Реферат
По Психолого-педагогические основы безопасности труда:
Планирование временных режимов труда и отдыха оператора
Введение
В потоке событий, которые воспринимаются человеком, присутствуют неоднородности. События имеют отличие по значимости, кроме того среди них выделяются сроки. И в таком случае есть необходимость успеть к определённому сроку. Для того чтобы успеть к сроку деятельность субъекта должна быть построена особым образом. Её необходимо реорганизовать, ускорить или замедлить.
Прослеживая события, оценивая скорости своих действий, и их соответствие назначенному сроку - его приближению, - человек переживает процесс. "Оператор", эмоционально вовлечён в процесс, и заинтересован в том, чтобы закончить работу к сроку, боится ответственности за опоздание, срыв срока. Врем - это форма процесса вместе с его переживанием, восприятием, движениями его сопровождающими. Когда употребляется слово - процесс, подразумевается "оператор", субъект, вместе с его деятельностью, со всем субъективным и зависящим от субъекта.
Для раскрытия понятия "Успеть в срок", необходимо допустить параллель между восприятиями и переживаниями, переживаниями и мыслями, движениями и речью. Субъект может подогнать своё действие к окружающим событиям и процессам, если он не следует слепо за ритмами, течением событий, а совершает движения по своей внутренней логике, в соответствии со своими целями и возможностями. В таком случае возможна синхронизация.
Время противопоставляют человеку. Создаётся разрыв, говорят что время не зависит от человека, что оно является только условием жизни человека. Часть психологов допускает только один тип отношений человека ко времени, который называют "восприятием времени" насколько точно человек может оценить заданный промежуток времени.
Существует другая точка зрения, согласно которой, исходя из сути процесса и места, которые занимает субъект, скорость времени связывается со скоростью действий субъекта в ряду окружающих событий. При этом базой служит представление о гармоничном включении человека в процесс. Эта гармония, особого статистического типа. Течение событий мира допускает возможность вариации скорости движений человека. Движения человека, с другой стороны, не могут оставаться постоянными по характеру и скорости исполнения. Условия исполнения действий, ряды событий в мире сильно варьируют. Некоторые их сочетания сильно усложняют функции субъекта. Сохраняя прежние движения, совершаемые при обычных "простых" условиях, субъект должен совершать много других операций.
При этом он должен так построить свой трудовой процесс, чтобы новые операции и движения, гармонично сочетались с прежними. Разумеется это потребует перестройки всей системы. Перестройки не только в изменении структуры, но и скорости обычных, старых движений. Изменение скорости движений субъекта можно толковать как изменения скорости времени. Но и скорость, и плотность времени - это только метафоры. Время не может быть ни более плотным, ни более быстрым. Дело в том, что брать в качестве базы для отсчёта: сложный процесс или простой.
Люди, стремясь упорядочить свои представления о мире и действия в мире, говорят о повторяемости, о закономерности, о связи событий в мире. Люди понимают мир технологично, в соответствии со своими технологическими возможностями. Исходя из представлений о воспроизводимости действий и обстоятельств, повторяемости событий, люди строят представление о мире, тем самым задача приспособления к миру им кажется лёгкой. Суть позиции можно проиллюстрировать следующим примером: независимость времени от человека - приход преподавателя на занятия раньше назначенного расписанием времени ничего не ускорит в процессе занятий. Он не сделает больше обычного и не закончит раньше. Расписание противостоит преподавателю, является условием его работы.
В этом есть истина. Но расписание - это всего лишь карта сроков, это ещё не время. Расписание составлено так, чтобы медлительные не опаздывали, а быстрые не приходили слишком рано и не проводили время в напрасном ожидании. Расписание синхронизирует действия людей, медлительных и быстрых. В этом смысле время - условленное, социальное - противостоит субъекту. Время как карта сроков, как скорость хода процесса, как изменения, воспринимаемые субъектом.
Однако, данный пример можно увидеть иначе. Допустим преподаватель опоздал. Придя позже, преподаватель должен поспешить, чтобы закончить урок вовремя. Преподаватель должен ускорить процесс. Должен найти короткие пути объяснения сложных вещей, на которые у него уходило обычно много времени. Преподаватель должен интенсифицировать усвоение и понимание материала, найти эффективные способы проверки знаний. Если это удалось, то при сокращённой длительности урока можно сказать, что время уплотнилось или ускорилось. Воля, ум, ловкость, гибкость и быстрота субъекта позволили ему, начав позже, закончить действие в срок.
Когда человек приходи на смену незадолго до её начала, у него есть возможность подготовиться к началу и начать работу минута в минуту, по расписанию. Отработав смену, человек успевает выполнить намеченное. Субъект эффективно использовал время, предоставленное расписанием. Есть что-то особенное в своевременном приходе. Приходить слишком рано, бесполезно. Всё приготовив к началу смены человек должен ждать, вместо того чтобы приступить к работе. Напряжение которое растёт по мере подготовки, по мере приближения к её концу, по мере приближения к началу смены и которое должно бы естественным образом перейти в рабочее напряжение, при слишком раннем приходе оказывается бесполезным, оно спадёт, и к началу смены человек не будет готов в должной степени.
Вместо того чтобы ускорить процесс, человек будет тратить время на врабатывание, создание рабочего напряжения.
Расписание основано на предположении о норме, о том, что намеченного, запланированного времени будет достаточно, чтобы всё успеть. Преподавателю - объяснить материал и проверить понимание. Однако, именно в работе преподавателя отсутствует норма. Особенно в преподавании психологии. Это как путешествие по незнакомым местам. Но и здесь план необходим. Расписание занятий ритмизует деятельность, приучает людей отдыхать через одинаковые промежутки, ожидать пауз. Расписание и план занятия не совпадают. План занятия составляется на основании содержания, его трудностей, его особенностей. Расписание основано на представлениях о работоспособности. Выполнение плана зависит от индивидуальных особенностей учеников, от учителя, от совместимости учителя с учениками.
Если в ходе урока случается непредвиденное событие, которое нарушает нормальный ход урока то, потратив часть времени на решение возникшей неожиданно задачи, учитель должен будет ускорить ход событий, чтобы закончить намеченное к концу занятия. Ему необходимо сократить паузы, пропустить лёгкие места, отказаться от обычных заданий. Именно в этих небольших пределах возможно ускорение или замедление времени под влиянием скорости действий субъекта. Хотя понятие скорости в данном случае приобретает совершенно особый смысл, отличающийся от физического.
Об ускорении или замедлении времени можно говорить в рамках намеченного срока. Когда намечен план подготовки к событию-сроку, то определены и моменты выполнения отдельных дел, по крайней мере их последовательности. План предполагает, что оставшегося времени будет достаточно для выполнения всех дел. Действительно, если такая подготовка проводилась много раз, если известны приёмы выполнения дел, можно наметить сроки подготовки по каждому из дел. Когда будет составлен временной график и известны обычные сроки выполнения дел по этапам, можно говорить об ускорении или замедлении процесса. Относительно обычного, относительно намеченного.
При замедлении сам процесс может идти быстрее, но к сроку не успевать из-за большого объема работы, который должен выполнить субъект, или из-за сложности подготовки. С другой стороны, успевая к сроку, человек может проводить подготовку, в небыстром, спокойном темпе. Это возможно при благоприятной внешней обстановке, когда субъекту не приходиться решать неожиданных задач, когда не возникает трудных препятствий, на преодоление которых человеку приходиться тратить много сил. Время определяется через успевание к сроку. Когда субъект не успевает к сроку, говорят что время течёт медленно. Основой здесь является тот факт, что субъект не успел. Значит отстал, значит работал медленно.
Своевременное выполнение задач, является базой отсчёта в определении ускорения или замедления времени. Предупреждение событий, если оно позволяет сдвинуть главный срок - срок начала основного дела, сдвинуть его так, чтобы субъект смог начать основное дело прежде того, что намечено расписанием, - позволяет говорить об ускорении времени. Но субъект в этом случае сокращает длительность нормативного, прежде заданного социально процесса.
Базовой осью относительно которой отсчитывается исполнение, ход времени, процесс, является либо привычный ход процесса (сроки, достижения), либо план. Сопоставляя реальное исполнение с такого типа осью, можно говорить либо о замедлении, либо об ускорении хода процесса, времени. Часто субъект сам изобретает приёмы, находит новые пути решения задач. Рациональный, удачный прём позволяет субъекту ускорить выполнение задачи, даже при малой трате сил, приблизить необходимый результат, получить его раньше намеченного срока, как бы ускоряя время.
Что же такое время? Это мера процесса, способ его схватывания, пути размышления о процессе. Для максимального соответствия способа объекту, необходимо чтобы в нём как можно точнее отражались особенности процесса, его тонкости и детали. Время - характеристика процесса, в которой выражается связность и последовательность, начало, конец, цикличность. Можно ли дать процессу такую характеристику вне субъекта, включённого в процесс, осуществляющего процесс и управляющего им? Наверное нет. Тем более что субъект обладает памятью и способностью ощущать и переживать непрерывность, отличать её от дискретности.
В рассмотрение времени вводится понятие синхронизации. Исходя из многократного повторного исполнения процесса прежде многими людьми, у них уже имеется норма исполнения процесса и по длительности, и ритму периодов труда и отдыха, по основным ключевым событиям образующим процесс, а также по возможной степени вариации в рамках нормы, около нормы. Субъект, человек-исполнитель, должен освоить нормы - это не лёгкое дело. Он должен подняться на вершину мастерства. Освоив дело, субъект сделал его достоянием своего опыта. Он может думать о нём, говорить о нём, планировать, предусматривать и анализировать совершив.
Содержанием опыта становятся пространственно- временные схемы- формы исполнения, действия. Действие, процесс исполнения, может выполняться чуть быстрее или медленнее в зависимости от обстоятельств. Восприятие шире действия. В персептивном пространстве субъекту даны симультанно множество движущихся, меняющихся предметов и процессов, в том числе и действие самого субъекта. Способность улавливать изменения и схватывать объекты в целом, в их идентичности.
Схватывать и удерживать окружающий мир в его меняющейся тождественности предполагает большую сложную работу восприятия, мышления, интуиции, которая доступна только профессионалу. Восприятие параллельно действию, исполнению, не зависит от него, по крайней мере частично. Переживание значимости срока - ключевое событие. В пространственной и временной карте субъекту даны значимости объектов и событий. Даны, хотя несколько иначе, и в восприятии. В опыте мир дан субъекту в его эмоциональных и смысловых дифференциациях. Приближение срока вызывает переживание субъекта и заставляет его действовать быстрее, медленнее, точнее, быть внимательнее и аккуратнее. Чтобы успеть в срок, субъект должен переживать скорости процессов. Точно воспринимать и переживать эмоционально. Субъект должен иметь опыт переживания скорости процесса и уметь реагировать на её изменения.
Моторика и речь, как формы исполнительных процессов, ожидание и воспоминания, взаимодействие субъекта и ближайшего социального окружения, начиная от постановки задачи - успеть к сроку - и заканчивая анализом и оценкой исполненного, - всё это и многое другое необходимо запустить в ход, чтобы понять, как успевает субъект вовремя выполнить действие в окружающем мире. Действие субъекта должно быть выполнено к сроку, синхронно с одним из ключевых событий.
1. Понятие срока, ритма и места
Исходя из понятий собственного времени и пространства процесса, можно построить понятие времени, которое будет пригодно для описания некоторых явлений адаптации после быстрого перемещения на большие расстояния. Для этого используется следующая модель. Круг в центре которого стоит субъект. Система включает несколько подсистем: тело человека (его ритмы и пространственное описание, пространственная схема тела), действие субъекта (его ритмы и пространство), организация ( ритмы и пространство её функционирования) и географический пункт - город, посёлок и т.д. (с его ритмами жизни и деятельности). Расположим их по кругу. В центре круга субъект действия - группа, за которой стоит индивидуальный телесный субъект. Двигаясь по схеме последовательно, мы можем убедиться, что в каждом её элементе есть собственные ритмы и собственная система налаживания, стабилизации, удержания и смены ритма. Ритмы тела считаются часами. В нём синхронизировано функционирует множество систем: у каждой есть свой ритм функционирования, а смена условий жизни или деятельности организма влечёт сложную перенастройку ритмов на новом уровне функционирования. Ритмы нарушаются при заболевании, после шока, и требуются специальные усилия группы людей - окружающих индивидуального субъекта и близких ему - для приспособления и восстановления. Быстрые перемещения на дальние расстояния вызывают обострение старых болезней. Вообще в условиях незаконченной временной адаптации трудной становится одна из самых обычных задач: планирование времени и выполнение временных планов, поскольку оказывается разрушенной основа. В нормальных условиях такой основой становится предварительное ориентирование во времени. Хотя оно и неточное, его ошибка обычно невелика, может быть в пределах часа. При путешествиях в удалённые временные пояса ошибка может достигать нескольких часов. Нарушения адаптации, невозможность адаптироваться проявляется в виде опозданий и отставаний, в несинхронной деятельности с другими людьми. Нарушения сна вызывают напряжение и страхи (подвести, вновь не успеть, выглядеть неудачником). Чувство неуверенности может перейти в невроз. Это пункт, где возможно необходимо обратиться к психоанализу, чтобы более полно построить модель адаптации индивида. Неуверенности будет сопутствовать тревога и боязнь что-то вновь забыть. Память действительно ухудшается. Сложно представить возможность успешного функционирования субъекта без участия значимого другого. Осознание и сознание должны быть задействованы на полную мощность для быстрой и успешной адаптации (регулярный анализ успехов и неудач, разбор фактов опозданий и забываний, усиленное внимание и забота со стороны ближайших других, передача им функций контроля за успеванием в срок).
О ритмах говорят, когда дело касается функционирования тела и города, а при обсуждении и рассмотрении деятельности предприятия большая роль принадлежит сроку. Выполнение обязательства в срок обеспечивается усилиями многих людей на предприятии. Действие выполняется в срок благодаря усилию субъекта. Когда задачи каждого предприятия выполняются в срок, жизнь города становится ритмичной.
Город живёт своими ритмами, и каждый прибывший должен суметь приспособиться к ним, ставя перед собой специальные отдельные задачи и прилагая усилия к тому, чтобы их выполнить. Электростанция, скорая помощь, метро, милиция, родильный дом, школа, рекламное бюро - всюду свои характерные ритмы функционирования, начало и конец смены, время, необходимое для вхождения в суть процесса при пересменке, пиковые периоды и т.д. Но всё держится сроком - прихода, устойчивого выполнения трудовых функций, усилием и вниманием субъекта. Также и в городе, станционном посёлке или посёлке при шахте, при электростанции и т.д. Ритмы деятельности и жизни определяются географией и усилиями людей, ритмами предприятия.
Когда речь идёт о профессиональной деятельности, содержащей действия, которые повторялись много раз, возникает возможность использования понятия ритма. Такое описание является естественным когда речь идёт о движениях. По-видимому, здесь дело в прямой связи с ритмами тела субъекта. Когда события мира возникают довольно часто и регулярно, можно говорить о ритмах при выполнении персептивных задач (например, при наблюдении) и мыслительных задач. Труднее говорить о ритмах в деятельности человека, работающего с аудиторией, но и в этом случае вырабатывается чувство временной нормы, позволяющее приспособиться к ритму звонков на урок и перерыв, к длительности урока.
Действие человека среди других людей характеризуется сроком. Срок задаёт начало и конец действия. Срок обеспечивается усилиями субъекта. Действия выполняемые в срок отдельными людьми, обеспечивают нормальное функционирование предприятия, его ритмичную деятельность. Чтобы рассмотреть деятельность человека в условиях смены временных режимов, необходимо активнее использовать идею независимости ритмов жизни от функционирования тех локальных объектов, между которыми размещает своё действие субъект.
. Время как понятие психологии
Время неотделимо от субъекта. Субъект - в самой сути понятия времени, со своими переживаниями текучести, тягучести, непрерывности, потока. Время - это поток, но в той его области, где поток проходит сквозь субъекта.
Человек действует - это процесс. Процесс имеет собственное время. Действие и субъект слиты. Действие - это определённый аспект субъекта, форма субъекта. Время - это особая характеристика процесса, который мы назвали "действием человека". В этом и состоит то особенное, что отличает действие человека от действия других людей, что раскрывает его лицо: время. Во времени процесс раскрывается как особенный. Это особенное субъект создаёт своим усилием, сознанием, настроением.
Время - это "ткань" самого субъекта. Но какого субъекта? Материального или духовного, интеллектуального, или другого? Скорее всех сразу, целого, конкретного, живого субъекта. Это ткань, а не просто объективная мерка, которая прикладывается к человеку.
Время предполагает систему событий, временной ряд с его особой структурой. Какое место занимает субъект в структуре временного ряда? Субъект схватывает структуру, осмысливает и удерживает структуру временного ряда. Промежутки тянутся в переживаниях субъекта. Субъект проживает длительность и создаёт её своим переживанием.
Можно противопоставить время субъекту и утверждать: "время чуждо субъекту". Не получается. Структура временного ряда дана субъекту, временной ряд включает длительность, если её отнять, останется чистая схема. Она пространственная, т.е. может быть схвачена вся сразу целиком.
Ряд только тогда будет временным, когда субъект вложит в него длительность, которую он переживает. И тогда субъект сам войдёт внутрь времени. Субъект, переживающий длительность процесса, не временного ряда, а - процесса. Временной ряд - это парадокс. Абстрактная характеристика процесса.
Время экзистенциально. Оно проживается человеком, который вкладывает в проживаемое время часть своей жизни. Жизнь входит в определение времени. Но жизнь, проживаемая и рефлексируемая, а не просто жизнь как биопроцесс. Необходим субъект, который озабочен временем, думает о нём и присутствует, проживает течение времени.
О времени нельзя говорить, не подразумевая его непрерывного течения.
Разговор о времени возникает, когда возникает необходимость рассмотреть некий процесс. Рассматривая его со стороны, в нём можно выделить ряд событий, а затем попытаться построить временную характеристику выделенного ряда. Если проанализировать переходы между событиями, возможно, удастся доказать непрерывность некоторых переходов. Попытаемся построить понятие собственного времени рассматриваемого процесса через изучение таких его особенностей, как длительность и последовательность, дискретность, прерывистость и тягучесть. Возможно, удастся привести свидетельства непрерывности, но для этого потребуется живой свидетель - субъект, который наблюдает процесс со стороны или участвует в нём, создавая его своими движениями. Субъект переживает длительность. И на его переживание тягучести, деления, накладывается, сливаясь с ним, эмоциональное состояние и предметное содержание. А.Бергсон пытался построить понятие чистой длительности рационально, через ряд негативных положений и запретов для мыслящего "Я". Но у него присутствуют понятия "просто живёт", есть восприятие и воспоминание, которые могут дать свидетельства непрерывности и тягучести. Если вводится "Я", то его можно снабдить аппаратом для восприятия движения, воспоминания движения, мысли о движении.
Добавляется вопрос о синхронизации, или о сроке, о том, как успеть вовремя. Здесь не может не найтись места для наблюдающего или действующего субъекта.
И всё-таки есть загадка - субъект творит время своим действием, но время противостоит ему, нависает, не даётся и даже тяготит. Как это совместить? Гармония субъекта со временем возможна, но она требует от субъекта огромных усилий и концентрации. Гармония - мгновение, а за ней снова следует противоречие между временем и человеком.
. Время в психологическом анализе
Каково же место времени среди психологических понятий? Не будем останавливаться только на восприятии времени или переживании временного промежутка. Время - это прежде всего форма: основа организации, упорядочения и координации деятельности людей в мире и их знаний о мире. В чём функция времени по отношению к психологическим понятиям, к действиям психолога в ходе тестирования или эксперимента, к наблюдаемой действительности? Время организует, упорядочивает первое, второе и третье? Как всё это удаётся именно ему, времени? Время - это наиболее универсальное средство упорядочения, к которому люди прибегают в практике, в научных экспериментах и описаниях. Время - это форма организации, упорядочения прежде всего движений человека в соответствии с целью и обстоятельствами действия, в соответствии с особенностями окружения и действиями других людей. Время - это форма организации практической деятельности человека. Условия, обстоятельства, требования, возможности, реальное осуществление - всё имеет временную координату.
Рассмотрим кратко некоторые известные концепции времени.
. Время - априорное условие возможности анализа. Оно уже входит в определение, которое возникает в результате исследования, хотя это и не всегда подчёркивается специально. Это - возможность произведенного внутри структуры.
. Пространство - форма внешнего чувства, время - форма внутреннего чувства субъекта.
. Время - поток, непрерывное течение жизни человека, мира вокруг него, деление предметов и событий, в которых участвует человек.
. Время - прерывистый ряд событий вместе с паузами.
. Время - схема соединения событий в последовательности.
Возможно ли использовать подобные концепции совместно? Концепции кажутся несовместимыми, особенно третья и четвёртая. Поток не предполагает различения в нём событий, непрерывность не совместима с дискретностью.
Время - это возможность построения знания или выполнения плана, но не сама действительность. Время это возможность того, что действие будет выполняться по такому плану. Возможность характеризует будущее или некий непройденный путь. Но о времени говорят и в связи с действительностью. Идёт ли тогда речь о чём-то совершенно другом? Время - схема организации выполняемого действия. Выполняемого сейчас.
Выполняемое действие свободно, поскольку несёт в себе некий потенциал неопределённости. Напротив, ограниченность, определённость действия, какой бы малой она не была, характеризуется временем и пространством. Время относительно прошлого- это некий принцип понимания, объяснения, это упорядочение знания о прошлом. Мы говорим: " Возможно, по всей вероятности, это происходило так-то и так-то". Вместе с действительностью и возможностью время вводит в действие ещё третью модальность - долженствование. Сроки обязательны для координации совместных действий. Срок - дискретное событие. Постановка срока предполагает синхронизацию двух дискретных событий: внешнего, заданного, а потом - текущего и внутреннего представления.
Непрерывное и дискретное повсюду рядом, они неразделимы. Нас окружает множество "отдельных" людей. Мы удовлетворяем потребности посредством отдельных предметов. Мы мыслим понятиями, считаем числами, вспоминаем отдельностями - предметами, ситуациями. И вместе с тем мы воспринимаем непрерывные звуки, непрерывности возможны внутри зрительных объектов. Человек воспринимает непрерывность непосредственно, контролируя свои действия. Во всех перечисленных случаях мы имеем дело с частичной, или локальной непрерывностью. Проблему времени как формы будем решать, удерживая противоречивое понятие: время дискретно и непрерывно одновременно. Как возможно при этом единое понятие? Что это за форма которая и прерывиста и непрерывна одновременно?
В нашей отечественной философии одно время о времени старались говорить только в одном ракурсе - как о форме материи, при этом понятие субъекта исключалось из явного определения. Получалось что о форме субъективных явлений можно говорить, постольку, поскольку субъективное составляет единое целое с телесным.
Но о форме материи можно говорить только в связи с субъектом или с людьми, познающими, действующими, просто живущими. Форма накладывается человеком на бесконечно разнообразный, непрерывно меняющийся мир.
Какие постулаты о субъекте лежат в основе самого понятия времени? Здесь следует сказать о ритмах тела и о движениях субъекта, совершаемых среди событий в окружающем мире. Точность движений и их ошибочность следует рассматривать вместе. Говорить о том, как достижимо точное действие, не забывая о возможности ошибки. Точность действий - это предвидение, точность действий - это внимание, точность действий - это опыт. Временное есть в каждом из этих понятий. Мысль, восприятие, переживание - для всего должно найтись место в теории, к которой приходится прибегать в попытках объяснения. Стремление, уверенность, страх, сознание и бессознательное - вытесненное, забытое. В единстве и раздвоенности, множественности психического и движений, их соответствии событиям мира и в ошибках - путь к времени - субъекту. Следует учесть и социальные феномены. Танец вдвоём, в ансамбле. Спортивное состязание вдвоём, командой. Труд. Ритмы дыхания, сердцебиение в танце, спорте, труде. Дыхание в труде певца, актёра, лектора, или лица, ведущего переговоры.
Понятие субъекта в философии и в психологии отличается, однако философское понятие используется в психологии в качестве базового. С другой стороны, известно, что и философы используют психологические понятия. Вопрос о том, насколько в философии предполагается решённым то, что в психологии ещё только цель исследования остаётся открытым. Предполагается что выстроить в психологии чётко цепочку понятий субъекта, сознания, и времени, вряд ли возможно.
Форма и содержание в психологическом описании. Поток - характеристика самого содержания. Он двигается, меняется, не повторяется. Но это формальные характеристики. Что следует понимать под содержанием? Каков тот материал, который формируется временем? Он не может быть ничем иным как восприятиями, воспоминаниями, мыслями, переживаниями ит.д. Хотя они не отделимы от их наполнения, но это не оболочки. Психологические содержания понимаются предметно, как предметы-восприятия, предметы-воспоминания, предметы-мысли, предметы-переживания и т.д. Таким образом, содержание - слитый, единый, целостный поток движения.
Сама форма описания определяется культурой: языком, воспринимаемыми формами организации мира (зрительными, слуховыми, кинестетическими, обонятельными и т.д.) к которым прежде всего относятся архитектурные, ландшафтные и другие формы внешнего пространства. В данном исследуемом случае важнейшими являются правила временного упорядочения нашей жизни. Здесь, очень важная роль принадлежит музыке, поскольку она не только отображает характерные ритмы и скорости времени, но и выражает то, что характерно, легко, приятно для субъекта - в данный момент, и данный период жизни. Человек находит себя в "своей" музыке так же, как в пространственных формах, и в темпах и ритмах свободных движений, выполняемых где-либо. Музыка, архитектурные формы и движения формируют ритмы и скорости исполнения, характерные для данного человека не только в области движений, но и в области мысли. В движениях проявляются особенности индивидуального времени.
Более сложной задачей является усвоение ритмов, навязываемых трудовым процессом и только им, вопреки возможностям индивида. Тем не менее индивид должен втянуться в любой ритм. Освоение требуемых чуждых ритмов возможно только ценой усилий. Усвоенные ритмы могут поддерживаться автоматически, усилия уходят на второй план, но при утомлении для поддержания ритмов субъекту потребуются новые, теперь уже явные усилия. Ритм, как особая временная форма, создаётся и поддерживается энергией человека. Усваивая навязанные, "чужие" скорости и ритм деятельности, человек расширяет свои возможности, познаёт себя, укрепляется в уверенности в своих силах.
Если человек работает на пределе своих возможностей, то через некоторое время наступит срыв - человек утратит способность трудиться. Это прежде всего срыв в эмоциональной сфере, в сфере уверенности в себе, в успехе действия и т. д.
Есть другая область по которой можно судить о субъекте - это область любимых занятий, которые человек выбирает и выполняет по своему усмотрению и так же по своему усмотрению может оставить, не вступая в конфликт с официальными органами. В этой области человек трудиться с характерной для него скоростью, не напрягаясь и не изводя себя. Технология и тот продукт, который получается в результате, допускают характерные для субъекта скорости исполнения. Удовольствие, муки творчества - вот эмоциональная сторона хобби. Это необходимые составляющие свободного ритма деятельности. Это энергетика временной формы субъекта.
Форма - это упорядочение, организация, закономерность мира и деятельности человека в мире. Двигательные навыки, знания и схемы являются формами упорядочения. Человек способен их повторно воспроизводить по своему произволу или по необходимости. Внутри такой структуры может быть произведено новое знание и выполнена практическая деятельность. Через деятельность, восприятие, переживание и язык формы мира проникают в психологические описания. Само описание вводит культурные формы в язык психологии. Подкреплённые восприятиями наличного и воспоминаниями прошедшего, культурные формы влияют на формы научных описаний.
Временная форма - это не мёртвая структура, это энергия человека, выполняющего действие. Сроки придают форму жизни человека, но срок должен пониматься как действие, которое необходимо выполнить, не смотря ни на какие препятствия и трудности. Срок - это напряжение осуществления, напряжение ожидания события. В понятии срока проявляется напряжение формы и становится ясной роль человека в определении времени.
Потоковые характеристики любых психологических содержаний - восприятие, воспоминание, мысль, ожидание, переживание, отношение, движение и т.д. - не могут быть охарактеризованы помимо времени.
Каковы же культурные нормы временной организации, как они сталкиваются с индивидуальными особенностями временной организации жизни? Как индивидуальные особенности сопутствуют групповым нормам в формировании временного опыта? Каким образом преобразуется всё что связано с деятельностью, восприятием, переживанием в условиях групповой деятельности?
Для ответа на вопрос о роли временных форм в психологическом описании, необходимо вдуматься в то, как мы употребляем времена в психологических текстах, скрупулезно относится к глаголам и наречиям времени. Время содержится уже в самой форме слова, в конструкции предложений и текста в целом. Вопрос в том, какое из приведенных выше пониманий времени окажется несоответствующим?
Преувеличение роли языка, однако, тоже не является правильным. Так как язык - это только инструмент, отображающий предметный мир и нашу человеческую деятельность. И в мире, и в деятельности человека есть образующие, формующие временные элементы, которые сами собой проявляются при построении любого знания.
Последовательность понятий предполагает ещё два параллельных ряда: события окружающего мира и последовательность образов. Последовательность понятий становится знанием только при параллельном развёртывании всех трёх рядов.
Субьект-действие-речь-ситуация - одна из фундаментальных схем психологии. Взятая в абстрактном виде, она может быть и не временной. Но это лишь на самом первом шагу её развёртывания, когда она есть лишь абстрактная вербальная конструкция. Следующий шаг - введение принципа "Я-здесь-теперь" - является временным определением, поскольку определение, относительно настоящего означает и соотнесение с прошлым и будущим. Но, возможно, ещё до самой схемы уже предполагается время? Возможно, на уровне понятия бытие? В самом деле, Хайдеггер рассматривает эти два понятия вместе как два самых первых в самой структуре знания. Понятие "события" он объединяет с бытием, временем и пространством. Кроме того он полностью полагается на богатство самого языка, на его представительские возможности, на интуицию творца языка.
Сознание определяется через посредство времени. Сознание и бессознательное различаются через соответствие реальности( время и пространство подразумеваются).
Можно говорить о потоке поведения, поскольку это сплошной материальный процесс: все его изменения наблюдаются или могут быть зарегистрированы. Говорить о потоке деятельности сложнее, потому что не всё в деятельности доступно наблюдению со стороны. Понятие деятельности легко сочетается с понятием "процесс". Но существует вопрос, поток и процесс одно и тоже или нет? Не является ли более точным употребление слова процесс.
Поток поведения непрерывен, а в потоке деятельности имеются пробелы: в промежутках между периодами, когда психическое доступно наблюдению извне или хотя бы изнутри, имеются слепые зоны, когда нельзя с уверенностью сказать, что человек действительно пребывает в деятельном состоянии. Время пригодно для характеристики внешнего, но применимо ли оно для описания внутреннего? Временной анализ реакций человека и последующий цикл исследований переработки информации человеком склоняют к положительному ответу на данный вопрос. Термин "процесс" применяется в психологическом анализе.
Пусть есть документ с описанием некоторых действий человека помимо пространства, времени и энергии. Как организованы эти действия между собой? В какой последовательности выполняются действия? Сколько времени длится каждое? Возможно ли параллельное выполнение, хотя бы частично, каких-либо действий? Что такое длительность действия? Необходимо ли быть максимально сосредоточенным, чтобы не пропустить определённый объект, или можно расслабиться и просто ждать, поскольку событие будет чётко определимым и не потребует мгновенной реакции. Без пространственной и временной структуры невозможно сказать даже об одном действии, не то что о группе действий. Психология основанная на движении, уже в значительной степени обнаруживает временную структуру. Такими примерами являются бихевиоризм, деятельностный подход Леонтьева А.Н., генетическая психология Ж. Пиаже. Движение непрерывно.
А будучи внутри действия, оно дискретно. Движение дискретно, когда оно связано с применением отдельного средства, орудия. Смена орудия - это смена качества операции, в этом и есть дискретность движения. Время - это перерыв в движении, а затем начало нового периода непрерывного движения. Психологическое время - это движение субъекта. Просчитанное, продуманное, заученное, отточенное в тренировках, удерживаемое усилием субъекта и синхронизированное с другими движениями.
При временном анализе трудовой процесс рассматривается как дискретный, содержащий локально-непрерывные периоды - действия субъекта. Каждое действие развёртывается среди событий мира, предсказуемая система которых составляет временную схему - временное условие трудового процесса.
Темп времени может быть определён частотой движений, дыхания, сердцебиения и другими показателями жизненных ритмов организма человека. Разумеется, такой способ задания времени - от человека - справедлив только в некоторых границах возможностей нормального функционирования человеческого организма. Вне этих границ время тоже определяется не иначе чем посредством субъекта.
Для операторского труда характерно быстрое усложнение ситуации, что требует изменения скорости выполнения деятельности оператором. Предвидение усложнения ситуации и быстрое реагирование (изменение программы и т.п.) являются показателями высокого профессионального уровня специалиста. Анализ должен раскрыть переживание субъектом перехода от бездеятельности либо от нормальных условий к экстремальной ситуации, от одной деятельности к другой. Психологический временной анализ стремится показать, какие усилия прикладывает субъект, чтобы успеть вовремя выполнить свои действия.
Выполнение деятельности предполагает синхронизацию и встраивание в пространственные рамки. Ориентировка в пространстве и времени составляет важную часть водительских функций. Случаи потери ориентировки, нередко отмечаемые в транспортных профессиях, должны рассматриваться очень внимательно и во всех подробностях - это позволяет точнее раскрыть механизм операторского действия.
Определение причин пространственных и временных ошибок невозможно без разработки теории ориентирования в пространстве и времени. К примеру, устройство и функционирование пространственных и временных структур профессионального опыта должно быть рассмотрено на основе принципа "Я-здесь-теперь". Этот же принцип должен быть положен в основу определения организации действия и восприятия.
Эмоции, потребности, смыслы, влияют на формирование структур опыта. Это позволяет говорить о смысловой организации временных и пространственных структур профессионального опыта.
Большие и малые схемы, карта-путь и карта-обозрение различаются по масштабу и устройству. Они могут быть не только пространственными, но и временными. Они входят в состав функциональных единиц деятельности специалиста, будь то оператор, диспетчер, пилот или штурман.
Вербальные структуры профессионального опыта функционируют совместно (влияя друг на друга) с пространственными и временными схемами при исполнении профессионального действия. Профессиональный временной опыт меняется под влиянием успехов и неудач в решении временных задач. Человек же использует опыт временного исполнения для точного выполнения текущего действия.
Психологический анализ должен учитывать позитивное влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствования действия. В операторских профессиях особенно частыми и существенными являются временные ошибки: отставания, опережения, задержки, опоздания и т.д. Здесь важно учитывать значение ближайшей трудовой группы в исправлении ошибок оператора и в формировании его временного опыта как специалиста.
Существует несколько параллельных линий времени труда в дальних перелётах: ритмы тела, ожидание, быстрое исполнение, локальное географическое время организма, административное время, астрономические ритмы. Анализ ритмов часов тела позволяет установить причины шибок в деятельности человека. Требование точного исполнения действия должно учитывать локальные пространство и время индивида. Исследования, которые в частности проводились на пилотах авиалайнеров обнаружили индивидуальные приёмы приспособления к местному времени.
Время - это непространственное изменение. Изменения восприятия, воспоминания, переживания, мысли мы наблюдаем прежде всякой константности. И движение, и изменение которые позволяют выделять, отличать прошлое, настоящее, будущее - это и есть время. Время - это начало, деление и конец. Время - это длящаяся пауза, которая тоже имеет начало и конец. "Пауза - это новое качество бытия, которое дано после прекращения длящегося предмета".
Утверждения о последовательности и одновременности, о ситуациях, о рядах событий и об изменениях бытия и предметов, происходящих в присутствии субъекта, в его восприятии и переживании, связаны со временем. Время констатируется субъектом, отсчитывается субъектом, используется субъектом, и оно же ограничивает субъекта. Можно ли сказать, что в отсутствии субъекта время перестаёт течь? Но изменения непрерывны и бесконечны, они не зависят от субъекта, субъект сам является частью этих изменений. И таким образом, время объективно, но в основе понятия времени стоит человек. Узнавание предмета происходит в совокупности его временных ритмов - внутренних и внешних, связывающих человека с миром.
Временная деятельностная форма, временная форма восприятия, временная языковая форма - все три формы неотделимы, и ни одна из них не может быть использована без другой. "Форма - это то, что повторяется, это устойчивое, это структура. Уникальная форма - это основа устойчивости, это объективность"
. Время в анализе трудового процесса
В планировании своих действий, при выполнении графиков обязательств, намеченных в ходе предварительной подготовки, анализируя прошлые успехи или неудачи, человек всюду применяет понятие времени. Необходимость применения понятия времени всякий раз возникает там, где человек решает временные задачи: синхронизации и последовательного упорядочения. Если задачи такого рода не решаются автоматически, тогда человек формулирует из явно с помощью понятий: "срок", "успевать", "опережать" и других, ищет пути их решения, и строит тактики действий, которые запоминает и исполняет.
Анализируя трудовую деятельность и профессиональный опыт операторов-технологов, штурманов, труд авиадиспетчеров, операторов-технологов, управляющих прокатом листовой стали, труд сборщиков на конвейере, деловую активность менеджера, мы рассматриваем деятельность человека как включённую в некоторый устойчивый повторяющийся технологический процесс, выполняемый строго по схеме, которая хорошо известна человеку.
Мерой времени могут становиться движения человека, если двигательный, исполнительный процесс устойчив. При помощи таких понятий как "начало", "конец", длительность", "темп", "ритм", и др., можно построить особую характеристику процесса, применяя таким образом собственное время. Обычно время используется в качестве меры исполнительных движений (в том числе и речевых) человека. Недостаток таких характеристик состоит в том, что временная характеристика процесса оказывается поверхностной, поскольку она остаётся только в рамках рассмотрения самих двигательных процессов и не схватывает самого плана сознания.
. Подготовка, разбор и исполнение процесса
Всё выше сказаное немаловажно, при планировании. Планирование - работа в настоящем по поводу будущего выполнения - это работа с моделью процесса. Опыт предполагает наличие у субъекта модели и приёмов работы с ней. Когда субъект работает с моделью в процессе подготовки то он строит, или активизирует структуры опыта, организует их, создавая систему, готовую к применению. В ходе подготовки, субъект может создавать лишь некоторые скелеты таких систем или их фрагменты. Опыт как целостная и полноценная система организованных движений, восприятий, мыслей и т.д. может обнаруживаться только в реальном процессе, а не в модельной ситуации подготовки к трудовому процессу.
Работа по подготовке основана на временном знании самого временного объекта, которое уже есть у субъекта. У субъекта должно быть временное знание и другого рода: теперь идёт подготовка к будущему процессу, который пока не начался. Это позволяет многократно проигрывать модель, повторяя отдельные элементы. При этом субъект знает о неизбежном приближении момента, когда нужно будет приступить к реальному исполнению, где уже нельзя ничего повторить, вернуть, исправить.
Необходимо в ходе подготовки создать адекватные структуры для их исполнения в условиях реальной деятельности. Память связана со смысловыми структурами личности, но она определяется длительностью промежутка до исполнения. Хотя человек и запоминает, готовясь к будущему применению запоминаемой информации, но память может подвести.
Важно отметить, что человек способен думать о будущем процессе, представляя его как временной объект, в его развёрнутой длительности и последовательной упорядоченности. В ходе подготовки, человек продумывает ход будущего процесса, продумывает свои действия и возможные обстоятельства будущей деятельности.
Предварительное продумывание возможно и по ходу осуществления самого процесса. Человек параллельно исполняет свои функции по управлению процессом и продумывает ближайшие действия. Это работа с двумя временными объектами сразу, субъект должен их различать. Такая работа основана на ожидании предстоящего и устремлённости на него. Предстоящее имеет смысл для субъекта. Субъект надеется точно выполнить стоящие перед ним задачи, глубоко и всесторонне продумывая свои действия. Эта работа основана на отчётливом восприятии того, что происходит вокруг субъекта, и на умении отличить настоящее от предстоящего.
Аудит отличаются по тщательности продумывания предстоящих действий. В некоторых видах деятельности тщательное продумывание действий мешает так же как и составление подробных планов для точного их исполнения. Тщательно построенный алгоритм может стать препятствием для исполнения в изменившихся условиях. Некоторых людей заученные алгоритмы закрепощают, попав в новую ситуацию, они не могут быстро подобрать новый вариант действий.
Исследование, разбор исполненного, является другой формой работы, которая создаёт опыт. Эта работа так же содержит времеменную составляющую. То, что продумывается уже прошло, и ничего нельзя изменить. Настоящее, обстоятельства, в которых идёт разбор, отличаются от разбираемого процесса. Субъект, хорошо понимая это, и отстраиваясь от текущих событий, пытается понять, что же произошло тогда, когда всё происходило, и определить как следовало действовать, чтобы то, что было, не произошло, или произошло, но максимально необходимым образом. В качестве такой иллюстрации может выступать разбор ошибки, совершённой опытным специалистом.
В самом разборе исполненного присутствует направленность на будущее исполнение. Поэтому разбор, это форма подготовки к будущему исполнению процесса. В такой работе слиты настоящее, прошлое и будущее. Однако субъект в состоянии делать временные определения и различать, что относится к будущему, что к прошлому, что к настоящему. Это происходит само собой, но такие определения и различения являются основой сознания и поэтому легко становятся предметом сознательного анализа.
Возможность подготовки к будущему процессу, который ещё не начался, позволяет многократно проигрывать модель, повторяя отдельные элементы. При этом субъект знает о неизбежном приближении момента, когда нужно будет приступить к реальному исполнению, где уже нельзя ничего повторить, вернуть, исправить.
Здесь можно говорить о том, что в ходе подготовки формируются орудия, которые могут быть полезны в реальном процессе. Но даже после тщательного модулирования, реальное исполнение может оказаться ошибочным. То есть это орудие может так и не быть сформированным. Проблема заключается в создании в ходе подготовки адекватных структур для исполнения в ходе выполнения реальной деятельности. Память, которая связана со смысловыми структурами личности, определяется длительностью промежутка до исполнения. Человек, готовясь к будущему применению запоминаемой информации, запоминает необходимый набор действий, но память может подвести.
Человек имеет возможность представлять будущий процесс как временной объект, в его развёрнутой длительности и последовательной упорядоченности. В ходе подготовки, он продумывает ход будущего процесса, свои действия и возможные обстоятельства будущей деятельности.
Предварительное продумывание может осуществляться и по ходу выполнения деятельности. Исполняя свои функции по управлению процессом, человек параллельно продумывает свои ближайшие действия. Необходимо уметь различать эту работу с двумя временными объектами одновременно. Эта работа основана на ожидании предстоящего и устремлённости на него. Предстоящее имеет смысл для субъекта. Субъект надеется что тщательное и всестороннее изучение задачи позволит ему более тщательно выполнить стоящие перед ним задачи. Однако не следует забывать о том, что в некоторых видах деятельности, тщательное продумывание задачи, может помешать выполнить правильно адекватно действия. Закрепощение, вызванное тщательным продумыванием может привести к закрепощению, тормозящему творческий процесс, либо адекватную ситуации адаптацию.
Что касается разбора исполненного, то это другая форма получения опыта. В этой работе так же содержится временная составляющая. То что продумывается уже прошло, и ничего нельзя изменить. Настоящее, обстоятельства в которых идёт разбор, отличается от самого разбираемого процесса. Субъект, понимая это, отстраивается от текущих событий, и пытается понять что же произошло тогда, как всё происходило, и определить как следовало бы действовать, чтобы то что было, не произошло. Примером может служить ситуация разбора ошибки совершённой опытным специалистом. Разбор - это форма подготовки к будущему исполнению процесса. В этой работе слиты настоящее прошлое и будущее, и субъект в состоянии различать, что относится к будущему, что к прошлому, что к настоящему. Такое определение и различение является основой сознания и легко становиться предметом сознательного анализа.
При осуществлении процесса действия и память могут происходить без сознательной работы по выполнению временных определений . Но человек ориентируется во времени. При его сдвигах, при смене часовых поясов, при тяжёлом переутомлении временная работа сознания затрудняется. В периоды, когда сознание поглощено текущей работой по поводу происходящего, временные определения и постоянные выполняются автоматически либо откладываются.
В более свободные периоды времени сознание имеет возможность сознательно констатировать или предвидеть отставания или опережения. Это и есть соотносящая временная работа сознания, которая выполняется в ходе работы с временными объектами. Временные рамки становятся условием и формой социального взаимодействия людей, участвующих в ходе выполнения трудовой деятельности. Поэтому обсуждение времени часто становится предметом рассмотрения при планировании заданий и их разборе, на переговорах и т.п. Временные синтезы заставляют разобраться в том, как связаны настоящее, прошлое и будущее, с тем, чтобы понять, как они могут быть отделены друг от друга, чтобы не допустить ошибку, смешав временные объекты.
Имея ввиду, основной целью данной работы временной анализ трудовой деятельности специалиста в рамках устойчивого технологического процесса я использовал терминологию феноменологической психологии. Было подробно рассмотрено понятия временного объекта, которое является основным. Для его раскрытия потребовались понятия временного синтеза и сферы настоящего, временного упорядочения и синхронизации. Каждое из этих понятий предполагает работу субъекта, его психики. И в особенности сознание. Было показано, что понятие временного объекта требует совместного рассмотрения длительности и временной последовательности. Рассмотрение структур временного опыта как моделей временных объектов переводит определение опыта в настоящее, которое рассматривалось как особая сфера сознания, объединяющая первичную память, восприятие и ожидание. Временной синтез говорит о применении в единой формуле настоящего, прошлого и будущего. Вместе с тем, он указывает на необходимость проведения временных различий при анализе подготовки, исполнения и разбора. Описанные временные понятия используются для описания операционно-смысловых структур профессионального опыта как штурманов гражданской авиации, так и для изучения психологических особенностей труда резчика по кости, в анализе деловой активности руководителя и т.д. Временной анализ удачно применяется для учёта влияния изменения часовых поясов.
время психология труд ритм
Список использованной литературы
1. Алякринский Б.С. Биологические ритмы и организация жизни человека.- М., 1983г.
. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев, 1984г.
. Лакейн А. Искусство успевать. - М.,1996г.
. Стрелков Ю.А. Инженерная и профессиональная психология.М., 2001г.
. Степанова С.И. Биоритмологические проблемы адаптации.- М., 1986г.