Управленческие решения и их подготовка
Лекции 1-2
Тема 1: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ИХ ПОДГОТОВКА
Содержание
- Понятие управленческих решений.
- Классификация управленческих решений.
- Требования к управленческим решениям.
- Основные этапы подготовки и принятия решений.
- Организация выполнения решений.
1. Понятие управленческих решений
Действия по выработке, принятию и реализации управленческих решений составляют основу управленческого труда. Практически это своеобразная формула управляющего воздействия на управляемую систему, обязательный, кульминационный и наиболее ответственный период процесса управления.
В любой системе управления управленческие решения выполняют четыре главные функции:
- направляющую (они определяют цели и задачи развития системы);
- организующую (указывают формы, методы и средства достижения этих целей);
- координирующую (устанавливают согласованность в деятельности всех частей и звеньев системы);
- стимулирующую (определяют меры поощрения за выполнение поставленных задач).
Основные черты(свойства) управленческих решений:
- они вызываются сложившейся ситуацией в системе или новой проблемой;
- ограничены по сфере действия;
- принимаются руководителем или группой лиц в соответствии с их функциями, правами (полномочиями) и обязанностями;
- включают субъективные моменты;
- имеют свою форму воплощения (постановления, директивы, указания, распоряжения, приказы и т.д.);
- связаны с переработкой большого количества информации;
- могут приниматься в условиях неопределенности.
- Процесс выработки, принятия и реализации решения является творческим. Он требует квалифицированного труда, опыта, умения глубоко и всесторонне анализировать состояние дел, обобщать, выбирать наилучший вариант действий.
- Таким образом, подытоживая сказанное, можно дать следующее определение решению:
- управленческое решение есть комплексный организационно-правовой, социально-экономический, мыслительный и эмоционально-психологический акт, направленный на приведение управляемой системы в новое состояние в соответствии с поставленной целью и средствами ее достижения.
- 2. Классификация управленческих решений
- Управленческие решения разнообразны по форме и содержанию. Понимание их роли и места в процессе управления возможно лишь на основе их изучения, анализа и систематизации по основным классификационным признакам.
- В практике управления решения принято классифицировать:
- по уровню иерархии:
- - народнохозяйственные (государственные, межотраслевые);
- отраслевые (корпоративные);
- производственные;
- индивидуальные;
- по содержанию:
- политические;
- экономические;
- социальные;
- финансовые;
- организационные;
- технические;
- научные и т.д.;
- по направлению действия:
- внутренние;
- внешние;
- по масштабу действия:
- общие;
- частные (локальные);
- по продолжительности действия:
- долгосрочные (стратегические);
- текущие;
- краткосрочные;
- оперативные;
- по природе:
- единоличные;
- коллегиальные;
- коллективные;
- по обоснованности:
- принимаемые в условиях определенности;
- - « - - « - относительной определенности;
- - « - - « - неопределенности;
- - « - - « - риска;
- по форме выражения:
- устные;
- письменные;
- по повторяемости:
- стандартные;
- творческие (новые).
- 3. Требования к управленческим решениям
- Процесс формирования управленческого решения практически сводится к нахождению возможных вариантов достижения поставленных целей и выбору из них одного, наиболее предпочтительного в сложившихся условиях. Поиск такого варианта должен вестись не произвольно, а с учетом определенных требований, предъявляемых к решению. Важнейшими из этих требований являются:
- всесторонняя научная обоснованность решений, их соответствие правовым и нормативным актам;
- целесообразность;
- адресность и конкретность во времени;
- реальность задач и сроков выполнения;
- непротиворечивость отдельных положений и сторон решения;
- согласованность с ранее принятыми решениями;
- соответствие правам и полномочиям лиц, принимающих и выполняющих решение;
- своевременность принятия решения, учет требований времени, конкретных исторических условий, уровня развития управляемой системы;
- перспективность решений;
- экономичность и оптимальность решений;
- учет вариантности проблем и задач управления;
- простота, строгость и ясность форм выражения, логичность и лаконичность решения;
- контролируемость решения.
- Качественным может считаться только такое решение, которое отвечает всем перечисленным требованиям.
- 4. Основные этапы подготовки и принятия решений
- Подготовка и принятие управленческого решения - сложный процесс, состоящий из нескольких стадий (этапов). Их содержание определяется сложностью ситуации, в которой принимается решение, умения и опыта руководителя, объективностью и полнотой информации по рассматриваемой проблеме, характером и видом самих решений и т.п.
- В общем случае формирование решения проходит следующие стадии:
- учет, контроль и анализ развития управляемой системы;
- определение возникшей проблемы или ситуации;
- формирование цели решения проблемы;
- сбор и анализ необходимой информации (нормативной, правовой, директивной, технико-экономической и т.д.) по рассматриваемой проблеме или ситуации;
- определение критериев оценки результатов управленческого решения и последствий от него;
- обоснование необходимости и возможности принятия решения по данной проблеме;
- моделирование проблемы или ситуации, прогнозирование результатов управленческого решения;
- разработка вариантов решения;
- оценка вариантов и выбор наиболее эффективных из них с т.з. соответствия поставленным целям и имеющимся возможностям;
- принятие решения и его оформление;
- организация исполнения решения;
- контроль исполнения;
- проверка на фактическую эффективность решения и оценка необходимости пересмотра исходных положений (пунктов) процесса принятия решения.
Схематично процесс формирования решения представлен на следующем рисунке:
Рис. 1. Процесс формирования управленческого решения.
Как видим, формирование решения - итеративно-циклический процесс, в котором каждый цикл состоит из нескольких последовательных шагов.
Реализовать функцию принятия решения требуется тогда, когда должны быть удовлетворены какие-то потребности или имеется задача, ожидающая своего решения. Как правило, существуют несколько вариантов решения. Варианты - это различные стратегии, при помощи которых могут быть реализованы различные стремления. Каждый вариант ведет к одному или нескольким заранее известным результатам. Лица, принимающие решение, обычно обладают определенным уровнем знаний и опытом, которые помогают им рассматривать и анализировать имеющиеся варианты. До того как будет осуществлен выбор варианта и соответствующих результатов, каждый возможный результат должен быть оценен исходя из степени его полезности для реализации имеющихся устремлений. Оценка результатов проводится в соответствии с определенным критерием, формулировка которого вводится в модель принятия решения. Процесс выбора состоит в выделении наилучшего варианта. Реализация его приводит к результатам, которые должны в определенной степени удовлетворять начальные потребности. Чтобы оценить эту степень проводится новый цикл. Сравнение ожидавшихся и достигнутых результатов может повлечь модификацию исходной задачи управления и осуществление нового цикла.
Для обоснования и выработки управленческих решений в сфере экономики могут использоваться различные методы: экономико-математическое моделирование, технико-экономические расчеты, социологические исследования и др. В условиях неопределенности, высокой сложности и отсутствия возможности точно и строго определить сложившуюся ситуацию в управляемой системе активно используются методы экспертных оценок.
5. Организация выполнения решения
управленческий решение организационный цель
Она предусматривает:
- составление организационного плана реализации решения, включая:
- расчленение всего объема работ на составные части;
- определение исполнителей с учетом их квалификации, компетенции, организационных способностей и др.;
- установление сроков окончания каждого вида работ и их комплекса в целом;
- обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленных целей.
- доведение плана до исполнителей, в т.ч.:
- проведение руководителем организационно-делового совещания;
- ознакомление исполнителей с конкретными задачами принятого решения;
- определение роли каждого исполнителя и его ответственности за результаты.
- проведение разъяснительной работы в коллективе;
- организация обучения новым методам работы или работе в новых условиях, если предстоит выполнение новых задач (проведение семинаров, курсов переподготовки или повышения квалификации и т.п.).
- организация постоянного контроля за ходом выполнения решения в целях своевременного выявления отклонений от заданной программы и внесения коррективов в решение, предполагая:
- создание групп контроля;
- разработку положения о контроле;
- определение средств контроля.
Иногда при этом используют так называемый коэффициент исполнительности:
Ки = 1 - ( Мн + 0.05*Доп )/Мк ,
где:
Мн - количество мероприятий, не выполненных в установленный срок;
Мк - количество мероприятий, стоящих на контроле;
Доп - сумма дней опоздания.
- подведение итогов работы по реализации принятого решения.
Непременным правилом для руководителя является следующее:
каждое новое решение по одному и тому же вопросу должно приниматься только после выполнения прошлых решений или при возникновении новых ситуаций (обстоятельств).