Характеристика методов управления персоналом, применяемых на практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный технический университет - УПИ

Кафедра Социальной антропологии и психологии


ОТЧЕТ

о прохождении управленческой практики в ОАО «Сбербанк России» отделение № 1774 г. Красноуфимск


Студент Корепанова Ирина Сергеевна

Группа ФОЗ 500620

Руководитель практики от предприятия

Ф.И.О Шарабанова Маргарита Валерьевна


Екатеринбург 2013 г.

1.Общая характеристика организации и анализ производственно -хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности


1.1 Краткая характеристика


Форма собственности: Открытое акционерное общество «Сбербанк России» представляет собой крупнейший банк Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (на 1 января 2011 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Краткая история: Основанный в 1841 г., сегодня Сбербанк России - является современным универсальным банком, удовлетворяющим потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.

В рамках представленной работы будет рассмотрено Красноуфимское отделение № 1774 Сбербанка России, находящееся по адресу г. Красноуфимск ул. Озерная, 60.

Отделение № 1774 Сбербанка России было открыто 20 мая в 1997 году. На основании Генеральной лицензии на осуществление банковских операций от 8 августа 2012, регистрационный номер 1481, на сегодняшний день осуществляются следующие банковские услуги:

Номенклатура предоставляемых услуг:

Кредитование физических и юридических лиц,

Вклады,

Банковские карты,

Инвестиции и ценные бумаги,

Переводы,

Наличная валюта и дорожные чеки,

Драгоценные металлы и монеты,

Аренда сейфов,

Онлайн услуги

ØОткрытие и ведение счетов физических лиц резидентов и нерезидентов. Счета открываются до востребования в рублях, долларах и евро.

ØКассовые операции.

ØКредитные операции - на основании определенного пакета документов и решения кредитного отдела Банк предоставляет кредит.

ØРублевые и валютные операции и международные расчеты.

ØОперации с международными пластиковыми картами: VISA Electron, Cirrus/Maestro, MasterCard Virtual, VISA Classic, VISA WWF, VISA Cosmo, MasterCard Mass, MasterCard Aeroflot, VISA Gold, MasterCard Gold, MasterCard Gold Aeroflot, VISA Platinum, MasterCard Platinum, MasterCard Platinum Aeroflot.


1.2 Принципы организации и структура предприятия как объекта управления


ОАО "Сбербанк" - организация с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровней управления. По типу - это функциональная структура. Организационная структура, показывает область ответственности каждого отдельного сотрудника и его взаимоотношения с другими сотрудниками, если все взаимосвязи организационной структуры применены правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организацией цели и задачи. Функциональная организационная структура - это деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматривает деление персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники. Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.

Органами управления Банка являются:

Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.

Правление Банка. Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.


.3 Миссия и стратегические цели ОАО «Сбербанка России»


Миссия Банка:

·Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.

·Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее
сотрудников. Наша миссия определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель наших устремлений - стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей.

Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.

Наши ценности:

·Порядочность

·Стремление к совершенству

·Уважение к традициям

·Доверие и ответственность

·Взвешенность и профессионализм

·Инициативность и креативность

·Командность и результативность

·Открытость и доброжелательность

·Здоровый образ жизни (тело, дух и разум)

Наши ценности определяют тот набор правил, критериев и требований, которые мы предъявляем к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды Банка. Наши ценности - это свод принципов, исходя из которых руководители Банка будут ставить цели и определять, достигнуты ли они. Эти ценности лежат в основе взаимоотношений между сотрудниками, системы управления внутри Банка, а также взаимоотношений Банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами. Осознание и разделение философии и ценностей Банка принципиально важно для перехода Банка на новый качественный уровень развития.

Правила Банка:

·Быть больше, чем просто банк.

·Проявлять внимание к каждому клиенту, приоритет его потребностей.

·Строить отношения, а не продавать продукт.

·Ежедневно улучшать себя и свое окружение

·Не использовать слабости наших клиентов.

·Соблюдать не только букву, но и дух требований закона.

·Каждый сотрудник - лицо Банка.

·Преданность Банку, работа в команде, общий успех - успех каждого.

Что такое Сбербанк?

Для клиентов

·Банк, которому ценен каждый клиент

·Банк-партнер, который ежедневно готов помочь каждому клиенту во всем, что связано с финансами

·Банк, которому можно доверять: он финансово устойчив, в нем не обманут, в нем справедливые условия, в нем быстро и удобно обслужат, он поможет выбрать и принять оптимальное финансовое решение, исходя из интересов клиента

·Банк, который постоянно работает и совершенствуется, чтобы радовать своих клиентов и улучшать свою работу

·Лучший банк на рынке

Для сотрудников

·Банк, который ценит своих сотрудников, заботится о них

·Банк, который дает возможность сотрудникам развиваться лично и профессионально, работать в котором стремятся лучшие профессионалы

·Банк, в котором сотрудники чувствуют себя активными участниками всех процессов, а не "винтиками в большой машине"

·Банк, который обеспечивает своим сотрудникам достойный материальный достаток и положение в обществе

·Банк, в котором интересно работать

·Банк, работой в котором можно гордиться, который уважают, сотрудники которого уверены в своем будущем

Для акционеров и инвесторов

·Банк, который является лидером в стране по рентабельности капитала и доходности для акционеров

·Банк, приверженный высоким стандартам корпоративного управления, строящий свою работу на принципах открытости, прозрачности и предсказуемости

·Банк, последовательно проводящий взвешенный, разумный и профессиональный подход к рискам

·Банк, активно внедряющий высокие стандарты социальной ответственности

Для общества

·Ведущий банк, опора финансовой системы страны, основа ее роста и благополучия

·Активный участник экономического и социального развития каждого региона и города

·Российский банк, активно участвующий в развитии мировой финансовой системы

·Ответственный банк, осознающий последствия своих решений и активно инвестирующий в рост финансовой грамотности и культуры

·Банк, в котором работают люди с активной жизненной позицией

Стратегия

21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил

Стратегию развития Сбербанка до 2014 года Основные направления преобразований.

Основные направления преобразований:

·Максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов

·Технологическое обновление Банка и "индустриализация" систем и процессов

·Существенное повышение операционной эффективности Банка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения Производственной Системы

Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean

·Развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ

Цели и задачи до 2014 года



Реализация Стратегии развития позволит Банку укрепить позиции на российском рынке банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов.

2.Анализ функций управления ОАО «Сбербанка России»


Содержание системы управления персоналом банка включает:

определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития банка;

формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);

кадровая политика;

система общей и профессиональной подготовки кадров;

адаптация работников в банке;

оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;

оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для банка;

система развития кадров (подготовка и переподготовка, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;

межличностные отношения между работниками;

деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение банка работниками и за надежную социальную защиту сотрудников.


.1 Основными целями системы управления персоналом банка являются


повышение конкурентоспособности банка в рыночных условиях;

повышение эффективности труда, в частности достижение максимальной прибыли;

обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:

обеспечение потребности банка в работниках в необходимых объемах и требуемой квалификации;

полное и эффективное использование потенциала работника и коллектива в целом;

обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

закрепление работника в банке, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на работников (привлечение, развитие персонала);

обеспечение реализации потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на работников.


.2 Основных функции службы управления персоналом банка


функции службы управления персоналом в формировании кадровой политики банка;

перспективное и текущее планирование персонала;

отбор и первичное развитие персонала;

организация процесса дальнейшего развития персонала;

оценка результатов деятельности персонала;

формирование и развитие резерва на выдвижение;

совершенствование организации и оплаты труда персонала;

обеспечение социально-психологической поддержки процесса управления персоналом;

регистрационные функции;

юридические функции.

На совещаниях и планерках руководители оценивают работу различных отделений и групп. При положительных результатах выражается благодарность, как отдельным работникам, так и группам. Система поощрения работников банка включает в себя моральное и материальное вознаграждение.

В ОСБ №1774 проводится планомерная работа с кадрами, с резервом для выдвижения, которая строится на таких организационных формах, как подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях.

Банк имеет свою кадровую политику. Ее принципом является: «Лучшие кадры - лучшая организация, лучшей организации - лучшие кадры».


.3 Организация адаптации новых работников


Формирование единой команды невозможно без чувства эмоциональной причастности. Сбербанк прилагает максимальные усилия к формированию корпоративной культуры, которая соответствовала бы ценностям Банка, с одной стороны, и была бы комфортна для развития профессиональных навыков и реализации амбиций сотрудников, с другой. Важнейшей задачей при этом является формирование единого коммуникационного пространства. Сотрудники всех подразделений Банка должны чувствовать свое единство и причастность к общему делу. Общепринятые ценности и нормы Сбербанка отражены в Кодексе корпоративной этики, который регламентирует правила поведения, обязательные для всех сотрудников Банка. Для ознакомления с этими правилами каждый сотрудник при приеме на работу подписывает «Декларацию о согласии с этическими нормами Сбербанка России». Для адаптации новых сотрудников разработан комплекс мероприятий, призванных облегчить процесс вхождения в должность и адаптации к новой корпоративной культуре. Создана «Книга новичка», представляющая собой интерактивное медиаиздание, которое содержит всю основную информацию, необходимую новым сотрудникам. В некоторых территориальных банках проводятся специальные тренинговые программы для новичков. Кроме того, существует практика закрепления на период прохождения испытательного срока персональных наставников из числа коллег, имеющих продолжительный опыт работы в Банке. Основным инструментом внутренних коммуникаций является Интранет-портал, который содержит специальную рубрику, разделы структурных подразделений и территориальных банков, внутренние нормативные и информационные документы. Внутренний портал является важнейшим каналом обратной связи от сотрудников к менеджменту Банка. По локальной сети сотрудники ежедневно получают специальную рассылку «Доброе утро, Сбербанк», а раз в неделю - бюллетень «Сбербанк. День за днем», включающий краткий обзор ключевых событий Банка за прошедшую неделю. Среди других инструментов внутренних коммуникаций - ежемесячная газета «Мой Сбербанк» и информационные доски. В Банке работает открытая телефонная линия для обращений сотрудников. Ежемесячно персонал Банка получает Обращение Президента, на которое можно ответить со встречными комментариями и предложениями. По результатам обратной связи готовятся отчеты, которые рассылаются менеджменту Банка для ознакомления. Также существует возможность написать письмо на имя Президента, а в 2010 году Г.О. Греф провел в режиме видеоконференции первую «горячую линию» с сотрудниками. В планах Банка восстановление внутрикорпоративной газеты как печатного издания и выпуск обновленного корпоративного журнала. В 2010 году Банк провел исследование удовлетворенности персонала количеством и качеством каналов корпоративных коммуникаций. Его результаты позволят правильно выбирать каналы коммуникаций в зависимости от темы сообщений и целевой аудитории. В Сбербанке регулярно организуются разнообразные корпоративные праздники. Такие мероприятия позволяют поддерживать корпоративный дух и традиции, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания внутри Банка, укреплять неформальные связи в коллективе, повышать лояльность сотрудников, создавать ощущение сопричастности к общей цели. Традиционно организуется празднование 8 Марта, Нового года, Дня работника Сбербанка, Дня Победы. Также ежегодно организуется проведение детских новогодних праздников, детского оздоровительного отдыха, проводим конкурсы детского рисунка.


.4 Система обучения персонала ОАО «Сбербанка России»


Новый подход к труду и отношение к работе неразрывно связаны с профессиональным развитием персонала. В Банке разработано и реализуется большое количество учебных программ, ориентированных на управленческую и специальную профессиональную подготовку, развитие необходимых в работе навыков. Новая программа подготовки и обучения персонала затронула абсолютно все уровни сотрудников - от операционно-кассовых работников до топ-менеджеров.

Новая программа обучения и развития менеджеров

Сбербанк уделяет огромное внимание обучению руководящего звена. Все руководители высшего и среднего уровней проходят оценку по корпоративной модели управленческих компетенций. Цель Банка - обеспечить максимальный охват менеджмента интенсивными программами развития, дать любому руководителю шанс выйти на новый уровень эффективности и самореализации. Активно используются современные формы обучения: деловые игры, бизнес-кейсы, бизнес-симуляции. В 2010 году обучение по различным программам управленческой подготовки прошли более 15 тыс. руководителей.Для обучения и развития менеджеров привлекаются лучшие западные преподаватели и тренеры. В сентябре 2010 года профессор стратегического менеджмента Лондонской бизнес-школы Дональд Салл провел семинар «Успешная реализация стратегии Банка: как нарастить подвижность организации, сохраняя при этом ее устойчивость». В октябре Робин Шарма посетил Сбербанк с лекцией «Лидерство, доступное всем», состоялся семинар Стивена Спира «Высокоскоростные компании: лидерство, инновации и высокоэффективное производство». Перед сотрудниками Банка также выступали Энтони Хурихан и Стивен Кови. Чтобы обеспечить качественное обучение и переподготовку сотрудников, необходимы высокопрофессиональные бизнес-тренеры и современная инфраструктура. С 2009 года Сбербан активно формирует общероссийскую команду внутренних тренеров, которые должны стать основной движущей силой Корпоративного университета Сбербанка. Обучение и развитие сотрудников осуществляется на базе учебных центров и региональных учебных площадок по единым централизованным программам. Сбербанк активно строит и реконструирует собственные учебные центры в Москве и регионах. На стадии проектирования находится огромный кампус Корпоративного Университета в Подмосковье, куда смогут приезжать учиться более 200 человек одновременно. Готов к работе после реконструкции Учебный центр в Одинцово. Активно развиваются учебные центры в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и других городах.Сбербанк активно развивает дистанционные технологии обучения: система видеоконференцсвязи, развернутая по всей стране, является инструментом, без которого не обходится ни один крупный проект по обучению персонала. Отработаны технологии быстрого распространения знаний на всю систему через видеолекции, деловые игры, мастер-классы для тренеров, электронные дистанционные курсы и тесты. Именно благодаря передовым технологиям, мы предоставляем равные возможности для развития ключевых руководителей в любом регионе, несмотря на наши колоссальные масштабы: например, коучинг-сессии проводятся при помощи видеоконференцсвязи и IP-телефонии.С 2011 года Студенческий корпоративный союз уделяет особое внимание поиску одаренных студентов. Отбор наиболее перспективных студентов в профильных колледжах и вузах и их последующее обучение позволит заложить фундамент для формирования команды Банка в будущем.Нам важно, чтобы абсолютно все сотрудники Сбербанка в той или иной форме проходили обучение ежегодно. Сбербанк стремится сделать непрерывное развитие неотъемлемой частью нашей корпоративной культуры, активно вовлекая персонал в программы развития. Потребности каждого отдельного сотрудника в обучении определяются в ходе составления индивидуальных планов развития. На корпоративном Интранет-портале создан специальный раздел «Обучение», в котором каждый сотрудник Сбербанка может получить всю необходимую информацию о тех или иных учебных программах, зарегистрироваться и пройти дистанционное обучение.С целью оценки эффективности обучения была внедрена автоматизированная система, позволяющая проводить в онлайн-режиме тестирование знаний обученных сотрудников. Кроме того, проводится автоматизированное анкетирование прошедших обучение, а спустя определенное время обратная связь поступает от руководителей соответствующих подразделений.Сбербанк активно работает с лучшими поставщиками услуг по развитию персонала. В случае необходимости к обучению привлекаются специализированные учебные центры, консультационные и аудиторские компании, ведущие российские и зарубежные бизнес-школы, бизнес-консультанты. Уже близится к завершению конкурс по отбору и формированию пула лучших бизнес-тренеров России для дальнейшего сотрудничества с Банком. Сбербанк поощряет партнерство российских вузов и западных бизнес-школ: заключены соглашения о повышении квалификации, получении дополнительного и второго высшего образования, причем в рамках системы мотивации персонала банк оплачивает половину стоимости такого обучения. В 2010 году был проведен совместный конкурс Сбербанк-Сколково, в котором приняли участие сотрудники центрального аппарата, территориальных и дочерних банков. Три победителя получили возможность обучения по программе Сколково ЕМВА за счет средств Банка. Наряду с этим в регионах были начаты переговоры с рядом университетов о проведении на их территории обучения для сотрудников по разработанным Сбербанком программам. При этом часть обучающих программ впоследствии будет передана вузам для использования в учебном процессе. Всего в 2010 году прошли обучение около 165 тыс. сотрудников территориальных банков и 2,7 тыс. сотрудников центрального аппарата (около 70% сотрудников). Соответствующие затраты составили около 515 млн рублей. Средняя продолжительность обучения в год по Сбербанку составила 6 дней (48 часов) на одного сотрудника.Чтобы сотрудники получили доступ к лучшей международной практике в области современного управления, лидерства, практик саморазвития, управления временем, в 2009 году банк начал проект Корпоративная Библиотека. В рамках него Банк издает и предоставляет сотрудникам специальную литературу. В 2010 году вышло 11 книг данной серии, среди них: «Жалоба как подарок. Обратная связь с клиентом - инструмент маркетинговой стратегии» Барлоу Джанелла и Мелле-ра Клауса; «От хорошего к великому» Джима Коллинза; «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» Джеффри Лайкера;



С 1 января 2013г. ПРИКАЗ № 458-Т/05 Председатель правления ОАО «Сбербанк России» Г. О. Греф об обучении сотрудников ОАО «Сбербанка России»

Об обучении операционно-кассовых сотрудников

1.Ежемесячно проводить мероприятия- тех. учебу всех операционно-кассовых сотрудников

2.По окончанию обучения, операционно-кассовым работникам необходимо проводить проверку знаний

.Порядок проверки знаний определяется внутренними документами филиала ОАО «Сбербанка России»

.Не реже одного раза в год производить внезапную проверку знаний операционно-кассовых сотрудников проверочной комиссией

.Не реже одного раза в квартал производить проверку знаний операционно-кассовых сотрудников службой внутреннего контроля филиала ОАО «Сбербанка России»

.Контроль за выполнением приказа возложить на начальников отделов управления персоналом

Об обучении управляющего состава

1.Ежемесячно проводить мероприятия- тех. учебу всего управляющего состава с помощью ВКС (видеоконференцсвязь)

2.По завершению обучения, управляющему составу необходимо проводить проверку знаний

.Порядок проверки знаний определяется нормативными документами ОАО «Сбербанка России»

.Не реже одного раза в год производить внезапную проверку филиалов ОАО «Сбербанка России» проверочной комиссией г. Москвы

.Не реже одного раза в квартал производить проверку филиалов ОАО «Сбербанка России» региональной комиссией

.Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя председателя правления ОАО «Сбербанка России»

кадровый деловой карьера резерв

2.5 Организация кадрового резерва и планирование деловой карьеры в ОАО «Сбербанке России»


Сбербанк запустил новый интернет-ресурс - «Карьерный портал», предоставляющий доступ к полному каталогу вакансий Сбербанка во всех регионах и полезную информацию о возможностях профессионального развития. Каждый соискатель может завести свой личный кабинет, опубликовать резюме и откликаться на подходящие вакансии. Оценочные тесты и игры, размещенные на портале, помогут соискателю проявить себя и сделать первые шаги на пути к успешной карьере. Раздел «Начинающим» рассказывает о партнерских программах Сбербанка и ведущих вузов, о конкурсах и олимпиадах, проходящих при участии банка, а также о специальных молодежных проектах Сбербанка. В разделе «Экспертам» содержится информация о правилах оценки сотрудников Сбербанка, планировании карьеры и возможностях развития. Раздел «Руководителям» включает в себя, в частности, данные о программе формирования кадрового резерва Сбербанка и об эксклюзивных совместных образовательных программах банка и известных западных бизнес-школ. Адрес «Карьерного портала»: www.sberbank-talents.ru. «Сбербанк создает прозрачные и понятные правила для профессионального роста и карьерного развития талантливых сотрудников. Ежегодная комплексная оценка результатов деятельности, уровня профессиональных и управленческих знаний позволяет выявить лучших и дать им возможность продвигаться по карьерной лестнице. Сбербанк не боится внедрять самые передовые инструменты подбора, оценки и развития». Красноуфимское ОСБ подбирает себе кадры по следующим критериям: порядочность, инициативность, высокая профессиональность, честность и приверженность к идеям организации. Банк считает главным критерием при работе с кадрами - справедливое отношение ко всем ее сотрудникам, независимо от их пола и социального статуса.

Демографическая политика Красноуфимского ОСБ №1774 направлена на «омоложение» коллектива и кадрового состава руководителей и специалистов. В условиях совершенствования эффективности менеджмента в ОСБ №1774 повышается значение оценки персонала для принятия решений о служебных перемещениях, повышении квалификации и переобучении персонала. Оценка персонала обеспечивает систему управления персоналом информацией о качестве персонала с точки зрения его соответствия стратегии банка и его целям. Оценка персонала - деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей Красноуфимского ОСБ №1774, в том числе:

. При определении потребности в персонале на этапе календарного планирования, когда оценивается существующий кадровый потенциал и формируются требования к привлечению персонала.

. При отборе персонала на этапе привлечения персонала с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности.

. При определении потребности в повышении квалификации персонала на этапе обучения и развития персонала. На этом этапе оценивается существующий уровень персонала в сравнении с требуемым и определяется необходимость обучения конкретных работников, проверяется соответствие уровня карьеры работников их компетентности.

. При аттестации персонала, проводимой регулярно для оценки со стояния уровня кадрового потенциала и выработки регулирующих воздействий широкого круга, в том числе:

для принятия мер по вознаграждениям, продвижениям, наказаниям, увольнениям;

для выработки мер по мотивации и стимулированию труда;

для планирования кадрового резерва;

для планирования персональных перемещений.

Основные этапы, определяющие содержание процесса оценки, включают:

. Анализ анкетных данных.

. Наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней ра боты или учебы).

. Проверочные испытания.

.Собеседование.

Задача руководителя кадровой службы, осуществляющего оценку кандидатов при приеме на работу, состоит, в сущности, в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого банком результата. В Красноуфимском ОСБ №1774 оценка происходит в несколько этапов:

Этап 1 - предварительная отборочная беседа.

Этап 2 - заполнение бланка заявления. Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету. Информация касается образования, прошлой работы, склада ума и т.д.

Этап 3 - интервью. Более 90% решений по отбору претендентов принимаются на основе итогов беседы. Чаще всего в интервью участвуют: управляющий банком, один его заместитель, специалист кадровой службы и начальник отдела в который требуется работник. При планировании и организации работы в Красноуфимском ОСБ №1774 руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководство получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, в некоторых организациях руководители и его заместители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководство Красноуфимского ОСБ №1774 координирует работу и заставляет людей выполнять ее, а также воплощает свои решения в дела, применяя на практике основные формы мотивации.

Положение по аттестации работников ОАО «Сбербанк России»

Аттестация кадров на предприятии

Общие положения:

.1. Аттестация работников Красноуфимского отделения №1774 Сбербанка России и организационно подчиненных ему отделений проводится на основе всесторонней объективной оценки деятельности работника с целью периодического подтверждения его соответствия занимаемой должности.

.2. Аттестация призвана:

.2.1. Совершенствовать деятельность банка и отделений;

.2.2. Содействовать развитию персонала, выявлению перспектив наиболее эффективного использования работников;

.2.3. Стимулировать деловую активность персонала, повышать уровень профессионализма и ответственности работников.

.3. Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.

.4. Основными задачами аттестации являются:

.4.1. Оценка профессиональной компетентности и деловых качеств работника;

.4.2. Определение необходимости проведения профессиональной подготовки (переподготовки) или повышения квалификации работника;

.4.3. Мотивация к эффективной деятельности;

.4.4. Планирование дальнейшего использования работника в Банке или системе Сбербанка России;

.4.5. формирование резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности.

.5. Аттестации подлежат руководители и специалисты управлений, отделов, секторов Банка, а также руководители и специалисты Отделений.

.6. Аттестация работников проводится не чаще одного раза в год.

.7. Не подлежат аттестации работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода на работу.


Схема (1)

2.6 Система найма и отбора персонала ОАО «Сбербанка России»


При найме на работу, кандидат на вакантную должность должен соответствовать требованиям соответствующей должности.

Должен:

. обладать навыками работы на компьютере, копировальном аппарате

. пользоваться всеми средствами связи

. составлять и оформлять служебные документы

. иметь профильное образование

Должен знать:

. Структуру и направление деятельности организации

. Правила внутреннего распорядка организации

. Функции структурных подразделений, фамилии их руководителей

. Правила техники безопасности

. Инструкции по эксплуатации технических средств

. Нормы служебного этикета

3.Прием на работу производится на основании заявления. Основанием может послужить и письменный трудовой договор (контракт). Заявление адресуют на имя руководителя организации и составляют в виде просьбы.

4.Реквизиты заявления:

5.- адресат;

.- автор В реквизите «автор» указывают фамилию, имя, отчество (полностью) и домашний адрес (иногда -- номер телефона, паспортные данные). ;

.- наименование вида документа;

.- текст;

.- подпись;

.- дата.

.Трудовой контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. Один экземпляр договора хранится в организации, второй - у работника.

.Реквизиты трудового контракта:

.- наименование вида документа;

.- дата;

.- регистрационный номер документа;

.- место составления;

.- текст;

.- подписи;

.- печать.


3. Характеристика применяемых на практике методов управления персоналом в ОАО «Сбербанке России»


Методы управления - это способы осуществления управленческого воздействия на персонал для достижения управленческих целей предприятием. Различают следующие методы управления: Административные; экономические; социально-психологические.

В Красноуфимском отделении используют в основном все эти методы.

Административные методы. Организационное воздействие методов - основаны на внутренних нормативных документах (устав, штатное расписание). Распорядительные воздействия методов: приказы, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ.

Материальная ответственность и взыскания: ответственность за задержку трудовой книжки, бывает полная и частичная, индивидуальная и групповая. Дисциплинарная ответственность и взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в должности; увольнение.

Уголовная ответственность для руководителя возникает за: превышение власти и полномочий; хищение имущества; клевета, оскорбления, преследование за критику; самоуправство, злоупотребление полномочий; халатность, получение или дача взятки; должностной подлог; нарушение законов о труде; увольнение беременной женщины; похищение документов; подделка документов.

Экономические методы в отделении базируются на использовании экономических законов. Менеджеры отделения развивают социальные выплаты и поддерживают их в оптимальном соотношении с денежными выплатами по труду и по способностям к труду. Особенно важны для них те виды выплат и льгот, которые крайне необходимы для поддержания способностей к труду работников и их всестороннего развития. Речь идет об образовательных услугах, поддержании здоровья, нормальных жилищных условий. В силу различных условий потребности в этих услугах у различных групп работников развиваются в неодинаковой степени (они имеют различные по составу семьи, у многих недостаточно развиты потребности в образовании, небрежное отношение к своему здоровью и т.д.), и расходы из семейных бюджетов на эти услуги могут ограничиваться. Несет потери не только сам работник, но и отделение. Данные методы представлены материальным поощрением:

управление финансовыми потоками;

управление ценными бумагами;

хозяйственный расчет;

рыночное ценообразование

Социально-психологические методы. Опыт работы по управлению персоналом в Красноуфимском отделении показал, что роль социально-психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами:

повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;

развитием демократических начал в управлении;

значительная часть коллективов банка является не только наемными работниками, но и акционерами банка, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально - психологические факторы, которые сложились в коллективе.

Объектом воздействия является коллектив и сотрудник. Инструменты: анкетирование; интервью, наблюдение, собеседование, социометрия.

Методы воздействия на коллектив: партнерство, соревнование, переговоры, управление конфликтом. Способы психологического воздействия: внушение, убеждение, комплимент, лесть, просьба, похвала, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание.


.1 Стили управления руководителей Красноуфимского отделения № 1774 ОАО «Сбербанка России»


Работа менеджера в индустрии финансовых услуг представляется как выполнение управленческих функций в системе "человек-человек". Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства банка. Под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Как видим, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические) .

Таким образом, стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.

При этом следует иметь в виду, что не существует некоего идеального стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или сочетание стилей могут зависеть не только от личности менеджера, но и от соответствующей ситуации. "Правильный" стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.

Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:

·управлять - руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий,

·направлять - менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;

·поддерживать - менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;

·делегировать полномочия - менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.

Менеджеры Красноуфимского отделения № 1774 ОАО «Сбербанка России», используют преимущественно демократический и стиль делегирования. Руководители отделов стремятся как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными они предельно вежливы и доброжелательны, находятся с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций делегируется другим специалистам, доверяется людям. Требовательны, но справедливы.

При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива. Делегирующий стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.

Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса.

Следует иметь в виду, что каждый из стилей в чистом виде встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.


.2 Виды и формы информации, используемой в управленческой деятельности, способы ее сбора и обработки


В настоящее время в Сбербанке России используется система электронного офисного документооборота (СЭОДО). Поскольку Сбербанк является самым крупным банком России и СНГ, то можно смело заявлять о том, что это крупнейшее внедрение системы электронного документооборота в банковской сфере России.

В системе работает более зо тысяч сотрудников. Внедрение СЭОДО осуществляется в Центральном аппарате и во всех 17 территориальных банках - от Санкт-Петербурга до Хабаровска, что влечет за собой огромный объем информации, проходящей через систему. Суммарный документооборот только Центрального аппарата составляет более миллиона офисных документов в год. С учетом документооборота внутри территориальных банков и межфилиального обмена эта цифра возрастает на порядок.

Основными критериями внедрения новой системы документооборота были наличие в решении расширенных функций контроля поручений, быстрого поиска документов и поручений, наличие возможности выполнять согласование, подписание/утверждение проектов документов с мобильных устройств, а также возможности масштабирования решения.

Внедренная СЭОДО обеспечивает комплексную автоматизацию, прозрачность и качество процессов офисного документооборота, снижение трудозатрат на работу с документами. В системе будут обрабатываться входящая, исходящая и внутренняя корреспонденция, включая служебные записки, приказы, распоряжения, договоры. Одна из важных функций системы - контроль исполнения поручений. Система автоматизирует как внутренний документооборот в территориальных банках и Центральном аппарате, так и сквозные процессы документооборота между Центральным аппаратом и территориальными банками. Банковские документы остаются, разумеется, в ведении АБС.

Действия пользователей в системе организованы при помощи специальных автоматизированных рабочих мест - АРМ. Эти приложения были созданы с учетом специфики деятельности различных категорий сотрудников. Они обеспечивают упрощенный доступ к тем функциям, которые востребованы в наибольшей степени для той или иной категории. В настоящее время в СЭОДО используются АРМ регистратора, делопроизводителя, исполнителя и руководителя.

АРМ руководителя предоставляет единую точку доступа ко всей необходимой информации. Оно учитывает такие особенности деятельности топ-менеджеров банка, как отсутствие свободного времени, напряженный график, частые командировки и выездные мероприятия и позволяет работать как в online, так и в offline режиме. Главной «изюминкой» новой системы документооборота является реализация рабочего места не только на рабочих станциях и ноутбуках под управлением Windows, но и на планшетах iPad. Сейчас с этим приложением на планшетах работают руководители департаментов и все члены правления Сбербанка. В будущем планируется расширение масштабов использования АРМ руководителя.

Благодаря централизованному хранению документов в электронном виде ощутимо уменьшилось время, затрачиваемое сотрудниками банка на их поиск. Время доведения документа до конечного исполнителя сократилось в несколько раз, а наличие прозрачной системы контроля исполнительской дисциплины и отчетности о ходе исполнения позволило значительно снизить количество невыполненных поручений. Создание СЭОДО идет поэтапно.


.3 Оценка эффективности управления Красноуфимским отделением № 1774 ОАО «Сбербанка России» и отдельных его подразделений


Что касается стратегии управления персоналом в Красноуфимском ОСБ №1774, то отражает разумное сочетание экономических целей данной организации, потребностей и интересов работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.). В Красноуфимском ОСБ №1774 разработана система оплаты труда, которая не ограничена минимальными и максимальными размерами и зависит от результатов работы каждого сотрудника в частности. Оплата труда работников происходит в полном соответствии с их трудовым вкладом. Контрактные оклады руководителям и специалистам в течение года пересматриваются, т.е. могут быть увеличены или уменьшены. Контрактной системой предусматриваются вознаграждения за высокие результаты работы на основании действующих положений. Исходя из принципа «кадры решают все», руководство Красноуфимского ОСБ №1774 постоянно демонстрирует работу по удовлетворению требований и ожиданий персонала, показывая перспективу, продвижения по службе, наделяя наиболее перспективных сотрудников дополнительными полномочиями, предоставляя всем равные стартовые возможности. Активно поощряется участие работников банка в принятии управленческих решений методом проведения общих и дифференцированных собраний. При этом большое внимание уделяется подготовке и образованию персонала, заключаются договора с различными учебными заведениями. Удовлетворенность персонала повышается также за счет создания здоровой рабочей атмосферы в коллективе и организации технически оснащенных рабочих мест. Примером высокой удовлетворенности условиями работы может служить практическое отсутствие различных жалоб, очень низкая текучесть кадров, наличие широкого спектра удобств и услуг, предоставляемых банком.

Высокий уровень заработной платы в банке полностью удовлетворяет физиологические потребности работников. Дополнительное материальное вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты деятельности банка. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием банка - прибылью. Руководитель Красноуфимского ОСБ №1774 является сторонником теории мотивации Дэвида Мак-Клелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Материальные и моральные стимулы только в том случае приводят к повышению работоспособности, когда они соответствуют основным мотивам, лежащим в основе деятельности и поведения личности. Прежде чем предложить человеку стимулы к труду, надо уяснить, какие мотивы или система мотивов лежат в основе его активности в трудовой сфере, в свободное от работы время, в быту и т.п. В Красноуфимском ОСБ №1774 считают, что публичное поощрение лучших работников - действенный стимул. Учет личных особенностей, индивидуальные склонности тех работников, которым хотят воздать должное за труд - первоочередная задача на подобного рода мероприятиях. В банке помнят, что основным слагаемым эффективного стимулирования труда является стимулирование трудящегося человека. В подразделении, где люди тесно взаимодействуют, хорошо знают друг друга, при использовании стимулов учитываются и потребности, и интересы личности, и даже характер, образ жизни, привязанности и привычки. Конечно, в системе мотивов поведения каждого человека есть относительно постоянные, которыми он руководствуется в течение многих лет независимо от жизненной ситуации, но немало таких, которые вызываются ситуацией, важными жизненными событиями. В любом из этих вариантов эффект стимулирования труда будет прямо зависеть от соответствия стимула мотиву. При всей значительности материальных стимулов нельзя принижать роль стимулов нравственно-психологических. У современного человека они могут приобретать все большее значение. Мотивы, ориентированные на такие стимулы, разнообразны, в большей степени личностно обусловлены.

Поскольку мотивы, связанные с удовлетворением социальных и духовных потребностей, чрезвычайно разнообразны, то, естественно, и стимулы, им соответствующие, только в том случае смогут выполнить активизирующую роль, когда также будут разнообразны, представлены в большом наборе. Здесь многое зависит от руководителя. В этой связи в Красноуфимском ОСБ №1774 каждому члену коллектива предоставлены возможности для всестороннего развития, для самореализации себя как личности в трудовой и общественной деятельности коллектива. Чем более духовно развиты люди, чем разнообразнее их социальные потребности, чем в большей степени они коллективисты, тем разнообразней и динамичней должны быть нравственно-психологические стимулы. Как уже было сказано выше, кадры являются самой большой ценностью Красноуфимском ОСБ №1774 Банк стремиться создать все условия, а кадры стремятся работать, наиболее эффективно.

3.4 Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом Красноуфимского ОСБ №1774


Удовлетворение социальных целей в Красноуфимском ОСБ №1774 выражается индивидуально в удовлетворённости работой, обусловленной принципиальными улучшениями материальных и нематериальных условий труда в банке. Следует стремиться к уравниванию интересов разных групп сотрудников. При этом социальные цели преследуются принципиально на всех ступенях иерархической структуры банка, хотя и с различной степенью влияния на общее улучшение условий труда подавляющего большинства сотрудников. При усилении роли стратегической функции в области управления персоналом изменяется место руководства кадровой службы ОСБ №1774. Её руководитель становится одним из основных руководителей банка. Он учитывает способность к внедрению инноваций и улучшает эффективность управления, содействует повышению способности и выживанию в условиях жестокой конкурентной борьбы. Быстрое реагирование на желание потребителя банковских услуг и действия конкурентов, как и на всю окружающую среду, зависит от компетенции управленческих и руководящих кадров, метода и стиля их работы. Правильный подбор, расстановка и усовершенствование знаний управленческих и руководящих кадров, определяют успех банка на рынке.

Изменение подходов к оценке места и значения кадровой службы в ОСБ №1774 обуславливает необходимость переосмысления и основных качеств руководителя кадровой службы: он должен быть пунктуальным и методичным, динамичным и настойчивым, общительным и убедительным, справедливым, строгим, доступным, с многосторонним образованием, способным к размышлению, дипломатии, психологии, добрым советчиком, гуманистом, обладать интуицией. Он должен уметь слушать и внушать доверие.

Профессиональными задачами руководителя кадровой службы в Красноуфимском ОСБ считаются: развитие персонала, планирование штатного персонала, отбор кадров и их адаптация, расстановка и обучение кадров, консультирование руководителей подразделений по кадровым вопросам. Инспектор по кадрам просто физически не сможет справиться с таким объемом работ. Поэтому в ОСБ №1774 предлагается ввести дополнительные должности двух ассистентов по кадровым вопросам. Они должны заниматься мероприятиями по подбору, расстановке и обучению кадров. Для этого они должны иметь разностороннюю подготовку.

Реализация постройки кадровой политики в банке влечёт за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении кадровых проблем. Инспектор по кадрам не в силах отвечать уже новым требованиям кадровой политики. Его деятельность ограничивается в основном решением вопросов приёма и увольнения работников, оформления кадровой документации. Отсутствует в банке и единая система работы с кадрами, прежде всего и система научно-обоснованного изучения способностей и склонностей, профессионального и должностного продвижения работника в соответствии с его деловыми и личными качествами. Структура кадровой службы, качественный состав и уровень оплаты труда ее работников не соответствует задачам реализации активной кадровой политики.

Перестройка деятельности кадровой службы в Красноуфимском ОСБ должна осуществляться в следующих направлениях:

1.Обеспечить комплексное решение задач качественного формирования и эффективного использования кадрового потенциала на основе управления всеми компонентами человеческого фактора.

2.Внедрить активные методы поиска и целенаправленную подготовку нужных банку работников. Основной формой для привлечения необходимых специалистов и квалифицированных работников для ОСБ №3794 должны стать договоры с учебными заведениями.

.Осуществлять планомерную работу с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая должна строится на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях.

.Активизировать деятельность кадровой службы по стабилизации трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности работников на основе совершенствования социально-культурных и нравственно- психологических стимулов.

.Обеспечить социальные гарантии трудящихся в области занятости, что требует от работников по кадрам соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождаемых работников, предоставить им установленные льготы и компенсации.

.Перейти от преимущественно административно-командных методов управления кадрами к демократическим формам оценки, подбора и их расстановки, широкой гласности в кадровой работе.

.Укрепить кадровую службу квалифицированными специалистами, в связи, с чем становиться актуальным создание системы подготовки специалистов для кадровых служб, их переподготовки и повышения квалификации.

.Обновить научно-методическое обучение кадровой работы, а также её материально-техническую и информационную базы.

Кадровой работой вынуждены заниматься органы управления Красноуфимского ОСБ на всех уровнях - его руководство, руководители подразделений, начальник отдела кадров, начальник службы безопасности.

Таким образом, главное в работе по улучшению расстановки кадров в Красноуфимском ОСБ - назначение на ключевые управленческие должности сильных руководителей. В зависимости от того, в какой степени эффективность деятельности руководителей, занимающих ключевые должности, выше, чем эффективность деятельности всех остальных руководителей управленческой системы, можно судить о ее самоорганизации. Основными направлениями совершенствования кадровой политики в Красноуфимском ОСБ являются: выплата надбавок и система премирования, которые призваны обеспечить высокий уровень заинтересованности работников в конечных результатах деятельности банка. Введение социальной системы государственного пенсионного обеспечения позволит закрепить квалифицированные кадры в банке и социально защитить работников, выходящих на пенсию.


4. Формы и системы оплаты труда


Анализ расходов по оплате труда занимает одно из центральных мест во всей системе экономического анализа доходов и расходов организации. Заработная плата является основным источником доходов работников Отделения Сбербанка России № 1774 в г. Красноуфимск, как и любого другого предприятия.

Трудовые доходы работника определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных итогов деятельности предприятия или фирмы. Они регулируются налогами и ограничиваются максимальными размерами. Минимальный размер заработной платы устанавливается законодательством.

В таблице Приложение 9 приводятся показатели размера заработной платы в рублях, соответствующие категориям работников предприятия.

Приложение 9 - Состав месячного фонда оплаты труда Управления Отделения Сбербанка России № 1774 в г. Красноуфимск. Фонд заработной платы может включать в себя переменную и постоянную части. Переменная часть представляет собой фонд заработной платы по сдельным расценкам и премии за высокие производственные результаты.

Прежде всего, указанные виды оплат зависят от объема выполненных работ. Чем он больше, тем больше оплаты начисляется рабочим. Объемный фактор действует совместно со структурным, то есть с изменением удельных весов отдельных видов работ, имеющих большую или меньшую трудоемкость и соответственно оплату за единицу продукции, что приводит к изменению начисленной оплаты труда сдельщика. Третьим фактором, оказывающим влияние на переменную часть оплаты труда является прямая оплата труда за единицу изделия или за единицу объема работ, которая, в свою очередь, зависит от трудоемкости и часовой оплаты труда, изменяющихся под влиянием факторов научно-технического прогресса и улучшения организации труда.

В постоянную часть фонда заработной платы входят заработная плата рабочих-повременщиков, специалистов и служащих, младшего обслуживающего персонала, а также все виды доплат. Величина переменной части фонда оплаты труда зависит от объема реализации услуг, его структуры, удельной трудоемкости и уровня среднечасовой оплаты труда. Величина постоянной части зависит, в основном, от численности работников и средней заработной платы за соответствующий период времени. Среднегодовая заработная плата специалистов, служащих и младшего обслуживающего персонала зависит от количества отработанного времени за анализируемый период и среднего размера оклада.

Анализ фонда оплаты труда может сводиться к сравнению, сколько средств заработано по направлениям расходования, предусмотренным в смете, и какие суммы фактически выплачены.

Экономия по фонду заработной платы исходя из установленного норматива остается в распоряжении предприятия и может использоваться для установления надбавок к заработной плате за высокую квалификацию и достижения в работе. Это повышает значение анализа заработной платы с точки зрения использования ее результатов для того, чтобы фактически добиться экономии по фонду.

Абсолютная экономия или перерасход фонда заработной платы определяется без учета выполнения степени выполнения производственной программы путем сопоставления фактического и планового фондов, как разность между ними. Однако такое сопоставление может правильно характеризовать общее использование фонда зарплаты только в том случае, когда план по доходам выполнен на 100%. Как известно, численность и фонд заработной платы некоторых категорий работающих (служащих, младшего обслуживающего персонала и другое) непосредственно не связаны с объемом производственной программы. Численность же и фонд зарплаты, например, рабочих зависит от степени выполнения плана по доходам от банковских операций. Поэтому в тех случаях, когда фактические показатели по доходам от банковских операций отклоняются от плановых, выявляется относительная экономия или перерасход фонда.

Относительная экономия или перерасход заработной платы определяется с учетом степени выполнения производственной программы путем вычитания из фактического фонда зарплаты планового фонда, приведенного в соответствии с фактическим выполнением плана по доходам от банковских операций.


Список использованных источников информации


1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации/ О.Е. Алехина // - Управление персоналом. - 2002. - № 1. - С. 50-52.

. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур/ А. Блинов // Маркетинг.- 2001.- № 1. - С. 88-101.

. Бурмистров А. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными/ А. Бурмистров// Управление персоналом.- 2002.- № 7. - С. 48-49.

. Виханский О.С. Стратегическое управление/ О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2000. - 296 с.

. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия/ Р.Д. Гутгарц// Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №5.

. Цветаев В.М. Управление персоналом/ В.М. Цветаев. - СПб: Питер, 2002 - 563 с.

7. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: «Речь», 2006;

. Нормативные материалы и документация Красноуфимского отделения № 1774 Сбербанка России, данные личных наблюдений, аналитические материалы.

9. Официальный сайт ОАО «Сбербанк России» <#"justify">Приложение 1


Положение об оплате труда

Настоящее положение вводится в целях усиления воздействия материального стимулирования работников, направленных на выполнение стратегических и повседневных задач, целей предприятия.

Комплекс действий работников предприятия выражается в выполнении планов и договорных обязательств по поставкам продукции, экономии материальных и финансовых ресурсов, повышения эффективности хозяйственной деятельности всех подразделений ОАО Сбербанка России.

1.1.Фонд оплаты труда структурных подразделений ОАО «Сбербанка России» формируются по результатам хозяйственной деятельности, и состоит из следующих частей:

.1.1.Основной, постоянной части.

1.1.2.Переменной части, зависящей от результатов труда работника.

.1.3.Дополнительных переменных частей на компенсационные покрытия, начисляемые отдельным категориям работников по решению руководства ОАО Сбербанка России на основании существующего положения.

1.2.Основная, постоянная часть оплаты труда включат в себя:

.2.1.Заработную плату, начисленную работникам за выполненную работу или оказанные услуги по тарифным ставкам и окладам, согласно штатному расписанию, пропорционально отработанному времени.

1.2.2.Доплаты и (или) надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, замещение должностного лица на срок, более 2-х недель и т.п. предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (ДНосн.).

1.3.Часовая тарифная ставка (ЧТС) устанавливается после принятия решения аттестационной комиссией о присвоении работнику того или иного вида квалификации, повышения квалификации, в зависимости от профессиональных знаний, умений, количества и качества труда, соблюдения сроков выполнения работ.

1.4.Оплата труда учеников, приобретающих новую профессию, на время обучения устанавливается в размере 40% от оплаты труда работника соответствующей профессии; оплата труда наставников составляет 300 руб. за одного ученика.

.5.Для вновь принятых работников, за исключением учеников, на время испытательного срока устанавливается часовая тарифная ставка (оклад) в размере 70% от часовой тарифной ставки (оклада) работника соответствующей профессии (должности).

.6.По окончании испытательного срока вновь принятых работников проводится аттестация, для подтверждения уровня соответствующей квалификации.

.7.Доплаты и надбавки.

1.7.1.Доплата за работу или оказанные услуги в праздничные дни для работников, которые работают по 8-ми часовому 5-ти дневному режиму рабочего времени производится в соответствии с законодательством о труде на основании приказов и распоряжений об организации работ, согласованных с менеджером по персоналу.

1.7.2.При сменной работе применяется суммированный учет рабочего времени в течение месяца, при этом смены могут быть разной продолжительности. Возникающие при этом графике сменности недоработки и переработки сверх смены регулируются в рамках месячного периода рабочего времени и могут по желанию работника компенсироваться соответствующим уменьшением других смен, дополнительными днями отдыха.

.7.3.За каждый час работы в ночное время, с 22 часов до 6 часов, в случае, если работы в ночное время не предусмотрены графиком сменности, производится оплата труда в повышенном размере в соответствии с законодательством о труде, который составляет 7% от часовой тарифной ставки (должностного оклада).

1.8.Расчет основной, постоянной (базовой) части оплаты труда (БОТ) работникам ОАО Сбербанка России, производится по формуле:


БОТ = ЧТС * Количество отработанных часов. + ДНосн.


.9.Переменная часть оплаты труда в ОАО Сбербанке России состоит из:

.9.1.Доплат и (или) надбавок к тарифным ставкам и окладам за совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания и т.п. (ДНпер.).

1.9.2.Дополнительной переменной части, утверждаемая руководством региональных филиалов ОАО Сбербанка России (ДПЧ).

.9.3.Переменной части, зависящей от результатов труда работника любого подразделения ОАО Сбербанка России операционно - кассовых работников, согласно штатному расписанию, составляет до 25 % от должностных окладов или часовой тарифной ставки (ПЧ).

1.10.Переменная часть оплаты труда (ПЧОТ) работников ОАО Сбербанка России, согласно штатному расписанию, за исключением операционно-кассовых работников, равна:


ПЧОТ = [ ПЧ - Процент депремирования ] + ДНпер. + ДПЧ


.11.Переменная часть оплаты труда операционно-кассовых работников неограниченна и зависит от результатов труда непосредственно каждого работника, равна:

количеству набранных баллов за выполненные операции x Коэффициент, определенный экономическим отделом по квартально

1.11.1.Размер премии операционно-кассовых работников зависит от:

.11.1.1.Выполнения плана по количеству выполненных работ или оказанных услуг (ВПК).

1.11.1.2.Качества выполненных оказанных услуг (КП).

.11.1.3.При невыполнении плана по количеству (ВПК) и (или) по качеству выполненных работ (КП) или оказанным услугам премия не начисляется.

.11.1.4.При неоднократном невыполнении плана - 3 месяца, операционно-кассовым работником, следует увольнение

1.12.Переменная часть оплаты труда остальных сотрудников отделения, начисляется автоматически в размере до 25 % от должностных окладов или часовой тарифной ставки, согласно штатному расписанию, при отсутствии замечаний со стороны начальника подразделения.

1.13.Переменная часть оплаты труда работников административно-хозяйственной отдела начисляется на основании служебной записки начальника административно-хозяйственной службы в размере, не превышающем суммарно 25% фонда оплаты труда административно-хозяйственной службы за данный отчетный период.

.14.Доплата за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или замещение должностного лица на срок, более 2-х недель, на периоды отпуска, нетрудоспособности или иных форм отсутствия замещаемого лица, устанавливается в пределах экономии фонда заработной платы подразделения в размере до (или равном) 50 % оклада по совмещаемой профессии на основании распоряжений управляющего отделением Сбербанка России (ДНпер.).

.15.Доплата и надбавки за профессиональное мастерство и за индивидуальные результаты работы устанавливаются работникам в индивидуальном порядке на основании приказов (распоряжений) управляющего отделением Сбербанка России (ДНпер.).

.16.В целях повышения трудовой и технологической дисциплины применяется механизм депремирования, уменьшается размер переменной части оплаты труда на величину Процента депремирования в соответствии общим перечнем производственных нарушений, наличие которых служит основанием для снижения или полного лишения переменной части оплаты труда (Приложение № 1). Базовая величина переменной части, зависящая от труда структурного подразделения, выплачивается работнику за выполнение возложенных на него обязанностей. При замечаниях, нарушениях, невыполнении задания работник представляется к частичному получению переменной части или полностью теряет право на ее получение.

.17.Принятые претензии от клиентов, возмещаются за счет переменной части оплаты труда подразделения-виновника.

.18.Размер переменной части оплаты труда отдельным работникам может быть увеличен или уменьшен по решению руководства отделения ОАО Сбербанка России, как в процентном соотношении, так и в суммарном выражении.

1.19.При обнаружении фактов несвоевременного и (или) некачественного выполнения работ и оказания услуг, руководители, специалисты и рабочие, по вине которых допущены нарушения, лишаются переменной части оплаты труда за те месяцы, когда были выявлены эти факты, независимо от привлечения работников в установленном порядке к дисциплинарной или др. видам ответственности.

1.20.Переменная часть оплаты труда включается в себестоимость оказанных услуг. Конкретный размер переменной части устанавливается в зависимости от наличия средств, которые ОАО Сбербанк России может использовать на эти цели.

. Порядок начисления переменной части оплаты труда.

2.1.Основанием для начисления переменной части оплаты труда является штатное расписание, утвержденное управляющим отделения ОАО Сбербанка России.

2.2.Размер оплаты труда равен:

Размер оплаты труда = БОТ + ПЧОТ


2.3.Переменная часть (ПЧОТ) начисляется по результатам работы отделения ОАО Сбербанка России в целом, структурного подразделения за месяц или в рамках образованного фонда оплаты труда подразделения и утверждается управляющим отделения ОАО Сбербанка России.

2.4.Механизм депремирования к работникам применяется только в случае предъявления служебной записки руководителя подразделения с четко прописанными претензиями в адрес работника, на основании соответствующего приказа (распоряжения) управляющего отделением ОАО Сбербанка России.

.5.Переменная часть, зависящая от результатов работы и структурного подразделения, начисляется на постоянную часть, рассчитанную по тарифным ставкам, должностным окладам, согласно штатному расписанию, за фактически отработанное время с учетом доплат и надбавок:

2.5.1.За совмещение профессий (должностей) и расширение зоны обслуживания.

2.5.2.За работу в ночное время и праздничные дни, в случае, если они не выпадают на рабочие смены.

.5.3.За возложенные дополнительные обязанности на работников в период отсутствия, болезни, отпуска, командировки другого работника.

2.6.Общий перечень нарушений, наличие которых служит основанием для снижения или полного лишения переменной части оплаты труда, определяется в соответствии с Приложением № 1 настоящего Положения. Специалистам, служащим и рабочим подразделений показатели для начисления переменной части устанавливаются руководителями соответствующих подразделений.

.7.Работникам, проработавшим неполный рабочий месяц в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ, переводом на другую работу, поступлением в учебное заведение, уходом на пенсию и по другим уважительным причинам, выплата премии производится за фактически отработанное время в данном отчетном периоде. Уволенным по другим причинам (прогул, алкогольное опьянение и другие виды грубых нарушений трудовой дисциплины) переменная часть оплаты труда за данный месяц не выплачивается.

2.8.В случае вынужденных простоев работников отделения ОАО Сбербанка России (по обстоятельствам, не зависящим от работодателя и работника) и невыполнением в связи с этим норм труда (должностных обязанностей), за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада).

.9.Перед выплатой каждому работнику выдается расчетный лист с указанием составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, с указанием размера и оснований произведенных удержаний, а также общей денежной суммы, подлежащей к выплате.

.10.Сроки выплаты работникам заработной платы 5 и 20 числа текущего месяца.

.11.Начисление заработной платы работникам предприятия производится на зарплатные счета Сберегательного Банка России два раза в месяц в соответствии с настоящим Положением.

.12.Табели учета рабочего времени заполняют и подписывают начальники структурных подразделений. Утверждает табели рабочего времени начальником отдела управления персоналом.

.13.Табели учета рабочего времени, служебные записки на имя управляющего отделением ОАО Сбербанка России по вопросам премирования или депремирования работников не позднее 1 числа каждого месяца сдаются в отдел управления персоналом.

.14.Руководители подразделений, начальник отдела по управлению персоналом и бухгалтера несут ответственность за правильность начисления и выплаты заработной платы работникам отделения ОАО Сбербанка России.

Общий перечень

Нарушений, наличие которых служит основанием для снижения или полного лишения переменной части оплаты труда.

.Нарушения, снижающие переменную часть оплаты труда, зависящую от результатов труда работников отделения ОАО Сбербанка России.

1.1.Недобросовестное оказание услуг:

1.1.1.За каждый акт недобросовестно оказанных услуг, составленный руководителями подразделений снижается переменная части оплаты труда руководителя подразделения - виновника.

1.1.2.За каждую принятую от клиента претензию и рекламацию за низкое качество оказанных услуг снижается переменная часть оплаты труда руководителю подразделения - виновника.

.1.3.Размер снижения переменной части работников, непосредственно допустивших выполнение оказание услуг, находится в компетенции руководителя подразделения.

1.2.Необеспечение строгого учета использования рабочего времени, непринятие мер к устранению его потерь, скрытие прогулов и других нарушений трудовой и технологической дисциплины руководители подразделений лишаются премии полностью или частично.

1.3.Нарушения трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

.4.Для руководителей всех подразделений переменная часть оплаты труда снижается за допущение краж и хищений о вверенных подразделениях, а также в других подразделениях подчиненными людьми.

.5.Нарушение технологических инструкций и инструкций по охране труда и технике безопасности, приведших к аварии.

.6.Несвоевременное представление отчетов, планов, заявок, искажения в отчетности.

.7.Невыполнение приказов и распоряжений непосредственного руководства.

.8.Другие финансовые и хозяйственные упущения, приведшие к существенному ухудшению работы подразделения или ОАО Сбербанка России в целом.

2.Нарушения, ведущие к полному лишению права на начисление и выплату переменной части оплаты труда.

2.1.Привлечение к административной или уголовной ответственности.

2.2.Приписка невыполненных оказанных услуг.

.3.Прогул или отсутствие на работе без уважительных причин более 3-х часов (суммарно или непрерывно), либо появление на работе в нетрезвом состоянии.

.4.Употребление спиртных напитков на рабочих местах и территории ОАО Сбербанка России.

.5.Увольнение с предприятия за нарушение трудовой дисциплины и другие проступки.

.6.При увольнении в течение месяца по инициативе работника или по соглашению сторон.

.7.Совершение хищения имущества ОАО Сбербанка России.

.8.Работникам, уволенным с последнего места работы за систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогулы без уважительной причины или появление на работе в нетрезвом состоянии переменная часть оплаты труда в течение шести месяцев не выплачивается.

Примечание:

Размер снижения (лишения) переменной части за упущение, для которых строго процент не определен, находится в компетенции управляющего ОАО Сбербанка России.


Приложение 2


Штатное расписание

Структурное подразделениеДолжность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификацияКол Штатных единицТариф ставка (оклад) и пр., рубНадбавки, руб.Заработная плата включая набавкиВсего, руб (гр.5 + гр.6 + гр.7 +гр.8) x гр.4ДВнаименованиекод12345678910Управляющий отделУправляющий1116250487548752600026000Управляющий отделСекретарь1150001500150080008000Управляющий отделЗаместитель управляющего1110000300030001600016000Управляющий отделНачальник отдела управления персоналом1110000300030001600016000Управляющий отделГлавный бухгалтер1110000300030001600016000Управляющий отделНачальник отдела внутреннего контроля1110000300030001600016000Управляющий отделНачальник отдела информатики и автоматизации банковских работ176250187518751000010000Управляющий отделНачальник сектора кредитования168750262526251400014000Управляющий отделНачальник операционного отдела1550001500150080008000

Штатное расписание

Структурное подразделениеДолжность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификацияКол штатных единицТариф ставка (оклад) и пр., рубНадбавки, руб.Заработная плата включая набавкиВсего, руб (гр.5 + гр.6 + гр.7 +гр.8) x гр.4ДВнаименованиекод12345678910Административный отделНачальник службы безопасности137500225022501200012000Административный отделНачальник отдела кадров128750262526251100011000Административный отделСпециалист отдела кадров127500225022501000010000Административный отделНачальник административного отдела126250187518751000010000Административный отделВодитель2148701120112070007000Административный отделУборщица1875090090060006000Бухгалтериябухгалтер118750262526251000010000Кредитный отделКредитный эксперт318750262526251000010000ОИ и АБРИнженер ОИ и АБР118750262526251000010000ОИ и АБРСистемный администратор1175002250225090009000Операционный отделЗаведующий отделением119500225022501200012000Отдел внутреннего контроляРевизор419200175017501100011000Операционный отделОперационно-кассовые работники10172501750175080008000


Теги: Характеристика методов управления персоналом, применяемых на практике  Отчет по практике  Менеджмент
Просмотров: 13465
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Характеристика методов управления персоналом, применяемых на практике
Назад