Конкуренция на рынке авиатранспортных и экспедиторских услуг

Для авиатранспорта России характерен рост объемов перевозок. Рынок авиаперевозок России становится более привлекательным. Для будущего развития и для поддержания высоких темпов роста российским компаниям необходимо соблюдать качество авиаперевозок на том же уровне, что и качество услуг их мировых конкурентов при сохранении среднерыночных тарифов. Повышение конкурентоспособности и эффективности российских авиакомпаний – это необходимое условие для успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок. В этой связи актуальность темы не подлежит сомнению.

Целью работы являлось – рассмотрение теоретических и практических аспектов конкуренции на рынке авиатранспортных и экспедиторских услуг на примере ЗАО Авиалинии-400.

Для осуществления этой цели в работе решались следующие задачи:

  • Рассмотреть современные теории конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования
  • Провести анализ конкурентоспособности компании на рынке авиатранспортных и экспедиторских услуг
  • Разработать направления повышения эффективности деятельности компании.

Конкурентоспособность – это способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.

Нужно отметить, что основными характеристиками конкурентоспособности компании авиатранспортных и экспедиторских услуг являются:

  • маршрутная сеть;
  • частота рейсов;
  • состояние авиапарка;
  • безопасность полетов;
  • регулярность полетов;
  • наземная инфраструктура.

Российские авиакомпании в свою очередь удовлетворяют лишь части из них.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских и грузовых сообщений.

Количество перевезенных пассажиров крупнейшими авиаперевозчиками России по итогам 2007 года  и  доля рынка пассажирских авиаперевозок основных участников рынка авиаперевозок представлены на (листе 1 РМ). Лидером рынка авиаперевозок России продолжает оставаться ОАО «Аэрофлот». «Авиалинии-400» продемонстрировала темпы роста перевозок выше среднеотраслевых, что позволило ей увеличить долю рынка до 6,51% процентов по количеству перевезенных пассажиров. Незначительное снижение пассажирооборота объясняется переориентацией на более прибыльные европейские направления с массовых - Турции и Египта.

Основные показатели деятельности предприятия ЗАО «Авиалинии-400»  представлены на листе 2 РМ. Эффективность деятельности предприятия ЗАО «Авиалинии-400» за рассматриваемый период повысилась. Выручка растет. Балансовая и чистая прибыль имеет наибольшее значение в 2006 году. Фондоотдача основных фондов за период снизилась, что обусловлено введением в действие не всего парка закупленного оборудования.  Производительность труда за период увеличилась до 613,58 тыс. руб./чел. в 2007 г., что является положительной тенденцией. Среднесписочная численность персонала предприятия ЗАО «Авиалинии-400» увеличилась на 271,26%. 

Анализ рентабельности предприятия ЗАО «Авиалинии-400» (См РМ стр 3) показал, что в 2005 году в связи с убыточностью предприятия деятельность была не рентабельной, однако в 2006 году наблюдается резкий скачек всех показателей рентабельности.  К сожалению в 2007 году показатели рентабельности снизились из-за превышения темпов роста затрат  над темпами роста выручки. Прибыль в 2007 году снизилась, что отрицательно сказалось на динамике показателей рентабельности. Но в целом можно сказать, что рентабельность деятельности  составляет 6%. Данный показатель можно считать приемлемым.

Анализ баланса компании (См РМ стр 4) показал что компания растет. Капитал компании увеличивается. Наблюдается рост как оборотных так и внеоборотных активов. Для финансирования своей деятельности компания использует собственный капитал. А также привлеченный в форме кредиторской задолженности.

Структура имущества и капитала компании представлены на листе 5 РМ. Структура активов предприятия характеризуется одновременным резким увеличением веса внеоборотных активов  и снижением доли  оборотных средств. Изменение структуры пассива баланса характеризуется одновременным увеличением доли собственных средств и снижением удельного веса кредиторской задолженности, что представляет собой положительную тенденцию.

Анализ финансовой устойчивости (См. РМ стр 6) показал, что финансовая устойчивость повысилась, что характеризуется в первую очередь коэффициентом концентрации собственного капитала (автономии), который растет, что является положительной тенденцией, т.к. характеризует снижение зависимости предприятия от привлеченных средств.

Анализ ликвидности баланса См. РМ стр 7)  показал, что не выполняется только первое условие абсолютной ликвидности. Однако предприятие вполне способно рассчитаться со своими долгами в течении какого-то периода времени. Поэтому можно баланс считать в целом ликвидным, а предприятие платежеспособным.

Маркетинговый анализ деятельности компании показал, что  основным конкурентным преимуществом ЗАО «Авиалинии-400» перед другими авиаперевозчиками является наличие экономичного парка воздушных судов ТУ-204-100, которые обеспечивают большую эффективность перевозок по сравнению с самолетами российского производства, используемыми на аналогичных маршрутах.

Основными конкурентными преимуществами Авиалинии-400 являются: высокий уровень безопасности полетов, качество предоставляемых услуг, удобная маршрутная сеть и расписание, гибкая система тарифов, комфорт и удобство иностранных лайнеров.

Основные производственные показатели ЗАО «Авиалинии-400» за 2006 – 2007 представлены на листе 8 РМ. Рост основных производственных показателей является результатом, прежде всего, расширения и модернизации авиационного парка Авиакомпании.

Основными конкурентами ( См РМ стр 9) компании ЗАО «Авиалинии-400» являются следующие компании: - Дельавиа; - Уральские АЛ; - ВИМ-АВИА; - Домодедовские АЛ; - Пулково. Анализ конкурентов показал что чем выше качество обслуживания, тем выше цена. Однако фирма ЗАО «Авиалинии-400»  старается чтобы на ее продукцию, несмотря на хорошее качество, цены были доступны.

Сравнительная характеристика фирм представлена на листе 10 РМ. Интегральные показатели конкурентоспособности фирм (в баллах) следующие: Дельавиа – 790 баллов; Уральские АЛ – 660 баллов; Домодедовские АЛ–  930 баллов; Пулково  – 700 баллов;  ВИМ-АВИА – 570 баллов; ЗАО «Авиалинии-400»  – 990 баллов.

ЗАО «Авиалинии-400» является первым по конкурентоспособности в данной области, руководству необходимо добиться поддержания уровня конкурентоспособности предприятия в стратегической перспективе.

Факторами успеха на рынке воздушного транспорта являются:

  • концентрация усилий на прибыльной деятельности и традиционных источников доходов;
  • создание межконтинентальной сети авиалиний и сосредоточение на стратегически важных региональных маршрутах;
  • вступление в стратегические союзы и кооперирование с другими перевозчиками;
  • улучшение систем компьютерного управления бронированием мест с целью повышения доходности;
  • создание высокоразвитых систем и каналов сбыта;
  • инновационный менеджмент и маркетинг;
  • повышенное внимание к потребностям клиентов;
  • заинтересованный персонал;
  • благоприятный имидж авиакомпании.

Рост объема перевозок может быть достигнут на основе повышения технической оснащенности компании. Также, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации услуг, а следовательно, росту прибыли.

Но решающим фактором роста прибыли, по нашему мнению должно стать снижение себестоимости реализации услуг по авиаперевозкам.

В целях улучшения финансовых результатов деятельности,  на наш взгляд, ЗАО «АВИАЛИНИИ-400» также необходимо осуществление следующих мер:

  • рационализировать использование доходов предприятия;
  • уменьшить вложения средств в основной и оборотный капиталы;
  • снизить отдельные статьи издержек;
  • увеличить валовые доходы путем некоторого роста и изменения его структуры.

Проблемы, выявленные в ходе анализа маркетингового потенциала компании ЗАО «АВИАЛИНИИ-400», свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие маркетинговой деятельности требует реорганизации сложившейся структуры маркетинга.

В соответствии с вышесказанным наиболее целесообразным управленческим решением в данной ситуации для компании ЗАО «АВИАЛИНИИ-400» будет создание собственной маркетинговой службы.

На наш взгляд, в функции службы маркетинга должно входить следующее:

  • разработка и реализация рекламных компаний;
  • поиск новых форм обслуживания потребителей;
  • разработка различных вариантов работ и услуг;
  • оптимизация портфеля снабжения по критерию цена/качество.

В соответствии с изложенным функция структура маркетинговой службы должна представлять собой одноуровневый отдел (см. РМ стр 11)

Сотрудники, по нашему мнению, должны выполнять следующие функции:

  1. Агенты (6 человек):
  • анализируют качество аналогичных работ и услуг на рынках;
  • заключают договора с потребителями.
  1. Специалист по исследованиям рынка (3 человека):
  • исследует процесс работ;
  • исследует конкурентов (на основе отчетов аналитика);
  • исследует потребителей;
  • проводит "устный" опрос;
  • проводит опросы техническими средствами;
  • совместно с руководителем определяет размер и направления расходования средств для проведения исследований;
  • исследует новые и перспективные работы и услуги.
  1. Аналитик (2 человека):
  • проводит ежедневный сбор и анализ всех видов информации в том числе: внутренней первичной и вторичной информации (объемы продаж работ и услуг, ассортимент и т.д.); внешней первичной и вторичной информации (информация о конкурентах, новых работах и услугах, о конъюнктуре рынка); приводит информацию в формализованный вид;
  • формирует отчеты по следующим направлениям: оперативная информация; тактическая информация; стратегическая информация;
  • определяет размер и направления расходования средств для получения необходимой информации.
  1. Специалист по рекламе и PR (5 человек):
  • определяет цели и задачи рекламы в конкретных ситуациях;
  • организует рекламную деятельность;
  • определяет размер и направления расходования средств для осуществления рекламной деятельности;
  • выбирает средства и методы рекламы;
  • готовит содержательную часть рекламы;
  • координирует рекламную деятельность;
  • измеряет и контролирует эффективность рекламы.

В соответствии со своими обязанностями каждый из сотрудников маркетинговой службы составляет план работ, утверждает его у руководителя, а затем начинает претворять в жизнь.

Смысл предлагаемого нами применения организационной структуры заключается в том, чтобы обеспечить координацию усилий всех подразделений предприятия по достижению конкретной цели: производство конкурентоспособных работ и услуг, удовлетворяющих потребности клиентов лучше, чем продукция конкурентов. Предприятие в этом случае не просто пассивно реагирует на рыночные изменения, а проводит продуманную, скоординированную политику завоевания рынка, с одной стороны, приспосабливая ассортимент работ и услуг к запросам потребителей, а с другой - активно формируя потребности и спрос.

Затраты на организацию маркетинговой службы представлены на листе 12 РМ Как показал расчет, общие годовые затраты составят примерно 300 000 дол.США. Это достаточно серьезная сумма, однако экономический эффект (См. РМ стр 13) от создания службы маркетинга многократно превысит затраты. Эффективность маркетинговых мероприятий после внедрения в организационную структуру компании отдела маркетинга составит более 50%. Таким образом, создание службы маркетинга можно признать целесообразным, и рекомендовать руководству компании ЗАО «АВИАЛИНИИ-400»  начать работу в данном направлении.

С целью максимизации прибыли Компании ЗАО «АВИАЛИНИИ-400» следует акцентировать внимание на качестве системы формирования спроса и стимулирования сбыта работ и услуг.

В целях совершенствования управления рекламной деятельностью Компании ЗАО «АВИАЛИНИИ-400» рекомендуется также проведение маркетинговых исследований на различных этапах рекламных кампаний.

Программа рекламных мероприятий организации на 2008 год приведена на листе 14 РМ.

Для достижения основных целей и качественного выполнения задач предполагается план рекламных мероприятий на 2008 год (См РМ лист 15) и финансирование расходов на рекламу в 2008 году в объеме 70 000 000 рублей

При размещении рекламы важна Непрерывность потому, что реклама часто забывается аудиторией, если она не находится постоянно у нее на слуху или на виду. Непрерывно повторяющиеся объявления необходимы, чтобы запечатлеть их в памяти широкой аудитории.

Рекламный взрыв, вероятно, вызовет запоминание у большого круга людей на короткий промежуток времени, после чего необходимо ровно распределить график в течении всего года. Исследования показывают, что после интенсивной рекламы товаров в течении месяца эффект сохраняется до трех месяцев. Это наиболее часто встречающаяся стратегия поддержания эффективности при ограниченном бюджете.

При этом может быть предложена такая схема: в течении 4-х недель тратится до половины рекламного бюджета, остальное распределяется на 2-3 меньших импульса, обычно в начале сезона или на равномерную рекламу в течении года. Целесообразно учитывать сезонность покупательского спроса, характерную для работ и услуг, и планировать пики рекламы перед наступлением пиков реализации, чтобы успеть сформировать интерес.

Меньшее количество демонстраций рекламы среди достаточно обширной группы обеспечивает более высокое запоминание у фактической аудитории, чем если бы реклама демонстрировалась чаще, но в ограниченной аудитории.

Таким образом, нами представлены мероприятия, которые наиболее часто используются известными российскими и зарубежными организациями в целях совершенствования маркетинга Компании ЗАО «АВИАЛИНИИ-400».

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

 

 

Теги: Конкуренция на рынке авиатранспортных и экспедиторских услуг  Доклад  Маркетинг
Просмотров: 589
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Конкуренция на рынке авиатранспортных и экспедиторских услуг
Назад