Анализ деятельности универсама

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

Кафедра логистики


ОТЧЁТ

О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


Минск 2014

Содержание


Введение

. Общая характеристика организации

. Анализ финансово-экономической деятельности организации

. Организационная структура

. Логистическая деятельность предприятия

. Анализ конкурентной среды

Список использованных источников

Приложения


Введение


Производственная практика была пройдена мной в частном торговом унитарном предприятии «Голдпродмаркет» - данная компания занимается розничной торговлей и сдачей в наем собственного недвижимого имущества в г. Смолевичи.

Цель прохождения практики - закрепление и расширение полученных теоретических знаний, а также приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработка умений применять их при решении конкретных задач, получение реального представления о современном состоянии развития логистики в Республике Беларусь.

Задачи практики:

закрепление теоретических знаний полученных при изучении экономических и логистических дисциплин;

приобретение навыков и опыта самостоятельной работы по выбранной специальности;

ознакомление с организацией управления предприятием (фирмой) в целом;

изучение функций и значения логистической службы в системе управления;

ознакомление с деятельностью предприятий и фирм.

Приобретенные навыки, умения и информация позволят и в будущем справляться с подобными функциональными задачами, создавая базу будущего профессионального роста специалиста.


1. Общая характеристика организации


Местом прохождения практики был универсам «Континет», который был основан в 2010, расположенный в г. Смолевичи, Минской области по адресу: ул.50 лет Октября 5.

Этот магазин является одним из лучших магазинов г. Смолевичи, с широким ассортиментом товаров. В магазине представлено около 9000 наименований высококачественной продукции. Магазин оснащен современным торговым и технологическим оборудованием и техникой.

В своей деятельности магазин учитывает интересы потребителей, их требования к качеству продукции, работ, услуг.

Универсам занимает одноэтажное здание с площадью торгового зала 440кв.м. Режим работы универсама с 8.00-22.00.

В магазине основной метод продажи - самообслуживание. При таком методе обслуживания уменьшаются затраты времени на покупку, покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать товар, а также расплатиться в едином кассовом узле.

В данном универсаме оказывают основные и дополнительные услуги. Основная - реализация различных групп товаров в магазине. Дополнительные - информационно-консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях, консультации специалистов о товарах, проведение рекламных презентаций товаров); оказание помощи покупателю в совершении покупки; создание удобства покупателям (гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей).

Магазин имеет смешанный ассортимент, который представляет собой набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Большую долю в структуре ассортимента занимают продовольственные товары (более 80%) (Приложение 1). В продаже находятся в основном товары повседневного спроса (наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением) и периодического спроса (покупка которых осуществляется периодически). Ассортимент товаров очень широкий и глубокий в пределах отдельных наименований продукции.

Основной целью магазина является извлечение прибыли и удовлетворение общественных потребностей. Основными видами деятельности являются: производство, приобретение и реализация товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения, организация торговли и другие виды деятельности, определенные в Уставе.


. Анализ финансово-экономической деятельности организации


Далее будет представлена таблица, в которой изложены основные показатели деятельности предприятия.


Таблица 1. Финансово-экономические показатели

Показатели финансово-экономической деятельности201120122013Темп роста, %2012 к 20112013 к 2012Выручка от реализации с НДС, млн.руб.98810181211103 %119%Выручка от реализации без НДС, млн.руб.97310031193103%119%Налоги и отчисления из выручки, млн.руб.150163245109%150%Балансовая прибыль, млн.руб.113311991303106%109%Налоги из прибыли, млн.руб.240274353114%129%Чистая прибыль, всего, млн.руб.94010031124107%112%Среднесписочная численность за последний месяц отчетного периода, чел.151722113%129%Средняя заработная плата за последний месяц отчетного периода, тыс.руб.123013301560108%117%Рентабельность реализованной продукции, %101316113%123%Прибыль на 1 раб., млн. руб./чел101215120%125%Запасы готовой продукции на конец периода, млн.руб.507381146%110%Средний остаток оборотных средств, млн.руб.71115157%136%Основные фонды предприятия на начало периода, всего, млн. руб.300322398107%124%

Для обоснования расчетов была применена ставка НДС в размере 13,5%, которая является средней исходя из прогнозной структуры товарооборота. На основании анализа прогнозируемой структуры реализации по товарным группам была рассчитана величина торговой надбавки в размере 24%. Она же была принята и для обоснования расчетов.

С 2011 года экономическая эффективность продолжала стабильно расти, с каждым годом темп роста увеличивался, о чем можно убедиться при просмотре показателей, в большинстве из которых с каждым периодом увеличивались.


. Организационная структура


Рисунок 1 - Организационная структура.

В организационной структуре все завышенья взаимосвязаны между собой.

Директор и зам директора рассматривают коммерческое предложение поставщиков.

Для этого поставщику необходимо:

сведения о компании

подробное описание предлагаемого товара;

прайс-лист;

ценовая политика (система скидок);

опыт сотрудничества с торговыми сетями;

логистические возможности;

контактные данные.

После заключения контракта на поставку товара в магазин, поставщик начинает наиболее тесно общаться с заведующей отдела о количестве поставок товара.

При поставке товара кладовщик принимает на складе товар, сверяет наименования и количество с наименованием.

Грузчик выгружает из машины товар и перевозит его на склад для хранения.

Продавец забирает товар со склада и выставляет его в торговом зале, образцы товаров относит системному оператору для забивки штрих кода.

Рассмотрев подробно каждое звено в отдельности можно сделать следующий вывод, что организационная структура это единая логистическая служба.

Все участники организационной структуры в той или иной степени выполняют службу логистики, без специального выделенного отдела, но при этом, остается тесная взаимосвязь и коммуникация между всеми уровнями организаций.

Успешная работа логистики в фирме зависит в равной степени, как и от заведующего отделом продаж и бухгалтера, так и от грузчика и кладовщика.

Постоянная передача информаций между звеньями в компаний, помогает сбалансировать и минимизировать риски с доставкой, улучшить контроль за запасами товара, максимально эффективно использовать склад для рационализаций всего приходящего продукта.

Системные операторы координируют посредников различных организаций, таких как: экспедиционные компаний, представителей розничных и оптовых магазинов и т.д. Также они работают и на внутренние звенья фирмы, для получения и уточнения данных, проверка документов от внешних компаний, доставление информаций работникам склада и работников отдела продаж.

Взаимодействие с поставщиками, осуществляется с помощью системных операторов, документаций занимается бухгалтер для оформления договоров поставки и т.д.


. Логистическая деятельность предприятия


Закупочная работа супермаркета «Континент» существенно влияет на торговую деятельность и как следствие отражается на финансовых показателях данного предприятия.

Проведению закупочной работы супермаркета «Континент» предшествуют:

изучение покупательского спроса;

определение потребности в товарах;

выявление источников поступления товаров и выбор поставщиков;

установление хозяйственных связей с поставщиками.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса проводится отделом снабжения при анализе показателей товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости. При этом не только рассчитывается объем подлежащих закупке товаров, но и уточняется их ассортимент.

Следующим элементом работы по закупке товаров является выявление источников их поступления и выбор поставщиков.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

Основанием для завоза товаров в наше предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки, требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Также к логистической деятельности, можно отнести изучение покупательского спроса, сотрудники универсама «Континент» придерживаются следующих принципов:

спрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;

спрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В пределах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. Например, при изучении спроса на одежду у молодежи спрос можно рассматривать с точки зрения стиля - классический, романтический, спортивный и т.д., с точки зрения моды можно выделить подгруппы потребителей, прежде всего следующих авангарду, предпочитающих модную одежду на не воспринимающих моду. Спрос этой группы потребителей можно рассматривать и с других точек зрения - цены, цвета, ткани, сезона и т.п.;

необходимо определить и конкретизировать объект изучения спроса. Объектом изучения спроса может являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров и услуг или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного торгового предприятия;

четко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение функций и задач

Изучение происходит путем анализа предложений товаров сложившихся на территории города, анализ тенденций спроса покупателей. С целью изучения спроса населения в г. Смолевичи имеется «Доска неудовлетворенного спроса», на которой каждый покупатель мелом может записать продукты, которые он хотел бы видеть на полках магазина. Кроме того, в обязанности каждого продавца входит записывать информацию о товарах, которыми интересуются покупатели и которых нет в продаже.

В Универсаме «Континент» так же применяются оперативные методы изучения спроса. Используемая на предприятии программа «Ветразь» позволяет товароведам в любой момент посмотреть какое количество товаров продано, каковы размеры товарных запасов.

Среди экономических факторов формирования ассортимента в «Континенте» особое место занимает развитие производства в Республике Беларусь, так как удельный вес товаров отечественного производства в товарообороте предприятия - 85%. Основополагающим принципом «Континента» является соответствие ассортимента магазинов характеру предъявляемого потребителями спроса.

Ассортиментная политика универсама «Континент» осуществляется по всем необходимым критериям и в соответствии со всей необходимой документацией, а главное с ассортиментным перечнем.

Ассортиментные перечни устанавливаются для предприятий торговли всех форм собственности и обязательны для исполнения. Указанные в перечне товары должны присутствовать в продаже в течение всего рабочего дня, они согласовываются со всеми заинтересованными службами и организациями и утверждаются руководителем «Универсама Континент».

В магазине представлены продовольственные и непродовольственные товары в разнообразном ассортименте от различных поставщиков.

За исключением изобилия в рыбном, колбасном и овощном отделах в магазине находится уголок итальянской выпечки, так как универсам специально закупил печи для выпечки итальянской продукции.

Огромное изобилие присутствует в вино-водочном отделе. Даже привередливый покупатель может с легкостью найти тот товар, который ему необходим. Рядом с вином находится отдел сыров, где тоже присутствуют сыры различных вкусовых качеств, очень дорогие и не очень.

Также имеются различные товары хозяйственного происхождения. Товары для дома можно приобрести с легкостью, так как в одном отделе сразу представлены все необходимые товары.

Ассортиментная политика проводится правильно, периодически проводятся анкетные тестирования покупателей, чтобы узнать их предложения, советы, рекомендации. Это значительно повышает авторитет магазина у самих покупателей, так как универсам прислушивается к их мнению и считается с ним.

Формируя конкурентоспособную ассортиментную модель, коммерческая служба «Континент» учитывает потенциальные возможности предприятия, возможности поставщиков, стратегии конкурентов и другие важные факторы. Службы «Универсама Континенте» стремятся к тому, чтобы каждая товарная позиция была рентабельной, т.е. размер торговой надбавки на товар перекрывал его издержкоемкость.

Широкий ассортимент товаров, которым отличается «Универсама Континент», позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Вместе с тем он требует вложения дополнительных ресурсов в различные товарные группы и подгруппы. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимально использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.

Реклама в универсаме занимает ведущую роль в организации торговой деятельности. Ведь при помощи рекламы покупатели быстрее находят необходимые им товары, приобретают их с наибольшими удобствами и наименьшими затратами времени. При этом ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда персонала, снижаются расходы.

Реклама в магазине отвечает следующим требования, предъявляемым к ней: правдивость, конкретность, гуманность, компетентность.

Реклама в универсаме присутствует везде: на фирменных пакетах, одежде продавцов, ярлыках (ценниках), на вывесках, а также рекламных плакатах размещенных в торговом зале и витринах магазина - это так называемая реклама на месте продаж. Наружная реклама представлена в виде светящихся табло на фасаде здания. Последнее время покупателям раздаются календарики с рекламой магазина. В целях привлечения клиентов и дополнительной рекламы - перед универсамом, прямо на проспекте, открыто летнее кафе.

Между тем, некоторые фирмы предлагают свое собственное оборудование (горки, стеллажи, холодильники и др.) в целях размещения дополнительной рекламы, например: Кока-кола, Аливария и др.

Периодически в средствах массовой информации публикуются статьи рекламного характера, а также используется целый ряд других мероприятий для стимулирования сбыта.

Реклама «Континент» состоит из двух основных видов: рекламы самого магазина, привлекающая к нему покупателей, и рекламы товаров, которые продаются в нем. Эти два вида рекламы тесно переплетаются между собой. Реклама универсама «Континент» и его товаров осуществляются как снаружи, так и внутри магазина. К средствам внешней рекламы можно отнести вывеску; внешнее оформление магазина; наружные витрины. Основными средствами внутренней рекламы магазина являются интерьер торгового зала; рекламная выкладка товаров; указатели; витрины; ценники; устная реклама; дегустации товаров и др.

Интерьер торгового зала соответствует современным требованиям. В магазине используется люминесцентное освещение, в зависимости от времени суток, а именно от уровня освещенности, оно автоматически включается и выключается. То есть при нормальных условиях в магазине активизируется 50% освещения, при первой же необходимости автоматически включаются остальные 50%. Таким образом, товар полностью освещен и имеет очень привлекательный вид. Кроме того, зал кондиционирован, созданы условия для товара и покупателя.

Применение POS-материалов направлено на повышение уровня продаж конкретного товара (группы товаров) в данной торговой точке. На них ложится основная ответственность за осуществление покупательского выбора. Привлечь к товару максимальное внимание, помочь наиболее выгодно выложить товар, проинформировать о его свойствах и связанных с ним специальных акциях - вот задача POS-материалов. При этом воздействие мотивирует потребителя совершить покупку «здесь и сейчас».материалы, структурирующие пространство - располагаются так, чтобы быть увиденными с максимального расстояния возможно большему количеству покупателей. Однако охватывать они должны четко локализованную зону, а именно ту, где находится товар. К POS-материалам относятся мобайлы, стикеры, флаги, гирлянды, джумби (муляжи упаковки), указатели. ЗАО «Универсам Центральный» широко использует данные POS-материалы.материалы, разделяющие и группирующие товар на полках. Ко этой группе относятся стикеры, шелфтокеры, вобблеры, и, как ни парадоксально это звучит, ценники, а также другие материалы. Использование подобных материалов может отличаться в зависимости от того, к чему именно необходимо привлечь внимание покупателя - к самому товару или к его цене. Данные материалы размещаются непосредственно в зоне продаж, на торговом оборудовании. В «Континенте» используется большинство названных материалов. Все перечисленные POS-материалы располагаются непосредственно в местах продажи рекламируемых товаров, чаще всего на уровне глаз, или выше, непосредственного возле рекламируемого товара, на самом товаре и т.п. Данные рекламные материалы не мешают ни покупателю, ни продавцу, не загораживают товар и не затрудняют доступ к нему. Можно порекомендовать универсаму «Континент» использовать шелфштокеры - полноцветные фигурные рекламные элементы из картона (согнутые пополам листы), предназначенные для визуального объединения и выделения на общей полке продукции одной торговой марки. Шелфтокер позволит привлечь дополнительное внимание к бренду и поспособствует его запоминанию. Крепится на торце полки стеллажа или прилавка.

Универсам использует как обычные ценники, так и ценники, выделяющие отдельных производителей из всей группы. Можно сказать, что все ценники несут покупателю основную информацию о товаре (цена, наименование товара, количество, сведения о производителе, другая необходимая информация), они располагаются строго около товара и не закрывают его.

В «Универсаме Континент» активно используется печатная реклама: каталоги, плакаты, фирменные настенные календари и др. Они располагаются непосредственно в зонах продажи рекламируемых товаров.

Универсам использует фирменные упаковочные материалы: пакеты различной вместимости с рекламой магазина, оберточная бумага и др.

Завершающая зона магазина - прикассовая. Здесь покупатели натыкаются на шоу-боксы, коробочки для чеков, блистеры, напоминающие о том, что посетители забыли приобрести, световые короба с рекламой сигарет и др. POS-материалы.


5. Анализ конкурентной среды


Стимулирование продаж в универсаме «Континет» выражено достаточно ярко, чтобы иметь конкурентное преимущество с магазинами, которые находятся в шаговой доступности от анализируемого предприятия.

Очень действенными способами, направленными на стимулирование продаж, являются конкурсы, лотереи, различные акции. Их роль заключается в привлечение к рекламируемому продукту, улучшению его имиджа, стимулирование пробной покупки. Проводятся дегустации, семплинги, скидки. В универсаме «Континет» действует единая система скидок по дисконтным картам. Дисконтная карта выдается бесплатно при покупке на сумму 1 млн. рублей и более. Скидка для покупателей составляет 3%, для сотрудников магазина от 3% до 5%.

Лотереи: проводятся для привлечения дополнительного внимания к товару; заключается в поощрении покупки.

В качестве стимулятора сбыта мы используем широко распространенную в Минске систему акционных распродаж, которую используют такие магазины, как например: «Евроопт», «Рублевский», «Вестер». Суть ее в следующем: на несколько узнаваемых «маячковых» позиций устанавливается минимальная розничная наценка (проводятся переговоры с поставщиками об уменьшении ими своей наценки), о чем оповещается население (через СМИ, биг-борды, листовки).

Постепенное снятие ограничений на розничную торговую наценку и уменьшение гос.регулирования в целом по отрасли, позволяют перейти к плавающему ценообразованию в зависимости от спроса. Это позволит избежать потерь, связанных с возможным инфляционным ростом цен.

Хотя цены на ряд продуктов (так называемой «социальной» группы) по-прежнему регулируются государством, и при торговле ими нам придется придерживаться внешних ограничителей.

Наша целевая группа покупателей - это жители г. Смолевичи всех возрастов и социальных групп. Мы планируем представиться каждому, понравиться большинству и удержать своих Клиентов.

Услуги по продаже продовольственных товаров будут востребованы всегда. Розничная торговля продовольствием наименее подвержена влиянию экономических перемен (особенно торговля стандартным набором продуктов).

В настоящее время рынок г. Смолевичи позволяет осуществить размещение еще многих крупных торговых точек. Так среднеевропейский показатель по обеспеченности населения торговыми площадями составляет около 650 м2 на 1 тыс. человек (в т.ч. в ЕЭС - 720 м2, в Москве - 520 м2, в Минске около 350 м2), а в США - 1.300 м2.

Прогнозы у данного сегмента рынка - оптимистичные. Всю ближайшую и среднесрочную (15-25 лет) перспективу рынок будет расти и экстенсивно и интенсивно. Даже в случае кризисов и «просадок» экономики в целом, люди в последнюю очередь снижают затраты на основные продукты питания.

В тоже время клиенты все чаще предъявляют повышенные требования не только к качеству продуктов, но и к качеству обслуживания, к комфорту при совершении покупок, к наличию дополнительных услуг в месте продаж.

Так, согласно проведенному порталом, опросу общественного мнения, смолевичским магазинам не хватает:

свежего мяса (свинины и говядины),

разливного пива и кваса, выбора хорошего пива

копчёных изделий,

большего ассортимента сыров, йогуртов

кукурузных палочек в больших пакетах,

хлеба в выходные дни,

овощей и фруктов,

качественного алкоголя (мартини, виски, рома, качественной водки)

вкусных и свежих тортов,

хорошего детского питания.

В масштабах всего города основными конкурентами нашего предприятия являются признанные лучшими магазинами:

. «Остров сокровищ»;

. «ЛЕМАР»;

. «Ням-Ням» (Заречное);

. «Кулинария».

Общее число торговых точек в Смолевичах составило 40, из них большинство - павильоны или мини-магазины. Единственный современный магазин - «Остров сокровищ». Общая торговая площадь всех магазинов - не выяснена, но вряд ли превышает 4.500 м2. В Смолевичах проживает около 19.000 человек. Таким образом, до европейских стандартов нам (пока) не хватает примерно столько же торговых площадей, сколько уже имеется.

финансовый торговый магазин логистический

Список использованных источников


1. Основы логистики. Функциональные области логистического управления/ Алесинская Т.В. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79с.

. Логистика //Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 "МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ", бакалавра менеджмента по направлению 080500 "МЕНЕДЖМЕНТ"/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. - 304 с.


Приложение 1


Структура продаж универсама «Континет»

Группы товаров% от суммы продажСпиртные напитки16,0%Кулинария11,7%Молочная продукция10,4%Хлеб и хлебобулочные изделия6,6%Колбасные изделия5,5%Пиво5,0%Фрукты и овощи5,0%Замороженные продукты4,4%Табачные изделия4,3%Непродовольственные товары3,7%Кондитерка сахарная3,0%Напитки газ./негаз.2,7%Кондитерка мучная2,7%Соки и нектары2,2%Рыбная продукция2,1%Чай / Кофе / Какао1,8%Импульсные покупки1,6%Минеральная и питьевая вода1,3%Консервация плодоовощная1,1%Яйцо0,9%Сахар / Соль / Сода / Крахмал0,8%Сухофрукты / орехи / смеси0,8%Майонез0,7%Чипсы / снэки0,7%Крупа / Мука / Каши / Хлопья0,6%Детское питание0,6%Кетчупы / Соусы0,6%Макаронные изделия0,4%Приправы и пряности0,4%Масло растительное0,4%Снэки из морепродуктов и рыбы0,3%Товары для животных0,3%Консервы рыбные0,2%Сухие завтраки0,2%Продукты здорового питания0,3%Мясные консервы / паштеты / каши 0,1%Сухарики / соломка0,1%


Теги: Анализ деятельности универсама  Отчет по практике  Маркетинг
Просмотров: 10429
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ деятельности универсама
Назад