Лидерство и руководство: сходства и различия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН


ЭССЕ

Тема: «Лидерство и руководство: сходства и различия»


Выполнила

Саенко Олеся

Проверил

Шахгулари В.В


Алматы 2012


Лидерство и управления: сходства и различия

«Лидер - это тот, кто идет по дороге впервые, но при этом ведет всех за собой. Лидер видит то, что еще увидеть нельзя, верит в то чего еще нет, знает путь, которым сам идет впервые или ведет себя так что его вера, видение и знания не вызывают сомнений».

Прежде всего хотела пояснить почему я выбрала именно эту тему. На сегодняшний день я стою на пороге создания своей собственной карьеры. Появляются мысли об открытии бизнеса. Для того, чтобы он был успешным, прежде всего необходимо правильно организовать структуру управления. Какой подход выбрать? Какой использовать метод общения с персоналом? - эти и многие другие вопросы встают передо мной на начальном этапе. Тема лидерства и управления всегда интересовала меня с точки зрения психологического подхода. Ведь для того, чтобы правильно взаимодействовать с командой необходимо знать психологию людей, уметь выстраивать отношения с разными людьми и т.д. Этому нужно учиться, а в дальнейшем совершенствовать полученные навыки и знания. Поэтому эта тема интересна мне не только с теоретической точки стороны, но и с практической.

Начну с того, что же такое «руководство» и кто этот человек, которого мы привыкли назвать «руководителем»? Руководитель - это прежде всего должностное лицо, которое наделено правом по распределению полномочий между работниками, их контролированием и проверкой. Чаще всего руководители придерживаются понятия «Работа должна быть сделана независимо от того, что думают подчиненные». Однако это зависит и от стиля руководства, который подразумевает разные подходы к управлению персоналом. Таким образов выделят следующие типы руководства:

Директивный (авторитарный)стиль управления. При данном стиле управления руководитель держит всех в «ежовых» рукавицах. Все решения он принимает самостоятельно и практически не прислушивается к подчиненным. Не любит инициативу. Применяет жесткие наказания в случае невыполнения работы или отклонения от своих прямых обязанностей. У такого руководителя интересы дела стоят выше интересов людей. Такой стиль управления ведет к снижению инициативности коллектива и его самостоятельности. Обстановка на рабочем месте очень напряженная.

Демократический стиль управления. Руководитель выстраивает отношения с подчиненными на принципах взаимопонимания и согласия. Подчиненные оповещаются о делах компании, активно принимают участие в ее деятельности. Общение с подчиненными проходит на уровне просьб, пожеланий. По необходимости применяются приказы. Руководитель использует всякого рода поощрения работников за отлично выполненные задания.

Либеральный стиль управления. Такой стиль управления обычно складывается в творческих коллективах, где каждый работник проявляет инициативу и креативный подход к выполнению необходимых заданий. Руководитель не вмешивается в дела подчиненным и пускает работу на самотек. Он стремится уменьшить свою персональную ответственность и придерживается позиции «не высовываться».

Теперь немного о лидерстве. Лидер как правило это психологический подход, а не назначенная должность. Лидерами становятся, а не назначаются. Это человек, который прежде всего сам заинтересован в прогрессе компании. Руководство для него не является основной целью. Это человек, который способен идти вперед при этом ведя за собой других людей. Порой человек становится лидером даже без собственного желания. Он просто напросто обладает такими чертами характера, которые вызывают у других людей доверие и стремление идти вместе с ним. Это прежде всего личность, которая должна обладать невероятной харизмой. Это человек, который способен буквально «зажечь» людей своей идеей и стремится к ее выполнению одной большой командой. Человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и тупей движения к нему. Лидер - это лицо, которое принимает на себя довольно большую ответственность, чем предписано должностью. Как правило выделяют два типа лидерства:

Инициативный лидер. Их действия у всех на виду, и они рассчитаны именно на это. Такие люди не боятся открывать что-то новое для себя. Они часто рискуют и вероятность проигрыша их никогда не останавливает. Они словно актеры в театре играют на сцене жизни. Такие лидеры верят в то, что каждая неудача только делает их сильнее и опытнее. Такие личности редко падают духом, смело берут на себя ответственность и никогда не сдаются.

Консервативный лидер. Жизнь таких личностей стабильна и целенаправленно. Как правило они действуют очень расчетливо, редко идут на риск. Они терпеливы и рассудительны. Их редко может застать врасплох сложная ситуация. Отрицательной стороной такого лидера является то, что порой он слишком быстро отступает и упускает огромные возможности. Однако их уверенность и нацеленность на результат помогают им в достижении поставленных целей.

Лидер и руководитель - в чем же их сходства и различия? Или может это одно и то же? Какими качествами должны обладать вышеупомянутые личности? На эти вопросы я постараюсь ответить в продолжение моего ЭССЕ.

Взаимоотношения с подчиненными. Руководитель на первое место ставит порядок во взаимоотношении с подчиненными. Для него малое значение имеет эмоциональная составляющая межличностных отношений в коллективе. В первую очередь, подчиненные - это работники, которые выполняют свои обязанности. Все подчиненные обязаны уважительно относиться к руководителю и вести себя подобающим образом. Для лидера же эмоциональное состояние в коллективе очень важно. Он уделяет внимание каждому работнику. Следует заметить, что в отношении лидера чаще употребляются слова «работник», «сотрудник», «компаньон», в то время как у руководителя это непременно «подчиненный». Лидеры склонны к использованию эмоций в общении с сотрудниками. Они стремятся вызвать у них сильные чувства, которые будут двигать ими в дальнейшем. К таким людям бывает разное отношение в коллективе. Некоторые могут их любить, некоторые ненавидеть. Однако лидеры не уделяют этому особого внимания. Они не требуют от людей уважения, они его заслуживают.

Мотивация и наказания.

Для достижения поставленных целей руководители прежде всего используют контроль. В качестве мотивации выступают премии, поощрения и т.д. Однако наказания преобладают над похвалой. Недочетам и провалам уделяется большее внимание в отличие от достижений.

Лидеры же строят свои отношения с сотрудниками на доверии, стараясь вдохновить и мотивировать их личным примером. За основу они берут доверительные отношения в коллективе. Признание успехов и достижений преобладает над ошибками. Ошибки они стараются проанализировать и решить их усилиями всей группы.

Постановка целей лидерство руководство управление мотивация

При постановке новых целей и принятии решений руководители акцентируют внимание на старом опыте. Они стараются до минимума свести возможность поиска новых путей решения поставленных задач.

Лидеры же наоборот стараются разработать новые пути решения проблем. Находят неординарные решения и идут на риск. Лидеры более гибки в принятии решений в отличие от руководителей.

Отношение к власти.

Руководитель старается держать все и всех под своим контролем. Чаще всего он принимает решение единолично. Не любит инициативы. В случае прислушивания к подчиненным самостоятельно перепроверит все еще пару десятков раз, однако не факт что согласится с их идеей и мнением.

Лидер без опаски передает полномочия. Квалифицированно разделяет задания и принимает наиболее выгодное для всех решение. Поддерживает инициативу сотрудников. Обратная связь для него очень важна.

Взаимоотношения с коллективом.

Руководителю с огромным трудом удается налаживать отношения с людьми. Он редко защищает коллектив, занимается его сплоченностью и решением конфликтных ситуаций внутри него. Требует чтобы подчиненные делали необходимую порученную им работу, но не просит их большего. Для него приоритетными являются его собственные интересы и интересы компании в целом. То что хотят подчиненные не играет существенной роли.

Лидер старается выстроить хорошие отношения в коллективе, которые будут способствовать эффективной деятельности всей команды. Он защищает своих коллег и отстаивает их мнение в случае давления извне. Однако требует от них максимального вклада в общее дело. Он выражает интересы коллектива и следит за тем, чтобы интересы отдельного человека не противоречили интересам всей группы.

Я думаю выше было изложено достаточно фактов, которые помогли понять кто есть кто и какие методы управления использует. Различия очевидны. Однако стоит сказать и насчет сходств двух личностей - руководителя и лидера. Главное сходство состоит в том, что оба эти человека нацелены на стимулирование коллектива, нацеливание его на решение задач, а также контроль за их выполнением. Лидер осуществляет это с помощью психологического воздействия, а руководитель с помощью применения метода распределения ролей управления и подчинения. И тот и другой человек обладают авторитетом среди членов коллектива. Признание этого авторитета может рассматриваться и с позитивной точки зрения и с негативной, однако в любом случае оно имеет место быть. Быть руководителем еще не значит быть лидером. Лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. На сегодняшнем рынке труда наиболее ценятся именно те люди, которые имеют способность заинтересовать других людей, внушить им силу и уверенность в себе, дать понять им, что все в их руках - стоит только захотеть. Как сказал Берти Чарльз Форбс «История показывает, что самые известные победители обычно сталкивались с невыносимыми трудностями прежде, чем они достигли своего триумфа. Они победили, потому что они отказались быть побежденными».

Это огромная удача, если официально назначенный руководитель обладает лидерскими качествами. В таком коллективе будет царить не только позитивная и приятная атмосфера, но и все будет находиться под жестким контролем. Этого человека будут именно уважать, а не бояться. Он будет непременным авторитетом для каждого сотрудника. За ним будут идти и ему будут подражать. Его идеи будут приветствовать и работники будут изъявлять желания их реализовывать. Руководитель будет неким другом для каждого работника индивидуально и советчиком для всех. Вот ради такого стоит развивать свои навыки. Это безумно приятное чувство, когда то, что ты делаешь нравится и удовлетворяет желания не только тебя лично, но и твоих сотрудников. Когда ты понимаешь, что твои старания не проходят зря. Когда ты осознаешь свой вклад в общество и личностное развитие. Сегодня я прикладываю все усилия для того, чтобы развивать себя как в личностном так и в профессиональном плане. Я непременно знаю, что все мои усилия пригодятся мне в будущем и помогут в достижении поставленных целей. Сейчас, я могу с уверенностью сказать, что меня ожидает успешная карьера в образе руководителя - лидера!


Источники литературы


1.http://www.sunhome.ru/psychology/12274/p2

.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33625/

.http://www.elitarium.ru/2006/12/18/liderstvo_i_rukovodstvo.html


Теги: Лидерство и руководство: сходства и различия  Эссе  Менеджмент
Просмотров: 33858
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Лидерство и руководство: сходства и различия
Назад