Выведение предприятия из состояния банкротства на примере ООО «Сивер»
Актуальность темы обусловлена тем, что высокая конкуренция на рынке создает сложные условия для функционирования предприятия. Однако кризисное состояние предприятия обусловлено во многом внутренними нежели внешними факторами. Предприятие, управление которым осуществляется грамотно, заранее продумывается и планируется определенная стратегия, менее подвержено негативному влиянию внешних факторов и может с успехом вовремя перестроиться и преодолеть возникающие внешние угрозы. Поэтому своевременная диагностика проблем предприятия просто необходима.
Целью написания дипломной работы являлся анализ вероятности банкротства предприятия и разработка рекомендаций по выходу из кризисного состояния.
В этой связи в работе были поставлены следующие задачи:
Предметом исследования в работе выступила финансово-хозяйственная деятельность предприятия и анализ вероятности банкротства.
Объектом практического исследования послужило предприятие ООО «Сивер», основным видом деятельности которого является реализация подъемно-транспортного оборудования, а также осуществление разработки проектов на установку лифтов и всех необходимых строительно-монтажных работ. Организационная структура предприятия и основные показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности за последние три года представлены на ЛИСТАХ 1 и 2 РМ соответственно.
ЛИСТЫ 3 и 4 РМ отражают проведенный анализ финансовых результатов деятельности, который показал, что предприятие в отчетном периоде находится в затруднительном, кризисном положении. Несмотря на рост активов, снизилась выручка предприятия в отчетном периоде, темпы роста затрат превысили темпы роста выручки и как следствие снизился уровень прибыли и рентабельности деятельности.
Проведенный анализ финансового состояния позволил также выявить основные проблемы функционирования предприятия.
Это значительная доля заемного капитала, вследствие чего предприятие финансово неустойчиво.
На предприятии наблюдается значительный рост дебиторской задолженности, что отрицательно отражается на платежеспособности предприятия.
Анализ основных фондов, результаты которого представлены на ЛИСТ 5 РМ показал, что они на протяжении долгого времени не обновлялись, и их обновление началось уже когда финансовое положение предприятия стало ухудшаться, в результате срыва сроков производства работ с предприятием не заключили контракты несколько крупных клиентов, что отрицательно отразилось на выручке предприятия в отчетном году.
Анализ использования трудовых ресурсов, представленный на ЛИСТ 6 РМ, также показал наличие значительных проблем в управлении персоналом. Эффективность использования трудовых ресурсов значительно снизилась. На предприятии наблюдается значительная текучесть по основных категориям работников. Средняя заработная плата АУП превосходит среднюю заработную плату основных работников в 5 раз. Квалификация вновь принимаемого персонала не является достаточной, т.к. для того чтобы освоиться на новом месте работы требуется определенное время даже хорошему специалисту, а при наличии значительной текучки сохранить высокую квалификацию персонала достаточно трудно.
Анализ, представленный на ЛИСТ 7 РМ, показал снижение деловой активности предприятия. Рассчитанные показатели ликвидности в большинстве своем ниже нормы, предприятие испытывает нехватку средств для оперативного проведения расчетов. Имеется задолженность даже по заработной плате.
Анализ себестоимости, представленный на ЛИСТ 8 РМ, показал высокий уровень материальных затрат и затрат на оплату труда. К тому же как было определено, рост расходов на оплату труда вызван в большей степени значительным повышением уровня оплаты труда АУП, а остальные категории работников получали заработную плату незначительно приближенную к рыночным показателям.
В целом уровень затрат на единицу реализованной продукции, как показано на ЛИСТ 9 РМ, очень высок, в результате чего деятельность предприятия нельзя назвать эффективной.
Анализ и расчет показателей, характеризующих вероятность банкротства таких как коэффициент Альтмана и Фулмера, представленный на ЛИСТ 10 и 11 соответственно, показал, что вероятность банкротства предприятия достаточно высока. Но расчет коэффициента Таффлера ЛИСТ 12 РМ дает надежду на неплохие долгосрочные перспективы.
В целом следует отметить, что кризис на предприятии был обусловлен такими факторами как неудовлетворительное управление затратами и значительный их рост; неудовлетворительным состоянием основных фондов; задержкой расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности, неэффективным управлением трудовыми ресурсами и отсутствием четкой стратегии развития.
В этой связи основная стратегия развития направлена на вывод предприятие из кризиса. Для этого были рекомендованы следующие мероприятия: снижение уровня затрат; стимулирование сбыта продукции, работ и услуг предприятия; оптимизация денежных потоков; улучшение состояний расчетов по дебиторской задолженности, пересмотр условий коммерческого кредитования.
Для снижения уровня затрат предполагается поставить перед менеджерами по снабжению задачу снижения стоимости материальных затрат на 5%. При достижении поставленной задачи им будет выплачена премия в размере 1 % от суммы экономии. При достижении данного результата материальные затраты можно будет снизить примерно на 4%. Сумма экономии составит примерно: 249 830 тыс. руб.
Как показано на ЛИСТ 13 РМ, средняя заработная плата административно-управленческого персонала в 5 раз превышает среднюю заработную плату специалистов и рабочих. Именно данным разрывом и уровнем средней заработной платы во многом обусловлена текучесть основных категорий работников. Текучесть работников на предприятии не способствует эффективному выполнению работниками своих обязанностей. В условиях кризиса нужно рассмотреть возможность снижения средней заработной платы АУП и сокращение количества работников до уровня 2012 года, т.к. спад объемов производства работ и услуг предприятия таков, что стал ниже уровня 2012 год. Поэтому, если предприятие имело возможность справляться с поставленными задачами таким объемом человеческих ресурсов, то снижение численность персонала до этого уровня в условиях кризиса будет уместным.
Также предполагается оставить наиболее квалифицированных работников и предусмотреть повышение им заработной платы на 20-24%.
Разрыв в средней заработной плате АУП и специалистов предполагается снизить в среднем до 2 раз на период кризиса. Естественно такое снижение уровня оплаты труда вызовет негативное отношение, но нужно будет довести до сведения данной категории работников, что это мера временная, и при стабилизации положения предприятия будет изыскана возможность дополнительного поощрения. В целом экономия на ФОТ составит порядка 145,6 млн. руб.
На ЛИСТ 14 РМ, показан состав прочих расходов предприятия, котоые занимают порядка 5% расходов предприятия. От участия в капитале других предприятий отказаться нельзя. Штрафы, пени, неустойки – это также расходы не желательные, но необходимые. Их оплата не зависит от желания или нежелания их погашать. Необходимо предпринять меры по предотвращению подобного рода санкций к предприятию за просрочку платежей. В обязанности финансовых менеджеров необходимо ввести осуществление контроля и предотвращение подобных претензий, со стороны поставщиков ресурсов. Если предприятие будет работать более эффективно, то данные расходы должны сократиться и предприятие получит экономию в размере 125657 тыс. руб.
Также в составе прочих расходов присутствуют представительские расходы и расходы на культурно-спортивные мероприятия. Пока предприятие находится в нестабильном финансовом положении, ему следует отказаться от данного вида затрат. Таким образом предприятие сможет снизить свои расходы еще на 21943 тыс. руб.
Более детальное изучение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками показало, что три компании, представленные в таблице на ЛИСТ 14 РМ, являются как дебиторами, так и кредиторами. Это ЗАО «Русский Монолит», ОАО "Завод ЖБИ" и ООО "МонАрх". В этой связи основная рекомендация заключается в проведении взаимозачета между этими компаниями и ООО «Сивер». Размер встречных обязательств составляет порядка 430310 тыс. руб. В результате проведения взаимозачета дебиторская задолженность уменьшится на 20%, а кредиторская задолженность на 17%.
Таким образом, в результате реализации всех вышеприведенных мероприятий финансовое положение предприятия должно улучшиться. Расчет того, как изменятся показатели финансовых результатов, представлен на ЛИСТ 15 РМ.
Наши расчеты построены на следующих допущениях:
Выручка предприятия останется на уровне отчетного года;
Себестоимость снизится за счет снижения материальных затрат на 4% и за счет снижения затрат на оплату труда.
Прочие расходы снизятся на величину представительских расходов на культурно-спортивные мероприятия.
Капитал предприятия снизится на величину взаимозачета по кредиторской и дебиторской задолженности и увеличится на величину чистой прибыли планируемого периода.
Остальные показатели мы оставили без изменения.
В целом расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий показал, что у предприятия есть резервы для снижения затрат, предприятие может провести взаимозачеты с целью снижения уровня дебиторской и кредиторской задолженности, предприятию следует отказаться от расточительного расходования денежных средств и сократить представительские расходы. Также следует ужесточить контроль и платежную дисциплину, и осуществлять планирование и контроль всех расходов с целью их снижения и более эффективного использования ресурсов. Реализация всех предложенных мероприятий позволит увеличить уровень чистой прибыли более чем в 9 раз и будет способствовать постепенному выходу предприятия из кризиса.