Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы по АХД

Введение

Настоящие методические указания построены на теоретических основах дисциплин «Анализ хозяйственной деятельности» и «Анализ хозяйственной деятельности предприятий социальной сферы» и включают основные направления по выполнению курсовой работы.

Выполнение курсовой работы предусматривает следующие цели и задачи:

  • обобщить и закрепить теоретические знания в области экономического анализа и непосредственно анализа хозяйственной деятельности предприятия;
  • научить студентов пользоваться основными источниками информации, необходимыми для проведения анализа;
  • рассмотреть на примере конкретных предприятий различные способы и приемы анализа основных технико-экономических показателей и влияющих на них факторов;
  • познакомить студентов с основными методами выявления и подсчета резервов роста (снижения) показателей;
  • отработать методику выполнения аналитической части дипломного проекта.

Основным практическим материалом для выполнения курсовой работы является информация, собранная студентами в ходе экономической практики. Кроме того, для выполнения курсовой работы могут быть использованы следующие источники информации:

  1. Специальная литература по экономическому анализу или анализу хозяйственной деятельности предприятия, в том числе указанная в библиографическом списке.
  2. Нормативно-правовые документы (федеральные законы РФ, законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распорядительные документы глав субъектов РФ и органов местного самоуправления и др.)
  3. Хозяйственно-правовые документы предприятия (договора, соглашения, решения арбитражных и судебных органов, рекламации).
  4. Официально опубликованные данные правительственных и международных организаций.
  5. Данные бухгалтерского и статистического учета предприятия.
  6. Бухгалтерская отчетность предприятия.
  7. Проектно-сметная, техническая и технологическая документация предприятия.
  8. Все виды планов предприятия, в том числе производственная программа предприятия, бизнес-план.
  9. Информация, полученная в ходе маркетинговых исследований путем опроса потребителей, интервью, наблюдения, эксперимента и т.д.

Методические указания по выполнению и оформлению

курсовой работы

 

Курсовая работа должна базироваться на результатах хозяйственной деятельности конкретного предприятия сферы услуг и сочетать в себе все виды и направления АХД: технико-экономический, финансово-экономический, управленческий, маркетинговый и др. Поэтому курсовую работу рекомендуется выполнять в соответствии со следующей схемой.

 

Общая схема построения курсовой работы:

 

  • общая характеристика анализируемого предприятия, включая анализ основных экономических показателей его деятельности;
  • анализ технико-организационного уровня предприятия, наличия и эффективности использования производственных ресурсов;
  • анализ производственных результатов деятельности предприятия, включая показатели качества услуг и обслуживания;
  • анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

 

Примерное содержание курсовой работы:

 

  1. Общий обзор хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.
  2. Задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:
    • Анализ технико-организационного уровня предприятия.
    • Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия.
    • Анализ оборотных средств и материальных ресурсов предприятия.
    • Анализ трудовых ресурсов предприятия.
    • Анализ объема реализации услуг.
    • Анализ качества услуг и обслуживания.
    • Анализ себестоимости услуг.
    • Анализ прибыли и рентабельности.
    • Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
  4. Выводы и рекомендации по результатам анализа.

Приложение.

Библиографический список.

 

 

 

Аналитические способы и приемы, рекомендуемые для написания курсовой работы

 

В качестве основных инструментов анализа хозяйственной деятельности студентам рекомендуется выбирать те способы и приемы, которые наиболее часто используются в процессе аналитической работы.

  1. Как правило, любой анализ строится на сопоставлении значений показателей друг с другом. Для этого используется способ сравнения, который предусматривает сопоставление:
    • фактических значений показателей с плановыми для определения степени их выполнения;
    • отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения анализируемых объектов;
    • достигнутых результатов со среднеотраслевыми показателями для определения места, занимаемого предприятиями в отраслевой группе и др.
  1. Для приведения анализируемых показателей в сопоставимый вид можно провести нейтрализацию влияния объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов или применять специальные индексы и поправочные коэффициенты, рассчитанные Госкомстатом России и другими органами управления (например, индекс потребительских цен, индекс физического объема и др.). Нейтрализация влияния стоимостного фактора – один из самых распространенных приемов в анализе хозяйственной деятельности предприятия. Например, чтобы нейтрализовать влияние стоимостного фактора, необходимо фактический объем реализации услуг выразить в оценке предшествующего периода и сопоставить с объемом реализации услуг предшествующего периода. Для анализа себестоимости очень часто используется нейтрализация влияния объемного фактора.
  2. Аналитическая группировка показателей по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов. Например, группировка предприятий одной отраслевой группы по объему реализации услуг и численности работников применяется при оценке уровня концентрации производства или эффективности работы предприятий.
  3. Элиминирование применяется в том случае, когда необходимо условно устранить воздействие на обобщающий показатель всех факторов за исключением одного или нескольких основных, влияние которых на изучаемый объект и определяется.

Наиболее распространенными вариантами элиминирования являются способы цепных подстановок и абсолютных разниц.

Замена базисного частного показателя фактическим называется подстановкой, а способ, с помощью которого эти замены производятся, способом цепных подстановок. Число подстановок равно числу частных показателей, а число расчетных позиций на единицу больше за счет наличия исходных данных. Фактор, влияние которого необходимо определить, рассматривается как переменный, а все другие по отношению к нему – как постоянные. Результат влияния определяется разностью между полученной расчетным путем величиной обобщающего показателя и его предшествующим значением. Способ абсолютных разниц (разностей) предусматривает расчет влияния каждого фактора по абсолютному отклонению его фактического значения от базисного (планового, среднеотраслевого). Подстановка предусматривает замену базисного (планового, среднеотраслевого) частного показателя не полной величиной фактического показателя, а лишь его алгебраическим отклонением от базисного (планового, среднеотраслевого) показателя. Это позволяет без последующего исчисления разности обобщающих показателей определить влияние частного фактора на обобщающий показатель. В способе относительных разниц (разностей) в качестве подстановок используются относительные отклонения фактических значений показателей от их базисных (плановых, среднеотраслевых) значений.   

  1. Балансовый способ используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является также средством счетной проверки правильности произведенных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.
  2. Графический способ применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.
  3. Достаточно широко распространена в современном АХД методика коэффициентного анализа. Методика основана на сопоставлении фактических значений коэффициентов и ряда относительных показателей с их нормативными или желаемыми значениями, что позволяет в той или иной степени исследовать интересующий объект. Наиболее эффективен коэффициентный анализ для оценки степени использования технологического оборудования, движения персонала, структуры финансовых ресурсов (капитала) предприятия и др.
  4. Эвристические методы (методы интуитивной оценки) основаны на результатах опыта, интуиции, экспертных оценок и применяются как для количественного измерения текущих событий, так и для прогнозирования их дальнейшего развития. Эти методы рекомендуется использовать в курсовой работе для оценки качества услуг и конкурентоспособности предприятия (метод балльной оценки), а также для разработки проекта мероприятий по совершенствованию хозяйственной деятельности предприятия и улучшению его показателей (методы «Дельфи», «мозгового штурма» и др.).
  5. Среди специальных способов и приемов маркетингового анализа наибольшее распространение получил анализа рынка на основе построения матриц возможностей по различным критериям. Для анализа строятся матрицы качественной оценки, отражающие стратегические возможности анализируемого предприятия. Область каждой матрицы разбита на отдельные квадранты, характеризующие возможные рыночные стратегии предприятия. В курсовой работе данный способ рекомендуется использовать для анализа рынков сбыта и оценки конкурентных позиций предприятия.

 

Требования к оформлению курсовой работы:

 

Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям со стороны оформления (см. Требования к оформлению и порядок защиты курсовых работ, курсовых проектов и рефератов). Объем работы –      35-38 страниц в рукописном варианте и 28-30 страниц в машинописном варианте.

 

Содержание разделов курсовой работы

 

  1. Общий обзор хозяйственной деятельности анализируемого предприятия

В этом разделе приводится краткая характеристика анализируемого предприятия: вид деятельности с указанием перечня оказываемых услуг или производимой продукции, организационно-правовая форма, иные особенности; проводится анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия позволяет дать общую оценку работы предприятия, не раскрывая внутреннего содержания каждого фактора, повлиявшего на формирование отдельных показателей, а также дать возможность непосредственно ознакомиться с масштабами производства, его особенностями и др. Результаты анализа должны быть представлен в виде таблицы 1. 

Количественные показатели являются, как правило, абсолютными величинами, а качественные показатели – относительными, то есть рассчитываются как соотношение абсолютных величин.

Для анализа основных экономических показателей деятельности предприятия используется в основном способ сравнения, то есть определяются абсолютные и относительные изменения показателей.

Абсолютное отклонение от базисного года (значение графы 5) рассчитывается как разность значений 4-ой и 3-ей граф.

Темп роста (значение графы 6) рассчитывается как отношение соответствующих значений показателей отчетного и базисного периодов, то есть значений 4-ой и 3-ей граф, умноженное на 100%.

Темп прироста к базисному году (значение графы 7) рассчитывается как значение графы 6 минус 100% или как отношение абсолютного отклонения показателей (значение графы 5) к их значению в базисном периоде (графа 3), умноженное на 100%.

При анализе каждого из показателей необходимо обеспечить их сопоставимость, поскольку анализировать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

  • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов[1];
  • единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравнимые показатели[2];
  • сопоставимость исходных условий анализа (технических, природных, климатических);
  • единство методики исчисления показателей и их состава.

По результатам расчетов делаются краткие выводы, на основе которых формулируются задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 


Таблица 1

 

Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

 

 

 

Показатели

Ед. изм.

Базисный год

 

Отчетный год

 

Абсолютное отклонение от базисного года

Относительное отклонение от базисного года

Темп роста

(%)

Темп прироста

(%)

1

2

3

4

5

6

7

Количественные

 

 

 

 

 

 

1. Объем реализации услуг

 

 

 

 

 

 

 

2. Себестоимость услуг (затраты на производство и реализацию услуг)

 

 

 

 

 

 

3. Прибыль от реализации услуг

 

 

 

 

 

 

 

4. Прибыль до налогообложения

(балансовая прибыль)

 

 

 

 

 

 

5. Прибыль после налогообложения

(чистая прибыль)

 

 

 

 

 

 

6. Численность работающих,

в том числе численность рабочих

 

 

 

 

 

 

7. Среднегодовая стоимость основ-ных производственных фондов

 

 

 

 

 

 

8. Годовой остаток оборотных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

 

1

2

3

4

5

6

7

Качественные

 

 

 

 

 

 

9. Выработка на 1 работающего,

в том числе выработка на 1 рабочего

 

 

 

 

 

 

10. Затраты на 1 рубль объема реали-зации услуг

 

 

 

 

 

 

11. Рентабельность: общая

                                  расчетная

 

 

 

 

 

 

12. Фондоотдача

 

 

 

 

 

 

 

13. Фондоемкость

 

 

 

 

 

 

 

14. Фондовооруженность

 

 

 

 

 

 

 

15. Фондорентабельность

 

 

 

 

 

 

 

16. Коэффициент оборачиваемости

 

 

 

 

 

 

 

17. Коэффициент загрузки

 

 

 

 

 

 

 

18. Длительность оборота оборотных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Задачи анализа хозяйственной деятельности

Общими задачами анализа хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг могут являться следующие:

  1. Изучение и объективная оценка результатов работы предприятия.
  2. Оперативный контроль за ходом хозяйственных процессов на предприятии; своевременное выявление имеющихся или намечающихся отклонений фактических значений показателей от планируемых и причин, вызывающих эти отклонения; регулирование этих отклонений.
  3. Использование экономических рычагов повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия в целом.
  4. Прогнозирование основных качественных изменений в работе предприятия, вызываемых влиянием различных внешних факторов (научно-технического прогресса, спроса на услуги и др.)
  5. Контроль за экономным использованием всех имеющихся у предприятия ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т.п.)
  6. Выявление резервов повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия; разработка мероприятий, направленных на своевременное и полное использование выявленных резервов.
  7. Обоснование управленческих решений.[3]

В зависимости от результатов анализа основных экономических показателей, выполненного в предыдущем разделе, в процессе дальнейшей работы следует более подробно остановиться на анализе какого-либо одного направления, показателя или группы показателей. В этом случае студент должен сформулировать более  конкретные задачи анализа.

 

  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия сферы услуг

 

3.1. Анализ технико-организационного уровня предприятия

Этот анализ проводится по трем основным направлениям:

  • анализ научно-технического уровня производственного процесса,
  • анализ организации производства и труда,
  • анализ организационной структуры и эффективности управления предприятием.

Научно-технический уровень производственного процесса на предприятии характеризуется наличием и состоянием основных производственных фондов, уровнем их обновления и совершенствования, прогрессивностью структуры (в том числе и технологической), а также прогрессивностью применяемых технологий, технических решений и  технической вооруженностью труда.

Результаты анализа научно-технического уровня предприятия оформляются в виде таблиц 2, 3, 4, 5. На основе полученных данных делаются соответствующие выводы.

 

Таблица 2

Анализ уровня обновления (движения) основных производственных фондов[4]

 

Наименование ОПФ

На начало года

Поступило

Выбыло

На конец года

1. Здания

 

 

 

 

2. Сооружения

 

 

 

 

3. Машины и оборудование

 

 

 

 

4. Транспортные средства

 

 

 

 

5. Прочие ОПФ

 

 

 

 

Итого ОПФ,

в том числе активная часть ОПФ

 

 

 

 

 

Данные, представленные в таблице 2, собираются как по базисному, так и по отчетному периоду. Затем по ним рассчитываются коэффициенты поступления, выбытия и прироста.

В отдельных случаях (при отсутствии ряда показателей) таблица 2 может быть заполнена следующим образом:

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

1. Стоимость ОПФ на начало года

 

 

 

2. Стоимость ОПФ, поступивших в

течение года

 

 

3. Стоимость ОПФ, выбывших в

течение года

 

 

4. Стоимость ОПФ на конец года

 

 

5. Среднегодовая стоимость ОПФ

 

 

 

В процессе анализа необходимо определить, для каких предприятий характерны:

  • высокий уровень коэффициентов поступления и выбытия;
  • высокий уровень коэффициентов поступления и прироста;
  • высокий уровень коэффициента выбытия и отрицательный коэффициент прироста;
  • и т.п.

 

Таблица 3

Оценка прогрессивности структуры основных производственных фондов

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

1. Среднегодовая стоимость ОПФ

 

 

 

2. Среднегодовая стоимость активной

части ОПФ

 

 

3. Доля активной части ОПФ

 

 

 

 

Структура ОПФ считается прогрессивной, если доля их активной части превышает пассивную. Повышение доли активной части основных производственных фондов является одним из прогрессивных направлений технического развития предприятия и способствует повышению фондоотдачи.

 
Таблица 4

Оценка возрастной структуры основного технологического оборудования

 

Наименование оборудования

Общее количество оборудования

Сроки эксплуатации

базисный год

отчётный год

до 5 лет[5]

от 5 до 10 лет

 

 

базисный год

отчетный

год

базисный год

отчётный год

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

. . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ прогрессивности ОПФ предусматривает также определение и оценку изменения их возрастной структуры, что выражается в уменьшении «среднего возраста» ОПФ и приведении его в соответствие с нормативным сроком службы. Основное внимание при анализе следует обращать на активную часть ОПФ (технологическое оборудование).

 

Таблица 5

Анализ технической вооруженности труда

 

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Отклонение

+ -

%

1. Среднегодовая стоимость ОПФ

 

 

 

 

 

2. Среднегодовая стоимость актив-ной части ОПФ

 

 

 

 

3. Среднесписочная численность ра-бочих (основных работников)

 

 

 

 

4. Фондовооруженность труда, в том числе машинами и оборудованием

 

 

 

 

 

Техническая вооруженность труда характеризуется показателями фондовооруженности. Фондовооруженность труда отражает среднюю стоимость основных производственных фондов в расчете на одного рабочего (основного работника) предприятия, поэтому является одним из основных показателей технико-организационного уровня предприятия. Повышение фондовооруженности труда – основа роста его производительности, сокращения затрат живого труда, улучшения условий труда, роста интереса работников к труду. Следует заметить, что рост фондовооруженности труда должен сопровождаться увеличением фондоотдачи, иначе он может привести к снижению эффективности использования основных производственных фондов предприятия.

 

Анализ технологии производства предусматривает оценку ее прогрессивности и выявление резервов ее совершенствования. Применение прогрессивных технологий способствует снижению материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости услуг, увеличению объема реализации услуг, повышению эффективности производства. С этих позиций и необходимо оценивать применяемые на предприятии технологии. В процессе анализа необходимо определить:

  • удельный вес прогрессивных технологических процессов среди всех применяемых на предприятии;
  • удельный вес услуг, выполненных с применением прогрессивных технологий, в их общем объеме;
  • дополнительный объем реализации услуг, полученный в результате применения прогрессивных технологий.

 

В целом, прогрессивным считается такое направление научно-технического развития предприятия, при котором:

  • происходит постоянное обновление ОПФ в соответствии с развитием НТП;
  • структура ОПФ является прогрессивной;
  • «средний возраст» ОПФ и особенно основного технологического оборудования не превышает нормативный срок его эксплуатации;
  • удельный вес прогрессивных технологических процессов среди всех применяемых на предприятии составляет более 50%;
  • удельный вес услуг, выполненных с применением прогрессивных технологий, в их общем объеме составляет более 50%.

 

Анализ организации производства и труда проводится по следующим направлениям[6]:

  • анализ длительности производственного цикла (срока выполнения услуги) и ритмичности производства;
  • анализ использования рабочего времени (производительные и непроизводительные затраты рабочего времени);
  • анализ прогрессивности форм организации труда и заработной платы на предприятии;
  • анализ социального развития предприятия (уровень образования и квалификации работников предприятия, стабильность кадров, условия труда, наличие социальной инфраструктуры и др.)

 

Анализ организационной структуры и эффективности управления предприятием включает в себя:

  • анализ организационной структуры управления (особенности структуры управления предприятием, ее преимущества и недостатки, необходимость и возможность перехода к более прогрессивной структуре);
  • оценку эффективности методов управления, которая основывается на сопоставлении затрат на управление с полученными результатами.

Одним из способов оценки эффективности применяемых на предприятии методов управления может быть расчет и оценка коэффициента эффективности управления и ряда других показателей, представленных в таблице 6[7].

Коэффициент эффективности управления определяется отношением объема реализации услуг к затратам на управление[8]. Чем выше этот коэффициент и другие показатели, тем эффективнее применяемые на предприятии методы управления. В процессе дальнейшего анализа необходимо оценить изменение всех вышеуказанных показателей и сделать соответствующие выводы об эффективности методов управления предприятием.

 

Таблица 6

Оценка эффективности управления предприятием

 

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

1. Объем реализации услуг

 

 

2. Среднегодовая стоимость ОПФ

 

 

3. Среднесписочная численность рабочих

(основного персонала)

 

 

4. Среднесписочная численность специалистов и служащих (административно-управленческого персонала)

 

 

5. Затраты на управление

 

 

6. Приходится на одного работника управления:

-  реализованных услуг

-  стоимости ОПФ

-  численности рабочих (основных работников)

 

 

7. Коэффициент эффективности управления

 

 

 

 

3.2. Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия

В процессе анализа основных производственных фондов особое внимание следует уделить оценке плановой потребности, фактического наличия и степени использования основного технологического оборудования на предприятии (активной части ОПФ). Результаты анализа оформляются в соответствии с таблицами 7, 8.

 

Таблица 7

Оценка плановой потребности и фактического наличия технологического оборудования на предприятии

 

 

Наименование

оборудования

Базисный год

Отчётный год

плановая

потребность

фактическое наличие

плановая

потребность

фактическое

наличие

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

. . . . . .

 

 

 

 

 

Как правило, потребность в основном технологическом оборудовании определяется исходя из общего количества рабочих мест основного персонала предприятия или планируемого объема производственной программы.

По результатам анализа делается вывод о фактической обеспеченности плановой потребности предприятия в основном технологическом оборудовании. Оптимальным считается вариант, когда фактическое наличие оборудования полностью совпадает с плановой потребностью в нем. Недостаток основного технологического оборудования, как правило, приводит к необходимости эксплуатировать имеющееся в наличии оборудование в усиленном режиме, что ускоряет его физический износ. Кроме того, недостаток оборудования может отрицательно повлиять на течение всего технологического процесса, ритмичность производства и в конечном итоге привести к сокращению объема реализации услуг, уменьшению прибыли и ухудшению других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Наличие технологического оборудования сверх плановой потребности, как правило, приводит к тому, что это оборудование остается неиспользованным (лишним). Это также негативно отражается на технико-экономических показателях деятельности предприятия (например, приводит к уменьшению фондоотдачи, фондорентабельности).

 

Таблица 8

Оценка степени использования технологического оборудования

на предприятии

 

 

Наименование

оборудования

Базисный год

Отчетный год

имеется в наличии

работающее

имеется в наличии

работающее

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

. . . . . .

 

 

 

 

 

Чтобы выявить степень использования основного технологического оборудования на предприятии, необходимо сопоставить количество имеющегося в наличии оборудования с количеством работающего оборудования. Для этого определяются:

  • доля оборудования, принятого к эксплуатации;
  • коэффициент использования наличного оборудования.

Оптимальное значение этих показателей должно быть равно 1. Если их значение меньше 1, то это свидетельствует о наличии неиспользуемого оборудования. Далее выявляются причины наличия неиспользуемого оборудования (лишнее, физически и морально устаревшее, непригодное к дальнейшей эксплуатации, несоответствующее технологии производства, технически неисправное и др.) и изыскиваются возможность его реализации или замены.

 

Основным показателем эффективности использования основных производственных фондов является фондоотдача. В процессе дальнейшей работы необходимо оценить изменение уровня фондоотдачи, выявить основные факторы, вызвавшие это изменение, и определить резервы ее роста. На изменение уровня фондоотдачи оказывают непосредственное влияние следующие факторы:

  • среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
  • доля активной части основных производственных фондов;
  • отдача активной части основных производственных фондов;
  • структура оборудования (наличие оборудования в соответствии с особенностями технологического процесса, наличие нового прогрессивного оборудования, наличие неиспользуемого или неработающего оборудования и т.д.);
  • время работы оборудования (технологический режим работы, целодневные и внутрисменные простои и т.д.);
  • обновление и модернизация оборудования.

Далее необходимо определить степень влияния фондоотдачи на объем реализации услуг, так как улучшение эффективности использования основных производственных фондов является одним из интенсивных резервов роста объема реализации услуг (таблица 9). Для определения степени этого влияния рекомендуется использовать способ абсолютных разниц или какой-либо другой способ по выбору студентов.

 

Таблица 9

Оценка степени влияния фондоотдачи на изменение объема реализации услуг

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

1. Объем реализации услуг

 

 

 

 

2. Среднегодовая стоимость ОПФ

 

 

 

 

3. Фондоотдача

 

 

 

 

Анализ нематериальных активов предприятия можно выполнить по следующим направлениям:

  • анализ структуры, объема и динамики нематериальных активов;
  • оценка эффективности использования нематериальных активов.

Нематериальные активы можно структурировать по видам, источникам поступлений, сроку полезного использования и степени правовой защищенности. Наиболее часто для анализа выбирают видовую структуру. В этом случае результаты анализа можно представить в соответствии с таблицей 10.

По результатам анализа необходимо сделать вывод, какие нематериальные активы имеют наибольший удельный вес в их общем объеме в каждый из рассматриваемых периодов, с чем это связано, чем вызваны изменения в структуре нематериальных активов.

Эффективность использования нематериальных активов оценивается по уровню дополнительного дохода на рубль капитала, вложенного в нематериальные активы. При отсутствии информации о сумме прибыли, полученной от использования нематериальных активов, в качестве доходности нематериальных активов может быть использована доходность всего капитала. Эффективность нематериальных активов будет повышаться, если темпы роста прибыли и объема реализации будут опережать темпы роста нематериальных активов.

 

Таблица 10

Анализ объема, динамики и структуры нематериальных активов

 

 

Вид

нематериальных

активов

Объем, тыс. руб.

Структура, %

Базисный год

Отчетный год

+,-

Базисный год

Отчетный год

+,-

1. Права на владение интеллектуальной собственностью

 

 

 

 

 

 

2. Права на пользова-ние природными объ-ектами

 

 

 

 

 

 

3. Организационные

 расходы

 

 

 

 

 

 

4. Деловая репутация

 

 

 

 

 

 

 

Всего НМА

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Анализ оборотных средств и материальных ресурсов предприятия.

Анализ оборотных средств предприятия необходимо начать с оценки структуры оборотных средств, которая обычно рассматривается как соотношение отдельных элементов оборотных средств предприятия (запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и др.) в их общем объеме (таблица 11).

 

Таблица 11

Оценка структуры оборотных средств

 

Состав оборотных средств (активов)

Объем, тыс. руб.

Структура, %

Базисный год

Отчетный год

+,-

Базисный год

Отчетный год

+,-

1. Запасы

 

 

 

 

 

 

 

2. Дебиторская задолженность

 

 

 

 

 

 

3. Денежные средства

 

 

 

 

 

 

4. Прочие оборотные активы

 

 

 

 

 

 

Всего оборотных средств

 

 

 

 

 

 

 

Особенность структуры оборотных средств предприятия обычно обуславливается рядом факторов: организацией производственного процесса, условиями снабжения, местонахождением поставщиков и потребителей, структурой затрат и др.

 

Анализ оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств – основной этап этого анализа. Показатели эффективности использования оборотных средств должны быть определены в процессе анализа основных экономических показателей. Расчет этих показателей практически основан на соотношении объема реализации услуг и остатка оборотных средств за определенный период времени. По полученным результатам делаются выводы об ускорении или замедлении оборачиваемости оборотных средств, уменьшении или увеличении длительности оборота, экономии или перерасходе оборотных средств. Экономия (условное высвобождение) оборотных средств возникает в результате ускорения их оборачиваемости и сокращения длительности оборота. И, наоборот, если оборачиваемость замедляется, то в итоге будет отражен перерасход оборотных средств (сумма средств, дополнительно вовлекаемых в оборот).

В заключении делается вывод о влиянии показателей использования оборотных средств на объем реализации услуг и другие экономические показатели.

 

Частью анализа оборотных средств  является анализ материальных ресурсов предприятия. Материальные ресурсы предприятия учитываются в составе оборотных средств как производственные запасы. Анализ начинается с оценки обеспеченности потребности в материальных ресурсах их фактическим поступлением. Результат анализа оформляется в соответствии с таблицей 12.

 

Таблица 12

Анализ обеспеченности плановой потребности в материальных ресурсах

 

Виды

материальных ресурсов

Базисный год

Отчётный год

 

плановая

потребность

фактическое поступление

плановая

потребность

фактическое поступление

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

. . . . . .

 

 

 

 

 

Оптимальным считается тот вариант, когда фактическое поступление материальных ресурсов полностью соответствует плановой потребности в них. Отклонение от этого равенства может, с одной стороны, привести к сбоям в процессе производства и неполучению возможного объема реализации услуг в рассматриваемом периоде, с другой стороны, вызвать излишнее скопление на складах товарно-материальных ценностей, что в конечном итоге приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств. Следует иметь ввиду, что поступление материальных ресурсов сверх плановой потребности может быть вызвано необходимостью формирования сезонного запаса.

Поступление материальных ресурсов, как правило, осуществляется на основе договоров на поставку товарно-материальных ценностей. Поэтому в процессе анализа можно проследить фактическое выполнение поставщиками этих договоров.

 

Анализ степени использования материальных ресурсов в процессе оказания услуг ставит своей задачей выявление резервов их экономии и поиск возможностей снижения себестоимости услуг. Степень использования материальных ресурсов (расход материальных ресурсов в стоимостном выражении) зависит от следующих основных факторов:

  • расхода материальных ресурсов (в натуральном выражении),
  • цен на материальные ресурсы.

Результаты анализа оформляются в соответствии с таблицей 13.

 
Таблица 13

Анализ степени использования материальных ресурсов

 

Виды материальных ресурсов

Фактический расход материальных ресурсов

Цены на материальные ресурсы

Расход материальных ресурсов

базисный год

отчетный год

базисный год

отчетный год

базисный год

отчетный год

. . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

Используя полученные результаты, необходимо определить отклонение расхода материальных ресурсов в отчетном периоде от аналогичного показателя в базисном периоде и установить степень влияния различных факторов на это отклонение. Для этого рекомендуется использовать способ абсолютных разниц или другой способ по выбору студентов. Изменение расхода материальных ресурсов в натуральном выражении чаще всего связано с изменением объема реализации услуг. Увеличение объема реализации услуг может быть следствием расширения производства или возросшего спроса на услуги, поэтому увеличение расхода материальных ресурсов за счет этого фактора может являться положительным моментом для экономики предприятия. Кроме того, изменение расхода материальных ресурсов может свидетельствовать об изменении технологического процесса. Цены на материальные ресурсы обычно зависят от их качества и уникальности, удаленности от поставщиков, общей конъюнктуры рынка, уровня инфляции и др.

 

Чтобы оценить, насколько эффективно используются материальные ресурсы, рассчитывается показатель материалоемкости. Материалоемкость определяется как отношение суммы материальных расходов (данная величина рассчитывается как итог таблицы 12) к объему реализации услуг и показывает, сколько материальных затрат фактически приходится на одну услугу. Снижение материалоемкости – это один из показателей эффективного использования материальных ресурсов.

 

3.4. Анализ трудовых ресурсов предприятия

Этот раздел анализа начинается с оценки обеспеченности предприятия персоналом по отдельным категориям и профессиям (см. таблицу 14). Обеспеченность предприятия персоналом по категориям и профессиям определяется сравнением его фактического количества с плановой потребностью.

 

Таблица 14

Анализ обеспеченности предприятия персоналом

 

Категории персонала

(с учетом основных профессий)

 

Базисный год[9]

 

Отчётный год

по плану

фактически

1. Основной персонал всего,

в том числе ………. (по профессиям)

 

 

 

2. Административно-управленческий персонал всего,

в том числе специалисты, служащие и т.п.

 

 

 

3. Вспомогательный персонал всего,

в том числе младший обслуживаю-щий персонал, пожарно-сторожевая охрана и т.п.

 

 

 

Всего работающих на предприятии

 

 

 

 

При наличии отклонений в численности персонала определяют факторы, под влиянием которых возникли эти отклонения. Далее сравнивают численность персонала в отчетном и базисном периодах и при необходимости также выявляют причины отклонения. Положительным моментом в работе предприятия считается уменьшение численности персонала в результате прогрессивных изменений технико-организационного уровня предприятия, следствием которых является повышение производительности труда и высвобождение работников. При недостатке работников из-за неукомплектованности штата намечают мероприятия по набору (найму) и обучению кадров. Увеличение численности персонала в результате расширения производства также рассматривается как положительный момент в работе предприятия. Увеличение численности персонала в результате неэффективной организации производства и труда, снижения производительности труда и невыполнения запланированной производственной программы рассматривается как упущение в работе предприятия.

 

На этом этапе анализа можно оценить структуру персонала предприятия. Для этого определяется и сравнивается удельный вес каждой категории персонала предприятия. Наибольший удельный вес должен приходиться на основной персонал. Это является признаком эффективной управленческой структуры предприятия.

Структура кадров также может рассматриваться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация.

 

Следующий этап анализа трудовых ресурсов предприятия – анализ движения персонала предприятия, который выполняется в соответствии с таблицей 15.

По результатам анализа делается вывод о стабильности кадров на предприятии. Выявляются также причины текучести кадров, среди которых можно назвать основные: низкая заработная плата, тяжелый и непрестижный труд, отсутствие карьерного роста, социальная незащищенность работников и т.д.

 
Таблица 15

Анализ движения работников предприятия

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

1. Списочная численность персонала на начало года (по категориям)

 

 

 

2. Выбыло персонала (по категориям),

в том числе по внеплановым причинам (по категориям)

 

 

 

3. Принято персонала (по категориям)

 

 

 

4. Списочная численность персонала на конец года (по категориям)

 

 

 

5. Среднесписочная численность персо-нала (по категориям)

 

 

 

6. Постоянный состав персонала

 

 

 

7. Коэффициент оборота по выбытию

 

 

 

8. Коэффициент текучести

 

 

 

9. Коэффициент оборота по приему

 

 

 

10. Коэффициент постоянства состава персонала

 

 

 

 

В процессе анализа можно выявить также влияние численности основного персонала и производительности труда (средней выработки на 1 основного работника) на объем реализации услуг (таблица 16). Одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является увеличение объема реализации услуг за счет увеличения производительности труда.

 

 

 

Таблица 16

Оценка степени влияния численности основного персонала и производительности труда на изменение объема реализации услуг

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

1. Объем реализации услуг

 

 

 

 

2. Численность основного персонала

 

 

 

 

3. Средняя выработка 1 основного работника

 

 

 

 

Анализ фонда оплаты труда персонала рекомендуется выполнять по следующей схеме (таблица 17).

Таблица 17

 Анализ фонда оплаты труда персонала

 

Категории персонала

Базисный год

Отчетный год

ФОТ всего

в том числе

.. . . .

 

переменная часть[10]

постоянная часть[11]

премии

и иные выплаты[12]

. . . .

. . . .

. . . .

. . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе анализа сравниваются не только общие затраты на оплату труда в отчетном и базисном периоде, но и оценивается структура этих затрат:

  • по категориям персонала (вертикальная структура);
  • по видам выплат, включаемым в фонд оплаты труда (горизонтальная структура).

Также выявляются факторы, которые могли повлиять на отклонение фонда оплаты труда в отчетном периоде от аналогичного показателя в базисном периоде. К основным факторам относятся:

  • изменение численности персонала;
  • изменение среднего размера заработной платы 1 работающего, в том числе за счет:
    • изменения сдельных расценок,
    • изменения тарифных ставок,
    • изменения средних окладов,
    • изменения размера прочих выплат, включаемых в фонд оплаты труда.

 

В заключении сопоставляются темпы роста производительности труда в каждом рассматриваемом периоде с темпами роста заработной платы. Следует отметить, что темпы роста производительности труда (средней выработки 1 работающего) должны опережать темпы роста средней заработной платы 1 работающего. Соблюдение этого принципа на предприятии позволяет добиться снижения себестоимости услуг и роста прибыли.

 

3.5. Анализ объема реализации услуг

Показатели объема реализации и себестоимости услуг являются основными производственными результатами деятельности предприятия. В предыдущих разделах анализа студентам рекомендовалось рассмотреть зависимость этих показателей от эффективности использования ресурсной базы предприятия (трудовых ресурсов, средств и предметов труда). В этом и последующих разделах рекомендуется оценить фактически достигнутые значения этих показателей под воздействием не только внутренних, но и  внешних факторов, а также выявить резервы их роста (снижения).

Анализ рекомендуется начинать с характеристики целевых рынков сбыта услуг. В первую очередь необходимо определить тип рынка, на котором действует предприятие. От типа рынка во многом зависят объем реализации услуг, их себестоимость, средний уровень цен, сумма полученной прибыли, рентабельность и др. Например, «рынок продавцов» характеризуется повышенным спросом на услуги и сравнительно небольшим количеством предприятий, оказывающих эти услуги. Как правило, это монополизированные рынки. Цены на таких рынках могут быть необоснованно завышенными, а качество при этом оставаться низким. «Рынок покупателей» - это рынок, на котором предложение превышает спрос. Для данного типа рынка характерно большое число предприятий, функционирующих в условиях конкуренции. Качество услуг на этих рынках, как правило, полностью соответствует цене на них. 

Основными показателями величины рынка (количественными показателями) являются емкость рынка и рыночная доля предприятия. Емкость рынка характеризует возможный объем реализации услуг на данном рынке в течение определенного периода времени, а рыночная доля предприятия показывает объем реализации услуг конкретного хозяйствующего субъекта. Основной качественной характеристикой рынка является его доходность, которая определяется сложившемся уровнем цен на услуги.

На основе полученных данных необходимо построить матрицы, которые наиболее полно характеризуют рынки сбыта услуг. Например, матрицу возможностей предприятия на различных рынках или матрицу возможностей предприятия по увеличению доли рынка.

 

Анализ объема реализации услуг начинается с определения его динамики за несколько лет (таблица 18).

 

Таблица 18

Анализ объёма реализации услуг за несколько лет (в сопоставимых ценах)

 

Показатели

Анализируемый период (годы)

I

II

III

1. Объем реализации услуг

 

 

 

 

2. Абсолютное отклонение от предыдущего года

 

 

 

3. Общее отклонение от базисного года

 

 

 

 

4. Темпы роста (в %) к предыдущему году

 

 

 

5. Темпы прироста (в %) к предыдущему году

 

 

 

 

Анализируя динамику объема реализации услуг, рекомендуется учитывать показатели в сопоставимых ценах. Применение показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, попадающих под воздействие ценового (стоимостного) фактора. Следовательно, если на предприятии не ведется учет объема реализации услуг в сопоставимых ценах, студентам необходимо самостоятельно привести показатели в сопоставимый вид, то есть нейтрализовать влияние стоимостного фактора.

Приведение показателей объема реализации услуг в сопоставимый вид, позволяет определить степень влияния на него ценовых и неценовых факторов.

 

Следующий этап – анализ структуры услуг предприятия. В ходе данного анализа определяется удельный вес каждого вида реализуемых предприятием услуг в каждом из рассматриваемых периодов. Результаты анализа оформляются в соответствии с таблицей 19 (для наглядности могут быть представлены графически), затем формулируются выводы.

 

 

Таблица 19

Оценка структуры услуг предприятия

 

Виды услуг

Объем реализации услуг в сопоставимых ценах

Структура услуг (в %)

базисный год

отчетный год

базисный год

отчетный год

……….

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Изменения в структуре услуг называются структурными сдвигами.  В ходе анализа необходимо установить причины таких сдвигов. Как правило, они вызваны изменениями рыночной конъюнктуры, а также тем, что каждое предприятие стремится продвигать на рынок более рентабельные (дорогостоящие) услуги.

 

Серьезную проблему для предприятия может представлять его неравномерная загрузка в течение года, вызванная сезонными колебаниями спроса на услуги. Простои рабочей силы и оборудования при спаде спроса на услуги и максимальная их загрузка при возрастающем спросе отрицательно влияют на объем реализации услуг, качество услуг, производительность труда, уровень использования основных фондов и другие показатели работы предприятия.

Для анализа влияния сезонности на деятельность предприятия необходимо располагать данными о ежемесячном (ежеквартальном) объеме реализации услуг (таблица 20), на основании которых рассчитываются среднемесячный (среднеквартальный) объем реализации услуг, коэффициенты сезонности, коэффициент (размах) вариации.

 

Таблица 20

 

Распределение объема реализации услуг по месяцам (с учётом сезонности)

 

Виды услуг

Базисный год

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды услуг

Отчётный год

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

год

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большой коэффициент вариации свидетельствует о том, что сезонность оказывает существенное влияние на деятельность предприятия и необходимости сглаживать ее влияние посредством различных мероприятий.

 

3.6. Анализ качества услуг и обслуживания

Обеспечение высокого качества услуг и систематическое его повышение – одно из необходимых условий для обеспечения конкурентоспособности услуг и предприятия в целом. Основными слагаемыми качества услуги считается качество ее выполнения и качество обслуживания потребителя. Критериями качества выполнения услуги могут считаться: качество используемых сырья и материалов; качество применяемого оборудования, инструментов; профессиональная подготовка и квалификация персонала; качество упаковки; затраты времени на выполнение услуги (от момента сдачи заказа до момента получения). Критериями качества обслуживания потребителей могут быть: срочность, комплексность обслуживания, прогрессивность форм обслуживания, культура обслуживания.

Обычно предприятиями устанавливается система оценки качества услуг в зависимости от вида услуг, особенностей технологического процесса и организации производства и труда, поэтому студентам предоставляется право самостоятельно выбрать методику анализа качества услуг и обслуживания.

Одним из возможных способов анализа качества услуг и обслуживания может быть «балльная оценка». Результаты такого анализа представляются в соответствии с формой таблицы 21. Их можно оформить и в виде сравнительного анализа (с основными конкурентами или ведущими предприятиями отрасли). По результатам анализа делаются выводы.

 

Таблица 21

Анализ качества услуг и обслуживания

 

Показатели качества услуг и обслуживания

Весовой коэффициент[13]

Анализируемое

предприятие

Основные конкуренты

балльная оценка

взвешенная оценка

. . . . . .

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

. . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

3.7. Анализ себестоимости услуг

Для анализа себестоимости услуг обычно используются следующие обобщающие показатели: общая сумма затрат (полная себестоимость услуг), себестоимость единицы услуг, затраты на 1 рубль реализации услуг. Полная себестоимость обычно используется для оценки состава и структуры затрат предприятия, для расчета основных экономических показателей. Но этот показатель не рекомендуется использовать для оценки эффективности хозяйственной деятельности, так как зачастую его реальное значение искажается под воздействием объемного фактора.

В ходе анализа рекомендуется рассмотреть изменение себестоимости услуг по отдельным статьям расходов. Результаты анализа оформляются в соответствии с таблицей 22.

По результатам анализа делаются выводы о степени влияния изменения каждой статьи расходов на обобщающий показатель  себестоимости услуг.

В процессе анализа можно определить, какие расходы занимают наибольший удельный вес в себестоимости услуг, и сделать более подробный анализ этих расходов. На основании полученных результатов определить возможные пути снижения себестоимости.

 

Таблица 22

Анализ состава и структуры себестоимости услуг

 

Статьи расходов

В базисном году

В отчетном году

в денежном выражении

в %

в денежном выражении

в %

1. Материальные расходы

 

 

 

 

2. Расходы на оплату труда

 

 

 

 

3. Суммы начисленной амортизации

 

 

 

 

4. Прочие расходы

 

 

 

 

Итого полная себестоимость

 

 

 

 

 

К прочим расходам может относиться арендная плата; расходы по оплате коммунальных услуг; налоги, включаемые в себестоимость; расходы на рекламу; расходы на проведение маркетинговых исследований и др.

Для оценки изменения себестоимости во времени рекомендуется использовать другой обобщающий показатель – затраты на 1 рубль объема реализации услуг. Этот показатель определяется делением общей суммы затрат на объем реализации услуг. Чтобы как можно более точнее определить  этот показатель, при его расчете необходимо нейтрализовать влияние объемного фактора, то есть пересчитать общую сумму затрат базисного периода на объем реализации услуг отчетного периода. Существует два основных способа пересчета показателей:

  • с помощью индекса физического объема;
  • с помощью показателей себестоимости единицы услуг и объема реализации услуг в условно-натуральных единицах.

Второй способ более точный, но его применение возможно при ведении раздельного учета и сравнительно небольшом ассортименте услуг.

Результаты анализа затрат на 1 рубль объема реализации услуг рекомендуется представить в соответствии с таблицей 23.

 

Таблица 23

Анализ затрат на 1 рубль объема реализации услуг

 

Показатели

В базисном году

В отчетном

году

с учетом объема реализации услуг базисного года

в пересчете на объем реализации услуг отчетного года

1. Объем реализации услуг

 

 

2. Общая сумма затрат

(полная себестоимость)

 

 

 

3. Затраты на 1 рубль

реализации услуг

 

 

 

 

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, какие факторы и в какой степени повлияли на изменение затрат на 1рубль объема реализации услуг. В данном случае можно выделить два основных фактора:

  • изменение объема реализации услуг (физического объема);
  • изменение общей суммы затрат за счет экономии или перерасхода по всем статьям.

 

3.8. Анализ прибыли и рентабельности

Этот этап начинается с анализа основного финансового результата – налогооблагаемой (балансовой) прибыли предприятия.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как алгебраическая сумма:

  • результата от реализации услуг;
  • сальдо операционных доходов/расходов;
  • сальдо внереализационных доходов/расходов.

 Результаты анализа оформляются в соответствии с таблицей 24, затем делается вывод об основных источниках дохода и причинах убытков предприятия.

 

Таблица 24

Анализ состава налогооблагаемой (балансовой) прибыли предприятия

 

Состав налогооблагаемой прибыли

Базисный год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

1. Прибыль (убыток) от реализации услуг

 

 

 

 

2. Сальдо операционных доходов и расходов,

в том числе:

- операционные доходы

- операционные расходы

 

 

 

3. Сальдо внереализационных доходов и расходов,

в том числе:

- внереализационные доходы

- внереализационные расходы

 

 

 

Налогооблагаемая (балансовая) прибыль

 

 

 

 

 

Основной составляющей прибыли предприятия при эффективной хозяйственной деятельности должна являться прибыль от реализации услуг. В процессе анализа необходимо установить динамику этого показателя, выявить основные факторы и установить степень их влияния на его изменение. Результаты рекомендуется  оформить в соответствии с таблицами 25, 26.

 

Таблица 25

Анализ прибыли от реализации услуг

 

Показатели

В базисном году

В отчетном

году

с учетом объема реализации услуг базисного года

в пересчете на объем реализации услуг отчетного года

1. Объем

реализации услуг

 

 

 

2. Себестоимость

услуг

 

 

 

3. Прибыль от

реализации услуг

 

 

 

 

Таблица 26

Анализ основных факторов, влияющих на изменение прибыли

от реализации услуг

 

Основные факторы

Расчет влияния основных факторов на прибыль

1. Изменение физического объема

 

2. Изменение цен на услуги

 

3. Изменение себестоимости услуг

 

4. Изменение структуры услуг

 

Изменение прибыли от реализации услуг

 

 

В процессе дальнейшего анализа необходимо проследить изменение прибыли относительно других показателей, то есть рассчитать показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты относительно используемых ресурсов и эффективность деятельности предприятия. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  • хозяйственная рентабельность,
  • коммерческая рентабельность,
  • экономическая рентабельность,
  • финансовая рентабельность.

Наиболее подробно рекомендуется остановиться на анализе хозяйственной рентабельности (таблица 27).

 

Таблица 27

Анализ хозяйственной рентабельности

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

1. Прибыль от реализации услуг

 

 

 

 

2. Себестоимость услуг

 

 

 

 

3. Рентабельность, %

 

 

 

 

 

По результатам анализа делается вывод о влиянии основных факторов (прибыли от реализации услуг и себестоимости) на изменение показателя хозяйственной рентабельности.

 

3.9. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия оценивается с помощью показателей экстенсивности и интенсивности экономического развития. Показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов (таблица 28). Показателями интенсивности развития являются качественные показатели использования ресурсов (таблица 29).

 

Таблица 28

Оценка экстенсивности экономического развития

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Отклонение

+ -

%

1. Среднесписочная численность основных рабочих

 

 

 

 

2. Фонд оплаты труда основных рабочих

 

 

 

 

3. Среднегодовая стоимость основ-ных производственных фондов

 

 

 

 

4. Годовой остаток оборотных средств

 

 

 

 

5. Материальные затраты

 

 

 

 

 

 

Таблица 29

Оценка интенсивности экономического развития

 

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Отклонение

+ -

%

1. Среднегодовая выработка основного рабочего

 

 

 

 

2. Среднегодовая заработная плата основного рабочего

 

 

 

 

3. Фондоотдача

 

 

 

 

 

4. Коэффициент оборачиваемости

 

 

 

 

 

5. Материалоотдача

 

 

 

 

 

 

 

Возможность повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия дает только переход преимущественно к интенсивному типу развития. Поэтому в процессе дальнейшего анализа необходимо определить соотношение экстенсивных и интенсивных факторов развития предприятия. Этот анализ выполняется посредством сравнения количественных и качественных показателей использования ресурсов предприятия. Результаты оформляются в соответствии с таблицей 30.

 

Таблица 30

Сводный анализ эффективности показателей хозяйственной деятельности предприятия

 

Виды ресурсов

Прирост ресурса на 1% прироста объема реалии-зации услуг, %

Доля влияние на прирост объема реализации услуг

Относительная экономия (перерасход) ресурсов

экстен-сивности

интен-сивности

1. Численность основных рабочих

 

 

 

 

2. ФОТ основных рабо-чих

 

 

 

 

3. Основные производст-венные фонды

 

 

 

 

4. Оборотные средства

 

 

 

 

 

5. Материальные ресурсы

 

 

 

 

 

 

По результатам анализа делаются соответствующие выводы.

Кроме того, об эффективности хозяйственной деятельности и управления предприятием может свидетельствовать:

  • увеличение объема реализации услуг (в условно-натуральном выражении);
  • увеличение прибыли (от реализации услуг и других источников);
  • повышение рентабельности;
  • снижение затрат на 1 рубль реализации услуг и т.п.

 

  1. Выводы и рекомендации по результатам анализа

В данном разделе должны быть сформулированы общие выводы по результатам проведенного анализа и разработаны рекомендации для предприятия по улучшению результатов хозяйственной деятельности.

 

В приложении рекомендуется размещать финансово-экономические и технические документы, которые являются исходными данными для анализа (бухгалтерский баланс и приложения к нему, различные формы статистической отчетности, бизнес-план развития предприятия или его отдельные разделы, проектно-сметная и техническая документация, договоры на поставку сырья и материалов, отчетные калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг и др.).

 

В библиографическом списке указываются источники литературы, используемые студентами дополнительно.

 

 

[1] Как правило, такая проблема возникает из-за возможности использования различных стоимостных измерителей (сопоставимых, плановых, фактических цен) или различных показателей качества

[2] Показатели, взятые для сравнения должны охватывать одинаковые промежутки времени (месяцы, кварталы, годы)

[3] Перечень общих задач, решаемых в процессе анализа, может быть дополнен или изменен по усмотрению студентов

[4] Здесь и далее для каждого анализируемого показателя в обязательном порядке необходимо указывать единицу измерения

[5] Сроки эксплуатации должны соответствовать нормативным срокам службы оборудования

[6] На данном этапе анализ проводится обзорно, без расчета показателей

[7] Студенты могут использовать и другие способы и приемы оценки эффективности методов управления, применяемых на предприятии.

[8] В качестве затрат на управление могут рассматриваться фонд оплаты труда работников управления, затраты, связанные с подбором, наймом, расстановкой, обучением, сокращением персонала, формированием и расформированием структурных единиц предприятия (департаментов, отделов) и т.п.

[9] Здесь и далее учитывается среднесписочная численность персонала предприятия

[10] Включает оплату труда по сдельным расценкам за фактически оказанные услуги

[11] Включает оплату труда по тарифным ставкам за фактически отработанное время и оклады

[12] Включаемые в фонд оплаты труда

[13] Обычно определяется экспертным путем

Теги: Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы по АХД  Методичка  АХД, экономика предприятий, финансы предприятий
Просмотров: 620
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Методические указания по выполнению и оформлению курсовой работы по АХД
Назад