Себестоимость продукции и ее снижение (на примере Жемконского потребительского общества)

Содержание


Введение

1. Основные положения по анализу затрат на производство продукции

1.1 Экономическое содержание затрат на производство и их классификация

1.2 Значение и задачи анализа расходов организации

2. Анализ и пути снижения себестоимости продукции (на примере Жемконского потребительского общества)

2.1 Экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ затрат на производство

2.3 Анализ влияния факторов

2.4 Резервы снижения затрат в обществе

Заключение

Список использованных источников



Введение


Особенности управления производством в условиях рыночной экономики заключаются в том, что в процессе производственной деятельности необходимо постоянно соизмерять доходы с затратами, просчитывать свои возможности и прежде, чем принимать какое-либо решение, касающееся своего производства, руководитель должен знать, - принесут ли эти изменения дополнительный доход. В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Снижение себестоимости происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и товаров). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления организации в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

Проблемы совершенствования анализа затрат всегда находились в центре внимания ученых-экономистов. Значительный вклад в изучение отдельных теоретических проблем и разработку практических рекомендаций внесли такие отечественные исследователи, как А.С. Бакаев, П.С. Барановский, М.А. Вахрушина, Г.П. Ивашко, В.Д. Л.В. Попова, а также зарубежные авторы Р. Антони, X. Андерсон, К. Друри, Д. Колдуэлл, Б.Нидлз и другие.

Объект исследования – Жемконское потребительское общество.

Предмет исследования – анализ себестоимости продукции.

Целью данной работы является анализ и выявление путей снижения себестоимости конкретного предприятия.

Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:

1. изучение теоретических основ анализа себестоимости на предприятии;

2. проанализировать себестоимость в потребительском кооперативе;

3. рассмотреть пути снижения себестоимости.

Методы исследования – анализа и сравнения, способ цепных подстановок.

Методологической основой послужили нормативные и законодательные акты.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список использованных источников из 31 наименования, 6 таблиц, 3 рисунков и приложений. В первой главе рассмотрено понятие себестоимости, приведена ее классификация. Во второй главе дана экономическая характеристика Жемконского потребительского общества, проведен анализ затрат.



1. Основные положения по анализу затрат на производство продукции


1.1 Экономическое содержание затрат на производство и их классификация


Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и сбыт товаров.

Под затратами понимают явные (фактические, расчетные) издержки организации, а под расходами уменьшение средств организации или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент продажи товаров организация признает свои доходы и связанную с ним часть затрат - расходы.

Одни затраты на производство являются простыми, однородными, другие – комплексными. Одна часть затрат включается в себестоимость непосредственно прямым путем, другая – распределяется. Поэтому все это многообразие затрат необходимо классифицировать по определенным признакам. Это способствует улучшению планирования, прогнозирования, учета, контроля и их анализа.

Производство продукции (работ, услуг) требует определенных затрат, которые составляют ее себестоимость. Вместе с тем организации несут ряд расходов, возмещаемых за счет других источников (прибыли, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений, государственного бюджета и т. п.).

По видам расходов затраты подразделяются на экономические элементы и статьи калькуляции.

Экономические элементы показывают, что израсходовано и на какую сумму в целом по организации, независимо от того, относятся ли эти расходы к произведенной продукции или к работам и услугам непромышленного характера. Экономические элементы используются при составлении сметы затрат на производство в денежном выражении и проверке ее исполнения при нормировании и анализе оборотных средств организации.

К экономическим элементам относятся [17, c.72]:

1) материальные затраты;

2) расходы на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных средств и нематериальных активов;

5) прочие затраты.

Эта группировка является единой для всех организаций.

В элемент «Материальные затраты» включаются:

1) стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции;

2) приобретенных материалов, используемых при производстве продукции для обеспечения технологического процесса, для упаковки продукции или расходуемые на другие производственные и хозяйственные нужды;

3) работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами и хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;

4) приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление производственных зданий;

5) покупной энергии всех видов;

6) потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли;

7) платежи за добычу природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, плата за размещение отходов;

8) затраты по приобретению тары, упаковки полученных от предприятий- поставщиков материальных ресурсов за вычетом стоимости тары по цене возможной реализации или использования [16, с. 34].

Стоимость материальных ресурсов, включаемых в элемент «Материальные затраты» в оценке, установленной законодательством, формируется, исходя из фактически произведенных расходов на их покупку (без учета налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством), акцизов, таможенных пошлин, иных платежей, затрат на их заготовку и доставку.

В элементе «Расходы на оплату труда» отражаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества, стимулирующих и компенсационных выплат, включая компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией заработной платы в соответствии с действующим законодательством; систем премирования рабочих, специалистов, руководителей и других служащих за производственные результаты, иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми в организации формами и системами оплаты труда [21, c.73].

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные платежи по установленным законодательством нормам РФ [24, с. 78]

В элементе «Амортизация основных средств и нематериальных активов» отражается сумма амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности, исчисленные исходя из амортизированной стоимости основных средств и нематериальных активов в порядке, установленном Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

К элементу «Прочие затраты» относятся:

1) налоги, сборы (пошлины), отчисления в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, включаемые в соответствии с налоговым законодательством в себестоимость продукции;

2) страховые взносы по видам обязательного страхования, по добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий, платежи по страхованию имущества, грузов, гражданской ответственности и риска непогашения кредитов, суммы страховых взносов, перечисленные иностранным перестраховочным организациям,

3) расходы на оплату услуг связи;

4) плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану;

5) плата за подготовку и переподготовку кадров;

6) оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг за проведение обязательных аудиторских проверок в соответствии с законодательством;

7) компенсация за амортизацию использованных для нужд организации личных транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений;

8) стоимость израсходованных проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям стандартов, строительных норм в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации;

9) оплата работ по сертификации продукции, товаров, работ, услуг;

10)  расходы по организованному набору работников;

11)  арендная плата;

12)  командировочные и представительские расходы;

13)  отчисления в ремонтный фонд и резерв предстоящих расходов по ремонту основных средств;

14)  расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными подразделениями;

15)  другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты – предварительной (арендная плата) или последующей (оплата отпусков работников) [17, c. 93].

Необходимость учета затрат на производство в разрезе экономических элементов служит целям управленческого учета. Счета управленческого учета предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержек производства и обращения, стоимости готовой продукции, а также процессах ее реализации. Выделение управленческого учета способствует сохранению коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции, ее конкурентоспособности [13, c. 84].

Группировка затрат по экономическим элементам не показывает целевое использование средств. Поэтому применяется классификация расходов по статьям калькуляции. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции для предприятий промышленности определяется

Рекомендована следующая номенклатура калькуляционных статей [14, c. 73]:

1) Сырье и материалы.

2) Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера.

3) Возвратные отходы (вычитаются).

4) Топливо и энергия на технологические цели.

5) Основная заработная плата производственных рабочих.

6) Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

7) Налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; сборы и отчисления местным органам власти согласно законодательству.

8) Расходы на подготовку и освоение производства.

9) Погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы.

10)  Общепроизводственные расходы.

11)  Общехозяйственные расходы.

12)  Технологические потери.

13)  Потери от брака.

14)  Прочие производственные расходы.

15)   Итого производственная себестоимость продукции.

16)   Расходы на реализацию.

Всего полная себестоимость. По назначению все затраты подразделяются на технологические (основные) и хозяйственно-управленческие (накладные). К основным относятся затраты, непосредственно связанные процессом производства. В их число входят: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы, связанные с освоением производства новых видов продукции и содержанием и эксплуатацией машин и оборудования. К накладным относятся расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, т.е. общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые, распределяемые и косвенные. Прямыми называются затраты, которые на основании первичных документов могут быть отнесены непосредственно на определенные виды продукции, с изготовлением которых они связаны. Распределяемые затраты находятся в непосредственной зависимости от изготовления изделий, времени работы оборудования, веса перевозимых ценностей и т. п. [14, с. 31].

В отличие от распределяемых косвенные могут быть отнесены на объекты калькулирования лишь условно. К ним можно отнести накладные расходы. Наличие косвенных затрат приводит к неточному исчислению себестоимости продукции. Поэтому их необходимо всемерно снижать.

По отношению к объему производства затраты можно разделить на условно-переменные и условно-постоянные. Переменными являются затраты, изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства. В отличие от переменных постоянные затраты не зависят от изменения объема производства. Но с увеличением объема производства доля переменных затрат в себестоимости продукции не изменяется, а доля постоянных – снижается. Поэтому эти затраты соответственно называют условно-переменными и условно-постоянными.

По степени однородности различают простые и комплексные затраты. Простые – это затраты, состоящие из экономически однородных элементов (материалы, заработная плата). Комплексные представляют собой совокупность разнородных экономических элементов. К ним можно отнести общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы и др. По целесообразности затраты делятся на производительные и непроизводительные. В зависимости от связи с производством они бывают производственные и расходы на реализацию.

Таким образом, производство продукции (работ, услуг) требует определенных затрат, которые составляют себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. При этом одни затраты являются простыми, другие – комплексными; одни зависят от объема производства, другие – не зависят и т.п. Поэтому все это многообразие затрат необходимо классифицировать по определенным признакам: по назначению, по видам расходов, по целесообразности, по связи с объемом производства, по способу включения в себестоимость и др. Это способствует улучшению планирования, прогнозирования, учета, контроля и анализа затрат на производство.


1.2 Значение и задачи анализа расходов организации


Главная цель анализа расходов организации – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства организацией и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости выпускаемых товаров:

-  изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж;

-  оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;

-  сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам товаров и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;

-  исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по организации;

-  исследует показатели вклада на покрытие, запаса финансовой прочности и операционного рычага;

-  определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;

-  устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.).

Анализу принадлежит важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости, а, следовательно, максимизации прибылей и повышении конкурентоспособности организации.

Управление себестоимостью продукции – это планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий; контроля за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции и выявления резервов этого снижения.

Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются:

1) планирование и прогнозирование затрат на производство и себестоимости продукции;

2) нормирование затрат;

3) учет затрат и калькулирование себестоимости;

4) анализ и контроль за себестоимостью.

В условиях различных форм развития экономики себестоимость продукции является важнейшим производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для различных целей:

1. для оценки динамики произведенных затрат;

2. для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

3. для осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;

4. для выявления резервов снижения себестоимости продукции;

5. для определения отпускных цен на продукцию;

6. для исчисления национального дохода в масштабах государства;

7. для обоснования решений о внедрении новых видов продукции и снятия с производства устаревших [6, с. 14].

Управление себестоимостью может принести должный эффект лишь опираясь на реальные данные. По общему признанию специалистов в этой области, управление себестоимостью - подсистема общей информационной системы организации, поэтому нельзя ограничивать его функции только производственным учетом. Оно связывает воедино менеджмент, маркетинг, анализ, финансовый учет, производственный учет.



2. Анализ и пути снижения себестоимости продукции (на примере Жемконского потребительского общества)


2.1 Экономическая характеристика предприятия


Жемконское потребительское общество было образовано в 1998 г. Жемконское потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, законом РФ о «Потребительской кооперации», законом РС (Я), уставом.

Потребительское общество является юридическим лицом и действует на основании утвержденного устава. Основой экономической деятельности общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Источниками образования имущества являются паевые взносы и доходы от коммерческой деятельности.

В состав Жемконского потребительского общества входят пять магазинов в пяти населенных пунктах – с. Кердем, с. Тит-Эбя, с. Хоточчу, с. Крачный-Ручей, с. Качикатцы, три хлебопекарни – это в с. Кердем, с. Тит-Эбя, с. Качикатцы, а также два кондитерских цеха при пекарнях Кердем, Качикатцы.

Жемконское потребительское общество создано для достижения следующих целей:

-   получение прибыли;

-   наиболее полное и качественное удовлетворение разнообразных потребностей граждан и предприятий товарах (работах, услугах) производимых и поставляемых Обществом, в соответствии с уставными видами деятельности;

-   создание новых рабочих мест;

-   реализация на основе полученной прибыли социально-экономических интересов учредителей и членов трудового коллектива.

Предметом деятельности Жемконского потребительского общества являются:

-   производственная деятельность (выпечка хлеба);

-   оптово-розничная деятельность;

-   торгово-закупочная деятельность;

-   посредническая, агентская деятельность.

Жемконское потребительское обществе является самостоятельным хозяйствующим субъектом, наделено правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, валютные, расчетные и иные счета в кредитных учреждениях, печать со своим наименованием, эмблемой, фирменное наименование, штампы, бланки со своим наименованием, другие средства и другие визуальной идентификации. Основные показатели работы предприятия приведены в таблице 2.1.


Таблица 2.1

Основные экономические показатели Жемконского потребительского общества за 2008-2009 гг.

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Темп, %

2008 г./2007 г.

2009 г./2008 г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, всего, тыс.руб.

21593

25069

23820

116,1

95,0

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

12605

19180

16992

152,2

88,6

Валовая прибыль

8988

5889

6828

65,5

115,9

Коммерческие расходы

4015

5347

5566

133,2

104,1

Прибыль (убыток) от продаж

812

542

1262

66,7

232,8

Проценты к уплате

143

250

283

174,8

113,2

Прочие доходы

34

505

477

1485,3

94,5

Прочие расходы

348

672

1026

193,1

152,7

Прибыль (убыток) до налогообложения

355

125

430

35,2

344,0

Налог на прибыль и иные обязательные платежи

304

91

-

29,9

-

Чистая прибыль (убыток)

51

34

-430

66,7

-1264,7

Рентабельность продаж (основной деятельности)

3,76

2,16

5,30

57,5

245,1

Рентабельность продаж по чистой прибыли

0,24

0,14

-1,81

57,4

-1331,0

Рентабельность

0,40

0,18

-2,53

43,8

-1427,6


Выручка от реализации продукции за 2008-2009 гг. уменьшилась на 1249 тыс. руб. или на 5%. Можно сказать, что основная деятельность Жемконского потребительского общество в 2009 г. была убыточной. По итогам 2009 г. получена прибыль по торговле в сумме 243,327 тыс. руб., убыток составил по производству хлеба – 243,267 тыс. руб., итого прибыль составила 59 руб. Себестоимость реализованных товаров предприятия за 2009 г. уменьшилась на 2188 тыс. руб. или на 11,4%. Как следствие, эффективность основной деятельности предприятия была отрицательной под влиянием опережающего темпа увеличения себестоимости реализованных товаров по отношению к темпу роста выручки. Следует отметить, что расходы по прочей деятельности Жемконского потребительского общества падают сильнее, чем доходы по ней.

Значение рентабельности в 2007-2008 гг. свидетельствует о весьма низкой эффективности деятельности предприятия, в 2009 г. деятельность Жемконского потребительского общества была убыточной. Уровень рентабельности продаж составлял 0,14% на конец 2008 г., в 2009 г. этот показатель был отрицательным.

Жемконское потребительское общество большое внимание уделяет планированию деятельности как организации в целом, так и каждого магазина в отдельности, предварительно определив такой объем товарооборота, который обеспечивает их рентабельную работу. Автоматизация работы бухгалтерской службы потребительского общества дает возможность оперативно получать необходимую информацию о движении и наличии товарных запасов, упорядочивать расчеты с поставщиками, своевременно принимать управленческие решения.

Ведется целенаправленная работа по оптимизации издержек обращения. В подразделениях общества своевременно проводятся инвентаризации товарно-материальных ценностей. По итогам выносятся предложения по устранению имеющихся недостатков. Ревизионной комиссией потребительского общества проводится систематическая работа по взысканию дебиторской задолженности.

В последнее время потребительское общество предпочитает рассчитываться со своими кредиторами через взаимозачеты, это позволяет высвободить из оборота денежные средства. Основными факторами, обеспечивающими успех в развитии Жемконское потребительское общество, являются: забота о пайщиках, рациональная организация труда и совершенствование материальной заинтересованности работников кооперации, улучшение экономической работы, развитие материально-технической базы.

Всю информацию о деятельности потребительского общества пайщики и некооперированное население получают через магазины Жемконского потребительского общества. В каждом магазине данного потребительского общества создан «Уголок пайщика», в котором имеются нормативные документы, перечень льгот и услуг, права и обязанности пайщиков, подшивка газеты «Российская кооперация».

Руководство потребительского общества проявляет большую заботу о многодетных пайщиках, больных и инвалидах, приобретая для них санаторно-курортные путевки, оплачивая обучение детей в учебных заведениях потребительской кооперации.

Бухгалтерский и финансовый учет в Жемконском потребительском обществе ведется структурным подразделением и возглавляется главным бухгалтером, имеющим квалификационный аттестат профессионального бухгалтера. Жемконское потребительское общество ведет бухгалтерский учет в 2009 г. на основании учетной политики, утвержденной потребительским союзом «Ханалас». Баланс организации составляется ежеквартально. Финансовый результат вводится ежемесячно. Форма налогообложения – единый налог на вмененный доход по торговле и упрощенная система налогообложения для производства. Отчеты сдаются в срок в УПС «Ханалас», в государственную статистическое наблюдение, ФСС, в налоговую инспекцию № 7 по Хангаласскому улусу РС (Я).


2.2 Анализ затрат на производство


В Жемконском потребительском обществе выполняется несколько функций:

1) производство продукции (выпечка хлебо-булочных изделий);

2) продажа продукции собственного производства (хлеб);

3) продажа покупных товаров.

В Жемконском потребительском обществе затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются согласно инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости выпечки хлеба по следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда с учетом отчислений на социальные нужды;;

3) амортизация основных фондов;

4) прочие расходы.

Изучение структуры затрат по элементам (при необходимости можно провести анализ и по важнейшим составным их частям), а также происшедших изменений за отчетный период позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а также сделать вывод о необходимости и возможности ее изменения. Анализ структуры затрат на производство в разрезе элементов затрат Жемконского потребительского общества за 2008-2009 гг. представлен в таблице 2.2. Показатели таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что значительную долю в 2007-2009 гг. в Жемконском потребительском обществе занимали материальные и трудовые затраты.


Таблица 2.2

Анализ структуры затрат на производство в разрезе элементов затрат Жемконского потребительского общества за 2008-2009 гг.

Элементы затрат

2007 г.

2008 г.

2009 г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

1.Материальные затраты

3249

39,36

2927

30,35

4081

39,81

2.Расходы на оплату труда рабочих

3536

42,84

4380

45,41

4276

41,72

3.Амортизация

364

4,41

410

4,25

371

3,62

4.Прочие затраты

1105

13,39

1928

19,99

1522

14,85

Итого затрат

8254

100,00

9645

100,00

10250

100,00


Материальные затраты в 2009 г. по сравнению с 20008 г. увеличились на 1154 тыс. руб., а их доля в общей сумме затрат выросла на 9%. Расходы на оплату труда рабочих уменьшились в 2009 г. на 104 тыс. руб., удельный вес их также снизился на 2,37% и составил 41,72%. Доля амортизации основных средств уменьшилась незначительно, с 410 тыс. руб. в 2008 г. до 371 тыс. руб. в 2009 г. Уменьшились прочие затраты – на406тыс. руб., что привело к снижению их доли в общей сумме затрат на 5,14%. Из вышесказанного следует, что важнейшими резервами снижения себестоимости продукции является сокращение материальных и трудовых затрат, а также снижение доли прочих затрат.

Анализ переменных и постоянных расходов Жемконского потребительского общества за 2007-2009 гг. приведен в таблице 2.3. Как видно из таблицы 2.3, затраты Жемконского потребительского общества стабильно увеличиваются ежегодно. За 2007-2009 гг. увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов.



Таблица 2.3

Затраты на производство продукции Жемконского потребительского общества за 2008-2009 гг.

Элементы затрат

2007 г.

2008 г.

2009 г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

1.Материальные затраты

3249

39,36

2927

30,35

4081

39,81

2.Расходы на оплату труда рабочих

3536

42,84

4380

45,41

4276

41,72

3.Амортизация

364

4,41

410

4,25

371

3,62

4.Прочие затраты

1105

13,39

1928

19,99

1522

14,85

Итого затрат

8254

100,00

9645

100,00

10250

100,00

В том числе

Переменные расходы

4354

52,75

4855

50,34

5603

54,66

Постоянные расходы

3900

47,25

4790

49,66

4647

45,34


Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат в связи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась (рисунки 2.1-2.2).


Рисунок 2.1 – Структура затрат на производство продукции Жемконского потребительского общества за 2008 г.


Рисунок 2.2 – Структура затрат на производство продукции Жемконского потребительского общества за 2009 г.


В таблице 2.4 представлен анализ себестоимости по статьям затрат.


Таблица 2.4

Анализ себестоимости продукции по статьям затрат Жемконского потребительского общества за 2008-2009 гг.

Статьи затрат

Себестоимость фактически выпущенной продукции

Отклонения себестоимости, %

2008 г.

2009 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1. Сырье и материалы

2927

30,35

4081

39,81

9,47

2. Амортизация

410

4,25

371

3,62

-0,63

3. Заработная плата

4380

45,41

4276

41,72

-3,70

4. Расходы на отопление помещений

174

1,80

107

1,04

-0,76

5. Услуги банка

96

1,00

91

0,89

-0,11

6. Транспортные расходы

443

4,60

335

3,27

-1,33

7. Электроэнергия

405

4,20

365

3,56

-0,63

8. Информационные услуги

308

3,20

289

2,82

-0,38

9. Услуги связи

347

3,60

244

2,38

-1,22

10. Прочие услуги

154

1,60

91

0,89

-0,71

Итого

9645

100

10250

100

0,00


В качестве базы сравнения берутся калькуляции, рассчитанные по технико-обоснованным нормативам выпечки хлеба. В Жемконском потребительском обществе такой базой распределения являются прямые материальные расходы.

Как видно из таблицы 2.4, в структуре затрат по статьям расходов наибольшую долю составляют сырье и материалы (30% в 2008 г., 39% в 2009 г.). При анализе отчетных (фактических) калькуляций изделий, прежде всего, выявляются постатейные отклонения от плана. Расчет калькуляции 1 т выпечки хлеба представлен в таблице 2.5.


Таблица 2.5

Расчет калькуляции 1 т выпечки хлеба Жемконского потребительского общества за 2008-2009 гг., руб.

Наименования статей

2008 г.

2009 г.

Темп изменения, %

1. Сырье и материалы

16628,49

17142,77

103,09

2. Топливо на технические цели

1335,69

1377

103,09

2. Транспортные расходы по доставке муки

1139,60

1192,05

104,60

3. Тепло и электроэнергия

1639,97

1702,98

103,84

4. Фонд заработной платы основных рабочих (пекарей, 6 чел.)

2597,58

2694,59

103,73

5. Отчисления от ФОТ

355,85

382,63

107,53

1. Общепроизводственные расходы

7050,56

7614

107,99

7. Прочие расходы

641,19

678,51

105,82

Итого полная себестоимость

31388,93

32785,41

104,45

Рентабельность 10%

3138,89

3278,54

104,45

Полная себестоимость

34527,83

36063,95

104,45

Торговая скидка 10%

3452,78

3606,4

104,45

Итого

37980,61

39670,35

104,45

Себестоимость за 1 кг хлеба

37,83

39,67

104,86


Фактическая себестоимость изделия выросла по сравнению с 2008 г. на 1,84 руб. или на 4,86%, с 37,83 руб. за 1 кг хлеба до 39,67 руб. за 1 кг. Значительное влияние на экономию себестоимости оказала рост общепроизводственных затрат, сырья и материалов, а также тепла и электроэнергии.


2.3 Анализ влияния факторов


По данным, приведенным в таблице 2.5, проанализируем влияние на изменение себестоимости Жемконского потребительского общества:

1) объема производства товаров;

2) цен и тарифов по затратам;

3) структуры и удельных затрат на производство отдельных видов товаров.

Исходные данные для факторного анализа затрат Жемконского потребительского общества за 2007-2008 гг. приведены в таблице 2.6.


Таблица 2.6

Исходные данные для факторного анализа затрат Жемконского потребительского общества за 2007-2008 гг.

Элементы затрат

2007 г.

2008 г.

Откл.,

тыс.руб.

Темп роста,

%

сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

1. Материальные затраты

3249

39,36

2927

30,35

-322

-9,91

2. Расходы на оплату труда рабочих

3536

42,84

4380

45,41

844

23,87

3. Амортизация

364

4,41

410

4,25

46

12,64

4. Прочие затраты

1105

13,39

1928

19,99

823

74,48

Итого затрат

8254

100

9645

100

1391

16,85

В том числе

 

 

 

 

Переменные расходы

4354

52,75

4855

50,34

501

11,51

Постоянные расходы

3900

47,25

4790

49,66

890

22,82

Объем производства продукции, тыс. руб.

21593

25069


1) Определение общего изменения затрат: 9645 – 8254 = +1391 тыс. руб. (увеличение).

2) Пересчет затрат уровня 2007 г. на объем производства 2008 г.:

а) переменных затрат: 4354* 1,228 = 5347,6 тыс. руб.;

б) постоянных затрат составят 3900 тыс. руб..

Итого: 5347,6 + 3900 = 9247,6 тыс. руб.

3) Пересчет затрат на производство товаров 2008 г. при ценах и тарифах предыдущего периода:

8254 / 21593 * 25069 = 9582,7 тыс. руб.

4) Оценка влияния факторов:

а) объема производства: 9247,6 – 8254 = +993,6 тыс. руб.

или 5347,6 – 4354 = +993,6 тыс. руб.

б) цен и тарифов: 9645 – 9582,7 = +62,3 тыс. руб.

в) структуры и общей суммы затрат: 9582,7 - 9247,6 = 335,1 тыс. руб.

Итого: 993,6 + 62,3 +335,1 = 1391 тыс. руб.

Исходные данные для факторного анализа затрат Жемконского потребительского общества за 2008-2009 гг. (таблица 2.7).


Таблица 2.7

Исходные данные для факторного анализа затрат Жемконского потребительского общества за 2008-2009 гг.

Элементы затрат

2008 г.

2009 г.

Отклонение

(+/-),

тыс.руб.

Темп роста,

%

сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

1.Материальные затраты

2927

30,35

4081

39,81

1154

39,43

2.Расходы на оплату труда рабочих

4380

45,41

4276

41,72

-104

-2,37

3.Амортизация

410

4,25

371

3,62

-39

-9,51

4.Прочие затраты

1928

19,99

1522

14,85

-406

-21,06

Итого затрат

9645

100

10250

100

605

6,27

В том числе

Переменные расходы

4855

50,34

5603

54,66

748

15,41

Постоянные расходы

4790

49,66

4647

45,34

-143

-2,99

Объем производства

25069

23820

1154

39,43



1) Определение общего изменения затрат: 10250-9645 = +605 тыс. руб..

2) Пересчет затрат уровня 2008 г. на объем производства 2009 г.:

а) переменных затрат: 4855* 1,3943 = 6769 тыс. руб.;

б) постоянных затрат составят 4790 тыс. руб.

Итого: 6769 + 4790 = 11559 тыс. руб.

3) Пересчет затрат на производство товаров 2009 г. при ценах и тарифах 2008 г.:

9645 / 25069 * 23820 = 7843 тыс. руб.

4) Оценка влияния факторов:

а) объема производства: 11559 – 9645 = +1914 тыс. руб.

или 6769– 4855 = +1914 тыс. руб.

б) цен и тарифов: 10250 – 7843 = +2407 тыс. руб.

в) структуры и общей суммы затрат: 7843- 11559= -3716 тыс. руб.

Итого: 1914 + 2407-3716 = +605 тыс. руб.

Поскольку затрат на оплату труда являются наибольшими в структуре затрат Жемконского потребительского общества проанализируем использования труда и его влияния на себестоимость продукции.

Расчет изменения затрат на оплату труда (∆Р) под влиянием возрастания среднегодовой выработки и среднегодовой заработной платы одного работающего или рабочего проводится по формуле:


,  (2.1)


где РПП — затраты на оплату труда предыдущего периода, тыс. руб.

ТР и ТW — темп роста среднегодовой зарплаты 1 работающего и среднегодовой производительности труда соответственно в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом.

Исходные данные для расчета влияния затрат на оплату труда на производительность труда Жемконского потребительского общества за 2007-2009 гг. приведены в таблице 2.8.


Таблица 2.8

Исходные данные для расчета влияния затрат на оплату труда на производительность труда Жемконского потребительского общества за 2007-2009 гг.

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Темп роста, 2008/2007 гг.

Темп роста, 2009 г./2008 г.

1. Среднесписочная численность работников, чел.

33

34

34

103,0

100,0

2. Затраты на оплату труда, тыс.руб.

3536

4380

4276

123,9

97,6

3. Объем производства товаров, тыс.руб.

21593

25069

23820

116,1

95,0

4. Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс.руб.

107,15

128,82

125,76

120,2

97,6

5. Производительность труда одного работающего, тыс.руб.

654,33

737,32

700,59

112,7

95,0

6. Зарплатоемкость продукции, руб./руб.(стр.2 / стр.3)

0,16

0,17

0,18

106,7

102,7

7.Трудоемкость продукции, чел. / 1000 руб.(стр.1. / стр.3)

0,0015

0,0014

0,0014

88,7

105,2


Приведенные данные свидетельствуют, что при росте объема выпуска продукции Жемконского потребительского общества на 16,1% в 2008 г., затраты на оплату труда увеличились на 23,9%, т.е. темп их роста несколько выше. Затраты на оплату труда возросли, поскольку средняя заработная плата одного работника растет быстрее производительности труда. Однако в 2009 г. ситуация изменились, затраты на оплату труда снизились на 2,4%, а объем производства уменьшился на 5%.

Расчет изменения затрат на оплату труда (∆Р) под влиянием возрастания среднегодовой выработки и среднегодовой заработной платы одного работающего или рабочего составит:


В 2007-2008 гг.:

∆Р = 3536 * (120,2 – 112,7) / 112,7 = 235,3 тыс.руб.

В 2008-2009 гг.

∆Р = 4380 * (97,6– 95,0) / 95,0 = 119,87 тыс.руб.


Исходя из формулы (2.1), затраты на оплату труда можно представить следующим образом:


Р = РСР * RСС,                                                                                     (2.2)


Следовательно, изменение затрат на оплату труда (∆Р) складывается под влиянием:

∆PR - изменения среднесписочной численности работников;

∆РР – изменения средней за период заработной платы одного работника).

Влияние этих факторов на затраты на оплату труда может быть представлено следующим образом:


∆РRP = ∆РR + ∆РР = [(RСCТП – RСCТП) * PСP] + [(РСРТП – РСРТП) * RСС] (2.3)


Первая часть формулы раскрывает влияние изменения среднесписочной численности работников, вторая – средней за период заработной платы одного работника.


∆Р07-08 = (34 – 33) * 107,15 + (128,82– 107,15) * 34 = + 843,9 тыс.руб.


Увеличение численности работников Жемконского потребительского общества на 1 человека в 2007-2008 гг. увеличило затраты на оплату труда на 107,15 тыс. руб., а рост среднегодовой заработной платы на 20,2% увеличил затраты на оплату труда на 736,78 тыс. руб.


∆Р08-09 = (34 – 34) * 128,82 + (125,76– 128,82) * 34 = -104 тыс.руб.


Учитывая, что за 2008-2009 гг. численность работников Жемконского потребительского общества не изменилась, то на рост расходов по оплате труда повлияло только уменьшение среднегодовой заработной платы на 104 тыс. руб.

Приведенные данные свидетельствуют, что в Жемконском потребительском обществе в 2009 гг. при снижении объема выпуска продукции на 5%, затраты на оплату труда уменьшились на 2,4 %, т.е. темп их снижения несколько ниже. Затраты на оплату труда уменьшились в 2009 г., поскольку средняя заработная плата одного работника растет быстрее производительности труда, что является отрицательным фактором в работе Жемконского потребительского общества.


2.4 Резервы снижения затрат в обществе


В ходе анализа затрат Жемконского потребительского общества за 2007-2009 гг. были выявлены следующие влияющие факторы:

- показатели среднегодовой оплаты труда имеют тенденцию к снижению;

- численность Жемконского потребительского общества стабильна и существенно не изменялась.

Важное значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности Жемконского потребительского общества. Материальные затраты занимают 39-40% в структуре всех затрат общества, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по Жемконскому потребительскому обществу дает крупный эффект.

Жемконскому потребительскому обществу необходимо выявлять резервы снижения себестоимости. Резервы снижения себестоимости следует искать в следующих основных направлениях: резервы экономии труда; резервы экономии средств труда; резервы экономии предметов труда. Причем в Жемконском потребительском обществе, как было показано ранее, важнейшими резервами снижения затрат и себестоимости продукции является сокращение общепроизводственных, общехозяйственных и трудовых затрат.

Для снижения затрат в Жемконском потребительском обществу нужно уделять особое внимание научно-техническому прогрессу: переход к новым более современным средствам по перевозке, внедрение в производство новой техники и технологий по выпечке хлеба; использование новых и прогрессивных конструкционных материалов; необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда.

Жемконскому потребительскому обществу необходимо увеличить объем выработки производства при снижении темпов роста затрат. Предлагается увеличить объем выпуска производства при сохранении неизменными постоянных затрат (таблица 2.9).



Таблица 2.9

Анализ влияния факторов в результате предлагаемых мероприятий

Элементы затрат

2009 г.

Предлагается

Откл., тыс. руб.

Откл. %

Итого затрат

10250

10847

597

5,82

В том числе



Переменные расходы

5603

6200

597

10,66

Постоянные расходы

4647

4647

Объем производства продукции, тыс. руб.

23820

30000

6180

25,94


Определение общего изменения затрат: 10847-10250 = +597 тыс. руб.

Пересчет затрат уровня 2009 г. на объем производства предлагаемый:

а) переменных затрат: 5603* 1,2594 = 7056 тыс. руб.;

б) постоянных затрат составят 4647 тыс. руб.

Итого: 7056 + 4647 = 11703 тыс. руб.

3) Пересчет затрат на производство товаров при ценах и тарифах 2009 г.:

10250 / 23820 * 30000 = 12909 тыс. руб.

4) Оценка влияния факторов:

а) объема производства: 11703 –10250 = +1453 тыс. руб.

б) цен и тарифов: 10847 –12909= -2062 тыс. руб.

в) структуры и общей суммы затрат: 7843- 11559= -3716 тыс. руб.

Итого: 1914 + 2407-3716 = +605 тыс. руб.

Таким образом, в результате увеличения объема производства продукции Жемконского потребительского общества на 6180 тыс. руб. или на 25,94% при неизменных постоянных расходах, темп роста выручки будет существенно опережать темп роста затрат.



Заключение


На основании проведенного исследования в курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Приведено определение себестоимости продукции (работ, услуг), она представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Жемконское потребительское общество было образовано в 1998 г. Жемконское потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, законом РФ о «Потребительской кооперации», законом РС (Я), уставом. В состав Жемконского потребительского общества входят пять магазинов в пяти населенных пунктах – с. Кердем, с. Тит-Эбя, с. Хоточчу, с. Крачный-Ручей, с. Качикатцы, три хлебопекарни – это в с. Кердем, с. Тит-Эбя, с. Качикатцы, а также два кондитерских цеха при пекарнях Кердем, Качикатцы. Выручка от реализации продукции за 2008-2009 гг. уменьшилась на 1249 тыс. руб. или на 5%. Можно сказать, что основная деятельность Жемконского потребительского общество в 2009 г. была убыточной. По итогам 2009 г. получена прибыль по торговле в сумме 243,327 тыс. руб., убыток составил по производству хлеба – 243,267 тыс. руб., итого прибыль составила 59 руб. Себестоимость реализованных товаров предприятия за 2009 г. уменьшилась на 2188 тыс. руб. или на 11,4%.

Показано, что материальные затраты в 2009 г. по сравнению с 20008 г. увеличились на 1154 тыс. руб., а их доля в общей сумме затрат выросла на 9%. Расходы на оплату труда рабочих уменьшились в 2009 г. на 104 тыс. руб., удельный вес их также снизился на 2,37% и составил 41,72%. Доля амортизации основных средств уменьшилась незначительно, с 410 тыс. руб. в 2008 г. до 371 тыс. руб. в 2009 г. Уменьшились прочие затраты – на406тыс. руб., что привело к снижению их доли в общей сумме затрат на 5,14%. Из вышесказанного следует, что важнейшими резервами снижения себестоимости продукции является сокращение материальных и трудовых затрат, а также снижение доли прочих затрат.

В структуре затрат по статьям расходов наибольшую долю составляют сырье и материалы (30% в 2008 г., 39% в 2009 г.). При анализе отчетных (фактических) калькуляций изделий, прежде всего, выявляются постатейные отклонения от плана. При росте объема выпуска продукции Жемконского потребительского общества на 25,3 % в 2008 г., затраты на оплату труда увеличились на 26,2%, т.е. темп их роста несколько выше. Затраты на оплату труда возросли, поскольку средняя заработная плата одного работника растет быстрее производительности труда. Однако в 2009 г. ситуация изменились, затраты на оплату труда снизились на 2,4%, а объем производства уменьшился на 5%.

Показано, что в Жемконском потребительском обществе в 2009 гг. при снижении объема выпуска продукции на 5%, затраты на оплату труда уменьшились на 2,4 %, т.е. темп их снижения несколько ниже. Затраты на оплату труда уменьшились в 2009 г., поскольку средняя заработная плата одного работника растет быстрее производительности труда, что является отрицательным фактором в работе Жемконского потребительского общества.

Основной задачей анализа себестоимости продукции является выявление резервов снижения себестоимости. Причем Жемконском потребительском обществе, как было выявлено в процессе анализа, важнейшими резервами снижения затрат и себестоимости продукции является сокращение общепроизводственных, общехозяйственных и трудовых затрат.



Список использованных источников


1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993, 25 декабря.

2.  Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ. (с изм. от 24.07.2008 г.).

3.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ. (в ред. 30.062008 г.).

4.  Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. (с изм. и доп. от 13.10.2008 г.).

5.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ. (в редакции от 03.11.2006 г.).

6.  Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) // Финансовая газета. – 1999. - № 34.

7.  Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ-1/2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 06 октября 2008 г. № 10 бн.

8.   Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учеб. пособие / В.И. Стражев, Л.А. Богдановская, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Мн.: Выш. школа, 2007. - 480 с.

9.   Антони Роберт Н. Основы бухгалтерского учета. Ч. 2. Учет расходов. Отчет о прибыли. Товарно-материальные средства. Себестоимость реализованной продукции. Основные средства и амортизация. Обязательства и капитал. М.: Экономика, 2007. - 118 с.

10. Барановский С. И. Анализ эффективности затрат на производство и себестоимости продукции / С. И. Барановский / Управленческий учет. – 2008. - № 7. – С. 23-29.

11. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности организаций: учеб. пособие для вузов / А.А. Бачурин; под ред. З.И. Аксеновой. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 320 с.

12. Бугаев А. Формирование учетной политики на 2010 г. / А. Бугаев // Налоговый вестник. - 2009.- № 5. - С. 58-76.

13. Вахрушина М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность. Российская практика: проблемы и перспективы / М. А. Вахрушина. – М.: АКДИ, Экономика и жизнь, 2006. – 260 с.

14. Волков Н.Г. Бухгалтерский учет на предприятиях малого и среднего бизнеса / Н. Г. Волков. - М.: Бизнес-карта, 2008. - 124 с.

15. Глаголев П. Учет затрат и контроль / П. Глаголев // Риск. - 2008. - № 1-2. - С. 31-34.

16. Захарьин В. Р. Формирование себестоимости продукции / В. Р. Захарьин. – М.: Дело и сервис, 2009. - 397 с.

17. Ивашко Г. П. Условия и порядок выплаты компенсации работникам за использование транспортных средств и ее включение в себестоимость / Г. П. Ивашко // Управленческий учет. - 2008. - №7. - С. 60-64.

18. Кожевникова Т. С. Отнесение материальных затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) и для целей исчисления налогооблагаемой прибыли / Т. С. Кожевникова // Бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания. 2008. - № 6. - С. 71-75.

19. Колесников С. Н. Многомерная себестоимость / С. Н. Колесникова // Бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания. - 2008. - № 6. - С. 63-72.

20. Кондратова И. Г. Основы управленческого учета / И. Г. Кондратова // Главбух. - 2008. - № 6. - С. 79-103.

21. Котельникова Н. В. Построение системы внутреннего информационного обеспечения компании / Н. В. Котельникова // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 8. - С. 47-52.

22. Любушин Н. П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа: учебно-методический комплекс / Н. П. Любущин, В. Б. Лещева, Е. А. Сучкова. - М.: Юристь, 2007. – 350 с.

23. Луговой В.А. Учет и анализа затрат на производство и реализацию продукции / В. А. Луговой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 198 с.

24. Новиков С. Учет затрат по управлению производством в целях налогообложения / С. Новиков // Аудитор. 2000. № 8. С. 17-19.

25. Николаева О. Е. Основы анализа хозяйственной деятельности / Николаева О. Е., Т. Е. Шишкова. – М.: УРСС, 2005. – 320 с.

26. Пашигорева Г. И. Системы управленческого учета и анализа / Г. И. Пашигорева, О. С. Савченко. – Спб.: Питер, 2003. – 250 с.

27. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для ВУЗов / Л. В. Прыкина. - М.: ЮНИТИ-ДАННА, 2008. - 289 с.

28. Попова Л.В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебно-методическое пособие / Л. В. Попова, И. А. Маслова, С. А. Алимов, М. М. Коростелкин. – М.: Дело и Сервис, 2006. –448 с.

29. Русель А. Л. Анализ влияния на себестоимость трудовых затрат // Экономика. Финансы. Управление. - 2007. - № 10. С. 86-91.

30. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. – 4-е изд., доп. и перераб. – м.: Инфра-М, 2007. – 512 с.

31. Табурчак П.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / П.П. Табурчак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 352 с.

32. Танашева О. Г., Рябова Т. С. Контроль и анализ в системе управления затратами. // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 8. С. 39-46.

33. Цой А.В. Управленческий учет: учебно-методическое пособие / А. В. Цой. – М.: ИПЦ академии М.В. Ломоносова, 2005. – 39 с.


Теги: Себестоимость продукции и ее снижение (на примере Жемконского потребительского общества)  Курсовая работа (теория)  Антикризисный менеджмент
Просмотров: 42608
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Себестоимость продукции и ее снижение (на примере Жемконского потребительского общества)
Назад