Усилитель импульсный

Введение


Сегодня темпы роста экономики в России выше, чем в европейских странах, и дальнейшее развитие невозможно без обновления автомобильного парка. Последнее обстоятельство требует эффективного реформирования всей системы технического обслуживания, которая обеспечивает эксплуатацию, сервис и ремонт автомобиля в течение всего «жизненного цикла».

Для развития автосервисов имеют большое значение структура, динамика роста и прогноз увеличения количества автотранспорта в России. Интенсивный темп увеличения автопарка в России обусловлен возрастанием покупательской способности (это особенно характерно для Москвы); ввозом новых и подержанных автомобилей из-за рубежа и увеличением сроков эксплуатации автомобилей. Так, например, парк легковых автомобилей в 2010 году увеличился в 33,8 млн. по сравнению с 2009 годом. По прогнозу на 2010 год парк грузовых автомобилей и автобусов увеличился (по сравнению с 2004 годом) на 15,8%, парк легковых автомобилей - на 8,5%, а всего автотранспорта - на 11,5% (см. «Концепцию развития автомобильной промышленности РФ», рассчитанную на 2010 год). Это свидетельствует о необходимости качественного развития профессионального сервисного обслуживания на промышленной основе. Рынок услуг России частью мирового рынка, ориентированного на потребителей, и все, что выгодно потребителям, уже внедряется теми предприятиями, которые хотят развиваться и иметь хорошие перспективы. В мире сотни тысяч автосервисов заняты этим весьма прибыльным бизнесом, но эта прибыльность возможна только при современных организации и управлении компанией.

В данном бизнесе нет волшебных решений и быстрых результатов. Только высокая квалификация и кропотливое применение всей совокупности современных средств маркетинга и менеджмента служат ключом к рентабельности и устойчивому положению на рынке.

Хороший сервис по мировым стандартам предусматривает высококачественное обслуживание и ремонт техники, доставку машин после обслуживания точно в обещанные день и час, разумные цены, доброжелательное обслуживание заказчиков, эффективную, аккуратную и быструю офисную работу - оформление заказов, подготовку документации и т.д. В ближайшем будущем по нашим оценкам в России резко возрастут потребности в услугах автосервисов. В числе основных объективных причин такого роста могут быть названы, например, такие:

сегмент крупных предприятий - владельцев техники. Наличие и качество собственных ремонтных мощностей уже не обеспечивает ремонт всех моделей. Вместе с тем все меньше компаний готово «заморозить» деньги в хранении больших резервов запасных частей.

сегмент некрупных предприятий. Актуальна тенденция к снижению расходов на содержание лишнего имущества. Под такую категорию сразу же попадают ремонтные цеха.

сегмент малых предприятий, приобретающих технику. Решение о корпоративном обслуживании в автосервисах - единственное логичное и качественное из возможных вариантов.

сегмент частного автотранспорта. Профессиональный сервис становится нормой жизни, а не исключением. Как мы уже отметили, автосервис - дело прибыльное, а финансовые вложения в автомастерские по надежности можно сравнить разве что с вложениями в недвижимость. И таковыми они будут, по крайней мере, до тех времен, когда изобретут автомобиль, которому не потребуются ни сервис, ни ремонт.

1. Общие положения


Отмечая положительные качества, расширяющиеся автомобилизации и способность мобильных транспортных средств оперативно решать широкий круг народнохозяйственных задач, необходимо также указать на негативное воздействие автомобиля на окружающую среду и на безопасность жизнедеятельности водителя, пассажира и обывателя-пешехода.

Качество изготовления автомобиля и заложенные в его конструкцию параметры надежности, условия эксплуатации и качество технического обслуживания и ремонта изделия в эксплуатации (то есть качество автосервиса) в значительной мере предопределяет уровень активной, пассивной безопасности транспортного средства и его экологическую опасность.

В соответствии с принятой методикой [2] все услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей разбиты на шесть групп:

- техническое обслуживание легковых автомобилей;

- ремонт легковых автомобилей;

- техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов;

- ремонт грузовых автомобилей и автобусов;

- техническое обслуживание и ремонт веломототехники;

- прочие услуги (в том числе: предпродажная подготовка транспортных средств, установка дополнительного оборудования, тонирование и бронирование стекол, техническое оборудование и ремонт специальных и специализированных автомобилей).

Как показывает опыт, востребованность услуг резко не равномерна: каждый пятый предприниматель сертифицировал услугу «Замена агрегатов», кузовные работы захотели сертифицировать 12% обратившихся в орган по сертификации услуг на автомобильном транспорте, заявки на сертификацию шиномонтажных (балансировочных) работ и регулировок углов установки управляемых колес автомобиля составили по 7% общего числа заявок, за подтверждением безопасности предпродажной подготовки автомобиля и работ по установке дополнительного оборудования обратилось по 5% заявлений.

Учитывая сказанное, в курсовом проекте должны быть представлены результате расчетно-графического определения востребованности услуг автосервиса, уровня экологической опасности самой услуг и экономической опасности отремонтированного автомобиля, технологические операции обслуживания или ремонта по конкретной услуге и результаты проверки качества оказанной услуге и результаты проверки качества оказанной услуги.


2. Оценка востребованности услуг автосервиса


Самый перспективный бизнес на нашем рынке техники - сервис. Спрос на сервис техники постоянно увеличивается по следующим причинам:

- парк машин будет расти еще много лет, так как развивающаяся экономика требует все больше техники;

сотни тысяч новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей;

средние старые предприятия, стараясь снижать себестоимость, избавляются от ремонтных цехов, предпочитая обслуживать машины в сервисных фирмах;

крупные предприятия, сохраняя ремонтные мощности, не хотят иметь запасов деталей, предпочитая срочные поставки;

потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, не желая затрат на специальное оборудование обучение ремонтников;

частные владельцы автомобилей и сельхозтехники, для
которых рынок ужесточил условия заработков, но и предоставил возможности для их увеличения, не хотят тратить время на ремонт машин. На российском рынке сервиса проявились и будут нарастать следующие тенденции.

- рост спроса на сервис;

сокращение объема работ по обслуживанию вследствие появления все более качественных машин, с узлами, не требующими смазки, и т. д.;

- сокращение объема механических работ вследствие введения в конструкции машин долговечных и износостойких деталей;

увеличение объема кузовных и малярных работ вследствие увеличения количества аварий из-за возрастающей плотности движения на дорогах;

увеличение объема работ по дополнительному оборудованию, обеспечивающему повышенный комфорт водителям и пассажирам;

сокращение объема работ по восстановлению деталей и даже агрегатов для недорогих машин вследствие снижения цен на новые детали и агрегаты;

рост спроса на услуги мелких независимых специализированных мастерских;

рост спроса на неоригинальные запчасти хорошего качества;

устойчивый спрос на бывшие в употреблении, но не значительно изношенные детали для дорогих подержанных автомобилей;

рост спроса на техническую информацию и новые средства ее систематизации и использования - интерактивные каталоги, инструкции по эксплуатации и т. д.;

острый дефицит кадров ремонтников.

Оценку востребованности услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля (ранжирование услуг) в первом приближении проводим по частоте заказа конкретной услуги для сертификации. Результаты обработки массива договоров на сертификацию услуг по легковым и грузовым автомобилям сведены в таблице 1.


Таблица 1 - Оценка востребованности услуг автосервиса

Легковые автомобили

Код услугиНаименование услуги (работы)Количество заявокВостребо-ванность, ранг услугиШтукПроцент от общего числа12345017101Регламентные работы (по видам технического обслуживания)724,759017103Уборочно-моечные работы50,3320017104Контрольно-диагностические работы664,3511017105Смазочно-заправочные работы150,9917017106Регулировка фар40,2621017107Регулировка углов установки управляемых колёс автомобиля946,205017110Электротехнические работы на автомобиле885,806017201Замена агрегатов25516,821017202Ремонт двигателей603,9613017203Ремонт коробки передач412,7014017204Ремонт рулевого управления и подвески1006,604017205Ремонт тормозной системы644,2212017207Ремонт кузовов1499,832017208Ремонт радиаторов и арматурные работы120,7919017209Подготовка к окраске и окраска644,2212017210Защита от коррозии и шума211,3816017211Шиномонтажные работы, балансировка колёс1268,313017212Ремонт местных повреждений или камер775,087017216Ремонт сцепления40,2621017218Ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей281,8515017219Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей130,8618017601Регламентные работы по системам питания ГБА30,2022017603Переоборудование автомобилей на газовое топливо30,2022017613Установка дополнительного оборудования754,958017615Предпродажная подготовка704,6210017618Ремонт, установка, тонирование и бронирование стёкол40,2621017623Ремонт системы выпуска отработавших газов30,2022СУММА1516100,00

Таблица 2 - Оценка востребованности услуг автосервиса

Грузовые автомобили

Код УслугиНаименование услуги (работы)Количество заявокВостребование, ранг услугиштукПроцент от общего числа заявок12345017301Регламентные работы (по видам технического обслуживания)5515,192017304Смазочно-заправочные работы164,426017305Контрольно-диагностические работы246,634017306Регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей82,2112017307Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей102,7610017308Регулировка углов установки управляемых колес92,4811017309Регулировка фар61,6614017310Электротехнические работы на автомобиле174,695017401Замена агрегатов6116,81017402Ремонт двигателей359,673017404Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей133,599017405Ремонт коробки передач1515,197017406Ремонт рулевого управления, передней оси и подвески61,6614017407Ремонт передних мостов51,3815017408Ремонт ведущих мостов и приводов ведущих колес71,9313017409Ремонт тормозной системы1515,197017411Подготовка к окраске и окраска143,8768017414Ремонт радиаторов и арматурные работы41,1016017415Работы по защите от коррозии и противошумной обработке30,8317017416Ремонт электрооборудования (со снятием с автомобиля)164,426017417Шиномонтажные работы1515,197017418Балансировка колес30,8317017419Ремонт местных повреждений шин и камер51,3815СУММА362100,00

Примечания к таблицам 1 и 2

- доля i-ой услуги Дi в общем количестве заявок сумма заявок определяется по со-

отношению


,

где Кi- количество заявок i - ой услуги;

востребованность услуги, ее ранг определяем по Дi : чем доля выше, тем ранг ниже, тем востребованность выше. (самая востребованная услуга имеет ранг 1);

по полученным значениям Дi строим убывающую гистограмму из примыкающих прямоугольных столбиков - услуг на листе формата А4 (вариант гистограммы показан на рисунке 1).


2.1 Частота заказа конкретной услуги. Ранжирование услуг


Замена агрегатов, узловРемонт кузововШиномонтажные работы, балансировка колёсРемонт рулевого управления и подвескиРегулировка углов установки управляемых колёс автомобиляЭлектротехнические работы на автомобилеРемонт местных повреждений или камерУстановка дополнительного оборудованияРегламентные работы (по видам технического обслуживания)Предпродажная подготовкаКонтрольно-диагностические работыРемонт тормозной системыРемонт двигателейРемонт коробки передачРемонт топливной аппаратуры бензиновых двигателейЗащита от коррозии и шумаСмазочно-заправочные работыРемонт топливной аппаратуры дизельных двигателейРемонт радиаторов и арматурные работыУборочно-моечные работыРемонт, установка, тонирование и бронирование стёколРемонт системы выпуска отработавших газовРисунок 1 - Гистограмма

2.2 Определение экологической опасности услуг на автомобильном транспорте


Спецификой работ, выполняемых на автосервисном предприятии, является существенное влияние качества большинства оказанных услуг на экологическую опасность отремонтированного транспортного средства, а также влияние вида работ на загрязненность атмосферы рабочей зоны. Например, даже для хорошо отрегулированного бензинового двигателя при сгорании 1т топлива в отработанных газах имеем более 200 кг вредных веществ. С другой стороны, работы по регулировки фар практически не сказываются на уровне экологической опасности автомобиля.

Для сравнительной оценки экологической опасности услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомототранспортных средств студент выбирает услугу, которая, по его мнению, оказывает наибольшее влияние на экологические показатели, причем о степени вредности свидетельствует густота штриховых линий (рисунка 2)


1 2 3 4

017615 017204 017106

Рисунок 2 - Сравнительная экологическая опасность работ автосервиса: 1,2,3 и 4 - услуги ТО и Р, оказывающие сильное, среднее, слабое и нулевое влияние на экологические показатели автомобиля

Базируясь на выбранном сравнительном ряде услуг и собственном научно-практическом багаже знаний, студент должен оценить экологическую опасность всех работ, показанных на гистограмме (рисунок 1), при этом, если услуга опасна в процессе ее выполнения - столбик гистограммы штрихуются в одну сторону, а если от качества оказанной услуги зависит экологическая безопасность отремонтированного автомобиля - столбик штрихуется с выбранной густотой линий в другую сторону.

3. Технология выполнения и контроль качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля


.1 Технологический процесс. Схема производственного корпуса предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля


Технологический процесс - целенаправленное действие или совокупность действий, приводящих к определенному результату. Он требует от человеческого интеллекта информации, материалов, оборудования, приводя в конечном счёте к созданию физического продукта или услуги [5].


.2 Устройство, назначение, общий вид подвески автомобиля ВАЗ-2109


.2.1 Передняя подвеска

Передняя подвеска - независимая с телескопическими гидравлическими амортизаторными стойками, винтовыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости.

Рисунок 4 - Передняя подвеска (вид снизу): 1 - телескопическая стойка; 2 - кронштейн растяжки; 3 - растяжка; 4 - рычаг передней подвески; 5 - шаровой шарнир рычага; 6 - поворотный кулак; 7 - стойка стабилизатора поперечной устойчивости; 8 - штанга стабилизатора поперечной устойчивости


Рисунок 5 - Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2109: 1 - шаровая опора; 2 - ступица; 3 - тормозной диск; 4 - защитный кожух; 5 - поворотный рычаг; 6 - нижняя опорная чашка; 7 - пружина подвески; 8 - защитный чехол телескопической стойки; 9 - буфер сжатия; 10 - верхняя опорная чашка; 11 - подшипник верхней опоры; 12 - верхняя опора стойки; 13 - гайка штока; 14 - шток; 15 - опора буфера сжатия; 16 - телескопическая стойка; 17 - гайка; 18 - эксцентриковый болт; 19 - поворотный кулак; 20 - вал привода переднего колеса; 21 - защитный чехол шарнира; 22 - наружный шарнир вала; 23 - нижний рычаг


Основа подвески - телескопическая гидравлическая амортизаторная стойка 16. Ее нижняя часть соединена с поворотным кулаком 19 двумя болтами. Верхний болт 18, проходящий через отверстие кронштейна стойки, имеет эксцентриковый поясок и эксцентриковую шайбу. Поворотом этого болта регулируется развал переднего колеса. На телескопической стойке установлены: витая цилиндрическая пружина 7, пенополиуретановый буфер хода сжатия 9, а также верхняя опора стойки 12 в сборе с подшипником 11.

Верхняя опора крепится тремя самоконтрящимися гайками к стойке брызговика кузова. За счет своей эластичности опора дает возможность стойке качаться при ходах подвески и гасит высокочастотные колебания кузова. Запрессованный в нее подшипник позволяет стойке поворачиваться вместе с управляемыми колесами. В корпусе стойки смонтированы детали телескопического гидравлического амортизатора.

Нижняя часть поворотного кулака 19 соединена с нижним рычагом подвески 23 через шаровую опору 1 (рисунок 5). Опора закреплена двумя "глухими" болтами (отверстие в поворотном кулаке не сквозное). Отворачивая эти болты, будьте осторожны: при значительном усилии они часто ломаются, поэтому перед разборкой обстучите их головки в осевом направлении.

Тормозные и тяговые силы при движении автомобиля воспринимаются продольными растяжками, соединенными через сайлент-блоки с нижними рычагами и балкой передней подвески. В местах соединения (на обоих концах растяжки) установлены шайбы для регулирования угла продольного наклона оси поворота.

В поворотном кулаке двумя стопорными кольцами закреплен двухрядный радиально-упорный шариковый подшипник закрытого типа. Во внутренних кольцах с натягом установлена ступица колеса. Подшипник затягивают гайкой на хвостовике корпуса наружного шарнира привода колес и в эксплуатации не регулируют. Гайки крепления ступиц колес одинаковые, с правой резьбой.

Стабилизатор поперечной устойчивости представляет собой штангу из пружинной стали. В средней ее части имеется изгиб - для размещения приемной трубы системы выпуска. Концы стабилизатора через стойки с резиновыми и резинометаллическими шарнирами соединены с нижними рычагами подвески. Штанга в своей средней части крепится к кузову кронштейнами через резиновые подушки.


.2.2 Задняя подвеска

Задняя подвеска - зависимая, с цилиндрическими пружинами 12 и гидравлическими телескопическими амортизаторами 10 двустороннего действия. Основной несущий элемент подвески - балка, состоящая из продольных рычагов 14 и соединителя 13, сваренных между собой через усилители.


Рисунок 6 - Элементы задней подвески ВАЗ-2109: 1 - ступица колеса;

- кронштейн крепления рычага подвески; 3 - сайлент-блок; 4 - кожух амортизатора; 5 - буфер хода сжатия; 6 - крышка кожуха; 7 - опорная шайба; 8 - подушки амортизатора; 9 - распорная втулка; 10 - амортизатор; 11 - резиновая прокладка; 12 - пружина задней подвески; 13 - соединитель рычагов; 14 - рычаг балки задней подвески; 15 - кронштейн крепления амортизатора; 16 - нижняя опорная чашка пружины; 17 - шток; 18 - верхняя опорная чашка пружины


Сзади к рычагам подвески приварены кронштейны 15 с проушинами для крепления амортизаторов 10 и фланцы для крепления осей задних колес и щитов тормозных механизмов. Спереди рычаги 14 снабжены приварными втулками с запрессованными в них сайлент-блоками 3. Через центральную втулку сайлент-блока проходит болт, соединяющий рычаг с кронштейном 2. Для крепления кронштейна к лонжерону кузова предусмотрены три приварных болта.

Пружина 12 подвески опирается нижним концом на чашку, приваренную к резервуару амортизатора, а верхним - через резиновую прокладку 11 - на опору, приваренную изнутри к арке кузова. Нижняя проушина амортизатора крепится болтом к кронштейну 15 рычага подвески, а его шток закреплен на верхней опоре пружины подвески через две резиновые подушки 8 (одна - снизу опоры, другая - сверху) и опорную шайбу 7 (под гайкой).

В ступице установлен двухрядный радиально-упорный шариковый подшипник, аналогичный подшипнику ступицы переднего колеса, но меньшего размера. Посадка подшипника на оси - переходная (с легкими натягом или зазором). В процессе эксплуатации подшипник не требует регулировки и пополнения смазки. Не допускается устранять возникший люфт подтяжкой гайки, подшипник следует заменить. При выпрессовке ступицы подшипник разрушается, поэтому не рекомендуется разбирать ступицу при исправном подшипнике.


.3 Возможные неисправности, их внешние признаки и способы устранения


Таблица 3 - Неисправности и методы устранения подвески ВАЗ-2109

Причина неисправностиСпособ (метод) устраненияCтук при троганииИзнос шарниров приводаЗамените изношенные шарнирыИзнос резинового элемента опоры телескопической стойки, резинометалличес-Замените изношенные деталиких шарниров (сайлент-блоков) рычагов подвески, растяжек, стоек штанги стабилизатораСильный износ подшипников передних колес или ослабление крепления гайки ступицыПодтяните гайку ступицы колеса, при необходимости замените подшипникОслабли болты крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову, поворотного кулака передней подвески к стойке, гайки сайлент-блоков рычагов подвески, растяжек, опоры стойки.Подтяните резьбовые соединенияНеисправен амортизатор стойкиЗамените амортизатор или установите в патрон ремонтный картридж (в обе стойки одновременно)Поломка пружины подвескиЗамените пружину (лучше менять сразу обе пружины подвески - левую и правую)Шум при движении автомобиля по ровному шоссеИзнос подшипников колесЗамените подшипникиОслабли болты крепления колесаПодтяните болты, при деформации колеса - заменитеСтуки, скрипы при работе подвески (движение по бездорожью)Неисправен амортизатор стойкиЗамените амортизатор или установите в патрон ремонтный картридж (в обе стойки одновременно)Разрушен буфер хода сжатияЗамените буферОсадка или поломка пружины подвескиЗамените пружину (лучше менять сразу обе пружины - левую и правую)Разрушение или осадка опоры телескопической стойкиЗамените опоруПогнуты рычаги, растяжки подвески, стабилизатор поперечной устойчивости, рулевые тяги, лонжероны, балка задней подвески. Ослабло крепление этих деталейПроверьте, не задевают ли при работе подвески рулевые тяги за окна в брызговиках при крайних положениях колес. Деформированные детали выправьте или замените. Подтяните резьбовые соединенияИзнос шаровых шарниров и сайлент-блоков передней подвескиЗамените изношенные деталиОслабло крепление рулевого колеса, кронштейна рулевой колонки, рулевого механизма, регулировочного болта рейПодтяните резьбовые соединения, отрегулируйте зазор в рулевом механизмеВибрации при движении автомобиляНеисправен амортизатор стойкиЗамените амортизатор или установите в патрон ремонтный картриджки, шаровых пальцев рулевых тяг, болта крепления нижнего фланца эластичной муфты на валу шестерниСильный износ шарниров приводаЗамените изношенные шарнирыДеформация вала привода колесЗамените валПовышенный осевой люфт колеса (сильный износ подшипников передних колес или ослабление крепления гайки ступицы)Подтяните гайку ступицы колеса, при необходимости замените подшипникОслабло крепление рычагов, растяжек подвески, стабилизатора поперечной устойчивости, рулевых тягПодтяните резьбовые соединенияВибрации при торможенииПовышенный осевой люфт колеса (сильный износ подшипников передних колес или ослабление крепления гайки ступицы)Подтяните гайку ступицы колеса, при необходимости замените подшипникСтук, щелчки при поворотах автомобиляИзнос наружного шарнираЗамените шарнир приводаПовышенный осевой люфт колеса (сильный износ подшипников передних колес или ослабление крепления гайки ступицы)Подтяните гайку ступицы колеса, при необходимости замените подшипникИзнос подшипника опоры телескопической стойки, резинового элемента опорыЗамените опоруПоломка пружины подвескиЗамените пружину (лучше менять сразу обе пружины подвески - левую и правую)Ослабли болты крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову, поворотного кулака передней подвески к стойке, гайки сайлент-блоков рычагов подвески, растяжек, опоры стойкиПодтяните резьбовые соединенияУвод автомобиля от прямолинейного движения (на ровной дороге)Нарушение углов продольного наклона оси поворота и / или развала передних колесОтрегулируйте углы наклона оси поворота и / или развала передних колесНеодинаковая осадка пружин передней подвескиЗамените обе пружиныДеформированы детали подвески и / или кузова автомобиляВыправьте или замените деформированные детали и панели кузоваСмещение задней оси из-за износа резиновых втулок рычагов подвескиЗамените втулкиПовышенный дисбаланс передних колесОтбалансируйте колесаУвод или занос автомобиля при торможенииПовышенный осевой люфт колеса (сильный износ подшипников передних колес или ослабление крепления гайки ступицы)Подтяните гайку ступицы колеса, при необходимости замените подшипникНеисправен амортизатор стойкиЗамените амортизатор или установите в патрон ремонтный картридж (в обе стойки одновременно)Неодинаковая осадка пружин передней подвескиЗамените обе пружиныНарушены углы установки колесОтрегулируйте углы установки колесБыстрый износ протектора шинНарушены углы установки передних колесОтрегулируйте углы установки колесПовышенный осевой люфт колеса (сильный износ подшипников передних колес или ослабление крепления гайки ступицы)Подтяните гайку ступицы колеса, при необходимости замените подшипникНеравномерный износ протектора шинНарушены углы установки передних колесОтрегулируйте углы установки колесИзнос шарниров, деформация деталей подвески или кузоваЗамените шарниры, выправьте или замените деформированные детали подвески, лонжероны, панели кузоваНеисправен амортизатор стойкиЗамените амортизатор или установите в патрон ремонтный картриджНа чехле шарнира и/или валу привода видны следы смазкиПоврежден защитный чехол шарнира, ослабли его хомутыОсмотрите шарнир, при наличии люфта - замените. Если люфта нет, а грязи в смазке немного, не разбирая шарнир, удалите отверткой как можно больше смазки и заложите новую (ШРУС-4). Замените поврежденный чехол, подтяните (замените) хомуты4. Организация управления производством и контроль качества выполняемых работ


.1 Контроль качества выполняемых работ


Технический контроль является составной частью производственного процесса обслуживания и ремонта автомобилей на СТО. Он представляет собой совокупность контрольных операций, проводимых на всех его стадиях - от приемки автомобиля станцией до выдачи его заказчику после выполнения необходимого объема работ. В зависимости от места в технологическом процессе технический контроль можно разделить на входной, операционный (текущий) и приемочный (окончательный).

Основная задача входного контроля заключается в определении дефектов, составлении перечня необходимых работ и определении технологически рациональной последовательности их выполнения. Входной контроль организуется на постах приемки автомобилей. Операции контроля выполняются мастером-контролером (приемщиком). Основная задача операционного контроля состоит в проверке и оценке качества выполнения предварительных операций (работ) и определении возможности передачи автомобиля (агрегата) для выполнения последующих операций (работ). Контроль проводят с целью предупреждения возможности появления брака, который так или иначе будет выявлен и устранение которого потребует в дальнейшем значительных неоправданных потерь рабочего времени. Этот вид контроля предусматривает проверку качества: жестяно-сварочных и подготовительных работ, выполняемых перед окраской; шлифовки коленчатого вала перед его установкой в блок двигателя; ремонта заднего моста, коробки передач, амортизатора и телескопической стойки, распределителя и др.

Операционный контроль организуется на производственных участках и в цехах СТО. На больших и крупных станциях его выполняют мастера ОТК. На средних и малых СТО, где нет ОТК, функции операционного контроля возлагаются на старших мастеров и мастеров участков, цехов и на бригадиров.

Основная задача приемочного контроля заключается в определении качества объема выполненных работ. Контроль организуется на производственных участках и постах выдачи. На производственных участках приемочный контроль служит для определения качества работ, выполненных на одном участке. При наличии ОТК его осуществляют контролеры ОТК, на средних и малых СТО - мастера участков или бригадиры. На постах выдачи (или совмещенных постах приемки-выдачи) приемочный контроль обеспечивает проверку качества всех работ независимо от того, на каком участке они выполнялись. Наряду с этим в процессе контроля проверяют: соответствие фактически выполненных работ перечисленным в заказ-наряде: состояние узлов, агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля; комплектность автомобиля; правильность оплаты фактически выполненных работ и срок гарантии на различные виды работ. Если объем и качество работ не соответствуют заказ-наряду и требованиям нормативно-технической документации, то мастер ОТК (мастер-приемщик) ставит на заказ-наряде штамп «Возврат» и сообщает об этом диспетчеру. По окончании дополнительных работ производится повторный контроль. Контроль осуществляют в соответствии с технологическим процессом ТО и ремонта автомобилей. Результаты контроля заносят в талон контроля качества технического обслуживания и ремонта (форма 1), который выписывается мастером-приемщиком или техником стола заказов одновременно с заказом-нарядом и поступает вместе с ним на производственные участки СТО одновременно с автомобилем. По отдельным видам работ, таким, как проверка и регулировка углов установки управляемых колес, динамическая балансировка колес, мойка автомобилей, антикоррозионная защита кузовов и другим, по которым в ряде случаев заказ-наряд не выписывают, допускается перевод исполнителей на самоконтроль. В этом случае после проведения работ исполнитель ставит в талон контроля качества ТО и ремонта штамп или свою подпись. Такие работы (автомобили) следует относить к работам (автомобилям), сданным службе ОТК с первого предъявления. Периодически мастер ОТК по этим работам осуществляет выборочный контроль их качества и определяет уровень качества работы исполнителя. Для оперативного анализа состояния дел по качеству работ отдельных участков (бригад) и СТО в целом, а также принятия соответствующих мер по устранению брака в работе на основе талонов контроля качества ТО и ремонта мастер ОТК составляет ежедневную ведомость качества технического обслуживания и ремонта (форма 2) и ведомость дефектов (форма 3), которые передаются главному инженеру станции.


.2 Документооборот на СТО


В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, документы, используемые для организации и учета работ CTO, подразделяются на первичные и сводные.

Первичные документы составляют при совершении хозяйственных операций, например при передаче автомобиля заказчиком на СТО, при получении запасных частей и т.п.

Сводные документы, в основном отчетные, являются сводкой нескольких первичных документов, обобщающей и группирующей их показатели для сокращения количества записей и систематизации учета, например сводный учет расхода запасных частей.

Для управления производством рекомендуются следующие формы документов.

Основанием для открытия заказа служит заявка на проведение ТО или ремонта, которая находится у мастера-приемщика (инженера-технолога по работе с клиентами) и мастера подготовки производства. Она заполняется приемщиком и заказчиком в трех экземплярах, один из которых прилагается к производственному заказ-наряду для дальнейшей передачи в бухгалтерию. В заказ-наряд вносятся данные о владельце автомобиля (ф. и. о., телефон, место жительства), сведения об автомобиле, объем запланированных работ и предполагаемая стоимость их выполнения, согласованная с заказчиком. В процессе выполнения работ в заказ-наряде отмечается их выполнение соответствующей подписью исполнителя, получение запасных частей и материалов, а также приемка выполненных работ службой ОТК, рассчитывается окончательная стоимость выполненных работ и делается отметка о выдаче автомобиля владельцу (рисунок 6).

Приемосдаточный акт (форма 4) находится у мастера-приемщика и мастера подготовки производства. Заполняется в двух экземплярах: первый прикладывается к заказ-наряду, а второй находится у заказчика. На основании заказ-нарядов и приемосдаточных актов составляются суточные и месячные графики загрузки участков ремонта автомобилей (форма 5) и делаются соответствующие записи в журнал движения заказ-нарядов.

Рисунок 6 - Примерная схема документооборота на СТО: I-VIII - последовательность операций


.3 Схема технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля с диагностированием


Диагностирование легковых автомобилей на СТО проводят по схеме, приведенной на рисунке 7, [9].

-Основные маршруты

-Дополнительные (возможные) маршруты

Рисунок 7 - Схема организации диагностирования автомобилей на предприятиях автотехобслуживания

5. Технологический процесс диагностирования подвески


.1 Диагностические параметры и нормативы, характеризующие
техническое состояние подвески ВАЗ-2109

Таблица 4 - Параметры диагностирования подвески

Наименование параметраВеличина нормативаНоминальный ПнПредельный ПпПредельно-допустимый ПпдУглы установки колес: развал схождение 00±30/ 0±1 мм - - ±30/ -1…+1ммУгол продольного наклона оси поворота1030/-0030/-Усилие при ходе сжатия телескопической стоки, Н153129…177-Усилие при сжатии амортизатора задней подвески, Н247212…282Давление в телескопической стойке, МПа0,3--Длина нагруженной пружины задней подвески при нагрузке 325кгс240

.2 Технология диагностирования подвески


В практике диагностирования амортизаторов и подвески применяют метод измерения сцепления колес с дорогой и метод измерения амплитуды.

Схема метода диагностирования по сцеплению колес с дорогой представлена на рисунке 8.

При этом методе база колебаний в нижней части жесткая и подпружинена только в верхней части. Технология проверки амортизаторов и подвески при использовании метода сцепления колес с дорогой заключается в следующем. Сначала проверяемое колесо автомобиля устанавливается точно посередине измерительной площадки амортизаторного стенда. В состоянии покоя измеряется статический вес колеса. Затем включается привод перемещения одной из площадок в вертикальном направлении (сначала левой, потом правой). С помощью электродвигателя осуществляется периодическое возбуждение колебаний с частотой 25 Гц; при этом измерительная площадка перемещается как жесткое звено. Полученный в результате динамический вес колеса (вес на плите при частоте колебаний 25 Гц) сравнивается со статическим весом путем деления первого на второй.


Рисунок 8 - Схема метода диагностирования амортизаторов по сцеплению колес с дорогой: 1 - колесо автомобиля; 2 - пружина; 3 - кузов; 4 - амортизатор; 5 - ось автомобиля; 6 - измерительная площадка


Полученные значения коэффициента падения веса левого и правого колес и их разность (в процентах) выводятся на экран монитора.

Состояние амортизаторов характеризуется следующими соотношениями:

хорошее - не менее 70 % (для спортивной подвески - не менее 90 %);

слабое - от 40 до 70 (от 70 до 90);

дефектное - менее 40 % (от 40 до 70 %).

Результаты оценки состояния амортизаторов не должны различаться более чем на 25 % по бортам транспортного средства. Обработка результатов базируется на эмпирических значениях, которые были получены с помощью серийных исследований автомобилей различных производителей. При этом предполагается, что у среднестатистического автомобиля жесткость амортизаторов, как правило, увеличивается с увеличением нагрузки на ось.

Рассмотренный метод имеет следующие недостатки: результаты измерений зависят от давления воздуха в шине диагностируемого автомобиля; при диагностировании обязательно расположение колеса точно посередине площадки амортизаторного стенда; приложение постоянных внешних сил, боковых сил оказывает влияние на боковое перемещение автомобиля, что сказывается на результатах тестирования.

Диагностирование по методу измерения амплитуды, применяемое на оборудовании фирм «Боге» и МАХА, более прогрессивное. Площадка стенда подвешена на гибком торсионе, база колебаний подпружинена как в верхней, так и в нижней части, что позволяет измерять не только вес, но и амплитуду колебаний на рабочих частотах.

Технология проверки амортизаторов и подвески по методу измерения амплитуды заключается в следующем. Колесо автомобиля, установленное на площадку стенда, колеблется с частотой 16 Гц и амплитудой 7,5…9,0 мм (рисунок 9). После включения электродвигателя стенда колесо автомобиля колеблется относительно покоящихся масс автомобиля, частота колебаний увеличивается до достижения резонансной частоты (обычно 6…8 Гц).

После прохождения точки резонанса принудительное возбуждение колебаний прекращается выключением электродвигателей стенда. Частота колебаний увеличивается и пересекает точку резонанса, в которой достигается максимальный ход подвески. При этом осуществляется измерение частотной амплитуды амортизатора.

Рабочие характеристики амортизатора определяются в «дроссельном» и «клапанном» режимах. В дроссельном режиме, когда максимальная скорость поршня не более 0,3 м/с, клапаны отбоя и сжатия в амортизаторе не открываются. В клапанном режиме, когда в амортизаторе максимальная скорость поршня более 0,3 м/с, клапаны отбоя и сжатия открываются, причем тем больше, чем больше скорость поршня.


Рисунок 9 - Схема метода диагностирования амортизаторов по амплитудным колебаниям: 1 - колесо автомобиля; 2 - пружина; 3 - кузов; 4 - амортизатор; 5 - ось автомобиля; 6 - измерительная площадка


Диаграммы при испытании амортизатора на стенде записываются в дроссельном режиме при частоте 30 циклов в минуту, ходе поршня 30 мм, максимальной скорости 0,2 м/с. В случае, когда амортизатор испытывается в амортизаторной стойке, ход поршня составляет 100 мм. Диаграммы записываются в клапанном режиме при частоте 100 циклов в минуту, таком же ходе поршня, что и в дроссельном режиме, и при максимальной скорости поршня 0,5 м/с.

При испытании амортизаторов дефектом считается появление жидкости на штоке и у верхней кромки манжеты стойки или сальника амортизатора при условии, что жидкость появляется вновь после протирки места течи. Дефектом считается наличие стуков, скрипов и других шумов, за исключением звуков, которые связаны с перетеканием жидкости через клапанную систему, а также наличие избыточного количества жидкости («подпор»), эмульсирование жидкости, недостаточное количество жидкости («провал»).

Дефектом считается и отклонение формы кривых диаграмм от эталонной. На рисунке 10 показана эталонная форма диаграммы и форма диаграммы амортизатора с дефектами.


Рисунок 10 - Диаграммы работы исправного и дефектного амортизаторов: I, II, III - участки, свидетельствующие о наличии соответственно эмульсирования жидкости, «провала» и «подпора»; Ро, Рс - силы сопротивления при ходе отбоя и ходе сжатия


Амплитуда колебаний определяется по движению следующей за колесом проверочной площадки и регистрируется. При этом измеряется также максимальное отклонение (максимальная амплитуда колебаний). Оно пересчитывается и показывается на экране монитора раздельно для левого и правого амортизаторов. По графику колебаний на экране монитора можно оценить эффективность амортизаторов, даже не зная параметров, заложенных изготовителем: чем меньше амплитуда резонанса на графике 11, тем лучше работает амортизатор.


Рисунок 11 - Амплитуда колебаний амортизатора


Пример документирования результатов проверки амортизаторов передней и задней осей автотранспортного средства на стенде показан на рисунке 12.

Рисунок 12 - Данные контроля амортизаторов


Измеренные для каждого колеса на резонансной частоте значения амплитуды колебаний выводятся в миллиметрах. Кроме того, для обоих амортизаторов одной оси выводятся разности хода колес. Благодаря этому можно судить о взаимном влиянии обоих амортизаторов одной оси.

Состояние амортизаторов по амплитудному показателю определяется следующим образом:

хорошее - 11…85 мм (для задней оси массой до 400 кг - 11,75 мм);

плохое - менее 11;

изношенное - более 85 мм (для задней оси массой до 400 кг - более 75 мм).

Разность хода колес не должна превышать 15 мм.

На стендах для проверки амортизаторов, например фирмы МАХА, можно производить поиск шумов подвески. В этом режиме оператор может сам задавать частоту вращения ротора (от 0 до 50 Гц). Без режима поиска шумов источник шума необходимо искать за доли секунды, пока затухают колебания подвески.

ТО стендов для проверки амортизаторов и подвески включает проверку крепления стенда к основанию, а также всех резьбовых соединений через каждые 200 ч работы и не реже одного раза в год. Через каждые 200 ч работы рычаги стенда смазывают густой смазкой.


.3 Операционно-технологическая карта


Технологическая карта на ремонт подвески автомобиля ВАЗ-2109 представлена в приложении А.

Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воздействиям по агрегату или системе автомобиля.

Постовая технологическая карта отражает последовательность операций ТО (диагностики) по агрегатам (агрегату) или системам, которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики). В соответствии с требованиями операционно-технологическая и постовая технологическая карты выполняются по форме 1,2 и 2а МУ-200 РСФСР-12-0193-81.

Технологическиё процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, шиномонтажные, аккумуляторные, арматурно-кузовные, обойные работы ТР оформляются в виде маршрутной карты.

Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремонту агрегатов или механизмов автомобиля в одном из подразделений ТР. В соответствии с требованиями ГОСТа 3.1105-84 маршрутная карта выполнятся по форме 3 и 3а.

Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта. Технологические карты составляется на:

Определенный вид работ ТО, ремонта, диагностирования;

Специализированный пост зоны ТО (постовая карта);

Один из постов линии диагностирования (карты диагностирования Д-1,Д-2);

Специализированное переходящее звено (бригаду) рабочих при методе универсальных постов;

Операцию ТО, ремонта, диагностирования (часть постовых работ);

Операции, выполняемые одним или несколькими рабочими (карта на рабочее место).

Заключение

подвеска автомобиль неисправность ремонт

В процессе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:

по исходным данным была разработана операционная карта ТО ВАЗ-2109;

приведены характерные возможные неисправности, их внешние признаки, способы устранения;

приведены диагностические параметры, нормативы и их значения согласно РД 46448970-1040-99 подвески автомобиля ВАЗ-2109.

Литература


1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта РСФСР. - М.: Транспорт, 1988. - 78с.

. Грибков В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. - М.: Россельхозиздат, 1984. - 224с.

. Руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля ВАЗ 2109.

4. Рябченко С.В.,Левкин Г. М.Технологические процессы в сервисе/

Методические указания по выполнению контрольной работы и курсового проекта для студентов специальности 100101.65 (2307.00) «Сервис»специализации (2307.12) «Автосервис», Санкт-Петербург, 2006. - 24 с.

. Техническая эксплуатация автомобилей/Под ред. Кузнецова Е.С. - М.: Наука, 2004. - 535 с.

. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД -200-РСФСР-15-0150-81-М.: 1982

. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов/ В.И. Сарбаев, С.С. Селиванов, В.Н. Коноплёв, Ю.Н. Демин. - Ростов/Д: Феникс, 2005. - 380с.

. Волгин В.В., Автосервис: Создание и сертификация ; Практическое пособие. - М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - 620с.

. Хазаров А.Н. Диагностическое обеспечение ТО и ремонта автомобилей. - М.: Высш. Шк., 1990. - 208 с.


Теги: Усилитель импульсный  Курсовая работа (теория)  Информатика, ВТ, телекоммуникации
Просмотров: 24205
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Усилитель импульсный
Назад