Анализ деятельности отдела экологии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

План

экологический менеджмент очистка вода

Введение

. Теоретические аспекты управления качеством

.1 Система экологического менеджмента

.2 Этапы управления проектированием совершенствования процесса повышения качества производства по очистке питьевой воды

. Характеристика деятельности ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

.1 Анализ хозяйственной деятельности ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

.2 Характеристика деятельности отдела экологии

2.3 Выявленные недостатки в работе отдела экологии

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Закрытое акционерное общество "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" было образовано в декабре 1995 года на базе Предприятия водоснабжения и канализации. Объекты этого предприятия начали создаваться одновременно и параллельно с заводами КамАЗа и строительством новой части города Набережные Челны.

На ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" возложены функции по подготовке воды и очистке сточных вод города Набережные Челны.

ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" располагает хорошо оснащенной производственной базой, которая включает в себя цеха: по ремонту и обслуживанию инженерных сетей и коммуникаций; по ремонту и эксплуатации энергетического оборудования; автотранспорта и спецтехники; телемеханики и связи.

Кроме решения задачи по обеспечению водой Набережных Челнов, ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" отвечает за водоснабжение еще нескольких городов: Бугульмы, Нижнекамска, Заинска, Альметьевска.

Многолетний опыт работы столь разветвленной сети водоснабжения делает ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" поистине уникальным предприятием, не имеющим аналогов в России.

На предприятии ведется постоянная и целенаправленная работа по совершенствованию системы управления качеством: разрабатываются и внедряются целевые программы по реформированию системы организации и оплаты труда, финансовому оздоровлению, техническому перевооружению основного производства и маркетинговые исследования в целях получения доходов от других видов деятельности.

Управление качеством, в упрощенном понимании этого термина, касается средств оперативного характера, которые необходимы для удовлетворения требований к качеству. В тоже время, обеспечение качества, рассматривается как процесс, направленный на достижение производителем уверенности в выполнении поставленных требований, как внутри организации, так и за ее пределами. Часто возникает путаница в понимании терминов: управление качеством, обеспечение качества, общее руководство качеством и Всеобщее Управление Качеством.

Если обеспечение качества есть процесс управления с целью выполнения установленных требований, то управление качеством - есть и управление целями и самими требованиями.

Целью прохождения практики на ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" является изучение и анализ деятельности отдела экологии и организации в целом, а также изложение предоставленных сведений в виде отчета.

Задача прохождения практики заключается в следующем:

определение организационной формы и структуры управления организации;

определение рода деятельности организации;

изучение предоставляемой документации;

изучение деятельности персонала, осуществляемой, непосредственно, в отделе экологии;

приобретение навыка анализа с целью управления качеством выпуска продукции (оказания услуг) на предприятии.

В России осуществляются мероприятия по охране окружающей среды, в частности по очистке сточных вод, но проблема очистки малых и средних объемов до сих пор явно не решена. Существенное влияние на повышение качества водоснабжения может оказать внедрение высокоэффективных методов очистки воды. Поэтому автор считает, что выбранная тема для анализа является актуальной.

При подготовке отчета использовалась такая документация как: Устав ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", Объяснительная записка к годовому отчету за 2009 год, анализ условий хозяйствования предприятия, Положение об отделе экологии, должностные инструкции и т.д.

1. Теоретические аспекты управления качеством


1.1 Система экологического менеджмента


При определении термина "качество" следует учитывать различные аспекты его понимания. Однако из-за одностороннего подхода к этому вопросу в литературе можно встретить множество его формулировок. Например, в ранних версиях МС ИСО серии 9000 качество определялось как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В версии МС ИСО 2000 г., т.е. по ГОСТ Р ИСО 9000-2001, оно определяется как степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняют потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. В ряде зарубежных литературных источников качество рассматривается как соответствие требованиям потребителей, а иногда качество объясняется как пригодность к эксплуатации. Однако подобный подход к определению качества отражает только одну его сторону, поскольку не учитывает завершающую стадию жизненного цикла товара - утилизацию [9, c.273].

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами серии ИСО 9000. Эти стандарты установили четкие требования к системам обеспечение качества. Они положили начало процедурам разработки, внедрения и сертификации систем качества. В результате этого возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества.

Менеджмент качества есть деятельность руководства предприятия или организации направленная на создание таких условий производства, которые необходимы и достаточны для выпуска качественной продукции.

В процессе менеджмента качества на предприятии или в организации разрабатывается политика качества, определяются стратегические и тактические цели, распределяется персональная ответственность исполнителей.

Общее руководство качеством осуществляется с помощью Системы Качества. Система качества - есть совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления менеджмента качества.

Общее руководство качеством, включая в себя понятия "управления качеством" и "обеспечение, улучшение качества", имеет и другие, дополнительные понятия, такие как политика в области качества и планирование качества.

Политика в области качества формулируется в виде направления деятельности или стратегической цели и может предусматривать:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение или завоевание новых рынков сбыта;

достижение нового технического уровня продукции;

ориентацию на удовлетворение требований потребителей отдельных отраслей или регионов;

освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

увеличение сроков гарантии на продукцию;

развитие сервиса.

Система управления качеством вносит в перечень понятий менеджмента долговременную стратегию глобального руководства интересами организации, ее коллективом, потребителями, и обществом в целом.

Сегодня предприятия и учреждения, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества выпускаемых изделий или услуг [18, c.313].

В политике четко определяются цели конкретной организации и все аспекты системы качества. При этом обязательно фиксируются условия, что предприятие обязуется поставлять потребителю продукцию заданного качества, в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену. Когда говорят о качестве, то подразумевают не только продукт. Международный стандарт дает более широкое понятие - объект качества. Объектом качества может быть:

деятельность или процесс;

продукт или услуга (результат деятельности или процесса).

Продукт или услуга в свою очередь может быть представлена как в материальном, так и нематериальном виде, а также как комбинация из двух первых видов.

В ИСО 8420 дается следующее определение качества: качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Всесторонние и фундаментальные правила или вера, необходимые для долгосрочного продвижения и действий организации по пути непрерывного повышения своей эффективности, причем при полной сосредоточенности на заказчиках, определяют основные принципы менеджмента качества.

Сертификация - это обязательное или добровольное подтверждение того, что товар либо вся система организации работы фирмы соответствует определенным стандартам. Если у проверяющих нет никаких претензий к компании, они выдают ей соответствующий документ - сертификат.

Существуют три способа, с помощью которых сертифицируют системы менеджмента качества. Первый - в соответствии с международными стандартами ИСО 9000:2000. Второй - согласно ГОСТу Р. И последний - на основе стандартов, разработанных частными компаниями или саморегулируемыми объединениями фирм [9, c.211].

Контроль качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания.

В стандарте ИСО 9 000 говорится, что контроль - это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

Внедрение системы экологического менеджмента, описанной в стандарте ИСО 14001:2004, приведет к повышению экологической эффективности. Поэтому стандарт основан на предпосылке, что организация будет периодически анализировать и оценивать свою систему экологического менеджмента с тем, чтобы выявить возможности для улучшений и их реализации. Скорость, размах и временные рамки процесса постоянного улучшения определяются организацией с учетом экономических и других обстоятельств.

Улучшения системы экологического менеджмента должны в результате привести к дальнейшему повышению экологической эффективности. Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента в целях оказания помощи организации в разработке и внедрении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов, требований, которые организация сама обязалась выполнять, и данных о существенных воздействиях на окружающую среду.

Стандарт применяется к экологическим аспектам, которые организация идентифицирует как подконтрольные, и те, на которые она может оказывать влияние. Сам стандарт не устанавливает конкретных критериев экологической эффективности.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая хочет:

- разработать, внедрить, поддерживать и улучшать систему экологического менеджмента;

удостовериться в своем соответствии сформулированной ею экологической политике;

продемонстрировать соответствие настоящему международному стандарту:

  1. путем самостоятельного определения соответствия и самостоятельного об этом заявления;
  2. через стремление получить подтверждение своего соответствия от сторон, небезразличных к организации, например, со стороны потребителей;
  3. через стремление получить подтверждение своего самостоятельного заявления со стороны внешней организации;
  4. или через стремление получить сертификацию/регистрацию своей системы экологического менеджмента у внешней организации;

Предполагается, что все содержащиеся в настоящем стандарте требования будут включены в систему экологического менеджмента любой организации.

Стандарты ИСО 14000 помогают всем организациям в мире решать экологические проблемы на систематической основе, способствуя тем самым улучшению экологических показателей. Они охватывают все аспекты деятельности компаний в области управления природопользованием, в том числе вопросы возможной реализации экологического учета, возможного определения экологических показателей, удовлетворения претензий, предъявляемых к их продукции, составления форм, содержащих экологическую информацию для предоставления государственным учреждениям и населению.

Таким образом, стандарт ИСО 14001 описывает системы управления природопользованием и призван обеспечить организациям основу для разработки экологической политики, определения экологических факторов и их возможного воздействия.

Стандарт обеспечивает оценку соответствия законодательных и нормативных документов надлежащим требованиям, определение приоритетов в постановке целей и задач в области охраны окружающей среды, создания соответствующей структуры для реализации политики и программы облегчения оперативного контроля в целях налаживания процесса постоянного совершенствования.

Стандарт ISO 14001 существует в виде так называемого проекта международного стандарта, но уже применяется многими компаниями для сертификации своей продукции.


1.2Этапы управления проектированием совершенствования процесса повышения качества производства по очистке питьевой воды


Существует несколько стандартов на питьевую воду:

Российский стандарт, определяемый соответствующими нормами и ГОСТами;

Стандарт ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения);

Стандарт США и стандарта стран Европейского союза (ЕС).

Российский ГОСТ на питьевую воду действует с 1982 г. Сейчас он дополнен более новым нормативом - Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.4.550-96 "Питьевая вода".

Так как технология очистки и подготовки питьевой воды включает в себя процесс ее обеззараживание, то в современных условиях обеззараживание стало, чуть ли не единственным обязательным процессом в многоступенчатой системе очистки воды питьевого водоснабжения. Методическая схема проведения технолого-гигиенических исследований водоочистных установок индивидуального, бытового, коллективного пользования и различного принципа действия должна включать следующие этапы:

. Анализ исходной документации и гигиеническая экспертиза использованных в устройстве реагентов и материалов для определения необходимого объема исследований.

. Эколого-гигиеническое исследование новых реагентов и материалов, использованных в водоочистном устройстве.

. Эколого-гигиеническое изучение безвредности водоочистного устройства с учетом комплексного воздействия различных реагентов, материалов и процессов.

. Изучение барьерной функции водоочистного устройства в отношении биологических и химических загрязнений в условиях ресурсных испытаний.

. Оформление документов по гигиенической сертификации водоочистного устройства (гигиенического сертификата).

. Оформление документов для сертификации в системе Госстандарта России.

До принятия заказа или контракта к исполнению проводится его проверка на адекватность определения и полноту требований, в том числе, при необходимости специальных требований потребителя и сектора, например:

технических условий;

условий закупки;

нормативных требований;

предоставление протоколов качества;

требований логистики информационных, финансовых и материальных ресурсов;

нормативных требований по экологии и безопасности в стране производства и реализации;

требования по сохранению качества продукции до получения потребителем;

требования по техническому обслуживанию продукции и др., а также их отражение в документации, анализ контракта или заказа на полноту и выполнимость.

Комплекс методов и технологий очистки воды, применяемый в установках и станциях водоподготовки производства (УПВ), должен определяться следующими показателями загрязнений в исходной воде: состав, форма и концентрации, независимо от источника воды (поверхностного или подземного). Кроме того он регулируется нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая".

Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения по органолептическим свойствам, показателям бактериального и санитарно-химического загрязнения. Напорная подача очищенной воды потребителям" [23, с.25].

В предоставляемые Заказчиком анализы загрязнений исходной воды рекомендуется включать следующие показатели (табл.1.2.1.):


Таблица 1.2.1.

Показатели для анализа загрязнений исходной воды

ПоказательЕд. изм. Требования СанПиН 2.1.4.1074-01 Показатель Требования СанПиН 2.1.4.1074-01 Обобщенные показатели Магний, Mg2+мг/л- Водородный показатель (рН) -В пределах 6...9 Кальций, Са2+мг/л- Общая минерализация (сухой остаток)мг/л1000 Cульфаты, SO42-мг/л500 Жесткость общаямг-экв/л7,0 Карбонаты, CO32-мг/л- Перманганатная окисляемостьмгО/л5,0 Бикарбонаты, HCO3-мг/л- Железо (общее), Feмг/л 0,03 Нитраты, NO3-мг/л450 Марганец (общий), Мnмг/л0,1 Фтор, F-мг/л-Органолептические показатели Хлориды, Cl-мг/л350 Запахбалл2Кремниевые соединения, SiO2мг/л10,0 Привкусбалл2Железо двухвалентное, Fe2+мг/л- Цветностьградус20Сероводород, H2Sмг/л0,003 Мутность (по каол)мг/л1,5Цинк, Zn2+мг/л5,0Неорганические вещества Медь, Cuмг/л1,0 Аммиак (по азоту) мг/л 2,0 Свинец Pbмг/л0,3 Калий, K+мг/л-Стронций, Sr2+мг/л7,0 Натрий, Na+мг/л200Бор, Bмг/л0,5

Технологическая линия очистки воды на предприятии водоснабжения включает в себя следующие методы очистки:

реагентная обработка (коагулянтами, флокулянтами);

осаждение (седиментация);

осветление воды с фильтрованием через слой зернистого материала;

ионообменные методы (натрий-катионирование, натрий-хлор-ионирование, водород-натрий-катионирование, аммоний-натрий-катионирование, анионирование, декарбонизация, деминерализация);

очистка на мембранах (микрофильтрация, ультрафильтрация, нанофильтрация, обратный осмос);

обезжелезивание (окисление аэрацией кислородом воздуха и озонированием, химическое окисление, фильтрование, ионообмен);

деманганация (окисление, фильтрование, ионообмен);

сорбция (на активированных углях);

озонирование (для обеззараживания, обесцвечивание, устранения привкусов и запахов);

корректировка минерального состава воды (реминерализация);

ультрафиолетовое обеззараживание.

хлорирование и хлораммонизация воды [7, с.110].

Протоколы анализов должны быть заверены и датированы.

На станции водоподготовки УПВ очистка исходной воды происходит до норм СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим основным физико-химическим показателям: железо общее, марганец, аммиак, жесткость общая. Основой технологической схемы очистки является озонно-сорбционный метод очистки. Исходная вода проходит предварительную фильтрацию на сетчатом механическом фильтре.

Адекватность определения требований достигается путем их документирования и согласования с потребителем до проведения последующего анализа. Требования потребителя доводятся в понятной форме и установленные сроки до всех взаимодействующих подразделений.

Анализ контракта или заказа на полноту и выполнимость проводится всеми соответствующими подразделениями (в зависимости от контракта, в данном случае - поставка качественной питьевой воды потребителям) предприятия и включают в себя проверку документов контракта на следующие условия: - однозначность;

противоречивость, отсутствие отдельных требований;

наличие данных о сроках, объемах и ценах;

определение затрат (на проектирование, материалы, инвестиции, программное обеспечение, затраты на качество, накладные расходы и т.п.);

способности выполнить требования контракта или заказа.

Обеспечение качества управления при проектировании совершенствования того или иного процесса, в данном случае системы очистки питьевой воды, базируется на следующих этапах:

1.Оформление документации процедур планирования, анализа, проверки, утверждения и изменения проектных данных.

2.Разработка плана проекта для каждого нового процесса и выделения требуемых ресурсов.

.Планирование проектирования по этапам - опытный образец, опытная партия, производство продукции.

.Использование при проектировании документальной информации о результатах предыдущего проектирования, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, патентно-информационных исследований, оформленной в соответствии с установленными нормами.

.Участие в запланированных процедурах анализа, проверки и утверждения проектных данных всех заинтересованных подразделений и многопрофильного подхода.

Таким образом, результаты анализа документируются и хранятся в подразделениях, решение о принятии или отклонении контракта или заказа принимается на основе визирования документов контракта руководителями взаимодействующих подразделений. По результатам анализа генеральным директором принимается решение о принятии или непринятии контракта или заказа к исполнению, результаты анализа и требования потребителя являются входными проектными данными. В случае если потребителем предъявлены специальные требования к системе управления качеством поставщика, на предприятии разрабатывается программа качества, которая согласовывается с потребителем до ее принятия. Водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) остается отраслью экономики, в которой преобладают государственная и муниципальная форма собственности на средства производства, а управление такой собственностью передано государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Доля частных компаний в объеме производства и реализации услуг водоснабжения и водоотведения потребителям крайне мал.

Жизнеобеспечивающие значение ВКХ ничуть не меньше, а, возможно, и больше, чем значение систем электро-, тепло- и газоснабжения.


2. Характеристика деятельности ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"


2.1 Анализ хозяйственной деятельности ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"


Организационно-правовой формой "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" является закрытое акционерное общество (ЗАО). По организационно-правовой форме ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" является одним из немногих предприятий СНГ в своей отрасли, имеющих аналогичные условия хозяйствования.

Юридический адрес предприятия ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ": 423810, Российская Федерация, Республика Татарстан, город Набережные Челны, промышленно-коммунальная зона, Хлебный проезд, 27, а/я 154.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли и использование ее в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами.

Закрытое акционерное общество "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" учреждено на основании действующего законодательства 11 января 1996 года.

.10.2001 год - приняты в аренду сети УРЭИК.

.05.2003 год приказ №130 от 01.01 2003 года ОАО "КАМАЗ" - передача в аренду сетей ПВ и ИК ОАО "КАМАЗ".

Для создания общества и обеспечения его деятельности был образован и согласно приказу генерального директора АО "КАМАЗ" №419 от 19.12.1995г. полностью внесен уставный капитал. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и составляет 973240 тыс. руб. Уставный капитал Общества состоит из 9732,40 тысяч штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, оно вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно Уставу видами деятельности Общества являются:

обеспечение хозяйственно-питьевой, производственной, речной, оборотной и повторно используемой водой ОАО "КАМАЗ", г. Набережные Челны и сторонних организаций;

отведение и очистка промышленных, бытовых и ливневых стоков;

проектирование, монтаж, эксплуатация и ремонт оборудования, инженерных сетей и коммуникаций;

эксплуатация, обслуживание и надзор за технологическим оборудованием и объектами, поднадзорными Государственному Техническому Надзору;

выдача технических условий потребителям на строительство, монтаж и эксплуатацию инженерных сетей и коммуникаций системы водоснабжения;

оказание платных услуг населению;

оказание услуг по производству химических и бактериологических анализов воды и сточных вод для сторонних организаций и частных лиц;

проектирование узлов учета хозяйственно-питьевой воды и стоков.

Общество может быть ликвидировано по решению Общего собрания акционеров или по решению суда.

ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" является типичным монополистом и в пределах города конкурентов не имеет. Основными потребителями услуг предприятия являются: ОАО "КАМАЗ", ОАО "Татнефть", Набережночелнинская ТЭЦ, ЭКУ ПТС, а также городские жилищные организации: ПЖЭУ, КМУП "Челныстройремонт". Их доля в общем объеме реализации 96 %.

Численность персонала ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в 2008 году составляла 1817 человек, в 2009 году - 1807, что на 10 человек меньше, чем в предыдущем. В 2010 году численность составила 1792 человека, что на 15 человек меньше, чем в 2009 году. Ежегодное снижение численности персонала происходит в связи сокращением кадров: в 2009 году было сокращено - 7, а в 2010 - 29 человек, а так же увольнений работников по собственному желанию.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - Генеральным директором, избираемым Общим собранием акционеров Общества сроком на 3 года (приложение 2). Генеральному директору подчинены 4 заместителя, в том числе: первый заместитель - технический директор, заместитель директора по персоналу, заместитель - коммерческий директор, заместитель - директор по экономике и финансам. Каждый заместитель генерального директора осуществляет руководство соответствующими функциональными службами.

Организационная структура предприятия (см. приложение 2) разделена на 6 блоков, для обеспечения функций руководства процессами водоснабжения и водоотведения.

Главному бухгалтеру подчинены подразделения бухгалтерии, обеспечение сбор и хранение первичных учетных документов, а также регистрацию и предоставление учетных данных внутренним и внешним пользователям в соответствии Законом о бухгалтерском учете РФ.

Блок организационной структуры предприятия, возглавляемый техническим директором, обеспечивает непрерывность производственного процесса водоснабжения и водоотведения. А также разработку и реализацию промышленной и технической политик. Блок ответственен за соответствие параметров производственной воды и очищенных стоков стандартам.

Подразделения, возглавляемые заместителем по эксплуатации и ремонту городских сетей, обеспечивают безаварийную работу внутригородских сетей водоснабжения и водоотведения.

Подразделения, подчиненные коммерческому директору, обеспечивают материальными ресурсами основной и вспомогательный производственные процессы предприятия. Обеспечение товарно-материальными ресурсами ценностями (ТМЦ) проводиться по заявкам от подразделений.

Службы директора по персоналу обеспечивает набор и воспроизводство персонала для выполнения производственных (Основного и вспомогательного) процессов предприятия. В рамках функциональных обязанностей службы проводят набор, обучение, повышение квалификации персонала как самого значимого ресурса.

Директору по экономике и финансам подчинены службы: обеспечивающие оборот денежных средств предприятия; анализ финансово-хозяйственной деятельности; автоматизацию управленческой деятельности.

Таким образом, ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" осуществляет свою деятельность по линейно-функциональной структуре, которая обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Руководители функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, производству и коммерции, персоналу и т.д.) осуществляют влияние на производственные подразделения формально. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения, роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства, подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.

Достоинства структуры: освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.; построение связей "руководитель - подчиненный" по иерархической лестнице, при этом каждый работник должен подчиняться только одному руководителю.

Недостатки структуры: каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы; отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали.

На предприятии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" разработана и внедрена в действие "Комплексная система управления персоналом" (КСУП).

Основные направления кадровой политики: персонал - общекорпоративный, долгосрочный ресурс и конкурентное богатство Общества.

В основу стратегической концепции управления персоналом ставится человек - наивысшая ценность для Общества. Концепция кадровой политики Общества ориентирована на тенденции и планы развития предприятия. Принципом построения концепции кадровой политики Общества является достижение удовлетворенности потребностей трех целевых групп: Акционеры - Менеджмент - Сотрудники.

Сотрудники удовлетворены работой и мотивированы (приложение 3).

Стратегическими целями и задачами кадровой политики предприятия являются:

обеспечение всех участков производства работниками, соответствующими требованиям профессии и квалификации;

вовлечение, активизация и максимальная реализация личного потенциала каждого работника;

стимулирование и обеспечение высокого уровня мотивации работников;

обеспечение непрерывности обучения и создание условий, стимулирующих рост профессиональной компетенции работников;

формирование резерва руководящих кадров на основе планирования трудовой карьеры в альтернативу стихийным перемещениям работника;

стимулирование участия работников в управлении производством;

обеспечение информированности коллектива;

обеспечение благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе, создание условий для удовлетворения социальных интересов и здорового образа жизни работников;

постоянное совершенствование системы управления персоналом и социальными процессами.

Сферы кадровой политики представлены на рис.2.1.1.


Рис. 2.1.1. Сферы кадровой политики ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"


Общество дорожит персоналом, опирается на его потенциал в решении стратегических задач и обеспечивает создание обстановки производительного, безопасного и справедливо вознаграждаемого труда.

Общество постоянно совершенствует процесс, который обеспечивает каждому работнику:

понимание своих задач;

условия для развития своих возможностей;

возможность самореализации;

признание достижений;

участие в коллективных формах работы.

Общество стремится, чтобы профессиональное мастерство персонала было высоким, а продукция соответствовала государственным стандартам и нормам.

Формирование корпоративной культуры - спланированный и организованный процесс, который формируется и мотивируется. Этот процесс не односторонний, в него вовлечены сотрудники всех структурных подразделений Общества.

Корпоративная культура Общества базируется на принципах:

. Развитие и совершенствование Общества идет непрерывно.

. Развитие Общества неотделимо от профессионального роста работников.

. Умение работать в команде является базовым для работников Общества.

. Три главных качества хорошего специалиста: ответственность, компетентность, нацеленность на результат.

. Если взялся за работу, делай быстро и качественно.

. Каждый клиент Общества достоин индивидуального подхода.

Высокие требования к профессиональному уровню персонала ставят во главу угла задачи непрерывного развития и обучения кадров. Ежегодно на обучение и переподготовку работников направляется до одного процента средств от фонда оплаты труда. В целях формирования системы управления знаниями, обмена опытом и информацией, понимания организационной философии, корпоративной культуры и корпоративных ценностей на предприятии с 2003 года активно внедряется система корпоративного обучения. Формированию положительного имиджа предприятия, целостного представления о нем способствуют открытые уроки "Вода для большого города", которые специалисты водоканала традиционно проводят в школах города.

В таблице 2.1.1. отражены кадровые показатели за 2010 год по количеству мужчин и женщин в процентном соотношении.


Таблица 2.1.1.

Анализ кадровых показателей ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в 2010 г. (%)

Возраст персоналаДоля работников, %Среди работников предприятияСреди управленческого персоналаВсегомужчиныженщиныВсегомужчиныженщины%%%%%%Старше 50 лет15908020101000От 40 до 4923908515101000От 30 до 3937106535101000От 20 до 29251009010000

Как видно из таблицы 2.1.1., средний возраст работника предприятия - 37 лет. Это хороший показатель, и если предприятие не изменит политику при наборе кадров, то и через несколько лет у предприятия не будет серьезных проблем в связи со старением кадров. На долю численности управленческого персонала приходится 10% старше 50 лет и 90% среди работников предприятия (из них 80% - мужчины и 20% женщины). Также 10% работников от 40 до 49 лет среди управленческого персонала, 90% среди работников предприятия, из которых 85% - мужчины, а 15% - женщины. Кроме того 10% работников от 30 до 39 лет среди управленческого персонала, остальные 90% - работники (65% - мужчин и 35% - женщин). Среди сотрудников предприятия от 20 до 29 лет большую долю составляет мужчины - 90%, 10% - женщины. Таким образом, большую долю в численности занимают мужчины, которые задействованы, непосредственно в производстве.

За период времени 2008-2010 гг. численность уменьшилась по категориям "от 20 до 29 лет" и "от 30 до 39 лет" на 2,0% -2,6% (табл. 2.1.2.).


Таблица 2.1.2

Возрастной состав ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (чел.)

Годот 20 до 29 летот 30 до 39 летот 40 до 49 летстарше 50 летВсего200845768041027018172009455675410267180720104486634122691792

С 2008 по 2010 год численность предприятия ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" уменьшилась до 1792 работников, из них: 448 человек в возрасте до 29 лет, в категории "от 30 до 39 лет" - 663 человека, до 49 лет - 412 человек, старше 50 лет - 269. В изменениях возрастного состава за последние два года можно отметить увеличение численности работников по категориям "от 40 до 49 лет" и "старше 50 лет".

Образование работников на предприятии (табл. 2.1.3.) находится на уровне среднего специального (как правило, среднего технического). Самый высокий уровень образования имеют специалисты.


Таблица 2.1.3.

Образование общее по предприятию ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (%)

ГодВысшее профессиональноеНачальное высшее профессиональноеСреднее специальное профессиональноеНачальное среднее специальное профессиональноеВсего,%200825304501002009242943410020102331424100

Профессиональный и квалификационный рост предполагается в порядке корпоративного обучения и проведения открытых уроков.

Если сравнивать 2009 год с 2008 годом (см. табл. 2.1.3.), то увеличилась на 3% доля работников с высшим образованием; на 3% увеличилось количество работников, имеющих среднее образование.

Незначительной рост численности персонала с высшим и средним образованием связан с тем, что на предприятии уже сложился коллектив специалистов с высшим образованием, который делится на управленческий персонал и инженерный состав специалистов. В то время как работники, имеющие общее среднее образование, являются обслуживающим персоналом предприятия, это дворники, сторожа, уборщицы помещений и т.д.

В 2009 году число работников со средним специальным образованием увеличилось на 6,5% по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 году оно уменьшилось на 1,22%, в сравнении с 2009 годом, количество составило 58,88% от общей численности работников. Доля работников с высшим образованием уменьшилась на 3,73% в 2010 году в сравнении с предыдущим и составила 31,39% от общего количества рабочих завода. За 2010 год уменьшилось количество работников со средним общим образованием на 2,44% и составило 9,73% от общего количества работников в 2010 году.

ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" является предприятием стратегического значения с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей в питьевой и технической воде населения и промышленности региона.

ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" оказывает услуги по обеспечению хозпитьевой, производственной, технической и речной водой города Набережные Челны, Нижнекамск и Юго-восточного региона республики, а также производит прием и очистку хозбытовых сточных вод от потребителей г. Набережные Челны. Другими потребителями являются предприятия и организации различных форм собственности г. Набережные Челны. Наиболее крупные из них: "Картонно-бумажный комбинат", НПО "Татэлектромаш", мясокомбинат, АО "Челнынефтепродукт", ж/д станция "Круглое поле", птицефабрики "Тукаевская" и "Набережночелнинская".

Номенклатура выпускаемой продукции приведена в таблице 2.1.4.


Таблица 2.1.4.

Номенклатура реализации услуг за 2010 г.

№ п/пНаименование показателяЕд. изм.Численное значение1Хозпитьевая водатыс. м3 тыс. руб.188 404,9 194 950,22Производственная водатыс. м3 тыс. руб.27 664,4 19 963,53Техническая водатыс. м3 тыс. руб.19 785,5 14 427,24Хозбытовые стокитыс. м3 тыс. руб.107 682,7 62 891,65Вода речнаятыс. м3 ыс. руб.825,5 272,2ИТОГОтыс. руб.292 504,7

Основными потребителями услуг ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" являются ТЭЦ г. Набережные Челны, ОАО "КамАЗ", КП "УРЭИК", ЭКУ "ПТС" и УПТЖ для ППД (АО "Татнефть"). Их доля в общем объеме реализации услуг водоснабжения составляет порядка 98%.

В соответствии с нормативными требованиями вода, подаваемая потребителям, делится на хозпитьевую, производственную, техническую и речную. Технологический процесс оказания услуг водоснабжения и водоотведения ЗАО "Челныводоканал" состоит из трех основных этапов:

забор воды на водозаборных сооружениях "Белоус" (ВЗС);

подготовка воды на станции очистки воды (СОВ);

очистка сточных вод на районных очистных сооружениях (РОС).

Хозяйственно-питьевая вода от станции очистки воды ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" подается по двум водоводам диаметром 1000 мм протяженностью 15 км каждый в распределительную сеть города и по одному водоводу Д=1000 мм до насосной станции пос. Сидоровка. База стройиндустрии снабжается водой через насосную станцию второго подъема.

Рассмотрим динамику производительности труда ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за последние два года, характеризующую уровень деловой активности предприятия, а также динамику уровня средней заработной платы работников предприятия (табл.2.1.5.).


Таблица 2.1.5.

Показатели по труду ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за 2008-2010 гг. (тыс. руб.)

Показатели2008 год2009 годТемп роста, %2010 годТемп роста, %Объем реализации услуг (тыс. руб.)1196887,301201340,70144,531818074,70151,34Фонд заработной платы, тыс. руб.16935,0017350,00102,4518120,00104,44Производительность труда (тыс. руб.)658,72664,83100,93670,40100,84Средняя численность работающих, чел.1817180799,45179299,17Средняя заработная плата, руб.17150,0017720,00103,3218505,30104,43

Из таблицы 2.1.5. видно, что в 2010 году средняя заработная плата увеличилась на 4,43%. Увеличение объясняется повышением должностных окладов и тарифных ставок работников и сокращением численности персонала при росте объема работ, особенно по гражданским заказам. В 2010 году уменьшение средней численности по предприятию на 15 человек привело к незначительному сокращению производительности труда - на 0,84 %.

Форсированное развитие производства водоснабжения, обусловлено объективной необходимостью постоянно обеспечивать высокоэффективное использование дорогого автоматического оборудования и достаточную мобильность производства с частым обновлением номенклатуры продукции, что характеризуется показателем механизации. Она содействует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению удельного веса труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Существенное отклонение значений коэффициентов ликвидности от рекомендуемых в меньшую сторону свидетельствует об ухудшении финансового состояния, и требует от руководства предприятия принятия срочных мер для нормализации финансового состояния.

Финансовые коэффициенты ликвидности предприятия ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" приведены в таблице 2.1.6.


Таблица 2.1.6.

Динамика показателя ликвидности предприятия ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за период 2008-2010 гг. (тыс. руб.)

ПоказательОптимальное значение2008 г.2009 г.2010 г.Отклонение (+,-)2009 г.2010 г.Коэффициент абсолютной ликвидности0,2 - 0,4 0,000090,120,00120,1199-0,1188Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности0,5 -1,00,711,030,99-0,32-0,04Коэффициент текущей ликвидности1,0 -2,01,401,591,930,190,34

Как показали данные таблицы 2.1.6. на предприятии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", значение коэффициента абсолютной ликвидности ниже оптимального значения в 2008 и в 2010 гг., что связано с низким уровнем денежных средств, находящихся у предприятия. Но в 2009 г. значение коэффициента могло достигнуть оптимального уровня вследствие высвобождения денежных средств, которые были использованы для реконструкции производства в отчетном периоде. Значения коэффициентом промежуточной ликвидности и текущей соответствуют оптимальным значениям, что является благоприятной тенденцией. Коэффициент текущей ликвидности равный 1,93 увеличился на 0,34 по сравнению с 2008 г., достигая нормативного значения, тем самым, предприятие сможет покрыть краткосрочные обязательства за счет текущих активов.

Для реализации деятельности по обеспечению контроля качества процесса очистки питьевой воды, лабораторией ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" выполняются следующие функции:

. Отбор проб и проведение физико-химических, микробиологических измерений, контроль объектов согласно заявленной области аккредитации.

. Аналитический контроль эффективности работы очистных сооружений сточных вод.

. Контроль природных поверхностных вод.

. Проведение платных работ (услуг) по заказу сторонних организаций в области, определенной аттестатом аккредитации.

. Подготовка аналитической информации по качеству и количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, качеству сточных вод для составления статистической отчетности по формам Ростехрегулирования и расчетов платежей за выбросы (сбросы) в окружающую среду.

Среднегодовые значения качества питьевой воды на выходе с водопроводной станции ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за 2008-2010 гг. представлены в приложении 4.

Процедура проверки показателей качества очистки питьевой воды, выявила их соответствие установленным нормам и требованиям. Следовательно, контроль качества продукции (питьевой воды), произведенный по органолептическим показателям, привел к положительным результатам.

. Оформление протоколов по результатам измерений по соответствию требованиям нормативных документов, передача их в установленном порядке заказчику для принятия технических, природоохранных решений или составления статистической отчетности.

. Внедрение в лаборатории более совершенных методов анализа, методик выполнения измерений и средств измерения.

Технолого-гигиеническая оценка водоочистных устройств на предприятии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" включает объективную оценку в условиях ресурсных испытаний по следующим критериям:

безопасность водоочистных устройств для здоровья человека;

соответствие качества очищенной воды действующим гигиеническим требованиям по номенклатуре показателей, заявленных производителем как улучшаемых в процессе водообработки;

исключение вторичного загрязнения воды вследствие вымывания из фильтроэлементов сорбируемых на них загрязнений (химических, радиоактивных, микробных, паразитарных) и продуктов их деструкции, миграции веществ из материалов и конструкционных элементов устройств, а также в результате биообрастания;

сохранение заявленной производителем эффективности очистки и обеззараживания на протяжении всего ресурса, обозначенного в технической документации;

надежность режима эксплуатации, заявленного в эксплуатационных документах на устройства.

Установление безопасности водоочистных устройств (ВУ) должно быть основано:

на комплексной эколого-гигиенической оценке безопасности самого ВУ и связано со спецификой конструкционных особенностей, технологических параметров и режимов эксплуатации ВУ, а также с особенностями использования в них различных реагентов и материалов;

на эколого-гигиенической оценке комплексного воздействия всех действующих факторов, включая миграционные и трансформационные процессы, происходящие в водоочистных устройствах при контакте с водной средой.

Последовательность действий по оценке системы контроля и испытаний процесса очистки питьевой воды на ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ":

. Определение объема необходимых исследований: анализ сопроводительной нормативной, технологической и эксплуатационной документации и эколого-гигиеническая экспертиза использованных в ВУ реагентов и материалов.

. Установление типа ВУ в соответствии с классификацией ВУ по технологическим и конструкционным признакам (приложение 5), области применения, назначения и ограничения его использования.

. Эколого-гигиеническая оценка новых реагентов и материалов, использованных в ВУ.

. Определение обязательных и дополнительных контролируемых показателей в соответствии с заявленными характеристиками водоочистных устройств.

. Эколого-гигиеническая оценка безвредности ВУ с учетом комплекса воздействующих факторов, миграционных и трансформационных процессов.

. Эколого-гигиеническая оценка и количественная формализация эффективности очистки, обеззараживания или кондиционирования качества воды с учетом кинетических характеристик по всем изученным показателям.

. Вынесение решения о соответствии ВУ нормативной документации.

Исследования водоочистных устройств на безвредность проводят на чистой воде, соответствующей основным гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды по критериям:

непосредственного аналитического контроля химических показателей, свидетельствующих, как правило, либо о начальной (стартовой) миграции в питьевую воду специфических химических веществ, входящих в композиционный состав основных компонентов водоочистителя, либо происходящих в них и пролонгированных во времени деструктивных или трансформационных процессов.


2.2 Характеристика деятельности отдела экологии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"


Отдел экологии является структурным подразделением Блока №1 в организационной структуре предприятия ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (см. приложение 1), который находится под управлением Службы технического директора, заместителя по ремонту и эксплуатации городских сетей.

Отдел экологии определяет цели, задачи и основные направления деятельности предприятия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на перспективу. Он является структурным производственным подразделением ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ".

Основными функциями деятельности отдела экологии являются:

. Контроль соблюдения в подразделениях предприятия действующего природоохранного законодательства.

. Разработка мероприятий и программ по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду.

. Оценка экономического ущерба, причиняемого абонентами, предприятием окружающей среде, контроль качества сбрасываемых предприятиями и организациями сточных вод в коллектор.

. Составление и согласование государственных статистических форм отчетности.

. Выполнение производственного контроля сточной воды.

Так же на предприятии действуют две лаборатории, входящие в тот же блок: лаборатория питьевой воды и лаборатория очистных сооружений канализации. Основными задачами лаборатории питьевой воды являются:

организация лабораторно-производственного контроля на всех этапах и стадиях очистки питьевой воды, как для оценки качества работы очистных сооружений, так и для регистрации качества вырабатываемой воды;

постоянный анализ результатов лабораторно-производственного контроля для обеспечения более высоких в технико-экономическом отношении показателей работы сооружений, рекомендаций по совершенствованию технологических процессов, уточнения доз применяемых реагентов, способов их смешивания и интервалов введения в воду;

получение достоверной и объективной информации при выполнении аналитических работ установленной области деятельности; проведение технической и кадровой политики, направленной на развитие материально-технической базы и повышения квалификации кадров.

Основными задачами лаборатории очистных сооружений (ОСК) является:

проведение аналитического контроля в области производства экологического и санитарно-гигиенического контроля сточных вод очистных сооружений на всех стадиях ее очистки;

осадков сточных вод; активного ила, поверхностных природных вод рек, сточных вод предприятий.

Основополагающими принципами экологической политики ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" являются:

признание конституционного права человека на благоприятную окружающую среду;

учет приоритета экологической безопасности как составной части национальной безопасности;

рациональное использование природных ресурсов и водных объектов при осуществлении хозяйственно - питьевого водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г. Набережные Челны;

принятие управленческих и инвестиционных решений на основе многовариантности сценариев развития с учетом экологических приоритетов;

ведение производственной деятельности на территориях и акваториях высокой природоохранной ценности только в исключительных случаях на основе специальных решений органов государственной власти;

сокращение образования отходов производства и экологически безопасное обращение с ними;

открытость и доступность экологической информации, незамедлительное информирование всех заинтересованных сторон о произошедших авариях, ухудшении качества предоставляемых услуг, их экологических последствиях и мерах по их ликвидации;

открытость и доступность результатов экологического мониторинга предприятия, взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами в процессе исследований, проводимых в рамках процедуры оценки воздействия ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" на окружающую среду при проектировании и строительстве новых объектов;

приоритет принятия предупредительных мер над мерами по ликвидации экологических негативных воздействий.

Целью экологической политики ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" является повышение уровня экологической безопасности, рост капитализации предприятия за счет обеспечения надежного и экологически безопасного производства, рационального использования водных объектов и комплексного подхода к использованию природных энергетических ресурсов, проведение системы внутренних экологических аудитов на предприятии и проведение регулярной оценки существующего положения по управлению окружающей средой.

Достижение поставленной цели предусматривается на основе решения следующих задач:

. Снижение негативного воздействия предприятия на окружающую среду. очистной питьевой вода экологический

2. Создание условий и механизмов, обеспечивающих минимизацию негативного воздействия предприятия на окружающую среду.

Основные направления решения первой задачи:

технологическое перевооружение, внедрение наилучших существующих технологий при производстве, осуществлении хозяйственно - питьевого водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

сокращение образования отходов производства и обеспечение безопасного обращения с ними.

Основные направления решения второй задачи:

соблюдение законодательства, разработка и содействие принятию технических регламентов и стандартов на предприятии.

совершенствование системы управления предприятием в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

внедрение системы экологического менеджмента.

Реализация экологической политики позволит:

снизить негативное воздействие на окружающую среду;

повысить капитализацию предприятия и его инвестиционную привлекательность;

повысить уровень социальной ответственности ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ".

Планом мероприятий среди прочих мероприятий предусмотрено:

проектные работы на строительство СОСВ для увеличения производительности и улучшения качества сточных вод;

улучшение качества питьевой воды. Подбор нового флокулянта для очистки воды в зимнее время. Изучение его влияния на качество воды и последующее внедрение его в производство при положительном результате исследования;

осуществление внешнего лабораторного контроля качества сточных вод сбрасываемых с очистных сооружений в реку Кама и проведение инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с аэродинамическими замерами на стационарных источниках;

участие в семинарах, форумах и конференциях по вопросам и проблемам экологии.

По данным лабораторных исследований, проведенных в рамках сравнительной экспертизы Национального фонда защиты потребителей, сегодня в стране производится и реализуется немало питьевой воды, не соответствующей санитарным требованиям к качеству.

Именно поэтому, согласно Миссии предприятия, руководство ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" приняло решение о необходимости выпуска и реализации бутилированной воды для населения. Ведь в отличие от многих других фирм, занимающихся реализацией данного вида продукции, на предприятии имеется для этого все необходимое. И в первую очередь, аккредитованная лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием и постоянно контролирующая качество подготовки воды и ее химический состав.

В отделе экологии хранится документация (протокола) по результатам лабораторных исследований на предмет качества питьевой воды.

Согласно выписке из протокола №6/123 от 30.10.2007г.: в 2007 году получено Заключение ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина: "По предварительной оценке артезианская вода из скважины, расположенной на станции очистки воды ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ", на основании результатов органолептических, физико-химических, микробиологических, паразитологических и радиологических исследований пробы, может быть рекомендована для розлива расфасованной воды первой категории в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4 1116-02 "Гигиенические требования к качеству питьевой воды, расфасованной в емкости. Контроль качества". Для получения расфасованной воды высшей категории необходимо доведение всех нестандартных показателей (содержание бора, ионов аммония, бикарбонатов) до требований СанПиН 2.1.4 1116-02.

По результатам анализа коммерческих предложений выбран поставщик оборудования - ЗАО "Баромембранная технология" г. Владимир, с которым заключён договор на изготовление, поставку и шеф-монтажные работы системы водоочистки. Также заключен договор с ООО НПЦ " ИТАКОН" г. Казань на поставку и шеф-монтажные работы на линию розлива готовой продукции в бутыли емкостью 19 литров.

В настоящее время начата реконструкция здания под новое производство, согласовывается проект, параллельно ведутся работы по поставке оборудования для очистки и розлива. В дальнейшем необходимо произвести уточнение производственной программы, начать обучение персонала. В сентябре текущего года планируется начать выпуск готовой продукции.

Использование при проектировании документальной информации о результатах предыдущего проектирования, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, патентно-информационных исследований, оформленной в соответствии с установленными нормами, обусловлено постоянным улучшением контроля качества услуг по водоподготовке и совершенствованием процесса очистки питьевой воды. О чем свидетельствует разработанная на ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" интегрированная система менеджмента, которая внедрена и поддерживается в рабочем состоянии (далее - ИСМ), соответствующая требованиям МС ИСО 9001:2000 и МС ИСО 14001:2004. В конце 2006 года Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" выданы сертификаты о соответствии ИСМ ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" требованиям МС ИСО 9001:2000 и МС ИСО 14001:2004 в отношении обеспечения хозяйственно-питьевой водой населения, эксплуатации сетей водоснабжения Северо-восточной части г. Набережные Челны, а также очистки хозяйственно-бытовых сточных вод:

1. МС ИСО 9001:2000

.3. Проектирование и разработка

.5.1. Действия после поставки услуг (продукции) потребителю.

.5.2. Валидация процессов производства и обслуживания.

.5.4. Собственность потребителя.

. МС ИСО 14001:2004 - без исключений.

Определение, данное в стандарте ИСО 9000:2000, звучит следующим образом:

Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Для того чтобы определить "процесс", нужно выяснить, какие виды деятельности необходимы для преобразования "входов" в "выходы".

Предполагается, что внедрение системы экологического менеджмента, описанной в стандарте ИСО 14001:2004, приведет к повышению экологической эффективности. Поэтому стандарт основан на предпосылке, что организация будет периодически анализировать и оценивать свою систему экологического менеджмента с тем, чтобы выявить возможности для улучшений и их реализации. Скорость, размах и временные рамки процесса постоянного улучшения определяются организацией с учетом экономических и других обстоятельств. Улучшения системы экологического менеджмента должны в результате привести к дальнейшему повышению экологической эффективности.


2.3 Выявленные недостатки в работе отдела экологии


Эффективная охрана окружающей среды, проведение природоохранных мероприятий невозможны без эффективной системы экологического контроля за их выполнением, что является основной функцией отдела экологии предприятия ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ".

К сожалению, в настоящее время не приходится рассчитывать на сознательность граждан, руководителей юридических лиц, предпринимателей в деле охраны природы от загрязнения. Несмотря на принцип устойчивого развития, сбалансированного сочетания экономических и экологических интересов, провозглашенный Указом Президента РФ от 04.02.1994 № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", на практике экономические интересы преобладают. В этих условиях особое значение приобретает эффективный экологический контроль, позволяющий не только выявить факты загрязнения окружающей среды, но и предотвратить потенциальные экологические правонарушения.

Итак, на предприятии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" в первую очередь необходимо реализовать новый проект по совершенствованию процесса системы очистки питьевой воды. При реализации выбранного проекта руководителю предприятия необходимо обратить внимание на состояние научно - технической информации, в частности, на научно - технические разработки, и принять необходимые меры. Для успешной реализации проекта необходима дальнейшая работа отдела экологии по минимизации потенциальных рисков, что можно достигнуть при скоординированной работе отдела экологии со службами других блоков, например, с финансово-экономическим отделом предприятия. Необходимо учитывать кризисное положение предприятия на современном этапе развития его деятельности.

На предприятии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" экологическая служба выделена в отдельное подразделение, что позволяет ему обладать наибольшими потенциальными возможностями в использовании преимуществ экологического менеджмента.

Для структур систем экологического управления и менеджмента данного типа характерны следующие достоинства:

? возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

? возможность эффективного совмещения основных производственных и экологических целей и задач на предприятии;

? возможность осуществления разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности.

Ниже перечислены все недостатки, которые необходимо учитывать при планировании деятельности отдела экологии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ":

. Ограниченный объем используемых методик выполнения процессов по очистке питьевой воды. Все используемые методики должны выполняться с целью решения первоочередных задач, поставленных в Методических рекомендациях по обеспечению выполнения требований санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96.

Комплекс экологических проблем, непосредственно влияющих на качество питьевой воды, должен решаться с выполнением следующих мероприятий:

поэтапное прекращение сброса в водоисточник промышленных сточных вод и достижение соответствующего режима природопользования в зонах санитарной охраны (утверждение и реализация территориальных экологических программ, установление более жестких требований к качеству сбрасываемой воды, экологическое стимулирование прекращения сброса сточных вод, включая совершенствование налоговой системы и пр.). Повсеместное строительство на предприятии локальных систем очистки и канализационных очистных сооружений и соответственно уменьшение концентрации вредных химических веществ в производственных стоках;

внедрение оборотных систем водоснабжения, что позволит значительно сократить расход питьевой воды;

исключение сброса в водоисточник неочищенных или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод;

решение проблемы поверхностного стока, в значительной мере загрязняющего воду в водоемах;

. Недостаточное участие отдела в работе по внедрению новейшего оборудования на предприятии - внедрение автоматизированных систем контроля качества воды поверхностных водоемов и введение принципиально новой системы управления водными ресурсами.

3. Слабое участие в работе других подразделений по минимизации рисков. Здесь необходимо подчеркнуть, что задача управления риском редко появляется сама по себе. Обычно она появляется в паре с какой-либо иной задачей, например, с задачей максимизации прибыли или задачей нанесения максимального ущерба противнику. Чем более выгоден проект, тем с большим риском он связан. Чтобы получить заметный экономический эффект, приходится идти на риск. Вполне естественно, стремясь к максимизации прибыли, минимизировать риск.

. Отсутствие комплексного подхода при рассмотрении экологических проблем; затруднения при необходимости выполнения функций отсутствующего сотрудника из-за изолированности сфер деятельности специалистов; несогласованность при принятии общих природоохранных решений.

. Низкая эффективность: природоохранная деятельность сводится к выполнению формальных требований природоохранного законодательства, например, заполнению необходимой отчетности.

. Сотрудники обладают функциями, связанными с комплексной оценкой негативных воздействий на различные объекты окружающей среды, рассматриваются экологические проблемы не всей хозяйственной деятельности в целом, а отдельных технологических операций.

. Недостаточное внимание к экологическим аспектам деятельности предприятия; ограниченность времени и ресурсов; большой объем обязанностей, ограничение инициативы; низкий авторитет службы. Большой объем работ у сотрудников отдела экологии.

Тем не менее, наличие управленческих полномочий у руководителя отдела экологии позволяет комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность, эффективно совмещать основные производственные и природоохранные задачи при разработке и реализации стратегии хозяйствования.

В ходе разработки программы финансирования на предприятии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" процесса очистки питьевой воды, были определены следующие недостатки, которые будут препятствовать нормальному протеканию процесса контроля качества в следующем году:

1. Незаконченная реконструкция старой хлораторной станции очистки воды.

. Наличие масляных выключателей подачи воды в устройства, которые необходимо заменить на вакуумные выключатели.

. Замедление процесса обеспечения производства автоматизированным оборудованием для фильтрации на станции очистки воды.

. Необходимость совершенствования технологического оборудования для производства очистки воды.

. Недостаточное оснащение химической лаборатории по контролю качества очистки питьевой воды.

Процесс системы очистки питьевой воды требует дальнейшего совершенствования в рамках разработанной инвестиционной программы на последующие годы.


Выводы и предложения


В производственном масштабе ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" представляет собой сложный комплекс специальных сооружений и устройств.

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

. За здоровую окружающую среду следует бороться как административно-правовыми методами, так и с помощью экономических рычагов.

. Деятельность ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" связана с производственным процессом очистки питьевой воды, который является опасным для экологической обстановки в регионе.

. Деятельность ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" оказывает негативные воздействия по вредным выбросам в атмосферный воздух, сбросы сточных вод.

. Отдел экологии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" должен продолжать сотрудничество и заключать договора со специализированными организациями на прием отходов для захоронения на лицензированном полигоне ТБО. Сдачу отходов осуществлять в заготовительные организации, имеющие соответствующую лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами.

. ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" соблюдает основные требования в области охраны окружающей среды. Ежеквартально и своевременно производятся расчеты за негативное воздействие на окружающую природную среду.

. В ближайшей перспективе предприятие планирует расширить сферу своей деятельности по внедрению новых технологий и проектов по очистке питьевой воды.

Подводя итоги деятельности предприятия в целом можно сказать, что ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" является предприятием с мощной материально-технической базой и большим экономическим потенциалом, у предприятия большие планы на будущее. Однако существуют основные причины оказывающие влияние на стабильную и прибыльную работу предприятия можно отнести:

. Неудовлетворительное финансовое состояние, связанное с огромным объемом накопленной задолженности за оказанные услуги.

. Техническое состояние оборудования, характеризующее высоким (более 60%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, а также большой долей (более 70%) постоянных затрат.

. Слабая инвестиционная привлекательность. Для стабильной работы предприятия необходимо осуществить комплекс мер, направленных на ликвидацию негативных факторов внешней среды и внутренних причин и недостатков в сфере управления персоналом, финансовыми и материальными ресурсами.

При внедрении улучшений работы отдела экологии на любом предприятии должны учитываться ресурсные возможности компании. Важен комплексный подход к решению природоохранных задач. Отдел экологии дает возможность детального изучения природоохранной проблемы в конкретной области деятельности; эффективное управление по отдельным аспектам охраны окружающей среды (например, в сфере обращения с отходами). Служба занимается решением комплексных проблем охраны окружающей среды и рациональному природопользованию, существует взаимозаменяемость сотрудников. Характерен комплексный подход к работе при рассмотрении проблем по негативному воздействию на определенный компонент природной среды, учитываются изменения в других компонентах. Внедрена система экологического менеджмента, работают отдельные специалисты в области охраны окружающей природной среды.

При управлении циклом обращения отходов на предприятии необходимо: - предотвращать образование отходов (минимизировать);

искать возможность рециклинга и вторичного использования; - применять безопасную транспортировку и размещение отходов. В процессе управления жизненным циклом продукции должен быть контроль экологичности продукции на всех стадиях жизненного цикла: разработка, производство, эксплуатация, утилизация.

Экологический учет и отчетность необходимо использовать для документирования и информирования заинтересованных лиц о деятельности компании в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Оценку экономической эффективности природоохранных мероприятий производить для обоснования целесообразности средозащитных действий и определения их рентабельности.

Для совершенствования системы экологического менеджмента важно:

усовершенствовать экологическую политику;

разработать программы экологического оздоровлении предприятия; - окончательно сформировать систему экологического менеджмента;

сертифицировать систему экологического менеджмента в соответствии с ИСО серии 14000.

Система экологического менеджмента согласно ИСО 14000 - организационная структура, обеспечивающая деятельность по планированию, созданию, внедрению, распределению ответственности, оценке эффективности и совершенствованию экологической политики предприятия, составная часть системы менеджмента на предприятии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ".


Список использованной литературы


1.СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001 г. № 24.

2.ГОСТ 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб". Утверждены Постановлением Госстандарта РФ от21.04.2000 г. № 117-ст.

3.Анализ условий хозяйствования ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

4.Анализ объемов оказываемых услуг ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

.Бизнес-план 2009 г. ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

6.Водоподготовка: Справочник. / Под ред. С.Е. Беликова. М.: Аква-Терм, 2007 - 240 с.

7.Воронов, Ю.В., Яковлев, С.В. Водоотведение и очистка сточных вод. / Учебник для вузов М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2006 - 704 с.

8.Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003- 624 с.

9.Горбашко, Е.А. Управление качеством : учебное пособие / Е.А. Горбашко .- СПб. : Питер, 2008 .- 384 .- (Серия "Учебное пособие") .- Библиогр.: с.381-382 .- ISBN 978-5-91180-794-8.

.Должностные инструкции служащих в отделе экологии.

.Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие: 3-е изд. пер. и доп. - М.: Издательство РДЛ, 2004. - 832 стр.

.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Даю, 2003 г.

.Михеев, В.Н. Живой менеджмент проектов. - М.: Эксмо, 2007. - 385 с.

14.Морозова, Т.Г. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 273 с.

15.Основные сведения о деятельности предприятия за 2010 год. Форма №1-предприятие.

16.Официальный сайт Республики Татарстан (Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы)

.Проект инвестиционной программы ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ".

.Производственный менеджмент: учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, Г.Я Горбовцев и др. Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001- 583 с.

19.Российский статистический ежегодник. 2006. Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - 386 с.

20.Сведения о численности, заработной плате и движении работников за месяц. Форма № П-4. Утверждена постановлением Федеральной службы гос. стат. От 27.07.2010 №34

21.Структура управления ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

22.Скляренко, В.К., Прудников, В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

23.Технический справочник по обработке воды. В 2 томах. Том 1. Пер. с фр. СПб.: Новый журнал, 2007. - 490 с.

.Турчинов, А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития и практики.// Управлению персоналом. - 2007. -№ 4, С.9

25.Устав ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ". Утв. в новой редакции в 2010 году.


Приложение 1


Организационная структура ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"


Приложение 2


Система мотивацией и стимулированием труда ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

МатериальныеНематериальныеДенежные: Оплата труда работника: оклад; тариф; контрактная форма; Доплаты: за профессиональное мастерство; за тяжелые и вредные условия труда; за работу в праздничные и выходные дни; за работу в сверхурочное время; за руководство бригадой; премии; Зачисление в списки "золотого фонда рабочих";Социальные: Продвижение по профессиональной лестнице; Участие в управлении предприятием; Престижность труда; Возможность самосовершенствования, самореализации; Возможность для обучения; Выдвижение на общественную работу;Неденежные: Путевки в санаторно-курортные учреждения; Страхование от несчастных случаев; Доставка к месту работы и домой; Компенсация проезда в общественном транспорте; Награждение ценным подарком; Профилактическое медицинское обслуживание; Страхование от несчастных случаев; Кратко/долговременная нетрудоспособность; Компенсация ритуальных услуг;Моральные: Признание результатов труда; Присвоение почетного звания "заслуженный работник по профессии"; Занесение на аллею трудовой славы; Занесение в книгу Почета; Награждение Почетной грамотой; Награждение по результатам конкурсов.

Приложение 3


Обоснование обеспечения прогнозируемого объема на 2011-2013 гг. ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"

№ п/пПоказателиЕдиница измер.Отчет. Период 2009 год (факт)Утвержденные показатели 2010 годПлан на регулируемый период201120122013123456781Поднято воды, в т.ч.тыс.м378 204,677 771,572330,867993,764596,41.1из поверхностных водоисточников тыс.м31.2из подземных водоисточников тыс.м32Расход воды на коммунально-бытовые нужды тыс.м38 157,18 582,27984,77508,47135,43Получено воды со стороны тыс.м30,00,00,00,00,04Пропущено воды через водопроводные очистные сооружения тыс.м378 158,177 725,072284,267947,264549,85Подано воды в водопроводную сеть тыс.м370 047,569 189,364346,060485,357461,06Потери воды в водопроводных сетях тыс.м310 132,29 644,48969,38431,18009,5то же в % от воды, поданной в сеть %7Отпущено воды, всего, в т.ч. тыс.м359 915,359 544,955376,852054,249451,57.1Расход воды на нужды предприятиятыс.м30,00,00,00,00,07.2Отпущено воды другим водопроводамтыс.м30,00,00,00,00,07.3Товарной воды, в т.ч. тыс.м359 915,359 544,955376,852054,249451,57.3.1Населению тыс.м326 567,024 021,222339,720999,319949,47.3.2Бюджетным потребителям тыс.м31 836,31 800,01674,01573,61494,97.3.3Прочим потребителям тыс.м331 512,133 723,731363,129481,328007,28Товарная продукция с учетом инвестиционной надбавки (без НДС)тыс.руб.638 697,5698 461,8753821,3857396,4977431,99Расход электроэнергии тыс. кВт.ч/ год43 514,439 078,636344,734165,432458,310Удельная себестоимостьруб. за 1 м311Среднеотпускной тариф с уч. инвест. надбавки (без НДС)руб. за 1 м310,6611,7313,6116,4719,77

Приложение 4


Среднегодовые значения качества питьевой воды на выходе с водопроводной станции ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" за 2008-2010 гг.

Показатель Единицы измеренияНорматив СанПиН 2.1.4.1074-01 200820092010ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИЗапах при 20°C / 60°Cградусы2000Вкус и привкус при 20°Cградусы2000Цветностьградусы20776Мутность мг /дм31,50,40,30,5ОБОБЩЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИВодородный показатель (pH)ед. рН6,0-9,06,66,66,5Жесткость общаяммоль/дм37,00,840,770,75Щелочность мг/дм3не нормир.0,300,300,24Перманганатная окисляемость мг/дм35,03,23,43Нефтепродуктымг/дм30,10,020,020,02Поверхностно-активные вещества (ПАВ)мг/дм30,50,0130,0130,014НЕОРГАНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВАОстаточный хлор мг/дм30,8-1,2 (связ.)1,11,11,1Ионы аммониямг/дм32,0 (по азоту)0,120,090,08Фторидымг/дм31,50,150,150,15Медьмг/дм31,00,00270,020,0027Цинкмг/дм35,00,0040,0050,005Мышьякмг/дм30,050,00250,00250,0025Свинецмг/дм30,030,00090,00130,0017Никельмг/дм30,10,00070,00060,0009Кадмиймг/дм30,0010,000050,000050,00005Ртутьмг/дм30,00050,0000050,0000050,000005Хром мг/дм30,050,00050,00050,0005Селенмг/дм30,010,00250,00250,0025Стронциймг/дм37,00,0580,060,059Бормг/дм30,50,0110,0080,009Бариймг/дм30,10,0150,0150,015Берилиймг/дм30,00020,000050,000050,00005Марганец мг/дм30,10,00530,0040,003Алюминиймг/дм30,50,190,170,23Железомг/дм30,30,0320,0270,029Сульфатымг/дм3500272526Хлоридымг/дм33509,37,38,5Нитратымг/дм3451,21,151Нитритымг/дм330,250,250,25Четыреххлористый углеродмг/дм30,0060,000070,000090,00005Трихлорэтиленмг/дм30,050,000050,000050,00005ДДДмг/дм30,0020,000050,000050,00005ДДЕмг/дм30,000050,000050,00005ДДТмг/дм30,000050,000050,000052,4-Дмг/дм30,030,00150,00150,0015Фенолмг/дм30,0010,000050,000050,00005Бенз(альфа)пиренмг/дм30,0000050,00000050,00000050,0000005Бромдихлорметанмг/дм30,030,00080,000650,00096Дибромхлорметанмг/дм30,030,000050,000050,00005Гамма-гексахлорциклогексанмг/дм30,0020,000050,000050,00005Бромоформмг/дм30,10,000050,000050,00005Хлороформмг/дм30,20,010,010,01МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Термотолерантные колиформные бактерии КОЕ/100см3отсутствие000Общие колиформные бактерииКОЕ/100см3отсутствие000Общее микробное числоКОЕ/1см3не более 50000ПОКАЗАТЕЛИ РАДИОЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИОбщая a-активность Бк/л0,2<0,05<0,050,079 ± 0,040 Общая b- активностьБк/л1,0<0,2<0,2<0,2ПАТОГЕННАЯ МИКРОФЛОРАПоказатели патогенной микрофлоры Отсутствиене обнаруженоне обнаруженоне обнаружено

Приложение 5


Классификация установок водоподготовки


Теги: Анализ деятельности отдела экологии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"  Отчет по практике  Менеджмент
Просмотров: 47369
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ деятельности отдела экологии ЗАО "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"
Назад