Введение
Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей страны, составив основу будущей российской государственности. Вместе с тем именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные изменения, унаследованные затем Московским государством. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества приходится на 1157-1238 годы.
В те восемьдесят лет оно было первым на Руси, его силу признали Византия и государства Европы. Среди русских земель, на которые распалось Древнерусское государство, Ростово-Суздальской (позже Владимиро-Суздальской) земле принадлежит особое место. Здесь, в Волжско-Окском междуречье, завязался новый центр русской жизни, сложилось ядро будущего Русского централизованного государства. В этой земле, на берегу Москвы-реки, возник город, вокруг которого впоследствии произошло объединение русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классический образец русского княжества периода феодальной раздробленности. К этому есть ряд оснований.
Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу.
Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха от Юрия Долгорукого (1125 1157) вплоть до Даниила Московского (1276 1303) носили великокняжеский титул.
Ростов Великий и Суздаль два древнейших русских города, первый из которых упоминается в летописи под 862 г., второй под 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир Мономах основал в 1108 г. г. Владимир на Клязьме и дал его в удел семнадцатилетнему сыну Андрею.
Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол которого занимал старший брат Андрея Юрий Владимирович Долгорукий. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157 1174) перенес столицу из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздалское княжество.
Владимиро-Суздальское княжество недолгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 1212) оно стало дробиться на мелкие княжества. В начале ХШ в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х годах того же века при младшем сыне Александра Ярославича Невского (1252 1263) Данииле самостоятельным стало Московское княжество.
Суздальская земля в первой половине XII века
Суздаль, город во Владимирской обл., центр Суздальского р-на. Расположен во Владимирском ополье, на р. Каменке (приток р. Нерль, впадающей в Клязьму). Население 12 тыс. чел. Известен как город с X в. Впервые упоминается в 1024; как город-крепость - в 1096. В 1-й пол. XII в. при Юрии Долгоруком был центром Ростовско-Суздальского княжества, затем входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. С сер. XIII в. столица самостоятельного Суздальского княжества. Суздаль - старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси (уже в XI в. здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св. Дмитрия). В 1238 сожжен монголо-татарами. В 1-й пол. XIV в. столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 Суздаль вошел в Великое Московское княжество, в составе которого окончательно был закреплен в XV в. Утратив политическое значение, становится одним из крупных русских религиозных центров. До к. XIX в. в Суздале находилась епархия, в к. XVII - н. XVIII в. - митрополия. С XVI в. в Суздале активно велось строительство храмов и монастырей. Суздальский Спасо-Евфимиев (мужской) и Покровский (женский) монастыри были крупнейшими феодалами на Руси. В н. XVII в. в период польско-литовской интервенции Суздаль был сильно разрушен и разорен. С сер. XVII в. начался период торгово-экономического подъема. В XVII-XIX вв. в городе были развиты ремесла и промыслы: серебряников, кузнецов, кожевников, ткачей и др. Со 2-й пол. XIX в., с перемещением торговых путей, Суздаль приходит в упадок.
Сохранилось свыше 100 памятников русского зодчества XIII-XIX вв. На территории кремля - собор Рождества Богородицы (1222 - 25, перестраивался; фрески XIII, XV, XVII вв., иконостас XVII в.); Архиерейские палаты (XV-XVIII вв.) и шатровая колокольня (1653); церкви - Успенская (после 1650, перестроена в 1720), Афанасьевская (1720), Иоакима и Анны, Христорождественская (1771), Никольская (1719) и др. В центральной части и на окраинах Суздаля - ансамбли монастырей: Спасо-Евфимиевского (основан в 1352) с Преображенским собором (1564, перестраивался в XVII и XIX вв.), шатровой Успенской трапезной церковью (1525), звонницей (XVI-XVII вв.), на территории монастыря - могила кн. Д.М. Пожарского; Суздальского Ризположенского (основан в 1-й пол. XVI в.), Покровского (основан в 1364, комплекс сооружений преимущественно XVI в.), Александровского.
Суздаль развивался в X в., а впервые упомянут летописцем под 1024 г. Детинец Суздаля искустно вписан в излучину реки Каменки и с трёх сторон защищён речным руслом. На рубеже XI-XII вв. по воле Владимира Мономаха в Суздале из кирпича плинфы построили большой шестистолпный трёхапсидный собор. В 1148 г. на месте этого собора Юрий Долгорукий возвёл белокаменный собор. В 1222-1225 г. на основании собора 1148 г. князь Юрий Всеволодович построил новый собор. В 1528 г. собор ещё раз перестраивали.
В XI-XIII вв. Суздаль был одним из могущественнейших городов Руси, и город благоденствовал, его окружило кольцо из монастырей. Суздаль стал одним из красивейших и богатейших городов Руси. Особенность Суздаля, Боголюбова и Владимира на Клязьме, помимо прочего, заключена в том, что города эти однажды став самими собою в последствии остались верны себе так, как очень не многим городам это удаётся. Суздальские земли не просто дышат историей, земли эти исполнены достоинством осознания собственной силы и красоты.
Княжество при князьях Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском
Кто и когда построил городок-крепость у Дубенского устья? Летописи прямого ответа не дают. Но рассмотрим события, происходившие в жизни князей и низов общества XII-XIII веков. Воспользуемся трудами «последнего летописца» Н.М. Карамзина, глубокого исследователя русской истории В.О. Ключевского и историографией советско-русского периода.
Юрий Долгорукий (1090-1157 гг.) и его сын Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) жили в период коренных перемен русской истории. В жизни отца отразился завершающий период древнерусской истории, в жизни Андрея - начало нового, второго этапа. Русь днепровская сменяется Русью верхневолжской. В верхневолжской Руси создается совсем иной экономический и политический быт, непохожий на киевский.
Юрий был шестым сыном Великого киевского князя Владимира Мономаха. Как младший получил в 1113 г. удел на северной окраине - Ростовскую землю. В 1125 г. Юрий переносит столицу из Ростова в Суздаль. Это была глухая лесная страна (край вятичей). Дремучие леса начинались уже с нынешней Орловской и Калужской областей. В старину Суздальская земля называлась залесской. В.Н. Татищев рассказывал, что Юрий, начав строить новые города-крепости в своей Суздальской волости, заселял их, собирая людей отовсюду и «давая им немалую ссуду». Попасть в Суздаль удобней было по рекам верховья Волги. Дремучие леса к середине XII в. стали прочищаться движением колонистов, и Юрий уже прямой дорогой из Ростова к Киеву водил целые полки.
Великокняжеский киевский престол стал целью всей его жизни. Шансы шестого сына в роду оказаться «старшим» были ничтожны. Казалось - утопия. Но история показала, что целенаправленное воплощение замыслов может привести к успеху. В результате борьбы за престол и удачного стечения обстоятельств Юрий Долгорукий, разбив войска киевского князя Изяслава (своего племянника), княжил в Киеве с 1149 по 1151 год, пока Изяслав в битве не вернул себе Великое княжество. После смерти Изяслава в ноябре 1154 года и кончины в декабре того же года его дяди и соратника Вячеслава, Юрий Долгорукий воцарился в Киеве до самой своей смерти в 1157 г. (был отравлен).
В 50-е годы XII в. население с юга активно перетекало в Ростово-Суздальское княжество. Залесье стало обустраиваться городами. Именно в эти годы Юрий строил города: Владимир, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров … Но так как сам Юрий был на юге, руководил и наблюдал за строительством его старший сын Андрей. Известно, что в 1156 г. под его руководством были сооружены деревянные стены Москвы.
Андрей, старший сын Юрия Долгорукого, родился в 1111 г. на севере. Это был настоящий северный князь, истый суздалец-залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему политическому воспитанию. Когда Юрий прочно устроился на киевском столе, самого надежного из своих сыновей Андрея посадил в Вышгороде близ Киева. Но Андрею не жилось на юге. Не спрашивая отца, он тихонько ушел в 1155 г. на свой родной суздальский север, захватив чудотворную икону Божьей Матери, которая потом стала Владимирской - главной святыней Суздальской земли.
Андрей обустраивал города Суздальской земли, особенно столицу Владимир: построил Успенский собор, церковь Спаса, крепостные валы, Золотые ворота с церковью Ризположения. Поставил известную церковь Покрова на Нерли. Село Боголюбово рядом с Владимиром сделал своей резиденцией, возвел белокаменный дворец и церковь Рождества Богородицы. Общие масштабы строительства Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского вполне сопоставимы.
Расцвет княжества в конце XII - начале XIII веков
Экономическое состояние Владимиро-Суздальского княжества достигло своего расцвета во второй половине XII - начале XIII в. при великих князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Могущество Владимиро-Суздальской Руси символизировали два великолепных храма, воздвигнутых во Владимире во второй половине XII в., - Успенский и Дмитриевский соборы, а также церковь Покрова на Нерли, построенная на восточных подступах ко Владимиру. Воздвижение подобных архитектурных сооружений было возможно лишь при наличии хорошо налаженного хозяйства. Русские люди, переселившиеся с юга, размещались на земле, которую издавна заселяли финские племена. Однако они не вытесняли древнее население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у финских племен не было своих городов, а славяне строили города-крепости. Всего в XII - начале XIII в. было возведено около ста городов, ставших центрами более высокой культуры. В общественном развитии Руси достаточно отчетливо проявляется иерархическая структура феодального землевладения и, соответственно, сеньориально-вассальные отношения внутри класса феодалов. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - характеризуется как сильный монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея, бежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир. Он сумел подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику «самовластца» Владимиро-Суздальской земли. После смерти Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество стало дробиться на ряд более мелких, однако владимирский стол на протяжении XIII-XIV вв. все же традиционно расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского ига. Монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства великокняжеской власти.
Иерархическая структура во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалась от киевской. Главным сюзереном был великий князь -- осуществляющий верховную власть и являющийся собственником всей земли данного княжества. Особенностью общественного строя Владимирской земли являлось то, что феодальные отношения здесь начались складываться позже, чем в других землях. Поэтому позиции местных бояр были слабее, чем феодальной знати, сформировавшейся из княжеской дружины. Исключение составляло сильное местное ростовское боярство. Боярами называли только верхушку феодальной знати, остальные носили название "слуг вольных". И те и другие являлись вассалами своих князей, и по их зову должны были прибыть со своими ополчениями. Бояре, будучи вассалами князя, имели своих вассалов - средних и мелких феодалов. Великий князь раздавал вотчины, иммунитентные грамоты и обязан был решать спорные вопросы между феодалами, защищать их от притеснений соседей. Его вассалы за это должны были выполнять определенные обязанности: нести военную службу и осуществлять управление землями в качестве наместников, волостелей и доводчиков.
Иногда бояре оказывали материальную помощь великому князю. В XII-XIII вв. широкое распространение получили так называемые иммунитеты. Иммунитет -- это предоставление землевладельцу специальной грамоты (иммунитеты грамоты), в соответствии с которой он осуществлял в своей вотчине самостоятельное управление и судопроизводство. Он одновременно нес ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Со временем владелец иммунитетной грамоты становился государем и подчинялся князю лишь формально. Также в этот период сформировался еще один разряд слуг -- дворян. Эта социальная группа образовалась из дворцовых людей, выполнявших определенные обязанности по управлению княжеским хозяйством. Со временем дворяне начали нести военную службу при князе. Дворяне, в отличии от бояр, не имели права переходить от одного князя к другому. В памятниках истории упоминаются также "дети боярские" -- это или измельчавшие боярские фамилии или младшие княжеские и боярские дружинники. Система формирования вооруженных сил, ополчения и феодальных дружин, также была построена по иерархической структуре.
Она давала реальную власть феодалам в отношении зависимого крестьянства. Великий князь владимирский опирался в своей деятельности на дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формировался Совет при князе. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники, управлявшие городами. В Совет входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - сам митрополит. До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир во Владимиро-Суздальском княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства при участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной организации составляли приходы во главе со священниками. К «черному» духовенству принадлежали монахи и монахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри часто основывались князьями, летописцы с любовью отзывались о таких князьях, как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и др. Монастыри в Северо-Восточной Руси появились уже в XI в, как, например, Авраамиевский монастырь в Ростове Великом, и по сей день изумляющий нас своим величием и красотой. Духовенство во всех русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным уставам первых христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. И даже монголо-татары, разрушив русские города и превратив Русь в подчиненное государство, сохранили тем не менее организацию православной церкви. Так легче было управлять покоренным народом.
Привилегии церкви оформлялись ярлыками, выдаваемыми ханами. Древнейший из дошедших до нас - ярлык хана Менгу-Темира (1266 -1267). Согласно ханским ярлыкам гарантировались неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое и убийстве, освобождение от податей, повинностей и пошлин. Типичной чертой периода феодальной раздробленности была дворцово-вотчинная система управления. Центром этой системы был княжеский двор, а управление княжескими землями и государством не было разграничено. Дворцовые чины (дворецкий, конюший, сокольничий, чашничий и др.) выполняли общегосударственные обязанности, управляя определенными территориями, осуществляя сбор налогов и податей. Великокняжеским дворцом управлял дворецкий или дворский, который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате. Ипатьевская летопись упоминает в 1175 г. о тиунах, мечниках и детских, которые также относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления. Городское население состояло из торгово-ремесленных верхов, стремившихся освободиться от боярского влияния и поддерживавших великокняжескую власть, "лучших" людей - верхнего слоя городского населения и "молодших" или "черных" людей, которыми называли нижние слои торгово-ремесленного люда города. Местное управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей - в сельской местности. Органы управления вершили и суд в подведомственных землях. Как упоминает об этом Ипатьевская летопись, посадники «многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами». Крестьяне постепенно попадали под власть феодалов, общинные земли переходили во владение феодалов и Церкови.
Для Владимирской земли это было особенно характерно. Основной формой крестьянской повинности был оброк. "Страдники" или "страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах. Во Владимирской земле постепенно перестали употреблять термин смерд, закуп, изгой, общими названиями сельского населения применяются термины: сироты, христиане, а затем и крестьяне.
Особенности политического строя, управление и социально экономических отношений Владимира - Суздальского княжества в домонгольский и монгольский период
К началу XIII века политическая ситуация на Руси полностью изменилась. Южные русские княжества стремительно теряют свое значение, окраины их пустеют, постепенно переходя под контроль половцев. На Руси возникает несколько соперничающих между собой политических центров.
Главным из них принято считать Владимиро-Суздальское княжество, именно к его князьям перешло из Киева великое княжение. Однако в начале XIII века оно политически было ничуть не сильнее соперников. Лишь столетие спустя именно Северо-Восточной Руси доведется стать связующим звеном между домонгольским и московским периодами русской истории.
Однако уже Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо пытались утвердить в Северо-Восточной Руси, по существу, самодержавную власть.
Боярская оппозиция, не желавшая князей - самовластцев, была сломлена. Поддерживали князей жители нового города Владимира-на-Клязьме, построенного при Андрее Боголюбском, а также посадские люди Суздаля и Ростова и верные князю младшие дружинники - служилое дворянство.
Всеволод продолжал воевать против Волжской Булгарии, подчинил своей власти мордву и по-хозяйски распоряжался в соседнем Рязанском княжестве. Однако после смерти Всеволода в 1212 году началась борьба за престолонаследие между шестью его сыновьями, в которую очень скоро (хотя и не по своей воле) вмешался Новгород.
Ярослав Всеволодович, претендовавший на Новгород, захватил Волок Дамский и Торжок, запретив пропускать возы с зерном в Новгородскую землю, страдавшую от неурожая. Начался страшный голод, трупы лежали даже на улицах, сообщает летописец. Новгородцы обратились за помощью к опытному воину, правнуку Владимира Мономаха Мстиславу Удалому, княжившему у них двумя годами ранее.
Мстислав, в свою очередь, попросил поддержки у родственников в Смоленске, Пскове и Киеве. В 1216 году в битве на р. Липице близ Юрьева - Польского новгородско-смоленские войска наголову разбили владимирцев, истребив несколько тысяч воинов, и отдали княжество ненавидевшему братьев Константину.
К побежденным отнеслись милостиво - Ярослава перевели на княжение в Переяславль - Залесский, а Юрия - в отдаленный Городец. Константину, однако, пришлось примириться с Юрием, потому что в Городец уехал и епископ суздальский и Владимирский Нифонт. Чтобы вернуть его, князья сошлись на том, что после смерти Константина князем станет Юрий. Несколько месяцев спустя Константин умер, и Юрий правил во Владимире вплоть до своей гибели в бою с монголами в 1238 году. Но даже эти распри не смогли подорвать могущества Владимиро-Суздальской Руси.
В 1220 году Юрий Всеволодович организовал успешный поход на Волжскую Булгарию, в 1221 году основал Нижний Новгород, успешно воевал с мордвой.
На севере важным центром стал Новгород, сильно отличающийся от других русских земель. В 1136 году город стал республикой, и последние новгородские князья были, по существу, наемными военачальниками. Экономическое процветание Новгорода обеспечивали прочные торговые связи с Западной Европой.
Но не все было гладко. В XIII веке новгородцы подверглись прямой агрессии со стороны Швеции и крестоносцев, закрепившихся в Прибалтике в начале XII века. Уже в 1212 году Мстислав Удалой отражал атаки Ордена меченосцев (известного также как Ливонский орден, впоследствии объединившегося с более сильным Тевтонским орденом) на западной границе Новгородской земли. Приходилось Новгороду считаться и с Владимиро-Суздальской землей, поскольку от нее зависели поставки хлеба из Северо-Восточной Руси.
В начале XIII века новгородцам удалось заключить соглашения с городами Ганзейского союза. Победа в битве на Липице на некоторое время избавила новгородскую республику от притязаний владимиро-суздальских князей. Семь лет спустя, в 1223 году, новгородским князем становится Ярослав Всеволодович. Ярославу сразу же пришлось выступить на защиту западных границ, и в 1224 году он нанес поражение меченосцам под г. Юрьевом.
Однако настоящая борьба на северо-западных рубежах еще только разворачивалась.
Третьим важнейшим центром предмонгольской Руси стало Галицко-Волынское княжество, простиравшееся от Карпат до Дуная. Возвышению его, как впрочем, и Северо-Восточной Руси, в немалой степени способствовал упадок Киева. Галицкое княжество не испытало такого натиска степняков, как южнорусские земли, и опиралось на давние связи с Польшей и Центральной Европой. Но во второй половине XII века его не обошли внутренние конфликты.
Княживший с 1153 года Ярослав Осмомысл вступил в жестокое противоборство с боярами, сторону которых приняли его жена княгиня Ольга и сын Владимир. Дошло даже до того, что Ярослав был арестован, верные ему половцы перебиты, а любовница сожжена на костре. Однако Осмомыслу удалось сохранить свою власть. Он не простил Владимира и оставил наследником сына своей погибшей любовницы - Олега. После смерти Ярослава в 1187 году в Галицкой земле мятеж вспыхивал за мятежом, и лишь спустя два года, бежав из заточения и заручившись поддержкой Фридриха Барбароссы, Владимир утвердился на престоле.
В 1199 году галицким князем стал Роман Мстиславич, до того княживший в Волыни. На короткое время ему удалось объединить под своей властью Волынь, Галицию и Киевское княжество. Современникам казалось, что это начало возрождения былой Руси. Романа называли «самодержцем». Однако в 1205 году Роман, постоянно воевавший с венгерскими и польскими феодалами, попал со своей небольшой дружиной в засаду и был убит.
Его четырехлетний сын Даниил едва избежал смерти после гибели отца: воспитатель вынес мальчика на руках через подземный ход. Лишь в 1234 году Даниилу удалось утвердить свою власть, а до той поры Галицко - Волынскую Русь раздирали усобицы, княжество распалось на уделы и в какой-то момент оказалось под властью Венгрии.
Политическая ситуация в Юго-Западной Руси находилась под сильным влиянием бояр и городов. Князья вынуждены были балансировать между городской верхушкой и крупными землевладельцами, которые держались очень независимо и вовсе не желали подчиняться центральной власти. В конце концов, это противостояние настолько ослабило княжество, что, пережив монголо-татарское нашествие, оно распалось и после смерти Даниила Романовича в 1264 году было поделено между Польшей и Литвой.
Поражение Владимиро-Суздальского княжества
владимир суздальский княжество монгольский
Монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество, где их нагнал вернувшийся из Чернигова «в малой дружине» рязанский боярин Евпатий Коловрат вместе с остатками рязанских войск и благодаря внезапности нападения смог нанести им существенные потери (в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о торжественных похоронах Евпатия Коловрата в Рязанском соборе 11 января 1238 года).
января после 5-дневного сопротивления пала Москва, которую защищали младший сын Юрия Владимир и воевода Филипп Нянка «с малым войском». Интересные сведения про взятие Москвы Батыем (Саин-ханом) и пятым сыном Джучи Шайбан-ханом приводятся в сочинении "Чингиз-наме" , автором которого является Утемиш-Хаджи ибн Мулана Мухаммад Дости. Во главе 30-тысячного авангарда монголов назван Шибан, внезапным нападением разбивший московское войско.
Юрий Всеволодович отошёл на север (р.Сить) и стал собирать войско для новой битвы с противником, ожидая полки своих братьев Ярослава(исследователи трактуют это как ожидание новгородских войск) иСвятослава.
Владимир был взят в начале февраля после восьми дней осады, в нём погибла вся семья Юрия Всеволодовича. Кроме Владимира, в феврале 1238 года были взяты Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский,Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерьский,Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, а также новгородскиепригороды Вологда и Волок Ламский.
На поволжские города, защитники которых ушли со своими князьями Константиновичами к Юрию на Сить, обрушились второстепенные силы монголов во главе с тёмником Бурундаем. В течение 3-х недель после взятия Владимира покрыв расстояние примерно вдвое большее, чем за то же время преодолели основные монгольские силы, во время осады последними Твери и Торжка (оборона 22 февраля - 5 марта) Бурундай подошёл к Сити со стороны Углича, владимирское войско не успело изготовиться к битве (за исключением сторожи численностью 3000 человек под руководством воеводы Дорофея Семёновича), было окружено и почти полностью погибло или попало в плен (4 марта 1238 года). Однако, монголы и сами «великую язву понесли, пало и их немалое множество». В битве вместе с Юрием погиб Всеволод Константинович Ярославский, Василько Константинович Ростовский попал в плен (впоследствии был убит), Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Углицкому удалось спастись.
Переяславль-Залесский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C-%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, центр княжества Ярослава Всеволодовича, лежавший на прямом пути главных сил монголов от Владимира на Новгород, был взят царевичами сообща за 5 дней. При взятии монголами Твери погиб один из сыновей Ярослава Всеволодовича, имя которого не сохранилось. Летописи не упоминают об участии в битве на Сити Ярослава или новгородцев. Исследователями часто подчёркивается тот факт, что Новгород не послал войско на помощь Торжку.
Подводя итог поражению Юрия и разорению Владимиро-Суздальского княжества, первый русский историк Татищев В. Н. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2_%D0%92._%D0%9D.> говорит о том, что потери монгольских войск во много раз превосходили потери русских, но монголы восполняли свои потери за счёт пленных (пленные закрывали погибель их), которых на тот момент оказалось больше, чем самих монголов (а паче пленённых). В частности, штурм Владимира был начат только после того, как один из монгольских отрядов, взявший Суздаль, вернулся с множеством пленных.
Заключение
Период феодальной раздробленности характеризуется развитием всех его экономических и социально-политических институтов феодального землевладения и хозяйства, средневекового ремесла и города феодального иммунитета и феодально-сословной иерархии, зависимости крестьян, основных элементов феодального гос.аппарата.
Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия). Всю феодальную Русь мы должны представить себе, как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства. Но не правильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отожествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке.
Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжений варяжских отрядов, неурядиц княжеских распрей, и нескольких войн с половецкими ханами. К концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы, беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет.
Список используемой литературы:
1.Культура Владимирского края VII-XVII веков : Курс лекций / В.В. Гуляева, Е.В. Попова. - Владимир, 2001. - 84 с.
.История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в. : учеб. пособие для шк. / под ред. Д.И. Копылова. - Владимир, 1998. - 200 с
.Памятники истории и культуры / Всерос. о-во охраны памятников истории и культуры; Владимир обл. отделение; Редкол.: А.И. Скворцов, Л.П., Строгова, А.А. Щарев. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, / сост. и науч. ред. А.И. Скворцов. 1988. - вып. 3 - 192 с.
.История Владимирского края с древнейших времен до наших дней: учеб. для ст. кл. общеобразоват. учреждений Владим. обл. / под ред. проф. Д. И. Копылова. - Владимир, Дюна», 2004. - 390 с. - ISBN 5-85624-120-7.
.http://www.photosuzdal.ru/history/vladimirsuzdal.htm
.http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=5969
7. Воронин, Н.Н. Владимиро-Суздальская земля в X-XIII вв. // Русские княжества X-XIII вв.- М., 1975.- С. 219 223.
. Воронин, Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков.- М., 1961.
9.Жарко С.Б., Мартынюк А.В. История восточных славян. Монгольское нашествие на Русь. - Минск: БГУ, 2003. - 108 с.
.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1995.