СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 33
Реализация стратегии развития любого предприятия или компании связана с реализацией различных инвестиционных проектов, направленных либо на расширение деятельности, либо на усовершенствование существующих процессов на предприятии.
Оценка инвестиционного проекта позволяет определить цели проекта и провести его обоснование, определить необходимые источники финансирования, определить сроки выполнение проекта, составить календарный план его реализации, рассчитать ресурсы, провести калькуляцию и анализ затрат и рассчитать экономическую эффективность проекта для данного предприятия.
Экономические выгоды от внедрения инвестиционных проектов реализуются только в том случае, если эти выгоды заложены в целевые установки проекта. Экономический кризис настоящего времени заставляет более тщательно оценивать все инициативы, требующие значительных вложений финансовых ресурсов.
Внедрение проектов, направленных на улучшение существующих технологических процессов на предприятии в большинстве случаев дело затратное. Функционирование компаний в рыночной среде требует как минимум анализа экономических последствий, а еще лучше — оценки экономической эффективности того или иного шага преобразования существующей системы.
Конечные финансово-экономические выгоды компании лежат в области таких показателей, как увеличение выручки, снижение операционных затрат, оптимизация структуры активов и др.
Проекты, направленные на совершенствование технологических процессов предприятия, рационализируя технологические процессы, позволяют получать такие качественные улучшения, как сокращение дублирующих функций; повышение оперативности, ликвидация излишних операций, снижение уровня материальных затрат и др.
Рассматриваемый в данной семестровой работе инвестиционный проект создания цеха для покраски МДФ панелей будет описан на примере компании ООО «СМТ», занимающейся производством мебели. Анализ рынка мебели Москвы и Московской области привел к осознанию необходимости открытия дополнительного направления деятельности предприятия – изготовление мебельных фасадов. Данный проект является инвестиционным, т.к. предполагает затраты на закупку оборудования, организацию дополнительного цеха по производству фасадных панелей.
Таким образом, в данной работе поставлены следующие задачи:
Цель работы: оценка эффективности инвестиционного проекта и принятие решения о целесообразности его реализации в ООО «СМТ».
Объектом исследования в работе является инвестиционный проект, реализуемый в ООО «СМТ». Для лучшего понимания проекта приведем краткое описание деятельности предприятия.
Основными целями деятельности предприятия являются получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в мебельной продукции, производимой и реализуемой предприятием. Основными направлениями деятельности ООО «СМТ» являются производство и реализация мебели.
В настоящее время ООО «СМТ» продолжает успешно развивать имеющиеся направления деятельности и внедряет новые технологические решения для повышения эффективности производственной деятельности. При этом основным принципом работы для предприятия является ориентированность на клиента.
Видами деятельности Общества являются:
В настоящее время ООО «СМТ» выпускает широкий ассортимент мебельной продукции: Мебель для ресторанов; Мебель для гостиниц; Офисную мебель; Мягкую мебель; Детскую мебель; Мебель для прихожих; Кухонную мебель.
Предприятие оснащено современным оборудованием, позволяющим реализовывать высокотехнологичные процессы производства мебели и обеспечить высокое качество продукции. В последние годы предприятие развивается ускоренными темпами, расширяет свое присутствие на российском рынке. Широкий выбор, стабильно хорошее качество и доступные цены делают мебельную продукцию, выпускаемую ООО «СМТ» востребованной и доступной для покупателя.
На сегодняшний день предприятие располагает современным оборудованием и высококвалифицированными рабочими и специалистами, поэтому реализация проекта, направленного на расширение производственной деятельности предприятию под силу.
Стратегической целью компании является долговременная и успешная работа на мебельном рынке Москвы и московской области, а также на российском рынке и стран СНГ, сохранение устойчивой позиций на долгосрочную перспективу. Для выполнения этой задачи предприятие стремимся к использованию всех доступных каналов сбыта своих изделий, к сотрудничеству различными партнёрами и постоянному внедрению инвестиционных проектов. Профессионализм, приоритет качества, использование натурального сырья - все это слагаемые успеха ООО «СМТ».
Главной целью компании является удовлетворение потребности населения в качественной мебельной продукции и получение прибыли за счет увеличения объемов реализации продукции, а также обеспечения оптимальной рентабельности компании в целом. Первоочередной мерой или целью первого порядка, которая ведет к достижению главной цели, является соответствие производственно программы компании запросам рынка и увеличение объемов реализации. Важную роль при этом играет совершенствование производственной деятельности, внедрение в производство новых технологий и разработок.
Мебель производится на собственном сертифицированном производстве и проходит строгий контроль качества на каждом этапе. За предприятием закрепилась репутация компании, производящей качественную и доступную по цене мебель, что подтверждается оптовыми заказами крупных и средних организаций, и большим числом клиентов компании.
Основные данные о структуре капитала и эффективности деятельности предприятия мы можем получить, проанализировав годовую финансовую отчетность. Информация о составе имущества и капитала предприятия приведена в балансе. Рассмотрим состав, структуру и динамику активов и капитала предприятия. Данные приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Состав, структура и динамика активов ООО «СМТ»
Актив | Абсолютные показатели | Удельный вес, % | Динамика | Темпы роста, % | ||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | |||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||||
Основные средства | 5 294 | 4 252 | 24% | 17% | -1 042 | 80% |
Итого по разделу I | 5 294 | 4 252 | 24% | 17% | -1 042 | 80% |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||||
Запасы | 2 880 | 7 391 | 13% | 30% | 4 511 | 257% |
Дебиторская задолженность | 8 691 | 5 607 | 40% | 23% | -3 084 | 65% |
Денежные средства | 5 002 | 7 656 | 23% | 31% | 2 654 | 153% |
Итого по разделу II | 16 572 | 20 654 | 76% | 83% | 4 081 | 125% |
БАЛАНС | 21 866 | 24 906 | 100% | 100% | 3 039 | 114% |
Структура и динамика активов наглядно показана на рисунке 1.
Рисунок 1- Структура и динамика активов ООО «СМТ»
Как мы можем видеть, абсолютная величина активов компании увеличилась за отчетный период на 14%. Рост был обусловлен в основном ростом запасов (более чем в два раза) и денежных средств (на 53%).
Таким образом, компания увеличивает объемы реализации продукции, снизился уровень дебиторской задолженности, что положительно сказывается на платежеспособности компании.
Основная доля активов – это оборотные активы – они составляют порядка 83% активов предприятия. Внеоборотные активы представлены основными средствами. Их доля на конец отчетного периода составляет 17%.
Рассмотрим капитал предприятия (таблица 2).
Капитал компании представлен в основном кредиторской задолженностью и добавочным капиталом. Доля кредиторской задолженности составляет порядка 58% капитала. Доля собственного капитала соответственно равна 42%. Это очень хороший показатель, свидетельствующий о хорошей финансовой устойчивости предприятия.
Таблица 2 - Состав, структура и динамика капитала ООО «СМТ»
Пассив | Абсолютные показатели | Удельный вес, % | Дина-мика |
Темпы роста, % | ||
На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | |||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | ||||||
Уставный капитал | 10 | 10 | 0,05% | 0,04% | 0 | 100% |
Добавочный капитал | 10 000 | 10 000 | 45,73% | 40,15% | 0 | 100% |
Нераспределенная прибыль | 229 | 376 | 1,05% | 1,51% | 147 | 164% |
Итого по разделу III | 10 239 | 10 386 | 46,83% | 41,70% | 147 | 101% |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||||||
Займы | 47 | 0 | 0,21% | 0,00% | -47 | 0% |
Кредиторская задолженность | 11 431 | 14 520 | 52,28% | 58,30% | 3 089 | 127% |
Итого по разделу V | 11 627 | 14 520 | 53,17% | 58,30% | 2 893 | 125% |
БАЛАНС | 21 866 | 24 906 | 100,00% | 100,00% | 3 040 | 114% |
Структура и динамика капитала наглядно показана на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура и динамика капитала ООО «СМТ»
Рост капитала за отчетный период на 14% говорит об эффективном функционировании и развитии деятельности компании ООО «СМТ».
Уровень развития компании, ее эффективность и успешность можно оценить при помощи анализа финансовых результатов деятельности компании. Данные о финансовых результатах деятельности предприятия представлены в таблице.
Таблица 3 - Финансовые результаты ООО «СМТ»
Наименование показателя | На начало года | На конец года | Динамика | Темпы роста, % |
Выручка | 36 059 | 67 188 | 31 129 | 186% |
Себестоимость продаж | 32 799 | 64 934 | 32 135 | 198% |
Валовая прибыль | 3 260 | 2 254 | -1 006 | 69% |
Прибыль (убыток) от продаж | 3 260 | 2 254 | -1 006 | 69% |
Прочие расходы | 1 001 | 70 | -931 | 7% |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 2 259 | 2 184 | -75 | 97% |
Текущий налог на прибыль | 452 | 437 | -15 | 97% |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 1 807 | 1 747 | -60 | 97% |
Рисунок 3 - Динамика доходов, расходов и прибыли ООО «СМТ»
Рост выручки от продаж составляет 86%. Это достаточно хороший показатель, который говорит об увеличении оборота компании в отчетном периоде. Более высокое «качество» доходов любой организации характеризует большая доля доходов, получаемых в рамках обычных видов деятельности, то есть за счет выручки от продаж товаров, продукции; работ, услуг.
Получение прочих видов доходов (финансовых, инвестиционных и др.) также способствует росту прибыли компании, но вместе с тем имеет эпизодический характер, поэтому следует отметить, что ООО «СМТ» основной доход получает от выручки от основной деятельности.
Но рост выручки сопровождается еще более значительным ростом себестоимости (98%). Это отрицательно отразилось на показателях прибыли, которые снизились.
Выручка от продаж снизилась на 31% и составила 69% от уровня прошлого года. Чистая прибыль, за счет снижения прочих расходов в отчетном периоде, снизилась всего на 3%. Однако отрицательная динамика налицо.
Эта ситуация оценивается как отрицательная, поскольку более высокий темп роста расходов приводит к снижению рентабельности деятельности предприятия. Значит, необходима дополнительная информация, которая позволит установить непосредственные причины роста расходов. Может оказаться, что существенную роль сыграли такие факторы, как реклама продукции, маркетинговые исследования, представительские расходы, цель действия которых — продвижение продукции на рынке, активизация продаж в будущем, поэтому эффективность этих затрат может быть получена в перспективе.
В результате совокупного влияния перечисленных факторов чистая прибыль ООО «СМТ» на конец года составила 1747 тыс. руб. Это на 60 тыс. руб., или на 3%, меньше, чем в прошлом году.
Рассмотрим более детально расходы предприятия, связанных с осуществлением обычных видов деятельности
Таблица 4 - Состав, структура и динамика расходов по обычным видам деятельности ООО «СМТ»
Показатель | Сумма, тыс. руб. | Темп роста, % | Удельный вес, % | ||||
На начало года | На конец года | Изменение (+,-) | На начало года | На конец года | Изменение (+,-) | ||
Затраты на оплату труда | 10 152 | 24 120 | 13 968 | 238% | 30,95% | 37,15% | 6,19% |
Услуги операторов связи | 18 | 24 | 6 | 133% | 0,05% | 0,04% | -0,02% |
Амортизация ОФ | 1 042 | 837 | -205 | 80% | 3,18% | 1,29% | -1,89% |
Отчисления на социальные нужды | 3 046 | 7 236 | 4 190 | 238% | 9,29% | 11,14% | 1,86% |
Материальные затраты | 9 127 | 18 152 | 9 025 | 199% | 27,83% | 27,95% | 0,13% |
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования | 20 | 153 | 133 | 765% | 0,06% | 0,24% | 0,17% |
Расходы на информационные, консультационные и аудиторские услуги | 21 | 37 | 16 | 176% | 0,06% | 0,06% | -0,01% |
Затраты на энергетические ресурсы | 3 112 | 5 428 | 2 316 | 174% | 9,49% | 8,36% | -1,13% |
Услуги по аренде зданий, помещений и оборудования | 658 | 1 200 | 542 | 182% | 2,01% | 1,85% | -0,16% |
расходы на рекламу | 112 | 160 | 48 | 143% | 0,34% | 0,25% | -0,10% |
Расходы на охрану | 1600 | 1868 | 268 | 117% | 4,88% | 2,88% | -2,00% |
Коммунальные услуги | 2 105 | 4 068 | 1 963 | 193% | 6,42% | 6,26% | -0,15% |
Прочие затраты | 1 786 | 1 651 | -135 | 92% | 5,45% | 2,54% | -2,90% |
5. Итого расходов по обычным видам деятельности | 32 799 | 64 934 | 32 135 | 198% | 100,00% | 100,00% | х |
6. Выручка от продаж | 36 059 | 67 188 | 31 129 | 186% | х | х | х |
7. Расходы на 1 руб. выручки от продаж (стр. 5/ стр.6) | 0,91 | 0,97 | 0,06 | 106% | х | х | х |
8. Прибыль от продаж | 3 260 | 2 254 | -1 006 | 69% | х | х | х |
9. Рентабельность расходов, % (стр.8/стр.5) | 9,94% | 3,47% | -6% | х | х | х | х |
10. Рентабельность продаж, % (стр.8/стр.6) | 9,04% | 3,35% | -6% | х | х | х | х |
В отчетном году наблюдался рост общей величины расходов по обычным видам деятельности (на 32 135 тыс. руб., или на 98%), которые составили 64 934 тыс. руб.
Сравнение относительной динамики общей величины расходов по обычным видам деятельности (198%) и выручки от продаж (186%) свидетельствует о том, что рост расходов был не вполне оправданным и не компенсировался за счет опережающего темпа роста выручки.
Значения отдельных элементов расходов отражают рост как абсолютных, так и относительных показателей их динамики. Наиболее существенным был рост материальных расходов (на 9025 тыс. руб., или на 199%), рост затрат на оплату труда (238%) и соответственный рост отчислений на социальное страхование, рост расходов на коммунальные услуги (193%), рост затрат на энергетические ресурсы (174%) и коммунальные расходы (193%).
Самый существенный рост показала статья расходов на услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования (765%).
Структура расходов показывает, что наибольшая доля в отчетном периоде приходится также на элемент «затраты на оплату труда» — 37% (это на 6% выше значения прошлого года) и материальные затраты – 26%. Также значительные доли имеют статьи затрат на энергетические ресурсы, коммунальные услуги, отчисления на социальные нужды.
Вместе с тем наблюдается снижение доли расходов на энергетические ресурсы. Данные расходы имеют долю порядка 9,5% которая снизилась в отчетном периоде до 8%.
Такие показатели говорят о том, что руководство компании уделяет достаточное внимание уровню оплаты труда в компании и мотивации ее работников, несмотря на то, что для российских организаций в условиях неполной занятости населения характерна экономия на заработной плате.
Наряду с показателями структуры и динамики расходов целесообразно оценить относительные показатели, характеризующие уровень расходоемкости текущей (операционной) деятельности компании ООО «СМТ». Одна из таких характеристик — коэффициент расходоемкости обычных видов деятельности, рассчитываемый как отношение общей величины расходов по обычным видам деятельности к величине выручки от продаж (стр. 7 табл.). По значению этого коэффициента можно судить, какая сумма расходов приходится на каждый рубль выручки, или какую долю в выручке занимают текущие расходы. По данным ООО «СМТ» в прошлом году для получения каждого рубля выручки ему пришлось потратить 0,91 руб., а в отчетном периоде еще больше - 0,97 руб.
Таким образом, можно утверждать, что рентабельность продаж снизилась за счет превышения темпов роста расходов по обычным видам деятельности над темпами роста продаж по основным видам деятельности.
Отношение прибыли от продаж к общей величине расходов по обычным видам деятельности, представленное показателем рентабельности расходов (стр. 9), также подтверждает отрицательную динамику и говорит о росте продаж за счет экстенсивных, а не интенсивных факторов, что говорит о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «СМТ» в отчетном периоде. Так, в на конец года рентабельность расходов снизилась до уровня 3,5%. Это на 6% меньше значения данного показателя за прошлый год.
Снижение эффективности основной деятельности компании проявляется, кроме того, и в снижении рентабельности продаж, выражаемой отношением прибыли от продаж к выручке от продаж. В отчетном периоде рентабельность продаж снизилась до уровня 3,35%. Это на 6% меньше значения данного показателя на начало года.
Далее рассчитаем показатели рентабельности активов, продаж и собственного капитала. В таблице приведены данные для расчета коэффициентов рентабельности и доходности.
Таблица 5 - Данные для расчета коэффициентов рентабельности и доходности
Исходные данные для расчета | На начало года | На конец года | Динамика | Темпы роста, % |
Общая величина доходов | 36 059 | 67 188 | 31 129 | 186% |
Средняя балансовая величина активов | 21 866 | 24 906 | 3 039 | 114% |
Средняя балансовая величина собственного капитала | 10 239 | 10 386 | 147 | 101% |
Средняя балансовая величина заемного капитала | 11 627 | 14 520 | 2 893 | 125% |
Выручка от продаж | 36 059 | 67 188 | 31 129 | 186% |
Себестоимость проданной продукции | 32 799 | 64 934 | 32 135 | 198% |
Расходы по обычным видам деятельности | 32 799 | 64 934 | 32 135 | 198% |
Общая величина расходов | 34 252 | 65 441 | 31 189 | 191% |
Прибыль до налогообложения | 2 259 | 2 184 | -75 | 97% |
Чистая прибыль | 1 807 | 1 747 | -60 | 97% |
Прибыль от продаж | 3 260 | 2 254 | -1 006 | 69% |
Валовая прибыль | 3 260 | 2 254 | -1 006 | 69% |
В таблицах 6 и 7 рассчитаны показатели доходности и рентабельности.
Таблица 6 - Коэффициенты доходности ООО «СМТ»
Наименование показателя | 2 012 | 2 013 | Динамика | Темпы роста, % |
Активов | 1,65 | 2,70 | 1,05 | 164% |
Собственного капитала | 3,52 | 6,47 | 2,95 | 184% |
Заемного капитала | 3,10 | 4,63 | 1,53 | 149% |
Производства | 1,10 | 1,03 | -0,06 | 94% |
Расходов по обычным видам деятельности | 1,10 | 1,03 | -0,06 | 94% |
Совокупных расходов | 1,05 | 1,03 | -0,03 | 98% |
Рассчитанные коэффициенты доходности говорят о том, что доходность активов, собственного и заемного капитала в отчетном году выросла. Отрицательно следует отметить снижение доходности производства, расходов по обычным видам деятельности и совокупных расходов.
Данные показатели говорят о том, что у предприятия возросли непроизводственные расходы и сократились доходы, не связанные с основной деятельностью, что отрицательно сказывается на его общей доходности.
Таблица 7 - Коэффициенты рентабельности ООО «СМТ»
Наименование показателя | На начало года | На конец года | Динамика | Темпы роста, % |
Активов | 10% | 9% | -2% | 85% |
Собственного капитала | 18% | 17% | -1% | 95% |
Заемного капитала | 28% | 16% | -13% | 55% |
Производства | 10% | 3% | -6% | 35% |
Расходов по обычным видам деятельности | 10% | 3% | -6% | 35% |
Совокупных расходов | 5% | 3% | -3% | 51% |
Продаж | 9% | 3% | -6% | 37% |
Валовой рентабельности | 9% | 3% | -6% | 37% |
В отчетном году наблюдается снижение показателей рентабельности по всем показателям. Незначительно снизилась рентабельность активов и собственного капитала.
Это обусловлено, как было отмечено ранее, превышением роста расходов над выручкой компании, что повлекло снижение прибыли до налогообложения и чистой прибыли в отчетном году.
Рост затрат и снижение рентабельности во многом обусловлены сильной конкуренцией на рынке, когда предприятию приходится предлагать цену продажи ниже чем у конкурентов, при общем росте цен и расходов. Но также это говорит о не достаточно эффективной организации деятельности и потребности улучшить деятельность предприятия. Рыночные условия требуют постоянного внедрения новации, быть гибкими и оперативно выпускать новые виды продукции с необходимыми потребительскими свойствами, а также постоянно совершенствовать базовый ассортимент продукции. В этой связи для усовершенствования деятельности на предприятии будет целесообразно реализовать инвестиционный проект, направленный на совершенствование производственной деятельности предприятия и выпуск нового вида продукции (крашеных МДФ фасадов), которые можно использовать как в производственном процессе на самом предприятии, так и реализовывать сторонним предприятиям.
Отчет о движении денежных средств позволит провести анализ притоков и оттоков предприятия и определить, является ли благоприятным ее инвестиционный климат. Статьи отчета о движении денежных средств разделены на 3 категории (основная, инвестиционная и финансовая деятельность), что дает возможность оценить деятельность компании отдельно в каждом сегменте. Рассмотрим подробнее отчет о движении денежных средств ООО «СМТ» отчетный год и предыдущий.
Таблица 8 – Оценка движения денежных средств
Наименование показателя | Предыдущий год | Отчетный год |
Остаток денежных средств на начало отчетного года | 110 | 5 002 |
Движение денежных средств по текущей деятельности | 36 059 | 67 188 |
Средства, полученные от покупателей, заказчиков | 36 059 | 67 188 |
Прочие доходы |
|
|
|
|
|
Денежные средства, направленные: |
|
|
на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов | 16 773 | 31 090 |
на оплату труда | 10 152 | 24 120 |
на выплату дивидендов, процентов |
|
|
на расчеты по налогам и сборам | 452 | 437 |
НА РАСЧЕТЫ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ | 3 046 | 7 236 |
НА ВЫДАЧУ ПОДОТЧЕТНЫХ СУММ |
| |
на прочие расходы | 1 786 | 1 651 |
|
|
|
Чистые денежные средства от текущей деятельности | 3 960 | 7656 |
|
|
|
Движение денежных средств по инвестиционной деятельности |
|
|
Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов | 1 042 |
|
Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений |
|
|
Полученные дивиденды |
|
|
Полученные проценты |
|
|
Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям |
|
|
Приобретение дочерних организаций |
|
|
Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов |
|
|
Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений |
|
|
Займы, предоставленные другим организациям |
|
|
Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности | 1 042 |
|
|
|
|
Движение денежных средств по финансовой деятельности |
|
|
Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг |
|
|
Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями |
|
|
Погашение займов и кредитов (без процентов) |
|
|
Погашение обязательств по финансовой аренде |
|
|
Чистые денежные средства от финансовой деятельности |
|
|
Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов |
|
|
Остаток денежных средств на конец отчетного периода | 5 002 | 7656 |
Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю |
|
|
Предприятие получает средства практически только от основной деятельности. В прошлом году имела место продажа объектов основных средств. В остальном же движение денежных средств наблюдается только по основной деятельности. Оно заключается в получении доходов от покупателей и заказчиков и осуществлении расходов по основной деятельности на материалы и различные услуги, оплату труда, выплату налогов и платежей во внебюджетные фонды. Остаток денежных средств на конец года составляет порядка 7,6 млн. руб.
Проанализировав отчет о движении денежных средств, можно сделать вывод, что инвестиционный климат компании позволяет ей реализовать задуманный инвестиционный проект.
В результате проведенного анализа эффективности деятельности можно отметить, что ООО «СМТ» в целом эффективно использует свои ресурсы. Компания следит за состоянием рынка и старается предложить качественную продукцию по конкурентоспособной цене. У компании наработаны хорошие связи в области сотрудничества с крупными заказчиками по схеме В2В. Однако, несмотря на рост объемов продаж, рентабельность деятельности предприятия снижается. Конкуренция на рынке возрастает и предприятию требуется искать пути совершенствования своей производственной деятельности.
Хорошим спросом на рынке мебели пользуются изделия с применением крашеных МДФ фасадов. Для производства крашеных мебельных фасадов применяются МДФ плиты и собственно лакокрасочные материалы. МДФ - спрессованная на клеевой основе древесная пыль. По прочности превосходит древесину, вместе с тем – гибок, что позволяет придавать фасадам гнутую форму. Это экологичный, безопасный материал, давно заслуживший доверие у производителей и покупателей.
Крашеные мебельные фасады широко применяются при изготовлении различной мебели. ООО «СМТ» для производства своей продукции также использует крашеные МДФ фасады. Однако компания не производит их самостоятельно, а закупает в различных партнерских компаниях. Стоимость фасадов достаточно высока, и затраты на них занимают значительную долю в затратах компании по тому или иному виду мебели. Поэтому руководство предприятия решило освоить данное производство своими силами.
У предприятия есть для этого все возможности. Для покраски фасадов МДФ требуется помещение площадью около 40 кв. м с отдельной камерой под покраску, местом для шлифовки деталей, для сушки и для хранения заготовок и выдержки готовых изделий. Помещение должно быть отапливаемым с температурой не ниже 20 градусов. Малярная камера должна быть соответственно оборудована вытяжкой и желательно вращающимся столом, помещение для сушки – стеллажами, место для шлифовки – мощными пылесосами.
Предприятие располагает свободным помещением, где можно организовать цех покраски. Потребуется сделать небольшой ремонт и приобрести оборудование.
Реализация крашеных фасадов может первоначально быть направлена на удовлетворение собственных производственных нужд. В дальнейшем, предприятие может реализовать крашеные фасады отдельно под заказ других производственных предприятий.
Компания имеет значительный потенциал для развития и роста. Продукция компании пользуется устойчивым спросом, т.к. компания способна предложить продукцию высокого качества по цене ниже основных конкурентов. В этой связи компании необходимо расширять ассортимент продукции, наращивать объемы производства и реализации своей продукции и расширять рынок сбыта. Для этого требуется увеличение объемов производства и производительности труда.
В целях расширения производственной деятельности и повышения ее эффективности компания планирует открытие дополнительного цеха по производству крашеных фасадов. Для этого необходимо закупить оборудование и произвести ремонт имеющегося на предприятии помещения.
Инвестиционный проект расширения производственно-сбытовой деятельности предприятия предполагает капитальные затраты. Также увеличение объемов производства повлечет за собой увеличение текущих расходов предприятия. Прежде чем принять решение о внедрении и реализации данного инвестиционного проекта, необходимо оценить его экономическую эффективность.
Рассчитаем затраты и предполагаемые результаты инвестиционного проекта расширения производственной деятельности предприятия. Расчет капитальных затрат на оборудование для цеха изготовления крашеных фасадов и затрат на ремонт приведен в таблице.
Таблица 9 - Капитальные затраты на открытие цеха производства крашеных фасадов
Наименование модели | Количество | Цена, руб. | Сумма |
Вытяжка | 1 | 80 000 | 80 000 |
Вращающийся стол | 1 | 25 000 | 25 000 |
Стеллаж | 4 | 4 500 | 18 000 |
Пылесос | 1 | 35 000 | 35 000 |
Кромочная фреза | 1 | 8 500 | 8 500 |
Эксцентриковая шлифовальная машинка Р 180-240 | 2 | 1 900 | 3 800 |
Краскопульт | 2 | 2 000 | 4 000 |
Угловая шлифовальная машинка | 1 | 1 500 | 1 500 |
Полировочная машинка | 2 | 2 000 | 4 000 |
Итого: |
| 179 800 |
На ремонт планируется потратить порядка 100 тыс. руб. Итого капитальные затраты на открытие цеха с учетом ремонта составят 279800 руб.
Далее рассчитаем увеличение текущих затрат предприятия в связи с увеличением выпуска продукции. Увеличатся материальные затраты, т.е. затраты на основные материалы для производства крашеных МДФ фасадов. И увеличатся расходы на заработную плату.
Расчет увеличения переменных затрат на сырье и материалы представлен в таблице.
Таблица 10 - Расчет текущих затрат на сырье и материалы
Наименование модели | Расход (усл. ед) | Цена, руб. | Затраты в месяц |
Порозаполняющий грунт | 1 | 1 230 | 1 230 |
Наждачная шкурка Р 240-320 | 1 | 2 500 | 2 500 |
Краска | 1 | 3 000 | 3 000 |
Эмаль | 1 | 4 000 | 4 000 |
Лак | 1 | 3 500 | 3 500 |
Наждачная губка | 1 | 1 500 | 1 500 |
Наждачная шкурка Р 320-400 | 1 | 2 800 | 2 800 |
Полиуретановый грун бел.цвет | 1 | 1 100 | 600 |
Абразивная паста Bril-852 | 1 | 1 260 | 1 260 |
Неабразивная паста Siashine FINISH | 1 | 650 | 650 |
Плиты МДФ | 50 | 500 | 25 000 |
Итого: |
|
| 46 040 |
Затраты рассчитаны в среднем на производство 50 кв. метров крашеных фасадов. Материальные затраты на данный объем производства составят примерно 46000 руб.
Наш проект предусматривает зависимость заработной платы мастеров от объема произведенных работ. Стоимость работ по покраске МДФ панелей на 1 кв. метр представлена в таблице.
Таблица 11 - Расчет заработной платы рабочих
Должность | Ставка за кв. метр. | Количество кв. м. | Сумма в расчете на 50 кв. м. |
маляр | 600 | 50 | 30 000 |
шлифовальщик | 500 | 50 | 25 000 |
Итого: | 1100 | 55 000 |
Средняя стоимость ручного труда для покраски 1 кв. метра МДФ панелей составляет 1100 руб.
Помимо этого необходимо рассчитать социальные отчисления и амортизацию нового оборудования.
Оборудование для данного цеха относится к первой амортизационной группе (все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно). Поэтому амортизация составит примерно 8,3% в месяц.
Состав затрат приведен в таблице.
Таблица 12 - Капитальные и текущие затраты по проекту
Наименование затрат | Сумма |
Капитальные затраты: | 279 800 |
Затраты на оборудование | 179 800 |
Ремонт помещения | 100 000 |
Текущие затраты: | 140 857 |
Материалы | 46 040 |
ЗП | 55 000 |
Социальные отчисления | 16 500 |
Амортизация | 23 317 |
Текущие затраты на 1 кв. м | 2 817 |
В зависимости от технологии окраски и видов ЛКП можно получить широкий ассортиментный перечень продукции из МДФ. Перечень и стоимость данной продукции приведена в таблице.
Таблица 13 - Предполагаемые цены на крашеное МДФ полотно
Покрытие | Матовая эмаль | Глянец - 95% блеск | С эффектом металлик | Хамелеон | Перламутр / жемчуг | ||||||
Изделие | R калевки мм | розница | для дилеров | розница | для дилеров | розница | для дилеров | розница | для дилеров | розница | для дилеров |
МДФ гладкий, вторая сторона белая ламинированная | |||||||||||
за 1м2 | 3,6,9 | 4620 | 3300 | 5040 | 3600 | 5320 | 3800 | 6720 | 4800 | 6020 | 4300 |
МДФ гладкий с двусторонним покрытием, вторая сторона матовая | |||||||||||
за 1м2 | 3,6,9, | 6860 | 4900 | 7700 | 5500 | 8260 | 5900 | 10220 | 7300 | 8960 | 6400 |
МДФ гладкий с двусторонним покрытием , вторая сторона глянцевая | |||||||||||
за 1м2 | 3,6,9 |
| * | 7840 | 5600 |
| * |
| * |
| * |
Ложная фрезеровка - выборка ( рисунок-рамка 90 мм, рисунок-полоса 90 мм ) | |||||||||||
за 1м2 | 3,6,9, | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | |||||
Фрезеровка по периметру ( калевка ) | |||||||||||
за 1м.п | 3,6,9 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | |||||
МДФ гнутый R300, R600, R1000, вторая сторона матовая | |||||||||||
за 1м2 | 3 | 10220 | 7300 | 11620 | 8300 | 12600 | 9000 | 14560 | 10400 | 13580 | 9700 |
МДФ гнутый R300, R600, R1000, вторая сторона глянцевая, цветная эмаль | |||||||||||
за 1м2 | 3 |
| * | 13580 | 9700 |
| * |
| * |
| * |
Присадка стандартная - за чашку петли, диаметр 35 мм / за остальную фурнитуру | |||||||||||
за 1 шт |
| 50 / 30 | 50 / 30 | 50 / 30 | 50 / 30 | 50 / 30 | |||||
Рем.комплект (эмаль в таре - к заказам более 1 м кв) | |||||||||||
за 1 кмпл. | 0,1л | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 |
Из таблицы видно, что предприятие сможет производить широкий перечень продукции. Но для анализа нашего инвестиционного проекта и проведения расчетов мы за основу возьмем стоимость продукта «МДФ гладкий, вторая сторона белая ламинированная. Перламутр. Для дилеров». Эта стоимость составляет 4300 руб. за кв.м.
Реализация любого проекта, безусловно связана с различными видами риска. Они появляются вследствие некоторой неопределенности, присущей каждому инвестиционному проекту. Риски могут быть "известные"- те, которые определены, оценены, для которых возможно планирование. Риски "неизвестные" - те, которые не идентифицированы и не могут быть спрогнозированы. Хотя специфические риски и условия их возникновения не определены, менеджеры проекта знают, исходя из прошлого опыта, что большую часть рисков можно предвидеть.
Реализуя проекты, имеющие высокую степень неопределенности в таких элементах, как цели и технологии их достижения многие компании уделяют внимание разработке и применению методов управления рисками. Данные методы учитывают как специфику проектов, так и методы управления.
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.
Для реализуемого инвестиционного проекта расширения производственно-сбытовой деятельности предприятия мы определили возможные риски и оценили степень их вероятности. Риски инвестиционного проекта и их оценка приведены в таблице 14.
В рамках данного инвестиционного проекта были выявлены 5 основных рисков.
Таблица 14 - Оценка рисков проекта
№ | Причина | Риск | Последствия | Триггер | Степень воздействия | Вероятность | Мера риска |
1 | Недобросовестное выполнение ремонтных работ подрядчиком | Задержка сроков осуществления ремонта помещения. Н е соблюдение сроков завершения проекта, задержка запуска цеха в работу. | Задержка производства и поставки продукции. Не достижение плановых показателей выручки, снижение рентабельности | Выход за рамки календарного плана | 0.5 | 0.25 | 0.125 |
2 | Проблемы при заказе оборудования, задержка поставки оборудования, неполадки в полученном оборудовании
| Не соблюдение сроков завершения проекта, задержка запуска цеха в работу | Задержка поставки. Не достижение плановых показателей выручки, снижение рентабельности | Выход за рамки календарного плана | 0.5 | 0.25 | 0.125 |
3 | Удорожание оборудования | Увеличение бюджета | Удорожание проекта, снижение рентабельности | Информация от менеджера отдела сбыта | 0,75 | 0,5 | 0,375 |
4 | Непредвиденные обстоятельства | Н е соблюдение сроков завершения проекта, угроза бизнесу в целом | Не достижение плановых показателей выручки, снижение рентабельности | Информация от Генерального директора | 0,5 | 0,25 | 0,125 |
5 | Отсутствие требуемого количества персонала необходимой квалификации | Не выполнение плана по персоналу | Увеличение нагрузки на основной персонал | Информация от специалиста по персоналу | 0.25 | 0.25 | 0.0625 |
5 Также есть риск, что менеджер по персоналу не сможет найти персонал, для работы в новом цехе. Это повлечет невыполнение плана по персоналу, но не окажет значительного отрицательного воздействия на результаты проекта, т.к. на предприятии уже есть специалисты необходимой квалификации, и в этом случае они будут совмещать работу в цехе покраски со своими первоначальными функциями. Это повлечет увеличение нагрузки, то также будет способствовать увеличению заработной платы данных сотрудников, поэтому данный риск не окажет принципиального воздействия на деятельность предприятия в целом и на проект в частности.
Таким образом, для каждого риска были проанализированы причины, возможные последствия и индикатор его наступления. Все выявленные риски проранжированы в соответствии с их мерой, для чего методом экспертной оценки была определена вероятность наступления риска и степень его влияния. По результатам ранжирования рисков составлена матрица.
Таблица 15 - Матрица рисков
Вероятность (Р) | Мера риска = Вероятность (Р)*Воздействие (I) | ||||
1 | |||||
0,75 | |||||
0,5 | 3 | ||||
0,25 | 5 | 1,2,4 | |||
0,01 | |||||
Воздействие на показатели (I) | 0,01 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 1 |
В результаты анализа матрицы рисков были выбраны стратегии реагирования на каждый риск. Описание причин, рисков и мер реагирования сгруппированы в таблице 15.
Для риска, обозначенного в таблице 15 под номером 5 была выбрана стратегия принятия риска. Данный риск попадает в зеленую зону матрицы и характеризуются низкой мерой риска, что позволяет применить к нему стратегию принятия.
Риски под номерами 1, 2, 3, 4 попадают в центральную часть матрицы, и их влияние оценено как умеренное. Стратегия передачи избрана для рисков за номерами 1 и 2, т.к. эти риски возникают из-за действия сторонних организаций. Но данные риски имеют не высокую меру риска и считаются умеренными.
Таблица 16 - Стратегия реагирования на риски проекта
№ | Причина | Риск | Мера риска | Стратегия управления | Меры реагирования |
1 | Недобросовестное выполнение ремонтных работ подрядчиком | Задержка сроков осуществления ремонта помещения. Н е соблюдение сроков завершения проекта, задержка запуска цеха в работу. | 0.125 | Передача | Включение в контракт с поставщиком условия о компенсации |
2 | Проблемы при заказе оборудования, Задержка поставки оборудования. неполадки в полученном оборудовании | Н е соблюдение сроков завершения проекта, задержка запуска цеха в работу | 0.125 | Передача | Включение в контракт с поставщиком условия о компенсации |
3 | Удорожание оборудования | Увеличение бюджета | 0,375 | Минимизация, Принятие | Постоянный мониторинг рынка, поиск альтернативных вариантов |
4 | Непредвиденные обстоятельства | Н е соблюдение сроков завершения проекта, угроза бизнесу в целом | 0,125 | Минимизация, Принятие | Реагирование по факту появления |
5 | Отсутствие требуемого количества персонала необходимой квалификации | Не выполнение плана по персоналу | 0.0625 | Принятие | Оплата сверхурочной работы основному персоналу |
Для двух рисков под номерами 3 и 4 возможно несколько стратегий в зависимости он обстоятельств: это минимизация и принятие.
В целом можно заключить, что инвестиционный проект расширения производственно-сбытовой деятельности предприятия заключающийся в открытии дополнительного цеха покраски МДФ-фасадов имеет приемлемую степень риска, и его реализация качественно и в срок абсолютно реальная задача.
Далее рассчитаем возможные результаты от внедрения инвестиционного проекта. Рассчитаем дополнительную выручку, которую получит предприятие в результате запуска цеха по окрашиванию МДФ панелей и прибыль. А также определим эффективность инвестиционного проекта расширения производства с помощью основных показателей эффективности, к которым относятся: чистый дисконтированный доход (ЧДД); индекс доходности (ИД); срок окупаемости.
При использовании показателей для сравнения различных вариантов проекта они должны быть приведены к сопоставимому виду. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:
,
где: Rt – результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета,
3t – затраты, осуществляемые на том же шаге,
Т – горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта),
Эt = (Rt -3t) – эффект, достигаемый на t-ом шаге.
Если ЧДД проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта).
На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава 3t исключают капитальные вложения и обозначают через:
Kt – капиталовложения на t-ом шаге;
К – сумму дисконтированных капиталовложений, то есть
, а через
Зt- затраты на t-ом шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда формула для ЧДД записывается в виде:
и выражает разницу между суммой, приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (К).
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений
Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 – неэффективен.
Расчет данных показателей представлен в таблице 16.
Для расчетов ставка дисконтирования была принята в размере 20%.
Она была рассчитана следующим образом:
E= Ебр+ Еинф+ Ериск,
где E- коэффициент дисконтирования,
Ебр- доходность безрисковых ценных инвестиций при отсутствии инфляции,
Еинф- инфляция,
Ериск- надбавка за риск.
9 % - ставка доходности инвестиций,
11 % - индекс инфляции,
0 % - риск реализации проекта.
Таблица 17 - Расчет показателей эффективности проекта
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 11 | 12 | Итого |
Произве-дено | 50 | 50 | 60 | 60 | 70 | 70 | 80 | 80 | 80 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
|
Цена продажи | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 300 | 4 301 | 4 302 |
|
Выручка | 215 000 | 215 000 | 258 000 | 258 000 | 301 000 | 301 000 | 344 000 | 344 000 | 344 000 | 387 000 | 387 000 | 387 000 | 387 090 | 387 180 | 4 515 270 |
Затраты | 140 857 | 140 857 | 169 028 | 169 028 | 197 199 | 197 199 | 225 371 | 225 371 | 225 371 | 253 542 | 253 542 | 253 542 | 253 542 | 253 542 | 2 957 990 |
Прибыль | 74 143 | 74 143 | 88 972 | 88 972 | 103 801 | 103 801 | 118 629 | 118 629 | 118 629 | 133 458 | 133 458 | 133 458 | 133 548 | 133 638 | 1 557 280 |
налог на прибыль | 14 829 | 14 829 | 17 794 | 17 794 | 20 760 | 20 760 | 23 726 | 23 726 | 23 726 | 26 692 | 26 692 | 26 692 | 26 710 | 26 728 | 311 456 |
Чистая прибыль | 59 315 | 59 315 | 71 178 | 71 178 | 83 041 | 83 041 | 94 903 | 94 903 | 94 903 | 106 766 | 106 766 | 106 766 | 106 838 | 106 910 | 1 245 824 |
Аморти-зация | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 23 317 | 326 433 |
Чистый доход | 82 631 | 82 631 | 94 494 | 94 494 | 106 357 | 106 357 | 118 220 | 118 220 | 118 220 | 130 083 | 130 083 | 130 083 | 130 155 | 130 227 | 1 572 257 |
Дисконти-рованный доход | 68 859 | 68 859 | 78 745 | 78 745 | 88 631 | 88 631 | 98 517 | 98 517 | 98 517 | 108 403 | 108 403 | 108 403 | 108 463 | 108 523 | 1 310 214 |
ЧДД | -210 941 | -142 081 | -63 336 | 15 409 | 104 040 | 192 671 | 291 188 | 389 705 | 488 222 | 596 624 | 705 027 | 813 429 | 921 892 | 1 030 414 | 1 030 414 |
Капи-тальные затраты | 279 800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Срок окупае-мости | 4 мес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс рента-бельности | 3,68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как было рассмотрено в предыдущем пункте, проект имеет малую степень риска, поэтому данную составляющую мы не учитываем.
В таблице 16 показатели рассчитаны только по дополнительным доходам и расходам по инвестиционному проекту создания цеха для покраски МДФ панелей. Данные показывают, что уже на 4-м месяце функционирования проект себя окупает, т.к. ЧДД начиная с четвертого месяца положителен.
Расчеты показывают, что проект создания цеха для покраски МДФ панелей эффективен – ИД > 1, ЧДД положителен. Срок окупаемости проекта составляет 4 месяца.
Расширение производственной деятельности и увеличение объемов производства и сбыта позволит компании ООО «СМТ» повысить эффективность деятельности. Поэтому можно сказать, что данный инвестиционный проект расширения производства экономически эффективен и его следует реализовать.