ОГЛАВЛЕНИЕ
Примеры кризисных и успешных предприятий. 4
Формирование стратегии как основа выхода из кризиса. 6
Зарубежный подход к формированию стратегии. 7
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что кризисное состояние в деятельности предприятий на 1/3 связано с внешними факторами (макроэкономического и общеполитического характера) и на 2/3 с внутренними (определяемыми особенностями производственно-хозяйственной деятельности). Зачастую простое несоблюдение закономерностей экономического функционирования предприятий, отклонение от них приводит к возникновению кризисных ситуаций. Поэтому своевременная диагностика и преодоление проблем на предприятии просто необходимы, в связи с чем актуальность выбранной темы очевидна.
Под антикризисным управлением деятельностью предприятия понимается управление, которое направлено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации, а также предотвращение ее в будущем. Высший уровень этого творчества проявляется в умении разрабатывать и своевременно применять профилактические меры против несостоятельности предприятия. Они представляют собой процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях деятельности предприятия[1].
Антикризисное регулирование — это воздействие на должника на макроуровне. Оно включает в себя меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.
И все же основная роль в кризисной ситуации отводится внутреннему менеджменту или собственникам предприятия. Антикризисный процесс на предприятии начинается с комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.
Антикризисное управление включает в себя:
История становления рыночной экономики в развитых странах доказывает неравномерность процесса функционирования предприятия, наличие колебаний в объемах производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается в качестве общей для всех предприятий закономерности, которая тесно увязана с характером их жизненного цикла и может проявиться на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства.
Но всегда необходимо помнить, что предприятие должно выпускать такую продукцию, которая будет пользоваться спросом на рынке. В условиях рыночной экономики никто не заставит потребителя покупать тот товар, который не соответствует его представлением о качестве.
В качестве примера можно привести Российский автопром. В январе 2009 года впервые за несколько лет был остановлен конвейер АВТОВАЗа. Последствия остановки оказались слишком чувствительными для всего автопромышленного кластера области. Проблемы на ВАЗе как снежная лавина увлекают в пропасть другие предприятия, ориентированные на автозавод[2].
Естественно, спад производства на таком большом заводе влечет за собой обострение социальных проблем, в связи с чем государство оказывает поддержку данному предприятия, без которой оно не сможет выжить. Однако необходимо понимать, что спад производства на Волжском автомобильном заводе обусловлен низким качеством выпускаемых автомобилей по сравнению с имортными. Также огромную роль играют очень низки показатели безопасности отечественных автомобилей. Поэтому первоочередная задача предприятия в кризисных условиях – повышать качество выпускаемой продукции. Это относится не только к АвтоВАЗу, а к любому предприятию, на котором наблюдается спад продаж и производства. Спад продаж – это сигнал того, что продукция не соответствует требованиям рынка и ее надо либо значительно усовершенствовать, либо разрабатывать принципиально новые виды товаров.
Вообще качество играет одну из ведущих ролей в конкурентоспособности предприятия. Поэтому одним из самых важных направления антикризисного управления является внедрение системы качества. Например, по опыту предприятия «Микрон» (г. Зеленоград), которое в 2000 г. сертифицировано регистратором Bureau Veritas Qualiti International, инвестиции в эффективность системы менеджмента качества обеспечили следующие результаты: рекламации потребителей снизились в три раза, объем производства вырос в три раза, а энергоемкость сократилась в три раза, объем произведенной продукции в расчете на одного рабочего вырос в 4—5 раз, фондоотдача выросла в два с лишним раза.
Одним из методов повышения качества является приобретение импортных технологий, которые получили проверку временем. Примером внедрения новых технологий может служить пищевая молочная промышленность. Например, внедрение на молочных заводах новых технологий обработки молока позволяет выпускать качественную конкурентоспособную, пользующуюся спросом продукцию (Компании Юнимилк, ВимБильДан).
Экономический кризис поставил в затруднительное положение ведущие компании. Кризис наблюдается в деятельности таких гигантов как РУСАЛ, Северсталь и др..
В 2009 году компании «Северстль» нужно погасить и рефинансировать долговые обязательства на $1,9 млрд. Сумма выплат «Северстали» по долговым обязательствам в 2010–2013 годах – порядка $5 млрд. На 31 декабря 2008 года средства компании составляли $2,65 млрд. Нужно искать недостающие деньги в условиях, когда шансов на кредитование в мире в обозримом будущем нет, а в России кредиты будут обусловлены полной и безоговорочной поддержкой российских активов компании.
В такой ситуации приходится искать контактов с государством, чтобы на условиях вынужденного государственно-частного партнерства сохранять рабочие места независимо от эффективности производства. Приходится и в условиях кризиса как-то содержать социальную инфраструктуру, которую владельцы «Северстали» получили в нагрузку к прибыльному в докризисные времена металлургическому комбинату[3].
Антикризисное управление заключается в выработке и применении комплекса мер, способных обеспечить качественные изменения в производстве и сбыте. На предприятиях подобная система мер реализуется с помощью разработки экономических стратегий, направленных, прежде всего, на упорядочение финансовые потоков и получивших название финансового оздоровления. При этом, стратегия рассматривается как долгосрочное развитие предприятия и системы его взаимоотношений с внутренней и внешней средами, ведущее предприятие к достижению намеченных целей.
Исследованию содержания и роли экономической стратегии предприятия посвящены многие научные отечественные и зарубежные публикации. Стратегия, например, японской корпорации понимается как система долговременного распределения ресурсов, дающая представление о будущем положении компании на рынке.
Главными компонентами экономической стратегии финского менеджмента являются широта охвата интересов разных взаимосвязанных групп, рациональное использование ресурсов на основе оригинальных навыков, увязка разных интересов в условиях конкуренции, взаимодействие с окружающей средой.
В американском менеджменте стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и распределения ресурсов компании. При этом выделяются портфельная стратегия, которая связывается с управлением собственностью (ее приобретением и продажей), и деловая стратегия, цель которой — достижение конкурентных преимуществ[4].
Таким образом, стратегия предприятия определяется ключевыми экономическими целями и, в свою очередь, выявляет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию действий.
Выработка стратегии осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления, анализа сильных и слабых сторон предприятия.
[1] Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Н.Н.Кожевников, Е.И.Борисов, А.Г.Зубкова и др.; под. Ред. Н.Н.Кожевникова. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с.
[2] http://www.riasamara.ru/rus/news/region/authority/article40415.shtml
[3] http://gazeta.ru/comments/2009/05/04_e_2982307.shtml
[4] Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Н.Н.Кожевников, Е.И.Борисов, А.Г.Зубкова и др.; под. Ред. Н.Н.Кожевникова. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с.