Анализ деятельности ЗАО "Петровское"

Введение


В последнее время в Ивановской области стали активно развиваться розничные торговые сети: «Петроffский», «Магнит», «Высшая лига», «Как в Греции» и др. Часть из них является продовольственными магазинами самообслуживания, такие как «Магнит», «Высшая лига», «Петровское», «Оптовичок».

С 7 июля 2014 г. по 20 июля 2014 г. я проходила практику в ЗАО «Петровское».

ЗАО «Петровское» занимается розничной торговлей продовольственных товаров, товаров личной гигиены, чистяще-моющих средств, а так же строительных принадлежностей и имеет один универсам на ул. Красноармейская д. 5 и два минимаркета на ул. Чкаловская д. 9 и ул. Школьная д. 1. Магазин «Петровское» на ул. Красноармейская открылся в апреле 1993 года, в 2002 году открылся магазин на ул. Чкаловская, в 2010 году - на ул. Школьная. С августа 2009 года магазины «Петровское» стали магазинами самообслуживания.

ЗАО «Петровское» являются магазинами местного значения, т.е. располагаются в пределах пешеходной доступности и торгуют универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Производственная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех направлений. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации.

Основной целью производственной практики является практическое закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения. Основным результатом данной работы является отчет о прохождении практики.

Целью производственной практики являются следующие задачи:

. Закрепление всех теоретических знаний в области менеджмента;

. Приобретения практических навыков работы в сфере менеджмента;

. Изучения деятельности ЗАО «Петровское»;

. Сбор информационного материала для написания отчета по производственной практике.


1. Основная характеристика организации

торговля организация менеджмент

ЗАО «Петровское» - предприятие розничной торговли.

Организационно-правовая форма - Закрытое акционерное общество.

Полное наименование Общества - Закрытое акционерное общество «Петровское».

Краткое наименование Общества - ЗАО «Петровское».

Основной вид деятельности, согласно уставу Общества - розничная торговля продуктами питания, стирально-моющими средствами, товарами по уходу за домом, изделиями из мяса, табачной продукцией, прохладительными и алкогольными напитками, хлебобулочными изделиями, канцелярскими принадлежностями, средствами личной гигиены, а также товарами для детей.

Время работы магазинов : с 9.00 до 21.00.

Основным рынком сбыта являются жители п.Петровский и жители близлежащих населенных пунктов.

В торговых залах магазинов ЗАО «Петровское» 15 отделов:

Промтовары (бытовая химия+средства личной гигиены);

Табачные изделия;

Канцелярские принадлежности;

Напитки, соки, воды;

Рыба и полуфабрикаты, мясо, птица;

Бакалейный отдел (крупы);

Кондитерский отдел(+хлебобулочные изделия);

Отдел детских товаров(+детское питание);

Чай и кофе;

Отдел фруктов и овощей;

Колбасы и мясные изделия;

Отдел молочных продуктов;

Вино-водочная продукция;

Посуда;

Гастрономический отдел.

Отдельно расположен магазин строительных материалов (лакокрасочные покрытия, шурупы, гвозди, сантехника).

Деятельность ЗАО «Петровское» регулируется:

Гражданским кодексом РФ;

Налоговым кодексом РФ;

Трудовым кодексом РФ;

Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

Федеральном законом «О защите прав потребителей»;

Правилами торговли;

Уставом предприятия и другими нормативно-правовыми актами.

Руководитель предприятия - Бендицкая Галина Мефодиевна.

Размер уставного капитала - 192600 рублей.

Дата регистрации - 27 декабря 1993 года.

Персонал -88 человек.

Целью создания данной организации является, в первую очередь, получение прибыли. Так же к целям организации можно отнести: более полное насыщение рынка необходимыми товарами для удовлетворения спроса потребителей, а также создание рабочих мест.

.2. Структура и управление организацией

Организационная структура управления - форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий функционирования. Функция организации реализуется через административно-организационное управление.

Круг обязанностей, который выполняет каждый работник по своей должности, определяется должностными инструкциями. В организации имеются должностные инструкции на весь персонал.


Рис. 1 - Структура управления магазином


Штат работников организации

Штат работников можно представить в виде следующей таблицы:


Таблица 1

Наименование структурных подразделений и должностей (профессий)Количество штатных единицГенеральный директор1Заместитель генерального директора1Товаровед3Администратор магазина4Менеджер2Экономист2Главный бухгалтер1Старший кассир по сбору выручки6Продавец20Контролер торгового зала8Укладчик-упаковщик4Грузчик13Уборщик производственных помещений8Приемщик товаров2Дворник2Электромеханик1Слесарь-ремонтник1Слесарь по ремонту холодильников1Кондитер2Пекарь6

Методы продажи товаров покупателям

В универсаме применяется метод самообслуживания с элементами индивидуального обслуживания. В молочном, колбасном, рыбном, мясном отделах, а также на овощной линии торговля осуществляется через прилавок, т.е. покупатель выбирает товар, либо сообщает продавцу какое количество продукта ему необходимо. Продавец взвешивает выбранный товар, упаковывает его и маркирует ценником. В остальных линиях (молочной, кондитерской, хлебобулочной, консервной, канцелярской, вино-водочной, напитков, пива и соков) отбор товара производится покупателем самостоятельно со стеллажей или из холодильников (на молочной линии). Магазины «Петровское» представляют собой розничную торговую сеть. Торговая сеть обеспечивает возможность покупателям быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном и нужном количестве.

В магазинах покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Для удобства покупателей у входа в торговый зал есть камеры хранения, где он может оставить личные сумки. Основными операциями процесса продажи товаров являются: самостоятельный отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку.

Согласно исследованиям, около 80 процентов покупателей приходят в магазин, не ориентируясь на марку заранее, просто чтобы купить хороший товар. При этом покупатель тратит от 10 до 20 секунд на то, чтобы выбрать нужную марку из предлагаемого ассортимента. Поэтому, необходимо обеспечить потребителю быстрое и удобное нахождение товара на полке, он обратит внимание на грамотно представленный товар. Поэтому при оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей.

В наиболее выгодном положении находятся товары на уровне глаз и до третьей пуговицы на рубашке. На них размещают товар, приносящий наибольшую прибыль.

На самых нижних полках должны быть размещены продукты, которые покупают не импульсивно, а осознанно. Например, 5-литровые бутылки воды, покупатель, зная, где искать этот специфический товар, не поленится за ним наклониться.

Так как большинство покупателей обходит торговый зал с правого угла фасада и движется против часовой стрелки, правая стена от входа является идеальным местом для выкладки товаров, которые приобретают импульсивно.

Главными идеологическими принципами расположения товаров на полке (выкладки) являются:

) Обзор - товар должен быть обращен лицевой частью упаковки к покупателю. Место на стеллажах распределяется так, чтобы привлечь внимание посетителей магазина и обеспечить быструю раскупаемость товара и повысить эффективность каждой полки;

) Доступность - на верхней полке товары должны размещаться с учетом их доступности для покупателей. Необходимо заботиться о том, чтобы покупатель мог без затруднения снять товар оттуда. Это облегчает покупки, улучшает внутренний вид магазина, обеспечивает лучший обзор для персонала и затрудняет хищения;

) Опрятность - полки, на которых размещается товар, надо регулярно мыть или пылесосить;

) Соответствующий вид товаров переднего ряда - количество товаров переднего ряда зависит от объема их упаковки, спроса на эти товары и возможности быстрейшего пополнения стеллажного запаса;

) Заполненность полок - базовый принцип торговли по системе самообслуживания состоит в следующем - максимальные обороты можно делать только при полностью заполненных полках;

) Определенное место на полке - покупатели привыкают к тому, что нужный им товар всегда на определенном месте, поэтому всякие изменения должны контролироваться в рамках отдела и производиться по веским причинам.

Основное правило - выкладка должна быть насыщенной. На полке рядом должны находится 3-5 однотипных товаров одной марки, выставленные по горизонтали. Чтобы определить, какую часть торгового зала должны занимать товары той или иной группы, надо соотнести объем их продаж (за день, за неделю, за месяц) с общим объемом продаж магазина и полученный процент экстраполиуется на торговую площадь.

Существует еще немало других принципов и нюансов эффективного размещения и выкладки товаров, соблюдение которых создает не только привлекательный имидж магазина, но и позволяет управлять объемом его продаж и прибылью.


2. Характеристика системы менеджмента в организации


Менеджмент - самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определённых целей управления путём рационального использования экономических ресурсов.

Работа в организации ЗАО «Петровское» построена на коммуникабельности персонала и большинство проблем решаются прямо на нижнем уровне управления или, если на нижнем решение не возможно, на среднем. Но в последнее время происходит расширение организации. Руководителями было принято решение о расширении ассортиментных групп, о производстве новой продукции(выпечка и готовая продукция), в связи с этим высший уровень управления начал развитие принятия таких управленческих решений.

Функции менеджмента реализуются на среднем уровне управления организацией:

) Функция прогнозирования осуществляется благодаря наличию аналитических способностей у работников.

) Функция планирования - осуществляется на всех иерархических уровнях. Исходя из стратегических целей компании устанавливаются показатели деятельности для подразделений.

) Функция организации - осуществляется всеми подразделениями организации, однако, несколько затруднена вследствие несовершенства организационной структуры компании. Отсутствует точное взаимодействие подразделений, в связи, с чем тратится большое количество времени на передачу информации от одного подразделения к другому.

) Функция координации - осуществляется в организации, но недостаточно проработана, поскольку присутствует некоторая разобщенность между подразделениями, а также имеет место преобладание интересов отдельных подразделений над интересами организации.

) Информационная функция имеет как позитивную, так и негативную сторону в организации, поскольку с точки зрения технического обеспечения организация полностью оснащена современным оборудованием, программами, средствами связи. Однако, в связи с некоторыми недостатками организационной структуры предприятия, скорость передачи информации и эффективность от ее использования снижаются.

) Функция контроля в организации осуществляется на всех иерархических уровнях, поскольку на каждом уровне установлены планы для каждого подразделения и ключевые показатели эффективности, менеджеры могут отслеживать достижение поставленных целей и задач своими подразделениями.

) Функция анализа - реализуется благодаря информационно-техническому оснащению организации.

) Функция мотивации - довольно развита в организации. Всем сотрудникам предоставляется социальный пакет, предполагающий покрытие расходов на питание сотрудников, оплату мобильной связи в соответствии с функциональными обязанностями и должностным уровнем сотрудника, оплачиваемый ежегодный отпуск и прочие виды отпусков.

Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

В зависимости от целей деятельности фирмы он может быть авторитарным, демократическим, либеральным или смешанным.

В организации ЗАО «Петровское» используется смешанный стиль руководства, что позволяет наладить более доверительные отношения с генеральным директором. Большое внимание уделяется взаимоотношениям внутри коллектива, ведь дружеская обстановка благотворно влияет на работу всех специалистов. Проводятся кофе-брейки, мероприятия связанные с праздниками, совместные поездки на отдых (природа, дома отдыха).

ЗАО «Петровское» довольно давно существует на рынке и уже завоевало конкурентоспособные позиции. Фазу жизненного цикла, в которую вступила организация, можно охарактеризовать как фазу зрелости. Ей свойственен стабильный объем продаж и формализованный процесс принятия решений.


2.1 Функциональные обязанности менеджера


Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;

Оформление, получение лицензии, соответствующих разрешений и иных документов (сертификаты соответствия, гигиенические заключения) и представление их, либо части информации, содержащейся в этих документах для ознакомления покупателям;

Обеспечение наличия оборудования, инвентаря в соответствии с требованиями стандартов необходимых для сохранения качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи;

Организация, планирование и координирование деятельности предприятия розничной торговли;

Анализирование результатов продаж и качества обслуживания покупателей, разработка и проведение мероприятий по повышению качества торгового процесса;

Ведение переговоров, связанных с поставками, заказами и реализацией товаров.

Руководство работников предприятия розничной торговли.


3. Краткий анализ основных экономических показателей ЗАО «Петровское»


В таблице 2 представлены показатели торгово-экономической деятельности магазина за 2012 - 2013 гг.

Из таблицы видно, что в 2013 г. магазин значительно улучшил показатели всей деятельности. Так, видно, что товарооборот увеличился на 12,3%. Валовой доход увеличился почти в 6,5 раз, в связи с чем уровень валового дохода к товарообороту в 2012 г. составил 67,4%, что на 47,4% больше, чем в предыдущем году.

Более чем в 8 раз увеличилась прибыль от реализации товаров. Уровень рентабельности возрос на 37,6%, составив в 2013 г. 49,2%.

Сумма издержек обращения увеличилась на 86%, положительным моментом является снижение уровня издержек в процентах к обороту на 1,8%.

Внереализационные доходы снизились ровно на половину, одновременно в 3,5 раза возросли внереализационные расходы.


Таблица 2 - Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности магазина в 2012-2013 гг., тыс. руб.

Показатели2012 г.2013 г.Отклонение +/-2012/ 2013 гг., %Товарооборот, сумма3497,183988,64491,4612,32Валовой доход, сумма670,144350,83680,66649,2Издержки обращения, сумма1760,73280,71520186Прибыль от реализации товаров, сумма390,131802780,9813Уровень рентабельности, %11,649,237,6-Внереализационные доходы (прибыль)50,820,9-30,060Внереализационные расходы10,240,230,0350

Проанализировав данные экономические показатели можно сказать, что в 2013 г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по сравнению с 2012 гг. по показателям товарооборота, валового дохода, прибыли от реализации и чистой прибыли.

Основная причина увеличения показателей - увеличение торговых площадей и расширение ассортимента продукции.

Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. В магазине реализуется 17 групп товаров: мясные, хлебобулочные, кондитерские, плодовоовощные, табачные, рыбные, молочные, мясные, безалкогольные и алкогольные напитки, гастрономия, бакалея, канцелярия, детские товары и строительные принадлежности, промтовары и товары личной гигиены всего на общую сумму более 1500 наименования. Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота магазина в 2012-2013 гг. приходится на промтовары, на строительные принадлежности на напитки, соки и воды и на вино-водочную продукцию, их доля, соответственно, составила 12,58-14,38; 13,71-13,17; 12,6-9,44; 11,16-14,03.

Так же удельный вес некоторых групп продуктов уменьшился в 2013 году по сравнению с 2012 годом, так, например, товарооборот строительных принадлежностей снизился на 32,81%, молочной продукции - на 1,07%, напитков - на 3,16%.


Таблица 3 - Объем и структура розничного товарооборота магазина в 2012-2013 гг.

Наименования товаров2012 г.2013 г.2013/ 2012 гг.2013/ 2012гг.тыс. руб.удельный вес, %тыс. руб.удельный вес, %+/-.%Кондитерские190,045,43470,8913,46280,858,03Хлебобулочные170,54,87173,94,973,40,1Табачные310,38,87366,8710,4956,571,62Промтовары440,2112,58502,914,3862,691,8Строительные принадлежности479,713,71460,613,17-19,1-32,81Плодовоовощные150,64,3210,996,03160,391,73Молочные288,348,24250,977,17120,63-1,07Рыбные10,010,2840,31,1530,30,87Напитки, соки, воды440,912,6330,39,44-210,6-3,16Вино - водочные390,511,16490,9514,03100,452,87Мясные339,99,71367,8310,51-60,070,8Бакалея90,042,57102,642,93-50,50,36Детские товары58,61,6763,71,825,10,15Мясные и рыбные полуфабрикаты76,72,1983,92,397,20,2Канцелярия60,841,7371,92,0511,060,32Итого:3497,181003988,64100498,37-

Основная причина роста экономических показателей - увеличение торговой площади, расширение ассортимента.

Основными потребителями товаров, реализуемых в анализируемом магазине, являются покупатели, живущие недалеко от магазина. Объем их закупок разный, это зависит от имеющихся у них средств и составов семей.


Заключение


С 07 июля 20124 г. по 20 июля 2014 г. в ходе учебно-производственной практики в ЗАО «Петровское» мною была изучена структура организации, процессы приёма, закупки, хранения и транспортировки товара, а так же изучен учет и хранение документов, основные правила розничной торговли и нормативные документы, на основе которых она осуществляется. Я была ознакомлена с товарно-транспортными накладными, правилами их заполнения, с сертификатами и удостоверениями качества на продукцию, а также с другими нормативными документами. Так же мне был поручен процесс управления персоналом организации. Мною был получен практический опыт работы менеджера.


Теги: Анализ деятельности ЗАО "Петровское"  Отчет по практике  Менеджмент
Просмотров: 11187
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ деятельности ЗАО "Петровское"
Назад