Маркетинговый анализ конкурентоспособности товаров и услуг конкретной фирмы


Маркетинговый анализ конкурентоспособности товаров и услуг конкретной фирмы


Содержание

макретинговый конкурентоспособность отрасль рыночный

Введение

. Теоретическая глава. Конкурентоспособность продукции

.1 Понятие конкурентоспособности продукции, товаров и услуг

.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции

.3 Подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции

. Практическая глава. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия (на примере ООО "Принтфилд")

.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции

.2 Анализ состояния основных фондов

.3 Анализ состояния отрасли полиграфии с использованием пяти рыночных сил М. Портера

. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг

Список использованной литературы

Приложение


Введение


Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. С развитием рыночных отношений, рассмотрение проблем конкуренции и конкурентоспособности становится все более актуальным вопросом для эффективного и прибыльного функционирования предприятий. Оценка отраслевой привлекательности и конкурентных возможностей фирмы на основе анализа цепочки ценностей, дает возможность определить позицию бизнеса в отрасли, а также определить ее реальное конкурентное преимущество, выражающееся в превышении среднеотраслевого уровня доходности. Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой.

Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно осуществлять гибкую ценовую политику. Ценовая политика как составляющая системы обеспечения конкурентоспособности теснейшим образом взаимосвязана со многими аспектами деятельности предприятия: модернизацией производства, инвестиционной деятельностью предприятия, маркетингом, инновациями и многими другими.

Целью данной работы является определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг компании ООО "Принтфилд".

Степень разработанности темы говорит о том, что проблема конкурентоспособности в настоящее время является актуальной проблемой. Проблема конкурентоспособности представлена в работах Апишева А.А. , Горфинкеля В.А. и других авторов, в этих работах большое внимание уделяется проблеме выявления наиболее значимых составляющих элементов конкурентоспособности.

При написании данной работы использовались учебные пособия и материалы отечественных и зарубежных авторов по вопросам ценообразования, законодательные акты и постановления органов государственного управления, регламентирующие порядок ценообразования в Российской Федерации, материалы периодической печати.


1. Теоретическая глава. Конкурентоспособность продукции


1.1 Понятие конкурентоспособности продукции, товаров и услуг


В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Понимание того, что скрывается за словом "конкурентоспособность" еще не устоялось. Оценка справочной, нормативно-технической и методической литературы показывает, что в ней конкурентоспособность рассматривается с общих позиций. Большинство публикаций объединяет подход к конкурентоспособности как характеристике возможности сбыта товара в условиях конкуренции. Такое определение не раскрывает сущность рассматриваемой категории, констатируя и без того очевидную зависимость сбыта от конкурентоспособности. При этом теряется содержание конкурентоспособности конкретного товара, которая обуславливает распределение спроса между ним и другими обращающимися на рынке изделиями аналогичного назначения.

Распространенным является подход к конкурентоспособности как комплексу потребительских свойств товара безотносительно к его стоимости. При этом предполагается, что низкая конкурентоспособность ведет к снижению цен на товары и, наоборот, повышение конкурентоспособности обуславливает рост цен. В данном случае конкурентоспособность отожествляется с качеством продукции, хотя качество лишь один из факторов конкурентоспособности. Если подойти к определению конкурентоспособности товаров через их цены, которая исходит из представления о цене как универсальной характеристике товара, где отражаются все ее потребительские и меновые свойства. Различие таких свойств у конкурирующих изделий должно проявляться в различии цен, которая, как считают, и есть конкурентоспособность этих товаров по отношению друг к другу. Нельзя делать выбор среди группы товаров-конкурентов исключительно на основе сопоставления цен.

Чтобы выявить сущность категории "конкурентоспособность" продукции, прежде всего, необходимо учитывать, что она в условиях рыночной экономики, должна рассматриваться с точки зрения потребителей. Изучение теории и практики маркетинга дает возможность утверждать, что основным принципом оценки конкурентоспособности товара является его сопоставление с соответствующими потребностями покупателя.

Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогов и приобретает именно то изделие. Которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует по сравнению с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что товар был конкурентоспособен.

Стремясь к потреблению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может не думать о затратах, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат, Поэтому, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами. Таким образом, затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара состоят (складываются) из двух статей:

·расходов на покупку (продажная цена);

·расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.)

В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления). Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкретного изделия. Затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения и потребления, которые связаны с социально-экономическим положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Часто расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий существенно превышают продажную цену.

Таким образом, конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом, среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). Поэтому условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид: К= Р/С ? mах.

Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде. Всегда следует помнить, что попытка торговли неконкурентоспособными товарами теряет всякий смысл, так как приносит одни убытки - как финансовые, так и моральные. С другой стороны нет и не может быть "абсолютной" конкурентоспособности или неконкурентоспособности: оба эти понятия связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.

Конкурентоспособность продукции тесно привязана к конкретному рынку (внутреннему, региональному, общенациональному, международному и т.д.) и требованиям строго определенных групп потребителей. Так, чрезмерная погоня за "излишним" качеством может сделать товар недосягаемым для тех групп потребителей, для которых он предназначен и, следовательно, не обеспечит ему "необходимый" уровень конкурентоспособности. В ряде случаев для успешной реализации товар может не иметь самый высокий технический уровень. С другой стороны, на практике нередки случаи, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения мировым стандартам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет должной конкурентоспособности.

Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров к их выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ISO, МЭК и др.) и региональными стандартами; действующими законодательствами, нормативными техническим регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукцию фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.

Конкурентоспособность товара, как уже отмечалось, является относительной величиной. И не только потому, что выражается безмерным показателем. Существенное влияние на данный показатель оказывает фактор времени. Под воздействием научно-технического прогресса, моды и вырастающих требований рынка уровень конкурентоспособности постоянно понижается. Этот процесс можно замедлить, но остановить невозможно. Поэтому, вновь создаваемая продукция должна обладать определенным запасом конкурентоспособности и тем большим, чем больше период ее освоения.

Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, и прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. Рентабельность его собственной деятельности - основное условие коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оценивается как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

Сейчас в маркетинговых и экономических изданиях часто встречается публикации о брендинге. Бренд - это совокупность общественного имиджа продукта или услуги, включающая функциональность, целевую аудиторию, престиж, ценностные ориентиры, и другие маркетинговые и бизнес-единицы.

Сегодня бренд определяет конкурентные преимущества того или иного товаров в большей степени, чем традиционные характеристики конкурентоспособности - цена и качество. Функция бренда - социально-психологическое воздействие на восприятие товара. Выбирая тот или иной товар, потребитель зачастую не в состоянии сразу же оценить его качество и распознать квалиметрические конкурентные преимущества продукции. Сегодня бренд воспринимается как показатель качества продукта (при этом реальное качество товара играет не существенную роль), идентификатор статуса владельца, носитель других характеристик имиджа.

Конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособное предприятие, а для такого предприятия нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимостей давно замечена и внимательно изучается в маркетинге.

Таким образом, конкурентоспособность с точки зрения потребителя - это более высокое по сравнению с аналогами-заменителями соотношение современных качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям определенного сегмента. Сточки зрения производителя конкурентоспособность продукции - это достижение безусловной рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.


1.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции


Базой для оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. Покупка совершается при совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие.

Для того чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты. Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.

Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности. Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:

·если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

·если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача предприятия стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

·рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

·анализируются направления развития аналогичных разработок;

·рассматриваются сферы возможного использования продукции;

·анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает "комплексное исследование рынка". Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства многих видов компьютерной техники. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности. Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом. Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако, факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д. В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:

·изменение состава, структуры применяемых, комплектующих изделий или конструкции продукции;

·изменение порядка проектирования продукции;

·изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;

·изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

·изменение порядка реализации продукции на рынке;

·изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

·изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

·изменение системы стимулирования поставщиков;

·изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:

oкомплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;

oразработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;

oоценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;

oразработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;

oконтроле качества продукции;

oустановлении цен на продукцию;

oотборе продукции при покупке через тендеры и торги;

oаттестации продукции;

oподготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;

oрешении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;

oподготовка информации для рекламы продукции;

oрешении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;

oразработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.

Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя. Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы: параметров качества (технических) и экономических параметров.

К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:

·параметры назначения;

·эргономические параметры;

·эстетические параметры;

·нормативные параметры.

Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.

Параметры назначения подразделяются:

·на классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: скорость вращения);

·параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;

·конструктивные параметры, характеризующие основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;

·эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);

·эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;

·нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты представляют собой затраты по приобретению продукции (цена продукции), транспортировка, таможенные сборы и расходы, затраты на наладку, пробный пуск, если они не включены в цену продукции. Иногда это расходы на сооружения, необходимость в которых обусловлена требованиями эксплуатации или потребления продукции.

Затраты на транспортирование состоят из затрат на погрузку и разгрузку, доставку, страхование в пути, расконсервацию, хранение, обслуживание продукции при доставке. Затраты на приобретение продукции определяются ценой, фактически уплачиваемой покупателем в соответствии с договором купли - продажи или другими договорными документами. При сопоставлении цен на оцениваемую продукцию и товары - конкуренты учитываются различия в коммерческих условиях соответствующих сделок. Текущие затраты включают:

·затраты на оплату труда обслуживающего персонала, которые определяются нормами и местными тарифами в конкретных условиях использования (эксплуатации) продукции;

·затраты на топливо и энергию, которые включают их стоимость согласно нормам и ценам, действующим на конкретном рынке, а также дополнительные затраты, связанные с доставкой, погрузкой и разгрузкой топлива;

·затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, потребляемые при использовании продукции, определяемые согласно нормам их расхода для эксплуатации или потребления оцениваемой продукции и ценами конкретного рынка;

·затраты на ремонт, запасные части и прочие статьи расходов для конкретного покупателя, определяемые исходя из условий эксплуатации (потребления) продукции у этого покупателя, а также нормами, ставками и ценами на услуги и части на конкретном рынке (в случае отсутствия конкретной информации для конкретного покупателя, указанные затраты определяются с использованием данных, средних для отрасли или страны, к которым относится потребитель продукции).

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Выбор базы сравнения включает:

oустановление цели оценки конкурентоспособности продукции;

oвыбор предполагаемых рынков сбыта продукции;

oанализ состояния рынков, объемов и структуры спроса и предложения, динамики их изменения на соответствующий период оценки.

Типы баз сравнения.

. База сравнения - потребность покупателей: выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.

. База сравнения - величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции (например, объем транспортной работы для транспортных средств, объем и сложность обработки для обрабатывающих станков), а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление (эксплуатацию) продукции.

. База сравнения - образец. Применяется, если оцениваемая продукция известного класса и на рынке существуют ее аналоги. Товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.

Критерии выбора образца:

·образец и анализируемая продукция должны принадлежать к одному классу по назначению и условиям эксплуатации и ориентироваться на одну группу потребителей;

·образец должен удовлетворять цели оценки конкурентоспособности:

·в случае оценки продукции в сравнении с лучшим по технико-экономическим характеристикам товаром в качестве образца должно быть выбрано изделие, отражающее высшие мировые достижения;

·при оценке с наиболее широко сбываемым на рынке изделием за образец берется продукция, по которой зарегистрирован наибольший объем сбыта;

·при проведении оценки для определения цены продукции основным является требование наибольшей близости классификационных параметров образца и анализируемой продукции;

·информация по образцу должна быть достоверной, так как образец является конкурентом - это представительность (объемы продаж), параметры образца в момент оценки конкурентоспособности и тенденции их изменения в перспективе, объем продаж, так как имеет важное значение для оценки рентабельности производства и продукции, размера капиталовложений;

·учет фактора времени: чем длинней планируемый период разработки новой продукции и чем дольше намечается сбывать ее на рынке, тем выше должна быть начальная конкурентоспособность и, следовательно, совершеннее и перспективнее образец, поэтому на этапе формирования технического задания на продукцию в анализ должны включаться прогнозные показатели, оценивающие уровень технического совершенства и соответствующий ему объем сбыта проектируемого товара в будущем;

·при оценке серийно выпускаемой продукции базовые образцы должны выбираться среди изделий, уже реализуемых на данном ранке, по которым зарегистрирован наибольший объем продаж с учетом динамики сбыта других образцов, пользующихся спросом;

. База сравнения - гипотетический образец, который представляет собой среднее значение параметров группы изделий. Применяется, когда информации по конкретному образцу - аналогу недостаточно. Фактически речь идет об анализе потребности, которой может и не существовать, поэтому эта оценка должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению.

. База сравнения - группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования, классификационных параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж. Применяется, если сравнение проводится для определения цены товара на конкретном рынке.

Моделирование и оценка уровня конкурентоспособности являются важным этапом в принятии решения об инвестировании дорогостоящих НИОКР и создании новых производственных мощностей, повышающих вероятность коммерческого успеха нового товара. Оптимальные пути повышения конкурентоспособности разрабатываемой техники обеспечивают наиболее рациональное целевое использование инвестиционных ресурсов, осуществление мероприятий по оптимизации затрат при создании новой техники, а также условия для эффективного функционирования цивилизованного рынка. Внедрение данного метода позволяет осуществлять управляемый процесс повышения конкурентоспособности при разработке новой техники в зависимости от потребительских предпочтений на каждом сегменте рынка выпускаемой продукции. Представленные в результаты оценки конкурентоспособности позволяют выработать следующие рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия:

·сосредоточить все ресурсы предприятия на деятельности в рамках целевых сегментов рынка, на которых продукция признана конкурентоспособной, и исключить работу по второстепенным направлениям на этапе

·разработать и внедрить пакет дополнительных сервисных услуг с учетом потребительских предпочтений на целевых сегментах: увеличение гарантийного срока, наличие обменного фонда продукции на складах дилерских фирм, комплектация в различных исполнениях продукции и т.д.;

·разработать план мероприятий по концентрации усилий по продвижению продукции на ведении агрессивной имиджевой рекламы и презентационной работы совместно с дилерскими фирмами в целевых регионах;

·разработать и реализовать план по снижению себестоимости продукции с учетом внедрения нового технологического оборудования для производства без потери качества;

·систематически оценивать конкурентоспособность продукции на наиболее важных сегментах для выявления тенденций и корректировки мероприятий по ее повышению.


1.3 Подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции


При оценке уровня конкурентоспособности продукции применяются следующие методы:

·дифференциальный;

·комплексный;

·смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей конкурентоспособности.


(i = 1…, n)(1)

(2)


где Pi - значение i-го показателя, Рi*б - базовое значение i-го показателя, n-количество показателей.

Из формул (1), (2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода топлива по формуле (2). Как правило, по величинам единичных показателей не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки. Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3):


(3)


где I(t), Iб(t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца, П? и Пб? - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы, З и Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4):


(4)


где Зс и Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца, и - средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца, T - срок службы, n - количество статей эксплуатационных затрат.

При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы (3):


(5)


где П?=П?/П?б - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца, q - отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов, mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах, T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца; qi=Pi/P - относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1…,n), m - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах (mзб +,……. .,+m = 1), Pi, P - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат.

При К (t) ? 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке. Для определения уровня конкурентоспособности промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки. Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности основан на совместном применении единичных и комплексных показателей. Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели. На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности дифференциальным методом. 3,4,5,8,9,10,11. Данный метод имеет ряд недостатков:

) во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса равна 1;

) не учитывается то, что для нескольких критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;

) при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;

) сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого количества критериев;

) невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность продукции факторов, не поддающихся количественной оценке;

) данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;

) существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?

Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения. Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер. Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности товара. Ее обобщенный алгоритм предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и потребительских характеристик тестируемого продукта и соотносят их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Его узкий на наш взгляд подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише 8.

Оценка конкурентоспособности промышленной продукции является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д. Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:

·дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых;

·маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.


2. Практическая глава. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия (на примере ООО "Принтфилд")


2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции


Объектом исследования является ООО "Принтфилд". Данная компания является дочерней компанией ООО "Гради Экспо", представляет собой общество с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Высшим органом управления на предприятии является собрание учредителей. На момент написания курсовой работы компания продолжает свою активность без генерального директора. На предприятии работает 3 человека, включая служащих. Учредительным документом является Устав, его требования обязательны для исполнения всеми органами предприятия и его работниками.

ООО "Принфилд" является юридическим лицом, права и обязанности которого, предприятие приобрело с даты его регистрации, оно имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетные счета в банках. Компания имеет печать со своим наименованием на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему. Главной целью осуществляемой деятельности ООО "Принфилд" является получение прибыли. Предприятие находится на рынке уже более пяти лет и в данный момент испытывает некоторые финансовые трудности.

Для реализации целей деятельности ООО "Принфилд" осуществляет следующие виды деятельности:

Оказание дизайнерских услуг;

Производство полиграфической продукции;

Производство выставочного и торгового оборудования;

Торговля выставочным и торговым оборудованием;

Производство витрин;

Торгово-закупочная деятельность;

Предоставление посреднических услуг;

Осуществление комиссионной торговли;

Создание и реализация технологий;

Деятельность в области искусства;

Художественно оформительская и рекламная деятельность.

Руководство предприятия своей деятельностью ориентируется на максимальное удовлетворение потребности клиентов. Самыми популярными изделиями предприятия являются наклейки и баннера.


Таблица 1 - Размеры производства ООО "Принтфилд" за 2011-2012 гг.

Показатель201120122012 к 2011, %Стоимость товарной продукции, тыс. руб.4771,4472499Среднегодовая численность работников, чел7342,8Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.6581,23989,860,6

Рассматривая показатели, отражающие размеры производства предприятия за 2011 - 2012 гг. можно сказать следующее. В целом за анализируемый период ООО "Принтфилд" имеет отрицательную тенденцию к дальнейшему развитию - сокращению размеров своего производства. Об этом говорит продажа объектов основных средств (фондов), сокращение штата, а также уменьшение объема выпуска и реализации товарной продукции.


Таблица 2 - Финансовые результаты от продаж ООО "Принтфилд"

Показатель201120122012 к 2011, %Выручка от реализации продукции, тыс. руб.4771,4472499Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.4043,64001,398,9Валовая прибыль = Выручка - Себестоимость, тыс. руб.727,8722,799,3В т.ч. прибыль от реализации, тыс. руб.705,970199Рентабельность = Прибыль от реализации/ Выручку от реализации, %14,814,8-

Рассмотрев данные показатели, можно сделать вывод о том, что предприятие получает стабильный доход от своей деятельности.


Таблица 3 - Баланс ООО "Принтфилд" за 2011 год, тыс.руб.

Статьи балансаУсл. обозначенияНачало годаКонец годаИзмен +,-АКТИВ1. Основные средства и иные внеоборотные активыСВ2691,71969,6-722,12. Текущие активы:ТА4925,83643,8-1282Денежные средстваДС738,8327,9-410,9Расчеты с дебиторамиДЗ1773,31439,3-334Запасы и затратыЗЗ2413,71876,6-537,1Прочие активыПА000БалансБ7617,55613,4-2004,1ПАССИВ1.Собственный капиталСК74275422,5-2004,52.Привлеченный капитал:ПК193,1189,8-3,3Текущие обязательстваТО193,1189,8-3,3Долгосрочные обязательстваДО000БалансБ7620,15612,3-2007,8

Таблица 4 - Расчет показателей финансовой устойчивости ООО "Принфилд" за 2011 год.

КоэффициентыУсл. обозн.Формула расчетаНачало годаКонец года1.Финансовой автономии (независимости)КавСК/Б0,970,9662.Финансовой зависимостиКфзПК/Б0,0250,0333.Текущей задолженностиКтзТО/Б0,0250,0334.Долгосрочной финансовой независимостиКд.фн(СК+ДО)/Б115.Покрытия долгов собственным капиталомКпдСК/ПК38,4628,566.Финансового рискаКфрПК/СК0,0260,0357.Финансовой маневренностиКмТА/СК0,660,678.ИнвестированияКиСК/СВ2,762,759.Обеспеченности оборотных активов собственными средствамиКсс(СК-СВ)/ТА0,960,95


Анализируя показатели финансовой устойчивости ООО "Принтфилд" за 2011 - 2012 гг. можно сказать следующее. Данное предприятие находится на стадии снижения деловой активности и финансово неустойчиво. У данного предприятия имеются и некоторые недостатки, основными из которых являются - недостаток практического опыта в части формулирования стратегии фирмы, гибкости производственных линий, в отличие от конкурентов, где наиболее слабыми местами выступает внедрение в производственный процесс новых информационных технологий, разработки фазы "жизненного цикла" у важнейших производимых продуктов.

Сильными сторонами производимой продукции выступает высокое качество продукции и экологическая чистота используемого сырья и производства, а также высокая конкурентоспособность по качеству продукции и приемлемой цене, стимулированию спроса и сбыта и месту расположения. Продукция Предприятия успешно находит своего покупателя, то есть Предприятие довольно эффективно доводит свою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана.


2.2 Анализ состояния основных фондов


Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество и объем производства продукции, ее себестоимость и финансовое состояние предприятия.


Таблица 5 - Состав, структура и динамика основных фондов ООО "Принтфилд" за 2011 - 2012 гг., тыс. руб.

2011 год2012 годСумма % к итогу Сумма% к итогу Здания787,512427,510,8Машины и оборудование5777,787,83547,388,9Производственный инвентарь150,2150,3Итого6581,21003989,8 100

По данным приведенной таблицы можно сделать следующие выводы. В целом состав основных фондов ООО "Принтфилд" уменьшился почти на 40% в течение двух лет. Так, наибольший вес в составе основных фондов предприятия в настоящее время занимают машины и оборудование - 88,9%. Это обусловлено спецификой производственной деятельности данного предприятия. Структурные изменения, произошедшие с основными фондами ООО "Принтфилд" обусловлены тем, что в течение года на предприятии происходит вывод из эксплуатации объектов основных фондов.


Таблица 6 - Анализ экономической эффективности использования основных фондов ООО "Принтфилд" за 2011 - 2012 гг.

Показатели 2011 год2012 год2012 г. к 2011 г., %Основные фонды всего (тыс. руб.)6581,23989,860,6Товарная продукция (тыс. руб.) ТП4771,4472499Фондоотдача (тыс. руб.) = ТП/ ОПФ0,731,18162Фондоемкость (тыс. руб.) = 1/Фотд1,370,8562

Анализируя данные приведенной таблицы можно сказать, что в 2012 году показатель фондоотдачи на предприятии составил 1,18, по сравнению с прошлым годом он значительно повысился - это говорит о том, что при уменьшении среднегодовой стоимости производственных фондов произошло более значительное уменьшение выпуска товарной продукции и соответственно ее продажи. Показатель же фондоемкости в 2012 году по сравнению с 2011 годом значительно снизился, это говорит об отсутствии экономии основных производственных фондов при производстве единицы товарной продукции. В целом показатели экономической эффективности использования основных фондов за два года характеризуют достаточно неэффективное использование основных производственных фондов на предприятии.


Таблица 7 - Анализ показателей воспроизводства основных фондов ООО "Принтфилд" за 2011 - 2012 гг.

Показатели Стоимость 2011 г.2012 г.Наличие ОФ на начало года (тыс. руб.)8116,56581,2Поступило за год - всего (тыс. руб.) в т.ч. ввод в действие ОФ (тыс. руб.) Прочие поступления (тыс. руб.)1055,1 1055,1 -724 724 -Выбытие за год - всего (тыс. руб.) в т.ч. от ветхости и износа (тыс. руб.) от стихийного бедствия (тыс. руб.) Прочее выбытие (тыс. руб.)2590,4 - - 2590,43315,4 2044 - 1271,4Наличие ОФ на конец года (тыс. руб.) 6581,23989,8

Анализируя данные приведенной таблицы видно, что в ООО "Принтфилд" происходит уменьшение стоимости основных фондов. Наблюдается снижение стоимости выбывших основных средств в связи с их износом и ветхостью.


Таблица 8 - Анализ показателей износа и годности основных фондов ООО "Принтфилд" за 2011 - 2012 гг.

Годы Наличие на конец года (тыс. руб.)Износ ОФ, %Годность ОФ, %По полной стоимостиОстаточная стоимостьИзнос2011 г.6581,25785,2796,312, 187,92012 г.3989,81643,8234658,841,2

Эффективное использование основных фондов предполагает их износ. Исходя их данных приведенной таблицы видно, что износ основных средств в ООО "Принтфилд" в 2012 году составил 58,8 %, это говорит о том, что основные фонды предприятия изношены более чем на половину.


Таблица 9 - Анализ показателей обновления и выбытия основных фондов ООО "Принтфилд" за 2011 - 2012 гг.

Показатели 2011 г.2012 г.Введено в действие ОФ за год, (тыс. руб.)1055,1724Наличие на конец года, (тыс. руб.)6581,23989,8Обновление ОФ, % 1618,1Выбыло ОФ за год, (тыс. руб.)2590,43315,4Наличие ОФ на начало года, (тыс. руб.)8116,56581,2Выбытие ОФ, % 3250

Анализируя данные таблицы 9 можно сказать, что на предприятии наблюдается тенденция падения ввода новых объектов основных фондов в действие, соответственно происходит падение стоимости основных фондов.

Показатели состояния и воспроизводства основных фондов предприятия позволяют судить о его материальном положении, приведенные данные свидетельствует о довольно плохой организации использования основных средств в ООО "Принтфилд".


2.3 Анализ состояния отрасли полиграфии с использованием пяти рыночных сил М. Портера


Оценка каждой рыночной силы проводится по пятибалльной шкале (5 - мощная сила, 1 - слабая сила). Текущий анализ состояния отрасли полиграфии с использованием пяти рыночных сил показал следующее:

. Входные барьеры, влияющие на проникновение в отрасль новых организаций, оцениваются в 5 баллов:

·эффект масштаба (производственного и маркетингового), благодаря которому обеспечивается низкий уровень цен и производственных затрат на услуги полиграфии;

·значительный уровень необходимого капитала для внедрения в данную отрасль и высокие риски, связанные с производством новых услуг;

·существующие предпочтения потребителей, их привязанность к действующим торговым знакам;

·наличие продуктовой дифференциации (способность существующих организаций обеспечить уникальность производимых товаров и услуг).

. Рыночная власть потребителей оценивается в 2 балла:

·трудность найти подобные полиграфические услуги у конкурирующих организаций;

·уникальность предлагаемых услуг;

. Рыночная власть поставщиков оценивается в 2 балла:

·хорошо отлаженная система поставок сырья;

·отсутствие трудностей в снабжении полиграфических организаций необходимым оборудованием, технологиями.

. Рост рынка, определяющий соперничество отраслевых организаций, оценивается в 5 баллов:

·индивидуализация качественного обслуживания клиентов способствует повышению спроса на услуги полиграфии;

·малочисленность полиграфических организаций, оказывающих подобные услуги;

. Угроза появления услуг - заменителей оценивается в 2 балла:

·отсутствие склонности потребителей к услугам - заменителям;

·высокая стоимость переключения на другие услуги.

Действующие в настоящее время конкурентные силы в отрасли слабые, а прибыльность отрасли - высокая. Долгосрочный прогноз состояния отрасли полиграфии (на 3 - 5 лет вперед). Этап роста сменяется этапом зрелости, что будет способствовать замедлению отраслевого роста и усилению внутриотраслевой конкуренции.


3. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг


B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, наличие бренда и другие характеристики. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойств данного товара, а также сопутствующих ему услуг, является важнейшим условием выживания на рынке. Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии, например, он может:

·Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

·Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

·Отыскать новое применение выпускаемым товарам;

·Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

·Найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;

·Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

·Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается ее конкурентоспособность в результате комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

·Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

·Провести ли модернизацию производства;

·Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

·Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;

·Приступить ли к поиску нового рынка сбыта, с учётом достаточности финансовых ресурсов, наличия в товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые качественные материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству.

Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика. В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар рыночной новизны" с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли. Также, при умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение определенного более или менее длительного периода после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся с установленным оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий.

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

Подводя итог можно выделить 4 главных направления повышения конкурентоспособности продукции, товара и услуг:

·Повышения качества товара (услуги)

·Совершенствование кадров

·Снижение цены на товар (услугу)

·Улучшение сбыта товара (услуги)


Список использованной литературы


1. Хруцкий В.А., Корнеева И.В. Современный маркетинг. М., 2000

. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1989

.Березин И. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. М., 2002

.Березин И. Маркетинговые исследования рынков. Как это делают в России. М., 2005, 432с

. Березин И. Практика исследования рынков. М., 2003

. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива.

СПб, 1996

.Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб, 2006

.Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику. СПб, 2001


Приложение А


Матрица потребностей


Приложение Б


Структура отдельной товарной единицы по методике трехуровневой модели Ф. Котлера


Приложение В


Матрица БКГ (Бостон Консалтинг Групп)


Теги: Маркетинговый анализ конкурентоспособности товаров и услуг конкретной фирмы  Диплом  Маркетинг
Просмотров: 5135
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Маркетинговый анализ конкурентоспособности товаров и услуг конкретной фирмы
Назад