Приемы и способы действий нарядов по охране общественного порядка

СОДЕРЖАНИЕ

полиция подозреваемый преступление общественный

Введение

. Применение сотрудниками полиции специальных средств

. Тактические приемы и способы действий нарядов по охране общественного порядка и безопасности граждан в экстремальных условиях

.1 Общие положения

.2 Обязанности нарядов полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности

.3 Задержание и доставление в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений

.4 Основные рекомендации по обеспечению выполнения служебных задач по охране общественного порядка и безопасности

.5 Меры личной безопасности при выезде на место происшествия

.6 Осмотр мест возможного укрытия лиц, совершивших преступление или иное правонарушение

.7 Безопасность сотрудников полиции при проверке документов, досмотре автотранспорта и задержании подозреваемых

.8 Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуациях

.9 Действия сотрудника ОВД при проникновении на объект посторонних лиц

.10 Некоторые рекомендации сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и приданных сил по поведению в толпе при ситуациях, могущих перейти в групповые нарушения общественного порядка (массовые беспорядки)

Заключение

Литература


Введение


Министерством внутренних дел Российской Федерации проведен анализ случаев гибели и ранений личного состава органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей.

Полученные результаты показали, что, несмотря на некоторую тенденцию к ежегодному их сокращению, количество сотрудников, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, остается недопустимо высоким.

Изучение материалов служебных расследований, а также практические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия, проведенные с выездом в органы внутренних дел Ставропольского, Краснодарского краев, Воронежской, Иркутской, Кировской, Орловской, Тверской и других областей показали, что сотрудники получают смертельные ранения и увечья в результате тактически неграмотных действий во время задержания правонарушителей, грубейших ошибок при обращении с табельным оружием. Многие из них не могут эффективно применять физическую силу и боевые приемы борьбы при задержании. В ряде случаев, несмотря на явные признаки опасности, пренебрегают мерами личной безопасности, на место происшествия выезжают без средств индивидуальной бронезащиты, имеют слабую профессионально-психологическую подготовленность к применению оружия.


. Применение сотрудниками полиции специальных средств


В целях успешного выполнения полицией задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также защиты граждан и собственности от противоправных посягательств, сотрудники полиции наделены широкими правами по применению мер принуждения. Особое место среди них занимает право применения специальных средств.

В статье 21Закона РФ «О полиции» установлены условия, пределы, а также порядок применения полицией специальных средств.

Условия применения специальных средств - это законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им специальных средств.

Пределы применения специальных средств - это законодательно установленные границы применения специальных средств, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Порядок применения специальных средств - это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к применению специальных средств.

Одним из условий применения специальных средств является обязанность сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.

Достаточно важным обстоятельством, предусмотренным в ст. 12 Закона «О полиции», является обязанность сотрудника полиции при применении специальных средств предупредить посягающее или задерживаемое лицо об этом намерении, предоставив достаточно времени для выполнения предъявленных требований, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным.

Российский закон «О полиции» предусматривает возможность применения сотрудниками полиции, силы и оружия первыми. В частности в ч. 3 ст. 12 подчеркнуто, что использовать данные средства без предупреждения можно не только тогда, когда жизни граждан или сотрудников полиции уже угрожает непосредственная опасность, но и когда промедление в их применении создает такую опасность.

К случаям, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, что позволяет последним применять их без предупреждения, следует в частности отнести: внезапное нападение, вооруженное нападение, нападение с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов и т.п.

Непосредственная опасность - это угроза, которая может осуществиться незамедлительно, без каких-либо опосредствующих звеньев или участников (занесенный над головой гражданина или сотрудника полиции металлический прут, попытка вытолкнуть на проезжую часть либо железнодорожные пути перед близко идущим транспортом, удержание под водой и т.д.). Закон позволяет применять специальные средства не только тогда, когда опасный предмет уже занесен над головой, или когда на сотрудника полиции наведен ствол «обреза», но и тогда, когда данный предмет готовится для использования (металлический прут поднят с земли, огнестрельное или холодное оружие выхвачено из-под полы, вынуто из чехла и т.д.). В соответствии с законом предупреждение не делается также тогда, когда промедление в применении специальных средств может повлечь иные тяжкие последствия, например: взрыв, возгорание какого-либо объекта железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т.п.

Обстановкой, в которой согласно закону предупреждение о намерении применить специальные средства считается неуместным или невозможным, следует считать такие случаи как:

установка специальных окрашивающих средств в организации для выявления лиц, совершивших преступления;

применение светозвуковых средств отвлекающего воздействия;

задержание преступника во время нахождения сотрудников милиции в засаде;

освобождение заложников;

побег из-под стражи лица, имеющего оружие или использующего транспортные средства;

побег содержащегося под стражей лица из транспортного средства во время его движения либо в ночное время, в условиях пониженной видимости, лесистой местности и т.п. случаях.

Предупреждение о намерении применить специальные средства может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложников), а на значительном расстоянии через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены. Предупреждая о своем намерении применять специальные средства, сотрудник полиции должен также, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия, не приближаться ближе указанного расстояния и т.д. В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона «О полиции» при применении специальных средств сотрудник полиции обязан стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным.

Часть третья ст. 12 Закона «О полиции» прямо возлагает на сотрудников полиции, применявших специальные средства, обязаннНи огнестрельное оружиеость обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников.

Срок, в течение которого уведомляются родственники, не установлен, хотя он должен быть кратчайшим. В любом случае уведомление производится лишь после достоверного установления личности пострадавшего и его родственников.

Часть третья ст. 12 Закона «О полиции» требует от сотрудников полиции уведомления прокурора обо всех случаях смерти или ранения как следствий применения ими специальных средств.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона «О полиции» применение специальных средств с превышением полномочий влечет для сотрудника милиции ответственность, установленную законом. В зависимости от характера правонарушения и тяжести наступивших последствий такая ответственность может быть дисциплинарной или уголовной.

Сотрудник полиции, незаконно, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, применивший против кого-либо специальные средства, несет ответственность за содеянное как частное лицо. Следует особо подчеркнуть то, что незаконное применение сотрудником полиции специальных средств при выполнении служебных обязанностей как превышение должностных полномочий будет иметь место тогда, когда он не находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление.

Незаконное применение сотрудником полиции специальных средств, если он находился в состоянии необходимой обороны или принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление, может повлечь уголовную ответственность в случаях превышения пределов необходимой обороны, либо превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. В тоже время, при непринятии мер сотрудником полиции к пресечению тяжкого преступления (из корыстной или иной личной заинтересованности), в том числе и связанных с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, когда в этом была необходимость, он может понести уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

В иных случаях, за нарушение правил применения специальных средств, не повлекшего существенного вреда государственным и общественным интересам сотрудники полиции несут дисциплинарную ответственность.


.Тактические приемы и способы действий нарядов по охране общественного порядка и безопасности граждан в экстремальных условиях


.1 Общие положения


Главными задачами при несении службы полицейскими нарядами являются:

обеспечение личной безопасности граждан;

охрана общественного порядка. и обеспечение общественной безопасности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.

Правовую основу деятельности патрульно-постовой службы полиции составляют: Конституция РСФСР, Закон РСФСР «О полиции», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренние дел Российской Федерации, Устав патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности Российской Федерации, акты местных органов государственной власти и управления, принятые в пределах их полномочий.

Сотрудники ОВД должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, при выполнении служебных обязанностей действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить все трудности, связанные со службой, не щадить своих сил, а если потребуется - и самой жизни для выполнения служебного долга.

В обращении с окружающими сотрудники полиции обязаны быть внимательным, тактичными и вежливыми, их действия должны быть законными и понятными гражданам.

Для несения службы используются следующие виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, а также наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост полиции, заслон, резерв и другие.

Сотрудники полиции несут патрульно-постовую службу в установленной форменной одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено несение службы в гражданской одежде.

Служебное время при несении патрульно-постовой службы устанавливается нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного по органу внутренних дел или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой. В подчинение сотрудники полиции поступают с начала инструктажа, а выход из подчинения - по команде об окончании службы.

Для сотрудников полиции устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю.

Непрерывная служба на посту, маршруте патрулирования, как правило, не должна продолжаться свыше 4 часов. В течение смены личному составу предоставляется 1 час перерыва для отдыха и принятия пищи. Из общей продолжительности служебного времени перерыв исключается. В необходимых случаях производится подмена нарядов. Время проведения инструктажей, служебных совещаний, учебных занятий считается служебным временем.

Руководителю органа внутренних дел предоставлено право, в случае необходимости, увеличивать продолжительность рабочего времени нарядов.

Продолжительность непрерывного несения службы нарядами полиции на внешних постах и маршрутах при температуре воздуха 20 градусов и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 градусов и выше не должна превышать 2 часов. В этих случаях организуется подмена нарядов.

При осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и др.), проведении массовых мероприятий (общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и пр.) может вводиться усиленный вариант несения патрульно-постовой службы.

Патрульно-постовая служба по усиленному варианту обеспечивается за счет увеличения продолжительности ежесуточного несения службы личным составом до 12 часов и отмены выходных дней на срок не свыше двух недель, а в необходимых случаях и за счет переноса сроков предоставления очередных отпусков и временного запрещения выезда за пределы города, населенного пункта.

Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.


.2Обязанности нарядов полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности


Патрульные и постовые наряды обеспечивают общественную безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах, постах и прилегающей к ним территории, принимают своевременные меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Патрульные и постовые наряды обязаны:

знать законы и другие правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные правовые акты соответствующих республик, правовые акты органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного исполнения;

предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощной либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер административного воздействия к правонарушителям, разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом, и за какое нарушение они применяются;

докладывать дежурному по органу внутренних дел обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;

принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по органу внутренних дел с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.

По предупреждению и пресечению преступлений патрульные и постовые наряды обязаны:

знать и обеспечивать в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений;

возможного появления и укрытия преступников;

контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения;

при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику и дежурному органу внутренних дел и принимать меры к его предотвращению;

при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному, начальнику органа внутренних дел, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

при прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить дежурному;

выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан;

выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;

оказывать содействие сотрудникам криминальной полиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступления;

при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом дежурному;

обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и предприятий грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных документов, других нарушений доставлять водителей, транспорт для разбирательства в орган внутренних дел;

по указанию начальника органа внутренних дел или его заместителей, начальника полиции общественной безопасности выполнять отдельные пор- учения следователей, дознавателей и сотрудников криминальной полиции по осуществлению действий, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в районе несения службы.

Патрульный (постовой) является лицом неприкосновенным. Неприкосновенность патрульного (постового) заключается в охране законом его прав, чести и личного достоинства, в подчинении его строго определенным должностным лицам.


.3 Задержание и доставление в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений


Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников полиции соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке.

Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания. Принимая решение о задержании и доставлении такого гражданина в полицию, он должен четко уяснить правомерность своих действий, учесть свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания. При этом необходимо учитывать:

личность задерживаемого и возможные опасные последствия в случае, если он не будет задержан;

вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление;

возможность вооруженного сопротивления или нападения;

основания и условия применения оружия и специальных средств.

Перед задержанием преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечение мер предосторожности.

Одновременно наряд приводит в готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет спускается с предохранителя, патрон досылается в патронник.

Если необходимо произвести задержание группы преступников, патрульный (постовой) должен связаться с дежурным, соседними нарядами и запросить усиления, а также по возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.

Место задержания преступника определяется складывающейся обстановкой и другими факторами, исключающими причинение вреда гражданам и возможность правонарушителя скрыться.

При задержании нарушителя не следует:

кричать или говорить на повышенных тонах, поскольку это только подстегнет нарушителя;

уходить или поворачиваться к нарушителю спиной, пока он разговаривает с вами;

посягать на его личное пространство;

игнорировать нарушителя или высказывать невнимание, а также пренебрежение к нему;

обращаться с нарушителем уничижительно или покровительственно;

без необходимости высказывать какие бы то ни было угрозы в адрес нарушителя, при этом, однако, вы можете стоять на своем и аргументировать свою точку зрения;

делать язвительные или неуважительные замечания личного характера;

жестикулировать, тыкать, грозить пальцем или размахивать руками.

Наблюдая за нарушителем, несложно по его разговору, лицу, взгляду, рукам и положению тела определить степень его агрессивных намерений.

Так, внезапно наступившее молчание с одновременным замиранием на месте предполагает последующее вторжение в зону «персонального» общения сотрудника полиции. При этом игнорируются его требования и команды, а также попытки вступить в речевой контакт.

Взгляд, как правило, пристальный направлен на объект предполагаемого нападения. Чаще всего в точку планируемого нанесения удара. Иногда, при полном внешнем спокойствии и отсутствии прочих признаков агрессивности. Сигналами, предупреждающими об опасности, являются «отсутствующий» (как у зомби) взгляд или намеренно безразличное выражение лица.

Цвет лица может меняться от покраснения до крайней степени бледности.

Губы - или плотно сжаты, либо, напротив, в злобном оскале.

Руки, как правило, приподняты выше пояса, локти прижаты к туловищу.

Кисти рук сжаты в кулаки, могут непроизвольно сжиматься или разжиматься. Иногда правонарушитель неосознанно охватывает руками шею сзади, что характеризует его стремление сдержать закипающий гнев. Наблюдается значительное увеличение мускульной напряженности.

Принимается характерная поза с небольшим разворотом туловища и расставленными на ширину плеч ногами (правая нога отодвигается назад и переносится на нее центр тяжести, а плечо руки, которой преступник собирается нанести удар, слегка опускается).

Один из основных демаскирующих признаков лиц, причастных к криминальному миру - употребление ими жаргонных слов и выражений.

При оценке внешнего вида нарушителя целесообразно обращать особое внимание на татуировки. Они могут многое «рассказать» о человеке: побывал ли он уже в местах лишения свободы, каковы его преступная специализация, житейские установки, дальнейшие намерения и прочее.

Отдавая распоряжения задерживаемому. сотрудник полиции должен:

держать огнестрельное оружие готовым к применению, по возможности используя укрытие;

прежде всего, не дать задерживаемому возможности двигаться;

словами и манерой поведения показать, что сопротивление бесполезно, дать понять, что готов произвести выстрел;

не проявлять нервозность, не размахивать рукой с оружием, не направлять ствол пистолета вниз;

быть готовым применить физическую силу, боевые приемы борьбы.

В общих вопросах тактики личной безопасности особое место отводиться готовности сотрудника ОВД к возможному применению огнестрельного оружия в экстремальной ситуации. Эта готовность складывается из:

надежности и безотказности табельного оружия;

непосредственной подготовленности табельного оружия к стрельбе;

навыков скоростной стрельбы.

В зависимости от обстоятельств наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников милиции или граждан.

Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются.

При проверке документов и опросе подозреваемого патрульный (постовой) должен стоять вполоборота в одном шаге от проверяемого и быть готовым к отражению нападения.

Доставление задержанных в полицию производится на специальном полицейском транспорте, а при его отсутствии - на автомобилях, принадлежащих организациям и отдельным гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, автомобилей специального назначения - пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

Патрульный (постовой) при доставлении задержанного должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны его сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения, следить, чтобы задержанный не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от соучастников оружие или другие средства нападения.

Доставление задержанного пешим порядком осуществляется, как правило, двумя и более сотрудниками полиции, один из которых должен идти рядом с задержанным и вести его, а другой - сзади, наблюдая за поведением доставляемого и окружающих.

Если доставление производится одним сотрудником полиции, он должен следовать только сзади или рядом с задержанным с правой стороны, При доставлении следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов.


.4 Основные рекомендации по обеспечению выполнения служебных задач по охране общественного порядка и безопасности


. Проверь вооружение, экипировку, связь и средства защиты перед патрулированием (выполнением служебно-боевых задач).

. Практикуйся перезаряжать оружие: быстро, в движении, в темноте, (учись устранять задержки при стрельбе).

. Помни: звуки и видимая глазами реальная обстановка (объекты) могут искажаться под влиянием стресса.

. Используй фонарь для создания преимущества: свети сверху и прямо в глаза.

. Носи дополнительный, спрятанный в надежном месте ключ от наручников.

. Имей план действий, ориентируйся на здравый смысл.

. Выполняй задачи, поставленные руководством на выполнение служебно-боевых задач, придерживайся схемы действий, разработанной совместно с партнером.

. Помни, глаза требуют времени, чтобы привыкнуть к перемене освещения (приемы: оказавшись в темноте - часто моргай; в глаза ударяет свет - закрой один глаз).

. Знай своего напарника.

. Один сотрудник полиции прикрывает - другой движется.

. Не забывай посмотреть вверх.

. Открой дверь полностью, прежде чем войти в помещение.

. Держи ключ от автомобиля всегда при себе.

. Практикуйся в определении своего места на территории (объекте). Знай не только вход, но и выход из помещения (объекта).

. Не заглядывай за угол на уровне глаз.

. В критической ситуации используй средства ОПС (охранно-пожарной сигнализации), близко стоящие от объекта.

. Избегай шаблонного и предсказуемого поведения.

. При угрозе не «застывай», соберись и действуй.

. Уменьшай по возможности свои размеры в качестве мишени, избегай показывать свой силуэт.

. Не кури в темноте во время операции.

. Не теряй бдительность.

. Не расслабляйся слишком быстро, берегись второй засады.

. Сначала наручники - потом обыск.

. Помни, что ключ к успеху - подготовка. В критической ситуации ты будешь вести себя так, как научился.

. Никогда не выпускай оружия (специальных средств) из рук.

. Лучше компромисс, чем гибель.

. Предотвращенная схватка -выигранная схватка.

Действуйте уверенно, решительно и хладнокровно!


.5 Меры личной безопасности при выезде на место происшествия


Общие меры предосторожности включают в себя следующие рекомендации и советы:

. Заранее планируйте свои действия, для чего установите для себя:

Где, какое преступление совершено, и каким количеством участников?

Использовалось ли оружие при совершении преступления?

В каком направлении, как скрылись преступники и их приметы? - Каков самый безопасный маршрут подъезда (подхода) к месту происшествия?

Кто и как сможет оказать помощь при осложнении обстановки?

Каковыми могут быть первоначальные действия на месте совершения преступления и как должны быть распределены роли между сотрудниками полиции.

. Непосредственно перед выездом проверьте индивидуальные средства защиты, табельное оружие и средства связи.

. Сохраняйте элемент внезапности и если ситуация позволяет, подъезжайте тихо. Оставляйте автомашину вне видимости лиц, находящихся на месте происшествия. Непосредственно перед вмешательством остановитесь, осмотритесь и прислушайтесь. Это позволит оценить обстановку и принять правильное решение.

. Используйте безопасные пути подхода и избегайте наиболее очевидных. Соблюдайте при этом тишину, приглушите громкость радиостанций, следите за тем, чтобы не звякали ключи. Избегайте разговоров друг с другом. При подходе к месту происшествия отмечайте места возможного укрытия при внезапно возникшей перестрелке. Перемещайтесь по неосвещенной части пространства и не допускайте, чтобы свет позади вас освещал вас как мишень.

. На месте происшествия контролируйте обстановку и не позволяйте ситуации выходить из-под контроля. Для этого:

примите решительные меры и произведите задержание подозреваемых (если они имеются);

разделите участников конфликта и не позволяйте им общаться между собой. Следите за тем, чтобы они находились в конкретном месте и не могли воспользоваться посторонними предметами, как оружием;

будьте настороже по отношению к конфликтующим, возбуждение которых не проходит, а нарастает. Одновременно с этим, не обманывайтесь их услужливостью и лояльностью;

удалите посторонних и не позволяйте никому прикасаться к предметам на месте происшествия;

не позволяйте участникам конфликта заходить вам за спину, подозрительно относитесь к любому, кто хочет подойти слишком близко, не позволяйте сделать это;

постоянно следите за обстановкой на месте происшествия и будьте готовы немедленно отреагировать на любую возможную опасность (скрыться за прикрытием и быть готовым к применению табельного оружия либо применить физическую силу, боевые приемы борьбы, специальные средства, или, сразу же - огнестрельное оружие);

при обострении ситуации немедленно вызывайте дополнительные силы, меняйте свою тактику или используйте иные меры, например, укрытие в помещениях);

управляйте опросом участников конфликта, для чего изолируйте их друг от друга и не позволяйте мешать опросу каждого из них. Твердо возвращайте говорящих к предмету обсуждения. Используйте мягкую, успокаивающую манеру разговора. Не спешите. Больше слушайте, меньше говорите. Проявляйте искреннюю заинтересованность к происшедшему. Избегайте нравоучений и замечаний в адрес собеседника.

. Соблюдайте «технику безопасности» при задержании подозреваемого в совершении преступления (правонарушителя):

действуйте решительно и не проявляйте неуверенности (если вы должны применить физическую силу, боевые приемы борьбы, будьте уверены в их правомерности);

сначала надевайте наручники, а затем производите наружный осмотр, при этом, руки задержанного должны находится за спиной, а наручники плотно прилегать к запястью, и заперты на ключ;

при обнаружении оружия не прекращайте осмотр до тех пор, пока задержанный не будет осмотрен полностью, осмотрите задержанного столько раз и так тщательно, чтобы была полная уверенность, что он «чист»;

при осмотре изымите все предметы, которые можно использовать для причинения вреда сотрудникам или окружающим;

при надевании наручников и наружном осмотре располагаться так, чтобы ваше табельное оружие находилось вне пределов досягаемости задержанного;

соблюдайте правила посадки задержанного в автомобиль и правила его доставления в орган внутренних дел.

. После разбора конфликтной ситуации не теряйте бдительности и во время отъезда в орган внутренних дел не позвольте соучастникам блокировать транспортное средство и отбить задержанного. Будьте начеку.

. В органе внутренних дел проведите критический анализ своих действий. Подвергайте свои действия и действия своих коллег самой суровой критике и извлекайте лучшее из каждого случая угрозы вашей безопасности.

Если вы попали на улице в перестрелку, сразу же падайте, и откатывайтесь за любое возможное укрытие. Лучше разбираться в ситуации и принимать решение, находясь в относительной безопасности. Если человек, с которым вы шли по улице попал в перестрелку, не пытайтесь оказывать ему помощь немедленно, иначе вы рискуете оказаться лежащим рядом с ним с еще более тяжелым ранением. Опять-таки откатитесь в укрытие и сориентируйтесь в обстановке.

Передвижение сотрудника по открытой местности, должно осуществляться быстро, его телодвижения должны быть непредсказуемы. Броски за укрытия совершаются стремительно, часто сопровождаются неожиданными прыжками, падениями с перекатами в безопасное место. Отвлекающие маневры вводят преступника в заблуждение своей неожиданностью и новизной. Это могут быть серия выстрелов из-за укрытия, демонстрация намерений с противоположной стороны укрытия, броски палок, камней и т.п. Если сотрудников несколько, то перемещение по открытому участку местности еще прикрывается огнем напарника. Только такие тактические действия гарантируют личную безопасность сотрудникам ОВД в критических ситуациях.

Надежность укрытия зависит не только от вида и размера укрытия, но и от сектора обстрела преступника. Чем острее угол стрельбы, тем меньше безопасного пространства остается за выбранным укрытием.


.6 Осмотр мест возможного укрытия лиц, совершивших преступление или иное правонарушение


Наряды полиции во время несения службы обязаны осматривать расположенные на маршрутах (постах) места возможного укрытия преступников и других правонарушителей - подвалы, чердаки, нежилые строения, парки, скверы, строящиеся здания, отстойники на вокзалах и станциях и т.п.

Осмотр мест возможного укрытия преступников производится не менее чем двумя сотрудниками полиции, а в необходимых случаях - с использованием служебной собаки. К осмотру могут привлекаться работники жилищно-коммунального хозяйства, охраны, коменданты, представители общественности.

Если имеются данные о том, что в местах, подлежащих проверке, укрываются вооруженные лица, старший наряда докладывает об этом дежурному и действует по его указанию.

При осмотре мест возможного укрытия преступников старший наряда обязан предварительно выяснить расположение объекта, его планировку, наличие входов и выходов, скрытых подходов, определить обязанности наряда, представителей общественности, обратить их внимание на необходимость соблюдения мер предосторожности и личной безопасности в процессе осмотра.

Все участники осмотра действуют только по команде старшего наряда. Какие-либо самовольные действия категорически запрещаются. Подход к намеченному объекту должен производиться без шума, разговоры и курение не допускаются.

Команды подаются тихим голосом или специально установленными сигналами.

Перед осмотром объекта наряд милиции обязан проверить готовность оружия к действию. При проникновении внутрь объекта необходимо принять меры предосторожности от возможного нападения. Если нельзя незаметно проникнуть в помещение, то предварительно подается команда: «Кто здесь, выходи!».

Запрещается входить в помещение одновременно всей группе наряда через один вход.

Тактика безопасного осмотра мест возможного укрытия преступного элемента. Действия сотрудников органов внутренних дел во время осмотра чердаков, подвалов, жилых и нежилых помещений, офисов, мотелей и других самых разнообразных мест должны быть строго продуманы. Немало сотрудников пострадало при осмотре различных зданий и помещений, задержании разыскиваемых нарушителей, при прибытии на место происшествия (преступления).

При анализе трагических последствий выявляются, как правило, одни и те же ошибки:

осмотр осуществляется в одиночку или без достаточной поддержки;

плохо применялись тактические приемы перемещения и использования укрытий в осматриваемом помещении;

вход в осматриваемое помещение не продуман и совершен с серьезными ошибками;

сотрудники не имели при себе необходимых средств индивидуальной защиты.

Таким образом, сотрудники становятся жертвами своей беспечности, плохой информированности и недостаточной подготовленности.

Отечественная и зарубежная практика работы правоохранительных органов выработала ряд рекомендации, которые помогут обеспечить безопасность сотрудников и провести осмотр наиболее эффективно. Для начала необходимо собрать информацию о том месте, где будет производится осмотр. Кроме примет подозреваемых, она включает в себя следующие данные:

. Что представляет собой здание или помещение, подлежащее осмотру? Имеется ли в наличии план или лицо, хорошо с ним знакомое?

. Кто кроме подозреваемых может находиться внутри? Могут ли там находиться животные, или встретиться какие-либо другие неожиданности?

. Имеются ли ключи (особенно к внутренним дверям)?

. Могут ли сотрудники органов внутренних дел в целях соблюдения безопасности войти в здание каким-либо другим путем?

. Имеются ли поблизости автомашины, предназначенные для бегства?

. Что кажется необычным или странным при беглом внешнем осмотре (сломанная дверь, разбитое окно - возможный дополнительный выход для подозреваемых).

Всегда надо помнить, что опасность может поджидать сотрудника, как в самом здании, так и за его пределами. Поэтому - не расслабляйтесь и никогда не спешите!

Рекомендации сотрудникам, принимающим участие в осмотре.

Для этого необходимо следующее:

. Никогда не производите осмотр в одиночку. Для осмотра больших помещений, например складских, необходимо большое количество сотрудников, как для работы внутри, так и снаружи. 2. Перед осмотром внутри помещения выставите наряд милиции для внешнего наблюдения и задержания подозреваемых, пытающихся бежать.

. Если вам необходима поддержка, то подождите с осмотром, предварительно блокировав объект предполагаемого осмотра.

. Не доверяйте свое прикрытие посторонним лицам, даже вооруженным. Это скорее помешает, чем поможет. В исключительных случаях их лучше всего оставить снаружи в безопасном месте.

Подумайте о безопасном входе в осматриваемое помещение.

Главное, при этом, быстрота. Устав ППС полиции общественной безопасности запрещает входить одновременно всей группе через один вход.

. Сосредоточитесь у входа вдоль стен, и приготовиться к броску в дверь, который совершается по заранее установленному сигналу. Желательно - после отвлекающего маневра (шум, громкие команды, лай служебной собаки и т.д.).

. С силой откройте дверь, чтобы убедиться, что за ней никто не прячется. При входе не рекомендуется задерживаться у дверей. Проскользните через дверной проем, держась у самого края. Рассредоточьтесь.

. Оказавшись внутри помещения, прислонитесь спиной к стене и, держа оружие наизготовку, осмотритесь. Быстро переместитесь туда, где имеется достаточное прикрытие (крупная офисная мебель, массивные шкафы, сейфы, углы и т.д.).

Работайте в тесном взаимодействии с напарником и выполняйте следующие правила безопасного осмотра:

. Заранее обговорите с ним план совместных действия, а также значение подаваемых друг другу сигналов. Во время осмотра не рекомендуется разговаривать и курить.

. При осмотре одновременно передвигается только один сотрудник, другой в это время прикрывает его движение из-за укрытия.

. Постоянно координируйте совместные действия тихими репликами, специальными сигналами рукой, жестами, мимикой и поэтому никогда не удаляйтесь из поля зрения своего коллеги. Какие-либо самовольные действия запрещаются.

. Следите за звуками, которые могут выдать подозреваемого.

Обращайте внимание на необычные для данного помещения запахи (бензин, ацетон, газ, и т.п.), т.к. не исключен его поджог.

. Перед тем, как покинуть укрытие или войти в незнакомую комнату выгляните из-за укрытия или загляните в помещение помните, что не рекомендуется выглядывать из-за препятствия на уровне человеческого роста.

. Если решили двигаться, то двигайтесь быстро, броском, перемещаясь от одного укрытия к другому. Прежде чем двигаться, выберите позицию. Избегайте движения мимо непроверенных комнат или закрытых дверей без прикрытия со стороны напарника. Не останавливайтесь в проемах дверей, против окон или источника света.

. На случай вооруженного сопротивления всегда имейте в виду план отхода. Практикуйтесь в определении своего места, знайте точно, где находитесь в данный момент. Постоянно будьте начеку и бдительны к засадам. Берегитесь повторной засады.

. В темных помещениях используйте фонарь для создания своего преимущества: светите сверху и прямо в глаза подозреваемому. Избегайте освещать членов наряда. Не забывайте, что глазам нужно время, чтобы привыкнуть к перемене освещения. Используйте это для смены позиции.

. Будьте готовым к неожиданностям. При возникновении опасности действуйте, а не застывайте на месте. При этом избегайте шаблонного u предсказуемого поведения. Каждый раз, когда приближаетесь к новой комнате или иному помещению:

будьте готовы к внезапным «сюрпризам»;

осмотрите каждый уголок, где только может спрятаться человек;

не торопитесь;

если остались сомнения, повторите осмотр.

. Используйте все имеющиеся в вашем распоряжении средства, которые позволяют сделать осмотр более безопасным:

индивидуальные средства защиты;

служебных собак;

дополнительное освещение (мощные фары-прожектора, фары автомобилей, химические осветители и т.д.);

карманное зеркало, чтобы смотреть за угол;

липкую ленту для отметки уже осмотренных комнат и пространства.

Не забывайте, что можно использовать любые предметы, найденные на месте (нитки, пыль, песок, мука и т.д.)

. Избегайте необоснованных предположений о том, что:

подозреваемые всегда ускользают до прибытия полиции и производимый осмотр скорее формальная обязанность;

все подозреваемые, загнанные в угол немедленно сдаются;

подозреваемые не могут спрятаться в малых пространствах;

служебные собаки никогда не совершают ошибок и не испытывают страха перед неизвестным пространством.

. После завершения осмотра обсудите с коллегами порядок действий и разберите ошибки.

Ключ безопасного осмотра - регулярная подготовка. Однажды это может спасти вам жизнь. Помните, что в ситуации риска вы делаете то, чему научились.

Основные ошибки при осмотре мест возможного укрытия преступного элемента.

Неправильная тактика проникновения в помещение.

Недостаточная помощь и поддержка.

Плохое взаимодействие между участниками осмотра.

Недостаточное использование тактики прикрытия.

Необоснованные предположения.

Излишняя поспешность и, как правило, неполный осмотр.

Безразличие и беззаботность, недостаточное внимание при осмотре.


.7 Безопасность сотрудников полиции при проверке документов, досмотре автотранспорта и задержании подозреваемых


Правила безопасного поведения сотрудника при остановке автотранспорта позволяют, если не избежать нападения преступников, то опередить их своими решительными, профессионально выполненными действиями.

Основные правила безопасного поведения при:

проверке документов у водителей и пассажиров;

остановке автотранспортного средства.

Правила проверки документов включают в себя следующее:

. Подходить к автомобилю необходимо сзади, стараясь находится сбоку в полутора шагах от него, с учетом амплитуды открываемой двери (подходить лучше всего со стороны тротуара).

. Осуществлять проверку документов необходимо со страховкой коллеги, который находится за правой дверью патрульного автомобиля в пяти шагах и готов к применению огнестрельного оружия (в положении прицеливания или держит руку на рукоятке пистолета в открытой кобуре).

. Потребовать заглушить двигатель, включить освещение (в ночное время) и предъявить документы.

. Проверяя документы, сотрудник полиции должен обращать внимание на следующие обстоятельства:

при проверке документов одну руку держать свободной для обеспечения возможности быстрого извлечения оружия;

быть готовым к применению физической силы и специальных средств;

не поворачиваться спиной к нарушителям;

не обманываться услужливостью нарушителей, следить за их поведением, особенно руками;

не заходить в опасные зоны и не становиться между страхующим и нарушителем;

не заглядывать в автомашину, не влезать в нее, не выходить вперед в сектор возможной стрельбы задержанных.

Роль страхующего сотрудника при обострении ситуации крайне важна. Находясь на некотором расстоянии от остановленного автомобиля, он должен быть в постоянной готовности произвести выстрел на опережение опасных действий подозреваемых. Проверка документов у водителей и у пассажиров транспортных средств связана с серьезной опасностью для сотрудников следует помнить, что если те не выполняют команды и не выходят из автомобиля, то транспортное средство блокируется и, по прибытии дополнительного наряда полиции, их силой удаляют из салона автомашины.

При проведении наружного осмотра, сотрудник должен особенно тщательно искать оружие. Второй сотрудник полиции во время наружного осмотра внимательно следит за задержанными и страхует своего коллегу от внезапного нападения. При проведении наружного осмотра, сотрудник полиции должен соблюдать следующие правила безопасности:

не дотрагиваться до задержанного, пока тот не займет неудобную позу, если вблизи нет ни стены, ни автомобиля, ни другой вертикальной плоскости, то задержанному приказывают встать на колени, а руки поднять над собой, наиболее агрессивных задержанных следует положить на землю, приказав сцепить пальцы рук на затылке;

запрещается досматривающему сотруднику полиции становиться между двумя задержанными или выходить на линию огня страхующего;

в непосредственной близости около задерживаемых, запрещается наклоняться за упавшими предметами;

не похлопывать по одежде, а все тщательно прощупывать, рука должна скользить, не отрываясь от поверхности, следует всегда помнить, что тонкие и плоские предметы могут быть обнаружены только при тщательном прощупывании, оружие может быть укрыто в самых различных местах;

не прекращать наружный осмотр до тех пор, пока задержанный не будет досмотрен полностью с головы до ног;

при досмотре правой стороны задержанного, сотрудник ставит свою левую ногу вплотную к правой ноге обыскиваемого, пистолет в левой руке на уровне бедра, а при досмотре левой стороны - ноги меняются и пистолет перекладывается в правую руку. Такие меры самостраховки позволят немедленно применить к задержанному боевые приемы борьбы, выведя его из равновесия рывком правой (левой) ноги, а при необходимости, воспользоваться оружием.

Правила доставления задержанных в орган внутренних дел требуют от сотрудников следующее:

. Доставление осуществляется на служебной автомашине. При отсутствии такого транспорта - на автомобилях, принадлежащих организациям и отдельным гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта (перевозка двух и более задержанных требует специального автомобиля).

. Перед посадкой задержанного, проверяется заднее сиденье автомобиля, удаляет опасные предметы и поднимает стекла дверей.

. Непосредственно в момент посадки задержанного необходимо обращать особое внимание на то, чтобы он не смог:

совершить нападение на членов наряда или побег;

причинить вред себе (разбежавшись, удариться головой в корпус автомобиля);

выбросить или передать кому-либо вещественные доказательства;

получить от соучастников оружие или другие средства нападения.

Во время посадки необходимо исключить попытки сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения задержанного.

. Первым в автомашину входит старший наряда и занимает левое заднее сиденье. Задержанного размешают в наручниках на правое заднее сиденье. Включаются предохранители замков обоих дверей. Следует помнить, что надевание наручников непосредственно в автомашине категорически запрещается.

. Во время движения старший наряда постоянно наблюдает за задержанным, особенно за его руками, повернувшись направо и положив правую руку на спинку сиденья за затылок подозреваемого, а левую - на спинку водителя. Оружие в таком положении зажато между туловищем сотрудника и спинкой.

. По прибытии в орган внутренних дел автомобиль покидается: в обратной последовательности. После этого сотрудник полиции еще раз осматривает салон автомашины.

Правила надевания наручников:

. Перед надеванием наручников необходимо заставить задержанного принять неудобную для него позу.

. Металлические наручники надеваются на запястье рук, предварительно продев их под брючным ремнем).

. Пластиковые наручники (связывание) надеваются на запястье рук, расположенных крестообразно: одна ладонь направлена к туловищу, а другая - наоборот.

. Для ограничения возможности передвижения и предупреждения возможного нападения, двух задержанных связывают вместе. В этом случае через руки в наручниках одного задержанного продевают руки второго и надевают наручники.

. Для доставления наиболее агрессивных задержанных рекомендуется выделить дополнительно два сотрудника, которые двумя парами наручников, надетыми на руки задержанного, присоединяют его к себе.

. Нельзя убирать огнестрельное оружие в кобуру, пока на задержанного не надеты наручники. И только после того, как надеты наручники, можно убрать пистолет в кобуру, тщательно ее застегнуть и замкнуть наручники.

. Необходимо всегда иметь дополнительные ключи от наручников.


.8 Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуациях


Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России.

При необходимости для более эффектного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи.

Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото-, видеоаппаратурой.

При проведении массовых мероприятий применяются цепочки, группы сопровождения, посты наблюдения, резерв, заграждения, группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.

Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.

В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировка, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях во времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

знать, и умело выполнять поставленную задачу;

проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушении правопорядка;

находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД России.

Особенности несения службы при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайные обстоятельства наступают при возникновении массовых беспорядков, террористических актах, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, и других негативных событий, приведших к угрозе жизни и здоровью людей, ущербу государственной и другим видам собственности, личному имуществу граждан и окружающей природной среде на определенной территории.

Общие действия сотрудников в экстремальных ситуациях:

быстрая оценка обстановки;

действия на опережение (упреждение);

оказание помощи пострадавшим;

запоминание деталей, особенностей;

оперативное информирование инстанций о случившемся и принятых мерах.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах полицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прями предусмотренных законом.

Сотрудник полиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Сотрудник полиции имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

Действия сотрудников полиции при обнаружении предметов, возможно относящихся к взрывоопасным.

Классификация взрывчатых веществ:

. Штатные взрывные устройства (боеприпасы):

авиационные бомбы;

артиллерийские снаряды;

различные типы мин;

различные типы гранат.

. Внештатные (самодельные) взрывные устройства:

фугасы (могут быть и заводского изготовления);

мины-ловушки (сюрпризы) различных типов.

Штатные взрывные устройства (ВУ) имеют ряд характерных особенностей и легко выделяются на фоне других предметов окружающей обстановки своим внешним видом.

Признаки установки фугаса могут быть следующие: свежие заплаты на асфальте, бетоне, кладке строений; свежие бугорки земли; завалы деревьев; сдвинутые крышки люков на колодцах и т.д.

Особую опасность представляют начиненные ВВ автомобили - в последнее время один из самых популярных методов работы террористов.

Признаки, которые могут указывать на установку ВУ: звуки работы часового механизма; специфические запахи; наличие проводов; наличие брошенных электроприборов (в том числе сотовых телефонов и пейджеров); натянутая про волока или веревка; разбросанная земля, опилки, стружки или кирпичная пыль; фрагменты свежей штукатурки на стенах; вздутия половой плитки или коврового покрытия; предметы, приклеенные скотчем под столами, стульями или с обратной стороны мебели; свежие надрывы и бугры на мягкой мебели, сиденьях автомобиля, в общественном транспорте; свежие следы инструмента на воздухопроводах, электрораспределительных щитах; неплотное размещение панелей подвесных потолков и звукоизоляционных плиток и т.д.

Действия сотрудников:

немедленно доложить старшему наряда или в ОВД;

выяснить обстоятельства и лиц, имеющих отношение к обнаруженному предмету, вид взрывного устройства, характер возможных разрушений и др.;

обеспечить эвакуацию людей из опасной зоны;

не допускать паники, действовать хладнокровно;

принять меры к охране обнаруженного взрывного устройства, недопущению к нему посторонних лиц;

доложить о принятых мерах в дежурную часть;

в дальнейшем действовать по указанию старшего начальника до прибытия специалистов.

Категорически запрещается:

подходить близко к взрывоопасному предмету;

перемещать вблизи него металлические предметы;

заливать жидкостями, засыпать порошком (грунтом) и накрывать материалами этот предмет;

пользоваться электро-, радиоаппаратурой вблизи данного предмета;

оказывать температурное, звуковое, механическое и электромагнитное воздействие на взрывоопасный предмет

брать в руки и перемещать взрывоопасный предмет.

Действия сотрудников полиции при взрыве на объекте.

Личный состав, несущий службу обязан:

немедленно доложить в ОВД о происшествии и принимает меры по недопущению паники, участвуют в эвакуации граждан с места взрыва;

усиливает бдительность;

по команде старшего участвует в оцеплении места происшествия;

не допускает в зону оцепления посторонних лиц;

оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим;

постоянно напоминает гражданам о соблюдении спокойствия и порядка во время эвакуации с места взрыва;

на фильтрационных пунктах выявляет и задерживает лиц, совершивших взрыв и устанавливает свидетелей и очевидцев, а также удаляет посторонних граждан из опасной зоны;

до прибытия пожарного наряда, в случае необходимости, принимает меры к тушению пожара первичными средствами пожаротушения;

обо всех изменениях оперативной обстановки немедленно докладывает начальнику сектора.

Действия сотрудников полиции при обнаружении сильно действующих ядовитых веществ. Личный состав, несущий службу:

немедленно докладывает старшему наряда или в ОВД об обнаружении ядовитых веществ;

до прибытия старшего начальника, дополнительных сил и специалистов осуществляет оцепление места обнаружения ядовитых веществ;

принимает меры к эвакуации лиц, находящихся в зоне оцепления и недопущению любопытных граждан к месту обнаружения ядовитых веществ;

в целях недопущения и пресечения паники через громко говорящие устройства и непосредственно разъясняет гражданам о необходимости соблюдения спокойствия и порядка;

совместно с прибывшими дополнительно силами участвует в создании второго рубежа оцепления;

о проводимых мероприятиях докладывает старшему начальнику;

с прибытием лиц, ответственных за работу с ядовитыми веществами, действует по их указанию, о всех изменениях оперативной обстановки немедленно докладывает старшему начальнику.

Действия сотрудников полиции при возникновении очагов возгораний, пожара. Личный состав, несущий службу на маршруте (объекте):

немедленно сообщает в МЧС и докладывает старшему наряда или дежурному ОВД о происшествии;

до команды начальника находится на месте службы;

не допускать паники, разъяснять гражданам порядок эвакуации, необходимость соблюдения порядка и организованности на пути их движения;

принимает меры по недопущению посторонних лиц к очагу пожара;

выявляет свидетелей и очевидцев пожара, задерживает лиц, подозреваемых в совершении преступления.


.9 Действия сотрудника ОВД при проникновении на объект посторонних лиц


На каждом объекте независимо от его размеров существуют его границы, поэтому при приближении постороннего лица к объекту существуют несколько рубежей охраны, которые помогают сотруднику полиции в кратчайший срок быть готовым задержать правонарушителя.

Проникновение на объект может происходить скрытно или явно. Скрытное проникновение. При несении службы сотрудник полиции может услышать посторонний шум в какой-то части объекта. Порядок действий сотрудника будет начинаться с определения характера шума, а при обнаружении места проникновения правонарушителем, быть в готовности к отражению возможного посягательства, а так же подачи соответствующего сигнала о несанкционированном проникновении на объект или по возможности (при наличии времени) использовать различные средства связи с дежурным по ОВД и сообщить о данном происшествии.

После этого необходимо по возможности заблокировать другие входы (выходы) на данном объекте, что бы лишить его возможных путей отхода и одновременно при ступить к его задержанию. Большое количество разнообразных строений и сооружений способствует укрытию преступника, а наличие граждан требует принятия надежных мер по обеспечению их безопасности. При задержании передвижение осуществлять скрытно, без шума, применяя при этом определенные приемы проникновения в различные помещения.

Явное проникновение. В данном случае задача по обеспечению охраны общественного порядка объекта несколько упрощается в первоначальном этапе, так как известно или явно видно правонарушителя, но сокращается время на принятие решения по его задержанию. Поэтому по охране объекта необходимо проявлять высокую бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения правонарушителя (преступника). Далее приступить к задержанию правонарушителя. Нередко бывает, что проникновение на объект осуществляется вооруженными лицами.

Для задержания (ликвидации) вооруженных лиц (преступников), как правило, проводится специальная операция, входе ее в зависимости от степени опасности, создаваемой преступниками, местности, времени и других факторов обстановки, подразделение применяют различные тактические способы действий, используя средства и методы оперативно-служебной деятельности в полном объеме. Действие группы начинаются после того, как штабом руководства операцией будут приняты меры по удалению транспорта и пешеходов с прилегающих к дому улиц. Если перед домом есть укрытие и простреливаемые участки местности, выдвижение производится пешим порядком - перебежками или под защитой передвижных бронированных щитов.

Подводя итоги действию сотрудника ОВД при проникновении на объект посторонних лиц можно выделить общие направления службы:

блокировать выход с объекта;

принять меры к задержанию правонарушителя (преступников) и к перекрытию возможных путей отхода; - доложить дежурному по ОВД;

принять меры по ограждению и не допуску посторонних лиц на территорию места происшествия до приезда оперативно-следственной группы, а так же сохранение обстановки;

если есть пострадавшие, оказать им доврачебную помощь;

оформить в соответствии с образцами необходимые документы (рапорт с описанием подробных обстоятельств происшествия и указанием данных о свидетелях, записать номер медицинской бригады и наряда МЧС, а также фамилию старшего медбригады, наряда противопожарной службы).

Необходимо выяснить у свидетелей число преступников, их внешний вид, приметы, направление, в котором они скрылись, какими транспортными средствами пользовались и их номера, какие изменения произведены на месте происшествия, кем и с какой целью.

При получении сообщения от сотрудников охраняемого объекта о проникновении на объект посторонних лиц, постовой:

устанавливает фамилию, имя, отчество лица, от которого поступило сообщение;

выясняет приметы посторонних, их количество, где они находятся, характера их действий;

полученную информацию сообщает в дежурную часть, постовым соседних постов.

На постах, где сотрудниками полиции пропускной режим не осуществляется, постовой принимает меры к задержанию посторонних лиц, исходя из своих особых обязанностей по охране общественного порядка.

После задержания посторонних лиц постовой изымает у них документы, сообщает об этом в дежурную часть, размещает на месте, позволяющим держать их под постоянным наблюдением, до прибытия ГНР или получения соответствующих указаний от дежурного.


.10 Некоторые рекомендации сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и приданных сил по поведению в толпе при ситуациях, могущих перейти в групповые нарушения общественного порядка (массовые беспорядки)


Под групповыми нарушениями следует понимать нарушение общественного порядка (ОП) двумя и более лицами с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекшим за собой нарушение работы транспорта, связи и организаций, и не предусмотренные диспозицией ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки).

К групповым нарушениям общественного порядка можно отнести:

нарушение установленного порядка проведения митингов и иных публичных акций;

групповую езду на мотоциклах с нарушением правил дорожного движения;

групповые драки на стадионах и улицах;

проявление противоправного недовольства, как правило законными действиями ОВД.

Динамика развития групповых нарушении общественного порядка включает в себя три взаимосвязанных этапа: начальный, активный и заключительный.

Рассмотрим обязанности сотрудников ОВД в ситуациях, которые могут перейти к групповым нарушениям общественного порядка.

При несении службы в местах массового скопления людей тщательно изучать обстановку и контингент лиц, посещающих эти места, особо обращая внимание на группировки молодежи, лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, проявляющих агрессивность.

Немедленно реагировать на факты хулиганских проявлений и сигналы граждан о возможных массовых нарушениях ОП, решительно действовать при задержании хулиганов.

В выходные и праздничные дни сотрудники полиции должны быть особенно внимательными, соблюдать культуру и вежливость в обращении с гражданами.

При возникновении конфликтных ситуаций сотрудник полиции должен правильно оценить происходящие события и степень их опасности, принять меры к локализации конфликта в начальной стадии, сообщить дежурному по ОВД следующие данные:

характер инцидента, место и время его возникновения;

на какой почве он возник или назревает;

контингент и количество участников;

количество собравшихся граждан и их отношение к инциденту.

Находясь в оцеплении или работая в штатском, либо случайно оказавшись в неорганизованной толпе, проявляйте выдержку, хладнокровие, соблюдайте требования законности, внимательного и вежливого отношения к гражданам, особенно к пожилым людям, инвалидам, женщинам с детьми, а также руководствуйтесь принципом невмешательство в политические споры.

Обращайтесь к гражданам с простыми и понятными вопросами, которые подразумевают положительный ответ.

Особенно избегайте конфликтов и споров с женщинами и наиболее агрессивно настроенными гражданами. Ни в коем случае не допускайте оскорбительных для них выражений, неуместных и двусмысленных шуток, которые могут послужить поводом для усиления конфликта.

Если руководством принимается решение о применении силовых мер для пресечения конфликтной ситуации, то в рамках установленных правовых норм действуйте быстро и решительно, стремясь в первую очередь изолировать и задержать организаторов и наиболее активных участников выступлений. При этом не забывайте о личной безопасности.


Заключение


В данной работе рассмотрены тактические приемы и способы действий нарядов по охране общественного порядка и безопасности граждан в экстремальных условиях.

Изучение данного материала и практической его отработки способствует повышению уровня профессиональной подготовленности сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях.

Успех проведения специальных операций, а также действия нарядов при охране общественного порядка, в условиях столкновения с правонарушителями, зависит от умелого использования тактических приемов, физической силы и приемов борьбы, а также высокой профессионально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел.

Умелое использование специальных средств и вооружения обеспечивает

Личную безопасность и безопасность граждан в экстремальных условиях.


Литература


1.Приказ МВД РФ № 870 от 10.09.2002г. «О совершенствовании подготовки ОВД и ВВ МВД РФ к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

.Устав патрульно-постовой службы М. 1993.

.С.А.Селиверстов. Теория и практика оперативно-боевой деятельности органов внутренних дел. Монография 2003.

.Попов С.Н. Альбом схем по специальной тактике. Хабаровск. ДВЮИ МВД РФ 2000.

.А.А. Турушев. Основы специальной операции. Учебное пособие. Омск. Омская академия МВД РФ 2004.

.Начальная профессиональная подготовка. Учебно-методическое пособие. М. 2005.

.С.А.Селиверстов. Оперативно-боевая деятельность специальных подразделений милиции. Монография 2002.


Теги: Приемы и способы действий нарядов по охране общественного порядка  Диплом  Военная кафедра
Просмотров: 56560
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Приемы и способы действий нарядов по охране общественного порядка
Назад