Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсы профессиональной переподготовки по программе
«Защита в чрезвычайных ситуациях»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Инженерная защита населения и территорий»
на тему «Использование убежища объекта экономики в режиме повседневной деятельности. Приведение убежища в готовность к приему укрываемых»
Выполнил слушатель
Пономарёв И.В.
Проверил преподаватель
Омск-2014
Содержание
1. Нормативная база (законодательство РФ)
. Термины и определения
. Использование убежища объекта экономики в режиме повседневной деятельности
. Приведение убежища в готовность к приему укрываемых
Введение
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для реализации принципов защиты населения при угрозе возникновения и с началом военных действий, законом определяются задач в области ГО, основными из которых являются следующие:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Особо в формировании надежной системы защиты населения от ЧС природного и техногенного характера нужно отметить Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории РФ убежищ и иных объектов гражданской обороны. Так согласно статей 2, 3 и 4 Постановления для защиты населения создаются убежища и ПРУ. При этом убежища создаются для защиты персонал организаций и населения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время; ПРУ создаются для защиты персона организаций и населения, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время.
защита население военный стихийный
1. Нормативная база (законодательство РФ)
Основными нормативными и организационными документами, определяющие порядок защиты населения при угрозе возникновения и с началом военных действий, а также от непосредственного воздействия стихийных сил природы, поражающих факторов техногенных аварий и катастроф являются следующие:
Федеральное законодательство
Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне»;
Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Нормативные, правовые акты Президента Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти".
Постановления Правительства Российской Федерации
от 3 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества";
от 19 сентября 1998 г. N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне";
от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне";
от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны";
от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности";
от 1 декабря 2005 г. N 712 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства";
от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
от 20 ноября 2006 г. N 702 "Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности";
от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
от 21 мая 2007 г. N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны".
Приказы МЧС России
от 12 ноября 1998 г. N 604 ДСП "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне";
от 16 ноября 1998 г. N 619 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне";
от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317);
от 1 марта 2004 г. N 97 ДСП "Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 г., регистрационный N 5646);
от 21 июля 2005 г. N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 сентября 2005 г., регистрационный N 7032);
Нормативно-технические, методические и иные руководящие документы
СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны";
СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны" с приложением N 1;
СНиП 2.01.54-84 "Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках";
СНиП 3.01.09-84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны";
ГОСТ Р 22.3.03-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения";
ГОСТ 9.602-2005 "Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии";
Руководство по лабораторным испытаниям "Индивидуальные и коллективные средства защиты", Министерство обороны СССР, 1981.
2. Термины и определения
Ниже приведены основные термины и определения, наиболее часто встречающиеся в различных правовых и нормативно-технических документах.
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
защита населения от ЧС - это совокупность взаимосвязанных по времени и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь среди населения от поражающих факторов ЧС, а также их прогнозирование, оповещение населения о их возникновении, ведение радиохимической и биологической разведки, использование средств коллективной и индивидуальной защиты, ликвидация и локализация очагов ЧС;
инженерная защита населения в ЧС - это комплекс мероприятий по обеспечению укрытия и жизнедеятельности населения в ЗС ГО при угрозе и возникновении ЧС военного, природного и техногенного характера с целью предотвращения и максимального снижения его потерь;
территория - это все земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ, а также окружающая природная среда;
. Использование убежища объекта экономики в режиме повседневной деятельности
Содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В частности, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости. Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Предусматривается оснащение ЗС ГО организаций аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых, при наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО врача дополнительно комплектуется набор врачебный, а при наличии фельдшера - набор фельдшерский. В период приведения ЗС ГО в готовность комплектование указанных аптечек и коллективных наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети.
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО организаций, на учете которых они находятся. В обязанности НГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;
по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (НГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации.
Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО.
Специальные осмотры проводятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.
При осмотрах ЗС ГО должны проверяться:
общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;
исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;
исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;
использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;
наличие и состояние средств пожаротушения;
наличие технической и эксплуатационной документации.
Комплексная проверка ЗС ГО проводится один раз в три года, для чего органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям составляют перспективные планы проведения комплексных проверок.
При этом проверяется:
герметичность убежища;
работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;
- возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом;
эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с проверкой работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции;
наличие технической и эксплуатационной документации.
Для проведения комплексных проверок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению.
Результаты проверки состояния ЗС ГО оформляются актом. С результатами проверок должны быть ознакомлены руководители организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, с целью принятия мер по устранению недостатков и улучшению их содержания и использования. На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций.
4. Приведение убежища в готовность к приему укрываемых
Перевод ЗС ГО в режим защитного сооружения должен осуществляться в кратчайшие сроки, не превышающие 12 часов.
Мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают:
подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов «Вход»;
открытие всех входов для приема укрываемых;
освобождение помещений от лишнего имущества и материалов;
установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО);
проведение расконсервации инженерно-технического оборудования;
снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей;
проверку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов;
закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.);
закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий);
проверку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней;
проверку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств;
расконсервацию оборудования защищенных ДЭС и артезианских скважин;
заполнение при необходимости емкостей горючих и смазочных материалов;
проверку убежища на герметичность;
открытие санузлов, не используемых в мирное время. Санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения;
проверку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды;
переключение системы освещения помещений на режим убежища;
установку и подключение репродукторов (громкоговорителей) и телефонов;
проверку и доукомплектование, в случае необходимости, инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты;
проветривание помещений ЗС ГО.
Время на проведение указанных выше мероприятий устанавливается руководителем объекта для каждого ЗС ГО в отдельности, однако оно не должно превышать времени, установленного проектом.
По сигналу ГО личный состав группы (звена) прибывает в ЗС ГО и занимает посты в соответствии с расчётом.
Основными задачами личного состава группы (звена) являются:
прием и размещение укрываемых в отсеках, наблюдение за выполнением ими установленных правил поведения;
ввод в действие и обслуживание оборудования инженерно-технических систем;
вывод укрываемых из ЗС ГО.
Эксплуатация инженерно-технического оборудования в режиме защитного сооружения производится в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации. При этом инструкции должны быть разработаны для каждой инженерно-технической системы и утверждены начальником ГО объекта. При заполнении убежища система отопления немедленно отключаться, так как тепло, выделяемое людьми, намного превышает теплопотери помещения при самых низких наружных температурах.
5. Литература
1 Защитные сооружения гражданской обороны: устройство и эксплуатация: Учебное пособие /Ю.Ю. Каммерер, А.К. Кутырев, А.Е. Харкевич. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 248 с.
2 Защитные сооружения гражданской обороны (устройство и эксплуатация). Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2004. - 320 с.
3. Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
. Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне».