Характеристика предприятия ОАО "Витязь"

1. Краткая характеристика предприятия


Открытое акционерное общество «Витязь» создано приказом МРП СССР от 3.03.1976 года №76.

Расположено в Юго-Восточном промышленном узле города Витебска, адрес: 210605 ул., П. Бровки, 13а. Общая площадь 250921 кв. м, в том числе производственная площадь 112046 кв. м.

ОАО «Витязь» является крупным градообразующим, многопрофильным предприятием с численностью работающих в основном производстве, товаропроводящей сети и сервисном обслуживании более 4000 человек. Предприятие работает по организационной структуре, отличной от других предприятий с созданием восьми структурных хозрасчетных подразделений, не являющихся юридическими лицами (с целью усиления управляемости), но с открытием текущих счетов в банках, делегированием полномочий по уплате налогов и отчетностью перед предприятием за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

В настоящее время предприятие специализируется по разработке и изготовлению:

цветных телевизоров 7 поколения с диагональю кинескопа от 37 до 72 см;

цветных телевизорах на жидкокристаллических панелях;

систем спутникового телевидения;

медицинской техники в виде производства различных приборов;

бытовой аппаратуры и другой техники;

мебели корпусной и из цельной древесины;

спецтехнологического оборудования и оснастки;

строительной продукции, строительстве жилья;

пожарной техники.

Способно удовлетворить, при заключении договоров, потребность Министерств и ведомств республики в противопожарной технике.

Вырабатывает теплоэнергию, 89%, которой идет на отопление жилого фонда города. Завод обеспечивает теплом и горячей водой 1/3 часть городского населения, вырабатывает электроэнергию для собственных нужд и для реализации на сторону.

В тепличном хозяйстве предприятия выращивают овощи. Хозяйство является рентабельным.

Рост объемов производства за 2008 год составил 108,8%, по производству товаров народного потребления 108,5%, уровень рентабельности реализованной продукции 0,6%, уровень материалоемкости (-) 21,9%, удельный вес новой продукции 43%. Темп роста экспорта в 2008 году составил 103,8%.

Результаты деятельности предприятия, реализация плана диверсификации производства с учетом конъюнктуры мирового рынка бытовой техники показали улучшение качественных показателей и главное - все это позволило работать предприятию без предоставления государственных субсидий.

За два года проведено техническое переоснащение предприятия, в него вложено свыше 5 млн. долларов США

Процесс изготовления продукции в ОАО «Витязь» включает все стадии производственного цикла, от разработки конструкторско-технологической документации до выпуска готовых изделий. Структурными подразделениями и цехами на основании собственных разработок изготавливается продукция от оснастки, корпусов, печатных плат, жгутов, моточных изделий, селекторов каналов, пультов дистанционного управления до выпуска готовых телевизоров.

Закон рынка - это непрерывное обновление дизайнов моделей телевизоров и улучшение, расширение потребительских характеристик выпускаемой продукции.

Разработка продукции выполняется силами конструкторского подразделения, начиная от дизайна. Технологическая оснастка (пресс-формы, штампы) проектируются и изготавливаются на «Витязе». Это дает возможность максимально снизить себестоимость, применяя материалы по минимальным ценам.

Несмотря на сложности рынка, основной стратегией предприятия по-прежнему остается производство различных видов телевизоров по полному технологическому циклу.

При производстве телевизоров применяются все производимые в РБ материалы и комплектующие: электронные компоненты (микросхемы, транзисторы, диоды), провода, упаковка, бумага, химические элементы (кислоты, растворители и др.)

Одним из способов закрепления своих позиций на рынке является умелое сочетание производства основной продукции - телевизоров с производством другой радиоэлектронной бытовой и прочей техникой.

Следуя мировым тенденциям развития телевизионной отрасли, считаем необходимым: развивать и наращивать объемы производства цифровых телевизоров.

В течение последнего десятилетия наблюдается устойчивая тенденция роста производства и продаж мониторов и телевизоров, построенных на жидкокристаллических (ЖК) панелях. Одновременно многие ведущие фирмы (такие как SHARP, TOSHIBA, PHILIPS) сокращают производство кинескопов, предполагая постепенное вытеснение их ЖК панелями. Это обусловлено целым рядом преимуществ ЖК телевизоров. В первую очередь это малые габариты и масса, низкая потребляемая мощность, повышенная яркость и контрастность, высокая разрешающая способность. ЖК панели не чувствительны к внешним магнитным полям (не требуют системы размагничивания), у них полностью отсутствует рентгеновское излучение, меньше критическая частота мерцания (меньше утомляют зрение). По мере совершенствования технологии изготовления преодолеваются органически присущие ЖК панелям недостатки (малый угол обзора, большое время отклика, узкий диапазон рабочих температур). В современных ЖК панелях эти параметры сравнимы с соответствующими характеристиками кинескопов.

Руководство предприятия взяло стратегию на сокращение издержек и увеличение прибыли.

Целью проекта ОАО «Витязь» на 2010 год являлись:

темп роста продукции промышленности102%

темп роста ТНП102%

темп роста экспорта102%

темп роста валютных поступлений102%

рентабельность реализованной продукции1,5%

снижение уровня материалоемкости-1%

показатель по энергосбережению-8%

инвестиции в основной капитал, млн. руб.6500

соотношение темпов роста выручки от реализации продукции и темпов роста объемов производства 103%

В сложившейся рыночной ситуации такое предприятие как ОАО «Витязь» - лидер телевизионного производства Беларуси, которое имеет доказанную практикой стратегию и известную репутацию, обязано:

продолжить наступательную политику в развитии сложной электронно-бытовой техники;

сохранить и закрепить имеющиеся позиции;

активно противодействовать конкурентам на всех направлениях рынка.

В работе приведен анализ финансовых результатов предприятия за 2009-2010 гг. Технико-экономические показатели деятельности ОАО «Витязь» приведены в таблице 1. Проанализируем количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия за 2 года.


Таблица 1 - Технико-экономические показатели деятельности ОАО «Витязь» за 2009-2010 гг.

Показатели2009 г.2010 г.Темп роста, %1235Товарная продукция: - в действующих ценах, млн. руб. - в сопоставимых ценах, млн. руб. 152486 152737 181008 172736 118,7 113,1Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.184685216365117,2Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млн. руб.168150210032124,8Затраты на рубль реализованной продукции, руб.98,6499,6101Среднемесячная зарплата одного работника, тыс. руб.592845724785122,3Производительность труда на одного работника, тыс. руб.4490455615121,7Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн. руб.-5273-20245-384Прибыль (убыток) отчетного периода, млн. руб.-532930-3027705-568,1Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.281776732307767989109,2Рентабельность реализованной продукции, %-2,7-7,8- 288,8

Проанализировав технико-экономические показатели можно сделать выводы, что: за отчетный год темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах 2010 года составил 113,1% при задании 115%. Темп роста объемов производства товаров народного потребления за 2010 год составил 108,7% при задании 115%.

Задание по темпам роста объемов производства и темпу роста товаров народного потребления не выполнено.

Причиной невыполнения задания является острая нехватка оборотных средств, а также отсутствие возможности заместить недостающие оборотные средства за счет кредитов банков из-за отсутствия залогов.

Выручка от реализации товаров 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 31680 млн. руб. Темп роста выручки от реализации составляет 117,2%.

Себестоимость реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 24,8%. То есть, темп роста себестоимости за анализируемый период увеличивался.

Затраты на рубль реализованной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 0,96 млн. руб. или на 101%.

Среднемесячная зарплата одного работника на 2009 г. составляла 592845 млн. руб., а к 2010 она увеличилась до 724785 млн. руб. Темп роста в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 122,3%.

За 2010 год получен убыток от реализации продукции и услуг в сумме минус 18336 млн. руб. и рентабельность реализованной продукции составила минус 7,8%.

Снижение рентабельности в 2010 году произошло по следующим причинам:

роста цен на энергоносители. В текущем году выросли тарифы на электроэнергию - на 22%, теплоэнергию - на 15%, топливо 26,3%;

- в связи с ростом цен на энергоносители произошел рост материальных затрат на сырье, ПКИ и транспортно-заготовительные расходы.

огромные процентные ставки на обслуживание кредитов.

увеличение заработной платы работающих с целью выполнения.

доведенного задания и др.


. Организация управления персоналом предприятия


В ОАО «Витязь» совершенствование организации труда и заработной платы производится на основе внедрения прогрессивных форм оплаты труда, повышения качества нормирования труда, усиления зависимости величины доплат и надбавок от конкретных результатов труда.

Основными принципами организации нормирования труда и оплаты труда являются:

. Расширение сферы нормирования труда, обеспечивающее измерение и оценку трудовых затрат при всех видах деятельности и разновидностях выполняемых работ в пределах оптимальной интенсивности и нормальных условий труда.

. Совершенствование оперативно-производственного планирования, углубление хозрасчета и повышение ответственности структурных подразделений в эффективности труда.

. Обеспечение взаимосвязи системы материального стимулирования работников в повышении качества продукции, достижении высоких конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом на основе учета и поощрения трудового вклада каждого подразделения и отдельных работников.

. Усиление заинтересованности работников предприятия в общих результатах деятельности, повышение ответственности за упущения в работе, нарушения трудовой и производственной дисциплины.

Обеспечение высоких темпов роста производительности труда, рациональное использование трудовых ресурсов, повышение стимулирующей роли заработной платы относятся к основным задачам повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Повышение производительности труда.

Производительность труда подразумевает эффективное использование всех видов ресурсов: энергетических, материальных, труда и прочих. Повышение производительности труда оптимизирует весь комплекс результатов финансово-хозяйственной деятельности - увеличение объемов производства продукции и расширение ее номенклатуры, снижение затрат, повышение конкурентоспособности продукции, рост прибыли, увеличение заработной платы и другие. На предприятии повышение производительности труда проявляется в виде:

увеличения объема продукции, создаваемой в единицу времени при неизменном ее качестве;

повышения качества продукции при неизменном объеме, создаваемом в единицу времени;

сокращения затрат труда на единицу производимой продукции;

уменьшения доли затрат труда в себестоимости продукции, сокращения времени производства и обращения товаров;

увеличение массы и нормы прибыли.

Фонд заработной платы.

В системе анализа хозяйственной деятельности предприятия важное место занимают использование средств на оплату труда, структура заработной платы, эффективность применения систем материального и морального воздействия на конечные результаты труда, выявление непроизводительных выплат и разработка конкретных организационно-технических мероприятий на их устранение.

Доля выплат, относящихся на себестоимость продукции, составила в 2008 году 96,2%, выплаты из прибыли, включаемые в фонд заработной платы, составили 3,8%.

Фонд оплаты труда по предприятию в 2010 году составит 24930 млн. руб.

ФЗП, включаемый в себестоимость 2010 года составит 22020 млн. рублей. Выплаты из прибыли, включаемые в фонд заработной платы промышленно-производственного персонала, составят 950 млн. рублей.

Среднемесячная заработная плата одного работающего за 2010 год увеличится на 2% и составит 622 тыс. рублей, среднемесячная заработная плата промышленно-производственного персонала достигнет 632 тыс. рублей.


Таблица 2. Характеристика кадрового состава предприятия на 2010 год

ПоказательОтчетный годКоличество работников3687Имеют высшее образование96Имеют средне-специальное образование725Распределение работников по полу: мужчины женщины1415 чел. 1959 челДоля лиц старше трудоспособного возраста, %4,24Показатели текучести кадров: принято за год уволено за год326 701

Всего работает на предприятии 3687 человек, в т.ч. женщин -1959 человек (53,1%). 1440 человек (39,1%) старше 50 лет. В объединении трудится 517 пенсионеров, в т. ч. 424 человек достигших пенсионного возраста и имеющих право на пенсию.

Рабочие кадры составили 2730 человек (74% от общего числа работающих), из них 96 человек имеют высшее (3,5%) и 725 человек среднее специальное образование (26,5%). Остальные окончили профессионально - технические училища или подготовлены на рабочем месте. В 2010 году повысили квалификацию по всем формам обучения 578 человек.

Руководящие работники, специалисты и служащие составили 957 человек (26%) в т. ч. руководители -331 (9,0%), специалисты -604 (16,4%), служащих -22 (0,6%) человек. Высшее образование из числа руководителей и специалистов имеют 66,4%, 29,6% - среднее специальное, 2,0% - профессиональное образование, среднее - 2,0%. В 2010 году повысили квалификацию 30 руководителей и специалистов.

В 2010 году на завод принят 31 молодой специалист по направлению института, выпускников техникумов -18 человека, 49 человек после окончания профессионально - технических училищ. Всего 98 молодых специалистов.

В 2010 году обновлен резерв кадров номенклатуры руководителя предприятия, а также резерв на должности, включенные в кадровый реестр Министерства и резерв на руководящие должности, включенные в кадровый реестр Главы Государства Республики Беларусь с учетом требований Указа №354.


3. Организация и управление информационными потоками на предприятии


Существенным фактором, влияющим на размер рыночной доли предприятия, является его деятельность в сфере коммуникаций, включающая в себя рекламные кампании и плановые рекламные мероприятия. В 2010 году построение коммуникаций с потребителем продукции осуществлялось по следующим направлениям:

.На основных рынках сбыта - основной целью является информирование целевой аудитории (потребителей и оптовых покупателей) о новой продукции предприятия, её потребительских характеристиках. Мотивация к покупке именно наших товаров, регулярное напоминание о них, необходимого для стимулирования дополнительного спроса и реализации по приоритетным для предприятия регионам. Вспомогательная цель - сглаживание сезонных колебаний спроса для обеспечения бесперебойной работы производства. Необходимость в грамотной рекламе в настоящее время все возрастает в связи с ужесточением конкуренции на рынке.

.На перспективных рынках - целью является информирование целевой аудитории (потребителей и оптовых покупателей) о продукции предприятия, её потребительских характеристиках, конкурентных преимуществах.

Вырваться вперед можно, только отбирая и отвоевывая пядь за пядью у конкурентов. В условиях растущей конкуренции требуется не только умение снижать цены, создавать уникальное торговое предложение, но и раскручивать этот шаг.

ОАО «ВИТЯЗЬ» использует для построения ИМК и продвижения продукции следующие рекламные носители:

·Региональные и центральные каналы радио и телевидения.

·Газеты, журналы.

·Сеть Интернет, продвижение продукции предприятия как через собственный сайт www.vityas.com, так и через другие системы (например, статьи новостных сайтах Интерфакс, Белта).

·Наружная щитовая реклама - размещение баннеров, лайтбоксов, постеров, биллбордов в различных городах для раскрутки бренда «Витязь».

·Участие в выставках позволяет повысить престиж и узнаваемость бренда «Витязь».

·Печатная продукция - проспекты, каталоги, календари различных форматов, плакаты, буклеты, листовки и другие печатные носители.

·Реклама на местах продаж.


Таблица 3. Бюджет на рекламу в 2010 году

№ п/пСтатьи затратСумма, тыс. долл. США1.Поддержка продаж в РБ, в т.ч. по направлениям:415,002.Выставочная деятельность, в т.ч. по направлениям:130,00телевизоры+бытовая техника75,00медицинская техника40,00пожарная техника15,003.Интернет, поддержка продаж12,00в т.ч. реклама в интернете, размещение статей и баннеров12,004.Поддержка дилеров и развитие товаропроводящей сети, в т.ч.160,00РФ140,00Украина, прочее20,005.Медицинская техника, продвижение товаров на рынок РБ и развитие уровня продаж100,006.Печатная продукция39,007.Сувенирная продукция26,508.BTL (непредвиденные расходы)17,50Итого затрат на рекламу900,00Исходя из данной таблице видно, что затраты на рекламу в 2010 г. составили 900 тыс. долл., где наибольший удельный вес занимает поддержка продаж в РБ (415 тыс. долл.), а наименьший - Интернет, поддержка продаж (12 тыс. долл.).


4. Управление товарной политикой предприятия


С целью повышения качества и надежности продукции на ОАО «Витязь» разработан План мероприятий по повышению качества продукции. В 2010 году во исполнение плана мероприятий по повышению качества продукции приобретен прибор для химико-физической лаборатории для определения твердости лакокрасочных покрытий на сумму 11363480 руб.

В составе предприятия имеется государственный испытательный сертифицированный центр «Витязь» (ГИСЦ «Витязь»). ГИСЦ «Витязь» аккредитован Госстандартом РБ на право проведения испытаний широкой номенклатуры изделий по показателям безопасности электромагнитной совместимости и функциональным параметрам. ГИСЦ «Витязь» проводит приемочные, квалификационные, сертификационные и другие виды испытаний радиоэлектронной аппаратуры, бытовой электромеханической техники, ручного электроинструмента, медицинской техники, мебели. ГИСЦ «Витязь» проводит испытания продукции предприятия и оказывает услуги в проведении испытаний для сторонних заказчиков в рамках области аккредитация.

Удельный вес сертифицированной продукции в объеме производства составил 62,7% и продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия - 100%.

В отчетном году уровень предторгового ремонта по Республике Беларусь уменьшился на 8,7% и составил 3,35% Уровень гарантийного ремонта уменьшился на 5,7% и составил 0,66%. Удельный вес потерь от брака в себестоимости составил 0,12%, что не превышает уровень 2009 года.

Таблица 4. Потери от брака, затраты на гарантийный ремонт

Наименование показателяВеличина показателя2010 г.2009 г.1. Потери от брака (в% к себестоимости произведенной продукции)0,120,122. Затраты на гарантийных ремонт изделий (в% к себестоимости произведенной продукции)1,11,45

Затраты по гарантийному ремонту в 2010 году составили 2165,0 млн. руб. или 1,1% в общих затратах.

Система менеджмента качества проектирования, производства и обслуживания телевизоров «Витязь» внедрена и сертифицирована на соответствие СТБ ISО 9001-2009. Сертификат №BY/11205.01.002 0019.

Предприятие стремится охватить всю территорию республики таким образом, чтобы из любого даже небольшого населенного пункта была возможность обратиться в мастерскую и получить реальную помощь в виде выезда мастера на дом или ремонта в сервисном центре, когда телевизор забирают из дома с последующей доставкой. В части населенных пунктов уже так и работают, где-то это станет возможным на стадии более поздней - и ремонтные службы, неся затраты в том числе и транспортные, вынуждены их планировать. В 2010 году сервисное обслуживание телевизоров «Витязь» осуществляли 187 сервисных центров, это одна из наиболее весомых составляющих конкурентоспособности - возможность получить качественное сервисное обслуживание - работает на укрепление имиджа ОАО «Витязь».

В настоящее время сервисное обслуживание осуществляется:

  • по Беларуси 50 организациями в том числе: 23 частными предпринимателями, 11 сторонними организациям, 16 филиалами;
  • по России - 104 сервисными организациями;
  • по Украине - 31 сервисными организациями;
  • по Молдове - 1 сервисной организацией;
  • по Кыргызстану - 1 сервисной организацией.

5. Организация и управление сбытом продукции на предприятии


В настоящее время перед ОАО «Витязь» стоит острая необходимость расширения рынков сбыта и увеличения объемов продаж. Данная тенденция актуальна как для производства основной продукции - телевизоры, так и для производства альтернативной продукции, особенно бытовой и медицинской техники. В связи с этим закономерно развитие товаропроводящей сети по двум направлениям:

Основными рынками сбыта техники являются отечественный рынок и рынки России и Украины, на которых реализуется основная часть производимой продукции.

В розничной торговой сети Республики Беларусь широко представлена продукция, произведенная на ОАО «Витязь», основную долю которой занимает телевизионная техника, а также DVD-проигрыватели, пылесосы, чайники.

Фирменная торговая сеть охватывает всю территорию РБ. Торговые Дома «Витязь» находятся в таких городах, как г. Барановичи, г. Барань, г. Брест, г. Бобруйск, г. Гомель, г. Кричев, г. Калинковичи, г. Минск, г. Могилев, г. Молодечно, г. Орша, г. Пинск, г. Полоцк, г. Новополоцк, г. Солигорск, г. Светлогорск, г. Лида.

Основным экспортным рынком сбыта ОАО «Витязь» в 2008-2009 году остается рынок Российская Федерация, это обуславливается его размерами, (таблица 10.12). В 2008 году объем реализации на данный рынок составил 23,12 млн. $, в том числе:

телевизионной техники - 21,821 млн. $

медицинской техники - 0,905 млн. $

Вторым по экспортному потенциалу является рынок Украины, в 2008 году экспорт на данный рынок составил 658,8 тыс. $, в том числе:

телевизионной техники - 279,9 тыс. $

медицинской техники - 378,8 тыс. $

В 2009-2010 году проводятся работы по расширению действующих и развитию новых объектов товаропроводящей сети. Для этого, созданные дочернее предприятие «М-Витязь» в г. Москва, «С-Витязь» в г. Санкт-Петербурге и «ТД Витязь» в г. Киеве постоянно налаживают и поддерживают деловые отношения с торговыми сетями в регионах, проводят поиск новых партнеров.

Налаженное в 2008 году сотрудничество с крупными торговыми сетями Российской Федерации, куда поставляется телевизионная продукция РУПП ОАО «Витязь», планируется усиливать и развивать.

Стратегически важными являются рынки стран СНГ - Казахстан, Кыргызстан, Литва, Молдова, Узбекистан, Азербайджан. Проводятся постоянные работы по расширению присутствия на данных рынках.

Для обеспечения объёмов поставок на экспорт ОАО «Витязь» запланировано увеличить объемы выпуска новых конкурентоспособных видов продукции: медицинской аппаратуры, ТНП и телевизионной техники. Будут проводиться работы по ее сертификации в станах Ближнего Зарубежья.

Одной из форм совершенствования действующей товаропроводящей сети, является интернет торговля, интернет магазин ОАО «Витязь» vityas-shop.by действует на всей территории РБ.

В ближайшие годы ОАО «Витязь» планирует расширять рынки сбыта:

·осуществлять более глубокое проникновение на существующие рынки (в т.ч. в таких странах СНГ, как Украина, Казахстан, Молдова).

·осваивать новые рынки, причем особое внимание необходимо уделять странам Дальнего Зарубежья.

Для развития товаропроводящей сети в 2009-2012 г. планируется провести следующие мероприятия:

üВыполнение намеченных показателей экспорта на рынки Ближнего и Дальнего Зарубежья. Это позволит повысить уровень известности марки «Витязь» у населения и сформировать имидж продукции с высоким уровнем надежности.

üНалаживание торговых связей с фирмами, расположенными в целевых регионах РФ (налаживание контактов с фирмами, заинтересованными в реализации телевизоров ОАО «Витязь»; заключение договоров на поставку первой партии телевизоров; а также налаживание контактов с фирмами, заинтересованными в ремонте телевизоров ОАО «Витязь»).

üОтбор возможных дилеров, дистрибьюторов в целевых регионах (при этом будут учитываться желание торговой фирмы взять на себя функции дилера, дистрибьютора; отсутствие нареканий при продаже первой партии товара; месторасположение торговой фирмы; участие торговой фирмы в программах стимулирования сбыта; контролируемая торговой фирмой доля рынка).

üОптимизация товарных потоков в целевых регионах (определение основных дилеров в регионе, масштабов их деятельности; расчет грузопотоков с минимизацией затрат - определение оптимальных путей товародвижения телевизоров: напрямую от ОАО «Витязь» или через дилера).

ОАО «Витязь» в работе с торговыми организациями РБ стремится обеспечить поддержку приоритета реализации на внутреннем потребительском рынке отечественных товаров. Поддержка приоритета осуществляется в ходе реализации следующих шагов по отношению к предприятиям торговли:

·Открываются фирменные секции с оплатой по фактической реализации.

·Применяется гибкая система скидок в зависимости от объемов поставленной продукции и сроков оплаты.

·Производится кольцевой развоз продукции.

·Производится доставка продукции транспортом предприятия на 30% ниже существующих расценок транспортных организаций.

·Осуществляются широкомасштабные рекламные акции (розыгрыши призов среди покупателей) с освещением данных мероприятий на TV и в СМИ.

·В СМИ периодически публикуются имиджевые статьи и рекламные объявления о продукции предприятия и предприятии в целом.

·Применяются предпраздничные скидки на реализуемую продукцию.

В дальнейшем ОАО «Витязь» планирует увеличить достигнутые показатели, а также применять на практике:

. Изучение опыта ведущих мировых производителей по внедрению на новые рынки сбыта, выявлению новых методов стимулирования продаж на экспортном рынке.

. Внедрение в сбытовую практику новых форм и методов торговли, что позволит обеспечить в будущем стабильный уровень продаж выпускаемой продукции на всем экспортном рынке, включая страны дальнего зарубежья.

Для сохранения завоеванных позиций на рынке в долгосрочной перспективе необходимо будет модернизировать, переоснащать, дополнять существующие производственные мощности новым оборудованием, позволяющим выпускать востребованную, пользующуюся спросом, конкурентоспособную продукцию.

Реализация указанных предложений позволит сохранить и укрепить позиции ОАО «Витязь» и обеспечить конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынке.

В 2010 году восстановлен и удержан экспортный рынок. Основным рынком сбыта продукции ОАО «Витязь» по прежнему является Российская Федерация (99% всего экспорта). Из общей поставки на экспорт в Россию отгружено на сумму 17 139,3 тыс. долл., в другие страны СНГ - 151,5 тыс. долл. и страны дальнего зарубежья - 21,2 тыс. долл. Экспорт медицинской техники составил 252,8 тыс. долл.

Таблица 5. Поставка на экспорт по сравнению с 2009 годом

Страна2009 год2010 годМлн. руб.Тыс. долл.Млн. руб.Тыс. долл.Россия36303,713053,350888,517139,3Казахстан32,911,681,627,0Латвия12,84,627,89,3Молдова72,625,3120,740,1Украина626,4227,1254,384,4Эквадор30,09,9Чехия5,31,9Корея2,00,7Мексика3,91,3Итого37053,713323,851408,817312,0

Проводимая на предприятии работа по увеличению объёмов реализации продукции, в том числе поставок на экспорт, позволила достигнуть в 2010 году определенных результатов. Темп роста экспорта составил 129,9% при задании 135%, темп роста импорта составил 100,9% при задании 113%, внешнеторговое сальдо осталось отрицательным и составило (-) 4561,4 тыс. долл. США при задании (-) 6125 тыс. долл. Внешнеторговый оборот в отчетном году составил 39185,4 тыс. долларов США. В 2010 году поставлено на экспорт продукции и услуг на 17 312 тыс. долл. США. Объём импорта составил 21873,4 тыс. долл. США.

ОАО «Витязь» закупает все производимые в Республике Беларусь материалы и комплектующие изделия у предприятий изготовителей (УП «Завод полупроводниковых приборов» и завода «Транзистор» НПО «Интеграл»). При этом значительно сократить использование импортных составляющих в производстве не предоставляется возможным, так как применяемые при изготовлении продукции материалы и комплектующие, в Республике Беларусь в основном не производятся. Основными поставщиками материалов и комплектующих изделий являются страны Европы и Юго-Восточной Азии, и с ростом объёмов производства увеличивается импорт кинескопов и ЖК-панелей.

Таблица 6. Реализация телевизоров и бытовой техники РУПП «Витязь» в 2009 году по областям

Область Республики БеларусьКоличество, штукОбъем реализации, млн. руб.Витебская45 56712 230,7Минская11 9113 334,4Минск118 58729 514,2Гродненская20 1975 559,8Гомельская24 0506 535,2Брестская19 1135 117,7Могилевская28 9527 829,7Сторонние организации36 3948 442,8ИТОГО304 77178 564,5

Как видно из таблице, больше всего товаров на сумму 29514,2 млн. руб. реализуется в Минске, на втором месте - Витебская область с показателем объема реализации в 12230,7 млн. руб. Наименьший показатель относится к Минской области с показателем 3334,4 млн. руб. Итого по объему реализации в 2009 г. товаров составляет на сумму 78564,5 млн. руб.


. Организация и управление маркетинговой деятельностью предприятия


На сегодняшний день предприятие следует стратегии диверсификации производства и производит, помимо своей основной продукции - телевизоры, ТНП, бытовую технику, мебель, медицинскую и противопожарную технику и прочие потребительские товары.

Продукция, выпускаемая предприятием, ориентирована на потребителей с различным уровнем дохода - как выше, так и ниже среднего уровня.

Миссия предприятия направлена на:

·Создание продукции, рождающую в потребителе уверенность в себе и окружающем мире.

·Применение в своей деятельности новейшие достижения и технологии, современные материалы и компоненты, позволяющие изготавливать надежные и качественные изделия, простые в эксплуатации.

·Внедрение новых методов организации и культуры труда, позволяющие рационально использовать ресурсы.

·Осознавание ответственности перед сотрудниками, обществом и будущем поколением за сохранность окружающей среды.

·Вовлечение в процессе жизнедеятельности компании каждого сотрудника - от генерального директора до рабочего.

Стратегические цели компании «Витязь»:

·Уверенное развитие компании - применение в процессе производства высококачественных материалов и комплектующих, что служит Вашим гарантом доверия к нашей продукции.

·Рост импортозамещающей продукции - выпуск белорусской продукции, отличающейся высоким качеством и простотой использования, призванной сделать Вашу жизнь более удобной, интересной и гармоничной.

·Увеличение экспорта товаров под брэндом «Витязь» - государственная поддержка нашей компании - это эффективный способ подъема национальной экономики и входа на мировой рынок.

Пути повышения конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции:

Основой разработки стратегии конкуренции является анализ факторов внешней среды, который проводится по двум основным направлениям: выявление перспектив работы предприятия на целевом рынке и анализ конкурентов. Результаты данного анализа служат исходными данными для формирования правил деятельности предприятия в сфере маркетинга, направленных на достижение конкурентного преимущества.

Для оценки эффективности деятельности предприятия, и маркетингового подразделения в частности, на ОАО «Витязь» регулярно проводится:

1.оценка потребностей потенциальных клиентов - необходимо постоянно выяснять изменяющиеся нужды потребителей продукции, выпускаемой ОАО «Витязь», и предлагать на рынке товары, удовлетворяющие эти выявленные потребности.

2.определение критериев оптимальной оценки эффективности деятельности предприятия - выход на установленный норматив прибыльности, динамика прибыли, соотношение полученных доходов к понесенным затратам, а также качественное методы оценки (учет существующих рисков и динамики рыночных явлений).

3.оценка эффективности маркетинга - комплексный систематический анализ внешней среды ОАО «Витязь», исследование задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей для выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности.

4.оценка эффективности рекламно-информационной деятельности и средств коммуникации - учет складывающихся отношений потребителей не только к продукции, но и предприятию в целом.

5.оценка эффективности товарной политики - учет показателей использования производственных мощностей, уровень технологической оснащенности производства, объемов реализованной продукции в натуральном и стоимостном выражении, соотношения спроса и предложения.

6.оценка эффективности ценовой политики - применение гибкой системы скидок позволяет уступить покупателю, но в дальнейшем полностью окупить свои затраты, расширять границы сбыта и уступить покупателю, но в дальнейшем полностью окупить свои затраты, расширять границы сбыта и перераспределять прибыль.

7.оценка эффективности проведенных маркетинговых исследований - изучение качества, своевременности, полноты проведенных работ по анализу конъюнктуры рынка, точность прогнозов маркетинговых анализов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

8.оценка использования маркетингового комплекса другими подразделениями ОАО «Витязь» - контроль своевременного и качественного выполнения разработок, запрашиваемых отделом маркетинга и описанных в ПСП; выдача предложений по корректировке плана производства (месяц, квартал, год).

Для того чтобы продукция ОАО «Витязь» по потребительским свойствам (технические характеристики, дизайн, цена) были способны успешно конкурировать с зарубежными конкурентами и в первую очередь - китайскими, а также для расширения экспортных рынков сбыта, повышения конкурентоспособности продукции, продвижения товара и стимулирования сбыта, выработаны следующие мероприятия:

§Увеличение конкурентоспособности продукции «Витязь» за счет улучшения потребительских характеристик (повышения качества, расширения функциональных возможностей, новых дизайнерских разработок (формы, цвета) и др.) без резкого и значительного увеличения его стоимости.

§Разработка и внедрение новых видов и форм сотрудничества и торговли имеющейся продукцией, которые позволят еще более широко представить «Витязь» на рынке России и всем экспортном рынке.

§Участие ОАО «Витязь» во всех крупнейших специализированных выставках, ярмарках (в т.ч. во всех перспективных регионах РФ, ближнего и дальнего зарубежья).

§Организация оптовых складов представительств ОАО «Витязь» во всех перспективных регионах.

§Совершенствование сети и форм фирменного и гарантийного обслуживания, охватывая все регионы реализации телевизоров. Коррекция системы управления обслуживанием, обучение персонала грамотному обслуживанию, оптовой и розничной торговле.

§Повышение стандартов в области управления сервисными центрами, оказание помощи при наладке и настройке телевизора, что дает потребителям уверенность в гарантированной работе телевизионного аппарата.

§Создание системы информационного обеспечения с равным и гарантированным доступом к информационным массивам. Рассмотрение возможности для покупателя отслеживания прохождения товара от заказа до отгрузки в интерактивном режиме посредством глобальной сети Internet.

§Проведение рекламных акций, информирующих о возможности приобретения продукции предприятия со скидкой (на различных телеканалах и др. СМИ).

В 2010 году планируется повысить конкурентоспособность продукции «Витязь» на зарубежных рынках. Основные конкурентные преимущества, на которые делается ставка в современных условиях - это совершенство в технологиях и методах, высокий уровень сервиса, этичность, нестандартность в решениях, постоянное совершенствование товарного портфеля. В связи с этим, специалисты ОАО «Витязь» стремятся:

§Делать так, чтобы покупатели оставались в большей степени довольными процессом совершения купли-продажи.

§Расширять ассортимент товаров и услуг, доступных для покупателя, посредством увеличения масштабов производства.

§Обеспечивать торговый персонал передовыми навыками и ноу-хау работы с покупателями, товарными запасами так, чтобы «точно вовремя» влиять на покупателя.

§Сосредоточить деятельность по продвижению на тех покупателях, которые более восприимчивы к вашему предложению и тогда, когда они уже готовы совершить покупку.

§Детализировать все аспекты коммуникационного воздействия, согласуя их с потребностями в информации и предпочтениями тех или иных средств масс-медиа покупателем, использовать каналы связи, позволяющие осуществлять всеобщее взаимодействие с индивидуальными потребителями.

§Для сохранения завоеванных позиций на рынке в долгосрочной перспективе необходимо будет модернизировать, переоснащать, дополнять существующие производственные мощности новым оборудованием, позволяющим выпускать востребованную, пользующуюся спросом, конкурентоспособную продукцию.

Реализация указанных предложений позволит укрепить позиции Республиканского унитарного производственного предприятия «Витязь» и обеспечить конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Основной целью маркетинговой деятельности является поступательное укрепление позиций бренда и поддержание лояльности бренду «Витязь», что подразумевает максимизацию прибыли, обеспечение конкурентоспособности продукции, завоевание лидерства по показателям качества.

Благодаря созданию соответствующего имиджа ОАО «Витязь» удастся обеспечить в перспективе значительное увеличение объемов экспорта и своей прибыли. С этой целью и утверждается стратегия развития экспорта, которая заключается в том, что новая модель развития будет базироваться в большей степени на экспорте.


7. Организация и управление материально-техническим обеспечением предприятия


Организация материально-технического обеспечения - экономическая, взаимосвязанная система, обеспечивающая регулирование производства и сбалансированность его ресурсов с производственной программой по выпуску и реализации продукции. Подвижность важнейших экономических нормативов (цен, тарифов, налоговых ставок), неустойчивость хозяйственных связей предопределяют повышение роли прогнозирования материально-технического обеспечения.

Материально-техническое обеспечение производства как компонент логистики и обеспечивающей подсистемы системы производственного менеджмента во многом определяет качество процесса переработки входа системы в ее выход - готовый продукт. При низком качестве входа системы невозможно получить высокое качество ее выхода.

Организация материально-технического обеспечения и планирование закупок на ОАО «ВИТЯЗЬ» осуществляется в соответствии с международным стандартом ИСО 9001. Главные задачи подразделения, осуществляющего закупки продукции:

своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества при оптимальном соотношении цена - качество;

улучшение использования ресурсов, повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов;

анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности поставляемых материальных ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурса.

Для достижения перечисленных целей работники отдела обеспечения изучают и учитывают спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них, выбирают наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизируют запасы, снижают транспортно-заготовительные и складские расходы.

Следует отметить, что на предприятии постоянно ведется экономический анализ рационального применения материалов и ПКИ с наименьшими потерями, что способствует снижению технологического отхода и уменьшению производственных затрат. Внедрение новых технологий позволяет снижать объемы закупок материалов.

При планировании закупок на предприятии обязательно учитывается фактор «риск». Наиболее распространёнными рисками являются: новые цены на ПКИ и материалы, несвоевременная поставка и поставка материальных ресурсов ненадлежащего качества.

Для того чтобы минимизировать или предотвратить последствия этих рисков на предприятии постоянно осуществляются следующие мероприятия:

постоянный поиск более выгодных поставщиков и предложение целому ряду предприятий выступать «запасными», имея возможность их подключения по первому же запросу;

перевод производства на использование более дешёвого сырья;

тщательная оценка и выбор поставщиков;

заключение договоров, предполагающих возмещение убытков, связанных с недопоставкой, несвоевременной поставкой и поставкой материальных ресурсов ненадлежащего качества.

Для совершения материально-технического снабжения на РУПП «Витязь» используется один из широко известных методов - открытый заказ. Имея данные о годовой потребности в закупках, служба снабжения договаривается с поставщиком о суммарной закупке, определяя предполагаемый размер годовой поставки, а затем оформляет заказы в пределах этого количества. В обмен на долгосрочные обязательства многие поставщики склонны продавать товар по более низким ценам. Потребность в ПКИ и материалах постоянно сопоставляется с запасом, заказы на поставку выдаются в соответствии с действительной потребностью. Это позволяет поставщику самому грамотно, достоверно и долгосрочно планировать и регулировать выпуск необходимой ОАО «Витязь» продукции, а также снимает проблему сроков выполнения заказов. График заказов постоянно обновляется, исходя из изменения потребностей, и работа поставщика оценивается по выполнению обновляемого графика.

В условиях рынка у предприятия возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет персонал отдела обеспечения предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.

В настоящее время на ОАО «ВИТЯЗЬ» выработана политика работы с поставщиками, суть которой заключается в том, чтобы по одним и тем же материалам и ПКИ поставки как минимум осуществляются от двух компаний. В результате возникающей конкуренции между поставщиками за рынок сбыта в лице ОАО «Витязь» было достигнуто значительное снижения цен на следующие материалы и ПКИ:

панели;

полистирол;

гетинакс;

электролитические и керамические конденсаторы;

постоянные и переменные резисторы;

микросхемы, транзисторы и диоды;

чип-компоненты и другие,

что позволило высвободить оборотные средства для расширения воспроизводства, модернизации оборудования, освоения современных технологий, обновления ассортимента выпускаемых телевизоров.

Одним из факторов, усложняющих работу по материально-техническому обеспечению, является постоянный рост стоимости энергоносителей. Что приводит, соответственно, к росту стоимости ПКИ и материалов.

Основными критериями оценки и выбора поставщиков являются:

деятельность поставщиков в сравнении с деятельностью конкурентов (надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и другое.);

анализ качества закупленной продукции, цены и реагирование на проблемы;

аудиты систем менеджмента поставщиков и оценка их потенциальной способности обеспечивать потребителей необходимой продукцией результативно, эффективно и в соответствии с графиком.

возможности материально-технического обеспечения со стороны поставщиков, включая местонахождение и ресурсы;

положение и роль поставщика в сообществе, а также его восприятие обществом.

Причем соотношение значимости отдельных критериев с течением временем может меняться.

Основным критерием для оценки эффективности закупок является совокупные затраты на единицу закупаемой продукции, а не цена у поставщика. К совокупным затратам относятся транспортные расходы, издержки хранения избыточных запасов на складах предприятия, издержки вследствие низкого качества, затраты на контроль и испытания, форма оплаты и кредитования поставщика, издержки из-за остановки производства при несвоевременной поставке материалов и другие затраты, возникающие при заключении контрактов на закупку.

При выборе поставщика предпочтение отдается, как правило, предприятиям-изготовителям.

Окончательное решение по выбору поставщиков продукции принимает комиссия под председательством заместителя генерального директора по коммерческим вопросам и утвержденной генеральным директором, путем проведения тендера по коммерческим предложениям поставщиков ежеквартально с оформлением протокола закупок.

Перечень основных поставщиков приведены в таблице 7.

Для совершенствования материально-технического снабжения необходимо:

внедрение современной автоматизированной системы управления ресурсами предприятия (интегрированной системы управления производственными ресурсами). Эта система охватывает реализацию продукции производства, конструкторские разработки, запасы и движения денежных наличностей. Она позволяет оценить эффективность деятельности в денежном выражении. Система управления производством и запасами позволяет решить основные, взаимопротиворечивые задачи управления (получение лучших суммарных результатов при ограниченных ресурсах), таких как обслуживание внутренних потребительских продукции, минимизация запасов, максимизация эффективности работы предприятия (ритмичность работы и оптимизация затрат на производство);

провести постепенную ротацию кадров с приоритетом знаний иностранного языка;

повышение квалификации кадров через различные курсы переподготовки.


Таблица 7. Перечень основных поставщиков

№Наименование поставщикаФорма оплатыПримечание1.Chunghwa, Малайзияаккредитивкинескопы2.Jiangsu, Китайаккредитивкинескопы3.Matsushita, Китайпредоплата 20%кинескопы4.Полимерторг, Республика Беларуськредитполистирол удорапрочный5.Nizhex, Финляндиякредитполистирол удорапрочный6.Styrochem, Финляндияпредоплатаполистирол вспенивающий7.Lankwitzer, Германиякредиткраска8.Fong Ya, Китайкредитрезисторы постоянные9.Hitano, Тайванькредитконденсаторы электролитические10.NXP, Голландияпредоплатамикросхемы, диоды, транзисторы11. №Micronas, Германия Наименование поставщикаПредоплата Форма оплатымикросхемы, Примечание12.Sholder, Китайпредоплатакварцевые резонаторы13.Eternal Chemical, ТайваньАккредитивГетинакс14.УП «Завод полупроводниковых приборов» НПО «Интеграл», РБкредитмикросхемы, фильтры15.УП «Завод транзистор», РБкредитмикросхемы, транзисторы16.УП «Феррит», РБкредитсердечники, дроссели17.РУПП «Завод Цветотрон», РБкредитдиоды, стабилитроны18.ОАО «Светлогорский ЦКК», РБкредитупаковка

Изучив данную таблицу можно увидеть, что при получении сырья или материалов предприятие может осуществлять различную форму оплаты, такую как: кредит, аккредитив и предоплата.

Наименование поставщиков различны, география их обширна, сюда входит как дальнее зарубежье (Китай, Тайвань), так и наши отечественные поставщики (Республика Беларусь).

Предприятие закупает такие материалы как: кинескопы, полистирол, краска, резисторы и т.д.

персонал управление телевизор маркетинговый


Теги: Характеристика предприятия ОАО "Витязь"  Отчет по практике  Менеджмент
Просмотров: 17560
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Характеристика предприятия ОАО "Витязь"
Назад