Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

1      Инвестиционная привлекательность предприятия. 5

1.1     Сущность инвестиционной привлекательности предприятия. 5

1.2     Оценка инвестиционной привлекательности предприятий. 9

1.3     Методы рейтинговой оценки в целях анализа инвестиционной привлекательности  15

2      Анализ и оценка инвестиционной привлекательности компаний на  примере ОАО «ММТ». 22

2.1     Характеристика финансового состояния компании ОАО «ММТ». 22

2.2     Рейтинговая оценка в целях анализа инвестиционной привлекательности  28

2.3     Оценка инвестиционной привлекательности предприятия посредством анализа надежности его ценных бумаг. 34

2.4     Основные направления по улучшению инвестиционной привлекательности ОАО «ММТ». 36

Заключение. 38

Список литературы: 40

Приложение. 42

 

 

 

Введение

 

В настоящее время развиваются и углубляются процессы реформирования российских компаний, ведется поиск путей повышения эффективности их работы. Экономика может успешно развиваться, если будут созданы благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности предприятия.

Наряду с проведением институциональных преобразований на первый план выходят вопросы реконструкции и модернизации производства, для проведения которых требуется привлечение финансовых ресурсов. Всё это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: образования, размещения и использования финансовых ресурсов. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам, а также для оценки инвестиционной привлекательности предприятия для потенциального инвестора.

Привлечении инвестиций в любых формах возможно только при удовлетворительной инвестиционной привлекательности объекта инвестирования.

Это вызывает необходимость не только проведения, но и повышения инвестиционной привлекательности

Решение этой задачи во многом зависит от оцененной инвестиционной привлекательности проведения, совершенства методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Что позволяющей свести к минимуму риски, связанные с вложением инвестиций в тот или иной вид хозяйственной деятельности.

О приемах, с помощью которых можно привлечь инвесторов, написано немало статей, научных трудов и книг. В них подробно исследуют различные подходы и методы расчета финансовые инвестиционной привлекательности.

В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению инвестиционной привлекательности, ее взаимосвязей с финансовым состоянием и финансовой устойчивостью предприятия. Инвестиционная привлекательность «зависит от всех показателей, характеризующих финансовое состояние ... Однако, если сузить проблему, инвесторов интересуют показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и уровень дивидендов» []. В целом такая  позиция считается верной, о существующей взаимосвязи между финансовым состоянием предприятия и его инвестиционной привлекательностью. В то же время необходимо отметить, что инвестиционная привлекательность - это самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся не только устойчивостью финансового состояния предприятия, доходностью капитала, курсом акций и уровнем выплачиваемых дивидендов.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данной работы.

Целю курсовой работы является проведение оценки инвестиционной привлекательности предприятии.

В работе решаются следующие задачи.

  1. Рассмотреть сущность инвестиционной привлекательности.
  2. Изучить методы оценки инвестиционной привлекательности.
  3. Провести оценку инвестиционной привлекательности предприятия.
  4. Дать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности предприятия.

Объектом исследование является ОАО «ММТ».

Предмет исследования инвестиционная привлекательность ОАО «ММТ».

 

 

 

1          Инвестиционная привлекательность предприятия

1.1       Сущность инвестиционной привлекательности предприятия

Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. [8, с.48] В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.

Когда предприятие нуждается в привлечении инвестиций, руководство должно сформировать четкую программу мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.

Для того, чтобы определять максимальную эффективность инвестиционного решения, введено понятие инвестиционной привлекательности предприятия. Понятие достаточно новое, в экономических публикациях появилось относительно недавно и используется преимущественно при характеристике и оценке объектов инвестирования, рейтинговых сопоставлениях, сравнительном анализе процессов. Исследование различных точек зрения на его трактовку позволило установить, что в современных представлениях нет единого подхода к сущности этой экономической категории.

К одной из наиболее распространенных точек зрения относится сопоставление инвестиционной привлекательности с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта. Определение хотя и корректное, но достаточно размытое, и не дает оснований рассуждать об оценке.

Более точно экономическая сущность инвестиционной привлекательности дается в определении Л. Валинуровой и О. Казаковой. Они понимают под этим термином совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. Такое определение шире и позволяет учесть интересы любого участника инвестиционного процесса. [16, с.39]

Существуют иные точки зрения (в том числе Л. Гиляровской, В. Власовой и Э. Крылова и других). Здесь под инвестиционной привлекательностью понимается оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности (аналогичное определение — структура собственного и заемного капитала и его размещение между различными видами имущества, а также эффективность их использования). [7, с.97; 11, с.39]

Оценивая инвестиционную привлекательность с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это — наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска.

Роль данного понятия при характеристике инвестиционной среды и инвестиционной активности в целом можно проследить на следующей схеме (рис. 1.1).

 Таким образом, становится очевидным, что вне зависимости от используемого экспертом или аналитиком подхода к определению чаще всего термин «инвестиционная привлекательность» используют для оценки целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов.

Надо отметить, что определение инвестиционной привлекательности направлено на формирование объективной целенаправленной информации для принятия инвестиционного решения.

Рисунок 1.1. – Роль инвестиционной привлекательности [13, с.9]

Поэтому при подходе к ее оценке следует различать термины «уровень экономического развития» и «инвестиционная привлекательность». Если первый определяет уровень развития объекта, набор экономических показателей, то инвестиционная привлекательность характеризуется состоянием объекта, его дальнейшего развития, перспектив доходности и роста.

Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.

Отдельно стоит упомянуть о ситуациях, когда в интересах собственников компании необходимо продать ее по максимально высокой стоимости. Данное намерение возникает, как правило, при стремлении собственников сменить сферу деятельности, получив при продаже бизнеса достаточные средства для новых вложений. Мероприятия, направленные на достижение этих целей, называются предпродажной подготовкой и будут также рассмотрены в данной работе.

Существуют следующие основные виды финансирования предприятия из внешних источников: инвестирование в акционерный капитал, предоставление заемных средств.

  1. Инвестирование в акционерный капитал компании (прямое инвестирование).

Основными формами привлечения инвестиций в акционерный капитал являются:

  • инвестиции финансовых инвесторов;
  • стратегическое инвестирование. [3, с.99]

В качестве стратегических инвесторов обычно выступают предприятия-лидеры отрасли и крупные объединения предприятий. Основной целью стратегического инвестора является повышение эффективности собственного бизнеса и получение доступа к новым ресурсам и технологиям.

  1. Инвестирование в форме предоставления заемных средств

Основные инструменты — кредиты (банковские, торговые), облигационные займы, лизинговые схемы. (Лизинговые схемы могут быть отнесены к инвестициям в форме заемных средств с некоторыми оговорками, поскольку по своей сути лизинг является формой передачи имущества в аренду. Однако по форме получения дохода лизингодателем (в форме процента) лизинг близок к банковским кредитам.) Объемы привлекаемого финансирования могут быть от нескольких десятков тысяч долларов (кредиты) до десятков миллионов долларов. Сроки финансирования также могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При данной форме финансирования основной целью инвестора является получение процентного дохода на вложенный капитал при заданном уровне риска. Поэтому данную группу инвесторов интересует дальнейшее развитие предприятия с точки зрения его возможности исполнить обязательства по выплате процентов и возврату основной суммы долга.

Таким образом, всех инвесторов можно разделить на две группы: кредиторы, заинтересованные в получении текущих доходов в форме процентов, и участники бизнеса (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в получении дохода от роста стоимости компании.

Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уровнем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Очевидно при этом, что основным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение способности предприятия выполнить обязательства по возврату капитала и выплате процентов, а для инвесторов, участвующих в бизнесе, — подтверждение способности освоить инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора.

1.2       Оценка инвестиционной привлекательности предприятий

Инвестиционная привлекательность – интегральная характеристика объекта инвестирования (компании, проекта) с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков. [7, с.67]

Не существует единого подхода к оценке инвестиционной привлекательности компании. Выбирая ту или иную методику, необходимо оценивать многие факторы, а именно: цели анализа, наличие надежной информации, специфику бизнеса, компании и т.д. Как правило, компания оценивается по нескольким критериям. Оценка инвестиционной привлекательности компании – процесс, основанный во многом на субъективных оценках и опыте аналитиков, использующих две группы методов: коэффициентного анализа и факторной оценки инвестиционной привлекательности. Основной задачей такой оценки является выявление доходности и риска инвестирования. Большинство инвесторов стремятся к оптимизации соотношения риск/доходность.

Оценивая инвестиционную привлекательность с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это — наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска. [6, с.71]

На практике оценка инвестиционной привлекательности часто сводится к анализу финансового состояния предполагаемых объектов инвестиций, которая состоит из следующих показателей:

  • анализ рентабельности капитала;
  • анализ ликвидности и платежеспособности;
  • анализ финансовой устойчивости;
  • анализ деловой активности.

На основе рассчитанных данных можно вывести комплексный показатель инвестиционной привлекательности предприятия и отнести предприятия к одной из четырех групп [24]:

Первая группа - на конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.

Вторая группа - на конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.

Третья группа - на конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.

Четвертая группа - на конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.

Подобного рода расчеты — сжатая форма финансового анализа, которая позволяет инвестору оперативно определить целесообразность дальнейшего рассмотрения того или иного предприятия как потенциального объекта вложений.

Еще одним фактором оценки инвестиционной привлекательности предприятия могут служить его ценные бумаги, потому что оценка качества основных разновидностей ценных бумаг базируется на определении финансовой устойчивости их эмитента. Очевидно, что экономически неэффективное и неустойчивое в финансовом плане предприятие едва ли сможет надлежащим образом отвечать по своим обязательствам, документально закрепленным в форме тех или иных его ценных бумаг [21, с 9].

Для оценки инвестиционной привлекательности ценных бумаг конкретного предприятия можно использовать ряд коэффициентов, характеризующих его финансовую устойчивость и экономическую эффективность. [19, с.15]

Надежность ценных бумаг оценивается по финансовой отчетности их эмитента. Анализируя бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности, рассчитывают три группы показателей, характеризующих финансовое состояние эмитента [22, с.68].

  • Показатели первой группы характеризуют надежность предприятия в целом:

Долг на капитал — показатель, характеризующий отношение между общей задолженностью предприятия и его общим собственным капиталом. Величина этого показателя должна быть меньше или равна единице (предельное значение 1), причем, чем ближе значение показателя к нулю, тем надежнее финансовое состояние предприятия-эмитента в целом.

Коэффициент покрытия текущих обязательств ликвидными активами характеризует существующее на предприятии соотношение между суммой ликвидных активов и размером текущих обязательств. Он показывает способность предприятия обеспечить покрытие своих текущих долгов за счет активов, которые могут быть легко реализованы без значительных потерь. К ликвидным активам можно отнести денежные средства в кассе и на счетах в банках, ликвидные ценные бумаги, дебиторскую задолженность, которая может быть погашена в течение года и соответствующие товарно-материальные запасы. Значение этого коэффициента должно быть не менее 2. Финансовое состояние предприятия в целом считается тем надежнее, чем выше этот показатель.

Коэффициент покрытия текущих обязательств наиболее ликвидными (живыми) активами рассчитывается как отношение суммы той части активов, которая наиболее легко может быть обращена в деньги, к сумме текущих обязательств предприятия-эмитента ценных бумаг.

  • Показатели второй группы определяют надежность эмитента с точки зрения возврата средств, вложенных инвестором в ценные бумаги данного предприятия:

Коэффициент покрытия облигаций может быть определен как отношение суммы активов, обеспечивающих облигации к сумме облигационного займа. Активы, обеспечивающие облигации — это часть общей суммы активов предприятия, остающаяся после вычетов суммы убытков, задолженности акционеров по взносам в уставный капитал, суммы нематериальных активов, расчетов с бюджетом и расчетов по оплате труда. Сумма облигационного займа может быть определена как сумма номинальной стоимости всех облигаций, выпущенных и еще не погашенных предприятием-эмитентом. Чем выше значение данного коэффициента, тем надежнее вложения в облигации данного предприятия.

Коэффициент покрытия привилегированных акций определяется как отношение чистых активов предприятия к сумме его привилегированных акций. Сумма привилегированных акций может быть определена как сумма номиналов всех привилегированных акций, выпущенных предприятием. С увеличением значения данного коэффициента увеличивается и надежность вложений в привилегированные акции рассматриваемого предприятия.

Коэффициент покрытия простых акций показывает, какое количество активов в их абсолютном выражении приходится на одну простую акцию. Данный показатель определяется отношением суммы активов, обеспечивающих простые акции к количеству выпущенных простых акций. Активы, обеспечивающие простые акции, можно рассчитать как разность суммы чистых активов и суммы номиналов привилегированных акций, выпущенных предприятием. Надежность вложений в данный вид ценных бумаг также прямо пропорциональна величине рассчитанного коэффициента.

  • Показатели третьей группы помогают оценить надежность эмитента с точки зрения гарантии получения инвестором дохода по конкретным ценным бумагам:

Коэффициент покрытия процентных выплат по облигациям определяется как отношение чистого дохода предприятия к сумме процентных выплат по облигациям. Сумма процентных выплат по облигациям равна купонной ставке, умноженной на сумму облигационного займа и деленной на 100%. Чем выше величина данного коэффициента, тем выше вероятность полной и своевременной выплаты процентов по облигациям эмитента.

Коэффициент покрытия дивидендов по привилегированным акциям показывает, во сколько раз чистая прибыль (за вычетом процентных выплат по облигациям) превышает (или не превосходит) общую сумму дивидендных выплат по привилегированным акциям, которую гарантирует эмитент. Сумма дивидендных выплат по привилегированным акциям равна соответствующей фиксированной ставке дивиденда, умноженной на сумму номиналов привилегированных акций и деленной на 100%. Увеличение данного коэффициента повышает вероятность своевременной выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Коэффициент покрытия дивидендов по простым акциям трактуется аналогично коэффициенту покрытия дивидендов по привилегированным акциям и вычисляется как отношение суммы чистого дохода предприятия (за вычетом процентных выплат по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям) к количеству простых акций. С увеличением данного коэффициента также увеличивается вероятность своевременной и полной выплаты дивидендов владельцам простых акций.

Анализ надежности ценных бумаг, базирующийся на вычислении вышеназванных показателей, рекомендуется осуществлять с использованием табличной формы, где удобно оценивать абсолютные значения показателей в совокупности, сравнивать их с данными альтернативных вариантов и в конечном счете оценивать их инвестиционную привлекательность.

В перспективе методика оценки инвестиционной привлекательности будет в значительной степени расширена и дополнена. Простейший финансовый анализ уже не отвечает требованиям инвесторов, принимающих решение.

1.3           Методы рейтинговой оценки в целях анализа инвестиционной привлекательности

 В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий [5, с.58].:

  1. Исходные данные представляются в виде матрицы (аij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i= 1,2,3, ...n), а по столбцам - номера предприятий (j= 1,2,3, ...m);
  2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (т + 1);
  3. Исходные показатели матрицы стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия
  4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки
  5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением R. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений количества сравниваемых показателей и предприятий не предусмотрено.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности на основе финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия может применяться для сравнения предприятий на дату составления баланса (по данным на конец периода) или в динамике.

В первом случае исходные показатели рассчитываются по данным баланса и финансовой отчетности на конец периода. Соответственно и рейтинг предприятия определяется на конец периода.

Во втором случае исходные показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста: данные на конец периода делятся на значение соответствующего показателя на начало периода, либо среднее значение показателя отчетного периода делится на среднее значение соответствующего показателя предыдущего периода (или другой базы сравнения). Таким образом, получаем не только оценку текущего состояния предприятия на определенную дату, но и оценку его усилий и способностей по изменению этого состояния в динамике, на перспективу. Такая оценка является надежным измерителем роста конкурентоспособности предприятия в данной отрасли деятельности. Она также определяет более эффективный уровень использования всех его производственных и финансовых ресурсов.

Возможно также включение в рассмотрение одновременно как моментных, так и темповых показателей (т.е. удвоение количества исходных показателей), что позволяет получить обобщенную рейтинговую оценку, характеризующую как состояние, так и динамику финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные могут быть расширены за счет включения в анализ дополнительных показателей из справок, представляемых предприятиями в банки и налоговые инспекции, из форм статистической отчетности и других источников. Особенностью системы показателей является то, что почти все они имеют одинаковую направленность (за исключением индекса постоянного актива, динамика которого носит сложный характер). Это означает, что чем выше уровень показателя или чем выше его темп роста, тем лучше финансовое состояние оцениваемого предприятия. Поэтому при расширении предлагаемой системы за счет включения в нее новых показателей необходимо следить, чтобы это условие не нарушалось.

Метод балльных оценок с учетом весомости.

Р.С.Сайфулин и Г. Г. Кадыков предложили использовать для экспресс–оценки финансового состояния рейтинговое число (R), определяемое по формуле [12, с.105].

R= L / ( 1/LNi * Ki ) , i=1

где L – число показателей;

Ni – критерий (норма) для i – го коэффициента;

Ki – i – ый коэффициент;

I / LN - весовой индекс i – того коэффициента

При полном соответствии значений коэффициентов К1… КL их нормативным минимальным уровням рейтинг организации будет равен 1, выбранной в качестве рейтинга условной удовлетворительной организации. Финансовое состояние с рейтинговой оценкой менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

В случае проведения пространственной рейтинговой оценки получим n оценок (n – количество организаций), которые упорядочиваются в порядке возрастания. При проведении динамической рейтинговой оценки получим m – оценок (m – количество сравниваемых периодов), которые представляют собой временной ряд и далее подвергаются обработке по правилам математической статистике.

Авторы предполагают использовать 5 показателей, наиболее часто применяемых и полно характеризующих финансовое состояние:

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками (критерий данного коэффициента >= 1).

Коэффициент текущей ликвидности, характеризует степень общего покрытия (оборотными активами) суммы срочных обязательств (критерий >= 2).

Интенсивность оборота авансируемого капитала характеризует объем выручки от реализации продукции, приходящейся на 1 рубль капитала, определяется по формуле:

КИ = выручка от реализации / общая сумма капитала

критерий >= 2,5

Коэффициент менеджмента (эффективность управления предприятием) характеризуется соотношением прибыли от реализации продукции и выручки от реализации, определяется по формуле:

КМ = прибыль от реализации / выручка от реализации

критерий >= ( n-1 ) / r

где r – учетная ставка Центробанка России

Рентабельность собственного капитала, характеризует прибыль до налогообложения на 1 рубль собственного капитала определяется по формуле

КР = прибыль до налогообложения / собственный капитал (83)

критерий >= 0,2

При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным уровням (критерию) рейтинговое число будет равно 1. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

Рейтинговое число, определяемое на основе 5 вышеуказанных коэффициентов, выглядит следующим образом:

R = 2 х КСОС + 0, 1 х КТЛ + 0,08 х КИ + 0,45 х КМ + КР . (84)

Рейтинговое число рассчитывается за прошлый и отчетный периоды. Если при анализе выявлено, что R1 > R0 > 1, можно сделать вывод об улучшении финансового состояния.

Для получения рейтинговой оценки (R) используется формула

Рейтинговое число определяется за прошлый период (R0) и за отчетный период (R1). Если R1 > R0, это означает, что финансовая устойчивость улучшилась.

Учитывая многообразие финансовых процессов, множественности показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающие в связи с этим сложности в общей оценке финансовой устойчивости организаций, многие отечественные и зарубежные аналитики рекомендуют производить интегральную балльную оценку финансовой устойчивости. Л.В. Донцова предлагает использовать 6 показателей. Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке риска банкротства, многие отечественные экономисты рекомендуют производить интегральную балльную оценку финансовой устойчивости.

Сущность этой методики заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах.

Данная методика также целесообразна при оценке инвестиционной привлекательности, поскольку дает характеристику уровня риска организации, что является одним из ключевых моментов инвестиционной привлекательности.

Сущность такой методики заключается в классификации организаций по уровню риска, т. е. любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от “набранного” количества баллов исходя и из фактических значений показателей финансовой устойчивости.

Итак: I класс – организация, чьи кредиты и обязательства подкреплены информацией, позволяющей быть уверенными в возврате кредитов и выполнении других обязательств в соответствии с договорами с хорошим запасом на возможную ошибку.

II класс – организации, демонстрирующие некоторый уровень риска по задолженности и обязательствам и обнаруживающие определенную слабость финансовых показателей и кредитоспособности. Эти организации еще не рассматриваются как рискованные.

III класс – это проблемные организации. Вряд ли существует угроза потери средств, но полное получение процентов, выполнение обязательств представляется сомнительным.

IV класс – это организация особого внимания, так как имеется риск при взаимоотношении с ними. Организации, которые могут потерять средства и проценты даже после принятия мер к оздоровлению бизнеса.

V класс – организации высочайшего риска, практически неплатежеспособные.

Метод расстояний.

Этот метод может применяться для оценки инвестиционной привлекательности не только предприятия, но и проекта, который разработан в нескольких вариантах с одним и тем же предназначением. [23, с.62]

Известно, что масштабы производства оказывают влияние на экономические показатели. Одна из важных задач при проектировании сельскохозяйственного предприятия - установить его оптимальный размер. В контексте следующих рассуждений и оценки под "оптимальным размером" следует понимать тот, при котором возможен максимально высокий уровень использования наличных ресурсов, и на этой основе достигается показатель экономической эффективности производства, который обеспечивает конкурентоспособность продукции и рыночную стабильность предприятия.

При применении метода прежде всего следует подобрать показатели, на базе которых будет дана оценка и по которым будут сравниваться остальные варианты. Для показателей, находящихся в прямой зависимости от эффективности производства, эталонной является самая высокая величина соответствующего показателя. При показателях, которые находятся в обратной зависимости от эффективности, за эталонную берется самая низкая величина.

Основные показатели, характеризующие экономическую эффективность функционирования объекта, - производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность (возвращаемость) на базе инвестиционных расходов (или на другой основе).

Исходные данные записывают в таблицу, где в строках находятся номера показателей (i), а в столбцах  номера предприятий ( j ). Далее по каждому показателю находится максимальное значение, которое заносится в столбец эталонного предприятия. По исходным показателям таблицы находят отношения соответствующих значений (а ij ) к максимальному ( max aij ): [23, с. 69]

Для каждого анализируемого показателя значение его рейтинговой оценки определяется по формуле ( R j ): [23, с. 71]

Затем предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наилучшим предприятием будет считаться такое, у которого самое минимальное значение рейтинговой оценки.

Для большей точности стоимостные показатели могут быть вычислены на основании среднегодовой величины дисконтированных денежных потоков. Остальные натуральные показатели, как, например, объем продукции, необходимые трудозатраты в человеко-днях и др., вычисляются нормативным методом на базе проектной производственной мощности.

На последнем этапе работы производится ранжирование (нумерация) вариантов проекта по значимости, когда ранги устанавливаются в восходящем порядке величин расстояния до эталона. В сущности, ранги выражают классификацию вариантов проекта.

2          Анализ и оценка инвестиционной привлекательности компаний на  примере
ОАО «ММТ»

2.1       Характеристика финансового состояния компании ОАО «ММТ»

ОАО «Мясомолторг», сокращенное наименование ОАО «ММТ», имеет долгую историю, которая началась в 1934 году. На предприятии, изначально называвшемся «Холод», потом «Мясорыбторг», «Мясомолторг», «Росмясомолторг». В 1988 году было начато и в 1990-м завершено строительство фабрики мороженого с суточной мощностью 90-100т. На тот момент это было самое крупное в России предприятие в отрасли. С 31.03.1993 г. предприятие функционирует в форме открытого акционерного общества. В 2004 году преобразовано в акционерное общество ОАО «ММТ». ОАО «ММТ», являясь крупным предприятием пищевой промышленности, включает довольно обширный конгломерат различного рода подразделений – цехи по производству мороженого, молочных продуктов, сухого молока, цех термической обработки молока, холодильное отделение, различные функциональные службы – отделы сбыта, маркетинга, снабжения, производственную лабораторию. На предприятии задействованы рабочие десятков разноименных профессий.

Основным видом продукции, которую производит ОАО «ММТ», является мороженое. Анализируемое предприятие является лидером по его производству и реализации на местном рынке. Ассортимент выпускаемого мороженого – мороженое десертное, сливочное, молочное и щербет. Помимо мороженого в настоящее время выпускает сгущенное молоко цельное с сахаром, обезжиренное с сахаром и обезжиренное без сахара, сухое молоко, сливки, сливочное масло, т.е. все компоненты мороженого. Это позволяет гарантировать качество и экологическую безопасность производимой продукции и рекомендовать ее потребителям как натуральный продукт.


Таблица 2.1

Анализ платежеспособности ОАО «ММТ» за 2008 год

Актив

Абсолютные величины

Удельные веса (%)

Пассив

Абсолютные величины

Удельные веса (%)

Платежный излишек (+) или недостаток (-)

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

А1

6820

7520

11,6

11,1

П1

8420

7120

14,3

10,5

-1600

400

А2

17960

22920

30,5

33,8

П2

0

0

0,0

0,0

17960

22920

А3

24910

28710

42,3

42,3

П3

0

0

0,0

0,0

24910

28710

А4

9230

8700

15,7

12,8

П4

50500

60730

85,7

89,5

41270

52030

Баланс

58920

67850

100,0

100,0

Баланс

58920

67850

100,0

100,0

0

0

 

 


Оценку финансового состояния компаний начнем с анализа ликвидности баланса за исследуемый период (табл.2.1.).

Данные, представленные в таблице 2.1., свидетельствуют о том, что финансовая ситуация в ОАО «ММТ» на конец 2008 года улучшается, предприятие обладает абсолютной финансовой устойчивостью, так как соблюдаются все четыре признака ликвидности.

Анализ финансовых коэффициентов устанавливает относительные показатели финансовой деятельности предприятия. Анализ финансовых коэффициентов позволяет оценить эффективность деятельности предприятия,  и выявить финансовые риски, связанные с его деятельностью..

В продолжении анализа финансового состояния проведем анализ коэффициентов ликвидности и их динамику.

Таблица 2.2

Анализ коэффициентов ликвидности ОАО «ММТ» в 2006-2008 гг.

Показатели

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,49

0,81

1,06

Коэффициент критической  ликвидности

1,85

2,94

4,28

Коэффициент текущей ликвидности

3,65

5,90

8,31

 

Как видно, все показатели ликвидности ОАО «ММТ» находятся на уровне выше нормативных ограничений и улучшаются в 2008 году. Это, безусловно, свидетельствует в пользу улучшения инвестиционной привлекательности.

Однако, столь высокие показатели ликвидности также не являются положительным показателем деятельности компании, так как, исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что предприятие неэффективно использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы, не вовлекая их в оборот.

Проведем сравнение обеспеченности запасов собственными источниками за 2008 год.

Таблица 2.3

Анализ обеспеченности запасов собственными источниками в исследуемых компаниях в 2008 году

Показатели

Значение, тыс.руб.

1. Реальный собственный капитал

60730

2. Внеоборотные активы

8700

3. Оборотные активы

59150

4. Наличие собственных оборотных средств

52030

5. Долгосрочные пассивы

0

6. Наличие долгосрочных источников формирования запасов

52030

7. Краткосрочные кредиты и заемные средства

0

8. Общая величина основных источников формирования запасов

52030

9. Общая величина запасов (включая несписанный НДС)

28710

10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств

23320

11. Излишек (+) или недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов

23320

12. Излишек (+) или недостаток (-) основных источников формирования запасов

23320

13. Коэффициент маневренности

0,86

14. Коэффициент автономии источников формирования запасов

1,81

15. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,88

 

Как показывают данные таблицы, в 2008 году у ОАО «ММТ» наблюдается достаточное количество собственных оборотных средств, коэффициенты маневренности, автономии и обеспеченности собственными оборотными средствами находятся в положительной зоне.

Таким образом, анализ финансового состояния исследуемой компаний показал, что финансовое состояние у ОАО «ММТ» хорошее.

 

Анализ динамики экономических показателей деятельности ОАО «ММТ» представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Анализ динамики экономических показателей ОАО «ММТ», тыс.руб.

Наименование показателя

2006

2007

2008

Темп роста, %

2007

2008

Выручка (нетто) от реализации товаров

41530

46790

63240

112,7

135,2

Себестоимость реализации товаров

36010

42470

52650

117,9

124,0

Прибыль  от реализации

5520

4320

10590

78,3

245,1

Прочие доходы

21390

10600

5420

 

 

Прочие  расходы

20680

10420

3660

50,4

35,1

Прибыль (убыток) до налогообложения

6230

4500

12350

72,2

274,4

Налог на прибыль

1500

1080

2960

72,0

274,1

Чистая прибыль

4730

3420

9390

72,3

274,6

 

Как показывают данные таблицы, ОАО «ММТ» обладает устойчивыми темпами роста объемов продаж за весь исследуемый период. Вследствие того фактора, что себестоимость реализованных товаров увеличивалась более медленными темпами, чем выручка от реализации, валовая прибыль ОАО «ММТ» увеличилась более, чем в 2 раза.

В то же время у ОАО «ММТ» за исследуемый период времени наблюдается сокращение прочих доходов и прочих расходов, с уровня 21390 до 10600 тыс. руб. и с 20680 до 10420 тыс. руб. соответственно.

Следующим шагом при оценке инвестиционной привлекательности компаний является оценка качественных показателей – рентабельности деятельности компании за исследуемый период и деловой активности.  

Оценка деловой активности предприятия является еще одним направлением анализа эффективности использования ресурсов. Деловая активность выражается динамикой развития предприятия. Анализ деловой активности осуществляется с помощью следующих коэффициентов:

- оборачиваемость активов,

- оборачиваемость запасов и НДС,

- оборачиваемость дебиторской задолженности (краткосрочной),

- оборачиваемость собственного капитала,

- оборачиваемость оборотного капитала,

- отношение кредиторской задолженности к дебиторской.

Коэффициенты оборачиваемости определяются отношением выручки к сумме соответствующих активов.

Рассмотрим основные показатели рентабельности и деловой активности. Данные исследования представим в виде таблицы.

Таблица 2.5

Показатели рентабельности и деловой активности ОАО «ММТ»

Показатели

Годы

2006

2007

2008

Рентабельность активов по чистой прибыли

7,96%

5,78%

14,81%

Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли

45,48%

34,84%

104,74%

Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли

9,65%

6,93%

17,24%

Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли

10,33%

7,10%

16,87%

 Рентабельность продаж по прибыли от продаж

13,29%

9,23%

16,75%

Оборачиваемость всех активов

0,70

0,79

1,00

Средний срок оборота всех активов в днях

514,90

455,29

361,02

Фондоотдача (по первоначальной стоимости)

3,99

4,77

7,05

Оборачиваемость оборотных активов

0,85

0,95

1,16

Средний срок оборота оборотных активов в днях

424,75

379,77

309,99

Оборачиваемость запасов

1,81

1,99

2,45

Средний срок оборота запасов в днях

198,85

180,69

146,84

Оборачиваемость дебиторской задолженности

2,28

2,59

3,09

Средний срок оборота дебиторской задолженности в днях

157,59

139,03

116,36

Оборачиваемость денежных средств и краткосрочных финансовых вложений

6,29

6,97

8,82

Средний срок оборота денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в днях

57,21

51,63

40,82

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

3,09

4,28

8,14

 

В ОАО «ММТ» происходит улучшение показателей рентабельности за исследуемый период.

Из негативных тенденций компании следует отметить:

  1. Медленную оборачиваемость запасов. Оборачиваемость в 2008 году составила 2,45 раза, что свидетельствует о затоваривании складов и извлечению средств из оборота компании.
  2. Медленная оборачиваемость всех оборотных активов.
  3. Срок оборота кредиторской задолженности меньше периода оборачиваемости дебиторской задолженности.

Таким образом, по результатам анализа на основе финансового состояния можно характеризовать инвестиционную привлекательность ОАО «ММТ» как достаточную. Инвестиционная привлекательность данного предприятия обусловлена стабильным уровнем дохода, приемлемой прибыльностью, низким риском снижения ликвидности.

 

2.2        Рейтинговая оценка в целях анализа инвестиционной привлекательности

Для подробной оценки инвестиционной привлекательности целесообразно провести оценку по методам рейтинговой оценки.

Рейтинговые методы оценки позволят дать точную характеристику состояния и привлекательности ОАО «ММТ».

Проведем рейтинговый анализ исследуемых компаний. По методике Шеремета А.Д.

Рейтинговая оценка предприятия по методике, предложенной Шереметом А.Д. представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Рейтинговая оценка ОАО «ММТ» за 2006-2008 гг.

Показатели

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

1

Текущие активы (оборотные активы)

4 897

4 933

5 442

2

Сумма активов

5 937

5 915

6 339

3

Заемный капитал

1 360

1 101

777

4

Нераспределенная прибыль

562

1 006

2 090

5

Прибыль до налогообложения

623

450

1 235

6

Рыночная стоимость собственного капитала (Чистые активы)

4 580

4 817

5 565

7

Объем продаж (выручка)

4 153

4 679

6 324

8

К1  (п.1 / п.2)

0,82

0,83

0,86

9

К2  (п.4 / п.2)

0,09

0,17

0,33

10

К3  (п.5 / п.2)

0,10

0,08

0,19

11

К4  (п.6 / п.3)

3,37

4,37

7,16

12

К5  (п.7 / п.2)

0,70

0,79

1,00

13

Значение

4,19

4,91

7,43

14

Оценка значений:                                      <1,81, очень высокая вероятность банкротства                                                              >2,7, вероятность банкротства невелика

Вероятность банкротства невелика, т.к. Z > 2,7

Вероятность банкротства невелика, т.к. Z > 2,7

Вероятность банкротства невелика, т.к. Z > 2,7

 

Рейтинговое число ОАО «ММТ» гораздо выше нормативов. рейтинговое число ОАО «ММТ» увеличивается во времени, банкротство предприятию не грозит.

Проведем рейтинговый анализ с использованием метода бальных оценок. Для практического использования результатов целесообразно проводить рейтинговый анализ в сравнении. Анализ проводим в сравнении с предприятием той же отрасли ОАО «Вельский Анком».

Таблица 2.7

Определение рейтинга с использованием балльного метода

Наименование показателей

ОАО «ММТ»

ОАО «Вельский Анком»

Значение

Балл

Значение

Балл

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,06

2

0,001

1

Коэффициент текущей ликвидности

8,31

2

1,15

1

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

0,88

2

0,13

1

Оборачиваемость активов

14,81

1

15,7

2

Оборачиваемость запасов

2,45

1

6,56

2

Рентабельность имущества

1

1

3,57

2

Рентабельность продаж

16,75

2

6,17

1

Коэффициент маневренности

0,86

2

0,57

1

Интегральный показатель

13

11

 

Таким образом, ОАО «ММТ» набирает значение сумм 13. ОАО «ММТ» набирает наибольшее значение сумм.

Соответственно, в рейтинге места распределяются следующим образом:

1 место – ОАО «ММТ»

2 место – ОАО «Вельский Анком»

Рассчитаем рейтинговые значения предприятий с учетом весомости коэффициентов. Весомость показателей рейтинговой оценки определим экспертным путем.

Первостепенное значение отводится оборачиваемости активов предприятия, поэтому показателю оборачиваемости присваиваем максимальное значение – 0,25. Далее уделяется большое внимание возможности предприятия погашать свои обязательства, поэтому коэффициенту ликвидности отводится первостепенное значение, и в первую очередь – коэффициенту текущей ликвидности. Данному показателю присваиваем значение 0,18. Соответственно, коэффициенту абсолютной ликвидности – значение показателя, равное 0,10. Для того, чтобы был смысл инвестирования, необходимо, чтобы предприятие осуществляло свою деятельность с максимальной отдачей на собственный капитал, поэтому значению рентабельности присваиваем коэффициент 0,14.

Расчет интегрального показателя методом балльной оценки с учетом весомости показателей представим в виде таблицы 2.8.

Таблица 2.8

Построение интегрального показателя методом балльной оценки с учетом весомости

Наименование показателей

ОАО «ММТ»

ОАО «Вельский Анком»

Вес

Балл

Значение

Балл

Значение

Коэффициент абсолютной ликвидности

3

1,06

1

0,001

0,1

Коэффициент текущей ликвидности

3

8,31

2

1,15

0,18

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

3

0,88

2

0,13

0,1

Оборачиваемость активов

3

14,81

2

15,7

0,1

Оборачиваемость запасов

1

2,45

2

6,56

0,14

Рентабельность имущества

1

1

2

3,57

0,1

Рентабельность продаж

3

16,75

1

6,17

0,25

Коэффициент маневренности

3

0,86

2

0,57

0,03

Интегральный показатель

1,66

1,34

1,00

 

Показатель рейтинга инвестиционной привлекательности показал, что предприятие ОАО «ММТ» имеет рейтинг 1,66 балла.

В рейтинге инвестиционной привлекательности предприятий места распределяются следующим образом:

1 место – ОАО «ММТ»

2 место – ОАО «Вельский Анком»

Таким образом, расчет рейтингов предприятия с учетом значимости баллов подтвердил, что ОАО «ММТ» является инвестиционно привлекательным.

В данном методе совокупность значений финансовых показателей предприятия рассматриваются как точка в n-мерном пространстве. Координаты точки – величины финансовых коэффициентов. Исходные данные сводятся в таблицу, которую можно рассматривать как матрицу. Геометрическое расстояние от точки, соответствующей данному предприятию до точки-эталона есть количественная характеристика, позволяющая комплексно оценить финансовое положение предприятия среди конкурентов. В качестве эталона определяется абстрактное предприятие, имеющее наилучшие значения по каждому элементу номенклатуры показателей.

Построение интегрального показателя представлено в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9

Построение интегрального показателя методом расстояний

Наименование показателей

ОАО «ММТ»

ОАО «Вельский Анком»

Эталон

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,06

0,001

1,06

Коэффициент текущей ликвидности

8,31

1,15

8,31

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

0,88

0,13

0,88

Оборачиваемость активов

14,81

15,7

15,7

Оборачиваемость запасов

2,45

6,56

6,56

Рентабельность имущества

1

3,57

3,57

Рентабельность продаж

16,75

6,17

16,75

Коэффициент маневренности

0,86

0,57

0,86

 

Расчет расстоянии показателей представлен в таблице 2.10.

 

 

Таблица 2.10

Расчет расстояний

Наименование показателей

ОАО «ММТ»

ОАО «Вельский Анком»

Эталон

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,00

0,00

1

Коэффициент текущей ликвидности

1,00

0,14

1

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

1,00

0,15

1

Оборачиваемость активов

0,94

1,00

1

Оборачиваемость запасов

0,37

1,00

1

Рентабельность имущества

0,28

1,00

1

Рентабельность продаж

1,00

0,37

1

Коэффициент маневренности

1,00

0,66

1

Интегральный показатель

0,96

1,72

 

 

Расчет интегрального рейтингового показателя:

I1=

I2=

Проведенный анализ компаний показал, что наиболее эффективные результаты у ОАО «ММТ», предприятие обладает наименьшими отклонениями от эталона.  

В целом можно сказать, что ОАО «ММТ» обладает хорошим финансовым состоянием. Однако, показатели ликвидности данной компании гораздо выше установленных нормативов, что также свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, извлечении средств из оборота компании.

Проведенная рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности компаний показала, что предприятие обладает устойчивой ситуацией.

По результатам проведенного комплексного анализа, на наш взгляд, ОАО «ММТ» обладает достаточной инвестиционной привлекательностью. 

 

2.3       Оценка инвестиционной привлекательности предприятия посредством анализа надежности его ценных бумаг

Для более детального анализа инвестиционной привлекательности можно использовать ряд коэффициентов, характеризующих доходность его ценных бумаг.

Для определения данных показателей понадобятся действующие выпуски акций компании ОАО «ММТ», которые представлены в таблице 2.10. Дата регистрации выпуска 16.12.2004.

Таблица 2.11

Действующие выпуски акций

Государственный регистрационный номер

Количество акций выпуска, шт.

Номинальная стоимость, руб.

Объем выпуска, руб.

Торговые площадки

Обыкновенные

Привилегированные типа А

1-04-00194-А

1 578 006

 

3

4 734 020

ОАО «РТС»

ЗАО «ФБ ММВБ»

2-04-00194-А

 

525 992

3

1 577 978

ОАО «РТС»

ЗАО «ФБ ММВБ»

Капитализация компании по состоянию на 23.02.09 составляет 185647 ,50 $.

Показатели, определяющие инвестиционную привлекательность представлены в таблицах ниже.

Показатели  первой группы характеризуют надежность предприятия в целом.

Таблица 2.12

Показатели первой группы

 Показатели

2006

2007

2008

Долг на капитал

0,29

0,18

0,12

Коэффициент покрытия текущих обязательств

1,85

2,94

4,28

Коэффициент покрытия текущих обязательств наиболее ликвидными (живыми) активами

0,49

0,81

1,06

 

Показатели второй группы определяют надежность эмитента с точки зрения возврата средств, вложенных инвестором в ценные бумаги данного предприятия

Таблица 2.13

Коэффициенты покрытия акций

Показатели

2006

2007

2008

Коэф покрытия привил акций

9,7

10,2

11,8

Коэф покрытия простых акций

29,0

30,5

35,3

На основании данной таблицы можно сказать, что положительная динамика увеличения показателя коэффициента покрытия привилегированных акций свидетельствует о повышении надежности вложения в ценные бумаги данной компании. Этот факт подтверждается и ростом коэффициента покрытия по простым акциям.

Показатели, оценивающие надежность эмитента с точки зрения гарантии получения инвестором дохода по конкретным ценным бумагам, представлены в таблице 2.14.

По  третьей группе показателей можно оценить надежность эмитента с точки зрения гарантии получения инвестором дохода по конкретным ценным бумагам

 

Таблица 2.14

Коэффициент покрытия дивидендов

Показатель

2006

2007

2008

Коэффициент покрытия дивидендов по привилегированным акциям

9,63

8,69

8,36

Коэффициент покрытия дивидендов по обыкновенным акциям

5,75

5,03

5,01

 

На основании данных, представленных выше, можно сказать, что отрицательная динамика обоих этих коэффициентов говорит о снижении вероятности своевременной полной выплаты дивидендов по акциям ОАО «ММТ»

Коэффициент, представленный ниже, позволит нам определить стоимость акции компании ОАО «ММТ» по состоянию на 08.05.09

Стоимость акции = текущая стоимость/балансовая стоимость = 1,04 / 3 = 0,34

Таким образом, можно сказать, что акция недооценена, так как оптимальное значение данного коэффициента должно находиться в пределах 1,2-1,3. Недооценку акций компании ОАО «ММТ» можно объяснить финансовым кризисом и нестабильной ситуацией на биржах.

2.4       Основные направления по улучшению инвестиционной привлекательности ОАО «ММТ»

 

Для улучшения инвестиционной привлекательности предприятия необходимо:

- проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;

- обеспечить эффективную рекламу всех продуктов  предприятия;

- проводить активную коммерческую деятельность;

- увеличение уровня финансовой независимости (чем выше этот показатель, тем меньше риск для инвесторов);

Низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только увеличение выручки при снижении затрат на производство продукции, либо ростом цен. ОАО «ММТ» для улучшения своей инвестиционной привлекательности необходимо обратить особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.

Также ОАО «ММТ» необходимо:

  • следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой стойкости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
  • при возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков для уменьшения риска неоплаты, который является значительным при наличии небольшого числа посредников в цепи распространения продукции;
  • контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции любая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает только часть долга;
  • своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым в первую очередь относят просроченную задолженность поставщикам и просроченную задолженность покупателям более трех месяцев, а также по платежам в бюджет.

 

 

Заключение

Таким образом,  на основании анализа, проведенного в работе, были сделаны следующие выводы.

Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.

Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность - это экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.

Существует множество методик для оценки инвестиционной привлекательности предприятий, в частности, основные методики предполагают анализ финансового состояния компаний, а также расчет рейтинговой оценки предприятий на основании финансовых коэффициентов и оценка ценных бумаг предприятия.

В процессе написания дипломной работы был проведен анализ инвестиционной привлекательности ОАО «ММТ».

Проведенный анализ финансового состояния компаний показал

обладает абсолютной финансовой устойчивостью

Проведенная рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности компании показала, что предприятие обладает устойчивой ситуацией. Показатели дохода от деятельности достаточно велики, показатели риска, оцененные на основе коэффициентов ликвидности удовлетворяют нормативным значениям.

По результатам проведенного комплексного финансового анализа ОАО «ММТ» облает инвестиционной  привлекательностью.

Проведение рейтинговой оценки показало, что ОАО «ММТ» имеет рейтинг выше оценки предприятия данной отрасли, что говорит о его большей привлекательности.

Оценка инвестиционной привлекательности по ценным бумагам показала, что ценные бумаги являются надежными, обеспеченными активами предприятия.

Предприятие регулярно осуществляет выплаты по акциям. При этом отмечается некоторое снижение покрытия дивидендов.

В заключении можно сказать, что ОАО «ММТ» обладает достаточной инвестиционной привлекательностью для потенциальных инвесторов.

 

 

Список литературы:

 

  1. Абрамов С.И. Инвестирование /С.И.Абрамов. - М.; Центр экономики и маркетинга, 2000, 440с.
  2. Аликаева М В. Источники финансирования: инвестиционного процесса /М.В. Аликаева.//Финансы. - 2004. - №5. - С. 12-14
  3. Баранов А.О. Прогноз возможностей финансирование инвестиции для обеспечения высокого экономического роста в России / А.О.Баранов, Б. Н. Павлов //ЭКО, 2005, №9,С 98-108
  4. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2004. 288 с.
  5. Булгакова Л.Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий и регионов // Финансы и кредит 2004 №15 с.57-62
  6. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами // Пер. с англ. Гл. ред. Соколов Я.В. М.: Финансы и статистика 2006. – с.800
  7. Власова В.М., Журавкова И.В., Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  8. Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы и кредит – 2004 - №4 – с. 11-19
  9. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело // М.: Внешторгиздат, 2000. 472с.
  10. Гибсон Р. Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 594 с.
  11. Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А., Лысенко Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Велби Проспект, 2008
  12. Гуслистый А. Управление инвестициями. – М.: Интернет-трейдинг, 2006. – 307 с.
  13. Комаров В.В. Мировой инвестиционный процесс: региональные тенденции // Финансы, 2006, №2, С 7 - 9
  14. Кондратьев В. Особенности инвестиционной модели России /В.Кондратьев //Проблемы теории и практики управления, 2005, №3, С 68-74
  15. Лапыгин Ю.Н. Инвестиционная политика. – М.: КноРус, 2006.– 10с.
  16. Москвин В. Инвестиционная привлекательность предприятий и ее роль в кредитовании инвестиционных проектов // Инвестиции в России 2004 №11 с.38-45
  17. Паштова Л.Г. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной политикой /Л.Г. Паштова //Финансы, 2004, №7, С 11-13
  18. Подшиваленко Г.П., Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность. – М.: КноРус, 2006. – 421 с.
  19. Слуцкин Л.Н. Активный и пассивный портфельный менеджмент. // Инвестиции в России и за рубежом. – 2006. – № 7.
  20. Стародубровский В. Кривая дорога прямых инвестиции/ В.Стародубровский//Вопросы экономики, 2004, №1, С 73-95
  21. Трошин Э.С. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия посредством анализа надежности его ценных бумаг. // Финансовый менеджмент. – 2008. - №3.
  22. Фальцман Ф.К. Оценка инвестиционных проектов и предприятий. - М.: ТЕИС, 2007.
  23. А. Д. Шеремет Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2007
  24. aup.ru Литовский А.М. Финансовый менеджмент

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги: Оценка инвестиционной привлекательности предприятия  Курсовая работа (практика)  Инвестиции
Просмотров: 773
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
Назад