Введение
Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Бизнес-планом называют документ, который рассматривает аспекты деятельности предприятия со всех сторон, анализирует предполагаемые будущие проблемы, а также излагает способы их решения. Наличие бизнес-плана играет значительную роль на начальной стадии организации бизнеса.
Невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Целью курсовой работы является изучение механизмов бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия.
Основными задачами являются:
произвести анализ рынка сбыта продукции;
дать оценку основным конкурентам;
разработать план производства и план маркетинга;
рассмотреть основные риски проекта и разработать мероприятия по их минимизации.
1.Резюме. Возможности фирмы
Данный бизнес-план предусматривает создание нового кирпичного мини - завода в г.Уфе ООО «Уфа-кирпич», ориентированного на производство и реализацию красного керамического кирпича.
Покупателями данного вида товаров могут являться малые и средние строительные предприятия, а также население, занимающееся индивидуальным строительством.
Основные требования, предъявляемые большинством потребителей - надежность поставок, качество, возможность закупать у поставщика все требуемые виды кирпича: строительный, полнотелый, лицевой т.д. Наше предприятие гарантирует высокое качество производимой продукции.
Основными целями предприятия является удовлетворение потребностей фирм и населения в готовой продукции кирпича, а также занятие лидирующих позиций по уровню качества выпускаемой продукции.
Стратегия предприятия - усиление позиций на рынке, при которой оргазизация делает все, чтобы на данном рынке с данным продуктом завоевать лучшие позиции.
Мероприятия, осуществляемые в рамках нашей стратегии:
Расширение ассортимента товара;
Эффективное использование различных маркетинговых инструментов (реклама).
В перспективе планируется увеличить ассортимент производимой продукции, а также расширить границы рынка сбыта.
Уставный капитал предприятия: 25000 руб.
Период планирования: 3 года; 2012-2014 гг. включительно.
Для реализации проекта планируется взять кредит сроком на 3 года, под 14% годовых в банке «Уралсиб».
Планируемый объем производства: 1260000 шт. в первый год.
Отличительной особенностью нашей продукции является высокая прочность и морозостойкость.
Основные затраты, требуемые для открытия завода: аренда помещения, приобретение оборудования, приобретение сырья, заработная плата персоналу, коммунальные платежи, реклама.
Свидетельство о государственной регистрации № 0157749026499 выдано
Администрацией Кировского района г.Уфы.
Дата регистрации: 01.01.2012 г.
ООО «Уфа-кирпич»
г. Уфа, ул. Кузнецовский Затон, 22/1
График работы: с 9.00 - 18.00, без перерыва.
выходной: суббота, воскресенье
Генеральный директор: Сокольников Андрей Александрович
Тел. (347) 250-93-58.
. Виды товаров и услуг
Предполагается, что на новом заводе будут выпускаться следующие виды кирпича (таблица 1):
Таблица 1. Планируемый ассортимент кирпича
Наименование ассортиментной позицииОписание товараЛицевой пустотелый кирпичВид: М150 Размер: 250*120*65 мм. Вес: 2,0-2,3 кг. Поверхность: гладкая. Цвет: красный. Цена за шт.: 10,5 руб.Лицевой полнотелый кирпичВид: М150 Размер: 250*120*65 мм. Вес: 4 кг. Поверхность: гладкая. Цвет: красный. Цена за шт.: 11 руб.Кирпич керамический сверхпрочныйВид: М200 Размер: 250*120*65 мм. Вес: 4 кг. Цвет: красный. Цена за шт.: 10 руб.
Кирпич успешно применяется в строительстве уже несколько тысячелетий и совершенно не собирается сдавать свои позиции. Спрос на кирпич подвержен сезонности. В зимние месяцы наблюдается спад, а с началом весны и вплоть до августа, в строительный сезон, потребность в кирпиче у строителей резко возрастает. В период кризиса спрос на кирпич значительно уменьшился, но в настоящее время спрос растет, так как в республике высокими темпами растут объемы капитального строительства. Соответственно, все больше требуется и строительных материалов.
Как строители, так и покупатели предпочитают использовать в строительстве кирпич, поскольку он имеет различные преимущества, такие как стоимость, противопожарная защита, комфорт, а также является экологически чистым. Помимо того, он обладает хорошей теплоизоляцией, звукоизоляцией, и способностью дышать. Несмотря на все преимущества использования кирпича, как основного строительного материала, у него существуют определённые недостатки. Самый главный из них - довольно высокая теплопроводность, ведь обыкновенный кирпич не создаёт препятствия нормальному теплообмену между окружающей средой и воздухом находящимся внутри помещения. Именно поэтому понадобится дополнительное утепление кирпичных стен.
Мы предлагаем нашим потребителям высококачественную продукцию, способную удовлетворить потребности любого заказчика.
Основной рынок сбыта - г.Уфа, в то же время с учетом планируемого высокого качества кирпича и при приемлемом уровне цен есть возможность расширения границ рынка.
Готовая продукция находится в пределах от 10 - 11 рублей за штуку, в зависимости от вида кирпича, что сопоставимо с рыночными ценами в г.Уфе.
Все строительные и облицовочные кирпичи выполнены по ГОСТу, высшему государственному стандарту качества (ГОСТ 530-2007, ГОСТ 6316-74, ГОСТ 566-73).
Производство кирпича будет производиться по следующим стадиям технологического процесса:
)Глина подается в камневыделительные вальца;
)Затем подается в смеситель, где смешивается с водой;
)Подается в пресс, где происходит прессование сырья;
)При помощи вагонеток направляется в обжиговую печь;
)Отправляется на склад с помощью автопогрузчика.
Основными технологическими показателями кирпича являются:
прочность (это способность кирпича создавать сопротивление внутренним и внешним напряжениям и деформациям, при этом не «разрушаться»);
марка (это показатель прочности, обозначается «М» с цифровым значением, цифры показывают, какую нагрузку на квадратный сантиметр может выдержать кирпич (например, М150, М200));
морозостойкость (это способность кирпича в насыщенном водою состоянии выдерживать многоразовое замораживание и оттаивание без особых признаков «разрушения» и без уменьшения прочности кирпича).
При разработке нового вида кирпича в первую очередь учитываются мнения потребителей. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется красный кирпич.
. Исследование и анализ рынка сбыта
Основным рынком сбыта является целевой рынок г.Уфы, который ориентирован на продажу кирпича и строительных материалов.
Сегментация рынка потребителей:
Таблица 2. Основные факторы сегментации рынка по группам потребителей
ФакторыЗначениеГеографическиег. УфаДемографические: - пол - возраст - уровень дохода - семейное положение - мужской - от 20-25, 25-50, от 50 и старше - от 2-5 МРОТ, от 5 и выше МРОТ - молодежь, семейные, пожилыеПоведенческие: - степень случайности покупки - поиск выгод- низкая (прежде чем приобрести товар потребитель сравнивает цены, качество, отзывы) - потребители предпочитают изделия высоко качества по доступным ценам.
Выделим сегменты исходя из данных таблицы:
сегмент - молодежь в возрасте от 20-25 лет, с уровнем дохода от 2-5 МРОТ (13,2%);
сегмент - мужчины в возрасте от 25-50, с уровнем дохода от 2-5 МРОТ или от 5 и выше МРОТ (34,6%);
сегмент - пожилые мужчины в возрасте от 50 и старше, с уровнем дохода от 2-5 МРОТ (8,7%).
Основным сегментом является сегмент №2. Остальную часть населения города составляют женщины и дети 43,5%.
Рыночный спрос на кирпич зависит от цены товара, доходов потребителей, уровня их благосостояния, потребности покупателей в данном товаре, а также от сезонности.
В процессе изучения рыночного спроса на кирпич был проведен опрос в строительных магазинах г.Уфы, в котором участвовали мужчины, заинтересованные в покупке кирпича. Анализируя данные, выяснилось, что при средней цене 9,5 рублей за шт. кирпич готовы купить 58 человек из 100, а при цене 11 рублей только 42, исходя из этого, можно сделать вывод, что изменение цены напрямую влияет на изменение объема спроса.
Ep = = = 2,2 > 1, спрос эластичный.
Потенциальная емкость рынка г. Уфы = 189,9+7,2+75,8-69,3=203,6 млн. шт. кирпича*9,5 руб.=1934200000 руб.
Реальная емкость рынка = 189,2 млн.шт.* 9,5руб. = 1797400000 руб.
Доля рынка = 1,26 млн.шт. / 189,2 млн.шт. = 0,0067, следовательно, доля реализации кирпича нашего предприятия в общем объеме продукции на рынке г.Уфы составляет 0,7%.
Потребителями нашей продукции являются строительные организации, а также мужчины со средним уровнем дохода, так как именно они занимаются строительными работами. Купить кирпич в настоящее время могут позволить себе вполне обеспеченные люди, потому что его стоимость дороже других видов строительных материалов. Поэтому основным целевым сегментом являются мужчины с уровнем дохода от 2 и выше МРОТ.
При определении стратегии воспользуемся матрицей Ансоффа:
Таблица 3. Матрица Ансоффа
Тип рынкаТоварСуществующийНовыйСуществующийСтратегия направлена на освоение и расширение нового рынкаСтратегия проникновение на рынок, преодоление входных барьеровНовыйСтратегия направлена на формирование нового рынка под инновационный продукт, для которого не существует аналогов.Стратегия направлена на разработку новых продуктов и продвижение их на существующем рынке.
Стратегией предприятия является проникновение на рынок и преодоление входных барьеров, так как товар и рынок уже существуют. Для того чтобы предприятие заняло конкурентоспособное положение на данном сегменте рынка необходимо постоянно расширять ассортимент товара, применять различные маркетинговые инструменты в виде рекламы. Основными инструментами могут быть: повышение качества товаров, повышение эффективности бизнес-процессов, привлечение новых клиентов за счёт рекламы.
В первый квартал 2012 года планируется производить 5000 шт. условного кирпича в день, а затем понемногу увеличивать объемы производства.
Таблица 4. Определение объема продаж в натуральном выражении (шт.)
ГодКварталОптимистический вариантВероятностный вариантПессимистический вариантлицевой пустотелыйлицевой полнотелыйкерамический сверхпрочныйлицевой пустотелыйлицевой полнотелыйкерамический сверхпрочныйлицевой пустотелыйлицевой полнотелыйкерамический сверхпрочный201211200006000012000010800054000108000972004860097200212400062000124000111600558001116001004405022010044031280006400012800011520057600115200103680518401036804132000660001320001188005940011880010692053460106920Итого50400025200050400045360022680045360040824020412040824020131136000680001360001224006120012240011016055080110160214000070000140000126000630001260001134005670011340031440007200014400012960064800129600116640583201166404148000740001480001332006660013320011988059940119880Итого56800028400056800051120025560051120046008023004046008020141152000760001520001368006840013680012312061560123120215600078000156000140400702001404001263606318012636031600008000016000014400072000144000129600648001296004164000820001640001476007380014760013284066420132840Итого632000316000632000568800284400568800511920255960511920
Таблица 5. Определение объема продаж в стоимостном выражении (руб.)
ГодКварталОптимистический вариантВероятностный вариантПессимистический вариантлицевой пустотелыйлицевой полнотелыйкерамический сверхпрочныйлицевой пустотелыйлицевой полнотелыйкерамический сверхпрочныйлицевой пустотелыйлицевой полнотелыйкерамический сверхпрочный2012112600006600001200000113400059400010800001020600534600972000213020006820001240000117180061380011160001054620552420100440031344000704000128000012096006336001152000108864057024010368004138600072600013200001247400653400118800011226605880601069200Итого5292000277200050400004762800249480045360004286520224532040824002013115136807928801441600136231271359212974401226080,8642232,811676962155820081620014840001402380734580133560012621426611221202040316934408870401612800152409679833614515201371686,4718502,41306368417404809116801657600156643282051214918401409788,8738460,81342656Итого650580034078006196000585522030670205576400526969827603185018760201411903708,8997180,818130561713337,92897462,721631750,41542004,13807716,4481468575,3621953806,41023422,418607681758425,76921080,161674691,21582583,18828972,1441507222,0832126208111372820249601913587,21002355,218224641722228,48902119,681640217,642179363,21141571,220755841961426,881027414,081868025,61765284,19924672,6721681223,04Итого8163086,44275902,477743687346777,763848312,166996931,26612099,983463480,9446297238,08При расчетах 2013 и 2014 гг. учитывался уровень инфляции в 12% и 13% соответственно.
. Конкуренция на рынках сбыта
Основными конкурентами нашего предприятия являются кирпичные заводы: ООО «Элмстрой», расположенный в Бирском районе, с.Пономаревка и «Чекмагушевский кирпичный завод».
За 2011 год ООО «Элмстрой» произвело 2 млн. шт. условного кирпича, загрузочная мощность составляет 23,5%. Это мини-завод производит керамический, полнотелый, рядовой, экологически чистый кирпич марки М-125. Реализует продукцию в Бирске и Уфе. В Уфе есть свой филиал на ул. Малая Силикатная,35. Также у завода есть собственный сайт, где можно уточнить всю интересующую информацию.
«Чекмагушевский кирпичный завод» занимается производством керамического полнотелого кирпича марки 125,150. Загрузочная мощность завода 44%. За 2011 год было выпущено 2,5 млн. шт. кирпича.
Таблица 6. Оценка конкурентоспособности фирмы
Факторы конкурентоспособностиООО «Уфа-кирпич»ООО «Элмстрой»«Чекмагушевский кирпичный завод»1. Товар- качество433- технико-экономические показатели534- престиж марки134- надежность4442. Цена- продажная цена444- % скидки с цены033- условия предоставления кредита0333. Каналы сбытаформы сбыта: - прямая доставка - торговые представит. - предприятия - изгот. 5 2 4 5 3 4 5 3 4- степень охвата рынка133-размещение складских помещений544-система транспортировки555- система контроля запасов5554. Продвижение товаров по каналам сбытареклама: - для потребителей 4 4 3индивидуальная продажа: - стимулирование потребителей - демонстрационная торговля 4 3 4 3 4 3телевизионный маркетинг: - продажа через СМИ - продажа через интернет 4 5 3 3 3 3Общее количество баллов656970
Исходя из результатов таблица видно, что кирпичные заводы находятся на одном уровне. У нашего предприятия ООО «Уфа-кирпич» лучше развита реклама и более высокое качество продукции, достигаемое, прежде всего за счет нового оборудования. У заводов-конкурентов более широкий охват рынка за счет узнаваемости марки.
Таблица 7. Оценка сильных и слабых сторон предприятия
Группа показателей123451. ФинансыСтруктура активов+Потребительский кредит+Положение по безубыточному ведению дел+Отношение объема продаж к стоимости активов+Отношение основного и оборотного капитала+Эффективность выполнения бюджета предприятия+2. ПроизводствоИспользование производственных мощностей+Гибкость перехода на выпуск новой продукции+Количество рабочей силы+Производительность труда+Запасы сырья+Объем продаж на 1 работника+Возраст технологического оборудования+Контроль качества+Своевременность поставок готовой продукции+Продолжительность простоя оборудования+Наличие производственных площадей+