Методика оценки эффективности мероприятий по повышению качества продукции и услуг

         Проведение мероприятий по повышению качества продукции и услуг способствует увеличению объема реализации продукции и услуг и росту прибыли. Поскольку эти мероприятия не требуют дополнительных затрат, то текущий (годовой) экономический эффект будет равен приросту прибыли.

         Расчет изменения объема реализации услуг и продукции и прибыли производится по отдельным показателям, характеризующим качество продукции, работ, услуг.

 

1. Расчет эффективности от увеличения удельного веса продукции, услуг, сданных с первого предъявления

 

         Увеличение удельного веса заказов, продукции, сданных с первого предъявления, способствует снижению себестоимости продукции и услуг за счет сокращения (исключения) затрат на исправление. Расчет снижения себестоимости (прироста прибыли) в этом случае осуществляется по формуле:

 

,                                   (4.1)

         где  - средняя себестоимость исправления в базисном периоде, руб.;

       - годовое количество заказов (продукции), поступающих на

                    исправление, до и после проведения мероприятий по

                    повышению качества продукции и услуг, шт.

          Прирост объема реализации услуг, работ, продукции за счет увеличения процента сдачи заказов с первого предъявления определяется по формуле:

 

                                               ,                                (4.2)

          где  - средняя трудоемкость выполнения одного исправления в

                          базисном периоде, час.;

               - объем реализации услуг, работ, продукции на один 

                    отработанный человеко-час основными рабочими, руб.

          Объем реализации услуг, работ, продукции на один отработанный человеко-час рассчитывается по формуле:

 

                                                        ,                                        (4.3)

          где  - объем реализации услуг, работ, продукции в базисном году, руб.;

                 - фактическая среднесписочная численность основных рабочих в 

                        базисном году, чел.;

             - фактический полезный фонд рабочего времени одного рабочего в 

                   базисном году, час.

          Расчет увеличения прибыли за счет прироста объема реализации услуг, работ, продукции при увеличении удельного веса заказов, сданных с первого предъявления, производится по формуле:

 

                                                        ,                                   (4.4)

          где  - прибыль на 1 рубль реализации услуг, работ, продукции в

                          базисном году, руб.

          Пример. Рассчитать эффективность мероприятий по повышению качества продукции и услуг.

Таблица 4.1

Исходные данные

 

п/п

 

Показатели

Ед.

изм.

 

Величина

базисный год

планируемый год

1

Количество изделий, поступающих на исправление

шт.

751

214

2

Стоимость одного исправления

руб.

64,5

 -

3

Средневзвешенная трудоемкость одного исправления

час

0,6

 -

4

Объем реализации услуг, работ, продукции на один человеко-час, отработанный основными рабочими

руб.

190

 -

5

Прибыль на 1 рубль реализации услуг, работ, продукции

руб.

0,17

 -

         

          Снижение себестоимости услуг, работ, продукции (прирост прибыли) за счет сокращения затрат на исправление составит:

 

          Прирост объема реализации услуг, работ, продукции составит:

 

          Прирост прибыли в результате прироста объема реализации услуг, работ, продукции составит:

 

      

          Общий прирост прибыли в результате данного мероприятия составит:

 

 

 

 

2. Расчет эффективности от реализации услуг повышенной классности.

 

          Увеличение удельного веса объема реализации услуг повышенного класса способствует росту объема реализации услуг за счет более высоких цен на аналогичные услуги и обеспечивает прирост прибыли предприятия.

          Рост объема реализации услуг при повышении их классности определяется по формуле:

 

                                      ,                                     (4.5)

          где  - средневзвешенная цена за единицу услуг соответственно

                                повышенного класса и обычного разряда;

                  - годовое количество услуг, запланированное (фактически

                          выполненное) в ателье, парикмахерской, гостинице и др.

                           повышенного разряда, шт.;

              - количество заказов, выполненных в действующем ателье,

                                парикмахерской, гостинице и др. в базисном году, шт.

          Прирост прибыли в результате увеличения удельного веса услуг, оказываемых в подразделениях повышенного класса рассчитывается по формуле:

 

                                      ,                      (4.6)

          где  - прибыль на 1 руб. реализации услуг соответственно в

                       действующем подразделении и подразделении повышенного

                       класса, руб.

 

          Пример. Рассчитать эффективность мероприятий по повышению классности обслуживания клиентов.

Таблица 4.2

Исходные данные

 

п/п

 

Показатели

Ед.

изм.

Величина показтеля

Базисный год

Планируемый год

1

 

 

2

 

3

 

       Средневзвешенная цена за единицу услуг

 

        Годовое количество услуг

 

        Прибыль на 1 рубль реализации услуг.

руб.

 

 

шт.

 

руб.

205

 

 

3270

 

0,11

330

 

 

2100

 

0,19

 

          Прирост объема реализации услуг за счет более высоких цен на услуги составит:

 

 

3 Расчет эффективности от ликвидации потерь от брака

 

          Сокращение (ликвидация) потерь от брака способствует снижению себестоимости услуг и приросту прибыли.

          Прирост прибыли определяется по формуле:

 

                                               ,                                              (4.7)

          где  - годовые суммы, выплаченные заказчикам за испорченные

                            изделия, соответственно до и после проведения мероприятий

                            по улучшению качества услуг, за вычетом выручки от

                            возможной реализации этих изделий.

          Пример. Рассчитать эффективность мероприятий от снижения потерь от брака.

Таблица 4.3

Исходные данные

 

Показатели

Ед.

изм.

Величина показателя

До проведения мероприятия

После проведения мероприятий

          Годовая сумма, выплаченная заказчикам за испорченные изделия до проведения мероприятия по улучшению качества

 

руб.

 

75000,0

 

-

 

          Прирост прибыли составит:

 

 

4 Расчет эффективности мероприятий по использованию прогрессивных форм обслуживания клиентов

 

          Прирост объема реализации услуг при введении прогрессивной формы обслуживания определяется по формуле:

 

                                      ,                             (4.8)

          где  - средняя цена единицы услуги соответственно до и после

                               применения прогрессивной формы обслуживания, руб.;

                   - количество оказанных услуг по обычным формам

                               обслуживания в базисном и планируемом году, ед.;

              - количество оказанных услуг с использованием

                          прогрессивной формы обслуживания в базисном и

                          планируемом году, ед.

 

          Прирост прибыли в результате увеличения удельного веса услуг, оказанных по прогрессивной форме обслуживания, определяется по формуле:

 

                                      ,                    (4.9)

          где  - прибыль на 1 руб. реализации услуг до и после применения

                                 прогрессивной формы обслуживания.

 

          Пример. Рассчитать эффективность мероприятий по использованию прогрессивных форм обслуживания населения.

 

Таблица 4.4

Исходные данные

 

п/п

 

Показатели

 

Ед.

изм.

Величина показателя

Базисный год

Планируемый год

1

Средняя цена единицы услуги до применения прогрессивной формы обслуживания

 

руб.

 

420

 

2

Средняя цена единицы услуги  при обслуживании заказчика на дому

 -

 

480

3

Количество оказанных услуг:

по обычным формам обслуживания

 

с использованием прогрессивной формы обслуживания

 

 

 -

 

1000

 

 

 

800

 

200

4

Прибыль на 1 руб. реализации услуг:

до применения прогрессивной формы обслуживания

 

при применении прогрессивной формы обслуживания

 

 

 

 -

 

0,10

 

 

 

 

0,12

         

          Прирост объема реализации услуг при внедрении прогрессивной формы обслуживания клиентов составит:

 

          Прирост прибыли составит:

 

 

5 Расчет социальной эффективности мероприятий по повышению качества обслуживания населения

 

          В результате проведения мероприятий по рациональному размещению предприятий (подразделений) сферы сервиса, по внедрению прогрессивных форм обслуживания клиентов, совершенствованию организации процесса приема и выдачи заказов, сокращению количества примерок на заказчике и др. может быть обеспечено снижение затрат времени заказчика на пользование услугами и получение социального эффекта. Социальный эффект отражает увеличение свободного времени трудящихся.

          Общая экономия времени заказчиков определяется по формуле:

 

                                               ,                                       (4.10)

               - количество факторов, обусловливающих экономию времени

                     трудящихся на получение услуг;

      - средняя экономия времени заказчиков на получение единицы услуг

                в результате действия i-того фактора, ч.;

     - количество заказов, по которым достигается экономия времени

           заказчиков в результате действия i-того фактора, ед.

          Текущий (годовой) экономический эффект может быть определен по формуле:

 

                                               ,                                           (4.11)

          где  - стоимостная оценка 1 часа высвобожденного времени

                           трудящихся, руб.

 

          Пример. Рассчитать социальную эффективность мероприятий по улучшению организации обслуживания клиентов.

 

Таблица 4.5

Исходные данные

п/п

 

Показатели

Ед.

изм.

Величина показателя

1

Затраты времени заказчика на

пользование

услугами при пошиве изделий

с двумя примерками

с одной примеркой

 

 

час

 

 

 

5,77

4,28

2

Количество выполненных заказов

шт

9860

3

Стоимостная оценка одного часа свободного времени

руб.

120

         

          Текущий (годовой) социальный эффект составит:

 

Теги: Методика оценки эффективности мероприятий по повышению качества продукции и услуг  Вопросы  Качество, управление качеством
Просмотров: 246
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Методика оценки эффективности мероприятий по повышению качества продукции и услуг
Назад