1. Гос. и муниц. упр. как специальность высшего профессионального образования
Специальность "Гос. и муницип. управление" дает квалификацию менеджер государствен-ного и муниципального управления.
Задачи подготовки специалистов:
· формирование специалиста-менеджера, удо-влетворяющего условиям реформирования гос. службы в РФ;
· преобладание управленческо-экономи-ческих дисциплин над политико-правовыми;
· преобладание аналитических методов обоснования управленческих решений над полити-ческими;
· подготовку специалистов, способных рабо-тать как в органах государственной власти, так и в некоммерческих и коммерческих орг-циях.
После освоения специальности выпускник сможет:
1. Иметь четкое представление о системе и структуре государственной власти и госуд-го устройства.
2. Свободно ориентироваться в тенденциях развития экономики РФ, отдельных регионов.
3. Применять различные методы управления в рамках полученной квалификации на предприятиях и организациях различных форм собственности.
4. Проводить аналитическую и исследова-тельскую работу, в т.ч. анализ экономического потенциала отдельного предприятия.
Процесс обучения на факультете построен на основе модульной системы (по 8 недель). Оценка знаний студентов осуществляется по пятибалльной системе за выполненные в период обучения письменные работы (контрольные работы, рефераты, курсовые работы), что влияет на итоговую оценку по изучаемым дис-циплинам.
Выпускники факультета проходят учебную, производственную и преддипломную практику. Выпускники имеют возможность продолжить свое обучение в аспирантуре.
2. Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ)
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспита-ния и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных гос-вом образовательных уро-вней (образовательных цензов).
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Образование в РФ осу-ществляется в соответствии с законо-дательством РФ и нормами международного права.
Из ст.5 - 3. Государство гарантирует гражда-нам РФ общедоступность и бесплатность начального общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в госуд. и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Из ст.9 - 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в гос. и муниципальных образоват. учреждениях опре-деляются настоящим Законом и (или) положе-ниями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
Из ст.15 - 4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
3. Положение о ПФ СКАГС
Филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказская академия государственной службы" в г.Пятигорске (ПФ СКАГС) является государственным учреждением высшего профессионального образования, осуществляю-щим подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципаль-ных служащих, а также специалистов в области менеджмента, экономики и маркетинга.
Филиал ФГОУ ВПО" Северо-Кавказская академия государственной службы" в г.Пяти-горске (ПФ СКАГС) входит в региональную сеть Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации является структурным подразделением Северо-Кавказской академии государственной службы, учебным центром Правительства Ставро-польского края.
Профессиональная деятельность осуществля-ется на основании лицензии Министерства общего и профессионального образования A 001592 № 1557 от 01.12.2003 г. и свидетельства о государственной аккредитации № 1365 от 09.03.2004 г.
За 10-летний период своего существования Филиал ФГОУ ВПО "Северо-Кавказская акаде-мия государственной службы" в г.Пятигорске (ПФ СКАГС) стал одним из ведущих вузов Ставропольского края.
4. Положение об орг-ции учебного процесса
Настоящим Положением вводится балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, преследующая следующие цели:
- стимулирование систематической самост. работы студентов;
- стимулирование творческой работы студен-тов, активизация их исследовательской деят-ти, выходящей за обязательный минимум учебного плана;
- активизация самостоятельной работы сту-дента, повышение эффективности внеауди-торных контактов преподавателя и студента;
- насыщение учебного процесса различными новыми подходами в изложении и оценке усвоения пройденного материала, достижение объективной и непрерывной оценки учебной ситуации в группе.
По каждой дисциплине устанавливается своя шкала оценок за указанные виды работ (За успешное и своевременное выполнение всех видов тестовых, домашних заданий, контроль-ных и курсовых работ, активное участие в практических, семинарских занятиях, предусмо-тренных учебным планом), система вычетов баллов за невыполнение работ в требуемые сроки. Также начисляются баллы за оценки по текущему и промежуточному контролю.
5. Государственный образовательный стандарт специальности. Основные положения
1. Направление утверждено приказом Министерства образования РФ от 13.01.96 № 12-ФЗ. 2. Степень (квалификация) выпускника – при окончании обучения присваивается квалификация: "Mенеджер". 3. Формы и сроки обучения: На базе среднего общего образования: дневная, 5 лет, заочная, 6 лет; На базе высшего образования (второе высшее): заочная, 3 года;
Описание специальности:
- Область профессиональной деятельности специалиста - обеспечение эффективного упра-вления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
- Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объедине-ния, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управле-ния и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
- Специалист должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.
- Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по данной специальности, может продолжить образование в аспирантуре по специальности 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством", а также освоить различные образовательно-профессиональные программы по экономике, менеджменту и маркетингу в послевузовской образовательной системе.
6. Курсовые работы.
Содержание и основные требования
Курсовая работа является отчетной формой обучения студентов с элементами само-стоятельного научного исследования. В курсовой работе студент должен показать наличие научных знаний по избранной им теме в объеме, установленном программой учебной дисциплины, а также наличие элементарных навыков и умений научного исследования.
Содержание каждой курсовой работы определяется самой темой, ее спецификой.
Курсовая работа должна быть напечатана на стандартном листе писчей бумаги в формате А4. Поля должны оставаться по всем четырём сторонам печатного листа: левое поле – 3,5 см, правое - не менее 1 см, верхнее и нижнее - не менее 2 см, количество знаков на странице - примерно 2000. Текст должен быть отформатирован. Рекомендуется использовать 14 размер шрифта, полуторный интервал.
Все ошибки и опечатки должны быть исправлены. Титульный лист оформляется по установленному образцу. После титульного листа помещается оглавление с указанием номеров страниц. Введение содержит обоснование актуальности темы работы и основные ее характеристики (проблема, объект, предмет цель, задачи и методы исследования). Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу. Последняя страница работы подписывается студентом и ставится дата написания.
Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа или внутри текстовых строк. Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Список использованной лит-ры должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 "Система стандартов по информации, библио-течному и издательскому делу».
Главная задача факультета – подготовка специалистов для органов государственного и муниципального управления, обладающих знаниями и умениями в таких областях деятельности, как экономика, менеджмент, право, информационные технологии, этика и психология управления, умеющих мыслить и действовать по-новому, в соответствии с новыми реалиями окружающей жизни. Одновременно с этим студенты факультета должны хорошо разбираться в кадровой политике, управлении государственной и муниципальной собственностью, владеть политическими технологиями и технологией связей с общественностью.
К общепрофессиональным и специальным дисциплинам относятся:
Экономическая теория; Финансы и кредит;
Бухгалтерский учет; Основы аудита;
Менеджмент; Экономика предприятия;
Маркетинг; Мировая экономика; страхование
Анализ и диагностика финансово-хозяйствен-ной деятельности предприятия;
Документирование управленческой деят-ти;
Информационные технологии в экономике;
Антикризисное управление;
Экономич. психология; Деловое общение;
Управление персоналом;
Финансовый менеджмент; Логистика;
Цены и ценообразование; Экология;
Налоги и налогообложение;
Предпринимательское право;
Налоговое право; Трудовое право;
Специальные дисциплины:
Экономика отрасли;
Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли;
Управление качеством;
Экономика недвижимости;
Организация предпринимательской деятель-ности; Банковское дело;
Налоговое планирование;
Практический аудит (внутренний и внешний)
9. Квалификационная характеристика специалиста по гос. управлению
Местное самоуправление, как новый институт власти, нуждается в специалистах, владеющих новыми знаниями, умениями и навыками управления, способных осуществлять те функции, которые присущи власти.
Областью проф. деятельности выпускника является обеспечение эффективного управления различными структурами системы гос. и муниц. управления, организация и управление негосу-дарственными хозяйствующими субъектами в соответствии действующим российским и международным правом в соответствии с принципами и тенденциями современного социально-экономического развития.
Специалист должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления:
управленческая, организационная,
работа с персоналом, экономическая,
планово-финансовая, маркетинговая,
информационно-аналитическая,
проектно-исследовательская, образовательн.;
диагностическая, инновационная,
методическая, консультационная,
Специалист должен обладать следующими знаниями и навыками:
- должен знать Конституцию РФ, федераль-ные законы применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответствен-ности, Указы президента и постановления РФ, иные нормативные правовые акты, регули-рующие развитие научной деятельности, научно-технической политики, основы экономики (в т.ч. макро и микроэкономики), организации производства и управления в условиях рыночных отношений, законода-тельство о государственной гражданской службе, правила делового этикета.
- должен иметь профессиональные знания, умения, навыки, а так же навыки: лидера, умения работать с людьми, умения вести деловые переговоры, уметь контролировать и анализировать, владеть способностями подго-товки делового письма, умения разрабатывать план конкретных действий, умения управлять проектами, умения оперативно принимать и реализовать решения.
10. Предмет гос. и муниц. управления
как комплекса учебных дисциплин
Объектом изучения курса является государство как субъект управления в условиях формирования и функционирования смешанной экономики. Предметом изучения являются теоретические и методологические основы организации и осуществления государственного управления: теории возникновения и развития государства, формы государственного устройства, процесс, цели, функции, принципы, методы, органы государственного управления, государственное управление и бюрократия, государственная служба, функционирование налоговых служб. Особое внимание уделяется процессу выбора социально-экономических целей, принципам и механизму использования основных инструментов реализации государственной экономической политики.
11. Правовые основы новой российской государственности
Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР остро поставили перед РФ проблему обеспечения самостоятельного госу-дарственного существования, задачи стано-вления новой российской государственности. В связи с этим перед руководством страны остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований — перехода к социально ориентированной рыночной экономи-ке и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской госу-дарственности.
Законодательное оформление новой россий-ской государственности вначале шло постепен-но, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология.
Перед руководством России стояла стратегическая задача - воссоздание российской государственности.
Российское демократическое государство сложилось после принятия Конституции 1993 года. Об этом можно говорить с уверенностью, хотя процесс государственного строительства никогда не может быть полностью завершен.
#"#">#"#">http://minyust.promo-lenik.com/admin/editor/editor/fz_ggs_rf/ !!! nb
17. Дайте определение понятиям
Муниципальная должность – это профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными, осуществляемая на оплачиваемой основе за счет средств местного бюджета. Муниципальная должность - это должность с установленными объемами полномочий и ответственностью в представительных и исполнительно-распоряди-тельных органах местного самоуправления.
Муниципальная служба – профессиональ-ная деятельность по обеспечению реализации прав, функций и полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления в интересах населения города в соответствии с Конститу-цией РФ, законодательными и нормативно - правовыми актами органов исполнительной вла-сти, положениями, решениями органов местного самоуправления.
Федеральный закон “Об основах муниципа-льной службы в РФ” от 8 января 1998 года. N 8-ФЗ устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ.
К муницип. служащим относятся след. группы должностей:
- высшие муниципальные должности,
- главные муниципальные должности,
- ведущие муниципальные должности,
- старшие муниципальные должности,
- младшие муниципальные должности.
Муниципальным служащим является гра-жданин РФ, оплачиваемую должность в органах местного самоуправления.
Муниципальным служащим, занимающим муниципальные должности, присваиваются классные чины, которые приравниваются к соответствующим классным чинам госу-дарственных служащих.
18. Принципы организации и функции системы гос. службы
Муниципальная служба организуется и действу-ет исходя из следующих принципов:
1. Верховенства Конституции РФ и федераль-ных законов над иными нормативно- правовы-ми актами, должностными инструкциями по ис-полнению муниципальными служащими долж-ностных обязанностей и обеспечению их прав;
2. Обязанности служащего признавать, соблю-дать и защищать свободы чел-а и гражданина;
3. Равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
4. В органах местного самоуправления не обра-зуются структуры политических партий.
При исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий руководствуется действующим законодательством и не связан с решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.
5. Ответственности муниц-ных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей;
6. Гласности в осуществлении муниц. службы;
7. Профессионализма и компетентности муни-ципальных служащих;
8. Правовой и социальной защищенности муни-ципальных служащих;
9. Стабильности муниципальной службы; фор-мирования персонала органов местного самоуправления с учетом национального соста-ва муниципального образования.
Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная. Дея-тельность направлена на все сферы муни-ципального образования. Прежде всего, это финансовая сфера (разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, непосред-ственное обеспечение местного бюджета). Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка норма-тивно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муници-пальной собственностью. Не менее важная функция - это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниц-го жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниц. предприятиями, организациями, учреждениями. И, наконец, важнейшая функция – осуществле-ние полномочий органов гос. власти, переданные федеральными законами или законами субъекта РФ с одновременной пере-дачей необходимых материальных и финансо-вых средств.
Следовательно, под функциями муници-пальной службы следует понимать основные направления практической реализации право-вых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государ-ственно-правового назначения.