Управленческие решения и их подготовка


Лекции 1-2

Тема 1: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ИХ ПОДГОТОВКА

Содержание


  1. Понятие управленческих решений.
  2. Классификация управленческих решений.
  3. Требования к управленческим решениям.
  4. Основные этапы подготовки и принятия решений.
  5. Организация выполнения решений.

1. Понятие управленческих решений


Действия по выработке, принятию и реализации управленческих решений составляют основу управленческого труда. Практически это своеобразная формула управляющего воздействия на управляемую систему, обязательный, кульминационный и наиболее ответственный период процесса управления.

В любой системе управления управленческие решения выполняют четыре главные функции:

  1. направляющую (они определяют цели и задачи развития системы);
  2. организующую (указывают формы, методы и средства достижения этих целей);
  3. координирующую (устанавливают согласованность в деятельности всех частей и звеньев системы);
  4. стимулирующую (определяют меры поощрения за выполнение поставленных задач).

Основные черты(свойства) управленческих решений:

  • они вызываются сложившейся ситуацией в системе или новой проблемой;
  • ограничены по сфере действия;
  • принимаются руководителем или группой лиц в соответствии с их функциями, правами (полномочиями) и обязанностями;
  • включают субъективные моменты;
  • имеют свою форму воплощения (постановления, директивы, указания, распоряжения, приказы и т.д.);
  • связаны с переработкой большого количества информации;
  • могут приниматься в условиях неопределенности.
  • Процесс выработки, принятия и реализации решения является творческим. Он требует квалифицированного труда, опыта, умения глубоко и всесторонне анализировать состояние дел, обобщать, выбирать наилучший вариант действий.
  • Таким образом, подытоживая сказанное, можно дать следующее определение решению:
  • управленческое решение есть комплексный организационно-правовой, социально-экономический, мыслительный и эмоционально-психологический акт, направленный на приведение управляемой системы в новое состояние в соответствии с поставленной целью и средствами ее достижения.
  • 2. Классификация управленческих решений
  • Управленческие решения разнообразны по форме и содержанию. Понимание их роли и места в процессе управления возможно лишь на основе их изучения, анализа и систематизации по основным классификационным признакам.
  • В практике управления решения принято классифицировать:
  • по уровню иерархии:
  • - народнохозяйственные (государственные, межотраслевые);
  • отраслевые (корпоративные);
  • производственные;
  • индивидуальные;
  • по содержанию:
  • политические;
  • экономические;
  • социальные;
  • финансовые;
  • организационные;
  • технические;
  • научные и т.д.;
  • по направлению действия:
  • внутренние;
  • внешние;
  • по масштабу действия:
  • общие;
  • частные (локальные);
  • по продолжительности действия:
  • долгосрочные (стратегические);
  • текущие;
  • краткосрочные;
  • оперативные;
  • по природе:
  • единоличные;
  • коллегиальные;
  • коллективные;
  • по обоснованности:
  • принимаемые в условиях определенности;
  • - « - - « - относительной определенности;
  • - « - - « - неопределенности;
  • - « - - « - риска;
  • по форме выражения:
  • устные;
  • письменные;
  • по повторяемости:
  • стандартные;
  • творческие (новые).
  • 3. Требования к управленческим решениям
  • Процесс формирования управленческого решения практически сводится к нахождению возможных вариантов достижения поставленных целей и выбору из них одного, наиболее предпочтительного в сложившихся условиях. Поиск такого варианта должен вестись не произвольно, а с учетом определенных требований, предъявляемых к решению. Важнейшими из этих требований являются:
  • всесторонняя научная обоснованность решений, их соответствие правовым и нормативным актам;
  • целесообразность;
  • адресность и конкретность во времени;
  • реальность задач и сроков выполнения;
  • непротиворечивость отдельных положений и сторон решения;
  • согласованность с ранее принятыми решениями;
  • соответствие правам и полномочиям лиц, принимающих и выполняющих решение;
  • своевременность принятия решения, учет требований времени, конкретных исторических условий, уровня развития управляемой системы;
  • перспективность решений;
  • экономичность и оптимальность решений;
  • учет вариантности проблем и задач управления;
  • простота, строгость и ясность форм выражения, логичность и лаконичность решения;
  • контролируемость решения.
  • Качественным может считаться только такое решение, которое отвечает всем перечисленным требованиям.
  • 4. Основные этапы подготовки и принятия решений
  • Подготовка и принятие управленческого решения - сложный процесс, состоящий из нескольких стадий (этапов). Их содержание определяется сложностью ситуации, в которой принимается решение, умения и опыта руководителя, объективностью и полнотой информации по рассматриваемой проблеме, характером и видом самих решений и т.п.
  • В общем случае формирование решения проходит следующие стадии:
  • учет, контроль и анализ развития управляемой системы;
  • определение возникшей проблемы или ситуации;
  • формирование цели решения проблемы;
  • сбор и анализ необходимой информации (нормативной, правовой, директивной, технико-экономической и т.д.) по рассматриваемой проблеме или ситуации;
  • определение критериев оценки результатов управленческого решения и последствий от него;
  • обоснование необходимости и возможности принятия решения по данной проблеме;
  • моделирование проблемы или ситуации, прогнозирование результатов управленческого решения;
  • разработка вариантов решения;
  • оценка вариантов и выбор наиболее эффективных из них с т.з. соответствия поставленным целям и имеющимся возможностям;
  • принятие решения и его оформление;
  • организация исполнения решения;
  • контроль исполнения;
  • проверка на фактическую эффективность решения и оценка необходимости пересмотра исходных положений (пунктов) процесса принятия решения.

Схематично процесс формирования решения представлен на следующем рисунке:


Рис. 1. Процесс формирования управленческого решения.

Как видим, формирование решения - итеративно-циклический процесс, в котором каждый цикл состоит из нескольких последовательных шагов.

Реализовать функцию принятия решения требуется тогда, когда должны быть удовлетворены какие-то потребности или имеется задача, ожидающая своего решения. Как правило, существуют несколько вариантов решения. Варианты - это различные стратегии, при помощи которых могут быть реализованы различные стремления. Каждый вариант ведет к одному или нескольким заранее известным результатам. Лица, принимающие решение, обычно обладают определенным уровнем знаний и опытом, которые помогают им рассматривать и анализировать имеющиеся варианты. До того как будет осуществлен выбор варианта и соответствующих результатов, каждый возможный результат должен быть оценен исходя из степени его полезности для реализации имеющихся устремлений. Оценка результатов проводится в соответствии с определенным критерием, формулировка которого вводится в модель принятия решения. Процесс выбора состоит в выделении наилучшего варианта. Реализация его приводит к результатам, которые должны в определенной степени удовлетворять начальные потребности. Чтобы оценить эту степень проводится новый цикл. Сравнение ожидавшихся и достигнутых результатов может повлечь модификацию исходной задачи управления и осуществление нового цикла.

Для обоснования и выработки управленческих решений в сфере экономики могут использоваться различные методы: экономико-математическое моделирование, технико-экономические расчеты, социологические исследования и др. В условиях неопределенности, высокой сложности и отсутствия возможности точно и строго определить сложившуюся ситуацию в управляемой системе активно используются методы экспертных оценок.

5. Организация выполнения решения

управленческий решение организационный цель

Она предусматривает:

  1. составление организационного плана реализации решения, включая:
  2. расчленение всего объема работ на составные части;
  3. определение исполнителей с учетом их квалификации, компетенции, организационных способностей и др.;
  4. установление сроков окончания каждого вида работ и их комплекса в целом;
  5. обеспечение ресурсами, необходимыми для достижения поставленных целей.
  6. доведение плана до исполнителей, в т.ч.:

- проведение руководителем организационно-делового совещания;

  • ознакомление исполнителей с конкретными задачами принятого решения;
  • определение роли каждого исполнителя и его ответственности за результаты.
  • проведение разъяснительной работы в коллективе;
  • организация обучения новым методам работы или работе в новых условиях, если предстоит выполнение новых задач (проведение семинаров, курсов переподготовки или повышения квалификации и т.п.).
  • организация постоянного контроля за ходом выполнения решения в целях своевременного выявления отклонений от заданной программы и внесения коррективов в решение, предполагая:
  • создание групп контроля;
  • разработку положения о контроле;
  • определение средств контроля.

Иногда при этом используют так называемый коэффициент исполнительности:

Ки = 1 - ( Мн + 0.05*Доп )/Мк ,


где:

Мн - количество мероприятий, не выполненных в установленный срок;

Мк - количество мероприятий, стоящих на контроле;

Доп - сумма дней опоздания.

  1. подведение итогов работы по реализации принятого решения.

Непременным правилом для руководителя является следующее:

каждое новое решение по одному и тому же вопросу должно приниматься только после выполнения прошлых решений или при возникновении новых ситуаций (обстоятельств).


Теги: Управленческие решения и их подготовка  Лекция  Менеджмент
Просмотров: 27088
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Управленческие решения и их подготовка
Назад