгового обслуживания, защиту прав потребителей.
.1.4. Координирует деятельность организаций торговли и услуг, потребительской кооперации области.
.1.5. Осуществляет методическое руководство организацией финансового, кредитного, инвестиционного планирования в сфере торговли и услуг, потребительской кооперации области.
.1.6. Оказывает содействие продвижению экологически чистых продуктов питания местных производителей на региональном и межрегиональных рынках.
.1.7. Оказывает методическую, практическую и консультативную помощь организациям торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, потребительской кооперации области.
.1.8. Участвует в разработке и реализации кадровой политики в сфере торговли и услуг области.
.1.9. С учетом мнений сторон социального партнерства вносит предложения о награждении лучших работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации, бытового обслуживания.
.2. Обеспечивает участие представителей Профсоюза и работодателей в работе постоянно действующих комиссий и коллегии Департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг Московской области.
IV. Обязательства работодателей
4.1. Принимают все необходимые меры по обеспечению стабильной работы организаций, легализации заработной платы, соблюдению дисциплины платежей в бюджеты разных уровней, предусмотренных налоговым законодательством, внебюджетные фонды.
.2. Обеспечивают соблюдение трудового законодательства Российской Федерации и Московской области, других нормативно - правовых актов, связанных с трудом наемных работников.
.3. Реализуют и обеспечивают права и гарантии деятельности Регионального отраслевого объединения работодателей "Союз предприятий потребительского рынка Московской области в сфере торговли и услуг», предоставленные Федеральным законом "Об объединениях работодателей", Уставом Объединения работодателей.
.4. Включают в коллективный договор раздел «Гарантии профсоюзной деятельности».
.5. Заключают коллективные договоры в организациях отрасли независимо от организационно - правовой формы и формы собственности.
.6. В рамках деятельности отраслевого Объединения работодателей формулируют и вносят в Департамент продовольственных ресурсов, торговли и услуг Правительства Московской области предложения по развитию сферы торговли и услуг, а также о внесении изменений в действующие нормативные акты.
.7. Информируют о массовом высвобождении работников профсоюзные комитеты организаций, территориальные службы занятости не менее, чем за 3 месяца до высвобождения.
.8. Предоставляют информацию о наличии вакантных рабочих мест (потребности в работниках) в территориальные службы занятости населения и профсоюзные комитеты организаций.
.9. Организуют обучение работников по вопросам охраны труда и техники безопасности, проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда.
.10. Разрабатывают и реализуют программы, нацеленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний на рабочих местах.
.11. Обеспечивают страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследование и учет несчастных случаев на производстве.
.12. Взаимодействуют с учреждениями профессионального образования в вопросах подготовки квалифицированных кадров и оказывают содействие в проведении производственной практики учащихся и студентов.
.13. Обеспечивают режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации.
.14. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования Российской Федерации.
.15. Обеспечивают своевременно и в полном объеме предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
V. Обязательства профсоюзов
5.1. Обязательства профсоюзов осуществляются через деятельность Московской общественной организации профсоюза работников торговли, общественного питания, потребкооперации и предпринимательства РФ «Торговое Единство», которая:
.1.1. Представляет и защищает социально - трудовые права и интересы членов профсоюза в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
.1.2. Представительствует в Департаменте продовольственных ресурсов, торговли и услуг Московской области по решению вопросов, затрагивающих социально - экономические интересы отрасли и их работников.
5.1.3. Вносит на рассмотрение сторон социального партнерства (в пределах их полномочий) предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на защиту экономических и социально - трудовых прав, улучшение условий труда и здоровья работников торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, потребительской кооперации.
5.1.4. Предоставляет бесплатную правовую и консультативную помощь профсоюзным комитетам и членам профсоюза в вопросах занятости, трудового законодательства, а также разрешению трудовых споров.
.1.5. Проводит обучение профсоюзного актива и разъяснительную работу в коллективах по вопросу действия и применения Трудового кодекса РФ, осуществляет контроль за его соблюдением.
.1.6. Обеспечивает общественный контроль по условиям труда и соблюдению законодательных и иных нормативных актов по охране труда на предприятиях отрасли.
.1.7. Участвует в разработке и реализации программ социальной направленности.
.1.8. Разрабатывает рекомендации по заключению коллективного договора, макеты коллективных договоров и направляет их в первичные профсоюзные организации.
.1.9. Содействует через первичные профсоюзные организации осуществлению мер по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, защите интересов и трудовых прав работников в условиях кризиса.
.1.10. Принимает меры по обеспечению финансированиям санаторно-курортного обслуживания и оздоровления работников отраслей из средств Фонда социального страхования в соответствии с законодательством.
VI. Заключительные положения.
6.1. Стороны социального партнерства обязуются:
.1.1. Руководствоваться принципами социального партнерства, вытекающими из нормативных правовых актов и принимать меры, направленные на их соблюдение.
.1.2. Стороны социального партнерства выражают намерение по созданию в 2015 году региональной отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, механизм формирования которой поручают руководителям сторон.
.2. С целью обеспечения реализации настоящего Соглашения, дальнейшего развития социального партнерства стороны на основе взаимных консультаций в рамках региональной отраслевой трехсторонней комиссии вырабатывают документы, принимают необходимые решения, а также формируют предложения в адрес Законодательного Собрания и органов государственной власти Московской области, муниципальных образований и способствуют их реализации.
.3. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется отраслевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, сформированной сторонами, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Ход выполнения Соглашения рассматривается на заседаниях отраслевой трехсторонней комиссии по итогам полугодия и года.
.4. Стороны поручают отраслевой трехсторонней комиссии, в случае необходимости, вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
.5. Стороны договорились довести настоящее Соглашение до сведения организаций через профсоюзные комитеты организаций отрасли и газету Профсоюзная газета. О выполнении Соглашения работники отрасли информируются сторонами Соглашения через средства массовой информации и официальные сайты.