Курсовая работа по предмету:
Анализ хозяйственной деятельности
Содержание
3.1. Анализ технико-организационного уровня предприятия. 10
3.2. Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия. 18
3.3. Анализ оборотных средств и материальных ресурсов предприятия 20
3.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия. 24
3.5. Анализ объема реализации услуг. 30
3.6. Анализ качества услуг и обслуживания. 36
3.7. Анализ себестоимости услуг. 37
3.8. Анализ прибыли и рентабельности. 39
3.9. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия 41
В настоящее время от предприятий требуется повышение эффективности деятельности, конкурентоспособности выпускаемой продукции и оказываемых услуг, на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности деятельности, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Целью данной курсовой работы является - проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг.
Исходя из цели курсовой работы, вытекают следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе является хозяйственная деятельность ООО «Леван», основным видом деятельности которого является оказание услуг по установке и монтажу дверей и проведение отделочных работ.
Основным практическим материалом для выполнения курсовой работы является бухгалтерская отчетность ООО «Леван».
Выполнение данной работы основано на методических рекомендациях к выполнению курсовой работы по анализу хозяйственной деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью «Леван» (сокращенное фирменное наименование общества – ООО «Леван») зарегистрировано в 1998 году, учреждено физическим лицом – единственным участником общества.
ООО «Леван» является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет фирменную круглую печать, содержащую фирменное наименование на русском языке, вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, расчетные счета в банке.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанность и быть истцом и ответчиком в суде.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Свою деятельность Общество осуществляет на основании текущего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», Устава предприятия.
Целью деятельности ООО «Леван» является получение прибыли.
Основной вид деятельности – оказание услуг по установке и монтажу металлических деверей, производство отделочных и завершающих работ.
Дополнительный вид деятельности – прочая розничная торговля в специализированных магазинах.
ООО «Леван» занимается оказанием услуг по установке металлических дверей, напольных покрытий и др. отделочных работ, а также продажей строительных материалов.
Основными принципами деятельности ООО «Леван» являются получение прибыли, максимальное удовлетворение потребностей своих клиентов.
Обширная техническая база, высококвалифицированные кадры позволяют компании предоставлять широкий спектр специальных отделочных работ.
Предприятие имеет комплект оборудования, машин, механизмов для выполнения всех заявленных видов работ и способно выполнять работы одновременно на нескольких объектах. Оборудование позволяет проводить полный объем ремонтных работ.
Основные экономические показатели деятельности предприятия приведены в таблице 1.
На основании данных этой таблицы можно сделать следующие выводы.
В 2006 году значительно увеличился объем реализации услуг исследуемого предприятия. Он вырос на 64% по сравнению с 2005 годом.
Наряду с увеличение объемов реализации увеличилась и себестоимость реализации услуг ООО «Леван». Рост себестоимости составил 164%.
Прибыль от реализации услуг при этом увеличилась на 69% по отношению к 2005 году.
Прибыль до налогообложения выросла на 40%. А рост чистой прибыли составил 168%.
Численность работающих в ООО «Леван» на конец 2006 года составляет 44 человека. Это на 10% меньше чем в 2005 году. Наблюдается снижение численности работающих.
Таблица 1
Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
Показатели | Ед. изм. | 2 005 | 2 006 | Абсолютное отклонение от базисного года | Относительное отклонение от базисного года | |
Темп роста | Темп прироста | |||||
(%) | (%) | |||||
Количественные |
|
|
|
|
|
|
1. Объем реализации услуг | тыс. руб. | 67 793 | 111 044 | 43 251 | 164% | 64% |
2. Себестоимость услуг (затраты на производство и реализацию услуг) | тыс. руб. | 66 933 | 109 594 | 42 661 | 164% | 64% |
3. Прибыль от реализации услуг | тыс. руб. | 860 | 1 450 | 590 | 169% | 69% |
4. Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) | тыс. руб. | 620 | 866 | 246 | 140% | 40% |
5. Прибыль после налогообложения (чистая прибыль) | тыс. руб. | 658 | 1 106 | 448 | 168% | 68% |
6. Численность работающих, | чел. | 49 | 44 | -5 | 90% | -10% |
в том числе численность рабочих |
| 37 | 34 | -3 | 92% | -8% |
7. Среднегодовая стоимость ОПФ | тыс. руб. | 411 | 419 | 8 | 102% | 2% |
8. Годовой остаток оборотных средств | тыс. руб. | 16 922 | 19 460 | 2 538 | 115% | 15% |
9. Выработка на 1 работающего, | тыс. руб. | 1 384 | 2 524 | 1 140 | 182% | 82% |
в том числе выработка на 1 рабочего | тыс. руб. | 1 832 | 3 266 | 1 434 | 178% | 78% |
10. Затраты на 1 рубль объема реализации услуг | тыс. руб. | 0,99 | 0,99 | 0 | 100% | 0% |
11. Рентабельность: общая | % | 1,28 | 1,32 | 0 | 103% | 3% |
расчетная | % | 0,97 | 1,00 | 0 | 103% | 3% |
12. Фондоотдача | руб | 165 | 265 | 100 | 161% | 61% |
13. Фондоемкость | руб | 0,0061 | 0,0038 | 0 | 62% | -38% |
14. Фондовооруженность | тыс. руб. | 8,38 | 9,51 | 1 | 114% | 14% |
15. Фондорентабельность | % | 160 | 264 | 104 | 165% | 65% |
16. Коэффициент оборачиваемости | оборотов | 4 | 6 | 2 | 142% | 42% |
18. Длительность оборота оборотных средств | дней | 91 | 64 | -27 | 70% | -30% |
Численность рабочих на конец исследуемого периода составляет 34 человека. Численность рабочих также снизилась и составила 92% от уровня 2005 года.
Предприятие располагает основными производственными фондами. Среднегодовая стоимость ОПФ растет. В 2005 году она составила 411 тыс. руб, а в 2006 году выросла на 2%.
Стоимость оборотных средств за исследуемый период выросла с 16922 тыс. руб, до 19460 тыс. руб. Ее рост составил 115% по отношению к 2005 году.
Выработка на одного работающего увеличилась на 82%, выработка на одного рабочего увеличилась на 78%. Это обусловлено в основном увеличением объема реализации работ и услуг предприятия, а также снижением численности персонала.
Затраты на 1 рубль реализации услуг достаточно большие и составляют 0,99 руб на протяжении 2005- 2006 гг.
Рентабельность деятельности не высока и составляет 1,32% на конец исследуемого периода. Положительным моментом является то, что рентабельность имеет положительную динамику. Ее рост составил 103%.
За период 2005-2006 года возросла фондоотдача. Ее рост составил 161%. Это обусловлено увеличением объемов реализации работ и услуг предприятия.
Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче. Она показывает долю основных фондов в выручке предприятия. Фондоемкость за исследуемый период соответственно снизилась на 38%.
Фондовооруженность показывает сколько основных фондов приходится на 1 работника предприятия. Фондовооруженность возросла. Ее рост составил 114%. Это обусловлено снижением численности работников предприятия и ростом среднегодовой стоимости основных фондов.
Фондорентабельность также увеличилась. Ее рост составил 165%. Это обусловлено ростом прибыли предприятия.
Улучшились показатели деловой активности, в частности выросла оборачиваемость оборотных активов с 4 до 6 оборотов. Продолжительность оборота снизилась на 30%.
Все эти показатели положительно характеризую процесс финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Общими задачами анализа хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг могут являться следующие:
Анализ основных экономических показателей, выполненный в предыдущем разделе, показал что предприятие функционирует и успешно развивается. Поэтому основной задачей в данной курсовой работе для себя мы определяем изучение и объективную оценку результатов работы предприятия и выявление возможных проблем функционирования.
Далее перейдем к анализу хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.
Этот анализ проводится по трем основным направлениям:
Научно-технический уровень производственного процесса на предприятии характеризуется наличием и состоянием основных производственных фондов, уровнем их обновления и совершенствования, прогрессивностью структуры (в том числе и технологической), а также прогрессивностью применяемых технологий, технических решений и технической вооруженностью труда.
Рассмотрим движение основных фондов предприятия. Данные показатели сгруппируем в таблице 2.
Таблица 2
Анализ уровня обновления основных производственных фондов, тыс. руб
Наименование ОПФ | 2 005 | Поступило | Выбыло | 2 006 |
Здания и Сооружения | 106 | 32 | 23 | 115 |
Машины и оборудование | 128 |
| 8 | 120 |
Транспортные средства | 105 | 84 | 54 | 135 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 99 | 27 | 97 | 29 |
Итого ОПФ, | 438 | 143 | 182 | 399 |
в том числе активная часть ОПФ | 332 | 111 | 159 | 284 |
Основные производственные фонды предприятия представлены сооружением склада, оборудованием, транспортными средствами и производственным и хозяйственным инвентарем.
Данные основные фонды задействованы в процессе основной деятельности по оказанию услуг по монтажу и производству отделочных работ. Данные таблицы показывают, что за 2006 год величина основных фондов уменьшилась. Стоимость выбывших ОПФ превосходит стоимость вновь поступивших ОПФ.
Далее в таблице 3 представлены расчеты коэффициентов, характеризующих движение основных производственных фондов предприятия.
Таблица 3
Показатели движения ОПФ
Наименование ОПФ | Коэффициент поступления | Коэффициент выбытия | Коэффициент прироста |
Здания и Сооружения | 0,28 | 0,22 | 0,30 |
Машины и оборудование | 0,00 | 0,06 | 0,00 |
Транспортные средства | 0,62 | 0,51 | 0,80 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 0,93 | 0,98 | 0,27 |
Итого ОПФ, | 0,36 | 0,42 | 0,33 |
в том числе активная часть ОПФ | 0,39 | 0,48 | 0,33 |
Коэффициенты прирост незначительно отличаются от коэффициентов выбытия. На предприятии идет процесс постепенного обновления ОПФ, т.е. часть изношенных Основных средств выбывает, и заменяется новыми.
Снижение стоимости ОПФ в основном обусловлено выбытием производственного и хозяйственного инвентаря.
Коэффициент прирост меньше коэффициента поступления, что свидетельствует о превышении выбытия ОПФ над поступлением.
Уровень коэффициента выбытия достаточно высок 0,42 за исследуемый период. Это означает, что около 42% ОПФ выбыло. А поступило ОПФ в целом на 36%.
В процессе основной деятельности происходит достаточно быстрый износ производственного инвентаря. Поэтому коэффициенты обновления и выбытия достаточно высокие. Оборудование имеет срок полезного использования более 3 лет.
Далее рассмотрим структуру ОПФ. Данные приведены в таблице 4
Таблица 4
Оценка прогрессивности структуры основных производственных фондов
Показатели | 2 005 | 2 006 | |
1. Среднегодовая стоимость ОПФ | 438 | 399 | |
2. Среднегодовая стоимость активной части ОПФ | 332 | 284 | |
3. Доля активной части ОПФ | 76% | 71% |
Структура ОПФ является прогрессивной, т.к. доля их активной части составляет на конец исследуемого периода 71% и соответственно превышает пассивную. Однако снижение доли активной части основных производственных фондов является одним из отрицательных факторов технического развития предприятия.
Далее рассмотрим степень изношенности основных фондов и рассчитаем коэффициент годности ОПФ. Расчеты приведены в таблице 5.
| 2005 | 2006 | ||||||
Первоначальная стоимость, тыс. руб. | начисленный износ, тыс. руб. | Остаточная стоимость, тыс. руб. | Степень годности, % | Первоначальная стоимость, тыс. руб. | начисленный износ, тыс. руб. | Остаточная стоимость, тыс. руб. | Степень годности, % | |
Здания и Сооружения | 106 | 46 | 60 | 57% | 115 | 50 | 65 | 57% |
Машины и оборудование | 128 | 49 | 79 | 62% | 120 | 51 | 69 | 58% |
Транспортные средства | 105 | 32 | 73 | 70% | 135 | 54 | 81 | 60% |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 99 | 36 | 63 | 64% | 29 | 29 | 0 | 0% |
Итого | 438 | 163 | 275 | 63% | 399 | 184 | 215 | 54% |
Данные расчеты показали, что на конец исследуемого периода основные фонды предприятия имеют степень годности более 50%. Однако изношенность ОПФ налицо и можно порекомендовать предприятию более интенсивное обновление ОПФ.
Таблица 6
Анализ технической вооруженности труда
Показатели | 2 005 | 2 006 | Отклонение | |
+ - | % | |||
1. Среднегодовая стоимость ОПФ | 438 | 399 | -39 | -9% |
В т.ч. Машины и оборудование | 128 | 120 | -8 | -6% |
2. Среднегодовая стоимость активной части ОПФ | 332 | 284 | -48 | -14% |
3. Среднесписочная численность рабочих (основных работников) | 37 | 34 | -3 | -8% |
4. Фондовооруженность труда | 11,84 | 11,74 | -0,10 | -1% |
в том числе машинами и оборудованием | 3,46 | 3,53 | 0,07 | 2% |
Техническая вооруженность труда характеризуется показателями фондовооруженности. Фондовооруженность труда отражает среднюю стоимость основных производственных фондов в расчете на одного рабочего (основного работника) предприятия, поэтому является одним из основных показателей технико-организационного уровня предприятия.
Расчет фондовооруженности одного рабочего показал, что она снизилась на 1%. Это обусловлено снижением стоимости ОПФ.
Однако фондовооруденность рабочих машинами и оборудованием выросла на 2%, что обусловлено снижением численности основных работников.
Снижение фондовооруденности труда отрицательно характеризует техническую сторону процесса выполнения работ и оказания услуг. Однако объемы реализации работ и услуг увеличиваются, что говорит об эффективном использовании ОПФ. Поэтому в нашем случае наблюдается разумная экономия и поддержание основного оборудования в хорошем состоянии, что позволяет его эффективно использовать, увеличивая при неизменнок количестве оборудования объемы производства работ.
Анализ технологии производства
При производстве отделочных работ предприятие применяет как старые методы отделки, так и использует некоторые прогрессивные технологии. В частности используются новые современные материалы в процессе отделки, применяются различные механические устройства, облегчающие физический труд основных работников.
Анализ организации производства и труда
Длительности производственного цикла (срока выполнения услуги) и ритмичности производства основных работ зависит от объемов работ, заказываемых клиентом.
Предприятие имеет большое количество заказов на производство работ и услуг. Интервал, между заключением договора на выполнение тех или иных отделочных работ и фактическим выполнением работ составляет в среднем от 2-х недель до 1 месяца.
На предприятии работают достаточно квалифицированные рабочие, имеющие опыт работы в данной сфере.
Заработная плата основных работников сдельная – т.е. размеры оплаты труда напрямую зависят от количества выполненных работ и оказанных услуг, что побуждает персонал предприятия к более эффективному выполнению своих обязанностей, сокращает временные потери. Работник четко осознает зависимость оплаты его труда от его навыков и квалификации.
Более квалифицированные рабочие выполняют больше количество заказов, также всем работникам в зависимости от квалификации определяется разряд, влияющий на оплату труда.
Также на предприятии предусмотрена компенсация листов временной нетрудоспособности. Выплата отпускных и компенсация всех предусмотренных законодательством социальных гарантий.
Анализ организационной структуры и эффективности управления предприятием
Подбор кадров осуществляется по следующим этапам: организация и состав трудового коллектива, объединение коллектива в рамках одной организации, подборка кадров (реклама, объявления), прием, расстановка персонала в соответствии с их особенностью, обеспечение взаимосвязи деятельности персонала, определение правил жизнедеятельности персонала.
На данном предприятии состав персонала определен в зависимости от объема работ и функций, необходимых для выполнения этих работ, т.е. штатное расписание включает в себя: руководителей подразделений, специалистов и основных работников
С работниками предприятия заключается трудовой договор, в котором указываются ответственности сторон. Предприятие со своей стороны обязано обеспечить безопасные и невредные условия труда для выполнения принятых работающим обязательств, обустроить рабочее место соответственно к правилам нормативных актов об охране труда, предоставить необходимый инвентарь, рабочую одежду, а также другие социальные гарантии. Они включают социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. А, работник со своей стороны должен соблюдать все правила безопасности на рабочем месте, пожарной безопасности, выполнять свою работу в соответствии с графиком рабочего времени. График работы определен с 10 до 20 часов, перерыв с 12 до 13 часов.
Эти документы согласовываются с бухгалтером и утверждаются директором. Изменения в штатную численность вносятся приказом директора.
Структурные подразделения ООО «Леван» представлены на рисунке 1.
Организационная структура предприятия построена по функциональному признаку, где каждый работник отвечает за свой определенный участок работы, в соответствии со своими обязанностями и компетенцией.
Генеральный Директор | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зам. директора по техническим вопросам |
| Коммерческий директор |
| Ст.Мастер |
| Гл. бухгалтер |
Рисунок 1. Структура ООО «Леван»
Генеральный директор – выполняет функции руководителя, отдает распоряжения, решает все организационные вопросы, осуществляет контроль над их прохождением.
Гл. бухгалтер – ведет бухгалтерский учет в соответствии с законодательством РФ. Составляет отчеты в Пенсионный фонд, Центр Занятости, фонд охраны труда от несчастных случаев на производстве, а также полный перечень отчетов, предоставляемых в отделение налоговой инспекции.
Коммерческий директор решает все вопросы связанные с реализацией услуг предприятия и обеспечением процесса производства работ и услуг всем необходимым.
Зам. директора по техническим вопросам руководит непосредственно процессом выполнения работ и оказанием услуг населению. Контролирует заключение договоров на оказание услуг. Контролирует качество выполненных работ и услуг.
Проведем анализ эффективности управления посредством сопоставления затрат на управление с полученными результатами. А также рассчитаем коэффициент эффективности управления и ряд других показателей. Расчеты представлены в таблице 7.
Таблица 7
Оценка эффективности управления предприятием
Показатели | 2 005 | 2 006 | 2006 к 2005 | |
абсолютное изменение | % | |||
1. Объем реализации услуг | 67 793 | 111 044 | 43 251 | 164% |
2. Среднегодовая стоимость ОПФ | 411 | 419 | 8 | 102% |
3. Среднесписочная численность рабочих (основного персонала) | 37 | 34 | -3 | 92% |
4. Среднесписочная численность специалистов и служащих (административно-управленческого персонала) | 12 | 10 | -2 | 83% |
5. Затраты на управление | 5 184 | 5 040 | -144 | 97% |
6. Приходится на одного работника управления: |
|
|
|
|
- реализованных услуг | 5649 | 11104 | 5 455 | 197% |
- стоимости ОПФ | 34 | 42 | 8 | 122% |
- численности рабочих (основных работников) | 3 | 3 | 0 | 110% |
7. Коэффициент эффективности управления | 13 | 22 | 9 | 168% |
Коэффициент эффективности управления определяется отношением объема реализации услуг к затратам на управление.
Расчет коэффициента эффективности правления показал, что эффективность управления предприятием в 2006 году возросла в абсолютном выражении на 9 единиц, или на 68%. Что является очень хорошим показателем и характеризует процесс управления предприятием положительно.
В частности наблюдается снижение количества административно-управленческого персонала, и снижение затрат на управление.
Увеличивается объем реализации услуг на одного работника управления. Численность основных работников превышает численность работников управления примерно в 3 раза.
Проведем оценку плановой потребности, фактического наличия и степени использования основного технологического оборудования на предприятии.
На предприятии в 2006 году сформировано 11 рабочих бригад, выполняющих основные работы и услуги по установке дверей и отделочные работы. Рассмотрим укомплектованность основных работников основным оборудованием. Данные представлены в таблице
Потребность в основном технологическом оборудовании определяется исходя из общего количества рабочих мест основного персонала предприятия или планируемого объема производственной программы.
Плановая потребность в сварочных аппаратах рассчитывается исходя из 1 аппарата на 2 бригады.
Электродрель, шуруповерт, и прибор для измерения должны быть в каждой бригаде.
Таблица 8
Оценка плановой потребности и фактического наличия технологического оборудования на предприятии
Наименование оборудования | 2005 | 2006 | ||||
плановая потребность | фактическое наличие | Излишек (+), недостаток (-) | плановая потребность | фактическое наличие | Излишек (+), недостаток (-) | |
Сварочный аппарат | 6 | 3 | -3 | 5 | 4 | -1 |
Электродрель | 11 | 10 | -1 | 11 | 11 | 0 |
Шуруповерт | 11 | 11 | 0 | 11 | 11 | 0 |
Прибор для измерения | 11 | 11 | 0 | 11 | 11 | 0 |
Данные таблицы показывают недостаток сварочных аппаратов. Однако данный недостаток компенсируется передачей данного аппарата при необходимости из другой бригады, временно свободной.
В базисном периоде наблюдается также нехватка электродрелей. В 2006 году она устранена.
В целом основные работники предприятия обеспечены необходимым оборудованием. Далее проведем оценку степени использования технологического оборудования
Таблица 9
Оценка степени использования технологического оборудования
на предприятии
Наименование оборудования | 2 005 | 2 006 | ||||||||
плановая потребность | фактическое наличие | работающее оборудование | Доля оборудования принятого к эксплуатации | коэффициент использования наличного оборудования | плановая потребность | фактическое наличие | работающее оборудование | Доля оборудования принятого к эксплуатации | коэффициент использования наличного оборудования | |
Сварочный аппарат | 6 | 3 | 3 | 0,50 | 1,00 | 5 | 4 | 4 | 0,80 | 1,00 |
Электродрель | 11 | 10 | 9 | 0,82 | 0,90 | 11 | 11 | 10 | 0,91 | 0,91 |
Шуруповерт | 11 | 11 | 9 | 0,82 | 0,82 | 11 | 11 | 11 | 1,00 | 1,00 |
Прибор для измерения | 11 | 11 | 11 | 1,00 | 1,00 | 11 | 11 | 11 | 1,00 | 1,00 |
Степень использования основного технологического оборудования на предприятии характеризуется показателем доли оборудования, принятого к эксплуатации и коэффициентом использования наличного оборудования. Оптимальное значение этих показателей должно быть равно 1.
На исследуемом предприятии некоторые значения этих показателей меньше 1, что свидетельствует о наличии неиспользуемого оборудования. Это оборудование не используется по причине выхода из строя. Данное оборудование требует ремонта.
Основным показателем эффективности использования основных производственных фондов является фондоотдача. Расчет фондоотдачи представлен в таблице 10
Таблица 10
Оценка степени влияния фондоотдачи на изменение объема реализации услуг
Показатели | 2 005 | 2 006 | Абсолютное отклонение |
1. Объем реализации услуг | 67 793 | 111 044 | 43 251 |
2. Среднегодовая стоимость ОПФ | 438 | 399 | -39 |
3. Фондоотдача | 155 | 278 | 124 |
Далее необходимо определить степень влияния фондоотдачи на объем реализации услуг, так как улучшение эффективности использования основных производственных фондов является одним из интенсивных резервов роста объема реализации услуг.
Рассчитаем уровень влияния изменения фондоотдачи и среднегодовой стоимости ОПФ на изменение объема реализации. Расчеты представлены в таблице 11.
Таблица 11
Расчет влияния факторов на изменение объема реализации
Влияние изменения среднегодовой стоимости ОПФ | 278 | * | -39 | = | -10 854 |
Влияние изменения фондоотдачи | 399 | * | 124 | = | 54 105 |
Суммарное влияние факторов |
|
|
|
| 43 251 |
Снижение среднегодовой стоимости ОПФ снизило объемы реализации на 10854 тыс. руб. А рост фондоотдачи позволил увеличить объемы реализации на 43251 тыс. руб. В результате влияния вышеперечисленных факторов Объем реализации услуг увеличился на 43251 тыс. руб.
Анализ оборотных средств предприятия начнем с оценки структуры оборотных средств. Состав и структура оборотных средств предприятия представлены в таблице 12.
Таблица 12
Оценка структуры оборотных средств
Состав оборотных средств (активов) | Объем, тыс. руб. | Структура, % | ||||
2005 | 2006 | +,- | 2005 | 2005 | +,- | |
1. Запасы | 6 778 | 7 325 | 547 | 40% | 38% | -2% |
2. НДС | 2 090 | 1 845 | -245 | 12% | 9% | -3% |
3. Дебиторская задолженность | 6 282 | 8 428 | 2 146 | 37% | 43% | 6% |
4. Денежные средства | 152 | 212 | 60 | 1% | 1% | 0% |
5. Краткосрочные финансовые вложения | 1 620 | 1 650 | 30 | 10% | 8% | -1% |
Всего оборотных средств | 16 922 | 19 460 | 2 538 | 100% | 100% | 0% |
Наглядно структура оборотных активов представлена на рисунке 2. Динамика оборотных активов представлена на рисунке 3.
Рисунок 2, Структура оборотных активов
Рисунок 3. Динамика оборотных активов
На основании таблицы и рисунков можно сказать, что основную долю в структуре активов занимают Запасы и дебиторская задолженность.
Абсолютная величина запасов за период выросла, а доля запасов в общей структуре оборотных активов снизилась на 2% и составила 38% в отчетном году.
Размер НДС снизился как в абсолютном выражении так и снизилась его доля.
Дебиторская задолженность выросла на 2146 тыс. руб. Ее доля в структуре оборотных активов увеличилась на 6% и составила 43% на конец исследуемого периода.
Денежные средства выросли в абсолютном выражении на 60 тыс. руб, а их доля не изменилась.
Краткосрочные финансовые вложения увеличились на 30 тыс. руб, а их доля в структуре оборотных активов снизилась на 1%.
В целом оборотные активы увеличились за период на 2538 тыс. руб, что вызвано в основном ростом дебиторской задолженности.
Далее проведем анализ оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств. Анализ проведем на основе расчетов коэффициентов оборачиваемости. Расчет этих показателей практически основан на соотношении объема реализации услуг и остатка оборотных средств за определенный период времени. Расчет показателей оборачиваемости приведен в таблице 13.
Таблица 13
Расчет показателей оборачиваемости
Наименование показателя | 2005 | 2006 | Ф-ла расчета |
Оборачиваемость средств в расчетах | 10,8 | 13,2 | ВР/ДЗ |
Оборачиваемость запасов | 7,6 | 12,1 | ВР/ЗЗ |
Оборачиваемость дебиторской задолженности | 10,8 | 13,2 | ВР/ДЗ |
Оборачиваемость оборотных активов | 4,0 | 5,7 | ВР/ОбА |
Продолжительность оборота оборотных активов в днях | 91,1 | 64,0 |
|
Данные таблицы показывают, что наблюдается рост по всем показателям оборачиваемости. Это говорит об ускорении оборачиваемости оборотных средств предприятия и об уменьшении длительности оборота, а также об экономии оборотных средств.
Экономия (условное высвобождение) оборотных средств возникает в результате ускорения их оборачиваемости и сокращения длительности оборота.
Ускорение оборачиваемости оборотных активов оказало положительное влияние на объем реализации услуг и другие экономические показатели исследуемого предприятия.
Анализ оборотных средств будет неполным без анализа материальных ресурсов предприятия. Материальные ресурсы предприятия учитываются в составе оборотных средств как производственные запасы.
Виды материальных ресурсов | 2005 | 2006 | |||
плановая потребность | фактическое поступление | плановая потребность | фактическое поступление | ||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 2900 | 2 913 | 3100 | 3 180 | |
готовая продукция и товары для перепродажи | 3800 | 3 845 | 4100 | 4 120 | |
расходы будущих периодов | 20 | 21 | 20 | 25 | |
Итого | 6 720 | 6 778 | 7 220 | 7 325 |
Данные таблицы показывают, что фактическое поступление материальных ресурсов немного превышает плановую потребность в них.
Поступление материальных ресурсов сверх плановой потребности вызвано необходимостью формирования небольшого запаса.
Анализ трудовых ресурсов начнем с оценки обеспеченности предприятия персоналом по отдельным категориям (см. таблицу 15).
Категории персонала | 2005 | 2006 | план на 2006 год | Изменение 2006, чел | |
к 2005 | к плану | ||||
1. Технический персонал | 37 | 34 | 41 | -3 | -7 |
2. Административно-управленческий персонал всего, в том числе | 12 | 10 | 10 | -2 | 0 |
Руководители | 4 | 4 | 4 | 0 | 0 |
Специалисты | 8 | 6 | 6 | -2 | 0 |
Всего работающих на предприятии | 49 | 44 | 48 | -5 | -7 |
Обеспеченность предприятия персоналом по категориям определяется сравнением его фактического количества с плановой потребностью.
Данные таблицы свидетельствуют о снижении численности персонала в отчетном году по отношению к базисному на 5 человек.
В целом можно сказать, что отклонение численности персонала от плановых показателей составляет 7 человек. Это нехватка основных работников, непосредственно занимающихся оказанием услуг по монтажу и отделке.
По отношению к 2005 году численность персонала уменьшилась на 5 человек. Это вызвано сокращением 2 специалистов и уходом 3 технических работников.
Положительным моментом является сокращение численности специалистов и перераспределение обязанностей между оставшимися работниками. Отрицательным фактором является сокращение численности технических работников, т.к. рост объемов реализации услуг вызвал рост загруженности основных технических работников. В результате повысилась производительность труда. Учитывая физический характер туда рекомендуются мероприятия направленные на привлечение дополнительных технических работников, организация их набора и обучения.
Структура персонала представлена в таблице 16. Наглядно структура персонала представлена на рисунке 4.
Таблица 16
Структура персонала
Категории персонала | Вертикальный анализ | |||
2005 | 2006 | |||
Количество | уд. вес, % | Количество | уд. вес, % | |
Руководители | 4 | 8% | 4 | 9% |
Специалисты | 8 | 16% | 6 | 14% |
Технический персонал | 37 | 76% | 34 | 77% |
Численность персонала всего | 49 | 100% | 44 | 100% |
Рисунок 4. Структура персонала
Основную долю в структуре персонала занимает технический персонал. Его доля в отчетном периоде составляет 77%. Доля руководителей 9%, а доля специалистов 14%.
В результате снижения общей численности персонала, доля технических работников и руководителей повысилась.
Далее проведем анализ движения персонала предприятия. Данные приведены в таблице 17.
По результатам анализа движения персонала можно сказать, что текучесть на предприятии небольшая. Коэффициент текучести составляет 6%. Коэффициент постоянства – 0,94, это значит что 94% работников предприятия работают постоянно.
В 2006 году коэффициент оборота по приему равен 0, что говорит о том, что в 2006 году на предприятие не было принято ни одного человека.
Показатели | Значение показателей по годам | Абсолютное отклонение | ||
2005 | 2006 | |||
Списочная численность персонала на начало года (по категориям) | 49 | 49 | 0 | |
Принято на предприятие, чел. | 4 |
| -4 | |
Выбыло с предприятия, (чел) в т.ч.: | 4 | 5 | 1 | |
в Вооруженные Силы (чел) | 1 |
| -1 | |
на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом (чел) |
| 2 | 2 | |
по собственному желанию (чел) | 3 | 3 | 0 | |
Списочная численность персонала на конец года (по категориям) | 49 | 44 | -5 | |
Среднесписочная численность работающих (чел) | 49 | 47 | -2,5 | |
Коэффициент оборота по приему | 0,08 | 0,00 | -0,08 | |
Коэффициент оборота по выбытию | 0,08 | 0,11 | 0,03 | |
Коэффициент текучести | 0,06 | 0,06 | 0,00 | |
Коэффициент постоянства | 0,94 | 0,94 | 0,00 |
Коэффициент оборота по выбытию больше коэффициента текучести, это положительно характеризует движение персонала. Это значит, что выбытие персонала произошло, не только по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, а по другим, предусмотренным законом причинам. Основной причиной текучести кадров является тяжелый характер труда.
Далее определим влияние численности основного персонала и производительности труда (средней выработки на 1 основного работника) на объем реализации услуг (таблица 18). Одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является увеличение объема реализации услуг за счет увеличения производительности труда.
Таблица 18
Оценка степени влияния численности основного персонала и производительности труда на изменение объема реализации услуг
Показатели | 2 005 | 2 006 | Абсолютное отклонение |
1. Объем реализации услуг | 67 793 | 111 044 | 43 251 |
2. Численность персонала всего, в т.ч. | 49 | 44 | -5 |
Технический персонал | 37 | 34 | -3 |
3. Средняя выработка на одного работающего | 1 384 | 2 524 | 1 140 |
Средняя выработка на одного технического работника | 1 832 | 3 266 | 1 434 |
Расчеты средней выработки показали, что она увеличилась на 1434 тыс. руб. Это вызвано увеличением объемов реализации услуг предприятия. Данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
Далее рассмотрим, как изменились показатели оплаты труда и проведем Анализ фонда оплаты труда персонала.
Фонд оплаты труда рассмотрим в разрезе его переменной части, постоянной части и премий и иных выплат (см. таблицу 19). Переменная часть включает оплату труда по сдельным расценкам за фактически оказанные услуги, Постоянная часть включает оплату труда по тарифным ставкам за фактически отработанное время и оклады.
Анализ фонда оплаты труда показал, что в целом ФОТ увеличился на 21%. При этом общий ФЗП технических работников увеличился на 33%, а ФЗП АУП снизился на 3%.
При этом значительно возросла переменная часть ФЗП технических работников. Ее рост составил 140%, При этом постоянная часть ФЗП уменьшилась.
Данная динамика обусловлена увеличением объемов реализации услуг, и снижением численности АУП.
Категории персонала | 2 005 | 2 006 | Динамика | |||||||||
ФОТ всего | в том числе | ФОТ всего | в том числе | ФОТ всего | в том числе | |||||||
премии и иные выплаты | переменная часть | постоянная часть | премии и иные выплаты | переменная часть | постоянная часть | премии и иные выплаты | ||||||
Общий ФЗП административно-управленческого персонала; | 5 184 |
| 4 280 | 904 | 5 040 |
| 4 180 | 860 | 97% |
| 98% | 95% |
ФЗП технических работников | 10 104 | 8 970 | 1 134 |
| 13 440 | 12 558 | 882 |
| 133% | 140% | 78% |
|
Общий ФЗП всех работающих; | 15 288 | 8 970 | 5 414 | 904 | 18 480 | 12 558 | 5 062 | 860 | 121% | 140% | 93% | 95% |
В завершении анализа трудовых ресурсов предприятия сопоставим темпы роста производительности труда в каждом рассматриваемом периоде с темпами роста заработной платы. Данные расчеты представлены в таблице 20.
Таблица 20
Темпы роста производительности труда и заработной платы
Наименование показателя | значение показателей по годам | Отклонение | |
2 005 | 2 006 | ||
Среднесписочная численность работающих | 49 | 44 | 90% |
Производительность труда одного работающего. | 1 384 | 2 524 | 182% |
Среднегодовая зарплата одного работающего. | 312 | 420 | 135% |
Производительность труда одного технического работника | 1 832 | 3 266 | 178% |
Среднегодовая зарплата одного технического работника | 273 | 395 | 145% |
Данные таблицы показывают, что темпы роста производительности труда выше темпов роста среднегодовой заработной платы работников.
Производительность труда одного технического работника выросла на 78%, а среднегодовая заработная плата одного технического работника выросла на 45%. Данные показатели свидетельствуют о повышении эффективности использования трудовых ресурсов.
Исследуемое предприятие оказывает следующие виды услуг:
Услуги по доставке установке и монтажу дверей;
Отделочные работы;
Прочие виды услуг.
Целевым рынком сбыта услуг является вновь строящееся жилье и жилье, требующее отделки и ремонта, а также офисные и другие помещения.
Данный тип рынка характеризуется наличием большого числа предприятий, функционирующих в условиях конкуренции.
Цена услуг соответствует качеству. Ценовая политика фирмы заключается в том, что предприятие оказывает услуги высокого качества по доступным ценам.
Анализ объема реализации услуг начнем с определения его динамики за несколько лет (таблица 21).
Таблица 21
Анализ объёма реализации услуг за несколько лет
Показатели | Анализируемый период (годы) | |||
2 004 | 2 005 | 2 006 | ||
1. Объем реализации услуг | 46 770 | 67 793 | 111 044 | |
2. Абсолютное отклонение от предыдущего года | х | 21 023 | 43 251 | |
3. Общее отклонение от базисного года | х | 21 023 | 64 274 | |
4. Темпы роста (в %) к предыдущему году | х | 145% | 164% | |
5. Темпы прироста (в %) к предыдущему году | х | 45% | 64% |
Объем реализации услуг предприятия растет на протяжении всего исследуемого периода. За 2005 год объем реализации услуг вырос на 45%, а за 2006 год на 64%.
Данная динамика обусловлена увеличением количества реализации услуг и ростом цен на данные услуги предприятия.
Рассмотрим структуру услуг предприятия. Данные приведены в таблице 22. Наглядно структура услуг предприятия ООО «Леван» показана на рисунке 5.
Таблица 22
Оценка структуры услуг предприятия
Виды услуг | Объем реализации услуг в сопоставимых ценах | Структура услуг (в %) | ||
2005 | 2006 | 2005 | 2006 | |
Услуги по установке дверей | 30 507 | 61 074 | 45% | 55% |
Отделочные работы | 23 728 | 33 313 | 35% | 30% |
Прочие услуги | 13 559 | 16 657 | 20% | 15% |
Итого | 67 793 | 111 044 | 100% | 100% |
Рисунок 5. Структура услуг ООО «Леван»
Основную долю в структуре услуг предприятия занимают услуги по установке дверей. Доля этих услуг 55% от все услуг предприятия.
Вторая по величине доля принадлежит отделочным работам. Их доля в отчетном периоде составляет 30%, что на 5% меньше чем в предыдущем периоде.
Доля прочих услуг также снизилась и составляет в отчетном периоде 15% от общего объема услуг предприятия.
В целом за исследуемый период структура услуг изменилась в сторону увеличения доли услуг по установке дверей и снижение доли отделочных работ и прочих услуг.
Некоторую проблему для ООО «Леван» представляет неравномерность спроса на услуги предприятия. Рассмотрим данные о ежемесячных объемах реализации услуг предприятия в базисном и отчетном периоде. Данные представлены в таблице 23. Наглядно динамика реализации услуг и сравнение показателей базисного и отчетного годов представлены на рисунках 6-8.
Рисунок 6. Динамика реализации услуг в 2005 году
Рисунок 7. Динамика реализации услуг в 2006 году
Таблица 23
Распределение объема реализации услуг по месяцам (с учётом сезонности)
Виды услуг | 2005 | ||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | год | |
Услуги по установке дверей | 610 | 305 | 1 220 | 3 661 | 6 101 | 8 542 | 3 661 | 915 | 2 441 | 610 | 915 | 1 525 | 30 507 |
Отделочные работы | 949 | 475 | 1 661 | 4 034 | 3 085 | 5 932 | 4 271 | 237 | 949 | 475 | 1 186 | 475 | 23 728 |
Прочие услуги | 271 | 407 | 678 | 814 | 1 763 | 1 898 | 2 847 | 2 983 | 407 | 542 | 678 | 271 | 13 559 |
Итого | 1 830 | 1 186 | 3 559 | 8 508 | 10 949 | 16 372 | 10 779 | 4 135 | 3 796 | 1 627 | 2 780 | 2 271 | 67 793 |
Виды услуг | 2006 | ||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | год | |
Услуги по установке дверей | 2 443 | 1 221 | 4 275 | 10 383 | 7 940 | 15 269 | 10 993 | 611 | 2 443 | 1 221 | 3 054 | 1 221 | 61 074 |
Отделочные работы | 666 | 999 | 1 666 | 1 999 | 4 331 | 4 664 | 6 996 | 7 329 | 999 | 1 333 | 1 666 | 666 | 33 313 |
Прочие услуги | 333 | 167 | 666 | 1 999 | 3 331 | 4 664 | 1 999 | 500 | 1 333 | 333 | 500 | 833 | 16 657 |
Итого | 3 442 | 2 387 | 6 607 | 14 380 | 15 602 | 24 596 | 19 988 | 8 439 | 4 775 | 2 887 | 5 219 | 2 721 | 111 044 |
Спрос на услуги предприятия подвержен сезонным колебаниям. Пик спроса на услуги предприятия приходится на весенне-летние месяцы.
Рисунок 8. Сравнение динамики реализации услуг в 2005 и 2006 гг
Минимальный месячный объем реализации услуг предприятия в базисном году приходится на февраль месяц. Объем реализации услуг в феврале 2005 года составил 1186 тыс. руб.
Максимальный объем реализации услуг приходится на июнь 2005 года. Объем реализации услуг составил 16372 тыс. руб.
Разница между максимальным и минимальным объемом реализации составляет 15186 тыс. руб.
В отчетном периоде максимальный объем реализации также приходится на июнь месяц. Объем реализации составил 24596 тыс. руб.
Минимальный объем реализации также приходится на февраль 2006 года. Объем реализации составил 2387 тыс. руб.
Сезонность оказывает существенное влияние на деятельность ООО «Леван», поэтому предприятию необходимо сглаживать ее влияние посредством реализации различных мероприятий, направленных на стимулирование сбыта услуг в периоды спада. Это могут быть сезонные скидки, подарки и пр.
Обеспечение высокого качества услуг и систематическое его повышение – одно из необходимых условий для обеспечения конкурентоспособности услуг и предприятия в целом. Основными слагаемыми качества услуги считается качество ее выполнения и качество обслуживания потребителя.
Проведем анализ качества услуг и обслуживания на основании оценки исследуемого предприятия в сравнении с основными конкурентами. Основными конкурентами предприятия являются ООО «Кедр» и ООО «Уютный дом», находящиеся недалеко от исследуемого предприятия. Максимальный балл оценки 5 – минимальный 1. Результаты оценки качества услуг сгруппируем в таблицу 24.
Таблица 24
Анализ качества услуг и обслуживания
Показатели качества услуг и обслуживания | Весовой коэф-фициент | ООО "Леван" | Основные конкуренты | ||||
ООО "Кедр" | ООО "Уютный Дом" | ||||||
балльная оценка | взвешенная оценка | балльная оценка | взвешенная оценка | балльная оценка | взвешенная оценка | ||
качество используемых сырья и материалов | 30 | 5 | 150 | 5 | 150 | 4 | 120 |
качество применяемого оборудования, инструментов | 5 | 4 | 20 | 5 | 25 | 3 | 15 |
профессиональная подготовка и квалификация персонала | 30 | 5 | 150 | 4 | 120 | 4 | 120 |
затраты времени на выполнение услуги (от момента сдачи заказа до момента получения | 10 | 4 | 40 | 3 | 30 | 5 | 50 |
комплексность обслуживания | 20 | 5 | 100 | 4 | 80 | 3 | 60 |
культура обслуживания | 5 | 5 | 25 | 5 | 25 | 4 | 20 |
Итого | 100 | 28 | 485 | 26 | 430 | 23 | 385 |
Анализ показал, что основной конкурент ООО «Кедр» превосходит ООО «Леван» по качеству применяемого оборудования. Однако уступает ему по затратам времени на выполнение услуги и по комплексности обслуживания. ООО «Уютный дом» уступает ООО «Леван» по всем показателям качества. Далее проведем анализ себестоимости услуг исследуемого предприятия.
Рассмотрим состав и структуру себестоимости услуг ООО «Леван». Данные показатели приведены в таблице 25. Наглядно структура себестоимости представлена на рисунке 9.
Таблица 25
Анализ состава и структуры себестоимости услуг
Статьи расходов | В базисном году | В отчетном году | ||
в денежном выражении | в % | в денежном выражении | в % | |
1. Материальные расходы | 17 980 | 27% | 25 960 | 24% |
2. Расходы на оплату труда | 15 288 | 23% | 18 480 | 17% |
3. Суммы начисленной амортизации | 52 | 0,1% | 83 | 0,1% |
4. Прочие расходы | 33 613 | 50% | 65 071 | 59% |
Итого полная себестоимость | 66 933 | 100% | 109 594 | 100% |
Рисунок 9. Структура себестоимости ООО «Леван»
Основную долю в структуре затрат предприятия занимают прочие расходы. К ним относиться арендная плата; расходы по оплате коммунальных услуг; налоги, включаемые в себестоимость; расходы на рекламу; расходы на проведение маркетинговых исследований и пр.
Доля прочих расходов в отчетном периоде выросла с 50% до 59%. Вторая по величине доля принадлежит материальным расходам. Они на конец исследуемого периода составляют 24%. В абсолютном выражении материальные расходы выросли, а их доля в общей структуре затрат снизилась. Доля затрат на оплату труда составляет 17% на конец исследуемого периода. Доля амортизации незначительна.
Для оценки изменения себестоимости во времени используется показатель – затраты на 1 рубль объема реализации услуг. Этот показатель определяется делением общей суммы затрат на объем реализации услуг.
Рассчитаем уровень затрат на 1 рубль объема реализации услуг. Данные расчеты представлены в таблице 26.
Таблица 26
Анализ затрат на 1 рубль объема реализации услуг
Показатели | В базисном году | В отчетном | |
с учетом объема реализации услуг базисного года | в пересчете на объем реализации услуг отчетного года | году | |
1. Объем реализации услуг | 67 793 | 111 044 | 111 044 |
2. Общая сумма затрат (полная себестоимость) | 66 933 | 109 635 | 109 594 |
3. Затраты на 1 рубль реализации услуг | 0,9873 | 0,9873 | 0,9869 |
По данным таблицы можно сказать, затраты на 1 руб. реализации услуг в отчетном году снизились. На это существенное влияние оказало изменение общей суммы затрат за счет экономии по всем статьям. Снижению затрат на 1 руб реализации также способствует увеличение объемов реализации услуг, т.к. при увеличении объемов реализации растут переменные расходы. А доля постоянных расходов при этом снижается. Рост объемов реализации оказал положительное влияние на уровень затрат на 1 руб реализации услуг ООО «Леван»
Проанализируем основной финансовый результат – налогооблагаемую (балансовую) прибыли предприятия.
Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как алгебраическая сумма:
Таблица 27
Анализ состава налогооблагаемой (балансовой) прибыли предприятия
Состав налогооблагаемой прибыли | 2 005 | 2 006 | Абсолютное отклонение | |
1. Прибыль (убыток) от реализации услуг | 860 | 1 450 | 590 | |
2. Сальдо операционных доходов и расходов, | 6 | 9 | 3 | |
в том числе: |
|
| 0 | |
- операционные доходы | 274 | 7 738 | 7 464 | |
- операционные расходы | 268 | 7 729 | 7 461 | |
Налогооблагаемая (балансовая) прибыль | 866 | 1 459 | 593 | |
Данные таблицы показывают положительное сальдо от операционной деятельности предприятия. Она положительно повлияла на показатели налогооблагаемой прибыли как в базисном так и в отчетном году увеличив налогооблагаемую прибыль на 6 и 9 тыс. руб соответственно.
Далее рассмотрим прибыль от реализации услуг. Она рассчитывается как разность между выручкой от реализации услуг и себестоимостью услуг. Расчет прибыли от реализации услуг представлен в таблице
Таблица 28
Анализ прибыли от реализации услуг
Показатели | 2005 | 2006 | |
с учетом объема реализации услуг базисного года | в пересчете на объем реализации услуг отчетного года |
| |
1. Объем | 67 793 | 111 044 | 111 044 |
реализации услуг | |||
2. Себестоимость | 66 933 | 109 635 | 109 594 |
услуг | |||
3. Прибыль от | 860 | 1 409 | 1 450 |
реализации услуг |
Данные таблицы свидетельствуют, что на изменение показателей прибыли оказало влияние не только изменение объема реализации услуг а также снижение их себестоимости. В результате увеличения объемов реализации и снижении затрат на 1 руб реализации прибыль от реализации услуг увеличилась с 860 тыс. руб, до 1450 тыс. руб.
Показатели прибыли используются для расчета показателей рентабельности. Рассчитаем показатели хозяйственной рентабельности исследуемого предприятия. Данные расчеты представлены в таблице.
Таблица 29
Анализ хозяйственной рентабельности
Показатели | 2 005 | 2 006 | Абсолютное отклонение | |
1. Прибыль от реализации услуг | 860 | 1 450 | 590 | |
2. Себестоимость услуг | 66 933 | 109 594 | 42 661 | |
3. Рентабельность, % | 1,28% | 1,32% | 0,04% | |
Данные расчеты показали, что хозяйственная рентабельность предприятия за исследуемый период повысилась на 0,04%. Положительное влияние на изменение рентабельности оказали снижение уровня затрат на 1 руб. реализации услуг и увеличение объемов реализации услуг исследуемого предприятия.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия оценивается с помощью показателей экстенсивности и интенсивности экономического развития.
Показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов (таблица 30). Показателями интенсивности развития являются качественные показатели использования ресурсов (таблица 31).
Таблица 30
Оценка экстенсивности экономического развития
Показатели | 2 005 | 2 006 | Отклонение | |
+ - | % | |||
1. Среднесписочная численность основных рабочих | 37 | 34 | -3 | -8% |
2. Фонд оплаты труда основных рабочих | 10 104 | 13 440 | 3336 | 33% |
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | 411 | 419 | 8 | 2% |
4. Годовой остаток оборотных средств | 16 922 | 19 460 | 2538 | 15% |
5. Материальные затраты | 17 980 | 25 960 | 7980 | 44% |
Наблюдается снижение численности основных технических работников на 8% и рост фонда оплаты труда основных технических работников на 33%.
Рост среднегодовой стоимости ОПФ составил 2%, рост оборотных средств – 15%, а материальные ресурсы увеличились на 44%.
Таблица 31
Оценка интенсивности экономического развития
Показатели | 2 005 | 2 006 | Отклонение | |
+ - | % | |||
1. Среднегодовая выработка основного рабочего | 1 832 | 3 266 | 1434 | 78% |
2. Среднегодовая заработная плата основного рабочего | 273 | 395 | 122 | 45% |
3. Фондоотдача | 165 | 265 | 100 | 61% |
4. Коэффициент оборачиваемости | 4 | 6 | 2 | 42% |
5. Материалоотдача | 3,77 | 4,28 | 0,51 | 13% |
Наблюдается рост выработки основного технического работника, и как следствие рост среднегодовой заработной платы. Растет фондоотдача и повышается оборачиваемость оборотных активов. Материалоотдача повысилась на 13%.
Далее сравним соотношение экстенсивных и интенсивных факторов развития предприятия. Для этого сравним показатели использования ресурсов предприятия. Результаты сведены в таблицу
Таблица 32
Сводный анализ эффективности показателей хозяйственной деятельности предприятия
Виды ресурсов | Доля влияние на прирост объема реализации услуг | Относительная экономия (перерасход) ресурсов | |
экстен-сивности | интен-сивности | ||
1. Численность основных рабочих | -8% | 78% | 86% |
2. ФОТ основных рабо-чих | 33% | 45% | 12% |
3. Основные производст-венные фонды | 2% | 61% | 59% |
4. Оборотные средства | 15% | 42% | 27% |
5. Материальные ресурсы | 44% | 13% | -31% |
Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия дает только переход преимущественно к интенсивному типу развития.
Снижение среднесписочной численности основных технических работников на 8% повлекло рост среднегодовой выработки на 78%.
Рост ФОТ основных работников повлек рост среднегодовой заработной платы основных технических работников и повысил их заинтересованность в повышении эффективности деятельности.
Рост среднегодовой стоимости ОПФ составил 2% . Фондоотдача при этом выросла на 61%.
Рост оборотных средств составил 15%, а оборачиваемость увеличилась на 42%.
Рост материальных затрат составил 44%. Материалоотдача при этом возросла на 13%.
Также проведенный анализ показал увеличение объема реализации услуг; увеличение прибыли (от реализации услуг и других источников); повышение рентабельности; снижение затрат на 1 рубль реализации услуг и т.п. Все это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности и управления предприятием ООО «Леван».
Проведенный анализ хозяйственной деятельности ООО «Леван» показал, что предприятие активно растет и развивается. За исследуемый период повысилась эффективность его хозяйственной деятельности, что подтверждается анализом и расчетом основных технико-экономических показателей.
В исследуемом периоде наблюдается снижение численности персонала и повышение среднегодовой выработки как технических работников, так и всех работников в целом. Рост производительности труда опережает рост среднегодовой заработной платы, что свидетельствует об эффективности использования трудовых ресурсов. Это говорит об эффективности управления предприятием. Что также подтверждается расчетом коэффициента эффективности управления, который за исследуемый период вырос.
Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Леван» обусловлено в основном интенсивным типом развития. Рост среднегодовой выработки, рост фондоотдачи, ускорение оборачиваемости оборотных средств и рост материалоотдачи свидетельствуют об интенсивности развития организации. ООО «Леван имеет высокие показатели конкурентоспособности. Негативным моментом в деятельности предприятия является неравномерное распределение спроса на услуги предприятия. Наибольший пик приходится на весенне-летние месяцы, а в осенне-зимний сезон наблюдается относительный спад. В связи с этим рекомендуется разработка мероприятий, направленных на стимулирование сбыта услуг в данные периоды.
Анализ основных производственных фондов, а именно активной их части и анализ использования оборудования, показал небольшую нехватку оборудования в результате его недостатка и неисправного состояния. В связи с этим рекомендуется проводить политику более интенсивного обновления активной части основных производственных фондов. А также стимулировать бережное отношение и аккуратное использование.
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами показал отклонение от плановой потребности в персонале. В связи с этим рекомендуется проводить мероприятия направленные на привлечение, отбор и обучение основного технического персонала.
В целом же можно сказать, что предприятие растет и успешно развивается. А результаты его финансовой деятельности свидетельствуют о повышении ее эффективности.
Сводный баланс ООО «Леван» за 2004-2006 гг.
Актив | Код | 2 004 | 2005 | 2006 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
|
Нематериальные активы | 110 | 0 | 0 | 0 |
Основные средства | 120 | 838 | 550 | 1 110 |
Незавершенное строительство | 130 |
|
|
|
Доходные вложения в материальные ценности | 135 |
|
|
|
Долгосрочные финансовые вложения, в том числе | 140 |
|
|
|
Отложенные налоговые активы | 145 |
|
|
|
Прочие внеоборотные активы | 150 |
|
|
|
Итого по разделу I | 190 | 838 | 550 | 1 110 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
|
Запасы: | 210 | 6 521 | 6 778 | 7 325 |
сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 211 | 3 271 | 2 913 | 3 180 |
животные на выращивании и откорме | 212 |
|
|
|
затраты в незавершенном производстве | 213 |
|
|
|
готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | 3 250 | 3 845 | 4 120 |
товары отгруженные | 215 |
|
|
|
расходы будущих периодов | 216 |
| 21 | 25 |
прочие запасы и затраты | 217 |
|
|
|
НДС | 220 | 1 741 | 2 090 | 1 845 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 240 | 5 255 | 6 282 | 8 428 |
в том числе покупатели и заказчики | 241 | 5 120 | 6 180 | 5 247 |
заказчики по выполненным этапам | 243 |
|
|
|
авансы выданные | 244 | 135 | 102 | 3 181 |
прочие дебиторы | 245 |
|
|
|
Краткосрочные финансовые вложения | 250 | 1 500 | 1 620 | 1 650 |
Денежные средства | 260 | 108 | 152 | 212 |
Прочие оборотные активы | 270 |
|
|
|
Итого по разделу II | 290 | 15 125 | 16 922 | 19 460 |
БАЛАНС | 300 | 15 963 | 17 472 | 20 570 |
|
|
|
|
|
Пассив | Код | 2 004 | 2 005 | 2 006 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
|
|
Уставный капитал | 410 | 10 | 10 | 10 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 411 |
|
|
|
Добавочный капитал | 420 | 680 | 680 | 680 |
Резервный капитал в том числе: | 430 | 762 | 145 | 346 |
резервы, образованные в соответствии с законодательством | 431 |
|
|
|
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | 432 | 762 | 145 | 346 |
Фонд социальной сферы | 440 |
|
|
|
Целевое финансирование и поступления | 450 |
|
|
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 470 | 640 | 980 | 1 560 |
Итого по разделу III | 490 | 2 092 | 1 815 | 2 596 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
|
Займы и кредиты (долг) | 510 |
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства | 515 |
|
|
|
Прочие долгосрочные обязательства | 520 |
|
|
|
Итого по разделу IV | 590 | 0 | 0 | 0 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
|
Займы и кредиты (кратк) | 610 |
|
|
|
Кредиторская задолженность, в том числе: | 620 | 13 871 | 15 657 | 17 974 |
поставщики и подрядчики | 621 | 9 410 | 8 007 | 10 980 |
задолженность перед персоналом организации | 622 |
|
|
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 623 |
|
|
|
задолженность по налогам и сборам | 624 | 140 | 172 | 47 |
авансы полученные | 626 | 3 005 | 5 670 | 6 057 |
прочие кредиторы | 625 | 1 316 | 1 808 | 890 |
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов | 630 |
|
|
|
Доходы будущих периодов | 640 |
|
|
|
Резервы предстоящих расходов | 650 |
|
|
|
Прочие краткосрочные обязательства | 660 |
|
|
|
Итого по разделу V | 690 | 13 871 | 15 657 | 17 974 |
БАЛАНС | 700 | 15 963 | 17 472 | 20 570 |
Сводный отчет о прибылях и убытках ООО «Леван» за 2004-2006 гг.
Наименование показателя | Код | 2 004 | 2 005 | 2 006 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|
|
|
|
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 010 | 46 770 | 67 793 | 111 044 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 020 | 46 130 | 66 933 | 109 594 |
Валовая прибыль | 029 | 640 | 860 | 1 450 |
Коммерческие расходы | 030 |
|
|
|
Управленческие расходы | 040 |
|
|
|
Прибыль (убыток) от продаж | 050 | 640 | 860 | 1 450 |
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
|
Проценты к получению | 060 |
|
|
|
Проценты к уплате | 070 |
|
|
|
Доходы от участия в других организациях | 080 |
|
|
|
Прочие операционные доходы | 090 |
| 274 | 7 738 |
Прочие операционные расходы | 100 |
| 268 | 7 729 |
Внереализационные доходы | 120 | 5 |
|
|
Внереализационные расходы | 130 | 25 |
|
|
Прибыль (убыток) до налогообложения | 140 | 620 | 866 | 1 459 |
Отложенные налоговые активы |
|
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства |
|
|
|
|
Текущий налог на прибыль | 150 | 150 | 208 | 353 |
Перерасчет по налогу на прибыль |
|
|
|
|
Пени и снкции |
|
|
|
|
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 190 | 470 | 658 | 1 106 |