Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы на предприятии (на примере ООО «Сивер»)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.. 3

Глава 1 .  Теоретические основы прогнозирования банкротства   5

1.1  Понятие банкротства, его социально-экономические предпосылки. 5

1.2  Диагностика финансового состояния предприятия в условиях кризиса  10

1.3  Зарубежные методики оценки вероятности банкротства. 12

Глава 2 .  Анализ вероятности банкротства предприятия на примере ООО "Сивер". 16

2.1  Характеристика деятельности предприятия. 16

2.2  Анализ финансового состояния предприятия. 24

2.3  Анализ вероятности банкротства. 30

2.4  Разработка антикризисной программы.. 33

Заключение.. 38

Список литературы... 40

Приложения.. 42


Введение

 

Высокая конкуренция на рынке создает сложные условия для функционирования предприятия, ведет к необходимости поиска путей увеличения прибыли и повышения эффективности хозяйственной деятельности, повышения конкурентоспособности и не допущения банкротства.

Накопленный международный опыт экономического развития стран, в которых состояние экономики можно считать развитым, демонстрирует, что кризисное состояние предприятия обусловлено во многом внутренними нежели внешними факторами. Предприятие, управление которым осуществляется грамотно, заранее продумывается и планируется определенная стратегия, менее подвержено негативному влиянию внешних факторов и может с успехом вовремя перестроиться и преодолеть возникающие внешние угрозы.

Поэтому своевременная диагностика проблем  предприятия просто необходима, в связи с чем актуальность выбранной темы курсовой работы очевидна.

В динамических рыночных условиях нередко случаются колебания спроса и предложения, которые вызывают изменения затрат, поэтому такие ситуация требуют немедленного реагирования и корректировки как текущих, так и иногда стратегических целей и задач. В соответствии с происшедшими изменения­ми, появлением несбалансированности соотношений затрат, цены и объема выпуска продукции принимаются соответствующие ре­шения о необходимых корректировках.

Целью написания курсовой работы является  прогнозирование вероятности банкротства предприятия и разработка антикризисной программы.

В этой связи в работе поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть общие теоретические положения по прогнозированию банкротства предприятия;
  • Определить понятие банкротства, его виды, причины возникновения и последствия;
  • Рассмотреть отечественные и зарубежные методики оценки риска банкротства;
  • Провести оценку финансового состояния и риска банкротства реально действующего предприятия
  • Разработать мероприятия по выходу из кризиса.

Объектом практического исследования в данной курсовой работе является финансовое состояние предприятия ООО «Сивер», основным видом деятельности которого является поставка и монтаж подъемно-транспортного оборудования.

Предметом исследования выступает его финансово-хозяйственная деятельность и возможность отвечать по своим обязательствам.

Структура работы соответствует поставленным цели и задачам. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть работы разбита на главы.

В первой главе рассматриваются общие теоретические вопросы по направлению банкротства. Во второй главе  проводится анализ ООО «Сивер», дается его краткая характеристика, рассчитываются основные экономические показатели деятельности предприятия, выявляются проблемы функционирования и приводятся основные антикризисные меры. В заключении работы обобщается весь материал и приводятся основные выводы.

Информационной базой написания курсовой работы послужила бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия за период 2013-2015 гг.

Методической базой работы послужили труды выдающихся российских и зарубежных экономистов в области анализа финансового состояния предприятия и диагностики банкротства.

В работе использовались различные методы анализа, такие горизонтальный и вертикальный анализ, расчет коэффициентов, графические методы.

Глава 1             Теоретические основы прогнозирования банкротства

 

1.1       Понятие банкротства, его социально-экономические предпосылки

 

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .

Признаком банкротства юридического лица считается неспособность платить по долгам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. [1]

По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом. Продолжительный период неплатежеспособности является следствием неудовлетворительного состояния бизнеса в целом. Проблемы в деятельности предприятия являются результатом взаимодействия многих внешних и внутренних факторов.

Предприятия, не прогнозирующие изменений внешней среды, прежде всего научно-технических, не имеющие обоснованной стратегии развития, подвержены риску банкротства в связи с потерей конкурентоспособности товара.

Причиной банкротства может быть неэффективное управление, отсутствие маркетинговой стратегии, ошибки в формировании капитала, осуществление рискованных операций. В конечном счете производственные и коммерческие, управленческие просчеты приводят к финансовым затруднениям: нарушению финансовой устойчивости предприятия, существенной несбалансированности денежных потоков в течение продолжительного периода, низкой ликвидности активов.

Несостоятельность юридического лица иногда может возникнуть вследствие непредвиденных обстоятельств: стихийные бедствия, военные действия, политическая нестабильность, общий спад производства в стране, банкротство должников и др.

Банкротство предприятия может быть не только результатом добросовестных, но неосторожных, неэффективных действий руководителей предприятия, но и следствием умышленных действий, которые являются уголовно наказуемыми. Проявлениями такого рода действий могут быть: преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве. Преднамеренное банкротство — это умышленное создание неплатежеспособности предприятия его руководителями в личных интересах или интересах иных лиц. [2]

Связь риска и прибыли имеет фундаментальное значение для понимания природы предпринимательства, разработки эффектив­ных методов его регулирования.

В реальной экономике неопределенность становится источни­ком либо выигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхпри­быль более удачливых предприятий образуются за счет убытков менее удачливых. Взаимообусловленность фактора риска и прибыли формирует механизм возникновения банкротства.

Процесс, первым признаком которого являет­ся относительное снижение прибыльности (и именно относитель­ное, так как стоимость капитала зависит от изменения рыночных цен, кредитных ресурсов, процентных ставок и др.), может при­вести предприятие к банкротству.

Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимос­ти его капитала следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов. Исходя из сложившейся концепции теории эконо­мического анализа, можно разделить всю совокупность факторов платежеспособности на две группы:

Рисунок 1 - Факторы, оказывающие влияние на предприятие

 

Банкротство предприятия является результатом одновремен­ного совместного негативного действия внешних и внутренних фак­торов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по име­ющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны вне­шние факторы и на 2/3 — внутренние.

Внешние факторы платежеспособности мо­гут быть международными, национальными и рыночными. Наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв — изменение или усовершенствование технологий, в результате чего лидеры рынка могут стать аутсайдерами, если во время не смогут улучшить технологии и сохранить свое техническое превосходство.

Внутренние (эндогенные) факторы платежеспособности не менее многочис­ленны. Они являются определяющими раз­вития предприятия и являются результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

Рисунок 2 - Группы внутренних факторов платежеспособности

В рыночных условиях реализация товаров и их производство связаны между собой зависимостью, которая управляется спро­сом и предложением.

Факт покупки товара или услуги происходит при наличии:

Рисунок 3 - Факторы покупки

Теоретически, когда эти условия не соблюдаются, покупка не совершается и процесс кругооборота товара и денег преры­вается.

На практике в случае несоблюдения второго и четвертого усло­вий покупка происходит. Покупатель может приобрести товар в кредит. Продавец вынужден продавать товар ниже минимально возможной цены. В каждом из этих случаев производитель товара несет финансовые потери, которые, накапливаясь, приводят к его неплатежеспособности и в конечном счете к кризису.

Специалисты различают следующие формы кризиса:

Рисунок 4 - Формы кризиса

Кризис ликвидности может развиться по различным причинам. Кризис ликвидности очевиден, когда банки отказывают пред­приятию в дальнейшей выдаче кредитов, кредиторы отказываются ждать по оплате за поставленные товары и услуги и выполнять работы или поставлять продукцию без предоплаты. Кризис «успе­ха» находит выражение в снизившемся размере собственного ка­питала. Дальнейшие исследования всех кризисов приводят к обна­ружению стратегического кризиса.

Разрыв между продажами и покупками, а также срыв погаше­ния долговых обязательств делают наступление кризиса возмож­ным. При этом функции денег как средства обращения и платежа содержат в себе только возможность кризиса, но не являются при­чиной, неизбежно порождающей кризис.

Периодически возникающие экономические кризисы представ­ляют собой способ временного разрешения противоречий между частным характером производства и общественным характером потребления.

1.2       Диагностика финансового состояния предприятия в условиях кризиса

 

Основным критерием проявления кризисной ситуации на предприятии является его неплатежеспо­собность — невозможность предприятия погасить свои обязатель­ства. Она проявляется в нарушении финансовых потоков, обеспе­чивающих производство и реализацию продукции.

Имея одну только неплатежеспособность, невозможно правиль­но и адекватно оценить реальное положение дел на предприятии. Для выяснения причин и выработки конкретных рекомендаций необходимо определить сущность проявления кризисных тенден­ций (т. е. неплатежеспособность выступает как результат проявле­ния ряда факторов в финансово-экономической деятельности предприятия).

Финансовое состояние предприятия рассматривается как ре­зультат взаимодействия всех элементов системы финансовых отно­шений внутри предприятия и определяется всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов. Действие каждого из факторов может являться основой для выводов о возможностях финансового оздоровления предприятия.

Комплексный подход к диагностике финансового состояния основан на последовательной оценке действия внутренних и внеш­них факторов, определяющих глубину финансового кризиса, вы­бор и перспективность применения методов финансового оздо­ровления.

Диагностика финансового состояния осуществляется в следующем порядке.

Рисунок 5 - Порядок диагностики финансового состояния

 

Такой методологический подход к диагностике несостоятельности пред­приятия позволяет установить причины, степень глубины кризиса и возможность повышения конкурентных преимуществ и финан­сового оздоровления.

Необходимо подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей, предла­гаемые нормативы очень расплывчаты и приблизительны.

Несомненно, встает вопрос о том, как оценить состоятель­ность (несостоятельность) предприятия за очень короткий срок, определенный законодательством Российской Федерации (от 3 до 5 месяцев за период наблюдения). Ведь от правильности принято­го арбитражным судом решения зависит судьба предприятия.

В настоящее время такими показателями являются коэффици­енты:

  • текущей ликвидности (Ктл)
  • обеспеченности собственными средствами (Косс);
  • восстановления (утраты) платежеспособности (Квп).

Важность финансовых показателей несомненна, поскольку до тех пор, пока у компании не будет достаточно наличных денег для выполнения немедленных выплат (рабочим, поставщикам, крат­косрочным кредиторам), она будет несостоятельной и рискует прекратить свое существование.

1.3       Зарубежные методики оценки вероятности банкротства

 

В зарубежных странах для оценки финансовой устойчивости компании, риска банкротства и кредитоспособности предприятий широко используется модель известного западного экономиста Альтмана, который с помощью многомерного анализа исследовал 22 финансовых коэффициента и выбрал 5 из них для включения в уравнение множественной регрессии:

Z=1,2X1+1,4X2+3,3X3+0,6X4+1,0X5 ,   где:

Х1 – собственный оборотный капитал / сумма активов;

Х2 – нераспределенная прибыль / сумма активов;

Х3 – прибыль до уплаты процентов и налогов/ сумма активов;

Х4 – рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;

Х5 – объем продаж (выручка) / сумма активов.

Если значения Z<1,81, то это признак высокой вероятности банкротства, тогда как значение Z>3 свидетельствует о малой его вероятности. Основные показатели степени банкротства приведены в таблице.

Таблица 1  - Показатели степени вероятности банкротства

Значение Z -счета

Вероятность банкротства

1,8 и меньше

Очень высокая

От 1,8 до 2,7

Высокая

От 2,71 до 2,9

Существует возможность

От 2,91 и выше

Очень низкая

 

Американский экономист Фулмер (Fulmer) в 1984 г. предложил модель, полученную при анализе 40 финансовых показателей 60 компаний - из них 30 действующих успешно и 30 фирм-банкротов со средней стоимостью активов, равной 455 тыс. долл. США.

Модель Фулмера имеет вид:

Z= 5,528A + 0,212B + 0,073C + 1,270D – 0,120E + 2,335F + 0,575G + 1,083H + 0,894I – 6,075 ,  где    

A = (Нераспределенная прибыль) / (Всего активов)

B = (Оборот) / (Всего активов)

C = (Прибыль до налогообложения) / (Собственный капитал)

D = (Изменение остатка денежных средств) / (Кредиторская задолженность)

E = (Заемные средства) / (Всего активов)

F = (Текущие обязательства) / ( Всего активов)

G = (Материальные внеоборотные активы) / (Всего активов)

H = (Собственные оборотные средства) / (Кредиторская задолженность)

I = (Прибыль до уплаты процентов и налога) / (Проценты)

Критическим значением Z является 0.

Фулмер объявил точность для своей модели в 98% при прогнозировании банкротства в течение года и точность в 81% при прогнозировании банкротства за период больше года.

Британский ученый Таффлер (Taffler) предложил в 1977 г. четырехфакторную прогнозную модель, при разработке которой использовал следующий подход:

При использовании компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частные соотношения, которые наилучшим образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации.

Типичная модель для анализа компаний, акции которых котируются на биржах, принимает форму:

     Z = 0,53X1  +  0,13X2  + 0,18 X3 + 0,16 X4,   где    

х1=прибыль до уплаты налога/текущие обязательства;

х2=текущие активы/общая сумма обязательств;

х3=текущие обязательства/общая сумма активов;

х4=выручка / сумма активов.

Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно.

Под антикризисным управлением деятельностью предприятия понимается управление, которое направлено на вывод предприя­тия из возникшей кризисной ситуации, а также предотвращение ее в будущем. Высший уровень этого творчества проявляется в уме­нии разрабатывать и своевременно применять профилактические меры против несостоятельности предприятия. Они представляют собой процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях деятельности предприятия.

Антикризисный процесс начинается с комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия. Без диагнос­тики причин неплатежеспособности предприятия могут быть на­значены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

 


Глава 2             Анализ вероятности банкротства предприятия на примере ООО "Сивер"

2.1       Характеристика деятельности предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью " Сивер" создано в 2003 году в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с ГР РФ и ФЗ РФ «Об Обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998г.

Общество с ограниченной ответственностью «Сивер» в соответствии с законодательством считается юридическим лицом. Оно действует в соответствии с разработанным Уставом ООО «Сивер» и действующим законодательством РФ.

Основой  целью общества является осуществления деятельности в соответствии с Уставом и направленной на эффективное использование материальных, интеллектуальных, организационных и финансовых возможностей  Участников общества и получение прибыли.

Основными видами деятельности ООО «Сивер» являются: поставка и монтаж подъемно-транспортного оборудования, используемого для решения широкого класса задач. Полный перечень услуг предприятия приведен в приложении 1.

Основными клиентами компании являются: рестораны, бары, кафе, гостиницы, магазины, склады, фабрики, коттеджи и заводы. Специалисты компании решают любые задачи отрасли. Компания работает на российском рынке подъёмно-транспортного оборудования более десяти лет и является современным, динамично развивающимся предприятием. За это время компанией накоплен большой опыт в сфере проектирования, продажи, монтажа и эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов, парковочных систем, подъёмников и другого оборудования, как в центральной России, так и в регионах.

ООО «Сивер» является поставщиком оборудования ведущих российских и мировых производителей, а также единственным на сегодняшний день дистрибьютором подъёмно-транспортного оборудования марки «Hyundai» в России.

Компания осуществляет весь комплекс работ, сопутствующих поставке подъёмно-транспортной техники:

  • проектные работы,
  • строительные работы,
  • монтаж и техническое обслуживание оборудования,
  • диспетчеризация,
  • гарантийный и послегарантийный ремонт,
  • модернизацию оборудования,
  • освидетельствование объектов в инженерном центре с последующей сдачей инспекции Ростехнадзора.

Одним из основных принципов деятельности компании является индивидуальный подход к решению поставленных задач с учётом всех пожеланий клиентов, уделяя особое внимание техническим характеристикам и вариантам отделки каждой единицы поставляемого оборудования.

Компания стремится выполнять заказы в кратчайшие сроки, в соответствии с высокими требованиями к комфорту, дизайну и качеству оборудования, а также придерживается лояльной ценовой политики.

Организационная структура компании приведена на рисунке.

Вся деятельность условно поделена на три составляющие:

  1. Проектирование и монтаж подъемно-транспортного оборудования,
  2. Поставка оборудования и обеспечение основной деятельности всеми необходимыми материалами
  3. Административно-финансовая деятельность.

Рисунок 6 - Организационная структура ООО «Сивер»

 

Управленческая организационная структура построена по принципу функционального разделения. Вся деятельность предприятия разбита на определенные направления. За каждое направление отвечает определенный функциональный руководитель высшего звена. Каждый специалист отвечает за свой определенный участок работы, выполняет функции в соответствии со своими задачами и компетенцией.

Генеральный директор  ООО «Сивер» руководит деятельностью предприятия. Именно он, в сотрудничестве с основными функциональными директорами и Главным бухгалтером определяет рыночную стратегию предприятия, ставит стратегические и тактические задачи.

К компетенции Генерального директора относится:

  • заключает сделки от своего имени;
  • заключает трудовые договоры (контракты) с работниками;
  • выдает доверенности;
  • издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками;
  • определяет маркетинговую стратегию функционирования;
  • осуществляет и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.

Генеральный директор непосредственно руководит деятельностью компании, а также часть вопросов передана в компетенцию Коммерческого и Технического директора. 

В компетенцию Коммерческого директора входит сфера вопросов, связанных с заключением договоров на проектирование и монтаж подъемно-транспортного оборудования. Он отвечает за организацию работы отдела продаж,  продвижение работ и услуг компании, управление рекламой и специальными мероприятиями по продвижению и стимулированию сбыта. Он также занимается вопросами ценообразования, развития системы дополнительных услуг. Также он ведет переговоры на высшем уровне с производителями оборудования, налаживает контакты с поставщиками, а также в его ведении находится склад. Коммерческий директор осуществляет контроль и отслеживает своевременность закупок и поставок необходимого оборудования и материалов для производственно-хозяйственной деятельности предприятия, поддержания определенного резерва материалов и оборудования на складе.

Склад функционирует под общим руководством Коммерческого директора. На складе есть ответственный кладовщик. Он несет ответственность за сохранность материальных ценностей, следит за поставками оборудования и материалов, состоянием запасов, организацией приемки, хранения и отпуска продукции со склада, правильным размещением материалов и рациональным использо­ванием складских площадей. Он обязан обеспечить свое­временную подготовку оборудования к отпуску для монтажа у клиента, организовать количественную и качественную приемку оборудования и материалов, их оприходование, ведение учета дви­жения и остатков на складе. Он должен обеспечить своевременное представление в бухгалтерию отчетов о движении материальных ценностей.

Кладовщик осуществляют приемку оборудования, материалов и разме­щение их на хранение, уход за ними в процессе хранения. Он несет материальную ответственность за сохранность товаров от момента их поступления до момента сдачи в упаковочную или экспедицию.

В организации и проведении работ по приемке и хране­нию оборудования участвуют менеджеры отдела продаж. Они следят за под­держанием в складских помещениях необходимых режи­мов хранения оборудования. В их обязанности также входят: постоянный контроль за и своевременная подача зая­вок на необходимые материалы и оборудование для осуществления основной деятельности; анализ данных о движении материальных запасов по отдельным группам и на­именованиям и своевременное информирование о его результатах Коммерческого директора компании.

Технический директор отвечает за организацию основной деятельности предприятия, по проектированию и монтажу подъемно-транспортного оборудования.

Проектный отдел осуществляет изготовление проекта на замену лифта, проектирование шахт, занимается согласованием проекта. Специалисты данного отдела консультируют на предмет выбора необходимого оборудования. Осуществляет проектирование и оснащение системой диспетчеризации лифтов, эскалаторов, траволаторов, подъемников.

Строительно-монтажный отдел занимается непосредственно строительными и монтажными работами по монтажу оборудования, осуществляет пуско-наладочные работы и т.п.

Отдел технической поддержки занимается техническим обслуживанием и эксплуатацией лифтов и подъемников, как смонтированных предприятием, так и другими компаниями. Специалисты отдела осуществляют проведение ежемесячного технического осмотра, подготовку оборудования к периодическому техническому освидетельствованию.

Административно-финансовая деятельность находится в ведении Главного бухгалтера. Все финансовые вопросы решаются Генеральным директором совместно с Главным бухгалтером предприятия.

Главному бухгалтеру подчиняется бухгалтерия, где ведется весь необходимый учет хозяйственной деятельности предприятия, формируется информация для налоговых органов, сдается необходимая отчетность в социальные и другие фонды. Главный бухгалтер также выполняет функции финансового директора, он осуществляет анализ деятельности предприятия по данным отчетности, выявляет проблемные места и ставит в известность Генерального директора. На основании этого совместно вырабатываются определенные решения направленные на корректировку сложившейся ситуации.

По данным отчетности ООО «Сивер» рассчитаем показатели, демонстрирующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Сивер» за последние три года. Данные представлены в таблице 2.

Выручка предприятия увеличилась в 2014 году и снизилась в отчетном периоде. За весь период выручка предприятия увеличилась всего на 12%.

Себестоимость осуществления работ и услуг также  увеличилась в 2014 году и снизилась в отчетном году. В целом за период темпы роста выручки ниже темпов роста затрат, что отрицательно отразилось на чистой прибыли предприятия, которая снизилась за период более чем на 90%.


 

Таблица 2- Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия за последние три года

Наименование показателя

Ед. изм.

 

2013 г.

 

2014 г.

 

2015 г.

Изменения (+,-)

Коэф-фициент роста

2015г. к 2013 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Выручка от реализации услуг и продукции

тыс. руб.

10 858 748

13 683 795

12 186 592

2 825 047

-1 497 203

112,23%

Себестоимость проданных услуг, товаров

тыс. руб.

10 270 941

13 352 295

12 042 258

3 081 354

-1 310 037

117,25%

Прибыль от реализации

тыс. руб.

587 807

331 500

144 334

-256 307

-187 166

24,55%

Налогооблагаемая прибыль (по ставке 20%)

тыс. руб.

677 633

181 004

70 013

-496 629

-110 991

10,33%

Чистая прибыль (убыток)

тыс. руб.

541 940

144 827

51 182

-397 113

-93 645

9,44%

Активы

тыс. руб.

4 165 646

5 247 910

7 973 473

1 082 264

2 725 563

191,41%

Средняя численность работников

чел.

1 125

1 852

1 968

727

116

174,93%

Годовой фонд оплаты труда (ФОТ)

тыс. руб.

1 027 094

2 002 844

2 318 535

975 750

315 691

225,74%

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника

тыс. руб./ чел.

76

90

98

14

8

129,04%

Стоимость основных производственных фондов

тыс. руб.

67 496

47 280

110 455

-20 216

63 175

163,65%

Фондовооруженность

тыс. руб./ чел.

60

26

56

-34

31

93,55%

Фондоотдача

руб./ руб.

161

289

110

129

-179

68,58%

Производительность труда

тыс. руб./ чел.

9 652

7 389

6 192

-2 264

-1 196

64,15%

Рентабельность продаж

%

5,41%

2,42%

1,18%

-2,99%

-1,24%

х

Рентабельность продукции

%

5,72%

2,48%

1,20%

-3,24%

-1,28%

х

Рентабельность производственных фондов

%

802,92%

306,32%

46,34%

-496,60%

-259,98%

х

Рентабельность (активов) имущества

%

13,01%

2,76%

0,64%

-10,25%

-2,12%

х

 

 

 

 

Положительно следует отметить рост активов компании. За период 2013-2015 гг они увеличились почти вдвое. Растет численность персонала и расходы на оплату труда. При этом производительность труда серьезно снижается. В отчетном периоде наблюдается снижение выручки от реализации на 1497203 тыс. руб. Себестоимость также снизилась, но не так значительно как выручка. При этом прибыль от реализации снизилась более чем на половину. Это отрицательно характеризует эффективность деятельности предприятия в отчетном периоде и говорит о наличии проблем в организации основной деятельности, об ухудшении экономического положения предприятия.

На предприятии наблюдается рост стоимости основных фондов (в 2015 году они увеличились на 63175 тыс. руб.), что свидетельствует о том, что идет реинвестирование средств в развитие компании. Однако предприятие имеет не высокие показатели рентабельности. И данные показатели в связи со снижением объемов реализации в отчетном периоде еще больше снизились.

В целом можно отметить, что основной проблемой для предприятия является снижение объемов реализации и рост затрат, которые связаны с неблагоприятными внешними факторами, такими как срыв нескольких заказов, по причине отказа заказчиков и заключении договоров с конкурентами компании, а также повышением цен на основные ресурсы.

Данное положение дел на предприятии требует серьезного анализа и поиска путей улучшения существующей ситуации. Чтобы успешно выживать в сложных экономических условия предприятию необходимо тщательно анализировать свою деятельность, рассчитывать примерные денежные потоки, чтобы оптимально использовать ресурсы и обеспечить основную деятельность всем необходимым. А также чтобы иметь возможность своевременно выплачивать работникам заработную плату, налоги, рассчитываться с кредиторами. Для этого необходимо уделять больше внимания управлению финансовым состоянием предприятия, регулярно проводить анализ финансового состояния, чтобы не допустить банкротства.

 

2.2       Анализ финансового состояния предприятия

 

Проанализируем более подробно финансовое состояние предприятия по данным бухгалтерской отчетности за последние три года.

Имущество предприятия отражается в активе его баланса и показывает то, чем владеет предприятие. Рассмотрим активы ООО «СП Сивер». Данные структуры активов за последние три периода представлены в таблице.

Таблица 3- Анализ активов

 

 

Абсолютные показатели

Структура, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

I.  ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

42,0

36,0

30,0

0,0010%

0,0007%

0,0004%

Основные средства

67 496

47 280

110 455

2%

1%

1%

Доходные вложения в материальные ценности

7 909

433

823

0,19%

0,01%

0,01%

Долгосрочные финан-совые вложения

210 498

491 846

468 092

5%

9%

6%

Отложенные налоговые активы

27

76

331

0,001%

0,001%

0,004%

Прочие внеоборотные активы

34282

73788

81864,4

0,8%

1,4%

1,0%

Итого по разделу I

320 254

613 459

661 595

8%

12%

8%

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

1 524 964

2 173 930

4 059 824

37%

41%

51%

НДС

173 808

287 215

58 051

4%

5%

1%

Краткосрочная дебитор-ская задолженность

1 695 106

1 885 342

2 895 628

41%

36%

36%

Краткосрочные финансовые вложения

149 225

138 323

66 308

4%

3%

1%

Денежные средства

300 782

149 516

224 077

7%

3%

3%

Прочие оборотные активы

1 507

125

7 990

0,04%

0,00%

0,10%

Итого по разделу II

3 845 392

4 634 451

7 311 878

92%

88%

92%

БАЛАНС

4 165 646

5 247 910

7 973 473

100%

100%

100%

 

На основании представленных в таблице данных можно сделать  следующие выводы: Основная доля активов предприятия – это оборотные активы. Они на протяжении всего периода составляют порядка 88-92%% активов. В структуре внеоборотных активов преобладают Долгосрочные финансовые вложения. Их доля на конец периода порядка 6%. А также основные фонды. Доля основных средств порядка 1%. В структуре оборотных активов основная доля принадлежит Запасам и Краткосрочной дебиторской задолженности со сроком погашения до 12 месяцев. Доля запасов выросла за период с 41% до 51%. Т.е. запасы составляют фактически чуть больше половины активов. Доля дебиторской задолженности снизилась с 41% до 36% за период. Но в абсолютном выражении она возросла. Денежные средства составляют порядка 3% на конец исследуемого периода. Следует отметить снижение доли краткосрочных финансовых вложений с 4% до 1% за период.

Чтобы понять за счет чего финансируются активы предприятия необходимо проанализировать структуру и динамику капитала исследуемого предприятия. Для этого проведем анализ пассива баланса. Данные расчетов показаны в таблице.

Таблица 4- Анализ капитала

 

Пассив

Абсолютные показатели

Удельный вес, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

25

25

25

0,00%

0,00%

0,00%

Добавочный капитал

191

188

188

0,00%

0,00%

0,00%

Резервный капитал

33 632

1

1

0,81%

0,00%

0,00%

Нераспределенная прибыль

639 008

806 658

857 840

15,34%

15,37%

10,76%

Итого по разделу III

672 856

806 872

858 054

16,15%

15,38%

10,76%

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

171 625

171 318

752 952

4,12%

3,26%

9,44%

Отложенные налоговые обязательства

1 241

1 267

6 349

0,03%

0,02%

0,08%

Итого по разделу IV

172 866

172 585

759 301

4,15%

3,29%

9,52%

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

1 711 524

2 161 908

3 633 401

41,09%

41,20%

45,57%

Кредиторская задолженность

1 608 394

2 106 545

2 722 717

38,61%

40,14%

34,15%

Итого по разделу V

3 319 924

4 268 453

6 356 118

79,70%

81,34%

79,72%

БАЛАНС

4 165 646

5 247 910

7 973 473

100,00%

100,00%

100,00%

 

На основании таблицы можно сделать следующие выводы. Структура капитала за исследуемый период практически не изменилась. Основную долю в структуре капитала составляет заемный капитал. Доля собственного капитала снизилась с 16% в 2013 году до 10% в 2015 году. Это говорит о снижении финансовой устойчивости. При этом абсолютная величина собственного капитала выросла относительно начала периода анализа, что положительно характеризует деятельность предприятия. Наибольшая доля в структуре собственного капитала принадлежит нераспределенной прибыли. Собственно можно сказать, что собственный капитал и сформирован за счет нее. Положительно можно отметить рост прибыли, т.к. это означает, что деятельность приносит доход и предприятие направляет прибыль на дальнейшее развитие и финансирование. Заемный капитал представлен долгосрочными и краткосрочными обязательствами. Доля долгосрочного заемного капитала выросла с 4% в 2013 году до 9% в 2015. Основную долю в структуре краткосрочного заемного капитала составляют краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность. Следует отметить, что доля краткосрочных займов достаточно большая и она выросла с 41% в 2013 и 2014 годах до 45,6% в 2015 году. Доля кредиторской задолженности напротив снизилась с 39% до 34%. Использование заемного капитала способствует повышению эффекта от использования собственных средств, однако рост заемного капитала снижает финансовую устойчивость предприятия.

В целом можно отметить стабильный рост капитала предприятия на протяжении всего периода. Это говорит о том что предприятие  функционирует и развивается. Но то что рост происходит в основном за счет наращивания заемного капитала, что повышает вероятность кризисного положения и банкротства при неблагоприятной рыночно-экономической ситуации.

Рост капитала предприятия вызван как увеличением заемного капитала, так и нераспределенной прибыли. Уставный капитал на протяжении всего исследуемого периода не меняется.

Можно сделать вывод о том, что в целом структура источников финансирования характеризует финансовое состояние предприятия как не устойчивое, т.к доля собственного капитала всего порядка 11%, а доля заемного капитала соответственно - 89%.

 

При диагностике кризисного состояния обязательно оценивается ликвидность баланса, т.е. может ли предприятие выплачивать свои долги не нарушая сроков. Сгруппируем активы и пассивы по степени ликвидности и срочности погашения в определенные группы и проведем их сравнение.

Таблица 5 - Анализ ликвидности активов и пассивов ООО «Сивер»

 

Сумма, тыс. р

Удельный вес, %

 

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

А1

450 007

287 839

290 385

11%

5%

4%

А2

1 696 613

1 885 467

2 903 618

41%

36%

36%

А3

1 698 772

2 461 145

4 117 875

41%

47%

52%

А4

320 254

613 459

661 595

8%

12%

8%

Итого

4 165 646

5 247 910

7 973 473

100%

100%

100%

П1

1 608 394

2 106 545

2 722 717

39%

40%

34%

П2

1 711 524

2 161 908

3 633 401

41%

41%

46%

П3

172 866

172 585

759 301

4%

3%

10%

П4

672 862

806 872

858 054

16%

15%

11%

Итого

4 165 646

5 247 910

7 973 473

100%

100%

100%

 

На основании данных о группировке статей баланса по степени их ликвидности и срочности погашения обязательств  и рисунков, характеризующих структуру и динамику этих активов и пассивов можно сделать следующие выводы:

За исследуемый период снизилась величина абсолютно ликвидный активов. А их доля уменьшилась с 11% до 4%. Наблюдается рост медленно реализуемых активов и труднореализуемых.

При этом наблюдается значительный рост наиболее срочный и краткосрочных обязательств. Долгосрочные обязательства и постоянные пассивы составляют в общей сложности 21% капитала предприятия, что говорит о не устойчивом финансовом положении предприятия.

Наглядно демонстрирует структуру и динамику сгруппированных активов и пассивов рисунок.

Рисунок 7 - Структура и динамика активов и пассивов сгруппированных по ликвидности и срочности

Ликвидный баланс должен соответствовать следующим условиям:

Сравним сгруппированные в таблице активы и пассивы ООО «Сивер».

Таблица 6 - Показатели ликвидности баланса ООО «Сивер»

 Условие абсолютной ликвидности баланса

2013 г.

2014 г.

2015 г.

А

 

П

А

 

П

А

 

П

А1>=П1

450 007

1 608 394

287 839

2 106 545

290 385

2 722 717

А2>=П2

1 696 613

1 711 524

1 885 467

2 161 908

2 903 618

3 633 401

А3>=П3

1 698 772

172 866

2 461 145

172 585

4 117 875

759 301

А4<=П4

320 254

672 862

613 459

806 872

661 595

858 054

 

Код ситуации

Код ситуации

Код ситуации

 

(0,0,1,1)

(0,0,1,1)

(0,0,1,1)

 

Сгруппировав активы и пассивы и сравнив эти величины мы можем сделать  вывод, что условие абсолютной ликвидности баланса не выполняется ни по первому, ни по второму неравенству. Это говорит о том, что предприятие не платежеспособно, оно не может погасить свои долги в небольшой промежуток времени, что свидетельствует о кризисном финансовом состоянии.

Баланс нельзя признать ликвидным, а предприятие платежеспособным.          Предприятие не может погасить свои долги, для этого ему необходимо значительное количество времени.

В подтверждение всего вышесказанного рассчитаем основные показатели ликвидности предприятия.

Расчеты представлены в таблице. Динамика рассчитанных коэффициентов представлена на рисунке.

Таблица 7 - Показатели ликвидности ООО «Сивер» за 2013-2015 гг.

Наименование коэффициента

Рекомендуемое значение

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Коэффициент текущей ликвидности

1-2.

1,16

1,09

1,15

Коэффициент срочной ликвидности

0,7 - 1

0,70

0,58

0,51

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2 – 0,25

0,14

0,07

0,05

 

Рисунок 8 - Динамика коэффициентов ликвидности

 

Рассчитанные коэффициенты ликвидности и платежеспособности кроме коэффициента текущей ликвидности ниже нормы. Предприятие в отчетном периоде не может быть признано платежеспособным, а его баланс –  ликвидным. Предприятие находится в затруднительном финансовом положении и сильно зависит от кредиторов, что говорит о наличии ситуации возможного банкротства. Но коэффициент текущей ликвидности в норме. Предприятие имеет прибыль, поэтому можно сказать, что при грамотном управлении оно сможет преодолеть данную негативную тенденцию.

2.3       Анализ вероятности банкротства

 

 

Проведем расчет вероятности банкротства  ООО «Сивер» по методикам зарубежных экономистов. Расчет вероятности банкротства на основании методики Альтмана представлен в таблице. Динамика Z-коэффициента Альтмана за исследуемый период представлена на рисунке.

Таблица 8 - Расчет коэффициента Альтмана для ООО «Сивер»

Показатели

2013

2014

2015

Собственный оборотный капитал

352 602

193 413

196 459

Нераспределенная прибыль

639 008

806 658

857 840

Прибыль до уплаты процентов и налогов

806 564

348 603

309 076

Рыночная стоимость собственного капитала

672 856

806 872

858 054

Объем продаж

10 858 748

13 683 795

12 186 592

Сумма активов

4 165 646

5 247 910

7 973 473

Заемный капитал

3 492 790

4 441 038

7 115 419

Х1 – собственный оборотный капитал / сумма активов

0,085

0,037

0,025

Х2 – нераспределенная прибыль / сумма активов;

0,153

0,154

0,108

Х3 – прибыль до уплаты процентов и налогов/ сумма активов;

0,194

0,066

0,039

Х4 – рыночная стоимость собственного капитала / заемный капитал;

0,193

0,182

0,121

Х5 – объем продаж (выручка) / сумма активов.

2,607

2,607

1,528

Z=1,2X1+1,4X2+3,3X3+0,6X4+1,0X5  

3,678

3,195

1,909

 

Рисунок 9 Динамика коэффициента Альтмана для ООО «Сивер»

Расчеты показали, что коэффициент Альтмана на протяжении всего исследуемого периода стабильно снижается. И в 2015 году он равен 1,909. При значении коэффициента Альтмана Z<1.8 очень высока вероятность банкротства. Исследуемое предприятие, можно сказать, вплотную подошло к данному значению. При значении коэффициента от 1,8 до 2,7 вероятность банкротства тоже высокая. Руководству необходимо принимать незамедлительные меры по улучшению финансовой ситуации, т.к. вероятность банкротства достаточно серьезная.

Определим вероятность банкротства еще по двум моделям известных экономистов. Рассчитаем показатель Z для ООО «Сивер» по модели Фулмера. Расчеты представлены в таблице. Динамика коэффициента Фулмера приведена на рисунке.

Таблица 9 - Расчет коэффициента Фулмера для ООО «Сивер»

Наименование показателя

2013

2014

2015

Нераспределенная прибыль

639 008

806 658

857 840

Оборот

10 858 748

13 683 795

12 186 592

Всего активы

4 165 646

5 247 910

7 973 473

Прибыль до налогообложения

677 633

181 004

70 013

Собственный капитал

672 856

806 872

858 054

Изменение остатка денежных средств

300 782

149 516

224 077

Кредиторская задолженность

1 608 394

2 106 545

2 722 717

Заемные средства

3 492 790

4 441 038

7 115 419

текущие обязательства

3 319 924

4 268 453

6 356 118

Материальные внеоборотные активы

320 185

613 347

661 234

Собственные оборотные средства

352 602

193 413

196 459

Прибыль до уплаты процента и налога

806 564

348 603

309 076

Проценты и налоги

264 458

203 800

253 066

A = (Нераспределенная прибыль) / (Всего активов)

0,153

0,154

0,108

B = (Оборот) / (Всего активов)

2,607

2,607

1,528

C = (Прибыль до налогообложения) / (Собственный капитал)

1,007

0,224

0,082

D = (Изменение остатка денежных средств) / (Кредиторская задолженность)

0,187

0,071

0,082

E = (Заемные средства) / (Всего активов)

0,838

0,846

0,892

F = (Текущие обязательства) / ( Всего активов)

0,797

0,813

0,797

G = (Материальные внеоборотные активы) / (Всего активов)

0,077

0,117

0,083

H = (Собственные оборотные средства) / (Кредиторская задолженность)

0,219

0,092

0,072

I = (Прибыль до уплаты процентов и налога) / (Проценты)

3,050

1,711

1,221

Z= 5,528A + 0,212B + 0,073C + 1,270D – 0,120E + 2,335F + 0,575G + 1,083H + 0,894I – 6,075 ,

0,413

-1,064

-2,068

Рисунок 10 Динамика коэффициента Фулмера для ООО «Сивер»

Полученный расчетный коэффициент Z  начиная с 2014 года меньше 0 (0 – критическое значение в модели Фулмера), что говорит о том, что предприятие практически банкрот, оно испытывает недостаток собственного капитала, не может погасить своих обязательств за счет собственных средств.

Рассчитаем  вероятность банкротства по методу Таффлера (таблица 9).

Таблица 10 - Расчет коэффициента Таффлера для ООО «Сивер»

Наименование показателя

2013

2014

2015

Прибыль до уплаты налога

677 633

181 004

70 013

Текущие обязательства

3 319 924

4 268 453

6 356 118

Текушие активы

3 845 392

4 634 451

7 311 878

Общая сумма активов

4 165 646

5 247 910

7 973 473

Выручка

10 858 748

13 683 795

12 186 592

х1=прибыль до уплаты налога/текущие обязательства;

0,204

0,042

0,011

х2=текущие активы/общая сумма обязательств;

1,158

1,086

1,150

х3=текущие обязательства/общая сумма активов;

0,797

0,813

0,797

х4=выручка / сумма активов.

2,607

2,607

1,528

Z = 0,53X1  +  0,13X2  + 0,18 X3 + 0,16 X4    

0,819

0,727

0,543

 

Рисунок 11 Динамика коэффициента Таффлера для ООО «Сивер»

Показатель коэффициента Таффлера также стабильно снижается. Но в отличие от рассчитанных ранее показателей  Альтмана и Фулмера, коэффициент Таффлера говорит о том, что предприятие все же имеет неплохие долгосрочные перспективы. Такой вывод обусловлен превышением активов над обязательствами. Т.е. предприятие, продав свои активы, получив расчет по дебиторской задолженности сможет рассчитаться по своим обязательствам, но для этого ему потребуется значительное количество времени. Данный коэффициент показывает, что предприятие, несмотря на свои финансовые проблемы может сохранить свои позиции и выйти из кризисного финансового положения. Для повышения эффективности деятельности необходима разработка антикризисной программы.

 

2.4       Разработка антикризисной программы

 

 

Проведенный анализ показал, что предприятие находится в кризисном финансовом положении и требуется разработка мероприятий по выводу его из кризиса.

Кризис на наш взгляд обусловлен следующими факторами:

  • Неудовлетворительное управление затратами и значительный их рост;
  • Неудовлетворительное состояние основных фондов;
  • Неудовлетворительное состояние расчетов на предприятии;
  • Не эффективное управление трудовыми ресурсами;
  • Отсутствие четкой стратегии развития.

В результате чего основными мероприятиями по выходу предприятия из кризиса должны стать:

  • снижение уровня затрат;
  • стимулирование сбыта продукции, работ и услуг предприятия;
  • оптимизация денежных потоков;
  • улучшение состояний расчетов по дебиторской задолженности, пересмотр условий коммерческого кредитования;
  • реструктуризация кредиторской задол­женности.

Снижение уровня затрат

Чтобы в условиях кризиса снизить затраты на предприятии нужно жестко контролировать расходы, стимулировать персонал к сокращению затрат и более экономному расходованию ресурсов. Для этого нужно реализовать следующие мероприятия:

  1. Рассчитать и спланировать бюджет расходов предприятия.По каждому подразделению необходимо сформировать бюджет, расписать возможные расходы и тщательно контролировать расходы, выходящие за рамки бюджета на предмет их необходимости. Это позволит оптимально соотнести доходы и расходы предприятия и удержать расходы на планируемом уровне.
  2. Горизонтальная и вертикальная интеграция.Горизонтальная интеграция заключается в кооперировании с другими покупателями материальных ресурсов и получении значительных скидок за объем покупки. Вертикальная интеграция заключается в том, чтобы попытаться улучшить существующие условия поставок на предприятие материальных и других ресурсов (договориться о более выгодной цене, скидках, своевременного исполнения обязательств).
  3. Анализ возможности аутсорсинга отдельных не ключевых процессов на предприятии.Нужно выявить процессы, которые не являются основными и постоянно применяемыми в деятельности предприятия и оценить, можно ли получать подобные услуги время от времени от сторонней организации.
  4. Внедрение новых форм расчетов, таких как вексель, бартер.
  5. Ужесточение контроля всех видов издержек.
  6. Оптимизация технологических процессов. Можно снизить отходы производства за счет более аккуратного использования сырья и материалов (клей, цемент и др. строительные материалы), опять же за счет нормирования и контроля расходов на производство тех или иных работ и услуг.
  7. Сокращение расходов на зарплату. Внедрение системы ключевых показателей эффективности.Нужно проанализировать функции работников, определить для них ключевые и важные задачи, определить критерии их оценки. И в соответствии в этим разработать шкалу оплаты, предусмотреть определенные бонусы при достижении отличных показателей, предусмотреть бонусы за экономию ресурсов, чтобы работники компании были заинтересованы в экономном расходовании ресурсов.

Стимулирование сбыта продукции, работ и услуг предприятия

Активизация продаж в ситуации кризиса должна выражаться в развитии отношений с существующими клиентами и привлечении новых. Для этого можно порекомендовать реализовать следующие мероприятия.

  1. Проведение маркетингового исследования.
  2. Выделение групп продукции, работ, услуг, приносящих компании наибольшую прибыль.
  3. Пересмотр ассортиментной и ценовой политик компании.

Оптимизация денежных потоков

Оптимизация потоков денежных средств - одна из важных задач антикризисного финансового управления. Первое, что следует сделать в этом направлении, - внедрить процедуру ежедневной сверки баланса наличных денежных средств. Это позволит исключить возможные злоупотребления, даст менеджерам достоверную информацию о текущем остатке средств на счетах и в кассе предприятия, необходимую для принятия решений об осуществлении текущих платежей. Затем нужно создать реестр текущих платежей и расставить приоритеты. Приоритетность того или иного платежа топ-менеджеры должны рассматривать в ходе ежемесячного обсуждения с участием рядовых сотрудников. После этого можно переходить к построению максимально детального бюджета движения денежных средств на будущий отчетный период (месяц). Это позволит оптимизировать денежные потоки компании и предвидеть кассовые разрывы.

Улучшение состояний расчетов по дебиторской задолженности, пересмотр условий коммерческого кредитования

В кризисных условиях не следует резко отказываться от возможности продажи с отсрочкой платежа, потому что это может привести к еще большему снижению объемов реализации и усугублению кризиса. Чтобы улучшить состояние расчетов по дебиторской задолженности рекомендуется следующее:

  1. Структурирование дебиторов по срокам платежа.
  2. Передача дебиторской задолженности факторинговой компании.
  3. Разработка формализованных принципов оценки кредитоспособности клиентов.
  4. Формирование шкалы скидок за досрочное погашение и прогнозирование роста потоков денежных средств.

Реструктуризация кредиторской задолженности

Реструктуризация кредиторской задолженности подразумевает получение различных уступок со стороны кредиторов, к примеру сокращение суммы задолженности или уменьшение процентной ставки по кредиту в обмен на различные активы, принадлежащие компании. Можно выделить несколько основных способов реструктуризации кредиторской задолженности.

  1. Уступка прав собственности на основные средства.
  2. Уступка акций компании.
  3. Проведение взаимозачетов.
  4. Переоформление кредиторской задолженности.
  5. Погашение кредиторской задолженности за счет предоставления векселей.
  6. Погашение кредиторской задолженности в результате переуступки прав требования к одному или нескольким дебиторам.

Управление персоналом в условиях кризиса

Отдельно нужно сказать об управлении персоналом в условиях ликвидации кризиса. В большинстве кризисных ситуаций все организационные изменения в части управления затратами, дебиторской задолженностью и денежными средствами должны быть проведены в сжатые сроки, что вызывает увеличение рабочей нагрузки на сотрудников. Все это порождает сопротивление проводимым реформам и их саботаж. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо провести разъяснительную работу среди персонала и довести до него план по выходу из кризиса. Это можно сделать как на общих собраниях, так и через руководителей отделов.

Особое внимание при управлении персоналом необходимо уделить неформальным лидерам, негативно настроенным по отношению к проводимым антикризисным мерам. Этих сотрудников нужно убедить в необходимости и оправданности предпринимаемых действий или уволить.

Грамотная работа с персоналом таким образом поможет осуществить вышеописанные мероприятия и будет способствовать ликвидации кризиса на предприятии.

 

 

 


 

Заключение

 

Объектом практического исследования в данной работе послужило предприятие ООО «Сивер», основным видом деятельности которого является реализация подъемно-транспортного оборудования, а также осуществление разработки проектов на установку лифтов и всех необходимых строительно-монтажных работ.

Проведенный анализ показал, что предприятие ООО «СП Сивер функционирует не достаточно эффективно. Несмотря на рост выручки, прибыль и рентабельность деятельности снижаются. Также при росте затрат на оплату труда, наблюдается снижение производительности труда. Предприятие имеет невысокую финансовую устойчивость, т.к. доля собственного капитала мала и составляет всего 13%. Соответственно доля используемого заемного капитала составляет порядка 87%. На предприятии наблюдается значительный рост дебиторской задолженности, что отрицательно отражается на платежеспособности предприятия.

Анализ и расчет показателей, характеризующих вероятность банкротства таких как коэффициент Альтмана и Фулмера, показал, что вероятность банкротства предприятия достаточно высока. Но расчет коэффициента Таффлера дает надежду на неплохие долгосрочные перспективы.

В этой связи предприятию необходимо искать новые пути повышения эффективности деятельности, следить за финансовым состоянием предприятия, за состоянием расчетов, чтобы не допустить ухудшения платежеспособности и банкротства.

Предлагаемая антикризисная программа предполагает следующие мероприятия: снижение уровня затрат; стимулирование сбыта продукции, работ и услуг предприятия; оптимизация денежных потоков; улучшение состояний расчетов по дебиторской задолженности, пересмотр условий коммерческого кредитования.

У предприятия несомненно есть резервы для снижения затрат, предприятие может провести взаимозачеты с целью снижения уровня дебиторской и кредиторской задолженности, предприятию следует отказаться от расточительного расходования денежных средств и сократить представительские расходы. Также следует ужесточить контроль и платежную дисциплину, а также осуществлять планирование и контроль всех расходов с целью их снижения и более эффективного использования ресурсов. Реализация всех предложенных мероприятий позволит увеличить уровень чистой прибыли  и будет способствовать постепенному выходу предприятия из кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы

 

  1. Абрютина М.С., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб.-практ. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и Сервис». - 2010. - 172 с.
  2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П. Табурчака.-Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 352с.
  3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Русак Н. А., Стражев В. И., Мигук О.Ф. и др.; Под общ. ред. В. И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.., 2012. – 398 с.
  4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Русак, Н.А. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - 2-е изд., стереотип. – Мн.: Выш.шк., 2015. С.113.
  5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп.-М.: Финансы и статистика – 2006. –208с.
  6. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - № 5. – с.80.
  7. Елецких С. Я. Анализ теоретических подходов к трактовке сущности понятия «финансовая устойчивость предприятия»//Финансы и кредит, 2014, №1
  8. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е издание, перраб. и доп. – М.: Издательство “Бухгалтерский учёт”, 2011. –528с.
  9. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 491с.
  • Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия: Учебное пособие – М.: Эксмо, 2012.-С.144.
  • Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 560с.
  • Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2012. – 424 с.
  • Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Н.Н.Кожевников, Е.И.Борисов, А.Г.Зубкова и др.; под. Ред. Н.Н.Кожевникова. – 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с.
  • Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – 2012. - № 5. – с.51.
  • Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ. 2-е изд. М.: Эксмо, 2010 – 640 с.
  • Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2013. - 425 с.
  • Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-479с.
  • Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник / Под. ред. Е.С.Стояновой. – 5-е изд, перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2012. – 656 с.
  • Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2010. С.67.
  • Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О. В. Девяткина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 601 с.
  • Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие/ Под ред. М.И.Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 656с.

Приложения

Приложение 1

 

Перечень услуг  ООО «Сивер»

 

 

УСЛУГИ

Проектирование:

— изготовление проекта на замену лифта, 
— проектирование шахт, 
— согласование проекта.

Поставка оборудования:

Продавая лифтовое оборудование, мы предлагаем комплексное решение для объекта:

— продажа импортного и отечественного оборудования, 
— консультации специалистов в выборе необходимого оборудования, 
— доставка оборудования до места монтажа.

Монтаж:

— демонтаж старого оборудования, 
— диагностика металлоконструкций, 
— необходимые строительные работы, 
— монтаж нового оборудования, 
— пусконаладочные работы, 
— сдача объекта Ростехнадзору.

Модернизация:

Мы можем обновить некоторые элементы оборудования при сохранении его основных технических параметров. Например, изменение интерьера кабины и дверей.

— предварительное изучение объекта, 
— подбор и поставка необходимого оборудования для модернизации, 
— частичная замена деталей, отделки кабины, 
— выполнение пусконаладочных работ.

Техническое обслуживание:

Мы осуществляем техническое обслуживание и эксплуатацию лифтов и подъемников, смонтированных как нашей фирмой, так и другими компаниями.

— проведение работ по удобному для вас графику,
— проведение ежемесячного технического осмотра, 
— подготовка оборудования к периодическому техническому освидетельствованию.

Диспетчеризация:

Мы осуществляем проектирование и оснащение системой диспетчеризации лифтов, эскалаторов, траволаторов, подъемников.

— установка переговорных устройств, 
— установка датчиков безопасности, 
— установка системы мониторинга лифтового оборудования, 
— установка видеонаблюдения.

 


 

Приложение 2

Баланс ООО «Сивер»

 


 

Приложение 3

Отчет о финансовых результатах ООО «Сивер»

 

 

 

 

[1] Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2012. — 372 с., стр.353

[2] Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2012. — 372 с., стр.354

Теги: Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы на предприятии (на примере ООО «Сивер»)  Курсовая работа (практика)  Антикризисный менеджмент
Просмотров: 4655
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы на предприятии (на примере ООО «Сивер»)
Назад