Этика государственной военной службы на примере Великобритании

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Кафедра управления в социально-экономических системах


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»

на тему «Этика государственной военной службы примере Великобритании »


Выполнила А.О. Толтинова

Проверила М.В. Елисеева


Санкт-Петербург 2014


Содержание


Ведение

. Коротко о Великобритании

. Основы военной политики Великобритании

. Организация вооруженных сил Великобритании

. Военное законодательство, регламентирующее деятельность Вооруженных Сил Великобритании

. Морально-этическая и психологическая составляющая состояния личного состава вооруженных сил, как одно из приоритетных направлений в сфере обеспечения национальной безопасности Великобритании

. Военные капелланы-инструкторы в решении морально-этических вопросов военнослужащих

. Программа «Равенство и разнообразие» в армии Великобритании

Заключение

Список источников


Введение


Тема моей работы: «Этика государственной военной службы за рубежом на примере Великобритании » она освещает проблему структуры и этической организации различных родов войск зарубежной армии на примере Великобритании. Опыт этой страны может оказать положительное воздействие на готовящиеся реформы отечественного военного сектора.

Государство и общество видят сегодня необходимость коренного преобразования структуры Вооруженных Сил, их технической оснащенности, профессионального мастерства личного состава, системы управления частями и подразделениями, взаимодействия родов войск и нравственно-психологической готовности военнослужащих к выполнению своего гражданского долга. Именно поэтому сегодня для этих целей крайне необходимо изучение опыта зарубежных военных структур. Личностные качества солдата, в формирующемся информационном обществе XXI века становятся факторами национальной безопасности, и это предопределяет настоятельную потребность с первых дней воинской службы создать им такую социально- культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их физических сил, интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств. Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть опыт Великобритании в этом вопросе и выделить те моменты, которые можно будет предложить для обсуждения широкой общественности предстоящих реформ и нововведений в Вооруженных Силах Российской Федерации. , оставшиеся 5% Имеет шестую по размеру экономику в мире. Великобритания считается родиной современной парламентской демократии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F>. Форма правления - парламентарная монархия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F>. Государство состоит из четырёх «исторических провинций»: Англия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8F>, Шотландия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F>, Уэльс <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%8D%D0%BB%D1%8C%D1%81> и Северная Ирландия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%98%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F>. Форма административно-территориального


1. Коротко о Великобритании


Великобритания - островное государство Великобритания расположено в северо-западной Европе, включает 4 исторические национальные области - Англию, Шотландию и Уэльс на острове Великобритания, и Северную Ирландию, занимающую северо-восточную часть о. Ирландия.

На территории Великобритании проживает примерно 61,6 млн. человек. 80% населения страны - англичане, 15% шотландцы устройства - унитарное государство <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.

Столица - город Лондон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD>, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.

Государственный язык - английский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>.

На современном этапе Великобритания остается одной из ведущих стран мира, активно участвующих в системе международных отношений. Однако если раньше внешнюю политику Соединенного Королевства определяли собственные возможности колониальной империи, то в настоящее время Лондон ориентирован на уравновешивание интересов двух глобальных лидеров - США и Европейского союза (ЕС).

Именно этот подход позволяет Великобритании отстаивать, используя возможности своих союзников, национальные интересы, акцентировать в глазах общественного мнения важный для внутренней политики суверенитет и оказывать влияние на мировые политические процессы.


. Основы военной политики Великобритании


Основой военной политики страны является стремление к укреплению своей военной безопасности, что и определяет содержание соответствующей деятельности, которое включает: формирование и реализацию единой политики государства в области военной безопасности;

·защиту целостности и неприкосновенности территории страны; развитие и укрепление дружественных отношений с соседними и другими государствами;

·создание и поддержание на необходимом уровне системы обороны;

·качественное совершенствование ВС и поддержание их готовности при необходимости к согласованным действиям;

·обеспечение внутриполитической стабильности;

·защиту важных объектов в различных сферах .

Традиционно военная политика занимает важнейшую часть в общеполитической линии британского государства. Ее основные положения изложены в регулярно обновляемых правительством Соединенного Королевства концептуальных документах - «Стратегия национальной безопасности» и «Стратегический обзор по вопросам обороны». «Стратегия национальной безопасности» содержит анализ международной обстановки и прогноз ее развития на ближайшую и среднесрочную перспективу, в ней рассмотрены угрозы безопасности Великобритании, а также обозначены роль и задачи вооруженных сил в обеспечении национальных интересов. «Стратегический обзор по вопросам обороны» является основным концептуальным документом, определяющим направления военного строительства государства и перевооружения ВС страны. Кроме того, взгляды британского руководства на использование военного и дипломатического потенциалов для достижения целей национальной политики в глобальном масштабе изложены в разработанной в 2013 году «Стратегии военного сотрудничества». В документе указаны четыре основных области деятельности в сфере военной политики.

Во-первых, Лондон намерен сосредоточить усилия на «небоевых операциях», подразумевающих следующее: совместное с союзниками и партнерами сдерживание с помощью обычных вооружений; введение и снятие эмбарго и запретов на поставку ВВТ и товаров двойного назначения; проведение информационных операций и операций по обеспечению безопасности, в том числе морской; использование сил специального назначения; обеспечение кибербезопасности; эвакуацию мирных жителей из зоны конфликта.

Во-вторых, Великобритания планирует активизировать «военную дипломатию», предполагающую деятельность по таким направлениям, как: усиление взаимодействия с международными организациями, включая НАТО, Европейский союз и ООН; подготовка к подписанию договоров и соглашений на государственном уровне и контроль за их исполнением; организация работы военных дипломатических представительств; отправка военных советников; обучение военнослужащих и служащих других стран.

В-третьих, намечается интенсификация экспорта ВВТ и товаров двойного назначения посредством поддержки британского военно-промышленного комплекса, в том числе путем продвижения на международный рынок вооружений продукции, выпускаемой на территории Соединенного Королевства.

В-четвертых, предлагается сконцентрировать внимание на «региональной стабильности, предотвращении конфликтов и постконфликтном урегулировании» за счет сосредоточения усилий, направленных на нераспространение ядерного оружия, контроль обычных вооружений, проведение миротворческих операций. В интересах реализации намеченных планов создан Совет по военному сотрудничеству, в который входят высокопоставленные чиновники министерств обороны и иностранных дел Великобритании. Кроме того, при необходимости, к его работе привлекаются представители министерства международного развития, министерства по вопросам бизнеса, инноваций и профессионального обучения. Значительную роль в реализации Соединенным Королевством поставленных внешнеполитических целей играет использование военной силы для продвижения британских интересов за рубежом, особенно в составе многонациональных коалиционных группировок. Так, Великобритания занимала и занимает заметное место в решении совместно с США актуальных международных проблем в ходе «арабской весны», в Ливии, по Ирану, Сирии, Афганистану, в европейских делах, ближневосточном урегулировании, а также по тематике содействия развитию под эгидой ООН. При этом Лондон содержит за пределами метрополии около пятой части своих вооруженных сил, которые демонстрируют военное присутствие практически во всех регионах мира.

Однако после отказа британского парламента поддержать интервенцию в Сирию руководство страны сосредоточило усилия на гуманитарном аспекте деятельности и повышении роли международных институтов. Этот факт был успешно проиллюстрирован привлечением выполняющего функции вертолетоносца АВЛ «Илластриес» к оказанию гуманитарной помощи населению Филлипин, пострадавшему в результате печально известного урагана «Хайян». Вместе с тем отношение к способам разрешения конфликтных ситуаций Лондон не изменил, продолжая осуществлять подготовку британских ВС к задействованию за пределами национальной территории. Так, в соответствии с требованиями «Стратегического обзора по вопросам обороны» они должны обеспечивать проведение следующих операций: одной крупномасштабной длительной по стабилизации обстановки сводным формированием бригадного уровня (до 6500 военнослужащих) при необходимой воздушной и морской поддержке, одной продолжительной комплексной среднего масштаба по вооруженному вмешательству (до 2000 военнослужащих); одной такой же по времени мелкомасштабной операции по вооруженному вмешательству (до 1000 человек), или трех подобных (при условии неучастия в длительной операции), или одной крупномасштабной операции по вооруженному вмешательству с обеспечением воздушной и морской поддержки в течение ограниченного времени (всего до 30000 военнослужащих). Помимо непосредственно вооруженного вмешательства инструментом обеспечения британских национальных интересов является эффективная деятельность в структурах международных институтов. Великобритания активно взаимодействует с союзниками, участвует в деятельности руководящих военно-политических органов и командований ОВС Североатлантического союза, обеспечивает функционирование на своей территории штаба командования ОВМС НАТО (Нортвуд), центра сбора и обработки разведывательной информации альянса (АвБ Молсуэрт), а также штаба OAK БР НАТО (АвБ Иннсворт). Лондон выделяет также крупные воинские контингенты в состав коалиционных группировок, задействованных в различных военных операциях. Значительное число объектов инфраструктуры, расположенных на территории страны, переданы в распоряжение НАТО или используются в интересах альянса. Одновременно Великобритания активно участвует в формировании общей политики в области безопасности и обороны (ОПБО), создании общеевропейского механизма разрешения конфликтов и кризисных ситуаций, в том числе в удаленных от Европы регионах. Важными условиями успешного продвижения ОПБО Соединенное Королевство считает развитие сил реагирования (СР) Евросоюза и активное использование возможностей организации по урегулированию конфликтов


. Организация вооруженных сил Великобритании


Строительство вооруженных сил Великобритании осуществляется в соответствии с военной доктриной, требующей иметь компактные сбалансированные сухопутные войска, ВВС и силы флота, которые были бы способны обеспечить достижение политических целей и выполнение стратегических задач в любых вероятных конфликтах, а также с учетом программы развития объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО. При этом основное внимание уделяется расширению мобилизационных возможностей, боевой готовности войск, совершенствованию организационной структуры видов вооруженных сил, повышению их стратегической и тактической мобильности, усилению огневой и ударной мощи соединений и частей, улучшению качества оперативной и боевой подготовки штабов и войск, а также оснащению их современными образцами оружия и военной техники.

По целевому назначению английское командование подразделяет вооруженные силы на стратегические ядерные и общего назначения. В состав первых выделены четыре атомные ракетные подводные лодки, оснащенные ракетами «Поларис-АЗ» (по 16 пусковых шахт баллистических ракет). Остальные соединения и части видов вооруженных сил относятся к силам общего назначения, имеющим средства доставки ядерного оружия.

По сообщениям иностранной печати, общая численность регулярных вооруженных сил составляет 321 тыс. человек: сухопутные войска - 159 тыс., ВВС - 90 тыс. и ВМС - 72 тыс. В различных категориях резерва видов вооруженных сил имеется около 280 тыс. человек.

Органы высшего военного управления <#"justify">4. Военное законодательство, регламентирующее деятельность Вооруженных Сил Великобритании


Военное законодательство. В Конституции Великобритании, не представляющей единого правового акта, а состоящей из различных правовых форм, вопросы защиты государства закреплены в специальных законах (статутах), например, в законах 1920 г. и 1964 г. о чрезвычайном положении и др.

Правовое обеспечение военной безопасности. Национальные интересы Великобритании представляют совокупность внешних и внутренних интересов страны различной приоритетности. Во внешнем плане они распространяются на 14 территорий, которые Великобритания считает зависимыми. Национальные интересы включают в себя заботу о соотечественниках, проживающих за рубежом. Особое место отводится национальным интересам в сфере торговли и инвестиций, безопасной транспортировки морских грузов, справки других стран.

Целью политики обеспечения национальной безопасности Великобритании является сохранение свободы и территориальной целостности Соединенного Королевства и его зависимых территорий, а также способность отстаивать свои национальные интересы внутри страны и за ее пределами. Данная цель предусматривает следующие направления политики обеспечения безопасности:

оказание помощи там, где это необходимо, в поддержании законности на территории Соединенного Королевства и его зависимых территориях;

уменьшение опасности внешней агрессии Великобритании, ее зависимым территориям или ее жизненным национальным интересам

В последнее время вооруженные силы Великобритании стали использоваться для выполнения более широкого круга задач в целях обеспечения национальных интересов. Боеспособность вооруженных сил рассматривается руководством Соединенного Королевства как важнейший фактор обеспечения национальных интересов и интересов союзников Великобритании, оказания содействия гражданским силовым структурам в борьбе с терроризмом.

Политика в области обеспечения безопасности в Великобритании тесно увязывается с оборонной политикой. Та и другая основываются на оценках национальных интересов и возможностях их обеспечения с учетом внутренней и внешней обстановки, а также на разумном взаимодействии с союзниками и партнерами.

На протяжении последних трех столетий оборонная политика Великобритании направлена на обеспечение национальных интересов и отвечает трем критериям. Во-первых, обеспечивает необходимую степень военной защиты прежде всего для островов, а также для заморских владений Британии. Во-вторых, решает эту задачу по доступной цене (политика, которая вызывала бы чрезмерно высокую социальную, экономическую или финансовую стоимость, для ресурсов страны была бы неприемлемой). В-третьих, даже в военное время не расширяет лимиты затрат на оборонную политику за определенные пределы. В результате за многие века сформировался особый британский подход к военному строительству и ведению войны. После окончания "холодной войны" начался процесс переоценки оборонительных возможностей Великобритании. В феврале 1990 г. министерство обороны приступило к определению "выборов для изменения в структуре и дислокации вооруженных сил". В июле 1991 г. был опубликован специальный Белый меморандум "Британская армия в 90-е годы" (N 1595), который детализировал планируемые структурные реорганизации и определял принципы сокращения сухопутных сил в Европе.

В конце 1992 г. начался очередной этап реорганизации оборонного ведомства. Между министерством обороны и министерством финансов Великобритании развернулась борьба в отношении объема долговременных ассигнований на оборону. Результатом долгих и трудных переговоров стал новый Белый меморандум, изданный в 1994 г. Он определял некоторые сокращения в подразделениях обеспечения, сохраняя практически неизменными боевые части.

Обеспечение европейской безопасности, дальнейшее укрепление и расширение НАТО, а также дальнейшая адаптация войск и командных структур к новым условиям рассматриваются британским правительством в качестве приоритетной задачи. Именно Великобритания стала одним из активных инициаторов разработки концепции смешанных оперативно-тактических групп, принятой руководством НАТО в 1994 г. Эта концепция позволяет повысить боеспособность НАТО и осуществлять руководство многонациональными силами при проведении операций по урегулированию чрезвычайных ситуаций путем оперативного развертывания высокомобильных штабов, которыми сможет воспользоваться также Западноевропейский союз. Вместе с тем Великобритания продолжает настаивать на том, что каждая страна должна иметь возможность защищать свои национальные интересы по собственному усмотрению и без каких-либо ограничений.

После распада Организации Варшавского Договора Великобритания стала уделять особое внимание военному сотрудничеству со странами Центральной и Восточной Европы. С этой целью была разработана британская программа "Аутрич", предназначенная для развития институтов, связанных с безопасностью стран Центральной и Восточной Европы (с соответствующими органами управления в Западной Европе), а также для достижения открытости во всех вопросах, включая вопросы боевой подготовки и проведения совместных учений. Белый меморандум "Стабильные силы для сильной Великобритании" (1995 г.), раскрывающий следующий этап реорганизации, в целом подтвердил избранный курс и определил принципы дальнейшего реформирования вооруженных сил. Прежде всего были сформулированы новые задачи в области обороны: во-первых, гарантировать защиту и безопасность Великобритании и зависимых территорий даже в случаях, когда не существует явной внешней угрозы, во-вторых, обеспечить защиту от любой крупной внешней угрозы Великобритании и ее союзникам, в-третьих, способствовать обеспечению национальных интересов страны посредством поддержания международного мира и безопасности. Реформы в России продолжают рассматриваться Великобританией как важный фактор ее национальной безопасности. Великобритания поддерживает демократические институты и ценности в Российской Федерации, реформы в политической сфере, стремится оказывать помощь нашей стране в трансформировании результатов демократических и экономических реформ в стабильные институты управления страной. В последнее время существенно расширились контакты на уровне руководителей государств по линии НАТО, включая программу "Партнерство во имя мира", ОБСЕ. Создаются проекты на двусторонней основе в рамках программы "OUT REACH", в которой предусмотрено расширение сотрудничества и в военной области. Вместе с тем характерно, что отсутствие стратегической угрозы после окончания "холодной войны" привело не к сужению, а, напротив, к расширению возможной сферы применения вооруженных сил Великобритании. Боевые возможности вооруженных сил в ряде случаев будут играть ключевую роль при проведении политико-дипломатических акций, направленных на обеспечение экономического благополучия страны, которое в первую очередь зависит от состояния торговли и инвестиций. Основная масса британских товаров (92% от их объема и 76% от их стоимости) перевозится по морю. Промышленность Великобритании находится в зависимости от поставок сырья из-за границы, а зарубежные инвестиции составляют приблизительно 300 млрд. долларов. Занимая одно из первых мест в мире по сумме иностранных инвестиций, Великобритания жизненно заинтересована в обеспечении стабильной военно-политической обстановки для успешного ведения торговых операций.

Согласно меморандуму 1995 г. оборонное планирование осуществляется на основе анализа возможных угроз и природы "меняющегося мира". При этом подтверждается, что процесс этот является еще более сложным, чем в период "холодной войны". В меморандуме указывается на опасность "привязывания структуры вооруженных сил к сугубо специфическим сценариям". Оборонительные усилия ориентируются на обеспечение гарантий безопасности и сдерживание потенциальных оппонентов. В связи с этим в расчет принимаются и такие угрозы, которые в настоящее время более чем маловероятны, но обладают потенциалом к возрастанию. Сущностью оборонного планирования провозглашается оценка приоритетов. Основные из них были сформулированы следующим образом:

многосторонность, а не однолинейность в использовании вооруженных сил с учетом высокой стоимости как полифункционального вооружения, так и самих вооруженных сил;

качество - прежде всего в смысле надежности и боеспособности войск, а также военно-технического преимущества в противоположность количеству;

постоянное совершенствование, а не просто поддержание ранее достигнутого качественного уровня;

разумное реформирование в целях повышения уровня боевой готовности при особом внимании на развитие сил быстрого реагирования;

максимальное использование гражданских возможностей, позволяющих заменить или снизить армейское присутствие в слаборазвитых районах мира;

тщательный расчет ценности и стоимости содержания вооруженных сил, производства нового вооружения и боевой техники;

всестороннее исследование всех наличных и потенциальных возможностей по поддержанию необходимого уровня обороноспособности в противоположность ее скоропалительной, одномерной "закупке" из бюджета.

К другим учитываемым факторам относились "стабильность в развитии, традиции, моральный дух и умелый профессионализм". Эти факторы трудно поддаются количественному анализу. Были учтены также требования, не относившиеся в чистом виде к военным, но представлявшие важное государственное значение: "национальный престиж, демонстрация флага, международное политическое влияние, оборонная промышленность, соответствующие научные специальности и, наконец, гуманитарные аспекты".

Несмотря на всю неопределенность в идентификации потенциальных угроз, детализированная плановая структура вооруженных сил в конечном итоге была разработана. С этой целью ранее сформулированные оборонительные задачи были разделены на сферы преимущественно "политической ответственности" и "чисто военные задачи". Для решения конкретных военных задач определялись особые силы с тем, чтобы обеспечить "четкую связь между целями политики и силами, а также возможностями по достижению этих целей". Важным элементом данного процесса явилась идентификация задач, которые могли быть выполнены силами, не предназначенными по основному плану для их решения. Масштаб, позволяющий многоцелевое использование сил, зависел от "оценок, какие именно задачи могли быть осуществлены одновременно, какие вряд ли могли бы приобрести значение чрезвычайных, какой период оповещения был бы наиболее вероятен для чрезвычайных задач.

В целом меморандум 1995 г. строился на основном предположении о необходимости обеспечения достаточного периода предупреждения о надвигающейся опасности, который позволил бы переориентировать соответствующие силы для успешного противостояния угрозам.

Предполагаются следующие задачи для вооруженных сил:

военная помощь гражданским властям Великобритании, включая военную помощь гражданской власти в целом, гражданским сообществам на местах; - отражение угрозы внутренней или внешней безопасности зависимой территории или заморским владениям;

содействие Великобритании в решении новых задач НАТО и ЗЕС;

прочие виды военной помощи и ограниченных боевых операций, характеризующихся низкой интенсивностью и длительностью, служащих как обеспечению британских интересов, так и поддержанию международного порядка и гуманитарных принципов;

участие в серьезном конфликте, не предполагающем нападения на НАТО в целом или на одного из его членов, который, однако, в случае выхода из-под контроля, может угрожать интересам Британии как в Европе, так и в других частях света или международному порядку в целом;

участие в ограниченном региональном конфликте, в который вовлечен союзник по НАТО, обратившийся с просьбой о помощи согласно 5-й статье Вашингтонского договора;

участие во всеобщей войне - отражение крупномасштабного нападения на НАТО.

При этом в качестве стратегической цели поставлена задача готовности армии к любого вида чрезвычайным ситуациям и изменениям в региональной и глобальной военно-политической обстановке. В основу многостороннего планирования положены необходимость безусловного обеспечения государственных интересов страны, строгий учет национальных экономических возможностей и ставка на неуклонное повышение профессионализма каждого британского военнослужащего, готовящегося к многофункциональной боевой деятельности.

Сформулированы цели обороны и военные задачи Великобритании.

Цель обороны N 1: Обеспечение обороны и безопасности Соединенного Королевства и зависимых территорий, в том числе при отсутствии серьезной угрозы извне. В частности:

обеспечение эффективных независимых стратегических и субстратегических ядерных средств;

обеспечение деятельности по ликвидации последствий аварий, связанных с ядерными материалами;- обеспечение военной поддержки работы правительства в условиях войны;

обеспечение военной помощи гражданским властям в Соединенном Королевстве и на зависимых территориях;

- военная помощь гражданским властям Северной Ирландии; - обеспечение военной помощи гражданским министерствам Соединенного Королевства;

- оказание военной помощи гражданскому населению;- обеспечение поисково-спасательных мероприятий;

обеспечение неприкосновенности британских территориальных вод в мирное время;

обеспечение неприкосновенности воздушного пространства Великобритании в мирное время; - военная разведка и наблюдение;

обеспечение защиты и физической безопасности личного состава вооруженных сил и членов их семей;

обеспечение безопасности яхты ее величества "Британия" и авиаполетов королевы;

- исполнение государственных церемоний и постоянных общественных обязанностей;

обеспечение безопасности районов баз Британской Короны на Кипре, Гибралтаре и других территориях.

Цель обороны N 2: Обеспечение обороны в случае серьезной внешней угрозы Великобритании и ее союзникам. Цель обороны N 3: Обеспечение интересов безопасности Великобритании путем поддержания международного мира и стабильности. В частности:

поддержание способности национальных сил и средств к осуществлению вооруженного вмешательства;

оказание гуманитарной помощи и помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий;

обеспечение военной помощи при проведении операций под международным контролем;- оперативное развертывание в соответствии с двусторонними и многосторонними договорами и др.

Военная организация государства. Военную организацию Великобритании составляют ее вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил и резервных компонентов. Формально верховное главнокомандование возложено на монарха: короля или королеву, фактическое руководство осуществляется министром обороны.

Вооруженные силы Великобритании с момента возникновения в середине XVII в. и до начала ХХ в. комплектовались исключительно по найму. Однако в первой половине ХХ в. в связи с обострением международной обстановки и ведением ряда кровопролитных войн в стране периодически проводились массовые призывы на военную службу. Решение о возвращении только к добровольному способу комплектования было принято под давлением общественности в 1957 г., а сам переход завершился лишь в 1963 г.

В настоящее время вооруженные силы Великобритании комплектуются добровольцами в возрасте от 17,5 до 30 лет. В части и подразделения территориальных войск принимаются граждане в возрасте от 17 до 46 лет, а достигшие 50 лет из этих войск увольняются.

Комплектование военной организации. Система возникновения и оформления военно-служебных отношений в Великобритании в целом аналогична американской, но имеет некоторые особенности. Комплектование рядовым составом армии Великобритании осуществляется исключительно за счет вербовки добровольцев по контрактам. Лица, поступающие на военную службу в сухопутные войска и ВВС, заключают контракты сроком от 3 до 22 лет, в ВМС - от 12 до 22 лет. Лицам, заключившим контракты сроком на 22 года, предоставляется право по истечении 6 или 9 лет службы перейти из регулярных частей в резерв либо по истечении 12 лет службы расторгнуть контракт путем выкупа. Однако расторжение контракта сопряжено с большими трудностями. Выкуп является не столько правом солдата и матроса, сколько привилегией, которая предоставляется лишь в особых случаях - по семейным обстоятельствам, болезни и т.д. Размер выкупа может меняться командованием в зависимости от обстоятельств и колебаться от 50 до 250 фунтов стерлингов. Прохождение военной службы. В вооруженных силах Великобритании рядовой состав флота делится на 4 категории: юнга, младший матрос, матрос и старший матрос. Звание младшего матроса присваивается при достижении возраста 17,5 лет. Через 6-18 месяцев (в зависимости от специальности) после успешной сдачи экзаменов моряк получает звание матроса. Средний возраст производства в старшие матросы - 23-24 года.

Сержантские звания допускается присваивать без окончания курсов рядовым, имеющим достаточно большую выслугу, успешно сдавшим экзамены по общеобразовательной и специальной подготовке, при положительном аттестовании командованием. Для получения первичного звания "капрал" (и ему равных) требуется сдать зачеты на свидетельство 3-го класса, для получения звания "сержант" - на свидетельство 2-го класса, "штаб-сержант" - 1-го класса. Общая выслуга лет для получения звания "штаб-сержант" - 18 лет, "сержант" - 12 лет.

Унтер-офицерский состав комплектуется путем отбора наиболее благонадежных и старательных матросов, хорошо подготовленных в профессиональном отношении. Унтер-офицеры составляют до 60% от всего личного состава флота (на надводных кораблях - 40%, на дизельных подводных лодках - 60%, на атомных - свыше 70%). Подавляющее большинство унтер-офицеров служат на флоте более 10 лет. Унтер-офицерский состав подразделяется на унтер-офицеров и старших унтер-офицеров. Производство в унтер-офицеры происходит по достижении 28-30 лет, т.е. через 10-12 лет службы. Унтер-офицер с высшим образованием может получить звание старшего унтер-офицера через 5 лет безупречной службы и после успешной сдачи экзаменов.

Для получения старшего офицерского звания "лейтенант-коммандер" (соответствует званию "майор" в сухопутных войсках) офицер должен прослужить в звании лейтенанта (соответствует званию "капитан" в сухопутных войсках) 8 лет. Для получения воинского звания "капитан" в сухопутных войсках - 6 лет, "лейтенант" - 4 года. Предельный возраст пребывания в вооруженных силах рядовых и сержантов составляет 47 лет, офицеров - 55 лет, генералов - 60 лет. Согласно введенным в январе 1982 г. новым правилам прохождения службы унтер-офицеры подводных лодок имеют право служить до 50 лет (ранее возрастной лимит составлял 45 лет).

В вооруженных силах Великобритании воинское звание строго соответствует занимаемой должности. Постоянное звание - основное; временное присваивается лицам, занимающим должность с более высокой штатной категорией сроком не менее 35 суток. Временные звания оплачиваются так же, как и постоянные, но не сохраняются при освобождении от должности. Постоянные и временные звания присваиваются сержантам и уорент-офицерам вооруженных сил Великобритании. Если офицер назначается на более высокую должность, а срок его выслуги для присвоения очередного постоянного воинского звания истек, ему присваивается временное звание, соответствующее новой должности. Правовые последствия присвоения временного звания точно такие же, как при получении постоянного звания, но при перемещении с указанной должности, увольнении с военной службы временное звание снимается.


. Морально-этическая и психологическая составляющая состояния личного состава вооруженных сил, как одно направлений в сфере обеспечения национальной безопасности Великобритании


Военно-политическое руководство Великобритании считает поддержание морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил одним из приоритетных направлений в сфере обеспечения национальной безопасности.

К числу основных факторов, которые, по мнению военных специалистов, способствуют улучшению морально-психологического состояния личного состава, относятся: укрепление и наращивание военно-промышленного потенциала и поддержание его на уровне требований современной военно-политической обстановки и обеспечения национальной безопасности страны; использование научно-технических достижений в военных целях и дальнейшее развитие ВПК страны; интенсификация морально-психологической подготовки (МПП) всех категорий личного состава; совершенствование процессов оперативной и боевой подготовки штабов и войск; усиление социальной защиты военнослужащих, и прежде всего повышение материальной заинтересованности личного состава; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня профессионализма органов военного управления.

Для усиления боеготовности и боеспособности личного состава руководство вооруженных сил государств - членов НАТО использует средства морально-психологической подготовки. При этом ставятся следующие задачи:

воспитать физически выносливых и психологически стойких военнослужащих, способных успешно преодолевать трудности боевой и походной жизни;

выработать у них устойчивые профессионально-боевые навыки, позволяющие действовать в экстремальных условиях на поле боя;

сформировать психологическую готовность к борьбе с сильным противником, способным добиваться успеха в ходе боевых действий;

обеспечить социально-психологическую сплоченность частей и подразделений, боевых экипажей и расчетов.

В США морально-психологической подготовкой занимаются в ходе боевой и физической подготовки, как правило, в специальных учебных центрах и на полигонах. В Великобритании особое внимание ей уделяют в процессе конкурсного отбора и базового военно-профессионального обучения. В Германии наиболее подходящим моментом для морально-психологической подготовки считают период боевого формирования подразделений и частей. В ВС Греции МПП осуществляют на всех этапах службы солдат и офицеров, но особенно в ходе учений.

Морально-психологическая подготовка военнослужащих стран НАТО осуществляется поэтапно. На первоначальном этапе проводится своеобразная психотерапия. Это значит, что в процессе обучения специально создают такие условия, которые вызывают у военнослужащих негативные психические состояния. Оказавшись в обстановке, близкой к боевой, молодой солдат теряет уверенность в своих силах, впадает в апатию или депрессию, у него возникает чувство страха. В результате он может отказаться от пищи, потерять сон, забыть о своих служебных обязанностях, совершить дисциплинарный проступок и даже дезертировать.

Однако в период обучения все это не представляет большой опасности. Солдат учат подавлять свой страх, преодолевать апатию, другие негативные эмоции и чувства, вырабатывают у них простейшие навыки самоконтроля. Посредством психотерапии у военнослужащих вырабатывается умение сдерживать внешнее проявление негативных психических состояний, но от них самих пока не удается избавиться. На это, как правило, и делают упор специалисты психологической войны, осуществляя свое воздействие на личный состав войск противника.

Второй этап морально-психологической подготовки включает в себя мероприятия по психологическому стимулированию. Суть его состоит в приучении военнослужащих надежно выполнять свои профессиональные обязанности в условиях боевой деятельности. С этой целью в процессе боевой подготовки на них воздействуют физические, психологические и нравственные раздражители, совокупное воздействие которых приводит к торможению. Инструкторы в этих условиях должны приходить на помощь личному составу, приводить психику военнослужащих в нормальное состояние. Их основная задача сводится к тому, чтобы научить подчиненных осознавать приказы вышестоящего командования и выполнять их, несмотря ни на что.

Психотерапию и психостимулирование ранее не считали важными элементами морально-психологической подготовки военнослужащих и гораздо больше внимания уделяли идейно-политическому воспитанию. В последние годы ситуация кардинально изменилась. Военные специалисты стран НАТО, анализируя боевые действия вооруженных сил Великобритании на Фолклендских о-вах, советских войск в Афганистане и США в Ираке, убедились в необходимости целенаправленной закалки психики солдат и офицеров в обстановке, максимально приближенной к боевой. Сегодня они придерживаются следующей концепции: то, что солдат успешно выдерживает в ходе учебы, он выдержит и в условиях настоящей войны; из всех психологических качеств в первую очередь надо формировать чувство уверенности; методы и приемы психотерапии и психостимулирования должны быть разнообразными.

Многие морально-психологические качества определяются физиологической выносливостью и закалкой организма военнослужащих. По этой причине особое внимание уделяется спортивной подготовке солдат и офицеров. Военно-прикладное значение спорта заключается в развитии не только физической силы, ловкости, выносливости, но и уверенности в себе, в своих силах. В целях совершенствования физических и психических качеств военнослужащих психологи армий стран НАТО рекомендуют практиковать частые тревоги, марш-броски на большие дистанции (на 60-90 км), действия отдельных солдат и целых подразделений в плохую погоду. Кроме того, в западных армиях искусственно создаются специальные условия, в которых солдаты учатся преодолевать голод, сохранять присутствие духа в периоды длительной изоляции от внешнего мира, действовать в трудных климатических условиях, имитируются пребывание в плену, допросы и т. д.

Страны НАТО располагают специальными учебными центрами и лагерями в Арктике (Канада, Норвегия), пустыне (США, Египет), горах (США, Турция) и тропиках. В этих учебных центрах военнослужащие занимаются по специальным программам, направленным на выработку способности решительно и уверенно действовать в боевой обстановке. Для примера можно привести два типичных упражнения:

. По команде инструктора солдат входит в затемненную комнату и, следуя за пучком света, продвигается в глубь ее. С разных сторон на него с воплями набрасываются механические чучела, обозначающие нападающего противника, которых обучаемый должен поразить ударами штыка и приклада. «Нападение» сопровождается выстрелами, стонами, командами на иностранных языках.

. На занятиях по огневой подготовке, в 50-70 м от солдат, находящихся в траншее, мелькают цели, которые они должны поражать огнем. Вокруг взрываются пиропатроны и шашки. Над головой на высоте не более 1 м свистят настоящие пули либо проносятся убойные элементы настоящих снарядов.

Подобные упражнения позволяют испытывать психическое состояние, близкое к тому, что возникает в реальном бою. Спектр переживаний от упражнения к упражнению расширяется. Этому в немалой степени способствует натуралистическое воспроизведение поля боя, для чего оборудуются учебные поля и полигоны. Военные психологи считают, что современное учебное поле должно иметь мрачный вид, вызывать агрессию у солдат и офицеров, повсюду должны быть картины разрушения. Морально-психологическая подготовка должна сопровождаться выстрелами, взрывами, стонами раненых. Такая обстановка на учебном поле вырабатывает у военнослужащих равнодушное восприятие происходящего.

Для того чтобы МПП была целенаправленной и эффективной, в армиях стран НАТО созданы специальные органы, осуществляющие ее контроль. Представители этих органов занимаются также обучением офицеров и сержантов формам и методам проведения такой подготовки.

В вооруженных силах Великобритании должности психиатра и психолога введены в штат штаба каждой дивизии. Они тщательно контролируют процесс МПП в частях и подразделениях и, кроме того, занимаются проблемами сплочения различных категорий военнослужащих. Для поддержания устойчивого морально-психологического состояния руководство стран НАТО в качестве средства позитивного воздействия на военнослужащих использует продукцию СМИ. Представляет интерес и опыт так называемых репортерских пулов - узкого круга гражданских журналистов, которые формируют у общественности выгодное представление о тех или иных военных событиях. Подобные журналистские пулы позволяют не только информировать, но и дезинформировать мировое общественное мнение в интересах стратегической маскировки.

В настоящее время в ВС стран НАТО дополнительно разработана перспективная программа «Формирование морально-психологических качеств личного состава XXI века», в которой излагаются основные требования к призывникам: высокий интеллект, физическая сила и твердая мотивация для службы в ВС. Дальнейшее развитие этих качеств предполагается за счет повышения удовлетворенности службой, улучшения условий и уровня жизни военнослужащих. В этом документе разработан механизм практического внедрения традиционных морально-психологических и нравственно-этических норм в их сознание. Такой подход в сочетании с принципом материального стимулирования оказывает эффективное воздействие на сознание и психику военнослужащих.

военный армия этический капеллан

6. Военные капелланы-инструкторы в решении морально-этических вопросов военнослужащих


Большое внимание в Великобритании уделяется службе капелланов в вооруженных силах. В интересах поддержания высокого морального духа личного состава и его устойчивости на поле боя функционирует королевская служба капелланов, возглавляемая главным капелланом вооруженных сил в звании генерал-майора. Он имеет несколько заместителей, в том числе по вопросам деятельности римо-католических священников и по взаимодействию министерства обороны с руководством Церкви. В состав службы входят более 350 человек, из которых 147 служат в регулярных войсках, 109 - в территориальной армии и около 100 - в кадетском корпусе. В министерстве обороны постоянно проводится работа по пересмотру штата службы в зависимости от численности вооруженных сил и их конфессионального состава.

Основной задачей капелланов, помимо духовного наставничества и моральной поддержки является работа по воспитанию этических ориентиров у военнослужащих, а также устранение стрессовых ситуаций. Кроме того, они обязаны совершать церковные обряды, принимать участие в проведении военных праздников и торжеств, оказывать сослуживцам помощь в подборе и изучении религиозной литературы, организовывать групповые и индивидуальные беседы на религиозные темы, посещать госпитали и гауптвахты в целях утешения страждущих, участвовать в воспитательной работе с членами семей солдат и офицеров.

Богослужения в британской армии проводятся в военных церквах. Причем в каждом гарнизоне, как правило, имеется несколько церквей разных конфессий.

У капелланов своя специализированная система тренировок. Они проходят обучение в офицерском военном училище «Королевская военная академия Сэндхерст» (Sandhurst Royal Military Academy). Курсы длятся четыре недели. Священники должны привести себя в форму и получить необходимые знания о службе в армии. Их не обучают обращению с оружием. Специальные лекции читает старший капеллан.

Капелланам разрешено поднимать вопросы морали: если у священнослужителя возникают сомнения о некоторых планах командования, он вправе обсудить их с офицером.

Если капеллан чувствует, что его убеждениям противоречит дальнейшее несение службы (как, например, в случае изменившихся обстоятельств - развязавшейся войны), он вправе подать в отставку. Хотя большинство предпочитает остаться, чтобы служить солдатам, попавшим в ситуацию такой же моральной дилеммы.


. Программа «Равенство и разнообразие» в армии Великобритании


В апреле 2006 года Министерство обороны (МО) опубликовал свой первый документ "Равенство и разнообразие (EDS) '2006 по 2009 вступил в силу в 2007 году. С тех пор обновлялся каждый год до 2010 года, когда был введен общий закон о равенстве должностных обязанностей в государственном секторе, который стал распространяться и на Министерство обороны.

«Мы стремимся быть лучшим военно-морского флотом в мире и наша сила исходит от наших людей. Для того, чтобы иметь успех в операциях в команде должно быть доверие и уважение, каждого члена команды. Любая форма запугивания, преследования или незаконной дискриминации подрывает необходимое единство и ослабляет операционную эффективность» Начальник главного морского штаба Великобритании 2013г.

Эти документы являются основными правоустанавливающими для регламентации взаимоотношений со служащими и обслуживающим, гражданским персоналом, а также с служащими разного пола и сексуальной ориентации.


Заключение


Ряд целей и задач армии РФ совпадают с задачами вооруженных сил Великобритании. Поэтому, на мой взгляд, стоит присмотреться к опыту привлечения к работе военных психологов, а также представителей религиозных конфессий в армии для продвижения традиционных морально-психологических и нравственно-этических норм среди военнослужащих. А также активного привлечения СМИ для информационной поддержки военнослужащих и формирования у общественности позитивного образа Вооруженных Сил РФ.


Список источников


1.Источник: <#"justify">4.Военно-промышленный курьер 1992

.Зарубежное военное обозрение Вестник академии военных наук 2007

. Статья «Военная мысль» 2009

.ВИНИТИ РАН 2000

.Техника и вооружение 2011

9.Наука и военная безопасность <http://www.navy.ru/publications/books/shelf/safety/9.htm> 2002

.Военно-космическая оборона2004

.Обозреватель 2009

.Независимое военное обозрение <http://studik.net/voennoe-kapellanstvo-na-primere-ssha-i-velikobritanii/> 2011

.Официальный сайт МО Великобритании. <http://www.army.mod.uk> 2010


Теги: Этика государственной военной службы на примере Великобритании  Курсовая работа (теория)  Военная кафедра
Просмотров: 25068
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этика государственной военной службы на примере Великобритании
Назад