Конкурентоспособность организации и механизмы конкурентной борьбы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Спортивно Педагогический факультет

Кафедра физической культуры, спорта и туризма


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕХАНИЗМЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ»


Выполнил

Кочегарова В.В.


Новополоцк 2014

Содержание


Введение

Глава 1. Конкурентоспособность организации и механизмы конкурентной борьбы

.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации

.2 Факторы конкурентоспособности организации

.3 Функции конкуренции

.4 Формы и методы конкуренции

.5 Способы ведения конкурентной борьбы

Глава 2. Оценка конкурентоспособности организации на примере ЧТУП «Санни Трэвел энд Трэйд»

.1 Общая характеристика предприятия

.2 Экономическая характеристика предприятия

.3 Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке туристских услуг

Заключение

Список использованных литературных источников


Введение


Проблема качества и конкурентоспособности товаров и услуг носит в современном мире универсальный характер. Решение этой проблемы является важным фактором социально-экономического развития и одним из главных условий экономического благополучия любой страны, а также для каждого потребителя. Конкурентоспособность и качество являются в то же время концентрированным выражением возможности любого производителя создавать, производить и реализовывать товары и услуги для удовлетворения общественного спроса на них. Мировой опыт показывает, что качество в условиях конкуренции, без которой не мыслимы рыночные методы хозяйствования, является необходимым требованием для выживания товаропроизводителей и объективной оценки их конкурентных возможностей.

Конкурентоспособность является экономической характеристикой, определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка. Действия этого механизма как экономического рычага заставляют производителей постоянно заниматься повышением качества и конкурентоспособности своих товаров и услуг. Реализация этой задачи требует проведения необходимых изменений в производственно-сбытовой и иной деятельности предприятия для формирования конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему сохранение и укрепление рыночной позиции в длительной перспективе. При этом рынок объективно и строго оценивает усилия всех производителей в этом направлении. Это нашло отражение в том, что конкурентоспособность стала главным показателем успеха товаров и его изготовителя на рынке. Она является многоаспектным понятием соответствия конкретного товара условиям рынка и конкретным требованиям потребителей в части качественных, технических, экономических, эстетических и других характеристик, а также необходимым моментом его реализации в условиях конкуренции. Кроме того конкурентоспособность характеризует успешную деятельность предприятия по занятию и удержанию устойчивой позиции на рынке и обеспечению его экономического благополучия.

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития. Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта.

Целью данной курсовой работы является определение конкурентоспособности организации и изучение механизмов конкурентной борьбы.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

.Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности.

.Анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации.

.Провести оценку конкурентоспособности организации на примере СП Алатан Тур.

.Описать пути повышения конкурентоспособности организации.

Объект исследования в данной курсовой работе - конкурентоспособность и механизмы конкурентной борьбы.

Предмет исследования - влияние конкурентоспособности на деятельность предприятия и пути повышения конкурентоспособности.

Метод исследования - анализ научно-методической литературы.

конкурентоспособность туристский качество экономический

Глава 1 Конкурентоспособность организации и механизмы конкурентной борьбы


.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации


Конкуренция (от латинского «конкурро» - сталкиваться) - это борьба за наибольший доход, это стремление опередить соперника в присвоении наибольшего дохода.

В экономике конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

а)Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

б)Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

в)Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, форме, цвету и др.);

г)Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Конкуренция играет особую роль в экономическом развитии. Конкуренция обеспечивает динамичность экономики, поступательное развитие производства, исключает застой в хозяйстве. Конкуренция «вынуждает» производителей искать новые способы роста производительности, применять новейшие изобретения и открытия, искать соответствующие условия для применения своих способностей и навыков. Конкуренция - это движение. Отсутствие или ограничение конкуренции - это застой или торможение в развитии.

Виды рыночной конкуренции классифицируют по ряду признаков:

По масштабам развития выделяют следующее виды:

·индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

·местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

·отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

·межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

·национальная (состязание отечественных предпринимателей внутри данной страны);

·глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Этот вид конкуренции наиболее часто применяется в сфере услуг: при транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой.

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, обслуживание клиентов и т.д.

Поскольку конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:

·желания-конкуренты (связан с существованием множества способов вложения потребителем денежных средств);

·функциональная конкуренция (одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами);

·межфирменная конкуренция (конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности);

·межтоварная конкуренция (конкуренция товаров фирмы между собой).

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка - это совершенная и несовершенная конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль над сегментами рынка.

В свою очередь совершенная и несовершенная делятся на:

·чистую;

·олигополистическую;

·монополистическую.

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи); полное отсутствие рыночной силы.

Олигополистическая конкуренция - это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров.

Монополистическая конкуренция - это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность товаров.

Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта: внутриотраслевая и межотраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли.

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара: горизонтальная и вертикальная конкуренции.

Горизонтальная конкуренция - это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара.

Вертикальная конкуренция - это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар

Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.

Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот.

1.2 Факторы конкурентоспособности организации


Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли, прежде всего, не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.

С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы [11, с.211].

Внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:

·конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;

·характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

·развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;

·случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);

·экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.

) Структурные:

прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

) Ресурсные:

уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

) Технические:

удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

уровень качества изготовления товаров.

) Управленческие:

уровень конкурентной стратегии предприятия;

уровень конкурентоспособности менеджмента;

уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

) Экономические:

показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

финансовая устойчивость функционирования предприятия.

Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.

1.3 Функции конкуренции


Функция регулирования заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет переходить от экономического выживания расширению сфер хозяйственной деятельности.

1.4 Формы и методы конкуренции


Различают три формы конкуренции:

.функциональную;

.видовую (личностную);

.предметную.

Функциональная конкуренция - возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая (личностная) конкуренция - т.е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.

Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Методы конкуренции:

·на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

·на основе критерия повышения качества сервиса товара;

·на основе снижения цены (ценовая);

·на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

·на основе повышения качества управления;

·на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции - реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала).

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

·промышленный шпионаж;

·переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

·выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.


.5 Способы ведения конкурентной борьбы


Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий и рациональному использованию ресурсов.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

·повышение качества продукции;

·снижение цен или манипулирование ценами ("война цен");

·реклама;

·развитие до- и послепродажного обслуживания;

·создание новых товаров и услуг с использованием достижений.

Манипулирование ценами, так называемая "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам. Так как знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, так как необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок. Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. Ведь с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Недобросовестные методы ведения конкурентной борьбы:

·экономический (промышленный шпионаж)

·подделка продукции конкурентов;

·подкуп и шантаж;

·обман потребителей;

·махинации с деловой отчетностью;

·валютные махинации;

·сокрытие дефектов и т.д.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.


Глава 2. Оценка конкурентоспособности организации на примере ЧТУП «Санни Трэвел энд Трэйд»


.1 Общая характеристика предприятия


Туристическая компания «Санни Трэвел» - ведущий белорусский туроператор. Работает с 1992 года. За 20 лет название Sunny Travel стало синонимом слов «качество», «комфорт», «индивидуальный подход».

Основной целью компании, как и любой коммерческой организации, является получение прибыли. Компания не только хорошо известна, но и признана за рубежом. Sunny Travel состоит в Международной Ассоциации Воздушного транспорта (IATA) и Республиканском Союзе Туристических Организаций (РСТО).

Деятельность ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд» зарегистрирована Исполкомом Партизанского районного Совета депутатов 15.03.1994 г. за №1500.

Туристическое частное унитарное предприятие «Санни Трэвел энд Трэйд» зарегистрировано в ИГНК по Партизанскому району г. Минска в качестве налогоплательщика под регистрационным номером 2448, УНН 100419886. Учредителем данного предприятия является Ванюков Александр Степанович. Форма собственности - частная.

В настоящее время в компании имеется свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации, выданное минским горисполком решением от 28 апреля 2000 г. №465. ЧТУП «Санни Трэвел энд Трэйд» зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №100419886.

С момента государственной регистрации предприятие приобрело права юридического лица: имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках, а также иметь печать и штампы со своим наименованием.

Юридический адрес предприятия: Республика Беларусь, г. Минск, пр-т Независимости, дом 36, офис 36. Кроме основного помещения, туристическая деятельность осуществляется также в четырех филиалах по адресам:

·г. Брест, ул. Гоголя, дом 48, офис 4;

·г. Гродно, ул. Космонавтов, дом 2б, офис 15;

·г. Новополоцк, ул. Молодежная, 72Б, офис 16;

·г. Могилев, ул. Дзержинского, 11а.

ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд» действует на основании Устава и законодательства Республики Беларусь.

В соответствии с Уставом, ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд» осуществляет следующие виды деятельности:

·туристская деятельность;

·прочая деятельность, относящаяся к грузовым и пассажирским перевозкам;

·издание журналов и периодической публикации;

·прочие виды издательской деятельности;

·рекламная деятельность;

·эксплуатация и сдача в наем собственного имущества;

·оптовая торговля канцелярскими принадлежностями;

·розничная торговля книгами, газетами и писчебумажными принадлежностями;

·предоставление услуг гостиницами и ресторанами;

·деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию;

·операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;

·аренда автомобилей;

·аренда прочих транспортных средств и оборудования;

·предоставление прочих услуг потребителям;

·образование для взрослых и прочее, не включенное в другие группировки.

К особым условиям и требованиям при осуществлении туристической деятельности относятся:

·осуществление работ и услуг, составляющих туристическую деятельность, в помещениях, местонахождение которых указано в лицензии;

·организация въездного туризма юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность.

В своей деятельности ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд» руководствуется следующими законодательными документами:

·закон Республики Беларусь «О туризме»;

·закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

·постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 №1377 «О лицензировании туристической деятельности»;

·постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 г. №18 «О туристическом ваучере»;

·закон Республики Беларусь «О предприятии» и др.

Компания «Санни Трэвел энд Трэйд» имеет право заниматься туроператорской и турагентской деятельностью.

В деятельности предприятия наибольший удельный вес занимает турагентская деятельность. Компания напрямую сотрудничает с такими крупными туроператорами, как TEZ TOUR, ODEON TOUR, NATALIE-TOURS, CAPITAL TOUR, CORAL TRAVEL, 6 TOUR, VILAR TOURS и др.

Касаемо туроператорской деятельности, хотелось бы отметить, что компания ежегодно выкупает жесткие блоки по таким направлениям, как Тунис, Греция, Турция, Болгария, Кипр с вылетом из Минска, и предлагает собственные разработанные турпакеты на основе данных перелетов. В зимний сезон «Санни Трэвел энд Трэйд» самостоятельно полностью фрахтует самолет, для организации чартерного сообщения с Италией. Данные перевозки используются для составления турпакетов для отдыха на горнолыжных курортах Италии и Австрии.

Одним из самых определяющих аспектов туроператорской деятельности является организация индивидуальных туров, как с рекреационными целями, так и с познавательными, гастрономическими, оздоровительными (отдых на СПА-курортах). Свою туроператорскую деятельность в данном направлении туристическое предприятие осуществляет на основании турагентских договоров.

ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд» имеет линейно-функциональную организационную структуру управления. Данный тип структуры используется на большинстве туристических предприятий Беларуси и обладает рядом преимуществ: лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем; повышение обоснованности команд управления линейного руководителя за счет привлечения специалистов. Линейно-функциональная структура наиболее подходит данной организации в связи с большим штатом сотрудников, а также с широким профилем работы предприятия.

ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, который составляется каждый год, и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Предприятие имеет право от своего имени заключать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах Республики Беларусь, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банка, иметь простую круглую печать, штампы со своим наименованием.

2.2 Экономическая характеристика предприятия


К моменту регистрации уставный фонд в размере 13.900.510 бел. р. был сформирован полностью путем внесения денежного вклада. Собственник предприятия Ванюков А.С. имеет право увеличить (уменьшить) уставный фонд. Увеличение уставного фонда предприятия осуществляется за счет дополнительных вкладов собственника. В случае принятия собственником предприятия решения об уменьшении уставного фонда, предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Уставный фонд должен быть не менее размера, установленного законодательством Республики Беларусь.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Стоимостная оценка основных фондов туристского предприятия является показателем его мощности и позволяет выявить степень эффективности использования основных фондов.

Существует ряд коэффициентов, позволяющих определить уровень состояния основных фондов на определённую дату или за определённый период времени. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской отчетности.

Коэффициент годности (Кг) характеризует величину стоимости основных фондов, не перенесённую на производство туристского продукта и находится как отношение остаточной стоимости основных фондов (Ос) к их первоначальной (балансовой) стоимости (Пс (Бс)).

Коэффициент годности основных фондов на начало 01.01.2013:


Кг = Ос / Пс (Бс) = 86 000 000/204 000 000 = 0,422


Коэффициент износа (Кизн) характеризует степень изношенности основных фондов (Ио.ф.). Величина этого коэффициента является основанием для принятия решения о ликвидации, модернизации или обновлении основных фондов как в целом, так и в разрезе отдельных групп.

Коэффициент годности основных фондов на 01.10.2012:


Кг = Ос / Пс (Бс) = 80 000 000/205 000 000 = 0,39


Коэффициент износа основных фондов на 01.01.2013:


Кизн = Ио.ф. / Пс(Бс) = 1 - Кг = 1 - 0,422= 0,578


Коэффициент износа основных фондов 01.01.2012:


Кизн = Ио.ф. / Пс(Бс) = 1 - Кг = 1 - 0,39= 0,61


Стоимость оборотных активов компании на 01.01.2013 - 241 000 000 бел. руб., на конец отчетного года 208 000 000 бел. руб.

Убыток оборотных активов составил 33 000 000 бел. руб.

Темп роста оборотных активов (Т.об.) как отношение стоимости оборотных активов на конец отчетного периода (Об.к.г.) к их стоимости на начало отчетного периода (Об.н.г.):


Т.об. = Об.к.г./ Об.н.г. * 100% = 208000000 / 241000000 * 100% = 86,3%


Прибыль предприятия от реализации услуг за 1 кв. 2013 года составила 75 000 000 бел. руб., увеличившись на 33 000 000 бел. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Темп роста прибыли составил 75 000 000/42 000 000*100%=178,5%.

Следовательно, можно говорить о положительной тенденции в работе предприятия.

Прибыль предприятия увеличилась, несмотря на то, что уменьшилась выручка от реализации услуг. Это стало возможным благодаря снижению себестоимости предоставляемых услуг.

Выручка от реализации уменьшилась на 61 млн. бел. руб. или на 8,9% и составила за 1 кв. 2013 года 628 млн. бел. руб.

Себестоимость услуг уменьшилась на 67 млн. бел. руб. или на 12,6% и составила за 1 кв. 2013 года 463 млн. бел. руб.

Чистая прибыль предприятия за 1 кв. 2013 года составила 47 000 000 бел. руб., увеличившись на 26000000 бел. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Темп роста чистой прибыли составил 47000000/21000000*100%=223,8%.

Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии.

Рентабельность реализации определяется отношением балансовой прибыли к себестоимости:


Р=БП/С*100%=75000000/463000000*100%=16%.


Таким образом, оценивая организационно-правовые характеристики ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд», можно сказать, что данное предприятие имеет логическую организационно-правовую структуру, в своей деятельности ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд» руководствуется законодательными документами: законом Республики Беларусь «О туризме», «О защите прав потребителей», «О предприятии» и др. Основной целью компании, как и любой коммерческой организации, является получение прибыли. Оценивая результаты экономической деятельности предприятия, следует отметить, что из года в год наблюдаются положительные результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое состояние и хорошие финансовые результаты деятельности предприятия определяют его конкурентоспособность, финансовую устойчивость и гарантируют эффективность реализации интересов партнеров предприятия, вступающих с ним в финансовые отношения. Финансовое положение предприятия является результатом управления всей его финансово-хозяйственной деятельностью и определяет, таким образом, его комплексную оценку.


.3 Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке туристских услуг


Туристическая компания «Санни Трэвел энд Трэйд» обладает высоким потенциалом, а также стабильной конкурентоспособностью, которая вырабатывалась на протяжении десятка лет плодотворной работы и продолжает укрепляться и совершенствоваться стараниями сотрудников предприятия.

За долгие годы компания постаралась выработать соответствующий имидж и хорошую репутацию, что также гарантирует клиентам качество оказываемых услуг и является фактором, стимулирующим устойчивый рост предприятия.

Основными конкурентами данной туристической компании являются другие крупные компании отрасли туризма, такие как Алатан Тур, СМОК-трэвел, ТEZ TOUR, Внешинтурист, ТОП-Тур, Центр-Курорт и др.

Согласно классификации туристических рынков, ЧТУП «Санни Трэвел энд Трэйд» работает на следующих рынках:

·рынок международного туризма;

·рынок рекреационного туризма;

·рынок авиационного туризма;

·рынок индивидуального туризма.

Одной из особенностей деятельности данной туристической компании является тот факт, что она направлена на завоевание и сохранение постоянных клиентов.

Специально для таких клиентов был создан SUNNY TRAVEL CLUB - клуб, который объединяет тех, кто любит путешествовать и выбирает для этого компанию «Санни Трэвел энд Трэйд». Члены клуба обладают одним из двух видов карточек, которая наделяет их определенными привилегиями и скидками на товары и услуги:

·Sunny Travel Club Gold. Карточку получают постоянные клиенты, путешествующие с «Санни Трэвел» в течении последних двух лет не менее двух раз в год в отели 4-5*. Обладателям данной карточки предоставляется скидка 6% от проживания при бронировании туров «Санни Трэвел» с вылетом из Минска и перечень льгот и привилегий.

·Sunny Travel Club Platinum. Карточку получают постоянные клиенты, обладатели золотой карточки, путешествующие с «Санни Трэвел» в течении последних двух лет не менее двух раз в год в отели 5* и 5* Deluxe. Обладателям данной карточки предоставляется скидка 7% от проживания при бронировании туров «Санни Трэвел» с вылетом из Минска и перечень льгот и привилегий [19].

В перечень предоставляемых льгот и услуг входят: получение оперативной информации о продуктах, скидках, акциях «Санни Трэвел»; рассылка каталогов и ценовых предложений «Санни Трэвел»; обслуживание персональным менеджером в VIP офисе; звонок или СМС по прибытию из путешествия; поздравления с Днем Рождения, праздниками и многие другие услуги.

Что касается сегментов рынка, туристическая компания «Санни Трэвел энд Трэйд» предлагает свой продукт в основном в следующих сегментах:

·туризм среднего возраста;

·сегмент лиц с уровнем дохода выше среднего и высоким, имеющих высшее образование, предпочитающие индивидуальный отдых с познавательными целями;

·S-тип туристов (типичные отпускники на курортах, предпочитающие пассивный отдых на море, спокойствие и комфорт);

·F - тип (туристы, для которых главное - общество, удовольствие и смена впечатлений);

·B-тип (любознательные туристы).

Говоря о рыночной доле предприятия, модно утверждать, что ТЧУП «Санни Трэвел энд Трэйд» имеет среднюю рыночную долю, т. к. доля предприятия равна средней доле ведущих конкурентов.

Также туристическая компания «Санни Трэвел энд Трэйд» имеет очень выгодное месторасположение. Офис находится в центре города, на площади Победы. Напротив главного офиса находится стоянка для автомобилей, недалеко есть остановка общественного транспорта и станция метро «Площадь Победы».

Над окнами здания висит большая вывеска с названием компании в виде фирменного логотипа.

В соответствии с организационной структурой предприятия, для разработки и проведения маркетинговой политики в ее составе предусмотрен самостоятельный отдел, состоящий из начальника отдела и специалиста по маркетингу. Вопросы маркетинга находятся в поле деятельности директора ТЧУП «Сани Трэвел энд Трэйд», а также начальника отдела маркетинга.

Прежде всего, большое внимание уделяется имиджу и бренду предприятия. Компания использует товарный знак «Санни Трэвел энд Трэйд», а также название предприятия. Данное предприятие получило широкую известность благодаря богатому ассортименту и высокому качеству предоставляемых услуг, что поспособствовало формированию положительного имиджа компании на территории Республики Беларусь.

Специфические черты деятельности «Санни Тревел»:

·многопрофильность;

·предложение туристических услуг круглый год;

·организация гастрономических туров, горнолыжных туров, морских круизов;

·ориентация на индивидуальность и эксклюзивность;

·работа с VIP клиентами.

ТЧУП «Санни Трэвел» как туроператор предлагает широкий выбор туров по различным направлениям и различным целям путешествия. Спецификой формирования туристического продукта компании является то, что большую долю разрабатываемых туров занимают индивидуальные туры (экстремальные, гурмэ-туры). А вот этот процесс немного отличается, так как замысел тура определяется уже с помощью клиента, на удовлетворение потребностей которого и направлен разработанный тур. Разработка индивидуальных туров позволяет наиболее полно учесть все пожелания туристов.

Компания «Санни Тревел энд Трейд» очень внимательно и уважительно относится к каждому клиенту, а также проводит ряд мероприятий по продвижению услуг компании. Два раза в год компания выпускает каталог отелей 4-5* Beach and more (для летнего сезона) и Ski, Beach and more (для зимнего сезона). Каталог состоит из следующих разделов: Море, Город, Курорт (для летнего сезона) или Горные лыжи (для зимнего варианта каталога), Гурмэ. Каталог выпускается тиражом 7000 экземпляров и распространяется среди членов клуба Санни Трэвел, а также в местах посещения клиентов VIP класса.

Также к каждому сезону готовится выпуск флаера, который рассказывает об основных направлениях работы на предстоящий сезон. Флаер содержит информацию о графиках заездах, скидках, акциях, спецпредложениях, новых направлениях, самых популярных отелях прошлого сезона, программах и турах, стоимости туров.

Для членов клуба Санни Тревел выпускается Traveller, который доставляется им с помощью бесплатной рассылки. Он содержит последние новости компании, информацию о спецпредложениях и новых направлениях.

На главной странице можно получить информацию о спецпредложениях, предложении дня, прочитать новости из сферы туризма и гостиничного бизнеса, просмотреть в on-line режиме новый каталог компании «Beach and More», а также перейти по ссылкам на интересующие страницы сайта.

Важно упомянуть также, что на сайте представлена и своя on-line система бронирования для зарегистрированных агентов. Сайт оформлен в соответствии с концепцией самого предприятия, что облегчает задачу идентификации компании в сознании клиентов.

Участие в работе выставок и ярмарок - эффективное средство для формирования маркетинговых коммуникаций. Ежегодно компания является участником международной специализированной туристической выставки «Туризм и Отдых» в г. Минске, директора посещают регулярно выставки в Москве, Берлине, Каннах, Милане, что положительно сказывается на успешном сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Особое внимание уделяется профессиональной подготовке сотрудников, которые являются достаточно компетентными в своей сфере, все обладают высшим образованием, большинство из них прошли стажировку за границей. С целью повышения квалификации сотрудников, соответствия их знаний специфике и постоянно меняющимся условиям в индустрии туризма специалисты посещают различного рода обучающие семинары и выставки, принимают участие в рекламных турах, что повышает в конечном итоге уровень обслуживания туристов.

Таким образом, туристическая компания «Санни Трэвел» в настоящее время является одной из ведущих туристских компаний в Беларуси. Компания не только хорошо известна, но и признана за рубежом. Оценивая конкурентную позицию компании, следует отметить, что она по праву входит в список ведущих туристических компаний Беларуси, что объясняется высоким уровнем обслуживания клиентом, высокой долей рынка, гибкой системой скидок, сотрудничеством с ведущими туроператорами и иностранными партнерами, высокоразвитой корпоративной культурой, продуманной и успешно реализующейся маркетинговой политикой предприятия, а также выгодным месторасположением. Данные конкурентные преимущества позволяют компании уже 20 лет успешно функционировать на рынке туруслуг, успешно развиваться в профессиональном плане, предоставляя своим клиентам качественные и надежные туристические услуги.

Туристическая компания «Санни Трэвел энд Трэйд» в своей повседневной рыночной активности уделяет огромное внимание изучению существующих тенденций рынка, динамике потребительских предпочтений, что делает её одной из наиболее стабильно работающих и престижных компаний на туристическом рынке РБ.


.4 Рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия


Система организации деятельности и обеспечения конкурентоспособности предприятия включает такие этапы: организация службы маркетинга; укомплектовывание службы соответствующими кадрами; восстановление функциональных обязательств.

Для достижения конкурентных преимуществ можно использовать следующие стратегии достижения повышения конкурентоспособности предприятия.

. Стратегия наступления.

В эту стратегию входят шесть этапов: наступление на сильные стороны конкурентов, наступление на слабые стороны конкурентов, многоплановое наступление, захват стратегических высот, партизанское нападение, предупреждающие действия.

. Наступление на сильные стороны конкурентов. Это действие дает возможность получить часть рынка путем достижения конкурентных преимуществ над сильными сторонами слабых конкурентов, возможность свести на ноль преимущества сильных конкурентов (захват части рынка). Способы реализации: снижение цен, использование сравнительной рекламы, придание продукции качеств, которые являются важными для потребителей конкурентов. Этот этап возможен для мощных предприятий, которые владеют достаточными ресурсами.

. Наступление на слабые стороны конкурентов. Назначение: работа с сегментами рынка, которые плохо обслуживают конкурентов или игнорируют их. Способы реализации: заполнение свободных ниш, концентрация усилий на продуктах, где аналоги конкурентов имеют невысокое качество. Предприятия, которые владеют достаточной мощностью для выхода на новые рынки и производства новой продукции, имеют возможность для применения данной стратегии.

. Многоплановое наступление. Осуществление действий в разных направлениях. Способ реализации: одноразовые действия - снижение цен, повышение интенсивности рекламы, производство новых товаров и другие действия.

. Захват стратегических высот. Назначение: получение преимуществ в новом сегменте, который еще не сформировался, но обещает быть перспективным. Способ реализации: действия многопланового наступления. Стратегия возможна для мобильного предприятия с хорошей мощностью.

. Партизанское нападение. Назначение: нанесение неожиданных, узконаправленных ударов по неукрепленным позициям конкурентов. Способ реализации: применение в случае нарушения конкурентами патентного права.

. Предупредительная атака. Назначение: наращивание производственной мощности. Способ реализации: действия по поводу создания таких конкурентных преимуществ, которые конкуренты не смогут или побояться осуществить.

. Защитные стратегии.

А. Укрепление конкурентных позиций. Назначение: копирование действий и политики конкурентов. Способ реализации: минимизация числа партнеров, увеличение сроков гарантии, освоение новых технологий. Данная стратегия возможна для средних предприятий, с хорошими ресурсами.

Б. Защитная атака. Назначение: проведение в ответ на действия конкурентов политики пропаганды решающих действий. Способ реализации: заявления про намерения держать высокие цели, заявления по поводу планов внедрения новых технологий, резкая и сильная реакция на слабых конкурентов. Возможна для разных предприятий.

Итак, для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо выбрать стратегию конкурентных преимуществ и обеспечить реализацию этой стратегии.

Рекомендации по комплексу организационных мер обеспечения конкурентоспособности, зарекомендовавшей свою состоятельность на практике, сводятся к следующему:

. Обеспечение приоритетности на рынке за счёт технико-экономических и качественных показателей продукции.

. Учёт требований покупателей к изменению качества и характеристик продукции.

. Выявление и использование потенциальных качеств продукции для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогами.

. Анализ преимуществ и недостатков товаров-аналогов конкурентов и использование этих результатов для поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции.

. Изучение и анализ мероприятий конкурентов по повышению конкурентоспособности и разработка контрмер, дающих преимущества предприятию.

. Расширение модификаций продукции за счёт улучшения их характеристик (дизайн, надёжность, функциональная полнота, экономичность в эксплуатации и т.д.).

. Вывление ценовых преимуществ конкурентов и их компенсация (виды скидок, сроки и объём гарантии, сервис и т.п.).

. Рвсширение сфер применения (в том числе проектных).

. Расширение диапазона условий работы (эксплуатации) продукции.

.Дифференциация продукции с учётом предпочтений показателей (по качеству, цене, характеристикам).

. Воздействие непосредственно на покупателя путём создания временного дефицита новых и более совершенных товаров, ведение активной рекламной компании, создание предпочтительных экономических условий продаж.

Эти мероприятия учитываются при разработке стратегии предприятия, его технической, ассортиментной и сбытовой политики.


Заключение


В результате выполнения курсовой работы были освещены такие основные вопросы в области конкурентоспособности организации как факторы, влияющие на конкурентоспособность, функции конкурентоспособности, её формы и методы, а также рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности организации.

Высокая конкурентоспособность организации обусловливается наличием следующих трех признаков:

) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой организации (потребители возвращаются, а товары нет);

) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к организации;

) работники гордятся своим участием в деятельности организации, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Для того чтобы стать конкурентоспособной организацией необходимо:

.Обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.

.Поднять потенциал конкурентоспособности организации, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее.

Проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе. Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. В условиях усиления конкуренции особое значение приобретает анализ конкурентоспособности предприятия, ее факторы.

На основании проведенного исследования можно заключить, что обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия, а уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, которые выделяются в различные направления в решении этой задачи.


Список использованных литературных источников


1.Зубко Н.М. Экономическая теория / Н.М. Зубко, А.Н. Зубко. - Мн. «ТетраСистемс», 2002. - 324 c.

2.Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства / Российский экономический журнал. - 2005. - № 11. - с.108 - 111.

.Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью /Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - Омега-Л. 2009. - 328 с.

.Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Израэль Кирцнер; пер. с англ. А. В. Куряева и Д.А. Бабушкина под ред. А.В. Куряева. - Челябинск: Социум, 2010. - 284 с.

.Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 843с.

.Портер, Майкл Э. Конкуренция, пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 496 с.

.Майкл М. Основы менеджмента /М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. Л.И. Евенко. - Москва: Издательство «Дело», 1998. - 699 с.

.Тележников В.И. Менеджмент: учеб. Пособие / В.И. Тележников; под ред. д-ра экон. Наук., проф. Н.П. Беляцкого. - Минск: БГЭУ, 2008. - 509 с.

.Гончаров, Менеджмент: учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 624 с.

.Брасс А.А. Основы менеджмента: учебное пособие - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. - 239 с.

.Кабушкин НИ. Основы менеджмента: учебное пособие /Н.И. Кабушкин. - 9-е изд., стер. - М.: Новое издание, 2006. - 336 с.

.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: Инфра-М, 2009. - 312 с.

.Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент /Л.Н. Качалина. - Москва: Эксмо-Пресс, 2010. - 460 с.


Теги: Конкурентоспособность организации и механизмы конкурентной борьбы  Курсовая работа (теория)  Менеджмент
Просмотров: 9307
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Конкурентоспособность организации и механизмы конкурентной борьбы
Назад