Cегментация рынка

Содержание

рынок сегментация товар позиционирование

Ведение

. Определение и критерии сегментации рынка, выбор целевых сегментов

.1 Классификация рынков

.2 Определение сегментации рынка

.3 Критерии сегментации

.4 Выбор целевых сегментов рынка

.5 Требования для эффективной сегментации

.6 Методы сегментирования

.7 Критериальная оценка перспективных сегментов

.8 Позиционирование товара

. Сегментация рынка применительно к конкретному предприятию

.1 Краткая характеристика деятельности РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги

.2 Выделение сегментов рынка для магазина № 36 РУП ОРС Бел. Ж. Д.

. Рекомендации по повышению эффективности исследуемого предприятия

Заключение

Список литературы

Приложение А. Бухгалтерский баланс РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги

Приложение Б. Образец анкеты потребителей РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги

Введение


Каждый продавец знает, что покупатель должен получать выгоду от приобретения товара. Тогда он будет приобретать товар еще и еще. Усилия прямого маркетинга направлены на то, чтобы увеличить знания покупателя об этих выгодах. Но какие выгоды ищут покупатели в товаре? Как понять потребности покупателей? И как много покупателей со схожими потребностями присутствует на рынке? На эти и многие другие вопросы о потребностях и желаниях покупателей дает ответы сегментирование.

В то же время каждая фирма, действующая на рынке, осознает, что ее товары или услуги не могут полностью удовлетворить запросы и желания всех потребителей. В идеале, фирма будет стараться занять все рыночные ниши (сегменты) для максимизации прибыли. На деле она проводит маркетинговые исследования и в результате акцентирует свое "внимание" на отдельных сегментах рынка, где ее продукт принесет максимальный доход - ведь достаточно очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Покупателей слишком много, они различаются вкусами и привычками, поэтому хозяйствующему субъекту целесообразно направить свое внимание на обслуживание определенных частей или сегментов рынка. С учетом этого фактора фирмой должна быть выбрана соответствующая маркетинговая стратегия.

Проблемы сегментирования рынка являются ключевыми при организации маркетинговой работы. Практически во всех видах маркетинговой деятельности анализ сегментов рынка находит применение и оказывает влияние на результаты выполнения всех проводимых работ.

Вот почему выбранная тема курсовой работы представляется мне вполне современной и актуальной. Успешное решение вопросов сегментирования рынка фирмой приведет к увеличению продаж, и, соответственно, доходов компании. Получение же прибыли - главная цель деятельности любой коммерческой организации.

1. Определение и критерии сегментации рынка, выбор целевых сегментов


.1 Классификация рынков


Чтобы успешно функционировать на рынке и добиться поставленных целей, каждая фирма выбирает свою маркетинговую стратегию. Существует три стратеги маркетинга: массовый маркетинг, товарно-дифференцированный маркетинг и целевой маркетинг. Прежде чем перейти непосредственно к определению сегментации и классификации рынков, следует кратко охарактеризовать каждую из этих стратегий.

Массовый маркетинг. При массовом маркетинге продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. Основной довод в пользу массового маркетинга заключается в том, что при подобном подходе должны максимально снизиться издержки производства и цены, и сформироваться максимально большой потенциальный рынок. В качестве примера можно привести известную сегодня по всему миру фирму «Кока-Кола», которая сначала выпускала всего один напиток для всего рынка в надежде, что он придется по вкусу всем.

Товарно-дифференцированный маркетинг. В этом случае продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т.д. Сегодня фирма «кока-Кола» выпускает несколько безалкогольных напитков в разной упаковке разной емкости. Эти товары призваны создать разнообразие для покупателей.

Целевой маркетинг. В этом случае продавец производит разграничение между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько и разрабатывает товары и комплексы маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов. Сегодня «Кока-Кола» выпускает напиток «Таб» для удовлетворения нужд потребителей, заботящихся о диете.

Сегодня фирмы все больше переходят от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга к технике целевого маркетинга, который помогает продавцам полнее выявлять имеющиеся маркетинговые возможности. Для каждого целевого рынка продавец может разработать нужный этому рынку товар. Для обеспечения эффективного охвата каждого такого рынка он может варьировать цены, каналы распределения, рекламные усилия. Вместо того чтобы распылять свои маркетинговые усилия, он может сфокусировать их на покупателей, наиболее заинтересованных в приобретении товара. Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий (рис.1).[3; 4]


Рисунок 1 - Целевой маркетинг на предприятии


Первое - сегментирование рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Фирма определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.

Второе - выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.

Третье - позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного положения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.

Перед рассмотрением вопроса о сегментации рынков целесообразно провести их классификацию. В маркетинге под рынком подразумевается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определенной отрасли и имеющих возможность ее удовлетворить. [1]

В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков: потребительский рынок и рынки организаций. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродаж и рынки государственных учреждений. При таком обилие рынков очевидно, что при проведении сегментации рынка надо принимать в расчет те или иные его особенности, учитывать своеобразие продуктов, реализуемых на разных рынках.


1.2 Определение сегментации рынка


В качестве вводного слова уместно вспомнить закон Парето ("закон 80:20"), согласно которому только 20% покупателей приносят фирме 80% дохода, представляя собой обобщенную группу целевых клиентов фирмы. На них фирма и ориентирует свои продукты ("стрельба по целям"). Такая стратегия рыночной деятельности представляется более эффективной. По сути дела, это и является сегментацией рынка. Сегментация рынка заключается в разделении рынков на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.

Сегмент - это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых стимулов.

Объектами сегментации рынка сбыта являются:

группы потребителей;

группы продуктов (товаров, услуг);

предприятия (конкуренты).

Сегментация рынка по группам потребителей - это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.

Сегментация рынка по группам продуктов - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуги).

Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.

Сегментация рынка по потребителям, по продуктам и предприятиям взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.

Сегментация рынка по параметрам продукции. Сегментация по продукту имеет важное значение при планировании выпуска и сбыта новых изделий, так как позволяет анализировать, какие именно характеристики того или иного изделия могут быть привлекательны для потребителя и насколько ваши конкуренты позаботились об удовлетворении пожеланий клиентов при разработке своих изделий. При этом необходимо определить, во-первых, для каких групп пользователей предназначено данное изделие и в каких целях оно может использоваться и, во-вторых, какие функциональные и технические параметры продукции имеют ключевое значение для конкретных потребителей, и над усовершенствованием которых предстоит работать. Решить поставленные задачи можно методом однофакторных или многофакторных моделей. Многофакторная модель сегментирования имеет место, когда модели изделия классифицируются по совокупности нескольких признаков одновременно, например, техническим характеристикам, уровню цены, предоставляемого сервиса, гарантиям изготовителя, каналам сбыта и оценивается восприятие уровня этих характеристик потребителями у различных моделей товара.

Сегментация по продукту предполагает, что на стадии разработки новой продукции для каждой модели товара:

учитываются все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений и одновременно технические параметры нового изделия, удовлетворяющие запросы потребителей (выделение сегмента по параметру изделия);

определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений (психографическая сегментация);

все выбранные факторы ранжируются по степени значимости для каждой группы потребителей (сегментов рынка).

Все эти переменные включаются в многофакторную модель сегментирования по продукту, представленную в таблице 1.


Таблица 1 - Многофакторная модель сегментации по продукту

Факторы выделения сегментов рынка (технические и функциональные параметры изделия или виды запросов потребителей)Сегменты рынка по основным группам потребителейСегмент АСегмент ВИсследуемыемоделиСДЕСДЕ

Многофакторная модель позволяет определить узкие места при разработке товара и воздействовать на них через стимулы общей заинтересованности всех служб предприятия в завоевании доли рынка.

Главными доводами в пользу проведения, сегментации являются следующие:

. Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, характер поведения на рынке и т.п.)

. Обеспечивается лучшее понимание природы конкурентной борьбы на конкретных рынках. Исходя из знания данных обстоятельств, легче выбирать рыночные сегменты для их освоения и определять, какими характеристиками должны обладать продукты для завоевания преимуществ в конкурентной борьбе.

. Предоставляется возможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования.

. При разработке планов маркетинговой деятельности учитываются особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности на требования конкретных рыночных сегментов.


.3 Критерии сегментации


Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев сегментации. При этом надо проводить различие между критериями сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и др. Так, при сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др. [2]

Основными признаками сегментации по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.

Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.

Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.

Психографическая сегментация - деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.

Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения характер использования продукта или реакции на него.

В соответствии с отношением выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.

Сегментация по обстоятельствам применения - деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения идеи, совершения покупки или использования продукта.

Сегментация на основе выгод - деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте.

Статус пользователя характеризует степень регулярности использования какого-то продукта его пользователями, которые делятся на не использующих продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, на пользователей-новичков и на регулярных пользователей.

Интенсивность потребления - показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.[7]

Степень лояльности характеризует степень лояльности, приверженности потребителя определенной марке продукта, обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.

Стадия готовности покупателя - характеристика, в соответствие с которой покупателей классифицируют на неосведомленных и осведомленных о продукте, на заинтересованных в нем на желающих его купить и на намеренных его купить.

При сегментации рынка продукции производственно-технического назначения в первую очередь используются следующие критерии: географическое местоположение; тип организации, приобретающей товар: размер закупок; направления использования купленных товаров.

Сегментация может осуществляться также при последовательном применении нескольких критериев. Важно, чтобы сегменты не оказались слишком малочисленными, т.е. невыгодными для коммерческого освоения. В качестве примера можно привести сегментацию рынка потребителей алюминия.


Рисунок 2 - Сегментация потребителей по продукту


.4 Выбор целевых сегментов рынка


Маркетинговое сегментирование вскрывает возможности различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать продавцу. После этого фирме предстоит решить:

) сколько сегментов следует охватить;

) как определить самые выгодные для нее сегменты.

Рассмотрим обе эти проблемы по очереди.

Фирма может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.

Недифференцированный маркетинг. Возможно, фирма решиться пренебречь различиями в сегментах и обратиться ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она центрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общее. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему количеству покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Она стремиться придать товару образ превосходства в сознании людей. Недифференцированный маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, поддержанию его запасов и транспортировке невысоки. Отсутствие необходимости в маркетинговых исследованиях сегментов рынка и планировании в разбивке по этим сегментам способствуют снижению затрат. Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка. Когда к подобной практике прибегают несколько фирм одновременно, в крупных сегментах возникает интенсивная конкуренция, а покупатели в более мелких сегментах получают меньше удовлетворения.

Дифференцированный маркетинг. В данном случае фирма решает выступить на нескольких сегментах рынка и разрабатывает для каждого их них отдельное предложение. Предлагая разнообразные товары, фирма надеется добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых ею сегментов рынка. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок, поскольку именно товар фирмы соответствует желаниям потребителей, а не наоборот.

Концентрированный маркетинг. Многие фирмы видят для себя и третью маркетинговую возможность, особенно привлекательную для организаций с ограниченными ресурсами. Вместо концентрации усилий на небольшой доле большого рынка фирма концентрирует их на большой доле одного или нескольких субрынков. Можно привести несколько примеров такого концентрированного маркетинга. Например, фирма-производитель компьютеров и офисной техники выпустила дорогие калькуляторы. Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта, фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности.

В то же время концентрированный маркетинг связан с повышенным уровнем риска. Избранный сегмент рынка может не оправдать надежд, как случилось, например, в Европе, когда молодые женщины перестали покупать спортивную одежду, а перешли на классические костюмы. А может случиться и так, что в выбранный вами сегмент рынка захочет внедриться конкурент. С учетом этих соображений многие фирмы предпочитают диверсифицировать сою деятельность, охватывая несколько разных сегментов рынка.

Выбор стратегии охвата рынка. При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:

. Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия дифференцированного маркетинга.

. Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров, таких, как грейпфрут или сталь. Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции, например, фотоаппарат и машины, больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга.

. Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать всего один вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга.

. Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.

. Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратеги недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.[7]


.5 Требования для эффективности сегментации


Без сомнения, существует много способов сегментации рынка, - но не все из них эффективны. Например, потребители столовой соли могут быть разделены на брюнетов и блондинов. Но цвет волос никак не влияет на объем спроса на соль. Следовательно, если потребители приобретают соль каждый месяц, по одинаковой цене и, предположительно, одинакового качества, сегментация этого рынка не принесет ощутимой выгоды.

Чтобы быть полезными, рыночные сегменты должны удовлетворять следующим характеристикам:

Измеряемость - степень, с которой размер и покупательная способность рынка может быть измерена. Например, практически невозможно определить количество левшей: ни в каких статистических сборниках это не указано. Обычные информационные базы компаний также не содержат подобных указателей.

Доступность - степень, с которой рынка можно достичь и обеспечить необходимым количеством продуктов.

Реальность - степень прибыльности и размера сегмента. Фирма должна ориентировать свою маркетинговую стратегию на самую большую гомогенную группу потребителей, - например, производитель никогда не будет делать автомобиль для людей, чей рост ниже 1,20 м. - только на заказ.

Действенность - степень, с которой эффективная маркетинговая программа может быть использована для привлечения потребителей. Например, маленький самолет может удовлетворять 7 рыночных сегментов, но у директора компании не хватает способностей и возможностей добиться успеха на всех рыночных секторах. [3; 7]


1.6Методы сегментирования


Можно выделить некоторые "базовые" методы сегментирования. Важнейшим из них является кластерный анализ потребителей (таксономия). Кластеры потребителей формируются объединением в группу тех, кто дает сходные ответы на заданные вопросы. Покупатели могут быть объединены в кластер, если они имеют сходный возраст, доход, привычки и т.п. Сходство между покупателями основывается на разных измерителях, но часто в качестве меры сходства используется взвешенная сумма квадрата различий между ответами покупателей на вопрос. Выходом алгоритмов кластеризации могут быть иерархические деревья или объединение потребителей в группы. Существует достаточно большое количество кластерных алгоритмов.

Например, в США широко распространен кластерный анализ систем, называемый PRIZM, который начинает кластеризацию, сокращая набор из 1000 возможных социально-демографических показателей. Данная система формирует социально-демографические сегменты для всей территории CШA. Так, выделен кластер 28 - семьи, которые попали в этот кластер, включают лиц с наиболее успешной профессиональной или управленческой карьерой. Этот кластер также отражает высокий доход, образование, собственность, приблизительно средний возраст. Хотя данный кластер представляет только 7% населения США, он является критическим для предпринимателей, продающих дорогие товары. Существуют другие примеры сегментации потребителей на основе кластерного анализа. Например, среди "психологических" секторов весьма важное место занимает "отношение потребителя к новизне товара" (рис. 3).


Рисунок 3 - Классификация потребителей


Как видно из приведенных данных, наибольшее число потребителей относится к числу обычных покупателей.

Сегментация потребителей на основе кластерного анализа является "классическим" методом. В то же время существуют приемы сегментирования рынка на основе так называемой "продуктовой сегментации" или сегментации рынка по параметрам продукции. Она имеет особенно важное значение при выпуске и сбыте новых изделий. Особое значение приобретает сегментация по продукту, базирующаяся на изучении долгосрочных тенденций на рынке. Процесс разработки и производства нового изделия, завершения крупных инвестиционных программ требуют достаточно продолжительного периода, и правильность результатов анализа рынка, оценки его емкости здесь особенно важна. В условиях работы на традиционный рынок стандартной продукции расчет его емкости может быть осуществлен путем использования метода суммирования рынков. В современных условиях для повышения своей конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка предприятию уже недостаточно проводить сегментацию рынка только в одном направлении - определение групп потребителей по каким-то признакам. В рамках интегрированного маркетинга необходима еще и сегментация самого изделия по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам. С этой целью используется метод составления функциональных карт - проведение своего рода двойной сегментации, по изделию и потребителю. «Функциональные карты» могут быть однофакторными (сегментация проводится по какому-то одному фактору и для однородной группы изделий) и многофакторными (анализ того, для каких групп потребителей предназначена конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для продвижения продукции на рынке). С помощью составления функциональных карт можно определить, на какой сегмент рынка рассчитано данное изделие, какие его функциональные параметры соответствуют тем или иным запросам потребителей.

При разработке новой продукции данная методика предполагает, что должны учитываться все факторы, отражающие систему потребительских предпочтений, и одновременно технические параметры нового изделия, при помощи которых можно удовлетворить запросы потребителя; определяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений; все выбранные факторы ранжируются по степени значимости для каждой из групп потребителей.

Такой подход позволяет уже на стадии разработки увидеть, какие параметры изделия нуждаются в конструкторской доработке, или определить, есть ли достаточно емкий рынок для данной модели.

В мировой практике используются два принципиальных подхода к маркетинговому сегментированию или методы сегментирования.[5, 6]

В рамках первого метода, именуемого "а рriory", предварительно известны признаки сегментирования, численность сегментов, их количество, характеристики, карта интересов. То есть подразумевается, что сегментные группы в данном методе уже сформированы. Метод "а рriory" используют в тех случаях, когда сегментирование не является частью текущего исследования, а служит вспомогательным базисом при решении других маркетинговых задач. Иногда этот метод применяют при очень четкой определенности сегментов рынка, когда вариантность сегментов рынка не высока. "A priory" допустим и при формировании нового продукта, ориентированного на известный сегмент рынка.

В рамках второго метода, именуемого «post hoc» ( cluster based), подразумевается неопределенность признаков сегментирования и сущности самих сегментов. Исследователь предварительно выбирает ряд интерактивных по отношению к респонденту (метод подразумевает проведение опроса) переменных и далее в зависимости от высказанного отношения к определенной группе переменных, респонденты относятся к соответствующему сегменту. При этом карта интересов, выявленная в процессе последующего анализа, рассматривается как вторичная. Этот метод применяют при сегментировании потребительских рынков, сегментная структура которых не определена в отношении продаваемого продукта.

Сегментирование по методу "a priory". При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит рынок, обычно руководствуются целевой функцией - определение наиболее перспективного сегмента. Очевидно, излишним при формировании выборки является включение в нее сегментов, чей покупательский потенциал достаточно мал по отношению к исследуемому изделию. Количество сегментов, как показывают исследования, не должно превышать 10, превышение обычно связано с излишней детализацией признаков сегментирования и ведет к ненужному "размыванию" признаков.

Например, при сегментации по уровню дохода рекомендуется разбивка всех потенциальных покупателей на равные по объему сегменты, с учетом того, чтобы объем каждого из сегментов был, по крайней мере, не меньше предполагаемого объема реализации услуг, основанного на знании производственных мощностей предприятия. Наиболее удачным примером, поясняющим вышесказанное и демонстрирующим возможность разбивки потенциальных потребителей на устойчивые сегментные группы, может послужить сегментация населения по признаку дохода, когда все население разбивается на пять 20%-ых групп. Представленное распределение объема доходов по пяти 20%-ым группам населения приводится регулярно в статистических сборниках и сводках, аналогично представленному в табл. 3 [6]


Таблица 3 - Распределение объема доходов по группам населения, %"

% населенияНаименование группы населенияАпрель 2004Апрель 2005Апрель 200620%"нижняя"10.606.8078020%"нижняя средняя"15.3011.6012.7020%"средняя"19.2016.4017.3020%"высокая"23.8023.20234020%"элит класс"31.1042.0038.80

Очевидно удобство работы с такими сегментными группами, особенно в плане отслеживания их емкости. Сегментирование потребителей промышленных рынков по методу "a priory" производится в соответствии с двумя возможными ситуациями в отношении типа потребителей:

а) все возможные потребители рынка "известны" и их перечень можно составить (количество потребителей не превышает 50 фирм)

б) потребителей достаточно большое число, их состав часто меняется, и составить их определенный список невозможно.

В случае а) при наличии крупных потребителей, производится их списочное описание, то есть рассматривается полный список всех потребителей. Такой метод в отношении потребителей промышленного рынка называется "полной переписью верхней прослойки потребителей". Применение этого метода дает возможность определить емкость потребительского рынка, которая рассматривается как сумма потребностей предприятий из сформированной переписи.

Во втором подходе к описанию потребителей промышленного рынка, когда численность предприятий-потребителей, составляющих сегмент, достаточно высока и отсутствует возможность формирования "полной переписи", применяют сегментирование по обусловленным признакам, связанным с деятельностью промышленного предприятия или его характеристиками. Такими признаками могут быть составляющие финансовых показателей промышленного предприятия (величина оборота, прибыльность деятельности, величина основных фондов и т п.), особенности структуры или схемы принятия решения о покупке, кадровый состав и похожие показатели. Выбор показателей предприятия, признаков сегментирования в этом случае обусловлен сущностью услуг или продуктов, которые предполагается оказывать или поставлять этим предприятиям. Пример - сегментирование промышленных предприятий по величине торгового оборота и сферам деятельности представлен в таблице 4. [6]


Таблица 4 - Сегментация предприятий по величине торгового оборота и сферам деятельности "

СегментХарактеристики сегментаМелкие фирмыСемейные предприятия с ограниченными финансовыми возможностями. Отсутствие административного аппарата, минимум планирования. Сфера деятельности территориально ограничена. Коммерческий успех связан политикой 1-2 ключевых лиц. Финансовая экспертиза ограничена советами банка или дипломированных бухгалтеровСредние фирмыСфера услугБольшое число работников. Потребность в долгосрочных источниках финансирования для расширения операцийРозничная торговляБольшое число работников. Большой объем бухгалтерской и счетной работы, а также операций с наличнымиОбрабатывающая промышленностьПроблемы финансирования. Потребность в помещенияхКрупные фирмыСфера услуг иОриентация на экспансию и захват рынков.СегментХарактеристики сегментарозничная торговляНаличие широкой сети филиалов с обширным персоналом по реализации и административного контроляОбрабатывающая промышленностьБольшая потребность в капиталовложениях в здания и оборудование. Стремление вводить новые продукты, что порождает необходимость в научно-исследовательских работах. Постоянное стремление к завоеванию новых рынков особенно за границейСельское хозяйствоВысокий уровень специализации производства. Сезонные проблемы с наличностью. Относительно низкая отдача капитала

Метод "К-сегментирования" ("post hoc" метод). Метод "К-сегментирования" ("post hoc" метод) направлен на поиск признаков сегментирования с последующим отбором сегментов. Метод подразумевает, что существует потребительский рынок, структура которого не известна и не может быть определена "a priory" по задаваемым признакам.

Условия эффективности реализации метода:

. Наличие у фирмы минимум 100 клиентов (покупателей или лиц, которым оказывается услуга) в месяц.

. Возможность проведения опроса клиентов фирмы.

. Наличие специального программного обеспечения "ДА-система 4.0" (фирмы "Контекст") или STATISTICA 4.3 (фирмы StatSoft).

Этапы сегментирования:

. Определение возможных признаков сегментирования. Очевидно, что признаки сегментирования не могут быть определены без соответствующего изучения потребителей. Но, тем не менее, всегда существует возможность предположить возможные признаки сегментирования. Во-первых, можно опросить продавцов фирмы, непосредственно осуществляющих продажи клиентам на предмет способов возможного деления потребителей. А во-вторых, можно воспользоваться социально-доходными и социально-демографическими признаками сегментирования (пол, возраст доход, профессия и т.п.).

. Проведение опроса. На втором этапе составляется опросный лист и проводится опрос (в любой форме: письменный, устный, групповая беседа, полевой эксперимент, опрос техническими средствами). Целью опроса является отнесение каждого из клиентов к определенным дифференцированным пунктам выбранных на втором этапе признаков сегментирования. Указанное условие (наличие дифференцированных пунктов в каждом вопросе) определяет необходимость формирования только закрытых вопросов. Опрашиваются только клиенты компании, купившие товар или услугу (или находящиеся на обслуживании) в локальном промежутке времени, предпочтительно в течение 1 месяца. Дифференцированным пунктам каждого вопроса присваиваются соответствующие порядковые номера, которые будут заноситься как вариант ответа респондентом на вопрос. Результаты опроса заносятся в соответствующую программу.

. Определение "пригодных" признаков сегментирования. Степенью "пригодности" определенного признака сегментирования можно считать наличие определенной математической корреляции между парой предполагаемых признаков (наличие корреляции между вопросами в данном исследовании). Наличие высокого уровня корреляции (наибольшее значение вычисленного математического коэффициента корреляции) указывает на присутствие взаимосвязи между признаками, то есть на возможность их совместного использования. А выделить устойчивую сегментную группу можно только на пересечении двух признаков сегментирования.

. Выделение сегментов. На основе полученных признаков сегментирования можно сформировать сегментные группы (также называемые "потребительские сегменты). Обычно их количество не превышает 5-6 групп. Группы с наиболее высоким процентом выделяются как сегменты рынка.

. Формулировка сегментов. На последнем этапе выделенным сегментам дают описание и присваивают специальные маркетинговые прозвища - например, для новых клиентов - "новичок", для старых - "старожила". На базе этих выделенных сегментов можно производить дальнейшее проектирование, модернизацию или позиционирование продукта.


.7 Критериальная оценка перспективных сегментов


Завершающей стадией формирования сегментных групп является "критериальная оценка" выделенных сегментов, в рамках которых рассматривается их соответствие ряду маркетинговых критериев успешности позиционирования на них продуктов.

Рассматривают несколько критериальных оценок:

Соответствие емкости сегмента - положительным параметром можно считать возможность направить все производственные мощности предприятия на работу в данном сегменте, т.е. емкость сегмента должна быть больше или равна производственной мощности предприятия.

Критерий доступности сегмента - для предприятия: анализ этого вопроса дает руководству информацию, есть ли у него возможность начать продвижение своих услуг на выбранном сегменте или еще предстоит позаботиться о формировании сбытовой сети и налаживании отношений с посредниками. То есть стоит вопрос: работало предприятие ранее с этим сегментом?

Критерий существенности сегмента - это оценка того, насколько эта группа потребителей устойчива по своим основным объединяющим признакам. Является ли данный сегмент растущим, устойчивым или уменьшающимся, стоит ли на него ориентировать свои производственные мощности.

По критерию совместимости сегмента с рынком основных конкурентов руководство предприятия должно получить ответ на вопрос, в какой степени основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка.

1.8Позиционирование товара


Обычно потребители выбирают те товары и услуги, которые представляют для них наибольшую ценность. Поэтому, для того чтобы завоевать и удержать потребителей, компании необходимо более глубокое по сравнению с конкурентами понимание нужд потребителей, а также самих процессов совершения покупки и предоставление потребителям товаров и услуг, предоставляющих для них большую ценность, чем аналогичные товары и услуги конкурентов. Компания достигает конкурентного преимущества в той мере, в какой она способна занять позицию, при которой она обеспечивает потребителям своего целевого рынка наивысшую ценность либо за счёт предложения товаров и услуг по более низким по сравнению с конкурентами ценам, либо за счёт предоставления потребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены на товары и услуги. Если компания позиционирует свой товар посредством предложения более высокого качества или большего объёма услуг, она затем должна будет предоставить обещанное качество и услуги. Таким образом, позиционирование начинается с дифференциации маркетингового предложения компании с тем, чтобы оно несло большую ценность для потребителей, чем предложения конкурентов. Каждое рыночное предложение или же предложение компании может быть дифференцировано по товару, услугам, персоналу или имиджу.

Когда компания определилась с тем, на какие именно сегменты рынка она собирается выйти, ей необходимо принять решение относительно того, какие "позиции" ей желательно было бы в этих сегментах занять.

Позиционирование товара - это способ, в соответствии с которым потребители идентифицируют тот или иной товар по его важнейшим характеристикам. Позиция товара - место, занимаемое данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами.

Можно выделить три варианта позиционирования:

. Первая стратегия направлена на укрепление в сознании потребителей текущей позиции марки.

. Вторая стратегия заключается в том, чтобы найти новую незанятую позицию, которая представляет ценность для достаточно большого числа потребителей и занять её.

. Третья стратегия заключается в том, чтобы вытеснить конкурентов с их позиции либо осуществить позиционирование, которое связано, как правило, с проникновением в новые потребительские сегменты или на новый рынок.

Для некоторых компаний выбор стратегии позиционирования не составляет особого труда. Например, компания, хорошо известная в определённых сегментах рынка высоким качеством своих товаров или услуг, при проникновении в новый сегмент будет придерживаться этой же позиции, если в этом сегменте имеется достаточное количество потребителей, ценящих высокое качество как дополнительное преимущество. Во многих случаях на одну и ту же позицию претендуют две или более фирм. В таком случае, каждая из них будет стремиться найти свои способы выделить себя среди конкурентов. Каждая компания должна дифференцировать своё предложение путём создания уникального набора взаимосвязанных конкурентных преимуществ, привлекательных с точки зрения представительной группы в рамках данного сегмента.

После того как компания идентифицировала множество возможных конкурентных преимуществ, которые могут быть положены в основу позиционирования, она должна осуществить правильный выбор наиболее существенных конкурентных преимуществ и суметь эффективно довести выбранную позицию до рынка.

Предположим, что компании повезло настолько, что она обнаружила у себя несколько потенциальных конкурентных преимуществ. В этом случае ей необходимо выбрать те из них, на которых она будет строить свою стратегию позиционирования. Ей необходимо принять решение о том, сколько отличительных особенностей своих товаров и услуг следует рекламировать и поддерживать и какие именно. Ниже приведены некоторые критерии, в соответствии с которыми следует выбирать отличительные особенности при позиционировании.

  • Значительность. Данная отличительная особенность представляет целевым потребителям такое преимущество, которое они могут оценить как значительное.
  • Характерность. Конкуренты не предлагают данной отличительной особенности, иди же компания может обеспечить её предложение более специфическим способом.
  • Превосходство. Данная отличительная особенность превосходит все другие способы, с помощью которых потребители могут получить аналогичные преимущества.
  • Наглядность. Смысл данной отличительной особенности может легко доведён до потребителей и является для них очевидным.
  • Защищённость от копирования. Конкуренты не смогут легко скопировать эту отличительную особенность.
  • Доступность. Покупатели должны быть в состоянии позволить себе заплатить за эту отличительную особенность.
  • Прибыльность. Внедрение данной отличительной особенности будет для компании прибыльным.

Как говорилось выше, позиция товара - это способ, в соответствии с которым потребители идентифицируют тот или иной товар по его важнейшим характеристикам - место, занимаемое данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами. Для того чтобы выбранная позиция работала, она должна стать достоянием потребителей. Поэтому, после того как позиция выбрана, компании следует предпринять ряд шагов для того, чтобы, во-первых, довести требуемую позицию до сведения целевых потребителей, и, во-вторых, предоставить эту позицию в их распоряжение.

Все действия компании, направленные на завоевание целевого сегмента (цена товара, выбор каналов распределения, рекламные средства, слоган, оформление и др.) должны соответствовать выбранной методике позиционирования. Все вместе они способствуют успешному продвижению товара на рынке.[3;7]

При позиционировании товара возникает задача количественного изучения конкурирующих товаров. Для сравнения позиций товаров обычно используются карты восприятия. Карта восприятия товара показывает в пространстве критериев восприятия место каждого конкурирующего товара относительно выделенных сегментов рынка. В данном разделе я постараюсь освятить пять основных этапов: выявление проблемы и формирование целей, отбор источников информации, сбор информации, анализ собранной информации, предоставление полученных результатов.

На первом этапе, в конкретной ситуации, формирование проблемы и цели исследования состоит в следующем: проблема - появление магазинов-конкурентов, и как следствие, снижение спроса на продукцию РУП ОРС Бел.Ж.Д. То есть, в ходе исследования нужно ответить на вопросы: 1) какие качества в продуктах магазинов-конкурентов привлекают покупателей, 2) каким образом можно привлечь к покупке продукции РУП ОРС Бел.Ж.Д. большее количество покупателей? Целью исследования предлагаемых товаров и запросов потребителей является сбор первичных данных, проливающих свет на проблему, помогающих выработать идею более совершенного товара. На втором этапе необходимо определить вид интересующей информации. Очевидно, что это - первичные данные - информация, собранная впервые для сформулированной выше цели. Существует три способа сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент и опрос. В данном случае наиболее приемлемым оказывается метод опроса, с помощью которого можно получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности предлагаемыми товарами.

Общая логика проведения изучения как своих, так и конкурирующих товаров сводится к следующему. Сначала разрабатывается анкета, в которой помимо общих свойств потребителей, задаются вопросы о восприятии качественно-вкусовых параметров продуктов. Затем проводится обработка собранных данных о товаре. И как конечный результат - получение сведений о предпочтениях потребителей и принятие конечного решения о выпуске нового продукта или увеличении объема выпуска уже существующего на рынке товара.

Существуют определенные правила составления анкеты. Анкета должна состоять из трех частей:

. Вводная часть

. Основная часть

. Паспортичка

. Завершающая часть, благодарность за работу

Вводная часть

Главная задача - пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты.

Она содержит:

. Обращение (уважаемый читатель, житель, гражданин и т.д.

. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.

. Цель и задачи исследования, значимость решения поставленных задач.

. Значимость роли респондента для решения этих задач.

. Гарантию анонимности.

. Указание о технике заполнения анкеты.

. Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому.

Основная часть

Первыми обычно идут контактные вопросы, основная цель которых - заинтересовать респондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу.

После контактных вопросов ставятся основные. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.

Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку.

Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты.

На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная задача которых - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.

Паспортичка.

В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др. Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты.

По форме представления вопросы бывают следующих типов: с открытым и закрытым окончанием. Часто их называют «открытыми» и «закрытыми».

Вопросы с закрытым окончанием предполагают наличие после вопроса подсказок, из которых опрашиваемый выбирает подходящий ответ. Это облегчает весь процесс ответа респондентов, позволяет автоматизировать обработку анкет и представление результатов.

Иногда используются полузакрытые вопросы, когда вместе с готовыми вариантами ответов оставляется пустое место для другого варианта.

Дихотомические вопросы - такие, которые имеют всего два альтернативных ответа: Да или Нет. Такие вопросы часто применяются в разделах «паспортички», когда получают портрет респондента.

Вопросы с открытым окончанием означают, что опрашиваемый должен в пропущенные места после формулировки вписать свое мнение в свободной форме.

По функциональному назначению вопросы можно классифицировать на основные, фильтры, зондирующие и детекторные. Основные вопросы призваны получить ответы для решения задачи опроса. По ходу вопросника возникают ситуации, когда респондент, в зависимости от излагаемых условий, должен выбрать ту или иную ветвь продолжения ответов. Другими словами в анкете помещается условный оператор, в соответствии с которым респондент, удовлетворяющий условию 1, должен перейти к вопросу N, а удовлетворяющий условию 2 - к вопросу M.

Зондирующие вопросы предназначены для того, чтобы направить опрос в нужном направлении, когда на то имеется необходимость. Например, если в ходе интервью не получен ответ на вопрос: «Кто в компании принимает решение о закупках вычислительной техники?», то можно его сформулировать следующим образом: «Принимает ли директор решение о закупке вычислительной техники? Если директор отсутствует, кто сможет принять решение? Кто еще может принимать такое решение о закупках?»

Вопросы-детекторы применяются для проверки достоверности и объективности получаемой в опросе информации.

2. Сегментация рынка применительно к конкретному предприятию


.1 Краткая характеристика деятельности РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги


Республиканское торгово-производственное дочернее унитарное предприятие «Отдел рабочего снабжения Могилевского отделения Белорусской железной дороги» создано на неопределенный срок, в результате реорганизации торгово-производственного дочернего предприятия «Отдел рабочего снабжения станции Могилев РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» путем присоединения к нему: торгово-производственного дочернего предприятия «Отдел рабочего снабжения станции Осиповичи РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги»; торгово-производственного дочернего предприятия «Отдел рабочего снабжения станции Бобруйск» РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги»; торгово-производственного дочернего предприятия «Отдел рабочего снабжения станции Кричев» РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги», - на основании приказа Начальника Белорусской железной дороги № 140Н от 10.16.2003 г., а также приказа Начальника РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» №127 от 18.07.2003 г. И являющееся правопреемником всех имущественных и неимущественных прав и обязательств вышеназванных предприятий. Свою деятельность РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги осуществляет в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, действующими законодательством, а также в соответствии с приказами и распоряжениями Объединения «Белорусская железная дорога», Учредителя, уставом торгового предприятия.

Учредителем РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги является транспортное республиканское унитарное предприятие «Могилевского отделение Белорусской железной дороги». Юридический адрес и место нахождение Учредителя - г. Могилев, ул. Первомайская, 109.

Местонахождение РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги: Республика Беларусь, г. Могилев, Первомайская, 99.

РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги имеет обособленное структурное подразделение: магазин № 36, Республика Беларусь, Г. Могилев, ул. Гришина, 4а, осуществляющее продажу населению продовольственных товаров, часть которых - продукция собственного производства (хлеб, хлебобулочные, кондитерские изделия).

Основными целями деятельности РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги являются:

своевременное и качественное торговое обслуживание работников железнодорожного транспорта и населения, а также пассажиров товарами народного потребления;

расширение производственно-торговой деятельности;

удовлетворение социальных и экономических интересов коллектива;

получение прибыли.

Предметом деятельности РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги является торгово-производственная деятельность.

Предприятие реализует свою работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных Республикой Беларусь - по ценам и тарифам, регулируемых государством.

Таблица 5 - Технико-экономические показатели деятельности РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги за 2011 год

Показатель, млн. руб.2010 год2011 годТемп роста, %Выручка от реализации товаров4559353210116,7Себестоимость реализованной продукции2960435061120,3Прибыль (убыток) от реализации1448156,3Чистая прибыль (убыток)Нет данных34-Численность работников924945102,3

Данные в таблице приведены на основании Бухгалтерского баланса предприятия и Отчета о прибылях и убытках.


.2 Рекомендации по поведению сегментирования РУП ОРС Бел. Ж. Д.


Предприятию РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги необходимо в первую очередь ориентироваться на социально-экономические показатели и демографические признаки сегментирования. Такие показатели как уровень доходов и состав семьи на прямую влияет на частоту и объем покупок.. Самым эффективным методом сегментирования будет метод «К-сегментирования».

Одной из задач, решаемой службой управления маркетингом, обусловленных необходимостью обеспечения эффективного функционирования фирмы является установление целевых сегментов на выбранных рынках. Таким образом проводить сегментирование должны специалисты по маркетингу. Для начала необходимо провести кабинетное исследование, а затем полевое. Необходимо оценить все имеющиеся данные о покупателях, затем воспользоваться первичной информацией. Полевое исследование нужно провести с помощью количественного метода, а именно опроса. Опрос провести с помощью анкетирования. Для анкетирования разрабатывается специальный бланк анкета. В анкете одновременно с указанием вопросов, как правило, приводятся возможные ответы на них. Это позволяет опрашиваемым при минимуме затрат времени ответить на поставленные вопросы, а исследователю упростить процесс обработки собранной информации. Анкетные опросы проводятся как в устной, так и в письменной форме. После того как анкеты заполненены, необходимо, чтобы специалист по маркетингу обработал собранную информацию и систематизировал ее в графики и таблицы, что бы наглядно оценить сложившуюся ситуацию на представленном рынке.

3. Выделение сегментов рынка для магазина 36 РУП ОРС Бел. Ж. Д.


Анализ потребителей проводился по магазину-гастроному № 36 РУП ОРС Бел. Ж. Д., расположенному по адресу: г. Могилев, ул. Гришина, 4а. Данный магазин осуществляет продажу населению продовольственных товаров, часть из которых - продукция собственного производства: хлеб, хлебобулочные, кондитерские изделия.

Выделение сегментов проводилось по методу «К-сегментирования» («post hoc» метод), направленного на поиск признаков сегментирования с последующим отбором сегментов рынка. Метод подразумевает, что существует потребительский рынок, структура которого не известна. На начальной стадии определялись признаки сегментирования потребителей: социально-доходные и социально-демографические. Затем - проведение опроса, который проходил в письменной форме. Составлялся опросный лист, который раздавался покупателям на входе в магазин. На заполнение опросного листа у каждого покупателя уходило не больше 3-х минут. Цель опроса - отнесение каждого покупателя к определенным пунктам, указанным в каждом вопросе. Опрашивались покупатели, посетившие магазин в течение 2-ух недель.

Образец анкеты магазина-гастронома № 36 РУП ОРС Могилевского отделения Белорусской железной дороги находится в приложении А.

Анкеты для опроса потенциальных и актуальных покупателей содержали по 17 вопросов, сфокусированных на решение следующих задач:

·составление социально-демографического портрета потребителя, выявление мотивов предпочтения при выборе места покупки продовольственных товаров,

·изучение потенциального спроса,

·исследование особенностей рынка и конкуренции,

·изучение сильных и слабых сторон конкурентов, какие сегменты рынка обслуживаются ими наилучшим образом,

·анализ имиджа предприятий розничной торговли.

Семьи с одним взрослым (старше 18 лет) составляют 15%, с двумя - 49%, с тремя 24%. Семьи без детей составляют - 67%, с одним ребенком - 21%, с двумя - 11%, а с тремя и более детьми - менее 1%.

Ниже представлено распределение ответов в процентах на вопрос: «Кто в Вашей семье чаще всего приобретает продовольственные товары?»:


До 18 лет18-25 лет26-35 лет36-50 лет51-60 летСтарше 61 годаИтогоЖенщина0.747.4316.3428.7112.388.9174.5Мужчина0.252.975.29.163.963.9625.5

На рисунке представлено распределение семей по среднемесячному расходу на продукты питания. Эти данные следует анализировать одновременно с информацией о том, какую долю в бюджете семьи составляют расходы на продукты питания:

Большая часть респондентов (54 %) ответила, что на продукты питания уходит практически весь семейный бюджет, 32 % опрошенных указало, что на продовольственные продукты тратится 3/4 дохода, 13% участвующих в опросе сказали, что на продукты питания тратится около половины бюджета и лишь 1% респондентов указал, что на продукты питания уходит менее 1/4 бюджета.


Рисунок 4 - Кривая распределения семей по среднемесячному доходу.

По оси Х на данном графике указан среднемесячный доход потребителей (в тыс. бел. руб.), по оси У - сколько процентов опрашиваемых ответило, что имеет определенный доход.

Как видно из графика, большая часть (48,9%) посетителей магазина ответило, что они имеют среднемесячный доход в пределах от 500 тыс. - до 1 млн. руб. (средний заработок - 750 тыс. руб.), 22, 01% опрашиваемых указало, что имеет средний доход 1 млн. 250 тыс. руб., 8,58% ответило, что имеет средний доход 1 млн.750 тыс. руб. Далее ответы расположились следующим образом - 3,73% имеют доход 2 млн.250 тыс. руб., 1,87% - 2750 тыс. руб., и 0,75% - 3250 тыс. руб. По графику видно, что 16,79% населения имеют доход менее 500 тыс. руб., средний доход - 250 тыс. руб., что составляет лишь необходимый прожиточный минимум человека.

Ответы на вопрос «Благодаря каким факторам Вы выбрали именно данный продукт среди имеющегося ассортимента» распределились в следующей последовательности: на первом месте для большинства покупателей стоит в первую очередь цена, чуть отстает по значимости качество товара (очередность данных показатели меняется в зависимости от уровня доходов респондентов), далее идут известность производителя, расфасовка, привлекательность упаковки, полезность продукта. 3% покупателей ( преимущественно мужчины, ответили, что взяли первый попавшийся продукт.

На основании этих данных можно сделать вывод, что посетители данного магазина-гастронома - люди со средним уровнем дохода, а соответственно, в товарах они будут искать оптимальное сочетание уровня качества и цены. Разумеется, эти данные отражают покупательную способность населения, проживающего в одном микрорайоне, и отличаются от данных по городу в целом, а тем более по области. Но, для целей нашего исследования важно знать данные о потенциальных покупателях.

В таблице приведены данные о частоте потребления продуктов по товарным группам. На основе анализа частоты потребления продуктов по группам покупателей с различным уровнем дохода, рассчитывается емкость рынка по каждой товарной группе и проводится сегментация покупателей. Для удобства наглядности, самый большой показатель выделен жирным шрифтом, следующий по величине за ним - выделен подчеркиванием.


Таблица 6 - Частота потребления продуктов

Практически ежедневно1-2 раза в неделю1-2 раза в месяцПрактически не потребляемМолочные продукты (молоко, кефир, творог, сметана)37.1344.1216.911.84Масло сливочное38.8721.1313.9626.04Масло растительное74.9014.398.861.85Бакалея (мука, крупы, макаронные изделия, сахар, яйца)80.8814.714.040.37Хлеб97.461.820.360.36Кофе20.5419.7719.7739.92Чай86.257.435.201.12Мясо (говядина, свинина, птица)38.8940.3714.076.67Колбасы9.3636.3338.5815.73Рыба и рыбные продукты7.0136.1652.774.06Овощи65.5620.0010.004.44Фрукты10.9425.2840.0123.77Кондитерские изделия (конфеты, печенье)16.2431.0037.2615.50Табачные изделия51.363.502.3342.81

Конкурентоспособность магазина-гастронома оценивалась по ряду параметров:

·ассортимент;

·качество товара;

·оформление торгового зала;

·удобная раскладка товаров;

·удобный подъезд на автомобиле;

·режим работы;

·отношение персонала к покупателю;

·скорость обслуживания;

·уровень цен.

На основных сегментах рынках конкуренцию Магазину-гастрон № 36 составляют мини-рынок и четыре магазина. Доля рынка остальных торговых точек незначительна, но они создают фон, на котором разворачивается основная конкурентная борьба, и заполняют ниши, не занятые основными конкурентами. Вот что позволяет этим магазинам держаться на плаву:

торговля узким специализированным ассортиментом,

обслуживание небольших групп покупателей,

низкие издержки за счет перевода части выручки «в тень».

На диаграмме конкурентоспособности сравниваются мини-рынок, магазин - гастроном № 36 и один из рядом расположенных магазинов. Приведенная диаграмма точно отражает характер конкуренции между продовольственными магазинами и мини-рынкам. Отличительная особенность мини-рынка состоит в том, он «обыгрывает» магазины только по одной характеристике - уровень цен, но при этом занимает весьма существенную долю рынка по определенным товарным группам. Анализируемый магазин-гастроном на диаграмме показан черными линиями со светлыми точками, основной конкурент мини-рынок - темными линиями с темными точками, один из конкурирующих магазинов - пунктиром.


Рисунок 5 - Оценка конкурирующих торговых точек


Интересно распределились ответы на вопрос: «Назовите несколько наиболее важных для Вас характеристик магазина». Наиболее обеспеченные покупатели назвали качество товара, большой выбор товаров и уровень цен, а покупатели из категорий с минимальными доходами - уровень цен, большой выбор товаров, качество товара. Таким образом, группы покупателей, находящиеся на краях спектра по уровню дохода, следуют правилам: одни предпочитают выбирать дешевый товар из самого лучшего, а вторые лучший из самого дешевого.

Таким образом, данное исследование позволило выделить нам основной сегмент покупателей для магазина-гастронома № 36 РУП ОРС Бел.Ж.Д. - это люди со средним уровнем дохода, которые при выборе товара ориентируются на такие характеристики, как цена, качество, расфасовка, сквозь призму оценок покупателей получить информацию о конкурентах, сформулировать системную оценку потребителей, а также разработать систему мер по расширению объемов продаж для каждого сегмента покупателей.

Заключение


Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующий вывод: одним из основных направлений маркетинговой деятельности является сегментация рынка, позволяющая аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. У фирмы может не хватать ресурсов для того, чтобы работать на своем рынке. Поэтому фирма ищет доходный сегмент, который соответствует ее ресурсам и возможностям. Сегментация рынка заключается в его разделении на относительно четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут быть ориентированы на разные продукты и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий.

Правильно выбранные сегменты увеличивают доходность фирмы. Именно поэтому практическая полезность выделения доходных сегментов рынка очевидна.

В моей работе были рассмотрены основные методы и принципы сегментного анализа маркетинга. В реальности существует гораздо больше методов определения рыночного сегмента. Выбор соответствующего метода - сложная задача, которую каждое предприятие должно решать самостоятельно, опираясь на свои цели, задачи и возможности.

Сегментация имеет преимущества и недостатки, однако обойтись без нее невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определенным сегментам рынка, но не всему рынку. Сегментация рынка может проводиться с использованием различных критериев. Для сегментации рынка основными критериями являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические.

Одним из важнейших этапов сегментации рынка является выбор целевого рынка. Позиционирование рынка - маркетинговая деятельность на целевых рынках, предполагающая анализ позиций продуктов и элементов комплекса маркетинга на выделенных сегментах рынка с целью выявления тех их атрибутов (параметров), которые способствуют завоеванию конкурентных преимуществ. Если все организации будут выпускать одни и те же продукты с одинаковыми атрибутами, использовать одни и те же методы продвижения продукта, оказывать аналогичные сервисные услуги и к тому же иметь одинаковый имидж, то для потребителей все они будут одинаковыми.

Список литературы:


1. Акулич, И.Л. Маркетинг: / И. Л. Акулич.- 7-е изд., перераб. и доп.- Минск:Выш. шк., 2010.-525 с.

. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы, теории и методики: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2002

.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. - СПб: Изд-во, 1999

. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. "Основы маркетинга", издат. дом "Вильямс", М., 1998 г. 704 с.

. Мотышина М.С. Методы и модели маркетинговых исследований: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996

. Акулич, И.Л. Маркетинг: практикум: учеб. пособие / И. Л. Акулич.- 3-е изд., перераб. и доп.- Минск:Выш. шк., 2010.-412 с.

. Алексеев А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг: Учеб.пособие. - СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1998. - 420 с.7 Голубков Е.П. Основы Маркетинга: учебник. - Москва.: Изд-во Финпресс, 2003 - 656 с.

Приложение А


Образец анкеты потребителей РУП ОРС Бел.Ж.Д.


Уважаемые потребители!

Мы проводим маркетинговое исследование, которое поможет выявить соответствие представленных в Магазине № 36 (РУП ОРС Бел.Ж.Д.) продовольственных товаров Вашим ожиданиям и их наиболее предпочтительные для Вас свойства. Вы окажете нам неоценимую помощь, ответив на следующие вопросы:


Ваш возраст:

а) до 12 лет

б) 13 - 24 года

в) 24 - 35 лет

г) 35 - 50 лет

свыше 50 лет


Ваше образование:

а) Неполное среднее

б) Полное среднее

в) Среднее специальное

г) Незаконченное высшее

д) Высшее


Ваш пол:

а) М

б) Ж

4 Ваш профессиональный статус

а) Рабочий

б) Служащий

в) Специалист

г) Учащийся, студент

д) Пенсионер

е) Временно не работающий

ж) Домохозяйка

з) Другое (укажите)_____________


Из скольки человек состоит Ваша семья:

а) один человек;

б) двое взрослых;

в) трое взрослых


Сколько детей в Вашей семье:

а) семья без детей;

б) один ребенок;

в) двое детей;

г) три и более детей.


Какую долю в бюджете семьи составляют расходы на продукты питания:

а) уходит почти весь бюджет;

б) тратится ¾ бюджета;

в) ½ бюджета;

г) менее ¼ бюджета.


Ваш среднемесячный доход составляет:

а) 0 - 500 тыс.руб.;

б) 501- 1000 тыс.руб.

в) 1001 - 1500 тыс.руб.;

г) 1501 -2000 тыс.руб.;

д) 2001 - 2500 тыс.руб.;

е) 2501 -3000 тыс.руб.;

ж) 3001 - 3500 тыс.руб.;

з) более 3501 тыс.руб.


Кто в Вашей семье чаще всего приобретает продовольственные товары?___________________________________________


Сколько денег в среднем вы тратите на продукты питания в месяц?

а) 100-200 тыс. руб.

б) 201-300 тыс. руб.

в) 301-400 тыс. руб.

г) 401-500 тыс. руб.

д) более 500 тыс. руб.


Как часто вы покупаете следующие продукты питания (просьба отметить соответствующий квадрат напротив каждой группы продуктов):


Практически ежедневно1-2 раза в неделю1-2 раза в месяцПрактически не потребляемМолочные продукты (молоко, кефир, творог, сметана)Масло сливочноеМасло растительноеБакалея (мука, крупы, макаронные изделия, сахар, яйца)ХлебКофеЧайМясо (говядина, свинина, птица)КолбасыРыба и рыбные продуктыОвощиФруктыКондитерские изделия (конфеты, печенье)Табачные изделия

12 Соответствует ли купленный товар Вашим ожиданиям:

а) соответствует;

б) частично соответствует;

в) превышает;

г) не соответствует.


Удовлетворены ли вы своей покупкой?

а) удовлетворен (на);

б) частично удовлетворен (на);

в) не удовлетворен (на).


Укажите качества товар (если таковые имеются, которые могли препятствовать его покупке _____________________________________


15 Благодаря каким факторам Вы выбрали именно данный продукт среди имеющегося ассортимента:

а) цена;

б) полезность продукта;

в) качество товара (свежесть, жирность, сладость, вкус и т.д.);

г) известность производителя;

д) привлекательность упаковки;

е) расфасовка;

ж) взял(а) первый попавшийся продукт.


16.


Назовите несколько наиболее важных для Вас характеристик магазина (в порядке значимости):

а) качество товара

б) большой выбор товаров

в) уровень цен

г) уровень обслуживания

д) доступность информации о товарах

е) наличие скидок

ж) внимательные персонал

з) уровень сервиса

и) другое ________________

к) Ответ: _________________

Большое спасибо за Ваши ответы!


Теги: Cегментация рынка  Курсовая работа (теория)  Маркетинг
Просмотров: 53790
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Cегментация рынка
Назад