Маркетинговый подход в управлении затратами промышленного предприятия


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Маркетинговый подход в управлении затратами промышленного предприятия (на примере ТОО «Корпорация Казахмыс»)


Республика Казахстан

Астана, 2010

Введение


Актуальность темы исследования. В посткризисных условиях развития Республики Казахстан резкое снижение конкурентоспособности отечественных компаний металлургической отрасли заставили серьезно задуматься над тем, как сохранить имеющиеся позиции на мировом рынке. Поэтому перед ними встали сразу две задачи, касающиеся повышения качества выпускаемой продукции и снижения затрат на ее производство и реализацию, что требует новых подходов в корпоративном управлении, особенно использования маркетингового подхода в различные сферы производственной деятельности. Это обусловлено тем, что в рыночных условиях маркетинг выделился и получил признание в бизнесе и управлении как деятельность, обеспечивающая адаптивность поведения предприятий к быстро изменяющейся экономической реальности.

Сегодня в деятельности предприятий металлургического комплекса имеется ряд проблем, сдерживающих их модернизацию в рамках реализации индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Наиболее важной их них является достаточно высокая себестоимость производимой продукции, обусловленная, прежде всего, избыточной ресурсоемкостью, отсутствием прогрессивных технологий производства и неэффективным использованием результатов НИОКР и маркетинговой деятельности. При этом следует учесть, что значительная часть продукции металлургических предприятий является экспортоориентированной, а ее цена зависит от изменений мировой конъюнктуры рынка. Так, например цены на металлургическую продукцию могут быть регламентированы биржевыми котировками, колебаниями спроса и другими внешними факторами. В этих условиях управление затратами становится не просто деятельностью, а превращается в основное конкурентное преимущество и основу развития бизнеса, так как в рыночной экономике доходы в значительной мере зависят от конъюнктуры рынка, спроса и предложения, а расходы - от эффективности деятельности самого предприятия.

В связи с этим значительный теоретический и практический интерес представляет маркетинговый подход в управлении предприятием, в том числе расширение сферы маркетингового воздействия на управление затратами, изменение содержания и роли маркетинговых функций, которые необходимо адаптировать к конкретным отраслям промышленности. Поэтому исследование проблем по использованию маркетингового подхода в управлении затратами предприятия сегодня находится в центре внимания ученых и практиков, что повлияло на выбор темы диссертационного исследования и определило ее актуальность.

Степень разработанности темы исследования. Теоретико- методологическую основу исследования в области управления предприятием составили научные труды А. Смита, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, П. Друкера, Ф. Визера, Р. Коуза, М. Портера, Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбера, Э.Дж. Долан, Д. Линдсей, Н.Г. Мэнкью, М.Х. Мескон и другие. В своих исследованиях основное внимание они уделили управлению маркетинговыми процессами и транснационализации международных компаний, в то время для казахстанской экономики более важны особенности организационно-экономического механизма управления маркетингом в структуре формирующихся вертикально-интегрированных предприятий. Вне сферы исследований оказались методические оценки эффективности взаимодействия маркетинговых и производственных бизнес-процессов.

В работах российских экономистов Е.П. Голубкова, И.Н. Герчиковой, Ю.В. Богатина, Ф.И. Шамхалова, П.С. Завьяловой, А.Н. Романова, В.Е. Демидова, Э.А. Гомонко, В.Е. Хруцкой, Н. Рафиковой, В. Скобара, А. Дугинова, Г.Г. Абдрашвили и других нашли отражение механизмы управления маркетинговой средой предприятий и вертикально-интегрированными структурами в переходный период к рыночной экономике.

Различные предложения по совершенствованию маркетингового управления и управления затратами предприятий нашли отражение в научных трудах отечественных ученых С. Сатубалдина, Ж.К. Бопиевой, М. Мамырова, О.Т. Толемисова, З.С. Гельмановой, Р.А. Исмаиловой, Г.М. Аубакировой, М.Ж. Каленовой, Ж.М. Шаекиной, Г.Н. Накиповой и других. Вместе с тем, многие вопросы маркетингового подхода в управлении предприятием не до конца изучены, не определены роль и место маркетинговой концепции в деятельности промышленных предприятий, тогда как в зарубежной практике маркетинговому подходу в управлении предприятием уделяется большое значение. Практически не существуют исследований по внедрению и использованию инструментов маркетинга в управлении затратами промышленных предприятий.

В диссертационной работе предпринята попытка восполнить указанные пробелы, что предопределило цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе системного подхода разработать научно-методические и практические рекомендации по применению маркетингового подхода в управлении затратами в условиях жесткой конкуренции отечественных промышленных предприятий на мировых рынках.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

исследовать сущность природы затрат и методологические основы управления затратами предприятия в условиях рыночной экономики;

обосновать необходимость и выявить особенности маркетингового подхода в управлении затратами предприятия;

выявить предпосылки перехода предприятий к управлению затратами, основанной на маркетинговой концепции;

рассмотреть современное состояние производства и потребления медной продукции в Республике Казахстан и тенденции развития мирового рынка меди;

проанализировать затраты на производство и реализацию продукции ТОО «Корпорации Казахмыс»;

провести факторный анализ планирования снижения затрат на промышленном предприятии;

провести оценку емкости рынка медной продукции ТОО «Корпорация Казахмыс»;

разработать методику решения маркетинговых задач по определению оптимального объема продукции при минимизации затрат в обогатительном и металлургическом переделах.

Объектом исследования выступает система управления затратами промышленного предприятия, с применением методов маркетинга на примере ТОО «Корпорация Казахмыс».

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, формирующиеся в процессе применения маркетинговых подходов в управлении затратами крупных горнодобывающих компаний.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды классиков экономической теории, а также отечественных и зарубежных ученых по теории управления предприятиями, вопросам планирования и учета затрат, а также по проблемам промышленного маркетинга. В процессе исследования были использованы общенаучные методы, включая системный анализ, методы факторного и экономического анализа, методы экономико-математического моделирования. Информационную основу исследования составляют материалы Межгосударственного статистического комитета СНГ, данные Агентства по статистике Республики Казахстан, Министерства индустрии и новых технологий РК, ТОО «Корпорация Казахмыс», а также научные публикации в специализированных изданиях и интернет-ресурсы.

Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее важные научные результаты диссертации заключаются в следующем:

на концептуальной основе разработана модель маркетингового подхода в управлении затратами на производство и реализацию продукции;

выявлен ряд особенностей в деятельности металлургических предприятий, существенно влияющие на принципы управления затратами и существования в конкурентной среде;

определены перспективы увеличения объемов сбыта медной продукции на мировых рынках;

апробирован факторный анализ затрат промышленного производства;

дана оценка емкости рынка медной продукции на примере ТОО «Корпорация Казахмыс»;

предложена методика определения оптимального объема продукции при минимизации затрат для обогатительного и металлургического переделов ТОО «Корпорация Казахмыс».

Основные положения и результаты, выдвигаемые на защиту:

концептуальный подход к управлению затратами на производство и реализацию продукции с позиции маркетинга;

факторный анализ затрат промышленного предприятия, позволяющий повысить качество планирования и снижения этих затрат;

методика оценка емкости рынка медной продукции на примере ТОО «Корпорация Казахмыс»;

методика определения оптимального объема продукции при минимизации затрат для обогащении медной руды;

предложения для определения оптимальной производственной программы металлургического передела на предприятиях ТОО «Корпорация Казахмыс».

Теоретическая значимость. Отдельные теоретические результаты исследования, могут служить основой для дальнейшего развития теории и практики промышленного маркетинга и управления затратами горно-металлургического предприятия, а также использоваться в учебном процессе для студентов и магистрантов по специальности «Экономика», «Менеджмент» и «Маркетинг».

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов в деятельность предприятий металлургической отрасли даст возможность планировать затраты за счет оптимизации объема производства с учетом внешних факторов.

Апробация результатов исследования. Отдельные практические результаты исследования внедрены в практику работы ПО «Карагандацветмет» ТОО «Корпорация Казахмыс» и образовательный процесс Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.

Основные результаты и положения, полученные в диссертационном исследовании докладывались и обсуждались на международных и республиканских научных конференциях: «Пути и проблемы экономического развития Казахастана в новом тысячелетии» (Астана, 2000г), «Елімізді? экономикасын мемлекет иелігінен алу жа?дайында?ы білім мен ?ылым проблемалары» международные Байконуровские чтения (Жезказган, 2001г.), «Государство и бизнес в XXI веке» (Алматы, 2003г), «Инновационная роль науки в подготовке современных технических кадров» (Караганда, 2008г.), «Ломоносов-2010» (Астана,2010г.), «V Рыскуловские чтения- Ryskulov readings» (Алматы, 2010г.), «Теория и практика антикризисного менеджмента» (Пенза, 2010г.), «Тенденции и приоритеты развития мировой и казахстанской экономики в XXI веке» (Астана, 2010г.).

Публикации. Научные результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 работах, в том числе 4 статьи в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки для публикации основных результатов исследований по экономическим наукам.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Основная часть


В современных условиях одним из основных аспектов управления промышленным предприятием является ее переориентация с возможностей производства на нужды потребителя. Маркетинг на этом пути является важнейшим ключевым фактором успеха, что, собственно, и подтверждает опыт рыночной модернизации производства промышленно развитых стран, в которых развитие маркетинга осуществлялось во взаимосвязи с самим характером и направленностью изменения экономических условий.

В практической деятельности отечественных предприятий маркетинговый подход не нашел широкого применения и в основном используется при организации сбытовой деятельности. Кроме того, в теории управления промышленным предприятием недостаточно уделяется внимание вопросам маркетинга, отсутствуют единые общепризнанные правила, термины, формулировки и методики. На наш взгляд, управление, основанное на маркетинге, может позволить учесть максимальное количество скрытых факторов в деятельности предприятий.

В современной теории управления существуют различные маркетинговые концепции, каждая из которых имеет свои особенности. Нами были изучены базовые теории маркетинга и на их основе представлена следующая классификация маркетинговых концепций для понимания их сущности и выбора инструментария их реализации (таблица 1).


Таблица 1- Основные концепции маркетинга

Концепция маркетингаЦель реализации концепцииИнструментарий реализации концепцииТрадиционнаяОрганизация маркетинговой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей рынкаМодель 4РТоварнаяСовершенствование потребительских свойств товараТоварная политика (товар- элемент модели 4Р)ПроизводственнаяСовершенствование производства, рост продаж и максимизация прибылиУправление себестоимостью продукции, производительностью компанииСбытоваяИнтенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаровСбытовая политика (сбыт- элемент модели 4Р) Примечание - Составлено автором

Наибольший интерес для нас представляет производственная концепция маркетинга, так как в современной практике управления предприятием стали использоваться маркетинговые исследования как средство достижения сбалансированности между производственными мощностями производителя и потребностями рынка. В большинстве случаев предприятия начинают реально бороться за сокращение затрат лишь тогда, когда продукт разработан и передан в производство. Именно только тогда приходит понимание того, что себестоимость продукта оказалась слишком высокой, чтобы он был прибыльным.

Теория и практика управления затратами и обеспечение прибыльной деятельности предприятий привело к формированию целостной концепции управления. На всех этапах управления необходимо концентрировать и грамотно использовать данные о затратах как факторе, играющем главную роль в выработке решения и в конечном счете определяющем конкурентоспособность предприятия. Решение поставленных перед предприятием задач требует систематизации существующих подходов к управлению затратами и результатами, среди которых наиболее значимым является анализ цепочки ценностей, который требует более широкого рассмотрения процесса управления и выхода за пределы предприятия.

Цепочка ценности - это набор видов деятельности, создающих ценность, начиная от исходных источников сырья для поставщиков компонентов вплоть до готовой продукции, доставленной конченому пользователю. Здесь акцент делается на процессах, происходящих за пределами предприятия, и каждое предприятие рассматривается в контексте общей цепи видов деятельности, создающих ценность, как одна из частей этой цепи, от исходного сырья до конечного потребителя. Конкретное внимание к затратам после покупки клиентом может привести к более эффективной сегментации рынка и позиционированию продукта. Эта систематизация дает возможность четкой постановки целей управления затратами, обеспечивает успешную интеграцию методов управления в единую систему управления, а также создает прочную базу для формирования совокупности способов воздействия на затраты.

Исследование сущности теорий управления затрат и маркетинга позволило нам разработать модель маркетингового подхода в управлении затратами, так как наличие модели дает реальную возможность оценивать влияние управленческих воздействий на объект, на его конечное состояние (рисунок 1).

Как видно из рисунка 1, сущность модели маркетингового подхода в управлении затратами заключается в том, что видение, способ понимания целей и задач маркетинговых процессов в компании предполагает придерживаться концепции цепочки ценностей, которую можно представить в виде набора маркетинговых элементов.

При реализации предложенной модели маркетингового подхода в управлении затратами необходимо учесть некоторые особенности предприятий металлургической отрасли, связанных с их деятельностью в рыночной среде. Это удаленность от потребителя, вторичность спроса на продукцию, невозможность быстро реагировать на изменения внешней среды, большие затраты на инфраструктуру и зависимость параметров выпуска от существующих технологий. Эти особенности накладывают существенный отпечаток на организацию их деятельности, не позволяющие использовать универсальные подходы к формированию промышленной политики и общие инструменты маркетинга.

Рисунок 1- Модель маркетингового подхода в управлении затратами

Примечание - Составлено автором


Таким образом, применение маркетингового подхода в управлении затратами промышленного предприятия позволит с одной стороны системно управлять затратами промышленного предприятия, с учетом их деятельности в рыночной среде, с другой стороны эффективно влиять на конечные результаты его деятельности. Апробация данной модели нами проведена на примере предприятий металлургической отрасли. Сегодня металлургические компании Казахстана представляют собой единый производственно-хозяйственный комплекс, имеющий в своем составе предприятия по добыче, обогащению и металлургической переработке, а также энерго- и тепловырабатывающие предприятия, развитую инфраструктуру, обеспечивающую финансовые, маркетинговые, сбытовые, внешнеэкономические и научно-исследовательские работы.

За период 2005-2009 годы в металлургической отрасли наблюдается заметное увеличение объемов валовой продукции. В 2009 году она увеличилась по сравнению с 2005 годом в 1,5 раза, что составило 1078,2 млрд. тг., удельный вес цветной металлургии в отрасли в ВВП страны составил 6,3% (таблица 2).


Таблица 2 - Основные показатели развития металлургической отрасли РК

ПоказательГод2009г. к 2005г.,в %20052006200720082009ВВП, млрд.тг.7590,610213,712849,816052,917007,6224Доля отрасли в ВВП,%9,69,87,78,66,3-3,3Объем валовой продукции отрасли, млрд. тг., в том числе:683,11003,81191,11385,21078,2157,8- черная металлургия275,8280,6441,6665,1474,7172.1- цветная металлургия396,8708,0717,0645,6596,8150,4- производство готовых изделий 50,098,4115,0128,0105,3210,6Экспорт продукции отрасли, млн. долларов США17493205,93524,63141,81807103,3Доля в общем объеме экспорта,%1011,110,98,97,2-2,8Примечание - Составлено автором по материалам Агентства РК по статистике.

Сегодня подтвержденные запасы меди Казахстана, по оценкам зарубежных экспертов, оцениваются в 37 млн т. или 7,1% от мировых запасов и по этому показателю наша страна занимает 4-е место в мире после Чили, Индонезии и США.

Анализ рынка медной продукции показал, что конъюнктура рынка подвержена постоянным изменениям и характеризуется в значительной мере степенью соответствия между спросом и предложением (таблица 3).

Таблица 3 - Баланс спроса на рафинированную медь и ее предложения на мировом рынке меди

Показатель2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009г*Объемы производства меди, тыс. тонн16629,317824,118083,218492,518821 Объемы потребления меди, тыс тонн.16959,617500,418047,218019,317,455Баланс спроса и предложения-330,3323,736473,21366Примечание - Составлено автором; * данные предварительные

Так, в 2005 году наблюдался существенный дефицит металла, который покрывался из складских запасов, а за период 2006-2009 годы производство меди превысило ее годовое потребление. Рост объемов производства меди за последние годы обусловлен повышением спроса на него. Следует отметить, что основным регионом, потребляющим практически половину всей производимой в мире меди, является Азия, а в качестве основной страны, формирующей столь обширный спрос среди стран данного региона, можно выделить Китай (38%), который является лидером по объему потребления меди в мире (рисунок 2).


Рисунок 2 - Основные потребители рафинированной меди в мире

Примечание - Составлено автором по данным ТОО «Корпорация Казахмыс»

Медь ни мировом рынке цветных металлов, является одним из самых привлекательных и быстрорастущих металлов. В 2009 году, несмотря на сохранение кризисных явлений в мировой экономике, производство меди выросло, а мировые цены на медь, падавшие в течение второй половины 2008 года, в первом квартале 2010 года достигли докризисных показателей (рисунок 3).


г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Рисунок 3 - Динамика биржевых цен на медь и медную продукцию в мире (в долларах США)

Примечание - Составлено автором по данным metalprices.com.


Во второй половине 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года наблюдалось резкое снижение мировых цен на медь. Анализ показал, что на отрицательную ценовую динамику 2008 года повлияло замедление роста мировой экономики и укрепление доллара США. В ходе исследования было выявлено, что на ценовую динамику рынка повлияли не только конъюнктура рынка, но и спекулятивные операции на мировых фондовых рынках.

Сегодня добычу медьсодержащих руд в Казахстане осуществляет ТОО «Корпорация Казахмыс», дочерние структуры АО «Казцинк», «Актюбинская медная компания», «Майкаинзолото». Одним из десяти крупнейших производителей меди в мире является ТОО «Корпорация Казахмыс», которая является дочерней компанией Kazakhmys Cooper в составе Kazahmys PLS. ТОО «Корпорация Казахмыс» владеет 20 рудниками, 10 обогатительными фабриками, двумя медеплавильными и цинковыми заводами, объединенные в четыре производственные подразделения: ПО «Жезказганцветмет», ПО «Балхашцветмет», ПО «Карагандацветмет» и Восточный регион. Ею производится более 300 тыс. тонн меди в год, большая часть которой реализуется на внешнем рынке.

Производство меди в компании является полностью интегрированным, начиная с добычи руды и заканчивая производством конечной продукции в форме катодной меди и медной катанки. Медедобывающее подразделение также занимается добычей крупных объемов попутных металлов, таких как цинк, серебро и золото. Таким образом, полностью интегрированное производство и широкий ассортимент продукции ставит ТОО «Корпорации Казахмыс» в один ряд с самыми низкозатратными производителями меди в мире. Производство и реализация готовой продукции из меди составляют 70% доходов от горнодобывающей деятельности и в 2009 году составили $2,4 млрд., сократившись на 27% по сравнению с 2008 годом. Снижение доходов связано со снижением цен на медь и как следствие этого объемов ее добычи и реализации (таблица 4).


Таблица 4 - Основные показатели деятельности ТОО «Корпорации Казахмыс»

Показатель2007г.2008г.2009г.2009г. /2007г. тыс.т%Добыча руды, тыс. т339683567532409-115995,4Катодная медь (собственный концентрат), тыс. т341340320-2193,8Катодная медь (приобретенный концентрат), тыс. т39386-3315,4Металлический цинк, тыс. т4548--45-Цинк в концентрате, тыс. т13313715017112,8Серебро, тыс. унций без учета толлинговых операций189851671016894-209189Золото, тыс. унций без учета толлинговых операций)11312413522119,5 Примечание - Составлено автором по данным ТОО «Корпорация Казахмыс»Снижение доходов частично было скомпенсировано сокращением затрат, так как компания изыскивает возможности производить медь с достаточно низкой себестоимостью. В связи с этим четыре высокозатратных рудника были приостановлены, что привело к сокращению руды на 32,409 тыс. т, т.е. к 9%-ному сокращению объемов добычи. Сокращение добычи руды вкупе со снижением содержания руды (с 1,26% до 1,18%) вызвало 15%-ное сокращение объемов добытого металла. Однако данное сокращение объемов добытого металла было скомпенсировано за счет целенаправленных предупредительных мер, а именно - повышение производительности продолжаемой деятельности, переработку складированной руды, повторную переработку отходов и повышение коэффициентов извлечения на обогатительных фабриках. В результате производство меди в концентрате из собственного сырья сократилось всего лишь на 3% до 359 тыс. тонн.

Корпорация ведет как подземные, так и открытые горные работы и применяет различные методы добычи, в зависимости от рудников и геологических условий. Динамика затрат на 1 тонну руды по 20 рудникам приведена на рисунке 5.


Рисунок 5 - Динамика затрат на 1 тонну руды на рудниках ТОО «Корпорация Казахмыс» (тенге)

Примечание - Составлено автором

Результаты анализа затрат на 1 тонну руды показывают, что их среднее значение на рудниках ПО «Жезказганцветмет» значительно меньше, по сравнению с другими регионами, что обусловлено высоким содержанием меди в руде данного региона, по сравнению с другими регионами - 0,49%, тогда как в Балхашском регионе - 0,27%, Карагандинском - 0,15% и 0,42% в Восточном регионе.

Добытая руда для переработки транспортируется на обогатительные фабрики. Положительная динамика затрат в разрезе обогатительных фабрик на 1 тонну меди в концентрате обусловлена увеличением производства меди (рисунок 6).

Анализ затрат на обогатительных фабриках показал, что затраты на 1 тонну меди в Жезказганском регионе значительно выше, по сравнению с другими регионами, что связано с большим объемом работы и высоким содержанием меди в руде данного региона. Также на производство меди положительно повлияла переработка складированного сырья и повышение коэффициента извлечения меди на обогатительных фабриках до 86% с 84,6% в 2008 году.


Рисунок 6 - Динамика затрат на 1 тонну меди в концентрате на обогатительных фабриках ТОО «Корпорация Казахмыс» (тенге)

Примечание - Составлено автором

Медный концентрат закачивается либо транспортируется на медеплавильные заводы, где применяются электрические плавильные печи (Жезказган) и автогенные ванные печи (Балхаш) (рисунок 7).


Рисунок 7 - Динамика затрат на 1 тонну катодной меди на медеплавильных заводах ТОО «Корпорация Казахмыс» (тенге)

Примечание - Составлено автором


Анализируя данные рисунка, следует отметить, что увеличение затрат на 1 тонну катодной меди на ЖМЗ было обусловлено тем, что одна из печей была закрыта на техобслуживание и была произведена установка линии по производству медных анодов для повышения качества катодной меди. Снижение затрат на БМЗ связано было отказом от крупных закупов медного концентрата и черновую медь. В связи с низкими ценами на сырьевые товары, руководство корпорации ввело ряд мер по сокращению затрат, что частично скомпенсировало потерю доходов и оказало влияние в 2009 году на снижение себестоимости реализованной продукции на 30% по сравнению с предшествующим 2008 годом.

Сравнительный анализ издержек производства металлопродукции на предприятиях ТОО «Корпорация Казахмыс» и зарубежных производителей показывает, что отечественные металлургические предприятия конкурентоспособны на мировом рынке за счет низких затрат на одного из основных ресурсов - рабочей силы. Ее удельный вес, в форме заработной платы в структуре затрат ТОО «Корпорация Казахмыс» более чем в два раза меньше, чем в западных странах (таблица 5).


Таблица 5 - Структура затрат на производство ТОО «КорпорацияКазахмыс»

Показательрудникифабрикизаводы2007г.2008г.2009г.2007г.2008г.2009г.2007г.2008г.2009г.сырье 63,5%64,3%50,0%88,2%86,2%83,9%вспомогательные материалы13,4%14,8%15,6%13,1%15,4%9,2%3,1%3,4%2,7%Заработная плата14%12,8%14,9%3,4%4,2%2,8%1,8%2,0%2,1%коммунальные услуги2,2%1,1%0,7%1,6%1,1%1,1%0,3%0,4%0,4%прочие услуги18,5%14,0%9,8%6,3%4,1%4,8%0,8%1,2%0,9%амортизация7,3%7,2%8,7%3,4%2,5%2,8%1,3%1,3%2,0%НДПИ2,1%0,1%1,8% топливо3,5%5,1%2,1%0,2%0,4%0,3%1,2%1,6%0,9%ТО оборудования0,0%0,1%2,2%0,0%0,0%0,6%0,0%0,0%0,0%ремонт ОС (капитальный, текущий)6,2%7,0%2,3%0,7%0,9%0,9%0,6%0,7%0,4%энергозатраты2,9%2,3%2,6%3,7%4,0%2,8%2,7%2,8%3,0%не вошедшие29,9%35,5%39,3%4,1%3,1%24,7%0,0%0,4%3,7% Примечание - Составлено автором по данным ТОО «Корпорация Казахмыс»

Проведенный анализ показал, что управление затратами в ТОО «Корпорация Казахмыс» основано на использовании метода анализа факторов, определяющих затраты, и не используется метод анализа цепочки ценности. В связи с этим нами предлагается при планировании себестоимости использование факторного метода, который опирается на систему технико-экономических факторов, выражающих изменения в условиях производства продукции в плановом периоде и влияющих на её себестоимость. Нами был проведен факторный анализ затрат на 1 тонну катодной меди, который дает возможность выявить причины изменения общих затрат в плановом периоде и определить факторы повлиявших на их формирование (таблица 6).

Результаты проведенного факторного анализа выявили, что непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 тенге товарной продукции оказывают четыре фактора первого порядка, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: структура выпущенной продукции; уровень затрат на производство отдельных изделий; цены и тарифы на потребленные материальные ресурсы; цены на продукцию. Проанализированные факторы позволили повысить общую сумму затрат на 5% в БМЗ и сократить её в ЖМЗ на 2%.


Таблица 6 - Факторный анализа затрат на 1 тонну катодной меди ТОО «Корпорация Казахмыс» за 2009 год

ЗатратыСумма, млрд.тгФакторы изменения затратБМЗЖМЗОбъем выпуска продукцииСтруктура продукцииПеременные затратыПостоянные затратыБМЗЖМЗБМЗЖМЗБМЗЖМЗБМЗЖМЗбазового периода: ?(VBПi0·bi0)+A0619,452380,138планпланпланпланбазового периода, пересчитанные на фактический объем производства продукции отчетного периода при сохранении базовой структуры: ?(VBПi1·bi0) ·IVBП+A0636,866361,131фактпланпланпланпо базовому уровню на фактический выпуск продукции отчетного периода: ?(VBПi1·bi0)+A0640,460366,22фактфактпланпланотчетного периода при базовой величине постоянных затрат: ?(VBПi1·bi1)+A0648,003368,428фактфактфактпланотчетного периода: ?(VBПi1·bi1)+A1654,685371,981фактфактфактфактИзменение затрат17,414-19,0073,6105,1317,5432,1666,6823,553

Таким образом, нами было выявлено, что для минимизации затрат необходимо определение оптимального объема производства при оптимальной нагрузке.

Концепция цепочки ценности предполагает, что при планировании затрат на производство и реализацию продукции и выбора оптимального объема производства, необходимо провести оценку рыночной конъюнктуры. При исследовании конъюнктуры рынка выполняется анализ состояния рынка и разрабатывается прогноз его развития. Чтобы можно было судить о предложении продукции ТОО «Корпорация Казахмыс» на мировых рынках, нами на основе статистических данных было определено количество импортируемого металла на эти рынки конкурентами за 2005-2009 годы.

В ходе исследования нами была проведена оценка динамики изменения потребления и импорта на мировом рынке, результаты которой представлены в таблице 7.


Таблица 7 - Динамика изменения потребления и импорта рафинированной меди

Регион Темпы роста на рынке за период с 2005 г. по 2009 г.ВыводпотребленияимпортаКитай1,74 1,66Быстрый рост импорта при ускоренном росте потребления в регионеЕвропа0,751,01Максимальное снижение потребления при умеренном росте импорта в регионеАзиатские страны1,031,15Умеренный рост импорта при умеренном росте потребления в регионеСеверная и Латинская Америка1,031,02Умеренный рост импорта при умеренном росте потребления в регионеПрочие0,741,08Максимальное снижение потребления при умеренном росте импорта в регионеПримечание - Составлено автором

По результатам проведенной оценки на основе использования четырехдольного показателя концентрации конкурентов на рынке была проведена оценка степени монополизации рынка. В результате которого, было выявлено, что все рынки монополизированы, хотя в динамике наблюдается некоторое снижение концентрации в Китае, Европе и Азиатских странах.

Для оценки перспективности рынков сбыта рафинированной меди ТОО «Корпорации Казахмыс» нами были построены конкурентные карты по каждому региону отдельно, при этом рассчитаны темпы прироста рыночных долей импорта у каждого конкурента (таблицы 8, 9, 10).


Таблица 8 - Матрица формирования конкурентной карты для рынка Китая

Квалификационные группы, Длидеры рынкапредприятия с сильной конкурентной позициейпредприятия со слабой конкурентной позициейаутсайдеры рынка[32,8;36,2][20; 32,81][11,71; 20][10; 11,71]Квалификационные группыстраны с быстро улучшающейся конкурентной позицией[6,6; 17,95]ТОО «Корпорация Казахмыс»страны с улучшаю-щейся конкурентной позицией[0; 6,6]страны с ухудшающейся конкурентной позицией[-11,42; 0]аутсайдеры рынка[-11,6;-11,4] Примечание - Составлено автором

Из таблицы видно, что на рынке Китая ТОО «Корпорация Казахмыс» занимает сильную конкурентную позицию.


Таблица 9 - Матрица формирования конкурентной карты для рынка Европы

Квалификационные группы, Длидеры рынкапредприятия с сильной конкурентной позициейпредприятия со слабой конкурентной позициейаутсайдеры рынка[37,5;44,7][16,67; 37,05][7,16; 16,67][3,5; 7,16]Квалификационные группыстраны с быстро улучшающейся конкурентной позицией[3,52; 6,28]страны с улучшающейся конкурентной позицией[0,39; 3,52]ТОО «Корпорация Казахмыс»страны с ухудшающейся конкурентной позицией[-2,74; 0,39]аутсайдеры рынка[-3,93;-2,74] Примечание - Составлено автором

Как видно из таблицы, на рынке Европы ТОО «Корпорация Казахмыс» имеет слабую конкурентную позицию.


Таблица 10- Матрица формирования конкурентной карты для рынков Северной и Латинской Америки

Квалификационные группы, Длидеры рынкапредприятия с сильной конкурентной позициейпредприятия со слабой конкурентной позициейаутсайдеры рынка[27,7;30,1][20; 27,67][8,79; 20][1,9; 8,79]Квалификационные группыстраны с быстро улучшающейся конкурентной позицией[59,96; 101,05]страны с улучшаю-щейся конкурентной позицией[18,79; 59,96]страны с ухудшающейся конкурентной позицией[-1; 18,79]ТОО «Корпо-рация Казахмыс»аутсайдеры рынка[-3,98;-1]Примечание: составлено автором

Из таблицы видно, что на рынках Северной и Латинской Америки компания имеет слабую конкурентную позицию. Таким образом, построенные матрицы позволили нам сделать следующие выводы:

на рынке Китая, для которого характерен быстрый рост импорта при ускоренном росте потребления, ТОО «Корпорация Казахмыс» необходимо увеличивать рыночную долю предприятия, что является закономерным и необходимым решением, если учитывать усиление рыночной активности субъектов рынка этих стран;

на рынке Европы, для которого характерно максимальное снижение потребления при умеренном росте импорта, ТОО «Корпорация Казахмыс» имеет слабую конкурентную позицию с улучшающейся рыночной позицией.

на рынках Северной и Латинской Америки, для которых характерны умеренный рост импорта при умеренном росте потребления, ТОО «Корпорация Казахмыс» имеет слабую конкурентную позицию с ухудшающейся рыночной позицией. Такая ситуация может привести к постепенной потери существующей доли на рынках, что в свою очередь вынудит вывести данную сферу деятельности из этих стран.

Определив емкость рынка меди, и основываясь на конкурентных преимуществах корпорации, мы задались вопросам исследования возможности определения оптимального и необходимого объема продукции при минимальных затратах. Исследование показало, что в производстве не в должной степени уделяется вопросам использования элементов моделирования. Маркетинг, будучи рыночной концепцией управления, нацелен на всестороннее изучение рынка, приспособление производства к его требованиям, воздействие на рынок и потребителей в интересах своей фирмы, а методы исследования обусловливают применение экономико-математического моделирования.

Используя метод оптимизации на фактических данных ТОО «Корпорация Казахмыс» нами были выявлены резервы, которые корпорация недополучила из-за неэффективной организации процесса обогащения. Выполненные расчеты по определению оптимальной нагрузки на горнодобывающие предприятия Жезказганского региона по объему и качеству руды показывают, что при стабильной работе по оптимальному плану производственных нагрузок на рудники корпорация достигла бы экономии в размере 0,07 млрд.тг.

В таблице 11 приведены показатели оптимальных и фактических показателей производственной программы корпорации на 2008 год (числитель - оптимум, знаменатель - факт).

Не ограничиваясь на оптимизации второго передела, нами был сделан расчет оптимальной производственной программы Жезказганского медеплавильного завода (ЖМЗ) за 2008 год по запланированным объемам поставки и переработки медных концентратов, их химическому составу и технико-экономическим показателям их переработки: товарной продукции (черновой меди и серной кислоты), ее себестоимости и прибыли.

Таблица 11- Производственная программа корпорации на 2008 год

ОФ-1ОФ-2ОФ-3Годовая нагрузка на рудникиАЖР5,13005,1301,1345,13ВЖР05,5405,541,63,905,5ЗЖР03,6603,6603,6603,66СЖР2,72,4905,1905,7805,78ЮЖР0,654,3148,966,92,0608,96Годовая нагрузка на фабрики8,4816,0648,516,534

На основе фактических данных мы построили модель, которая максимизирует прибыль от реализации товарной продукции:

(Х)=99, 03 x1 +29, 73 x2 +1, 46 x3 + 0, 26 x4 + 1, 35 x5 + 0, 44 x6 + 15 x7 max


Оптимальное решение было получено по критерию максимума прибыли от реализации товарной продукции. Исходя из заданных производственных условий и ограничений, максимальная прибыль составила Lmax=46,625млрд.тг.

На основе анализа оптимального решения мы выявили, что в оптимальный план вошли в полном объеме все поставляемые концентраты, кроме Жезказганского. При использовании установленных оптимальных объемов сырья появляется возможность увеличить объем выпуска товарной продукции на величину 22505,478 млн.тг. Полученный оптимальный план служит основой для составления баланса металлов по отдельным переделам медеплавильного производства.

Таким образом, по оптимальному плану, полученному при условии обязательного выполнения плановых показателей по выпуску черновой меди и серной кислоты, обеспечивается увеличение объема товарной продукции от 64887,3 до 87392,8 млн.тг, при этом прибыль от ее реализации будет максимальной и составит 4625,566 млн.тг., что существенно превышает соответствующие фактические показатели за рассматриваемый период по ЖМЗ, и что предполагало бы получения дополнительной прибыли в размере 5923,07 млн.тг.

На основе анализируемых данных был также найден оптимальный вариант производственной программы ЖМЗ, по которому все объемы поставок сырья используются полностью, объем выпуска черновой меди составит 246,761 тыс.т., объем серной кислоты будет равен 244,663 тыс.т, объем товарной продукции увеличится до 100190,92 млн.тг, что обеспечит максимальную прибыль от ее реализации 56110,35 млн.тг.

Таким образом данная методика позволила нам определить оптимальный объем производства продукции, при оптимальной нагрузке на горнодобывающее предприятие, для минимизации затрат в обогатительном и металлургическом переделах, что обеспечит максимальную прибыль от реализации. Также следует отметить, что в деятельности корпорации необходимо уделять большое внимание вопросам использования элементов моделирования, которые позволят принимать эффективные решения с учетом внутренних и внешних факторов.


затраты предприятие маркетинговый

Заключение


В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

. Теория управления затратами основывается на трех концепциях, и наибольший интерес представляет концепция анализа цепочки ценности. Если, современные теории управления затратами акцентируют внимание на процессах, происходящих внутри предприятия, анализ цепочки ценности требует более широкого рассмотрения управление затратами и выхода за пределы предприятия.

. Результаты исследования теорий управления промышленным предприятием показали, что вопросы маркетинга в управлении предприятием, в том числе маркетингового воздействия на управление затратами недостаточно изучены. Также в ходе исследования деятельности горнодобывающих предприятий был выявлен ряд особенностей, затрудняющие использование универсальных подходов к формированию промышленной политики и инструментов маркетинга. В этой связи нами была предложена и апробирована модель маркетингового подхода в управление затратами, основанная на концепции цепочки ценности, позволяющая системно управлять затратами промышленного предприятия с учетом внешних факторов.

. Результаты исследования мирового рынка меди и медной продукции показали, что Казахстан по запасам меди занимает 4 место. Основным потребителем меди является Азия, в том числе Китай. Не смотря на сохранение кризисных явлений, спрос на медь растет, что обусловлено широким спектром его применения и растущей потребностью со стороны Китая.

. Анализ рынка меди в стране показал, что лидером в производстве является ТОО «Корпорации Казахмыс», которая также является единственной компанией в Казахстане занимающейся добычей, переработкой и производством меди. Выгодное географическое положение Казахстана позволяет компании обслуживать несколько крупнейших мировых рынков, а интегрированное производство и широкий ассортимент продукции ставит ТОО «Корпорации Казахмыс» в один ряд с самыми низкозатратными производителями меди в мире.

. В теории управления затратами признано, что стоимость продукции определяется и управляется многими факторами, которые влияют друг на друга. Понимание поведения затрат означает понимание сложного взаимодействия набора факторов, определяющих затраты. В этой связи нами был проведен факторный анализ затрат, который позволил выявить что непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 тенге товарной продукции оказывают четыре фактора первого порядка, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: структура выпущенной продукции; уровень затрат на производство отдельных изделий; цены и тарифы на потребленные материальные ресурсы; цены на продукцию.

Проанализированные факторы позволили повысить общую сумму затрат на 5% в БМЗ и сократить её в ЖМЗ на 2%. Таким образом, нами было выявлено, что для минимизации затрат необходимо определение оптимального объема производства при оптимальной нагрузке.

. Для определения возможного объема сбыта продукции нами была проведена оценка рыночной конъюнктуры, т.е. сложившиеся под воздействием внешних и внутренних факторов конкретные экономические условия рынка меди. Проведенное исследование показало, что на рынке Китая, которому характерен быстрый рост импорта при ускоренном росте потребления, ТОО «Корпорация Казахмыс» необходимо увеличивать рыночную долю предприятия. На рынке Европы и Америки, для которых характерно максимальное снижение потребления при умеренном росте импорта, компания имеет слабую конкурентную позицию с улучшающейся рыночной позицией, что может привести к потере существующего положение на рынке.

Таким образом, оценка мирового рынка меди медной продукции показал, что ТОО «Корпорация Казахмыс» занимает устойчивые позиции на международном рынке цветных металлов, а состояние рынка свидетельствует о том, что рынок растет и отрывает большие возможности для увеличения объемов сбыта продукции.

. Результаты исследования показали, что горнодобывающие и перерабатывающие предприятия ТОО «Казахмыс» отличаются большими масштабами производства, значительными производственными затратами на добычу и переработку руды. Очевидно, что для повышения эффективности горного производства необходимо решить комплексные задачи планирования и управления, к которым можно отнести расчет годовой производственной нагрузки на рудниках корпорации с учетом условий добычи, транспортирования и переработки руды. На основе изучения особенности применения экономико-математического моделирования в области маркетинга нами была предложена методика определения оптимального объема продукции при минимальных затратах для обогатительного и металлургического переделов ТОО «Корпорация Казахмыс». Данная методика позволила произвести расчет оптимальной производственной программы Жезказганского медеплавильного завода (ЖМЗ) за 2008 год по запланированным объемам поставки и переработки медных концентратов, которая максимизирует прибыль от реализации товарной продукции.


Список опубликованных работ по теме диссертации


1 Анализ производственной деятельности ТОО «Корпорация Казахмыс» // Информационно- аналитический журнал «САЯСАТ- POLICY». - 2010. -№10. (в соавторстве).

Современное состояние и тенденции развития мирового рынка меди // Вестник ЕНУ им. Л.Н.Гумилева (экономический цикл). - 2010. -№1.

Анализ и оценка современного состояния рынка медной продукции // «Евразийское сообщество. Экономика. Политика. Культура». - 2010. -№3 (71). - С.6-11.

Современные концепции управления затратами предприятия // Транзитная экономика. - 2010. -№4-5. -С.54-61.

«К?сіпорын ?ызметін жетілдірудегі маркетингті? ролі» // Сборник научных трудов региональной научно- практической конференции «Пути и проблемы экономического развития Казахстана в новом тысячалетии».

Астана: ЕАУ им. Л.Н.Гумилева, 2000. -С.357-360.

«К?сіпорынды бас?аруды? тиімді ??рымын ?алыптастыруды? маркетингтік концепциясы» // Сборник научных трудов международных Байконуровских чтений (2 книга). Жезказган, 2001.-С.60-64.

«К?сіпорынды бас?аруды маркетинг ?ызметін дамыту негізінде жетілдіру» // Материалы международной научно- практической конференции «Государство и бизнес XXI веке». - Алматы, 2003.-С.291-293.

«К?сіпорын ?ызметіндегі кадрік саясатты ?алыптастыру» // Сборник трудов международной научно- практической конференции «Инновационная роль науки в подготовке современных технических кадров». - Караганда: КарГТУ. 1 выпуск, 2 часть 2008. -С.16-19.

«Маркетинговая концепция управления предприятием» Сборник трудов Международной конференции «Ломоносов-2010». -Астана,2010. -С. 203-204.

Системный подход в управлении затратами предприятия. Сборник трудов Международной конференции «V Рыскуловские чтения- Ryskulov readings». - Алматы: КазЭУ им. Т.Рыскулова,2010. 2 том. -С.245-248.

«Маркетинг в обеспечении жизнедеятельности предприятия» Сборник трудов Международной конференции «Теория и практика антикризисного менеджмента». -Пенза, 2010. -С.135-138

Современное состояние металлургической отрасли Казахстана. // Сборник трудов Международной конференции «Тенденции и приоритеты развития мирвой Казахстанской экономики в 21 веке». -Астана: КазУЭФиМТ, 2010. -С.108-111. (в соавторстве).


Т?ЙІН


АБИЛЬДИНА АЙН?Р ШАХИЗАДА?ЫЗЫ

?нерк?сіптік к?сіпорынны? шы?ындарын маректинг т?р?ысынан бас?ару («?аза?мыс корпорациясы» ЖШС мысалында)

.00.05 - Экономика ж?не халы? шаруашылы?ын бас?ару (салалары мен ?ызмет аялары бойынша)

Зерттеу ма?саты мен міндеттері. Диссертациялы? зерттеу ма?саты ж?йелік т?р?ыдан ?арастыра отырып, ?лемдік нары?та?ы ?ата? б?секе жа?дайында шы?ындарды маркетингтік т?р?ыдан бас?ару бойынша ?ылыми-?дістемелік ж?не т?жірибелік ?сыныстар ??деу.

Зерттеу ма?саты келесі міндеттерді шешу ?ажеттілігін ай?ындады:

шы?ындар таби?атын ж?не нары?ты? экономика жа?дайында к?сіпорын шы?ындарын бас?аруды? ?дістемелікнегіздерін зерттеу;

к?сіпорын шы?ындарын бас?аруда?ы маркетинг т?р?ысыны??ажеттілігі мен ерекшеліктеріне негіз беру;

шы?ындарды маркетинг концепциясына негізделіпген бас?ару?а к?шу м?селелерін ай?ындау;

?аза?стан Республикасында жез ?німдерін ?ндіру ж?не т?тынуды? ?азіргі жа?дайын ж?не ?лемдік жез нары?ыны?даму тенденциясын ?арастыру;

«?аза?мыс Корпорациясы» ЖШС ?німін ??деу ж?не ?ткізуге шы?ындарын талдау;

?нерк?сіптік к?сіпорында шы?ындарды т?мендетуді жоспарлауды? факторлы талдауын ж?ргізу;

«?аза?мыс Корпорациясы» ЖШС жез нары?ында?ы нары? сыйымдылы?ын ба?алау ;

байыту ж?не кен ??деуде шы?ындарды азайта отырып,?німні? онтайлы к?лемін аны?тау бойынша маркетингтік міндеттерді шешуді? ?діснамасын ??деу.

Зерттеу п?ні ірі ?нерк?сіптік компанияларды? шы?ындарын маркетинг т?р?ысынан бас?аруды ж?зеге асыру барысында ?алыптасатын ?йымдастырушылы?- экономикалы? ?атынастар болып табылады.

Зерттеу нысаны ретінде «?аза?мыс Корпорациясы» ЖШС мысалында маркетингті пайдалана отырып ?нерк?сіптік к?сіпорынны? шы?ындарын бас?ару ж?йесі туындайды.

Диссертациялы? зерттеуді? ?ылыми жа?ашылды?ы. Диссертацияны?ма?ызды ?ылыми н?тижелері келесілер болып табылады:

?нім ?ндіру мен ?ткізуге шы?ындарды маркетинг т?р?ысынан бас?аруды? моделі ??деліп ?сынылды;

?нерк?сіптік к?сіпорындарды? ?ызметін ?йымдастыру?а, соны? ішінде шы?ындарды бас?ару принциптеріне м?нді ?серін тигізетін маркетингті? бір?атар ерекшеліктері ай?ындал?ан;

жез ?німдерін ?ндіру мен ?ткізуді? ?азіргі жа?дайын талдау негізінде оны? ?лемдік нары?та ?ткізу к?лемін ?л?айту кеелшегі ай?ындалды;

?нерк?сіптік кс?піорындарды? шы?ындарын жоспарлауды? фактоолы талдауы ж?зеге асырылды;

«?аза?мыс Корпорациясы» ЖШС мысалында жез нары?ыны? сыйымдылы?ын ба?алау ?діснамасы ?сынылды;

«?аза?мыс Корпорациясы» ЖШС байыту ж?не кен ??деу кезе?дері ?шін шы?ындарды минимизациялау ар?ылы ?німні? онтайлы к?лемін аны?тау ?діснамасы ?сынылды.

?ор?ау?а шы?арылатын негізгі жа?дайлар:

?нім ?ндіру мен ?ткізуге шы?ындарды маркетинг т?р?ысынан бас?аруды? моделі;

?нерк?сіптік к?сіпорынны? шы?ындарын жоспарлауды? факторлы талдауы;

«?аза?мыс Корпорациясы» ЖШС мысалында жез нары?ыны? нары? сыйымдылы?ын аны?тау ?діснамасы;

жез кенін байыту?а шы?ындарды минимизациялау ар?ылы онтайлы ?нім к?лемін аны?тау ?діснамасы;

«?аза?мыс Корпорациясы» ЖШС к?сіпорындарында кен ??деу кезенінде онтайлы ?ндірістік ба?дарламаны аны?тау бойынша ?сыныстар.

Теоретикалы? ж?не практикалы? ма?ыздылы?ы. Кейбір теоретикалы? жа?дайлар ?неркісіптік маркетинг ж?не кен ??деу к?сіпорындарында шы?ындарды бас?ару саласында отанды? теорияны? ?рі ?арай дамуына негіз болуы м?мкін, «Экономика», «Менеджмент» ж?не «Маркетинг» маманды?тары бойынша студенттер мен магистранттар ?шін о?у процесінде пайдаланылуы м?мкін.

?сыныстарды? практикалы? ма?ыздылы?ы оларды кен ??деу саласында?ы кс?піорындар ?ызметіне енгізу сырт?ы факторлер ?серін есекере отырып, ?нім к?лемін онтайландыру есебінен шы?ындарды жоспарау?а м?мкіндік береді.

Жекеленген практикалы? н?тижелер «?аза?мыс Корпорациясы» ЖШС «?ара?андыт?стіметалл» ?Б ж?мысына ж?не ?аза?экономика,?аржы ж?не халы?аралы? сауда университетіні? о?у процесіне енгізілген.


HE RESUME ABILDINA AINUR SHAHIZADINA

Marketing approach in management of expenses of the industrial enterprise (on the example of Limited Liability Company « Kazakhmys Corporation»)

.00.05- Economy and management of a national economy (by branches and fields of activity)purpose and research problems. The purpose of dissertation is on the basis of the system approach to develop scientifically-methodical and practical recommendations about application of the marketing approach in management of expenses in the conditions of a rigid competition of the domestic industrial enterprises in the world markets.research objective has caused necessity of the decision of following problems:

to investigate essence of the nature of expenses and methodological bases of management of expenses of the enterprise in the conditions of market economy;

to prove necessity and to reveal features of the marketing approach in management of enterprise expenses;

to reveal preconditions of transition of the enterprises to management of the expenses, based on the marketing concept;

to consider a current state of manufacture and consumption of copper production in Republic of Kazakhstan and the tendency of development of the world market of copper;

to analyse expenses for manufacture and realization of production of LLC

«Kazakhmys Corporation»;

to carry out the factorial analysis of planning of decrease in expenses at the industrial enterprise;

to carry out an estimation of a market capacity of copper production of LLC

«Kazakhmys Corporation»;

to develop a technique of the decision of marketing problems by definition of optimum volume of production at minimization of expenses in concentrating and metallurgical repartitions. object of research are the organizational-economic relations formed in the course of application of marketing approaches in management by expenses of the large mining companies. object of research appeares the control system of expenses of the industrial enterprise with marketing application on LLC.

«Kazakhmys Corporation».

Scientific novelty of dissertational research. The most important scientific results of the dissertation are concluded on the following:

on the basis of research of basic theories of operation of business the conceptual model of the marketing approach in management of expenses for manufacture and production realization is developed and offered;

a number of features of the marketing, as a whole essentially influencing the organization of activity of the industrial enterprises, and in particular on principles of management of expenses are revealed;

on the basis of conducted analysis of a current state of manufacture and realization of copper production, prospects of increase in volumes of its sale in the world markets are revealed;

the factorial analysis of planning of decrease in expenses of the industrial enterprise is carried out;

the method of estimating of a market capacity of copper production on the example of LLC «Kazakhmys Corporation» is proposed;

the methodology of definition of optimum volume of production is offered at minimization of expenses for concentrating and metallurgical repartitions of LLC «Kazakhmys Corporation ». provisions and the results which are put forward on protection:

сonceptual model of the marketing approach in management of expenses for manufacture and production realization;

the factorial analysis of planning of decrease in expenses of the industrial enterprise;

a methodology of an estimation of a market capacity of copper production on LLC «Kazakhmys Corporation»;

a technique of definition of optimum volume of production at minimization of expenses for concentrating of copper ore;

recommendations for definition of the optimum production program of metallurgical repartition at LLC «Kazakhmys Corporation». theoretical and practical importance. Separate theoretical results can form a basis for the further development of the domestic theory in the field of industrial marketing and management of expenses of the mountain-metallurgical enterprise, to be used in educational process for students and graduators on the Economy, Management and Marketing specialities.practical importance of the proposals is concluded in that their introduction in activity of the enterprises of metallurgical branch gives the chance to plan expenses on account of the expense of optimization of a volume of output taking into account external factors. practical results of research are introduced into the work practice of ON «KaragandaCvetmet» of LLC «Kazakhmys Corporation» аnd into educational process of the Kazakh university of economy, the finance and international trade.


Теги: Маркетинговый подход в управлении затратами промышленного предприятия  Другое  Маркетинг
Просмотров: 39988
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Маркетинговый подход в управлении затратами промышленного предприятия
Назад