КБМ (Конструкторское бюро машиностроения)
минометный конструкторский бюро вооружение
Постановление Государственного Комитета Обороны СССР о создании Специального конструкторского бюро гладкоствольной артиллерии было подписано И.В. Сталиным 11 апреля 1942 г. Всего четыре месяца прошло тогда после битвы под Москвой. Немцев отбросили от столицы, но они все еще находились на подступах к ней. Еще где-то в мире строили прогнозы относительно сроков поражения СССР, впереди еще были Сталинград, Курская битва, отступления наших войск на тех или иных направлениях, но уже укреплялась вера в нашу общую победу над врагом и делались просчитанные шаги для ее приближения.
Именно таким шагом стало создание СКБ, основу которого составили специалисты НИИ-13 и завода №7 из Ленинграда, Киевского завода «Арсенал» и столичного НИТИ-40. При этом преследовалась главная цель - создать единую специализированную организацию по контролированию, производству и обеспечению в промышленности и войсках авторского надзора над производством и применением минометного вооружения. Поначалу вновь созданный коллектив был эвакуирован из блокадного Ленинграда в город Молотов (нынешняя Пермь), где, впрочем, он пробыл недолго. Оттуда, как только открылась навигация на реках, специально выделенным пароходом около 80 первых сотрудников СКБ поплыли в Коломну. Это были лучшие в стране специалисты минометных вооружений того времени. А их начальником был назначен Борис Иванович Шавырин, которому по приезде в Коломну исполнилось только сорок лет. Начиналась вся работа буквально на пустом месте.
Деятельность СКБ вскоре начала самым решительным образом влиять на пополнение арсеналов Красной армии. Все, что было связано с модернизацией и производством минометов, в тот тяжелейший период быстро и твердо взяло в свои руки вновь созданное СКБ, обладая, разумеется, соответствующими полномочиями. Борису Ивановичу было предложено для размещения предприятия на выбор несколько мест в Подмосковье. Ему понравилась Коломна. Город на редкость удобный для жизни и работы. Не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что сразу за Окой, в Щурове, тогдашнем пригороде, находился армейский полигон, где проводились испытания различных видов вооружений еще с 1920-х годов.
Общеизвестно, в какой невыгодной для нас ситуации в 1941году началась война. Если сравнивать соотношение по видам вооружения, то к сражению за Москву по минометам противник имел численное превосходство в 2,1 раза, но уже к лету 1942 года оно уменьшилось до 1,7 раза.
Как это было достигнуто, можно судить на примере знаменитого 120-милиметрового полкового миномета образца 1941 года. Для увеличения выпуска уже в ходе войны потребовалось резко снизить трудоемкость изготовления миномета - такая срочная задача была поставлена перед СКБ. Чуть ли не сутками не выходили из КБ и опытного цеха разработчики во главе с Б.И. Шавыриным. В эту специально сформированную группу входили Г.Д. Ширенин, В.И. Лукандер, С.Б. Добринский, А.Г. Соколов, С.П. Ванин. И они за короткий срок создали упрощенный вариант миномета калибра 120 мм под индексом 52-М. При его производстве были не только снижены трудозатраты, но также уменьшена металлоемкость и исключены из конструкции формы дефицитных профилей и заготовок. Только это позволило вдвое увеличить производство данного типа оружия без ухудшения его боевых характеристик. Так, упомянутый миномет калибра 120мм был в 9 раз легче гаубицы М-30 с близким калибром 122мм и более чем в 20 раз легче пушки А-19 того же (122 мм) калибра. Аналогичные работы были проведены и по другим типам минометов, что дало возможность иметь на завершающем этапе войны трехкратное преимущество перед германской армией по этому виде оружия. Нужно отметить, что немцы по достоинству оценивали боевые качества миномета 52-М. Захватив образец на одном из участков фронта, они в 1943 году сумели скопировать его и начали выпускать на своих заводах.
Надо полагать, что немцы быстро сообразили, почему у русских стали лавинообразно нарастать поставки минометов на фронт, ведь модернизация гладкоствольной артиллерии кардинально упростила производство минометов, сделав их высокотехнологичными. На тех же заводских площадях, с тем же числом работающих их выпуск увеличился в несколько раз. И еще. Фашисты, думается, также знали страшную статистику войны, наверняка серьезный анализ проводили и военные специалисты, работавшие под руководством немецкого минометного конструктора Шнейдера. Согласно статистическим данным, наибольшие потери в живой силе немецко-фашистская армия понесла от огня советских минометов: около трех миллионов человек убитых и раненых. Теперь широко известно, что всего за время войны советская промышленность поставила в действующую армию почти 350 тыс. минометов, а немецкая армия получила со своих заводов около 70 тыс. минометов, т.е. в 5 раз меньше. Красноречивые цифры!
За три военных года работы в Коломне СКБ выполнило почти 50 разработок по своей тематике. Большая часть их воплотилась в металл в виде экспериментальных и серийных образцов вооружения. В полной мере заслуженно уже тогда многих работников СКБ отметили высокими наградами. В 1943 году Сталинская премия была присуждена начальнику и главному конструктору СКБ Б.И. Шавырину, его заместителю Е.А. Ягупову и начальнику группы Г.Д. Ширенину. А уже вскоре после окончания войны, в сентябре 1945г., Б.И. Шавырину за создание новых образцов вооружения было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Высокие награды страны получили многие сотрудники конструкторского бюро.