Возможности и преимущества использования сетевых технологий в образовании

Содержание


Введение

Глава 1. Формы использования сетевых технологий в образовании

.1 Сетевые технологии в образовании

.2 Электронная почта

1.3 Технология World-Wide Web (WWW)

1.4 Поисковые системы и каталоги Интернет

.5 Компьютерные телеконференции

.6 Электронные библиотеки

Глава 2. Собственно образовательные сетевые технологии и ресурсы

.1 Желательные компоненты системы сетевого образования

.2 Образовательные порталы и дистанционное образование

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Образование должно опережать жизнь. Это аксиома, давно ставшая общим местом, но по-прежнему остающаяся (по крайней мере, в России) чистой декларацией. Каким образом образование может опережать жизнь? Понятно, что преподавать то, чего ещё нет, невозможно. Но давать учащемуся самые современные знания, одновременно ориентируя его на решение основополагающих, концептуальных вопросов, - можно. Именно концептуальность образования в области конкретных реализаций стимулирует поиск новых, более совершенных, более смелых решений.

Информатизация является объективным процессом во всех сферах человеческой деятельности, в том числе образовании. Цель информатизации образования состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий.

Информационная насыщенность современного общества, его функциональность на достойном уровне сегодня предполагают такие скорости движения информации, которые могут обеспечить только компьютерные сети, интегрированные в глобальное информационное пространство.

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть проблемы внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий в связи с растущей глобализацией всех областей жизни общества, в том числе и педагогической науки и практики.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: выявление основных проблем и перспектив внедрения в образование информатизации; рассмотрение форм использования сетевых технологий в образовании; обзор сетевых технологий, в российском образовании.


Глава 1. Формы использования сетевых технологий в образовании


.1 Сетевые технологии в образовании


Бурное развитие телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, и мультимедиа в последние годы не только способствовало появлению повышенного интереса к использованию компьютеров в учебном процессе, но и обусловило появление системы образования нового поколения - компьютерного дистанционного образования. О чем свидетельствует приведенная ниже схема.


Схема 1 - Образование нового поколения - компьютерное дистанционное образование


Сетевое образование, как один из видов дистанционного, представляет собой быстро меняющуюся и пока во многом гипотетическую область социально-экономического развития, плохо поддающуюся прогнозированию, что предполагает важность оценки альтернативных технологий и всевозможный "подогрев" интереса общественности и специалистов к этой области.

Основная проблематика сетевого образования, включает вопросы развития новых технологических схем, модернизацию методических ресурсов и развитие инфраструктуры. Рассмотрение актуальных проблем сетевого образования происходит на фоне продолжающегося в последние годы процесса сокращения рабочих мест практически во всех развитых странах, ускорения модернизации под воздействием экологических ограничений содержания многих профессий, с одной стороны, и, с другой, - вследствие непрекращающегося технологического развития человечества.

Всё это ведёт к сокращению жизненного цикла знаний и навыков, превращает образовательную функцию из разовой (как в начале века) и повторяющейся (в середине века) в регулярную. Наиболее яркий пример - информационные технологии, меняющие программно-технические платформы через полтора-два года. В этих условиях классическая форма очного обучения становится лишь частью общего образовательного инструментария, причём всё меньшей частью. Внешне незаметно, но непрерывно возрастает косвенное участие в образовательном процессе электронных средств массовой информации - в первую очередь, телевидения, а в последние годы - и общедоступных компьютерных сетей.


1.2 Электронная почта


В качестве самой популярной "несущей" технологии в дистанционном образовании сейчас используется обычная электронная почта, базирующаяся на протоколе TCP/IP [Transmission Control Protocol/Internet Protocol - протокол управления передачей/протокол Internet, стек протоколов Internet (для использования в семействе сетей Internet и для объединения неоднородных сетей)]. Обучающимся очень часто бывает удобно разделять момент времени получения и осмысления учебной информации и момент времени направления ответного сигнала, который может представлять собой дополнительные вопросы к "учителю", или ответы на контрольные вопросы и задачи, содержащиеся в полученном учебном материале.

В равной степени электронная почта хороша для поддержки и других базисных функций образовательного процесса. Привлекательность технологической схемы электронной почты, опирающаяся на её относительную доступность и дешевизну, по-видимому, сохранится для "заочников" на десятки лет.

В последнее время все больше внимания уделяется технологиям реального времени, в том числе, в первую очередь, технологии "всемирной паутины" -World Wide Web.


1.3 Технология World-Wide Web (WWW)


Технология Internet, названная Всемирная паутина (World-WideWeb, WWW или W3) является одним из популярных и интересных сервисов Интернет сегодня, а также удобным средством работы с информацией. Очень часто понятия WWW и Интернет даже считают тождественными.

Эта система основана на двух "китах" - Протокол Передачи Гипертекста - Hypertext Transport Protocol (HTTP), который служит для передачи сложных документов, и Язык Создания Гипертекста - Hypertext Markup Language (HTML), использующий гипертекстовые связи для определения объектов внутри документов-файлов.- информационная система, которой весьма непросто дать корректное определение. Вот некоторые из эпитетов, которыми она может быть обозначена: гипертекстовая, распределенная, интегрирующая, глобальная. WWW работает по принципу клиент-сервер, точнее, клиент-серверы: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ - документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернет. Более того, большинство программ-клиентов WWW (browsers, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: ftp, gopher, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т.д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернет, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.- сервис прямого доступа, требующий полноценного подключения к Интернет, и более того, часто требующий быстрых линий связи, в случае, если документы, которые Вы читаете, содержат много графики или другой нетекстовой информации.

Технология Web, разработанная в 1989 г. в Женеве, в Лаборатории физики элементарных частиц Европейского центра ядерных исследований (CERN) Тимом Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) и его коллегами-программистами, сначала была направлена на создание единой сети для научных сотрудников, занимающихся физикой высоких энергий. Однако вскоре эта технология нашла гораздо более широкое применение. Первые программы, демонстрирующие работу системы, были закончены в 1992 году и с тех пор WWW - наиболее динамичная и быстро развивающаяся часть Интернет.

Система WWW проста в использовании, что и предопределило ее успех. До появления World Wide Web Интернет была доступна только квалифицированным пользователям компьютера. Теперь же, не имеющие большого компьютерного опыта легко пользуются системой.


1.4 Поисковые системы и каталоги Интернет


В Интернет можно найти любую информацию из той, которая в ней имеется. Интернет - это гигантская библиотека. Как и во всякой библиотеке, здесь надо уметь пользоваться поисковым аппаратом. Как искать? Каталог информации и услуг, доступных в Интернет с помощью WWW, уже сегодня занял бы не один десяток томов печатного текста. Поэтому на первый план выходит проблема поиска нужной информации, которую помогают решить специализированные поисковые системы.

Пожалуй, самой полезной чертой Интернет является наличие в нем поисковых серверов. Это выделенные компьютеры, которые автоматически просматривают все ресурсы Интернет, которые могут найти, и индексируют их содержание. Затем имеется возможность передать такому серверу фразу или набор ключевых слов, описывающих интересующую тему, и сервер возвратит список ресурсов, соответствующих запросу.

Сегодняшние поисковые системы поддерживают индексы, включающие весьма значительную часть ресурсов Интернет. Таких серверов существует довольно-таки много, и вкупе они охватывают практически все доступные ресурсы. Если в Интернет есть информация, которая интересует обучающегося, то ее наверняка можно найти при помощи поисковых серверов. Это самое мощное средство нахождения ресурсов в сети. В каталогах Интернет хранятся тематически систематизированные коллекции ссылок на различные сетевые ресурсы, в первую очередь на документы World Wide Web. Ссылки в такие каталоги заносятся не автоматически, но их администраторами. Более того, занимающиеся этим люди стараются сделать свои коллекции наиболее полными, включающими все доступные ресурсы на каждую тему. В результате пользователю не нужно самому собирать все ссылки по интересующему его вопросу, но достаточно найти этот вопрос в каталоге - работа по поиску и систематизации ссылок уже сделана за него.


1.5 Компьютерные телеконференции


Глобальная сеть Интернет позволяет поддерживать такой важный режим связи, как телеконференции. Под компьютерной телеконференцией понимается специальным образом организованная область памяти на компьютере, поддерживающем работу телекоммуникационной системы. Все абоненты, имеющие доступ к этой области памяти (к телеконференции), имеют возможность, как получить на свой компьютер весь текст, который уже находился к этому моменту в этой области памяти, так и добавить к нему свой текст. По мере добавления к телеконференции текстов и реплик, присылаемых ее участниками, общий текст становится все более похожим на стенограмму обычной конференции. Отсюда и название - телеконференция.

Существует много видов телеконференций, отличающихся способами взаимодействия ее участников с компьютером (пользовательским интерфейсом), а также способами организации рубрик телеконференции. Различия определяются тем программным обеспечением, которое использует телекоммуникационная система для реализации режима телеконференций.

Однако, несмотря на различие телеконференций, всем им присуща одинаковая структура. Конференция начинается некоторым текстом, задающим ее тему. Далее каждый из участников имеет возможность добавить к этому тексту свою реплику. Все реплики располагаются последовательно по мере поступления и доступны вместе с исходным текстом всем участникам телеконференции. При последующих обращениях можно получать либо весь текст, либо только новые фрагменты текста. Каждый участник телеконференции имеет возможность работать в удобное для него время.

Участники телеконференции могут быть разбиты на группы для разработки отдельных тем, их доступ к отдельным темам может быть ограничен. Преподаватель может задавать наводящие вопросы, ставить новые проблемы, обращаться к отдельным участникам индивидуально. В общем, телеконференция предоставляют широкие возможности для организации учебного процесса. Однако каковы бы ни были задания или смысл всей телеконференции, это коллективная деятельность особого рода. Участники этой деятельности не видят друг друга, возможно незнакомыми никогда не познакомятся лично. Их работа в телеконференции растянута во времени, и происходит, как правило, на фоне основной деятельности, возможно не имеющей отношения к изучаемому материалу. Как бы то ни было, поведение участников телеконференций оказывается подверженным некоторым закономерностям, зная которые можно эффективно влиять на успешность самой телеконференции и, как следствие, успешность изучения того учебного материала, усвоению которого телеконференция посвящена.

Кроме того, конференции могут подразделяться: по способам доступа; по способам участия; по способам достижения цели. Что и показано в нижеследующей схеме.


Схема 2 - Способы конференций


1.6 Электронные библиотеки


Формы использования сетевых технологий в образовании могут быть различными. В принципе, хранение документов в электронном виде на носителе, доступном из сети, и в формате, интерпретируемом любым достаточно распространённым пользовательским программным пакетом, уже является образовательной сетевой технологией. Речь идёт о так называемых электронных библиотеках. Это могут быть и доступные только по ftp файловые хранилища, в которых документы рассортированы по каталогам в соответствии с тематикой, хронологией или форматом, а каждый каталог снабжен файлом описаний (file_id.diz, descript.ion, files.bbs, read.me и т.п.). Сетевые библиотеки с подобным устройством, хотя и продолжают сегодня существовать, но, безусловно, не являются массовыми, по крайней мере - самыми массовыми. Да и назвать такое файлохранилище библиотекой было бы не совсем верно - это больше похоже на домашнюю книжную полку.

В эпоху гипертекста и организованных баз данных для интерфейса сетевой библиотеки более характерно наличие гипертекстовой главной, титульной страницы и доступного с неё электронного каталога на базе какой-либо достаточно мощной СУБД (среды управления базами банных; чаще всего сегодня это MySQL) с возможностью поиска документа (записи) по различным ключам (автор, заглавие, тематика, контекст бибзаписи, любое встречающееся слово и т.д.) и сортировки по различным признакам.

Определение собственно ключей и признаков сортировки, т.е. классификация единиц хранения - очень важная часть организации сетевой библиотеки. Большая часть ныне существующих русскоязычных сетевых библиотек создавалась любителями, и классификация хранимых текстов в них оставляет желать много лучшего

Можно сказать, что российское интернет-библиотечное дело находится в зачаточном состоянии, что не удивляет: русскому сегменту сети Интернет недавно исполнилось всего десять лет.

Использование же российскими пользователями зарубежных сетевых хранилищ информации часто бывает затруднено недостаточным знанием английского языка, и отсутствием на многих российских рабочих станциях программ, способных интерпретировать форматы postscript и TeX/LaTeX.

Глава 2. Собственно образовательные сетевые технологии и ресурсы


.1 Желательные компоненты системы сетевого образования


Сами по себе хранилища информации, пусть и оснащённые достаточно удобным интерфейсом и общедоступные, можно считать образовательными порталами лишь с определенной натяжкой. Для того, чтобы информация служила образованию, желательны, кроме неё самой, ещё несколько элементов таких, как программа и методики усвоения информации; наставник; система проверки усвоенных знаний; способ удостоверения полученной в процессе образования квалификации. Схема иллюстрирует данные положения.


Схема 3 - Компоненты системы сетевого образования

электронный библиотека образование

2.2 Образовательные порталы и дистанционное образование


Заведение, соответствующее вышеизложенным пожеланиям, - это собственно образовательное учреждение. Применительно к Сети - образовательный портал.

Для образования, получаемого по сети, в речь сегодня введён новый термин - дистанционное. От традиционного заочного дистанционное образование отличается тем, что получающий его, как правило, не имеет полноценного вербального и визуального контакта с преподавателем (преподавателями) даже эпизодически. Он не выезжает на установочные и экзаменационные сессии, не присутствует лично на лекциях и экзаменационных испытаниях. Обучение сводится к получению обучающимся по сети программы, методик, заданий и специальных текстов, ответу (по сети же) на контрольные вопросы и тесты и выполнению и отсылке в адрес учреждения дистанционного образования какой-то итоговой работы.

Реальный контроль за работой обучаемого фактически сведён к нулю, а потому не удивительно, что престиж дистанционного образования на сегодняшний день очень низок - даже в сравнении с престижем заочного. Безусловно, то же следует сказать и о его качестве.

Так или иначе, основным дистанционное образование на сегодняшний день быть не может. По крайней мере - в России, где эпоха сверхузких специалистов наступит, вероятно, ещё не скоро - в силу специфики национально-исторической ситуации.

Это связано с сегодняшним уровнем развития технологии. Вероятно, когда скорость обмена данными и качество представления этих данных на пользовательском терминале возрастут настолько, что смогут создавать хотя бы минимальный эффект присутствия, качество и, соответственно, престиж дистантного образования приблизятся к качеству и престижу очного, т.к. можно будет проводить вполне полноценные удалённые лекции, конференции, экзамены.

В какой-то степени это возможно и сегодня - при помощи webcam и программ типа NetMeeting, однако web-камеры пока являются слишком дорогим оборудованием для того, чтобы присутствовать на рабочих станциях достаточного количества обучаемых, а скорость подключения большинства рядовых рабочих станций к сети столь низка при, одновременно, весьма высокой оплате этого подключения, что и нормально и безболезненно для бюджета принять обучающемуся качественный видео-аудиопоток часто представляется мало возможным. Отсюда - простой (и фактически анонимный) обмен текстами и "птичками" при ответе на тесты.


Заключение


Научный подход к решению проблем информатизации образования ставит ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний, навыков, умений, выработки таких качеств личности, которые смогли бы обеспечить успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях информационного общества.

Технологическая направленность образования заключается в следующих направлениях его реализации:

внедрение средств НИТ в образовательный процесс;

повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;

системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения;

построение и развитие единого образовательного информационного пространства.

Научные исследования, проведенные в Российском научно-исследовательском институте системной интеграции (Рос НИИ СИ) Министерства образования РФ, позволили выделить ряд актуальных информационных и телекоммуникационных технологий в средней и высшей школе России, среди них: 1. Электронный учебник; 2. Система мультимедиа; 3. Экспертная система; 4. Система автоматизированного проектирования; 5. Электронный библиотечный каталог; 6. Базы данных; 7. Локальные и распределенные (глобальные) вычислительные системы; 8. Электронная почта; 9. Голосовая электронная почта; 10. Электронная доска объявлений; 11. Система телеконференций; 12. Настольная электронная типография.

Доступность достигается за счет возможности получать образование различными слоями населения; в различных географических регионах; на различных технических платформах; на различных языках; в различных учебных заведениях.

Не вызывает сомнений, что всестороннее и полноценное использование преимуществ сетевого обучения позволит поднять образование на качественно новый, отвечающий постоянно растущим потребностям «информационного» общества уровень.


Список использованной литературы


1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №217-ФЗ «Об образовании».

.Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».


Теги: Возможности и преимущества использования сетевых технологий в образовании  Реферат  Информационное обеспечение, программирование
Просмотров: 33213
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Возможности и преимущества использования сетевых технологий в образовании
Назад