Тема: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на примере предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Методические основы проведения АФХД. 13
ГЛАВА 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.. 17
2.1. Характеристика деятельности предприятия. 17
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 21
2.2.1 Анализ активов и капитала предприятия. 21
2.2.3 Анализ деловой активности. 28
2.2.4 Анализ финансовой устойчивости. 30
2.2.5 Анализ финансовых результатов. 36
2.2.6 Анализ рентабельности. 39
3.1. Увеличение объёмов реализации. 43
3.2. Увеличение цены реализации. 46
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции основой повышения эффективности деятельности предприятия является грамотное управление финансовыми ресурсами, направленное не только на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде, но и на поддержание стабильного финансового состояния.
Своевременная диагностика финансово-хозяйственной деятельности, выявление возможных проблем и отрицательных факторов позволяют предприятию своевременно принять адекватные меры и предотвратить развитие негативных последствий. Для целей диагностики финансового состояния и разработки управленческих решений по повышению эффективности деятельности предприятия служит процедура финансового анализа.
Проблема повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия относится к числу наиболее важных не только финансовых, но и общеэкономических проблем, поскольку снижение эффективности деятельности сдерживает развитие, снижает конкурентоспособность и платежеспособность отечественных предприятий и может привести к их банкротству. Низкая финансовая устойчивость предприятий является одной из причин их невысокой инвестиционной привлекательности.
Обеспечение устойчивого финансового положения предприятия позволяет привлекать дополнительные инвестиции, повышать качество обслуживания покупателей, ассортимент реализуемой продукции, увеличивать объемы продаж и, в конечном итоге, повышать рентабельность деятельности предприятия. Если финансовое положение предприятия считается надежным, то это позволяет не только привлекать инвестиции, но и получать отсрочку платежа у поставщиков, привлекать денежные средства под более низкий процент, а это снижает издержки и увеличивает его конкурентоспособность.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что кризисное состояние в деятельности предприятий на 1/3 связано с внешними факторами (макроэкономического и общеполитического характера) и на 2/3 с внутренними (определяемыми особенностями производственно-хозяйственной деятельности). Зачастую простое несоблюдение закономерностей экономического функционирования предприятий, отклонение от них приводит к возникновению кризисных ситуаций. Поэтому своевременная диагностика проблем предприятия просто необходима, в связи с чем, актуальность выбранной темы очевидна.
Знание и применение основных экономических законов функционирования предприятия позволяет персоналу управления устанавливать возникающие несоответствия и несбалансированность структуры затрат, цены, объема выпуска продукции, а также определять мероприятия для выполнения основной цели предприятия — обеспечения требуемой прибыльности (или, по крайней мере, безубыточности) основной деятельности при реализации выпускаемой продукции или услуг. Поэтому для эффективного управления на каждом предприятии должно быть организовано систематическое проведение анализа, надежных и объективных оценок всех видов затрат, их обязательное разделение на переменные и постоянные, относимые на продукцию или услуги предприятия.
В динамических условиях рынка часто происходит внезапное изменение затрат, связанных со спросом и предложением, поэтому в каждом случае оно должно сопровождаться проведением оперативной оценки влияния рынка на экономическую эффективность основной деятельности. В соответствии с происшедшими изменениями, появлением несбалансированности соотношений затрат, цены и объема выпуска продукции или услуг, принимаются соответствующие решения о необходимых корректировках в соотношениях главных экономических переменных, а также необходимых изменениях доли основного и оборотного капитала, используемого в процессе осуществления деятельности предприятия.
Одной из основных задач управления предприятием является разработка системы управления активами на предприятии, которая состоит в формировании достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы развития предприятия, обеспечить максимальный уровень рентабельности, обеспечить минимизацию риска, обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Необходимой предпосылкой, для принятия правильного решения руководителем, является объективная и своевременная информация о текущем положении дел на предприятии. Необходимо знать, какими в данный момент ресурсами располагает предприятие, и каковы его потенциальные возможности, в какой мере собственные источники средств обеспечивают его финансовые потребности, каков объем необходимого внешнего финансирования и какую цену за привлечение этих ресурсов предприятие может заплатить, чтобы остаться в выгоде, какова рентабельность и деловая активность предприятия, запас его финансовой устойчивости, до какой степени можно привлекать заемные ресурсы, чтобы потом иметь возможность расплатиться по своим долгам, находится ли предприятие на пути к банкротству и как его предотвратить.
Ответ на эти вопросы можно получить в результате проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Без этих данных принимаемые руководителем решения будут неадекватны в сложившейся ситуации и в худшем случае могут привести предприятие к банкротству.
Следует отметить, что финансовое состояние предприятия в настоящее время становится объектом интереса широкого круга субъектов, помимо руководителя самого предприятия это еще и банки, акционеры, инвесторы, партнеры по сделкам, органы налогового контроля.
В настоящее время существует несколько отечественных и зарубежных методик анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Теоретические вопросы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом достаточно изучены, но на практике реализация различных подходов сопряжена с достаточно большими трудностями – это и недостаточность информации, и невозможность учесть и предусмотреть все факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия. Особенно это касается внешних факторов, действие которых достаточно сложно предугадать.
Существующие методики комплексного анализа финансового состояния не дают ответ на вопрос, как именно повысить эффективность деятельности предприятия, но позволяют оценить существующее положение и наметить объекты повышенного внимания.
В связи с чем, особо актуальными становятся вопросы финансового анализа, направленные на проведение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в условиях конкуренции.
Целью исследования является оценка финансово-хозяйственной деятельности компании.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
Объектом исследования в курсовой работе выступает финансово-хозяйственная деятельность компании ООО «Прагматик Экспресс».
Предметом исследования являются формы и методы проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности в системе управления.
В процессе написания будут использоваться статистические методы, методы группировки и сравнения, расчет коэффициентов.
Теоретической и методологической основой работы явились труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам повышения эффективности управления и проведения анализа финансового состояния: И.Т.Балабанова, Т.Б.Бердникова, О.В.Ефимовой, В.В.Ковалева, М.Н.Крейниной, Н.П.Любушина, Е.В.Негашева, Н.С.Пласковой, Г.В.Савицкой, Р.С.Сайфулина, Е.С.Стояновой, А.Д.Шеремета.
Информационной базой послужили бухгалтерские данные и данные управленческого учета предприятия.
Управление предприятием связано с принятием различных управленческих решений в тех или иных областях. Принятие управленческих решений в современных условиях требует предварительной тщательной проработки и анализа ресурсов и факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, и направлено на повышение эффективности функционирования и устойчивости предприятия.
В условиях рынка успешное функционирование предприятия в большей мере зависит от уровня устойчивости его финансового состояния. Если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе контрагентов и в подборе квалифицированного персонала. Чем выше финансовая устойчивость предприятия, тем более оно независимо от изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на грани банкротства. В связи с этим стратегической целью деятельности любого предприятия является обеспечение устойчивого финансового состояния.
Определить уровень финансового состояния помогает проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Главной характеристикой финансового состояния предприятия является его финансовая устойчивость. Финансовая устойчивость предприятия рассматривается в узком смысле, как один из показателей финансового состояния хозяйствующего субъекта. Так, Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова, считают, что финансовая устойчивость - это состояние активов (пассивов) предприятия, которое гарантирует ему постоянную платежеспособность. По мнению В.И. Макарьева финансовая устойчивость предприятия - это состояние структуры активов организации, обеспеченность источниками. О.С. Филимоненков определяет финансовую устойчивость, как состояние предприятия, при котором размер его имущества (активов) достаточный для погашения обязательств, то есть предприятие является платежеспособным.
Таким образом, в приведенных выше определениях сущность понятия «финансовая устойчивость предприятия» связывается в основном с состоянием и структурой активов и пассивов, которые вытекают из традиционной трактовки финансов предприятия как системы экономических отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных средств (ресурсов) предприятия.
Несколько иной точки зрения придерживаются Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин. Ими подчеркивается важность показателей финансового состояния предприятия для оценки, прежде всего, деловой активности и надежности предприятия, которые определяют его конкурентоспособность, тем самым выступая гарантом эффективной реализации экономических интересов, причём как самого предприятия, так и его партнеров. Так, А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин отмечают, что «финансовое состояние характеризует размещение и использование средств предприятия». Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств». По мнению этих авторов, финансовое состояние проявляется «в платежеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет».
Г.В. Савицкая, с одной стороны, рассматривает финансовую устойчивость предприятия как оценку его финансового состояния, которое определяет как экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота так и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. В процессе хозяйственной деятельности происходит непрерывный кругооборот капитала, изменяется структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, изменяется финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. При этом она утверждает, что финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным, что зависит от результатов его производственной и коммерческой деятельности. Следовательно, «устойчивое финансовое состояние не является случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия».
С другой стороны, Г.В. Савицкая разграничивает такие понятия, как «финансовое состояние» и «финансовая устойчивость». При этом она определяет финансовую устойчивость предприятия как «способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска». Тем самым ею подчеркивается, что понятие «финансовая устойчивость» шире, чем понятие «финансовое состояние предприятия».
В отличие от вышеназванных авторов, М.С. Абрютина и А.В. Грачёв, В.В. Бочаров, В.Г. Артеменко и М.В. Беллендир, М.И. Баканов и А.Д. Шеремет, Ю.Б. Рубин и В.И. Солдаткин связывают финансовую устойчивость предприятия с эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов. При этом её внешним проявлением они считают платежеспособность.
Так, например, М.С. Абрютина и А.В. Грачёв, сводят сущность финансового состояния к платежеспособности предприятия и не исследуют взаимосвязь между его финансовым состоянием к платежеспособности предприятия. По их мнению, «финансовая устойчивость предприятия есть не что иное, как надежно гарантированная платежеспособность, независимость от случайностей рыночной конъюнктуры и поведения партнёров».
В.В. Бочаров сужает круг рассматриваемых вопросов и считает, что финансовая устойчивость предприятия и его финансовое состояние являются двумя независимыми и самостоятельными направлениями исследования финансовой деятельности предприятия. Анализ финансового состояния он сводит к экспресс-анализу на основе чтения, изучения структуры и динамики статей бухгалтерской отчетности и анализа стоимости имущества и средств, вложенных в него. По его мнению, оценка финансового состояния включает анализ платежеспособности, ликвидности и обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами.
Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.
Локальные цели финансового анализа:
Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации. Например, управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу. А аналитика банка, выдающего кредит предприятию, будет больше интересовать платежеспособность предприятия и его возможность погасить кредит.
Цели анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия достигаются в результате решения ряда аналитических задач:
Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.
Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести работу, это дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:
Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.
Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или по крайней мере не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа - "материальная основа" управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.
Все это лишний раз свидетельствует о том, что финансовый анализ в современных условиях становится элементом управления, инструментом оценки надежности потенциального партнера.
Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает отпечаток, как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности - внешний анализ, внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.п.
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы финансового анализа для принятия решений. Примерная схема анализа хозяйственной деятельности показана на рис.1.1.
Рисунок 1.1 Структура анализа хозяйственной деятельности
Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Можно выделить следующие методы:
Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются: простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений; анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей. При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляется прогнозный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов.
Факторный анализ - это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. К количественным методам финансово-экономического анализа относятся:
Итак, основными методами анализа финансово-хозяйственной деятельности являются горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ. На практике при проведении комплексного финансового анализа предприятия используют совокупность данных методов.
Объектом исследования в данной курсовой работе является ООО «Прагматик Экспресс» – коммерческая организация, действующая на основании текущего законодательства Российской Федерации и Устава.
Основной вид деятельности ООО «Прагматик Экспресс» – продажа канцелярских товаров и товаров для офиса.
Компания была создана в 1999 году. Компания осуществляет свою деятельность на российском рынке канцелярских и офисных товаров. Торговля осуществляется через розничную сеть и интернет-магазин.
Продажа канцтоваров призвана служить для обеспечения деятельности любой организации в независимости от ее профиля и размера. Бумага для офиса, брошюратор, пластиковые папки, носители информации необходимы для современного делопроизводства, поэтому продажа канцтоваров от компании ООО «Прагматик Экспресс» постоянно увеличивается в объеме и ассортименте представленной продукции.
Ассортимент канцтоваров ООО «Прагматик Экспресс» на сегодняшний день насчитывает около трех тысяч различных позиций (скрепки, кнопки, маркеры, пластиковые папки) и около полутора тысяч наименований продукции из бумаги (бумага для офиса, плоттера), а также различное демонстрационное оборудование (экраны, проекторы). Магнитно маркерная доска входит в позиции демонстрационного оборудования наряду со стендами и жидкокристаллическими мониторами.
ООО «Прагматик Экспресс» предоставляет комплексную поставку канцтоваров для офисов – это является одной из основных услуг, предлагаемых компанией. Доставка канцтоваров избавляет клиента от напрасной траты времени. Компания предлагает своевременно всё, что необходимо для работы: офисная бумага; расходные материалы; оргтехнику; компьютеры.
Канцелярские товары в ООО «Прагматик Экспресс» можно назвать стратегическим продуктом. Без них не может функционировать ни один офис. Канцтовары необходимы, несмотря на компьютеры в офисах. Учётная работа и подписание договоров без канцелярских товаров невозможны. Бумага для принтеров, скоросшиватели – самые необходимые канцелярские товары. Важно точно определить необходимый набор и количество канцелярских товаров. Работа клиентов ООО «Прагматик Экспресс» часто, зависит от наличия в офисе тех или иных канцтоваров. Приобретение канцтоваров для офиса зачастую занимает несколько дней.
Покупка канцелярских товаров – это отдельная статья расходов компаний. Заказ канцтоваров - это быстро и удобно. Широкий ассортимент предлагаемой продукции и комплексное снабжение канцтоварами, доставка заказа прямо в офис – основной вид деятельности ООО «Прагматик Экспресс».
Организационная структура ООО «Прагматик Экспресс» представлена на рисунке.
Рисунок 2.1 Организационная структура компании ООО «Прагматик Экспресс»
В торговом зале работают 2 администратора, 9 продавцов-консультанотов и 4 кассира.
Интернет-магазин обслуживает Системный администратор, Инженер-электрик и 2 программиста, также там работает 5 операторов.
В отделе персонала 2 менеджера по персоналу, юрист и секретарь.
В бухгалтерии работают 2 бухгалтера, экономист, бухгалтер по заработной плате и бухгалтер-кассир.
В отделе закупок 7 менеджера по закупкам, 2 менеджер по логистике и 7 водителей-экспедиторов.
На складе работает 2 товароведа, 2 кладовщика и там же числятся 2 уборщицы.
Структура Общества с ограниченной ответственностью «Прагматик Экспресс» является линейно-функциональной. Данный тип структуры предприятия характеризуется следующими особенностями: четкое разграничение функций и обязанностей, непосредственное подчинение персонала линейному руководителю.
Текущее руководство деятельностью ООО «Прагматик Экспресс» осуществляет генеральный директор, который и является учредителем общества с ограниченной ответственностью «Прагматик Экспресс».
К компетенции Генерального директора ООО «Прагматик Экспресс» относится:
Генеральный директор руководит деятельностью компании через линейных руководителей – Зам директора по продажам, Зам. Директора по закупкам и Зам директора по персоналу.
Финансовые вопросы находятся в ведении Главного бухгалтера компании. Главный бухгалтер отвечает за ведение бухгалтерского учета на в компании и своевременную сдачу налоговой отчетности.
В компетенцию Зам. Директора по продажам входит сфера вопросов, связанных с продажей канцелярской и офисной продукции и осуществлением маркетинговой деятельности. Он отвечает за организацию работы торгового зала, контролирует работу интернет-магазина.
Зам директора по закупкам ведет переговоры на высшем уровне с поставщиками и с производителями офисной продукции и канцелярских товаров, офисной мебели, а также с крупными оптовыми компаниями. Ему подчиняются отдел закупок, а также в его ведении находится склад. Он контролирует и отслеживает своевременность закупок и поставок офисной продукции, канцелярских товаров, офисной мебели для обеспечения обязательств компании перед ее клиентами и поддержания определенного резерва товаров на складе.
Зам директора по персоналу отвечает за организацию подбора необходимого количества персонала для организации работы компании и оформление всей необходимо кадровой документации.
Непосредственно в компании нет отдела маркетинга, но нельзя сказать, что маркетинговая деятельность предприятием не ведется. В основном за маркетинговую деятельности в компании отвечает Зам директора по продажам и зам директора по закупкам. Они работают в тесном контакте друг с другом, план закупок всегда согласовывается с планом продаж, а представления отдела продаж по закупке тех или иных канцелярских и пр. товаров являются обязательными к выполнению отделом закупок. Зам директора по продажам отвечает за мониторинг цен, поставщиков и производителей.
Главной целью компании является получение прибыли за счет увеличения объемов реализации продукции, работ и услуг, а также обеспечения оптимальной рентабельности компании в целом. Первоочередной мерой или целью первого порядка, которая ведет к достижению главной цели, является совершенствование маркетинговой деятельности и увеличение объемов реализации.
Рассмотрим, насколько эффективно функционирует анализируемое нами предприятие. Чтобы получить представление об эффективности деятельности предприятия, проанализируем его финансовую отчетность, которая отражает финансовое состояние и рассчитаем основные показатели, которые дают представление об успешности его деятельности. Начнем анализ с рассмотрения активов и капитала предприятия.
Состав имущества предприятия отражается в активе баланса. Активы Предприятия ООО «Прагматик Экспресс» представлены в таблице 2.1.
Активы предприятия представлены в основном оборотными активами. Основную долю составляют краткосрочные финансовые вложения. Это порядка половины всех активов предприятия. Вторая по величине доля – это запасы готовой продукции, и товары для перепродажи.
Достаточно ощутимую долю занимает дебиторская задолженность – порядка 12 % в отчетном году.
Доля основных средств в активах незначительна и составляет 2%.
Доля денежных средств составляет 3% на конец периода.
Таблица 2.1
Структура и динамика активов ООО «Прагматик Экспресс»
| Абсолютные показатели | Удельный вес, % | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 | |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
|
|
|
Основные средства | 5 403 | 4 984 | 3 891 | 3% | 3% | 2% |
Финансовые вложения | 2 668 | 985 | 665 | 1% | 1% | 0% |
Итого по разделу I | 8 071 | 5 969 | 4 556 | 4% | 4% | 3% |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
|
|
|
Запасы | 37 860 | 35 901 | 50 857 | 20% | 23% | 32% |
НДС | 738 | 221 | 70 | 0% | 0% | 0% |
Дебиторская задолженность | 17 851 | 17 410 | 19 407 | 9% | 11% | 12% |
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) | 122 293 | 86 498 | 79 000 | 65% | 57% | 50% |
Денежные средства | 2 291 | 6 960 | 4 012 | 1% | 5% | 3% |
Итого по разделу II | 181 033 | 146 990 | 153 346 | 96% | 96% | 97% |
БАЛАНС | 189 104 | 152 959 | 157 902 | 100% | 100% | 100% |
Рисунок 2.2 Структура и динамика активов ООО «Прагматик Экспресс»
В целом можно отметить снижение величины активов в основном за счет сокращения финансовых вложений. Положительно можно отметить рост денежных средств в активах в целом за период, что повышает платежеспособность предприятия. Можно отметить, что объем активов в целом снизился.
Информация о капитале Предприятия «Прагматик Экспресс»приведена в таблице 2.2. Структура и динамика капитала показана на рисунке 2.3.
Таблица 2.2
Структура и динамика пассивов ООО «Прагматик Экспресс»
| Абсолютные показатели | Удельный вес, % | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 | |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
|
|
|
|
Собственный капитал (всего) | 168 082 | 147 867 | 144 191 | 89% | 97% | 91% |
Уставный капитал | 10 000 | 10 000 | 10 000 | 5,29% | 6,54% | 6,33% |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 158 082 | 137 867 | 134 191 | 83,60% | 90,13% | 84,98% |
Итого по разделу III | 168 082 | 147 867 | 144 191 | 88,88% | 96,67% | 91,32% |
Заемный капитал (всего) | 21 022 | 5 092 | 13 711 | 11,12% | 3,33% | 8,68% |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства | 2 830 | 444 | 24 | 1,50% | 0,29% | 0,02% |
Итого по разделу IV | 2 830 | 444 | 24 | 1,50% | 0,29% | 0,02% |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
|
|
|
Кредиторская задолженность | 18 192 | 4 648 | 13 687 | 9,62% | 3,04% | 8,67% |
Итого по разделу V | 18 192 | 4 648 | 13 687 | 9,62% | 3,04% | 8,67% |
БАЛАНС | 189 104 | 152 959 | 157 902 | 100,00% | 100,00% | 100,00% |
Рисунок 2.3 Структура и динамика пассивов ООО «Прагматик Экспресс»
Собственный капитал предприятия составляет 144191 тыс. руб. Доля собственного капитала составляет порядка 91%, а заемный капитал составляет всего лишь 9%. Заемный капитал представлен Кредиторской задолженностью (8,67%) и отложенными налоговыми обязательствами (менее 1%). Т.е. можно отметить, что предприятие финансируется в основном за счет собственных средств. Оно направляет полученную прибыль на финансирование и развитие собственной деятельности. Это бесспорно положительный факт в функционировании предприятия.
Далее рассчитаем основные показатели, характеризующие деятельность Предприятия «Прагматик Экспресс».
Ликвидность является важным показателем эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она показывает, насколько предприятие платежеспособно и может отвечать по своим обязательствам.
Сгруппируем активы и пассивы предприятия по степени ликвидности и срочности их погашения.
Таблица 2.3
Активы и пассивы, сгруппированные по степени ликвидности и срочности погашения
| Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 | |
А1- абсолютно ликвидные активы | 124 584 | 93 458 | 83 012 | 66% | 61% | 53% |
А2- быстрореализуемые активы | 17 851 | 17 410 | 19 407 | 9% | 11% | 12% |
А3- медленнореализуемые активы | 38 598 | 36 122 | 50 927 | 20% | 24% | 32% |
А4- труднореализуемые активы | 8 071 | 5 969 | 4 556 | 4% | 4% | 3% |
Итого | 189 104 | 152 959 | 157 902 | 100% | 100% | 100% |
П1- наиболее срочные обязательства | 18 192 | 4 648 | 13 687 | 10% | 3% | 9% |
П2- краткосрочные пассивы | 0 | 0 | 0 | 0% | 0% | 0% |
П3- долгосрочные пассивы | 2 830 | 444 | 24 | 1% | 0% | 0% |
П4- постоянные пассивы | 168 082 | 147 867 | 144 191 | 89% | 97% | 91% |
Итого | 189 104 | 152 959 | 157 902 | 100% | 100% | 100% |
Рисунок 2.4 Структура и динамика активов, сгруппированных по степени ликвидности
Рисунок 2.5 Структура и динамика пассивов по срочности погашения
Чтобы проанализировать ликвидность баланса, необходимо сопоставить между собой сгруппированные активы и пассивы. Условие абсолютной ликвидности баланса следующее:
А1>=П1; А2>=П2; А3>=П3; А4<=П4
Приведем сравнение активов и пассивов в таблице.
Таблица 2.4
Анализ ликвидности баланса
| 2013 | 2014 | 2015 | ||||||
А | П | А | П | А | П | ||||
1 | 124 584 | > | 18 192 | 93 458 | > | 4 648 | 83 012 | > | 13 687 |
2 | 17 851 | > | 0 | 17 410 | > | 0 | 19 407 | > | 0 |
3 | 38 598 | > | 2 830 | 36 122 | > | 444 | 50 927 | > | 24 |
4 | 8 071 | < | 168 082 | 5 969 | < | 147 867 | 4 556 | < | 144 191 |
Сопоставление показателей активов и пассивов показывает, что баланс предприятия является абсолютно ликвидным. На протяжении всего исследуемого период выполняются все неравенства, характеризующие абсолютную ликвидность баланса.
В подтверждение данного вывода рассчитаем основные коэффициенты ликвидности.
Таблица 2.5
Коэффициенты ликвидности
№ п/п | Наименование коэффициента | Расчет | Рекомен-дуемое значение | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | Коэффициент текущей ликвидности | Отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам. | 1-2. | 9,95 | 31,62 | 11,20 |
2 | Коэффициент срочной ликвидности | Отношение оборотных активов за исключение товарно-материальных запасов к краткосрочным обязательствам. | 0,7 - 1 | 7,87 | 23,90 | 7,49 |
3 | Коэффициент абсолютной ликвидности | Отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам | 0,2 – 0,25 | 6,85 | 20,11 | 6,07 |
Рисунок 2.6 Динамика коэффициентов ликвидности
Расчет коэффициентов ликвидности показывает, что в 2015 году ликвидность ООО «Прагматик Экспресс» стала ниже чем в 2013г и особенно в 2014 г. Это обусловлено снижением уровня краткосрочных обязательств в 2014 году по сравнению с 2013 годом и значительному росту в 2015 году. Положительно можно отметить, что заемные средства не стали больше чем в 2013 году.
Но все показатели ликвидности выше рекомендуемого значения, поэтому можно сказать, баланс предприятия ликвиден и предприятие может погасить все свои обязательства перед кредиторами в течении небольшого промежутка времени.
Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости, которые характеризуют деловую активность предприятия. Расчеты представлены в таблице.
Таблица 2.6
Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости)
№ п/п | Наименование коэффициента | Расчет | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) | Выручка от реализации / Средняя величина активов | 1,44 | 1,97 | 2,32 |
2 | Коэффициент отдачи собственного капитала | Выручка от реализации / Средняя величина собственного капитала | 1,62 | 2,13 | 2,47 |
3 | Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | Выручка от реализации / Средняя величина дебиторской задолженности | 15,29 | 19,06 | 19,60 |
4 | Срок погашения дебиторской задолженности | 360/ Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | 24 | 19 | 18 |
5 | Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | Себестоимость / Средняя величина кредиторской задолженности | 9,48 | 17,66 | 25,63 |
6 | Срок погашения кредиторской задолженности | 360/ Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 38 | 20 | 14 |
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) показывает эффективность использования имущества и отражает скорость оборота капитала. Положительно можно отметить что оборачиваемость увеличилась.
Коэффициент отдачи собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала – на 1 рубль собственного капитала приходится 2,47 рублей выручки.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько в среднем оборотов делает дебиторская задолженность в анализируемом периоде. Она оборачивается 19,6 раз, т.е. примерно 18 дней, как показывает срок погашения дебиторской задолженности.
Рисунок 2.7 Динамика коэффициентов оборачиваемости
Рисунок 2.8 Сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает снижение коммерческого кредита, предоставляемого организации, но в целом этот показатель положительно характеризует деятельность предприятия и то что предприятие своевременно платит по своим долгам. Срок погашения кредиторской задолженности показывает, что она погашается примерно в течении 14 дней в отчетном периоде и положительно можно отметить снижение этого срока в течении всего анализируемого периода, значит предприятие платежеспособно.
Расчет коэффициентов деловой активности показывает в целом рост деловой активности. Повысилась ресурсоотдача, отдача собственного капитала. Это обусловлено общим ростом выручки предприятия. Вообще рост выручки и оборачиваемости говорит о повышении эффективности деятельности предприятия в целом.
Далее рассчитаем показатели финансовой устойчивости
Таблица 2.7
Коэффициенты финансовой устойчивости
№ п/п | Наименование коэффициента | Расчет | Нор-матив | 2013 | 2014 | 2015 |
2 | Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования | Чистые оборотные активы / Оборотные активы | ≥ 0,1 | 0,88 | 0,97 | 0,91 |
2 | Коэффициент финансовой независимости (автономии) | Собственный капитал / Капитал | 0,4 ÷ 0,6 | 0,89 | 0,97 | 0,91 |
3 | Коэффициент финансовой устойчивости | (Собственный капитал + Долгосрочный заемный капитал) / Капитал | ≥ 0,6 | 0,90 | 0,97 | 0,91 |
Показатели финансовой устойчивости абсолютно все выше нормы, что объясняется значительной долей собственного капитала в общей структуре капитала предприятия. Финансовая устойчивость предприятия высокая и составляет 91%. Т.е. в целом финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать как устойчивое и хорошее.
Хозяйственные связи — необходимое условие деятельности ООО «Прагматик Экспресс», так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым ООО «Прагматик Экспресс» выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а также и их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
У ООО «Прагматик Экспресс» возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим свои функциональные обязанности, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Между ООО «Прагматик Экспресс» и другими предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета ООО «Прагматик Экспресс» на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между ООО «Прагматик Экспресс» и организациями выступает банк.
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
Расчетные взаимоотношения ООО «Прагматик Экспресс» характеризуются дебиторской и кредиторской задолженностью. Рассмотрим дебиторскую задолженность.
Таблица 2.8
Дебиторская задолженность
| Сумма, тыс. руб | Удельный вес, % | ||||||
2013 | 2014 | Темп прироста за 1-ый период, % | 2015 | Темп прироста за 2-ый период, % | 2013 | 2014 | 2015 | |
покупатели и заказчики | 10 678 | 12 447 | 117% | 9 204 | 74% | 60% | 71% | 47% |
прочие дебиторы | 7 173 | 4 963 | 69% | 10 203 | 206% | 40% | 29% | 53% |
Итого Дебиторская задолженность | 17 851 | 17 410 | 98% | 19 407 | 111% | 100% | 100% | 100% |
Наглядно представим дебиторскую задолженность на рисунке.
Рисунок 2.9. Состав и динамика дебиторской задолженности
Доля дебиторской задолженности покупателей и заказчиков за период снизилась и составила 47% всей дебиторской задолженности. Также она снизилась и в абсолютном выражении, что положительно характеризует состояние расчетов на предприятии. Однако снижение дебиторской задолженности можно расценить и как снижение объема продаж в кредит. Т.к. выручка предприятия растет медленнее себестоимости, а затраты растут довольно быстрыми темпами, можно предположить снижение уровня объемов продаж предприятия в натуральном выражении. А рост выручки может быть обусловлен ростом цен на продукцию, а не ростом объемов продаж.
Рассмотрим также кредиторскую задолженность. Чтобы более полно охарактеризовать состояние расчетов на предприятии, дебиторскую задолженность нужно сравнить с кредиторской задолженностью.
Структура и динамика кредиторской задолженности представлены в таблице. Графически структура и динамика кредиторской задолженности представлена на рисунке.
Рисунок 2.10. Состав и динамика кредиторской задолженности
Таблица 2.9
Структура и динамика кредиторской задолженности
| Сумма, тыс. руб | Удельный вес, % | ||||||
2013 | 2014 | Темп при-роста за 1-ый период, % | 2015 | Темп при-роста за 2-ый период, % | 2013 | 2014 | 2015 | |
поставщики и подрядчики | 5 813 | 1 011 | 17% | 8 477 | 838% | 31,95% | 21,75% | 61,93% |
задолженность перед персоналом организации | 27 | 0 | 0% | 103 | х | 0,15% | 0,00% | 0,75% |
задолженность перед государст-венными внебюджет-ными фондами | 19 | 0 | 0% | 0 | х | 0,10% | 0,00% | 0,00% |
задолженность по налогам и сборам | 3 | 2 331 | 77700% | 4 734 | 203% | 0,02% | 50,15% | 34,59% |
прочие кредиторы | 12 330 | 1 306 | 11% | 373 | 29% | 67,78% | 28,10% | 2,73% |
Кредиторская задолженность | 18 192 | 4 648 | 0 | 13 687 | 3 | 100,00% | 100,00% | 100,00% |
Наиболее весомая доля кредиторской задолженности в 2013 году это задолженность прочим кредиторам и задолженность поставщикам.
В 2014 году наблюдается ее значительное снижение. 2014 год вообще по всем показателям был для компании самым успешным.
В 2015 году наблюдается рост задолженности поставщикам и подрядчикам, рост задолженности по налогам.
Очень актуальным является вопрос о правомочности сопоставления дебиторской и кредиторской задолженности. По этому вопросу существуют две противоположные позиции: с позиции бухгалтера и с позиции финансового директора.
С точки зрения бухгалтера предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Поэтому при анализе дебиторскую и кредиторскую задолженность следует рассматривать раздельно: дебиторскую – как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую – как средства, временно привлеченные в оборот.
С точки зрения финансового директора сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности – обычный и весьма распространенный аналитический прием. Анализируя кредиторскую задолженность, необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия дебиторской задолженности. Поэтому надо сравнить сумму дебиторской и кредиторской задолженности. Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность. Если кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2 раза, то финансовое состояние предприятия считается нестабильным.
Оценим условия расчетов ООО «Прагматик Экспресс» с поставщиками и покупателями сравнивая попарно дебиторскую и кредиторскую задолженности. Сравнение проведем на основании абсолютных величин. Для наглядности представим данное соотношение графически на рисунке.
Рисунок 2.11. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
Из рисунка видно, что в 2013 и 2014 году абсолютные величины Дебиторской задолженности покупателей и заказчиков значительно превосходят размеры Кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками. Т.е. несмотря на отсрочку платежей со стороны покупателей предприятие исправно погашало свои долги. В 2015 году ситуация изменилась и величины Дебиторской задоженности и кредиторской примерно одинаковые. Т.е. можно сказать, что ООО «Прагматик Экспресс» использует кредиторскую задолженность в качестве покрытия дебиторской задолженности. Для исследуемого предприятия этот факт нельзя назвать отрицательным, т.к. кредиторская задолженность является для предприятия своеобразным кредитом, т.е. предприятие использует в своей деятельности не свой собственный капитал, а капитал других фирм. Это одновременно повышает эффективность использования собственного капитала, т.к. кредиторская задолженность – это своеобразный кредит, за который предприятие не платит проценты.
ООО «Прагматик Экспресс», используя свою кредиторскую задолженность - то есть предоставляемую поставщиками отсрочку по оплате счетов - извлекает из этого выгоду. Оно получает возможность расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательной способностью. Поэтому данная динамика не является отрицательным фактором в деятельности предприятия.
Прибыль формируется путем вычитания всех затрат предприятия из суммы выручки от реализации производимой продукции. Показатель прибыли – наиболее важный показатель эффективности функционирования предприятия. Проанализируем формирование прибыли на основе финансовых результатов деятельности ООО «Прагматик Экспресс».
Таблица 2.10
Динамика финансовых результатов деятельности Предприятия «Прагматик Экспресс»
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 | Абсолютное изменение, тыс. руб | Темпы роста, % | ||
2014 к 2013 | 2015 к 2014 | 2014 к 2013 | 2015 к 2014 | ||||
Выручка от продажи | 272 924,343 | 336 080,263 | 360 863,146 | 63 155,920 | 24 782,883 | 123% | 107% |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 172 507,302 | 201 686,340 | 235 001,899 | 29 179,038 | 33 315,559 | 117% | 117% |
Валовая прибыль | 100 417,041 | 134 393,923 | 125 861,247 | 33 976,882 | -8 532,676 | 134% | 94% |
Коммерческие расходы | 17 280,087 | 17 835,768 | 20 664,327 | 555,681 | 2 828,559 | 103% | 116% |
Прибыль (убыток) от продаж | 83 136,954 | 116 558,155 | 105 196,920 | 33 421,201 | -11 361,235 | 140% | 90% |
Проценты к получению | 491,539 | 5 136,876 | 4 407,130 | 4 645,337 | -729,746 | 1045% | 86% |
Прочие доходы | 721,229 | 811,707 | 2 390,661 | 90,478 | 1 578,954 | 113% | 295% |
Прочие расходы | 7 415,003 | 7 233,687 | 9 508,247 | -181,316 | 2 274,560 | 98% | 131% |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 76 934,719 | 115 273,051 | 102 486,464 | 38 338,332 | -12 786,587 | 150% | 89% |
Отложенные налоговые активы | 247,091 | 1 683,512 | 319,737 | 1 436,421 | -1 363,775 | 681% | 19% |
Отложенные налоговые обязательства | 42,043 | 2 386,050 | 419,652 | 2 344,007 | -1 966,398 | 5675% | 18% |
Текущий налог на прибыль | 19 722,112 | 29 344,273 | 26 405,392 | 9 622,161 | -2 938,881 | 149% | 90% |
расходы из прибыли | 815,275 |
| 438,178 |
|
|
|
|
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 56 602,380 | 86 631,316 | 75 742,809 | 30 028,936 | -10 888,507 | 153% | 87% |
Рисунок 2.12 Динамика выручки и себестоимости
Рисунок 2.13 Динамика прибыли
Данные таблицы и рисунков показывают, что выручка от продаж предприятия растет из года в год. Но вместе с прибылью растет себестоимость. Причем в 2014 году темпы роста выручки выше темпов роста себестоимости, в связи с чем прибыль в этом году была наибольшей, а в 2015 году темпы роста себестоимости превысили темпы роста прибыли в связи с чем все показатели прибыли в 2015 году снизились по отношению к 2014 году.
Прибыль является самым важным показателем деятельности предприятия. Ее снижение говорит о том, что предприятие испытывает в 2015 году некоторые трудности. В частности это значительный рост затрат, в связи с чем финансовые результаты деятельности несколько ухудшились за отчетный период относительно предыдущего года, но в целом за период наблюдается рост показателей.
Но т.к. предприятие все же функционирует с прибылью а не с убытком, то в целом можно сказать что оно достаточно успешно.
Показатели прибыли используются для расчета рентабельности деятельности предприятия.
Далее рассчитаем показатели рентабельности, которые характеризуют эффективность функционирования предприятия.
Таблица 2.11
Показатели рентабельности
№ п/п | Наименование показателя | Расчет | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | Рентабельность продаж | Прибыль от реализации / Выручка от реализации | 0,30 | 0,35 | 0,29 |
2 | Рентабельность деятельности | Прибыль от реализации / Себестоимость услуг | 0,48 | 0,58 | 0,45 |
3 | Экономическая рентабельность (активов) | Прибыль от реализации / Средняя величина активов | 0,44 | 0,68 | 0,68 |
4 | Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала | 0,34 | 0,55 | 0,52 |
Рентабельность продаж показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рентабельность продаж составляет порядка 30%. Показатель в целом хороший. Отрицательным моментом является ее снижение в отчетном году.
Рентабельность деятельности показывает уровень прибыли на рубль себестоимости. Этот показатель также снизился в отчетном году.
Рисунок 2.14 Динамика показателей рентабельности
Экономическая рентабельность (активов) показывает эффективность использования всего имущества организации. Показатель рентабельности активов остался на уровне 2014 года и равен 68%. Данный показатель можно считать очень хорошим. Предприятие достаточно эффективно использует свой капитал.
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Данный показатель в отчетном году снизился незначительно относительно показателя 2014 года и не стал ниже показателя 2013 года, как рентабельность деятельности или продаж.
Выводы по 2 главе:
Предприятие ООО «Прагматик Экспресс» функционирует на рынке реализации канцелярских товаров.
Предприятие достаточно успешно развивается и работает на протяжении последних трех лет. Предприятие получает прибыль и рентабельно. Но в отчетном период наблюдается снижение рентабельности, вызванное экономическим кризисом и значительным ростом затрат.
В целом же анализ финансовых результатов показал, что выручка предприятия постоянно растет. К сожалению темпы роста выручки не превышают темпов роста затрат и это отражается отрицательно на главном показателе эффективности деятельности предприятия – прибыли и рентабельности.
Но предприятие достаточно финансово устойчиво, оно использует в своей деятельности в основном собственный капитал. Также необходимо отметить, что на предприятии строго следят за качеством продукции и обслуживания. Поэтому грамотное управление и разумная экономия способны улучшить финансовые результаты деятельности и повысить ее эффективность.
Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли и улучшения финансовых результатов являются:
При выборе одной из стратегий развития компании возможно применение следующих мероприятий:
Поскольку у анализируемого предприятия продаваемая продукция достаточно высокого качества, а рынок сбыта данного вида продукции растет, то предприятие может применять различные мероприятии по улучшению финансовых результатов деятельности.
Увеличение объёмов реализации предполагает стратегию, направленную на изучение новых рынков сбыта продукции предприятия, поиск новых рынков сбыта, формирование спроса со стороны потребителей. Увеличение объемов реализации способствует снижению доли постоянных расходов в общих расходах компании, способствует росту выручки от реализации, росту прибыли, повышению платежеспособности. Все это положительно отразится на финансовых результатах деятельности ООО «Прагматик Экспресс».
Продукция компании является в настоящее время достаточно востребованной на рынке. Канцтовары являются необходимыми для многих, если не всех предприятий. В связи с чем продукция ООО «Прагматик Экспресс» пользуется постоянным стабильным спросом.
Для увеличения объемов реализации предприятию необходимо усилить информированность потенциальных потребителей продукции о компании, об ассортименте продукции.
В настоящее время многие предприятия из-за кризисного состояния экономики сократили расходы на рекламу. Но без рекламы бизнес не сможет развиваться.
На вопрос о размещении рекламы в период кризиса вообще и о размещении рекламы в СМИ в частности существует однозначно положительный ответ. Деловая жизнь в кризис не прекращается, но лишь замедляется, заставляет компании делать более осторожные шаги, скрупулезно подбирать себе деловых партнеров, внимательнее относиться к потребительским ожиданиям своих потенциальных клиентов-заказчиков, постоянно подвергать мониторингу маркетинговые шаги своих конкурентов. Практически это выливается в постоянный ежемесячный анализ и корректирование своего позиционирования на рынке, и, как следствие, - корректирование своей рекламной стратегии.
Важно помнить, что рекламная стратегия должна давать четкий ответ на вопрос, что именно, какую главную мысль позиционирования, и в какой форме, с какой интонацией, соответствующей текущему моменту, должна донести реклама до потребителя. Какие выбрать для этого оптимальные каналы СМИ, пользующиеся у потребителя максимальным доверием. Потребитель, потенциальный клиент и заказчик, в период кризиса никуда не исчезает. Просто он тоже становится более осторожным и избирательным и надеется на понимание его проблем со стороны продавцов товаров и услуг.
Т.е. потребитель жадно впитывает в это время любую информацию не только о желаемом товаре или услуге, но и о компании-продавце. Насколько уверенно стоит компания на ногах, не ушла ли она с рынка. Наличие или отсутствие рекламы у компании в этот момент – важный индикатор для покупателя. Покупатель сравнивает потребительские свойства и цены товаров, интересуется, казалось бы, не нужной потребителю информацией о логистике компаний и кадровых перемещениях внутри них. И действия клиента в этот период понятны и оправданы, - он не хочет стать жертвой кризиса, не хочет потерять своих кровных заработанных денег. Поэтому ООО «Прагматик Экспресс» должна стать в период кризиса максимально информативно доступной для клиента-покупателя, постоянно «светиться» в СМИ, чаще обновлять и продвигать свои интернет-ресурсы, выступать со всевозможными спецпредложениями, показывая свою озабоченность проблемами и нуждами потребителя.
Именно поэтому состояние рынка порождает не только проблемы, но и гигантские возможности для ООО «Прагматик Экспресс» в плане привлечения ранее не доступной целевой аудитории. Вот почему использование такого канала маркетинговых коммуникаций, как размещение рекламы в СМИ, становится важнейшим инструментом в руках руководства при переделе рынка в период кризиса.
Предлагается использовать рекламу в прессе и в интернете, т.к. именно в интернете сейчас многие ищут информацию о потенциальных партнерах и необходимой продукции.
Большое внимание необходимо уделять размещению всей необходимой информации на сайте компании.
Прогрессивной формой обслуживания клиента является такая форма обслуживания, когда клиенту не обязательно приезжать в компанию для выбора товара и получения тех или иных консультаций. Потребитель может обратиться в офис компании по телефону или через электронную форму заявки на сайте компании. После поступления заказа менеджер-консультант связывается с потребителем и обговаривает основные потребности в продукции предприятия, выясняет все необходимое с помощью телефона или электронных средств связи.
Предприятие ООО «Прагматик Экспресс» имеет свой сайт. Сайт предприятия содержит полный набор информации о продукции, ее качествах и достоинствах, сайт предприятия достаточно информативен, информация по ценам, номенклатуре, техническим новинкам постоянно обновляется.
Данную работу необходимо продолжать, т.к. использование информационных технологий в настоящее время очень важно для ведения любого бизнеса. В настоящее время большинство потенциальных и реальных клиентов осуществляют поиск необходимой информации через интернет. С целью повышения обращений через сайт компании необходимо проведение мероприятий по раскрутке сайта компании и выведению его в десятку сайтов появляющихся по запросу «Заказать канцтовары», «Канцтовары Москва» и т.п. Для этого необходимо продолжение проведение работ по оптимизации информации на сайте, постоянное обновление и доработка информации, регулярное размещение новостей о новинках продукции компании, акциях, скидках и пр.
Кроме того значительным достоинством является получение информации в любое время суток, а также возможность непосредственного общения не выходы из дома. Также на сайте размещается информация о продукции реализуемой предприятием, имеются фотографии продукции, т.е. фактически при наличии потребности или интереса к продукции компании, клиент может получить эту информацию самостоятельно в любое время дня и ночи. Также на сайте располагается контактная информация и телефон, по которому можно задать интересующий вопрос. Работа в данном направлении будет способствовать расширению рынка сбыта продукции предприятия и увеличению объемов продаж.
Увеличение цены реализации продукции является одновременно самым простым и самым сложным мероприятием. Повысить цену на продукцию абсолютно не сложно. Повышение цены однозначно положительно сказывается на рентабельности деятельности при прочих равных условиях, однако повышение цены может отрицательно сказаться на уровне спроса на продукцию ООО «Прагматик Экспресс». Поэтому принятию решения по увеличению цены реализации должен предшествовать маркетинговый анализ рынка и цен основных конкурентов предприятия.
Анализ цен показал, что цены на продукцию компании значительно ниже основных конкурентов. На основании проведенного исследования можно заключить, что ООО «Прагматик Экспресс» может поднять стоимость своей продукции в среднем на 5-10%%. Такое повышение будет как для потребителя, так и для компании абсолютно безболезненно. Т.К цена на продукцию ООО «Прагматик Экспресс» останется самой привлекательно для потребителя, а учитывая отличное качество и надежность продукции ООО «Прагматик Экспресс» такое повышение цен будет абсолютно оправданным.
Рассмотрим возможные пути снижения затрат предприятия. Приведем методы сокращения затрат используемые в практике отечественных предприятий:
Первым направлением является достижение экономии затрат за счет совершенствования системы контроля над затратами. По этому направлению специалисты предлагают следующие советы:
2 Главное сделать людей, работающих в команде своими единомышленниками. Разъяснить коллегам, что работая в команде необходимо думать о расходах не только личных, но и расходах коллектива. Пусть сотрудники знают, что такое расходы в плане личном и попытаются осознать величину расходов в денежном плане в коллективном контексте.
3 Необходимо классифицировать всеобщие затраты. В существующих современных системах учета, идет подразделение на затраты как постоянные так и переменные. Переменные затраты (сырье, прямые трудовые затраты и т.п.) непосредственно зависят от объема произведенной и реализованной продукции. Постоянные затраты (это прежде всего зарплата управленческого персонала, командировочные расходы, счета за общее энерго-, тепло- и водоснабжение и т.п.), по сути своей, не зависят от объемов продаж.
Многие компании зачастую классифицируют переменные затраты в зависимости от того, насколько легко их удается корректировать, когда меняется хозяйственная активность. К примеру, прямые затраты на материалы растут либо падают, практически почти автоматически реагируя на изменения объемов производства и продаж. А вот прямые трудовые затраты можно скорее всего скорректировать, только если руководство примет соответствующие меры (сокращение штата, сокращение зарплат, и т.д.). Но вот с другой стороны, затраты на аренду помещения руководству вряд ли удастся сократить в ответ на падение объемов продаж.
4 Необходимо пытаться классифицировать затраты в прямой зависимости от того, сколь просто их возможно скорректировать с помощью других, альтернативных решений.
5 Возможно отследить причины затрат в компании, в разрыве от структуры этих затрат. Это поможет предпринять необходимые действия непосредственно по ликвидации причин нежелательного роста затрат. Так, если растут представительские расходы, полезно четко понять почему сотрудники тратят деньги компании в дорогих предприятиях: потому, что компания активно расширяет клиентскую базу, и растет число подписанных контрактов, или потому, что просто ослаблен контроль за использованием представительских средств.
Далее следует непосредственная оптимизация размера затрат. Она включает следующие три шага к снижению затрат:
1 Необходимо классифицировать затраты по четко обозначенным категориям. Например - затраты на сырье и материалы, оплату труда, все прямые затраты за исключением затрат на оплату труда, общехозяйственные расходы за исключением затрат на оплату труда.
2 Сосредоточившись на наиболее значительных затратах, определить какие затраты должны быть скорректированы.
3 Спланировать и осуществить снижение затрат.
Общие подходы к снижению затрат приведены ниже.
В заключении приведем наиболее распространенные ошибки, совершаемые при сокращении затрат
1 Неверное определение наиболее важных статей затрат, подлежащих сокращению. Ошибки такого рода менее характерны для малых и средних предприятий, поскольку руководство таких предприятий, как правило, имеет хорошее представление о своих наиболее существенных расходах. Однако по мере расширения компании и усложнения ее бизнеса руководство может не заметить рост затрат на отдельных участках.
Пример: компания концентрирует внимание на наиболее легко определимых затратах и не замечает существенные и часто неоправданные затраты, скрытые в статье "прочие расходы".
2 Неправильное определение носителей затрат предприятия.
Пример: стремясь к низким производственным затратам на единицу продукции, компания может начать производить больше готовой продукции, нежели она может продать. В результате стремление снизить производственные затраты на единицу продукции может привести к их общему увеличению из-за перепроизводства. Вместо этого компании следовало бы сфокусировать внимание на сокращении общих производственных затрат.
3 Потеря индивидуальности и, как следствие, конкурентоспособности продукции компании, особенно, если отличительной чертой продукции являлось качество. Такое последствие сокращения затрат является для компании особенно пагубным. Хотя резкое сокращение затрат может в короткий срок увеличить прибыли компании, в долгосрочной перспективе оно нанесет ей непоправимый вред
Пример: экономя на подборе и профессиональной подготовке персонала, компания возможно, получит определенную выгоду. Однако такая экономия может подорвать престиж компании и привести к потере клиентов.
4 Серьезное ухудшение отношений с вовлеченными в бизнес сторонами (поставщиками, сотрудниками компании) из-за чрезмерного "выкручивания рук"
5 Снижение затрат на важных участках ниже допустимого предела.
Пример: без меры урезая трудовые затраты, компания может потерять и как следствие зачастую это происходит, ключевых сотрудников.
6 Непонимание механизма взаимозависимости затрат компании. Ведь иногда общего снижения затрат можно добиться, увеличив их на какой-то отдельный вид деятельности.
Пример: увеличение командировочных расходов может привести к заключению контрактов с новыми поставщиками, продающими продукцию, сырье или материалы дешевле, чем старые поставщики.
Объектом исследования в курсовой работе послужило предприятие ООО «Прагматик Экспресс» - основным видом деятельности которого является реализация канцелярских товаров.
Проведенный анализ показал, что предприятие достаточно успешно развивается и работает на протяжении последних трех лет. Предприятие получает прибыль и рентабельно. Растут объемы реализации и выручка. Но в отчетном период наблюдается снижение рентабельности, вызванное значительным ростом затрат.
В целом же анализ финансовых результатов показал, что выручка предприятия постоянно растет. К сожалению темпы роста выручки не превышают темпов роста затрат и это отражается отрицательно на главном показателе эффективности деятельности предприятия – прибыли и рентабельности.
Анализ финансовой устойчивости показал, что предприятие использует в своей деятельности в основном собственный капитал и достаточно финансово устойчиво. На предприятии следят за качеством продаваемой продукции, у предприятия много постоянных клиентов.
Основной проблемой на предприятии является рост затрат и снижение рентабельности. В этой связи в работе мы проанализировали возможные пути роста и развития предприятия. Основными путями повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности являются: увеличение объёма продаж; увеличение уровня цен; снижение себестоимости продукции.
При выборе одной из стратегий развития компании возможно применение следующих мероприятий:
Наши рекомендации заключаются в комплексном подходе, который предполагает и работу в направлении снижения затрат предприятия, и расширение рынков сбыта и увеличение объемов реализации продукции. Все предложенные рекомендации будут способствовать повышению эффективности деятельности ООО «Прагматик Экспресс» и улучшению его финансовых результатов.