Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение дополнительного профессионального образования «Подольский учебный центр федеральный противопожарной службы»
Реферат
на тему «Основы охраны труда в Российской Федерации»
по предмету «Охрана труда»
Выполнил:
слушатель 8 взвода
прапорщик внутренней службы
Карпиленко Д.Г.
Проверил:
преподаватель
майор внутренней службы
Соколов Д.В.
Подольск 2015 г
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние десятилетия трудовое законодательство усиленно дополнялось и дорабатывалось, но оно оставалось оторванным от жизни, что приходилось говорить даже не о массовых его нарушениях, что было безусловным фактом, а о том, что отсутствие нарушений на каком-либо предприятии, в учреждении, организации воспринималось как исключение из общего правила.
Эффективная защита трудовых прав гражданского персонала возможна с помощью процедур по разрешению коллективных трудовых споров. Однако в Вооруженных Силах Российской Федерации проведение забастовок запрещено, а правовой механизм создания трудового арбитража и участия арбитров в разрешении коллективного трудового спора в воинских частях не разработан.
Следует сделать вывод о том, что с помощью Трудового кодекса Российской Федерации не удалось в должной мере обеспечить баланс и согласованность интересов работника и работодателя. С юридической точки зрения работник и работодатель должны быть равноправными субъектами отношений, в которые они вступают. Современное трудовое право России, имеющее переходный характер, его необходимо и дальше реформировать; в частности, первоочередными мерами в этом направлении должны стать исследования правового статуса лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и, как следствие, разработка и принятие комплекса правовых мер, направленных на их защиту, в том числе и трудоправовую.
Цель - состоит в изучении правового статуса гражданского персонала, комплексном исследовании правоотношений возникших в сфере охраны труда гражданского персонала.
Глава 1. Основные понятия и термины, применяемые в охране труда
.Понятие охраны труда
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его действия
охрана труд законодательный нормативный
Законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами республик в составе Российской Федерации, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных настоящими Основами.
Действие настоящих Основ распространяется на:
предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем - предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
работников кооперативов;
студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.
На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
. Основные принципы государственной политики в области охраны труда
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;
установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;
обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;
обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;
осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.
Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.
Глава II. Законодательные документы, определяющие правовые основы охраны труда в Российской Федерации. Нормативные документы по охране труда
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.
Среди законодательных актов по охране труда основное значение имеет Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, устанавливающий основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ: «О государственной экспертизе условий труда» от 25.04.2003 № 244, «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» от 09.09.1999 № 1035 (ред. от 28.07.2005).
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.
Различают единые, межотраслевые, отраслевые правила и нормативные документы по охране труда предприятий и организаций. Единые правила распространяются на все отрасли народного хозяйства, межотраслевые - на ряд отраслей или видов производств, отдельные виды оборудования, для которых правила санитарии общие. Отраслевые правила распространяются на отдельные отрасли и обязательны для всех предприятий данной отрасли при отраслевые правила и нормы по охране труда утверждаются министерствами и ведомствами совместно или по согласованию с соответствующими профессиональными союзами и распространяются только на те предприятия и организации, рабочие и служащие которых объединяются данным профсоюзом.
Государственные стандарты разрабатываются в соответствии с постановлением правительства и входят в единую Государственную систему стандартизации.
Основополагающим документом в этой системе является ГОСТ 1.0-68 «Государственная система стандартизации. Основные положения». В нем указывается, что основной целью стандартизации наравне с ускорением технического прогресса и повышением эффективности производства является обеспечение безопасности работающих. Основной целью создания ССБТ является упорядочение нормативно-технической документации в области безопасности труда. Эта система представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, и распространяется на производственное оборудование, производственные процессы и средства защиты работающих во всех отраслях народного хозяйства. Задачей ССБТ является установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих требований безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам, требований к средствам защиты работающих, методов оценки безопасности труда.
ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда. Разрабатывается ССБТ в соответствии с постановлением. Стандарты ССБТ подразделяются на Государственные стандарты, республиканские, отраслевые и стандарты предприятий.
Основная цель стандартизации требований безопасности труда наравне с ускорением технического прогресса и повышением эффективности производства, состоит в обеспечении безопасности труда работающих. ССБТ создается с целью упорядочения нормативно-технической документации в области безопасности труда. Задача ее - установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих требований безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам, к средствам защиты работающих методам оценки безопасности труда.
Важной нормативной документацией но охране труда являются санитарные нормы (СН) и строительные нормы к правила (СНиП), содержащие требования к санитарно-гигиеническим условиям труда, технологическим процессам, содержанию и устройству предприятий, учреждений. Выполнение санитарных норм, как и других нормативных актов по охране труда, обязательно, так как обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в процессе труда.
Следующим нормативным документом по охране труда являются правила по технике безопасности и производственной санитарии. В них содержатся требования к зданиям, сооружениям, машинам, механизмам, станкам, территории, рабочим местам, обязанности руководителей и их права по соблюдению этих норм, конкретные требования к освещенности, воздушной среде и другие санитарно-гигиенические требования к тому производству, отрасли, на которые эти правила распространяются.
Следующая группа нормативных документов - это требования безопасности к конструкциям машин, станков, приборов, приспособлений, например, «Единые требования безопасности к конструкциям литейных машин и автоматических линий».
Вопросы, связанные с положениями, регламентирующими права и обязанности администрации предприятий, организаций, учреждений по обеспечению безопасности производства, а также ответственность администрации и отдельных должностных лиц за нарушение действующего законодательства по охране труда, правил по технике безопасности, должностных инструкций, предписаний контролирующих органов государственного надзора изложены в Трудовом кодексе РФ, «Типовых правилах внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений», в Типовых положениях об организации работы по технике безопасности и производственной санитарии на предприятиях и в организациях, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами и др.
Следующая группа нормативных документов представляет положения, регламентирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. В эту группу входят «Положение о технической инспекции труда», «Положение об общественном инспекторе по охране труда», «Положение о Государственном комитете по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору» и др.
Инструкции по технике безопасности для каждой профессии подписываются руководителями подразделений и службы охраны труда, согласовываются в установленном порядке с представителями органов надзора и утверждаются руководителем или главным инженером предприятия и комитетом профсоюза.
Глава III. Надзор и контроль над соблюдением законодательства об охране труда
Организация охраны труда осуществляется специально созданными для того органами на двух уровнях: централизованном и локальном.
На локальном уровне осуществляется контроль за соблюдением законодательства и технических норм об охране труда службами (органами) самого работодателя. Такими службами являются служба охраны труда и комитет (комиссия) по охране труда.
Согласно статье 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель должен заключать договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. По своей природе такой договор является договором о возмездном оказании услуг (консультационных услуг), его правовому регулированию посвящена гл. 39 ГК РФ.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. В основу решения об определении численности специалистов по охране труда ставятся многие факторы, в том числе и количество работников, состоящих в трудовых отношениях с организацией.
Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и (или) опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников три - пять единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от шести единиц и более.
В организациях по инициативе работодателя или по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ). В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора об охране труда.
На централизованном уровне вопросами охраны труда занимаются органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Законодатель использует категорию «государственный надзор и контроль», однако в теории трудового права надзор рассматривается как властная деятельность, в то время как контроль - деятельность органов, не наделенных публичной властью. По этой причине мы предпочитаем пользоваться категорией «надзор».
Исходя из того, насколько широк круг субъектов, за которыми осуществляется контроль, можно выделить внутриведомственный и подведомственный надзор.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры как лица, наделенные полномочиями общего надзора за соблюдением законодательства в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. Заострим внимание, что законодатель ведет речь о надзоре за соблюдением именно правовых актов, но заметим, что органы федеральной инспекции труда занимаются надзором и за соблюдением нормативных актов технического характера в рассматриваемой сфере. За соблюдением технических актов, обеспечивающих безопасность труда, надзирает еще целый ряд государственных органов. Часть 2 ст. 353 ТК РФ устанавливает, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности. В данном случае речь идет уже о надзоре за соблюдением актов не правового, а технического характера.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на территории России.
Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:
) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условие трута.
) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:
осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;
анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляют информирование и консультирование работодателем и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Заключение
В реферате было сказано, что охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально - экономических, организационных, технических и лечебно - профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Законодательство Российской Федерации на современном этапе сформировало большой по объему массив нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда. Также решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы. В том числе и государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда.
Рассмотрение вопросов об особенностях охраны труда лиц гражданского персонала показало, что действующее законодательство РФ в этой области весьма разнообразно: можно назвать как различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, так и многочисленные нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Действие всех этих актов затрагивает права и законные интересы значительной категории граждан, работающих по трудовому договору и относящихся к лицам гражданского персонала.
Так, до сих пор продолжается действие некоторых актов, фактически утративших силу. Это касается, прежде всего, актов министерств и ведомств РФ, упраздненных при совершенствовании государственного управления в области безопасности Российской Федерации, изменении структуры федеральных органов исполнительной власти. Однако соответствующие изменения и дополнения в ряд актов, принятых ранее такими министерствами и ведомствами РФ, до сих пор так и не внесены.
Таким образом, рассмотрение вопросов об особенностях регулирования труда лиц гражданского персонала показало, что действующее законодательство РФ в этой области весьма разнообразно: можно назвать как различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, так и многочисленные нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Действие всех этих актов затрагивает права и законные интересы значительной категории граждан, работающих по трудовому договору и относящихся к лицам гражданского персонала
Список источников информации
Список нормативных актов и литературы
Нормативные акты:
. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в редакции от 06.04.2015 г., с изменениями от 02.05.2015 )г.
Комментарии к нормативным актам
.Гуcев А.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
.Борисов А.Н. Административные правонарушения. - «Новая правовая культура», 2005 г.
. Буянова М.О., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - «Проспект», 2009 г.
Исторические источники:
. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. Текст Основ законодательства опубликован в «Российской газете» от 1 сентября 1993 г., в Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 сентября 1993 г., N 35.
Учебная и научная литература:
.Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - Юстицинформ, 2005 г.
.Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008 г.
.Шептулина Н.Н. Новое законодательство об охране труда. - «Юстицинформ», 2007 г.
.Голенко Е.Н. Комплектование гражданским персоналом // Военное право: Учебник / Под. ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004 г.
.Скачкова Г.С. Регулирование труда лиц гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства: науч.-практ. пособие. - Волтерс Клувер, 2005 г.