Формирование конкурентной среды как необходимое условие развития предприятий малого и среднего бизнеса


Формирование конкурентной среды как необходимое условие развития предприятий малого и среднего бизнеса


А.С. Кудаков


Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность, эффективность которой напрямую связана с формированием предприятий малого и среднего бизнеса. Развитие малого бизнеса очень важно для государства с точки зрения диверсифика ции экономики, повышения конкурентоспособности и создания экономической базы для органов самоуправления. В настоящее время в России около 24 млн человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социальноэкономического развития территорий и смягчения социальных про блем. Это занятость и качество жизни населения, обеспечение жителей необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.

Малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, слабой защищенностью от внешних воздействий, финансовой и коммерческой неустойчивостью, отсутствием надежных и доступных финансовых источников, ограниченностью основных фондов, а также сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников, при этом он в значительной степени зависит от инициативы и способностей руководителя предприятия. Все это позволяет выделить малый и сред ний бизнес в особую категорию предприятий.

К малым относятся предприятия численностью до ста человек включительно, среди малых предприятий выделяются микропредприятия численностью до пятнадцати человек. К средним относятся предприятия с численностью от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно.

Для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для субъектов малого и среднего предпринимательства. К микропредприятиям относятся организации с выручкой за год до 60 млн руб., к малым предприятиям до 400 млн руб., к средним до 1000 млн руб. Документ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Балансовая стоимость активов не должна превышать 100 млн рублей, увеличенных на индекс инфляции.

В уставном капитале малых и средних предприятий ограничено участие государственных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, других предприятий, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Их доля не должна превышать двадцать пять процентов.

По данным Министерства экономического развития и торговли количество малых и средних предприятий в России в настоящее время составляет 946 тыс. За год оно увеличилось на 1 0 %. Доля малых предприятий в ВВП составляет 10-12 %, в то время как в развитых странах она равна 50-60 %. На тысячу жителей России приходится около 7 малых предприятий, а в США и Европе от 30 до 35. При этом в Великобритании 46, в Германии 37, в Италии 68, во Франции 35, в США 74, в Японии 50. В России только 19 % занятого населения работает в сфере малого бизнеса, а в Европе 70 %.

Развитие малых и средних предприятий чрезвычайно актуально для России в современный период. Особенность заключается в том, что переход к рыночным отношениям в России начался в условиях чрезвычайно монополизированной экономики. На протяжении длительного времени в нашей стране в основе экономической теории была идея о том, что более высокой эффективности труда можно достичь при повышении концентрации производства и капитала. Реализация этой концепции приводила к строительству крупнейших фабрик и заводов, созданию производственных и торговых объединений, слиянию средних и мелких производственных единиц, ликвидации мелких предприятий, кустарных промыслов, свертыванию ремесленной деятельности.

Однако данная теория, утверждающая что подобным путем можно достичь повышения производительности труда и эффектив ности общественного производства, на практике не подтвердилась. Тотальная концентрация основных средств производства и капитала привела в итоге к повсеместному товарному дефициту и финан совому, а затем и политическому кризису.

Разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий монополистов мало что изменили. Более того, возникли новые монопольные объединения за счет реорганизации бывших союзных и республиканских министерств и превращения их в корпоративные структуры с частичным сохранением рычагов управления отраслями.

Процесс демонополизации экономики, проходил на фоне приватизации и акционирования предприятий, но оказался более длительным и сложным, так как перемена формы собственности предприятия, монопольно владеющего рынком определенных видов товаров или услуг, в лучшую сторону ничего не меняет.

В итоге, несмотря на произошедшие изменения, в ряде ведущих отраслей промышленности Российской Федерации продолжают преобладать предприятия-монополисты.

Изменить ситуацию может развитие малого и среднего пред принимательства. В результате его выхода на рынок возникает реальная конкуренция, являющаяся основой жизнеспособной экономики. При этом предприятия малого и среднего бизнеса в процессе становления сами остро нуждаются в помощи и поддержке. В первую очередь, такая помощь ожидается со стороны государства, которое с помощью различных рычагов должно создавать условия для формирования развитой конкурентной среды, в которой будет место не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса.

Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в России, являются:

недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;

неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития;

затрудненный доступ к источникам финансирования в связи с отсутствием залогового обеспечения и большой стоимостью банковского кредита;

ограниченный доступ к земельным и другим видам ресурсов;

недостаток свободных площадей для размещения объектов малого и среднего предпринимательства;

высокая арендная плата;

высокие тарифы на электроэнергию, теплоэнергию, воду;

наличие административных барьеров, слабая защищённость прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля и в процессе получения разрешительных документов, необходимых для ведения бизнеса;

недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей, особенно в сельской местности;

малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;

неразвитость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в отдалённых муниципальных образованиях;

недобросовестная конкуренция со стороны крупных компаний;

угрозы со стороны криминалитета;

высокая налоговая нагрузка на малый бизнес;

сложность и нестабильность налогового законодательства.

В случае сохранения сегодняшней ситуации, развитие малого и среднего предпринимательства будет носить инерционный характер, что не позволит повысить конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства. Для решения накопившихся проблем, необходимо активное участие всех заинтересован ных сторон, и в первую очередь участие государства всех уровней и ветвей государственной власти.

Базовым документом, определяющим государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, является принятый 24 июля 2007 г. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В частности Законом определены особенности нормативноправового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предусматривающие следующие меры:

1)специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2)упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3)упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4)льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5)особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6)меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7)меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8)меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9)иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона.

На основе федерального закона, субъектами Федерации разработаны региональные законы. 22 апреля 2009 г. Законодательным собранием Ленинградской области принят Закон № 36-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленин градской области». Правительством Ленинградской области разработана долгосрочная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы» и план реализации программы.

В этих документах определены виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области. Это финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, помощь в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в области инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, внешнеэкономической деятельности, сельскохозяйственной деятельности и другие виды и формы поддержки.

Конкретными направлениями поддержки малого и среднего бизнеса с учетом иностранного опыта являются: прямое субсидирование в виде дотаций; субсидирование в виде возвратных ссуд, включая долгосрочные займы; кредитование под низкие проценты; бюджетное субсидирование через закупки продукции и услуг; скидки с цены при покупке земли и недвижимости; скидки с арендной платы; применение льготных тарифов на электроэнергию, теплоэнергию, воду; финансирование научно-исследовательских и опытноконструкторских работ для малого предпринимательства; анализ конъюнктуры рынка, динамики спроса и предложения; создание гарантийных фондов; подготовка квалифицированных кадров; строительство для малого бизнеса производственных и офисных помещений с передачей их в аренду по льготным ценам; государственные и муниципальные инвестиции в экономическую инфраструктуру и др.

Данные направления поддержки в значительной степени нашли отражение в региональной программе по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области.

На реализацию программы из бюджета области выделено около 235 млн рублей, в том числе 2009 г. около 55 млн рублей. Из прочих источников планируется привлечь 226 млн, в том числе в 2008 г. около 43 млн рублей. Это значительные средства, позволяющие решать крупные задачи.

Реализация программы предполагает создание около 5500 субъектов малого предпринимательства, оборот которых составит 1705 млрд рублей, а объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства составит 53,9 млрд рублей.

Известны и некоторые итоги по реализации программы. По состоянию на начало ноября государственную поддержку получили более 190 субъектов, на общую сумму 48 млн рублей: в том числе 46 субъектов малого бизнеса, 3 субъекта среднего бизнеса, и 144 микропредприятия.

В целом можно положительно оценить данные результаты, однако это не решает общей проблемы сохранения и развития малого и среднего бизнеса в Ленинградской области. Несмотря на значительные выделенные средства, их недостаточно для поддержки большого количества существующих и создаваемых малых и сред них предприятий.

Нужны дополнительные меры, связанные не только с оказанием помощи, но и формирующие условия, в которых малые и средние предприятия могли бы успешно функционировать, сотрудничать и конкурировать с крупным бизнесом.

Наряду с проблемами финансирования, одной из основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, является высокая налоговая нагрузка, сложность и нестабильность налогового законодательства.

Развитая и стабильная налоговая система необходимое условие развития экономики, повышения ее эффективности. Совершенствование системы налогообложения выступает важнейшим элементом формирования и развития конкурентной среды. Тем же целям служит антимонопольное законодательство.

Вопрос, сколько собирать налогов, всегда был предметом дискуссии среди теоретиков и практиков. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую Лаффера (американский экономист Артур Лаффер), которая графически отображает зависимость между налоговымии динамикой налоговых поступлений. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.


Рис. Кривая Лаффера


При снижении налоговых ставок на предпринимательство и за работную плату, происходит стимулирование инвестиционного процесса, повышается желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. При повышении налоговых ставок инвестиционный процесс замедляется, снижается предпринимательская активность.

Однозначного ответа, какое значение эффективной налоговой ставки является критическим, не существует. Однако опыт экономически развитых стран показывает, что изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

Часть предпринимателей переходит к поиску методов ухода от налогообложения и стремится концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. То есть высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается.

Для большинства налогоплательщиков привлекательной явля ется низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений.

Основные преимущества для малого бизнеса в экономически развитых странах создает структура налогов и льгот, где ставка налога зависит от размера налогооблагаемой прибыли компании. Кроме того предусмотрены различные льготы, в том числе при осуществлении инвестиций.

Например, в США годовая прибыль до 50 тыс. долларов облагается налогом в 15 %, а налог свыше 18 млн по ставке 35 %. Для предприятий малого бизнеса предусмотрена возможность уплачивать так называемый «альтернативный минимальный налог» (alternative minimum tax, AMT) по твердой ставке 20 %. Право на уплату этого налога имеют малые предприятия, совокупный доход которых за трехлетний период не превышает 5 млн долл. США.


Ставки налога на прибыль корпораций в США

Прибыль, долл. СШАСтавка0 50 00015 %50 001 75 0007 500 долл. США + 25 % над превышением75 001 100 00013 750 долл. США + 34 % над превышением100 001 335 00022 250 долл. США + 39 % над превышением335 001 10 000 000113 900 долл. США +34 % над превышением10 000 001-15 000 0003 400 000 долл. США + 35 % над превышением15 000 001-18 330 0005 150 000 долл. США + 38 % над превышением18 330 001 и более35 %

Такая структура ставок налога на прибыль повышает конкурентные возможности малого и среднего бизнеса. Крупные компании, получающие большие объемы прибыли платят больше налогов, а малый и средний бизнес, получающий меньше прибыли, и налогов платит меньше.

За последнее время много сделано в вопросах совершенствования налогообложения малого бизнеса и в нашей налоговой системе.

В Налоговом кодексе введены специальные налоговые режимы такие как: «Упрощенная система налогообложения» (глава 26.2) и «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (глава 26.3), позволяющие упростить систему уплату налогов и снизить налоговую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса.

Улучшило налоговый климат разрешение применять систему патентов. Патент дает возможность малому бизнесу спокойно работать, при этом он позволяет государству получить определенную налоговую сумму.

Серьезную поддержку малому и среднему бизнесу окажет Закон Ленинградской области № 78-оз «Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ленинградской области», принятый 12 октября 2009 г. Этим законом для всех налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, устанавливается налоговая ставка в размере 7 %. В настоящее время эти налогоплательщики уплачивают налог по ставке 15 %.

Несмотря на проведенные изменения в налоговой системе, предоставляющие некоторые преимущества, для малого и среднего бизнеса, она требует дальнейшего совершенствования.

Необходимо уменьшение налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях можно использовать введение налоговых каникул на первые два-три (адаптационных) года работы для новых предприятий, или предоставление налогового кредита.

Целесообразно дальнейшие упрощение системы налогообложения для малых предприятий и разработка для предпринимателей и юридических лиц, относящихся к категории малого бизнеса, упрощенных форм налоговых деклараций, поскольку в настоящее время для их расчета надо содержать штат бухгалтеров.

Представляется целесообразным освободить от налогообложения средства, направляемые субъектами малого и среднего пред принимательства на развитие собственного производства.

В современных условиях объективно необходимым представ ляется введение прогрессивной шкалы налогообложения прибыли предприятий, что позволит частично уравнять эффективность работы крупных и малых предприятий, будет способствовать росту социальной справедливости, повысит наполняемость бюджета.

Реализация предложенных принципов совершенствования налоговой системы, в сочетании с другими направлениями поддержки, создаст благоприятные условия для формирования конкурентной среды, что позволит сохранить малый и средний бизнес, даст новый импульс его развитию.

Стимулирование развития и поддержка малого и среднего предпринимательства, является одним из наиболее надежных способов преодоления негативных последствий финансового кризиса и восстановления темпов роста российской экономики. Малые и средние предприятия имеют возможность осваивать новые сферы экономики, осуществлять внедрение инноваций.

Особую роль малый и средний бизнес играет в решении социальных проблем. Он не только удовлетворяет насущные нужды населения, но и решает проблему занятости трудоспособных людей в периоды сокращения производства на крупных предприятиях, особенно это важно в условиях экономической нестабильности.

бизнес налог прибыль социальный


Теги: Формирование конкурентной среды как необходимое условие развития предприятий малого и среднего бизнеса  Статья  Маркетинг
Просмотров: 20041
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование конкурентной среды как необходимое условие развития предприятий малого и среднего бизнеса
Назад