Маркетинговое исследование рынка сэндвич-панелей

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего Профессионального образования

Кафедра: "ЭФ-3"


Научно-исследовательская работа по дисциплине:

"Маркетинг"

ТЕМА: "Маркетинговое исследование рынка сэндвич-панелей"


Москва, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. Общие сведения о сэндвич-панелях

.1 Классификация сэндвич-панелей

.1.1 Функциональное назначение

.1.2Теплоизоляционный материал

. Российский рынок сэндвич-панелей

.1 Обзор российского рынка сэндвич-панелей

.2 Внешняя торговля сэндвич-панелями

.3 Структура рынка сэндвич-панелей

.4 Характеристики потребления

. Ценовой анализ

. Тенденции и перспективы

Выводы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Маркетинговое исследование рынка сэндвич-панелей представляет комплексный анализ российского рынка сэндвич-панелей. В исследовании проведен анализ рынка сэндвич-паней: выявлен объем и динамика рынка, структура рынка, сегментация, основные факторы и тенденции рынка. Представлен анализ производства сэндвич-панелей в РФ: объем и динамика производства, основные производители и производственные мощности. Проведен анализ экспортно-импортных операций: объем и динамика, структура импорта, экспорта по основным странам импортерам, структура по компаниям импортерам.

В современном строительстве сэнвич-панели состоит из слоя утеплителя(минеральной ваты, пенополистирова, пенополиуретана), облицованного металлом. Основной сферой их использования являются стеновые и кровельные ограждения в конструкциях быстровозводимых зданий.


.Общие сведения о сэндвич-панелях


В современном строительстве под сэндвич-панелями понимается многослойный материал, состоящий из трех основных функциональных слоев: двух слоев покровных материалов, обеспечивающих защиту от внешних воздействий, конструктивную жесткость, декоративную функцию, и наполнителя-сердечника, выполняющего тепло- и шумоизолятора.

Для большинства видов сэндвич-панелей термоизоляция является важнейшей функцией, поэтому основу большинства составляет теплоизолирующий сердечник на основе поропластов или минеральной ваты. Толщина теплоизолирующего слоя варьируется в зависимости от назначения здания и его месторасположения. Для строительных панелей толщина утеплителя обычно составляет не менее 50 мм. Более тонкие панели используют для внутренних перегородок и облицовки существующих зданий.

Основные виды сэндвич-панелей, находящие сегодня применение в строительстве:

.панели для столешниц и других элементов интерьера, производимые по сэндвич-технологии;

.панели, используемые для полного или частичного заполнения дверных полотен(изготовленных из системных профилей), перегородок и т.п. Такие панели должны обеспечивать тепло- и звукоизоляцию, прочность. На российском рынке наибольшее распространение получили панели немецких производителей: Isotex, Mallok, Stadur;

.панели из полимерного сердечника, соединенного с металлическими обкладками- используют для декорирования, защиты и утепления фасадов;

.пластиковые сэндвич-панели с облицовкой ПВХ-листами и экструдированным пенополистиролом внутри применяют в качестве отделочного материала в дизайне интерьеров;

.строительные сэндвич-панели типа SIP(Structual Insulated Panel, конструкционно-изоляционная панель КТП) - монолитные трехслойные конструкции , состоящие из двух плит OSB, между которыми под давлением приклеивается слой твердого пенополистирола;

.в качестве отдельной группы сэндвич-панелей можно выделить трехслойные железобетонные панели, активно используемые в жилищном строительстве.


.1 Классификация сэндвич-панелей


.1.1 Функциональное назначение

По функциональному назначению сэндвич-панели можно разделить на четыре основные подвида:

·стеновые ;

·кровельные;

·облицовочные;

·холодильные.

Каждый из этих подвидов имеет свои конструктивные особенности.

Стеновые и кровельные сэндвич-панели применяют, соответственно, для сооружения стен и кровли. Их главное отличие- достаточная толщина утеплителя и металлических облицовок, устойчивое к внешней среде покрытие.

Облицовочные панели предназначены для реконструкции и утепления существующих зданий. Как правило, имеют небольшую толщину- 25-60 мм. Тыловая поверхность не имеет декоративного покрытия. Внутри здания - играют роль декоративного покрытия, утеплителя и шумоизолятора.

На данный момент в России сложилась благоприятная ситуация для развития рынка облицовочных сэндвич панелей: многие здания требуют реконструкции или утепления в соответствии с новыми требованиями к теплопередаче.

Из наиболее известных на рынке производителей, работающих в данном сегменте: компания "Полиаллан" с одноименной системой, работает с 1998 года. В настоящее время панели по этой технологии производят несколько заводов.

Холодильные панели отличаются хорошими теплосберегающими свойствами. Всегда используется двойной замок в качестве соединения для исключения возможности образования "мостиков холода". В качестве утеплителя обычно применяется пенополиуретан.


.1.2Теплоизоляционный материал

По виду теплоизоляционного материала современные сэндвич-панели можно разделить на три основные группы:

·с утеплителем из минеральной ваты;

·с утеплителем из пенополистирола;

·с утеплителем из пенополиуретана.

Минеральная вата удовлетворяет самым жестким требованиям пожарной безопасности. Материал соответствует санитарным и экологическим нормам. Недостатки минеральной ваты - относительно высокий коэффициент теплопроводимости(0,05 Вт/м*К) и большой вес(50-150 мм - 15-30 кг/кв.м)

Сейчас в России панели с сердечником из минеральной ваты наиболее востребованы, на них приходится, по оценкам экспертов, до 80% потребления.

Большое значение в качестве итоговой панели играет количество минеральной ваты, поэтому производители стараются выбрать оптимального поставщика минеральной ваты. В настоящее время на рынке наиболее востребована минеральная вата следующих производителей:

·Saint-Gobain (Франция);

·Rockwool (Дания);

·ЗАО "Минеральная Вата"(Московская область);

·Paros OY (Финляндия);

·ОАО "Термостепс"МТЛ" (Самара).

Пенополистирол - легкий синтетический материал с закрытой 8являются: низкий коэффициент теплопроводности(0,39 Вт/м*К), достаточная механическая прочность, низкая плотность и легкость(вес панели 50-150мм - 11.5-14 кг/кв.м), экологичность, постоянство всех свойств на протяжении длительного срока эксплуатации, трудногорючесть.

Недостатками являются: химическая не стойкость и низкая температура деструкции(при температуре -65…-70С градусов пенополистирол превращается в обычный полистирол).

Поставщики блочного пенополистирола:

·KNAUF (Германия);

·BASF (Германия);

·ЗАО "Мосстрой-31" (Москва);

·"Полимер-Пак СПб" (Санкт-Петербург);

·ООО "Бетонпласт" (Екатеринбург).

Пенополиуретан(ППУ) получают при смешивании полиола и полиизоцианата, а затем вспенивают с помощью фреона или пентана, который является более 95.

Существенный недостаток - низкий показатель огнестойкости, причем материал при горении выделяет полимочевины.

В 95 % всех сэндвич-панелях, выпускаемых в мире, в качестве наполнителя используется пенополиуретан. В России по причине горючести сэндвич-панели с пенополиуретаном нашли применение только в холодильной промышленности.

Необходимые компоненты для производства ППУ предлагаются следующими компаниями:

·BASF (Германия);

·Bayer (Германия);

·DOW (США);

·Elastopor (Германия);

·Nestaan (Голландия).

Типовые характеристики сэндвич-панелей с разными типами утеплителя представлены в следующей таблице.


Таблица 1. Характеристики сэндвич-панелей с разными типами утеплителя. (Источник: панели с минеральной ватой - завод "Веста", с пенополиуретаном - завод "Электрощит".)


2. Российский рынок сэндвич-панелей

рынок торговля потребление ценовой

2.1 Обзор российского рынка сэндвич-панелей


Рынок сэндвич-панелей довольно закрытый, на нем практически нет объективной информации об игроках рынка. Именно поэтому оценки объемов рынка и спроса носят, в большей степени, экспертный характер.

Согласно официальной статистике Росстата, в 2008 г. было произведено около 13.0 млн. кв.м. стеновых и кровельных панелей. Этот показатель вызывает много вопросов. В масштабах России объемы потребления кажутся небольшими. Только в Москве и Санкт-Петербурге ежегодно возводятся десятки объектов по сэндвич-панельной технологии: торговые центры, склады и т.д. И если просчитать общие по площади крупных объектов, то можно получить цифру, превышающую годовые объемы рынка сэндвич-панелей.

Конечно, объяснение может скрываться в неравномерности спроса: Москва и Санкт-Петербург используют в основном готовые сэндвич-панели.

Тем не менее, при определении объемов производства целесообразно ориентироваться на отраслевую статистику, которая сильно расходится с официальной.

Так по оценкам участников рынка, объем производства сэндвич-панелей в 2008 году достиг 15 млн.кв.м. С учетом статистики импорта/экспорта за аналогичный период получаем, что объем внутреннего потребления составил примерно 15.8 млн.кв.м. В среднем за всю историю развития российского рынка (1998-2008гг) потребление росло на 25% ежегодно.


Рисунок 1. Объем рынка сэндвич-панелей в 2005-2008 гг.

(Источник: ResearchTechart на основании оценки участников рынка и статистики ФТС РФ)


По данным же агентства IndexBox, официальная статистика производства отражает лишь 50% реального показателя. Фактически уровень потребления панелей, по данным аналитиков, превышает 23 млн.кв.м.


.2 Внешняя торговля сэндвич-панелями


Доля импортной продукции на протяжении всего существования рынка сэндвич-панелей остается незначительной - не более 10%. По итогам 2008 г. импорт сэндвич-панелей в Россию составил 18.4 тыс.тонн на общую сумму 1.3 млрд.руб.(примерно 42.9 млн.долл.). При среднем весе панели в 15 кг/кв.м объем импорта может быть оценен в 1.2 млн. кв или 6-7% от общего объема потребления

Интересно отметить, что, несмотря на рост числа российских производителей, и ужесточения конкуренции на рынке, импорт сэндвич-панелей по-прежнему растет.


Рисунок 2. Динамика импорта сэндвич-панелей в 2002-2008г., тыс.руб.

(Источник: ФТС РФ, IndexBox)


Предпочтение импортным сэндвич-панелям отдается в следующих случаях:

·поставка комплекта БВЗ с каркасом и металлоконструкциями;

·импорт дешевых сэндвич-панелей из азиатского региона;

·импорт иностранных пенополиуретановых панелей для устройства холодильных складов.

Структура импортных поставок в разрезе страны происхождения представлена на следующей диаграмме.


Рисунок 3. Структура импортных поставок сэндвич-панелей по странам в 2008 году (доля в натуральном выражении. Источник: ФТС РФ)


Лидерами среди стран-импортеров являются страны Восточной Европы - Польша, Словения, а также Южная Корея и Китай. Если в Словении весь объем импорта формирует одни поставщик - бренд Trimoterm, то в Польше насчитывается около пяти крупных импортеров: Balex Metal, Construction, Kingspan (в Россию панели поставляет также чешское отделение компании), "Фабрика плит Tago"- строительные сэндвич-панели, Ruuki Constuction - сэндвич-панели в составе комплектов быстровозводимых зданий. Аналогичная ситуация свойственна поставкам из Южной Кореи и Китая, объем которых формируется сразу несколькими производителями. Кроме перечисленных стран поставки сэндвич-панелей ведутся из Финляндии, Франции, Австрии, Литвы, Японии.


Таблица 2. Структура импортных поставок сэндвич-панелей по брендам в 2008 году. (Источник: ФТС РФ)


Данные таблицы свидетельствуют о том, что стоимость из Южной Азии в редких случаях превышает 30 руб./кг(450 руб./кв.м), в то время как европейские панели имеют таможенную стоимость в пределах 50-60 руб./кг(700-900 руб./кв.м). В структуре импортных поставок 42,8% приходится на минеральную вату, 24.3% - на пенополиуретан, 8,8% - на пенополистирол, 2.5%- на стекловолокно. Тип утеплителя не указан в 21.6% случаях. Интересно отметить, что структура поставок по типу теплоизоляционного материала не является схожей для различных регионов. В структуре импорта из стран Западной Европы преобладает минеральная вата, из Восточной Европы - минеральная вата и пенополиуретан. В Дальневосточном ФО, наоборот, наибольшим спросом пользуется пенополистирол и стекловолокно.


.3 Структура рынка сэндвич-панелей


На российском рынке сэндвич-панелей работают сотни компаний. Их можно разбить на следующие сегменты: производители, трейдеры, строители, производители решений.

.Производители. Сегодня количество производственников приближается к сотне. Среди них как крупные заводы , так и небольшие локальные фирмы.

.Трейдеры. К трейдерам можно отнести три основные вида фирм:

·компании, занимающиеся перепродажей панелей;

·производители другого профиля, продающие в числе прочих товаров панели;

·строительные организации.

Трейдерская деятельность ориентирована на конечного потребителя, т.к. оптовики и крупные заказчики предпочитают работать напрямую с заводом.

.Строители. Самая большая группа участников рынка. Сюда можно отнести как производственно-строительные компании, так и строительно-монтажные организации.

. Производители решений и продукции. Эта группа компаний выделена в отдельную категорию в связи со своей многочисленностью и востребованностью потребителям. К производителям решений относятся компании, занимающиеся созданием холодильных складов, автофургонов и контейнеров, модулей, бытовок.

Примерная структура рынка сэндвич-панелей представлена на следующем рисунке.


Рисунок 4. Структура рынка сэндвич-панелей и смежных услуг


.4 Характеристики потребления


Сэндвич-панели как продукт, потребляемый производственными предприятиями и торговыми сетями. Сводные данные по основным участникам рынка показывают, что объем спроса на сэндвич-панели со стороны предприятий и организаций тесно связан с объемом инвестиций в основной капитал этих предприятий, а распределение спроса по регионам - у дельной долей инвестиций в конкретный регион.

По оценке агентства Prado Marketing, на Центральный Федеральный округ приходиться порядка 30.5% потребления сэндвич-панелей, еще 15.8% - на Северо-Западный федеральный округ.


Рисунок 5. Региональная структура потребления сэндвич-панелей

(Источник: Prado Marketing)


Основных потребителей сэндвич-панелей на три неравные группы:

·производственно-строительные и строительно-монтажные организации, в том числе в составе компании-производители сэндвич-панелей, работающие по договору подряда. На эту группу приходится, по некоторым оценкам, до 90% потребляемых сэндвич-панелей;

·вторая группа - компании, занимающиеся строительством для собственных нужд;

·третья группа - уже отмеченные производители решений и продукции, работающие только над сборкой продукции.


.Ценовой анализ


Основными факторами, влияющими на стоимость сэндвич-панелей, являются:

·тип утеплителя;

·толщина панели (зависит от толщины слоя утеплителя);

·материал и качество металлических обкладок;

·тип и качество клея;

·особенности и возможности оборудования.

В условиях финансово-экономического кризиса, приведшему к падению цен на основные сырьевые компоненты, можно наблюдать и снижение стоимости сэндвич панелей практически у всех участников рынка.


Таблица 3. Цены российских производителей стеновых сэндвич-панелей в 2009г. (Источник: прайс-листы производителей)


Примечание. Указаны цены на сэндвич-панели, рабочей шириной примерно 1.2 м, облицованные с двух сторон оцинкованной сталью с покрытием РЕ, базовый цвет, на условиях самовывоза , партия - от 200 до 1000 кв.м. Цены с учетом НДС.

*-шрифтом Bold выделены характеристики "базовой поставки", обычным шрифтом - дополнительные платные опции.

Проведенный анализ позволяет установить следующий диапазон средних цен на стеновые сэндвич-панели:

·с утеплителем на базальтовой основе (100 мм) - 990-1400 руб./кв.м;

·с утеплителем на основе пенополистирола(100 мм) - 890-1210 руб./кв.м;

·с утеплителем на основе пенополиуретана - 1184-1476 руб./кв.м

Представленные производители работают примерно в одном ценовом диапазоне. Разница в ценах на сэндвич-панели с минераловатным, пенополистиролом или пенополиуретановым заполнителем отличаются не более чем на 28%. Таким образом, говорить о ценовых сегментах рынка сэндвич-панелей нецелесообразно.

.Тенденции и перспективы


Основные тенденции развития рынка в 2009г.:

·сокращение объема выпуска панелей в первой половине 2009 г. на 25-30 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого годп. Падение продаж отмечают такие крупные игроки рынка, как "Белпанель", "Мосстрой-31", "Петропанель". Средний уровень загрузки производственных мощностей данных компаний по состоянию на май месяц составил 60-70%;

·уход с рынка мелких компаний, вынужденных закрывать производства ввиду отсутствия спроса;

·проблемы со сбытом заставили производителей более активно заниматься маркетинговой политикой, выраженной в разработке более гибких подходов во взаимодействии с клиентами, поиске новых методов работы;

·расширение географических поставок, выход на новые рынки;

·повышение эффективности рекламы за счет развития выставочной деятельности и продвижения в сети Интернет;

·снижение стоимости продукции в среднем на 10%;

·ряд производителей не отказываются от планов по расширению ассортимента (новые толщины панелей, новые виды покрытий);

·модернизация мощностей и ввод новых производственных линий. Наиболее показательны следующие примеры. С целью наращивания объемов производства компанией "Белпанель" были приобретены высокопроизводительные станки (Германия) для изготовления фасонных элементов.

Сендвич-панели по-прежнему сохраняют свою востребованность при строительстве быстровозводимых зданий. При этом Наблюдается изменение отраслевой структуры спроса: снижается доля строительства зданий коммерческой недвижимости, растет доля инфраструктурных проектов.

Выводы


Сендвич-панели по функциональному назначению можно разделить на четыре основные подвида: стеновые, кровельные, облицовочные и холодильные.

Используются при строительстве сухих и холодильных складов , промышленных, торговых, офисных, сельскохозяйственных зданий и т.п., реконструкций объектов недвижимости, а также в конструкциях специальных изолирующих фургонов и прицепов.

Основные преимущества сэндвич-панелей заключаются в удобстве использования, простоте монтажа, низкой стоимости и быстровозводимости.(по сравнению с традиционными материалами).

По итогам 2008 г. объем рынка сэндвич-панелей оценивался в 15.8-23 млн.кв.м В среднем за всю историю развития российского рынка(1998-2008гг.) потребление росло на 25% ежегодно.

Основной объем потребления сэндвич-панелей приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Большая часть выпускаемых в России панелей имеет минераловатный сердечник. Доля продукции с пенополиуретаном или пенополистиролом составляет всего около 20%.

На российском рынке насчитывается несколько десятков производителей сэндвич-панелей, которые сосредоточены в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. Лидеры вышли на него еще 4-8 лет назад, обладают высокопроизводительным автоматизированным оборудованием и узнаваемым брендом. К этой группе относятся компании: "Термостепт МТЛ"(Самара), завод Armax(Санкт-Петербург), "Веста-парк"(Москва), "Петропанель"(Санкт-Петербург), "Вентиляционный завод Лиссант"(Санкт-Петербург), "Металл Профиль" (Владимирская обл., Ростов-на-Дону), "Вентал"(Калужская область,Балабаново), "Белпанель" (Белгород).

На региональном уровне лидерами являются заводы с производиственной мощностью от 100 до 500 тыс. кв.м сэндвич-панелей в год. По сравнению с лидерами они могут более оперативно реагировать на пожелания заказчика и обеспечить смежные услуги: проектирование, монтаж, поставка комплекта.

Мелкие заказы достаются производителям с объемами менее 100 тыс. кв.м. панелей в год.

Потенциал рынка сэндвич-панелей для инвесторов превосходит фактор высокой конкуренции на рынке, что приводит к открытию новых крупных производств.

Также открытию новых производств способствует относительно невысокие барьеры для выхода на рынок: линия производительностью до 100 тыс.кв.м. панелей стоит 6-12 млн.руб.

Основные тенденции развития рынка в 2009г.:

·сокращение объема выпуска панелей в первой половине 2009 г. на 25-30 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого годп. Падение продаж отмечают такие крупные игроки рынка, как "Белпанель", "Мосстрой-31", "Петропанель". Средний уровень загрузки производственных мощностей данных компаний по состоянию на май месяц составил 60-70%;

·уход с рынка мелких компаний, вынужденных закрывать производства ввиду отсутствия спроса;

·проблемы со сбытом заставили производителей более активно заниматься маркетинговой политикой, выраженной в разработке более гибких подходов во взаимодействии с клиентами, поиске новых методов работы;

·расширение географических поставок, выход на новые рынки;

·повышение эффективности рекламы за счет развития выставочной деятельности и продвижения в сети Интернет;

·снижение стоимости продукции в среднем на 10%;

·ряд производителей не отказываются от планов по расширению ассортимента (новые толщины панелей, новые виды покрытий);

·модернизация мощностей и ввод новых производственных линий. Наиболее показательны следующие примеры. С целью наращивания объемов производства компанией "Белпанель" были приобретены высокопроизводительные станки (Германия) для изготовления фасонных элементов.

Сендвич-панели по-прежнему сохраняют свою востребованность при строительстве быстровозводимых зданий. При этом Наблюдается изменение отраслевой структуры спроса: снижается доля строительства зданий коммерческой недвижимости, растет доля инфраструктурных проектов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.<http://marketing.rbc.ru/research/562949960114506.shtml>

2.www.indexbox.ru/sale_reports <http://www.indexbox.ru/sale_reports>

.www.restko.ru›Исследования <http://www.restko.ru/market/>›2663 <http://www.restko.ru/market/2663>

.www.officemart.ru/research/info_news/info_5496.htm <http://www.officemart.ru/research/info_news/info_5496.htm>

.www.RosDiplom.ru/readyi2a1a2new.asp <http://www.RosDiplom.ru/readyi2a1a2new.asp>

.http://www.bibliofond.ru


Теги: Маркетинговое исследование рынка сэндвич-панелей  Другое  Маркетинг
Просмотров: 16612
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Маркетинговое исследование рынка сэндвич-панелей
Назад