SWOT-анализ компании "Эксперт Северо-Запад"

Содержание


Введение

Глава 1. Характеристика регионального издания «Эксперт Северо-Запад»

.1 Общая концепция бизнеса группы «Эксперт»

.2 Характеристика внешней среды «Эксперт Северо-Запад»

Глава 2. SWOT-анализ «Эксперт Северо-Запад»

.1 Составление матрицы SWOT-анализа

.2 Стратегии «Эксперт Северо-Запад», разработанные на основании SWOT-анализа

.3 Разработка стратегии на основе SWOT-анализа

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы работы. Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге.

Таким образом, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Благодаря своей концептуальной простоте SWOT стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как «эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены».

Объектом применения SWOT-метода могут быть все виды коммерческих и некоммерческих организаций. Вместе с тем вид деятельности фирмы, организации, их характеристики (размер, сложность и т.д.) вносят определенную специфику в анализ в форме специфических факторов, важных для фирмы. Исходя из этого, началом работы является определение исходных условий специфики объекта исследований, выражающееся в характеристике объекта исследований.

При формулировании стратегии направления, бизнес-единицы, компании, корпорации, концерна необходимо четко представлять возможности и угрозы, включая возможности и угрозы на каждом из рынков - если их несколько. Необходимо уменьшить влияние слабостей. При анализе сильных и слабых сторон обязательно следует обратить внимание на сложившуюся корпоративную культуру компании и политику собственников. Она определяет ограничения и возможности при выборе направлений развития.

Таким образом, SWOT-анализ сегодня становится важнейшим инструментом оптимизации современного бизнеса.

Целью работы является проведение SWOT-анализа исследуемой компании.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1.исследовать деятельность издательств и определить основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются издательства;

2.выявить особенности управления деятельностью издательств;

.определить роль инновационных стратегий на предприятии в условиях рынка.

Объектом исследования данной курсовой работы является деловой аналитический журнал «Эксперт Северо-Запад». Деятельность «Эксперт Северо-Запад» ориентирована на создание информационного и аналитического продукта, содействующего российским компаниям в их развитии, помогающих ориентироваться в сложном мире современной экономики и бизнеса. Одним из основных стратегических направлений является изучение нынешнего общего состояния отечественных рынков и их отдельных сегментов, а также выявление потенциала и составление прогноза будущего российской экономики в целом и Северо-Западного региона в частности.


Глава 1. Характеристика регионального издания «Эксперт Северо-Запад»


.1Общая концепция бизнеса группы «Эксперт»


Прежде чем приступить к описанию характеристики компании «Эксперт Северо-Запад», необходимо понять общую концепцию бизнеса группы компаний «Эксперт», к которым принадлежит анализируемое региональное издание «Эксперт Северо-Запад».

Общенациональный еженедельный деловой журнал «Эксперт» издает коллектив профессиональных экономистов и журналистов, имеющих многолетний опыт работы в ведущих исследовательских центрах и лучших деловых изданиях страны. Первый номер журнала «Эксперт» вышел в июле 1995 года, всего лишь месяц спустя после того, как команда покинула ИД «Коммерсантъ», где до этого она наладила выпуск первого в России цветного делового журнала «Коммерсантъ». Среди членов редколлегии и постоянных авторов журнала «Эксперт» 19 человек имеют научные степени и звания, опыт исследовательской работы и организации научной деятельности. В 1995 году по результатам исследования Института социологии РАН три редактора журнала - Никита Кириченко, Валерий Фадеев, Андрей Шмаров - вошли в число пятидесяти лучших журналистов России. Авторы журнала неоднократно становились победителями различных конкурсов в номинации «бизнес-пресса», проводимых Центральным Банком РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, Федеральной комиссией по ценным бумагам, Ассоциацией российских банков, Конгрессом банков Тихоокеанского региона, Российским биографическим институтом.

На сегодняшний день группа компаний «Эксперт» представляет собой разветвленную международную издательскую и исследовательскую группу. В нее помимо общенационального делового журнала «Эксперт» входят четыре российских региональных издания - «Эксперт Северо-Запад», «Эксперт Урал», «Эксперт Сибирь» и «Эксперт Волга», а также зарубежные издания группы - «Эксперт-Казахстан» и «Эксперт-Украина». В группу «Эксперт» также входят уже завоевавшие высокий авторитет в России и мире рейтинговое агентство «Эксперт РА», маркетинговое агентство «Эксперт-Дата», аналитический центр и Инновационное бюро «Эксперт» (рис. 1).


Рис. 1. Структура бизнеса компаний «Эксперт»


Центральное предприятие холдинга - журнал «Эксперт» - одно из самых влиятельных еженедельных деловых аналитических изданий России. За десять лет своего существования в непростых политических и экономических условиях изданию удалось не только выжить и сохранить своих читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера российской деловой журнальной прессы.

Деятельность группы компаний «Эксперт» ориентирована на создание всего комплекса информационных и аналитических продуктов, содействующих российским компаниям в их развитии, помогающих ориентироваться в сложном мире современной экономики и бизнеса. Одним из основных стратегических направлений является изучение нынешнего общего состояния отечественных рынков и их отдельных сегментов, а также выявление потенциала и составление прогноза будущего российской экономики в целом. Неотъемлемой составной частью данной стратегии стали стартовавшее в 2000 году беспрецедентное исследование «Стиль жизни среднего класса», анализирующее предпочтения и ценности наиболее активной группы потребителей, а также впервые проведенный в 2001 году «Конкурс русских инноваций», призванный привлечь внимание общественности, властей и бизнеса к потенциалу отечественной науки и высоких технологий.

В 2004 году журналистский коллектив «Эксперта» выкупил пакет акций издания у холдинга «Профмедиа», став таким образом единственным собственником компании. В ближайших планах группы «Эксперт» - продолжение реструктуризации активов группы, реорганизация системы управления компаниями и проектами группы, усиление их интеграции с целью повышения финансовой эффективности и уровня капитализации группы. Прекрасно осознавая быстротечные изменения российского экономического, политического и медиаландшафта, группа «Эксперт» стремится развивать и адаптировать новые технологии и творческие подходы, которые позволят читателям и партнерам по-прежнему получать беспристрастную, компетентную и своевременную аналитическую информацию, а журналу «Эксперт» быть журналом для тех, кто принимает решения.

Основные исторические даты группы компаний «Эксперт» представлены в приложении 1.

Таким образом, на примере группы компаний «Эксперт» наблюдается ярко выраженная диверсификация линейки продуктов. Основная цель холдинга - рост продаж головного издания, для чего и были созданы региональные издания.

«Эксперт Северо-Запад» - региональный деловой журнал (рис. 2). Издается с 1999 года. Офис регионального издания расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Разъезжая, 5, оф.120.


<#"justify">Рис. 2. Обложка издания «Эксперт Северо-Запад»


Журнал «Эксперт Северо-Запад» - единственный на Северо-Западе деловой аналитический журнал, посвященный проблемам экономики региона, экономической политике властей, интересному опыту компаний.В журнале дается анализ текущих экономических процессов, делаются обзоры отраслевых рынков, регулярно публикуются рейтинги крупнейших компаний региона, а так же списки самых влиятельных и успешных предпринимателей.

Текущее положение издания «Эксперт Северо-Запад» характеризуется этапом стабильного роста. Рост выручки составляет 25-35% в год. При этом доход от рекламы составляет 10% выручки (приложение 2), остальные 90% - продажа журналов розничному потребителю.

Тираж составляет 10-11 тыс. экземпляров. Руководство издания считает, что тираж журнала «Эксперт Северо-Запад» можно довести до 20 тыс. экземпляров, но для этого необходимы будут большие рекламные вложения и некоторое изменение направленности журнала, что, в конечном счете, не гарантирует аудитории и прибыльности издания, которые достигнуты в настоящий момент. Поэтому любые изменения текущей концепции журнала - считают необоснованными.

Учитывая все выше сказанное, текущая стратегия компании «Эксперт Северо-Запад» характеризуется как фокусная дифференциация.

Таким образом, данное издание полностью отвечает общей концепции изданий группы компаний «Эксперт».


1.2 Характеристика внешней среды «Эксперт Северо-Запад»


Целью анализа внешней среды компании «Эксперт Северо-Запад» является изучение важности учета действия факторов внешней среды в стратегии развития фирмы. Анализ внешней среды проводится в условно разделенных двух частях среды: анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения. Вместе с тем конкретная ситуация и сила воздействия факторов внешней среды обусловливают приоритет и тщательность исследований тех аспектов и факторов, которые для фирмы представляются наибольшими угрозами или возможностями.

Степень влияния макросреды на различные организации различна, поскольку это связано с различиями в зонах хозяйствования (видах бизнеса), с различиями в потенциале организаций (различных слабых и сильных сторонах). Вместе с тем макросреда является одинаковой для всех предприятий, поскольку служит фоном их деятельности.

При анализе макросреды выделяют сферы (среды, аспекты) внешнего окружения, которые исследуются с целью установления важности изменений в этих сферах для фирмы. Основные элементы, которые необходимо рассмотреть, включают в себя:

законодательные / регулирующие / политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;

общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;

технологические силы. Технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;

экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги;

конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы. Особого внимания заслуживают следующие моменты: интенсивность конкуренции; угроза появления новых конкурентов; потребности покупателей на рынке; рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков; конкурентоспособность; давление со стороны товаров-заменителей.

Технологические силы - это силы, способствующие созданию новых технологий, благодаря которым возникают новые товары и новые возможности для предприятий. Новые технологии приносят человеку, как пользу, так и в некоторых случаях вред. Каждая новая технология приходит на смену старой, и обычно старая терпит поражение, и предприятие при появлении нового товара старается произвести и предложить потребителю товар такого же уровня или лучше.

Конкретно для издания «Эксперт Северо-Запад» речь идет о развитии информационных технологий создания, хранения, переработки и представления информации. Поэтому компании «Эксперт Северо-Запад» необходимо вовремя обратить свой взгляд на сложившуюся обстановку и возможно в ближайшем будущем постепенно начать использовать данные новшества себе на благо, тем более, что учитывая специфику деятельности компании это будет не трудно (т.к. верстка журнала «Эксперт Северо-Запад» осуществляется при помощи компьютера и пересылается по сети для печати в головной офис в Москве).

Колебания основных экономических переменных, таких как доход, прожиточный минимум, процентные и кредитные ставки, оказывают большое влияние на рынок. Компании «Эксперт Северо-Запад» необходимо прогнозировать и учитывать эти изменения. Учитывая тот факт, что анализируемая компания представляет собой деловое общественно-политическое издание и в определенной степени участвует в формировании «повестки дня» государства, то она всегда своевременно адаптируется к изменениям экономической, законодательной и политической среды и не только не пострадает, но и сможет извлечь выгоду из этих изменений.

За семь лет своего существования в непростых политических, экономических и культурных условиях изданию «Эксперт Северо-Запад» удалось не только выжить и сохранить своих читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера северо-западной деловой журнальной прессы.

Анализ факторов непосредственного (оперативного окружения связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном воздействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, а значит формировать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее деятельности. Чаще всего в качестве ближайшего окружения организации рассматриваются потребители, поставщики и конкуренты. При необходимости перечень расширяется или изменяется в зависимости от специфики организации, например, рынок труда, инвесторы, банки и т.д.

В настоящий момент «Эксперт Северо-Запад» является престижным изданием, оно вышло в рыночную нишу, в которой ему нет реальных конкурентов. Тем не менее, существуют издания, которые могут составить журналу «Эксперт Северо-Запад» конкуренцию в отдельных областях. К ним относятся издания: «Деловой Петербург», «Коммерсанть», «Ведомости».

При этом существует угроза появления новых более сильных конкурентов, а также непосредственно давление со стороны товаров-заменителей: появление новых технологий передачи и распространения информации, в частности в связи с бурным развитием современных информационных технологий - общественный переход читательской аудитории с печатных изданий СМИ на электронные и Internet-технологии.

Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения фирмы, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет фирме лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Журнал «Эксперт Северо-Запад» обладает уникальной аудиторией: в основном это руководители ведущих компаний Северо-Западного региона, представители администрации г. Санкт-Петербурга. По оценкам исследовательской компании «Тортис» постоянная ежемесячная аудитория журнала «Эксперт Северо-Запад» только в Санкт-Петербурге составляет 75 тыс. человек. Тем не менее, в настоящее время рынок близок к насыщению, что связано, прежде всего, с физической ограниченностью численности аудитории журнала и его спецификой.

Таким образом, анализируя все выше сказанное можно сделать следующий вывод. Для данной стадии жизненного цикла отрасли по производству печатных СМИ деловой направленности характерно: обновление продуктовой линии (создание региональных печатных изданий деловой направленности), незначительное число конкурентов (Деловой Петербург, Коммерсант, Ведомости) и закрепившиеся лидеры, концентрация рынка, наличие определенных покупательских предпочтений, высокие стартовые барьеры.

При данной ведущей конкурентной позиции журнала «Эксперт Северо-Запад» и стадии жизненного цикла отрасли по производству печатных СМИ деловой направленности характерно: положительная прибыль организации, реинвестирование по мере необходимости. Возможными стратегиями будут: удержание доли рынка и конкурентного положения на нем.

Глава 2. SWOT-анализ «Эксперт Северо-Запад»


2.1 Составление матрицы SWOT-анализа


Для составления матрицы SWOT необходимо определить сильные и слабые стороны предприятия, а также его возможности и угрозы.

Определить основные компоненты SWOT-матрицы можно с помощью экспертного метода. Для этого необходимо привлечь экспертов, которые из общего количества определенных сторон выберут наиболее выраженные. Эксперты оценивают данные компоненты используя балльный метод, т.е. устанавливается балльная шкала, например от 1 до 10 баллов, в пределах которой эксперты оцениваю компоненты SWOT-матрицы, а также определяют удельный вес.

Полученные данные экспертами обрабатываются и наиболее выраженные по балльной шкале компоненты заносятся в SWOT-матрицу (рис. 2.1).


Рис. 3. Схема первичного SWOT-анализа


Составим характеристики сильных сторон компании «Эксперт Северо-Запад»:

1. Выдающая компетентность - журнал «Эксперт Северо-Запад» издает коллектив профессиональных экономистов и журналистов, имеющих многолетний опыт работы в ведущих исследовательских центрах и лучших деловых изданиях страны.

. Адекватные финансовые ресурсы - компания «Эксперт Северо-Запад» входит в группу компаний «Эксперт», представляющих собой разветвленную международную издательскую и исследовательскую группу. В ближайших планах группы «Эксперт» - продолжение реструктуризации активов группы, реорганизация системы управления компаниями и проектами группы, усиление их интеграции с целью повышения финансовой эффективности и уровня капитализации группы.

. Сильный кадровый состав - среди членов редколлегии и постоянных авторов журнала «Эксперт Северо-Запад» 19 человек имеют научные степени и звания, опыт исследовательской работы и организации научной деятельности; три редактора журнала - вошли в число пятидесяти лучших журналистов России; авторы журнала неоднократно становились победителями различных конкурсов в номинации «бизнес-пресса», проводимых Центральным Банком РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, Федеральной комиссией по ценным бумагам, Ассоциацией российских банков, Конгрессом банков Тихоокеанского региона, Российским биографическим институтом.

. Персональный маркетинг, реклама продукции - непосредственно нацеленный на руководителей ведущих компаний Северо-Западного региона и представителей администрации г. Санкт-Петербурга.

. Известный лидер рынка российской деловой журнальной прессы, раскрученный бренд, готовая завоеванная аудитория - центральное предприятие холдинга - журнал «Эксперт» - одно из самых влиятельных еженедельных деловых аналитических изданий России. За десять лет своего существования в непростых политических и экономических условиях изданию удалось не только выжить и сохранить своих читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера российской деловой журнальной прессы. Журнал «Эксперт Северо-Запад» обладает уникальной аудиторией: в основном это руководители ведущих компаний Северо-Западного региона, представители администрации г. Санкт-Петербурга.

. Изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности компании - прекрасно осознавая быстротечные изменения российского экономического, политического и медиаландшафта, группа «Эксперт» стремится развивать и адаптировать новые технологии и творческие подходы, которые позволят читателям и партнерам по-прежнему получать беспристрастную, компетентную и своевременную аналитическую информацию, а журналу «Эксперт» быть журналом для тех, кто принимает решения.

. Защищенность от конкуренции - в настоящий момент «Эксперт Северо-Запад» является престижным изданием, вышедшим в рыночную нишу, в которой ему нет реальных конкурентов.

. Информационные технологии - верстка журнала «Эксперт Северо-Запад» осуществляется при помощи компьютера и пересылается по сети для печати в головной офис в Москве.

. Компания обладает политическим ресурсом, связями в администрации города, участвует в формировании «повестки дня» государства - тесное сотрудничество с руководителями ведущих компаний Северо-Западного региона, представители администрации г. Санкт-Петербурга.

. Преимущество в области конкуренции - единственный на Северо-Западе деловой аналитический журнал, посвященный проблемам экономики региона, экономической политике властей, интересному опыту компаний. В журнале дается анализ текущих экономических процессов, делаются обзоры отраслевых рынков, регулярно публикуются рейтинги крупнейших компаний региона, а так же списки самых влиятельных и успешных предпринимателей.

. Проверенный временем менеджмент - за семь лет своего существования в непростых политических, экономических и культурных условиях изданию «Эксперт Северо-Запад» удалось не только выжить и сохранить своих читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера северо-западной деловой журнальной прессы.

Таким образом, по результатам анализа сильных характеристик компании «Эксперт Северо-Запад», были выделены пять характеристик, которые вошли в первичный SWOT-анализ, а именно:

. Сильный кадровый состав, что применительно к компании «Эксперт Северо-Запад» означает:

во-первых, действительно высокую квалификацию персонала и компетентность в решении поставленных перед ними задач;

во-вторых, ряд ценных сотрудников «Эксперт Северо-Запад» являются его акционерами, поэтому они заинтересованы в его прибыльности и не уйдут из этого журнала к конкурентам.

. Выдающая компетентность - еженедельный деловой журнал «Эксперт Северо-Запад» издает коллектив профессиональных экономистов и журналистов, имеющих многолетний опыт работы в ведущих исследовательских центрах и лучших деловых изданиях страны.

. Известный лидер рынка, раскрученный бренд (группа компаний под общим названием «Эксперт»), готовая завоеванная аудитория (в основном именно благодаря раскрученному бренду «Эксперт»).

. Информационные технологии (легко осуществить переход на новые информационные технологии).

. Преимущество в области конкуренции (является престижным изданием, которое благодаря своей выдающейся компетентности заняло рыночную нишу, в которой ему нет реальных конкурентов).

Далее составим характеристики слабых сторон компании «Эксперт Северо-Запад»:

. Отсутствие ясных стратегических направлений - в настоящее время руководство журнала «Эксперт Северо-Запад» четко не определило дальнейшую стратегию развития издания.

. Более низкая прибыльность по сравнению с годами роста - рост выручки составляет 25-35% в год.

3. Четкая политика головного издания - издание полностью отвечает общей концепции изданий группы компаний «Эксперт».

. Узкий специфический продукт - деловой аналитический журнал, посвященный проблемам экономики региона, экономической политике властей, интересному опыту компаний, поэтому аудитория журнала четко ограничена. Стратегия компании «Эксперт Северо-Запад» характеризуется как фокусная дифференциация.

Таким образом, по результатам анализа слабых характеристик компании «Эксперт Северо-Запад», были выделены три характеристики, которые вошли в первичный SWOT-анализ, а именно:

. Четкая политика головного издания (существует общая концепции изданий группы компаний «Эксперт», которой ограничено развитие дочерних организаций. Все стратегические изменения концепции строго регламентированы «сверху»).

. Узкий специфический продукт (издание «Эксперт Северо-Запад» обладает уникальной аудиторией: в основном это руководители ведущих компаний Северо-Западного региона, представители администрации г. Санкт-Петербурга. Однако, рынок близок к насыщению, что связано, прежде всего, со спецификой издания и физической ограниченностью численности аудитории журнала).

. Отсутствие ясных стратегических направлений.

На основании данных о внешней среде компании «Эксперт Северо-Запад», составим характеристики угроз внешней среды компании «Эксперт Северо-Запад»:

. Возможность появления новых конкурентов - существует угроза появления новых более сильных конкурентов.

. Замедление роста рынка - издание «Эксперт Северо-Запад» уже освоило весь рынок деловых и аналитических изданий северо-западного региона.

. Уход рекламодателей к другим изданиям - угроза ухода рекламодателей к другим изданиям, размещение рекламы в которых стоит дешевле, чем в журнале «Эксперт Северо-Запад».

. Неблагоприятная политика государства, любой экономический кризис - угроза повышения налогов; повторения кризиса 1998 г.; угроза уменьшения доходов потребителей.

. Развитие альтернативных средств рекламы; новые технологии информации и предоставления СМИ - развитии информационных технологий создания, хранения, переработки и представления информации. Полный отказ общества от печатных изданий и переход на электронные издания.

. Изменение потребностей и вкусов потребителей - в последнее время журнал «Эксперт Северо-Запад» стал боле политическим, при этом складывается репутация работы «по заказу государства», т.е. освещения некоторых политических вопросов недостаточно объективно.

. Неблагоприятные демографические изменения - уменьшение аудитории журнала «Эксперт Северо-Запад».

Таким образом, по результатам анализа угроз внешней среды компании «Эксперт Северо-Запад», были выделены четыре характеристики, которые вошли в первичный SWOT-анализ, а именно:

. Изменение потребностей и вкусов потребителей.

. Уход рекламодателей к другим изданиям.

. Развитие альтернативных средств рекламы; новые технологии информации и предоставления СМИ.

. Неблагоприятная политика государства, любой экономический кризис.

Далее на основании данных о внешней среде компании «Эксперт Северо-Запад», составим характеристики возможностей внешней среды компании «Эксперт Северо-Запад»:

. Улучшение инвестиционного климата в РФ.

. Свободная конкуренция в рамках рыночной экономики.

. Совершенствование законодательной базы.

. Политическая свобода слова и объективного освещения экономической и политической ситуации в стране.


Таблица 1

Первичный SWOT-анализ

Сильные стороны (S) 1. сильный кадровый состав; 2. выдающая компетентность; 3. известный лидер рынка российской деловой журнальной прессы, раскрученный бренд, готовая завоеванная аудитория; 4. информационные технологии; 5. преимущество в области конкуренции.Слабые стороны (W) 1. четкая политика головного издания; 2. узкий специфический продукт; 3. отсутствие ясных стратегических направлений.Возможности (O) 1. улучшение инвестиционного климата в РФ. 2. свободная конкуренция в рамках рыночной экономики. 3. совершенствование законодательной базы.Угрозы (T) 1. изменение вкусов потребителей; 2. уход рекламодателей к другим изданиям; 3. развитие альтернативных средств рекламы; новые технологии информации и предоставления СМИ; 4. неблагоприятная политика государства, любой экономический кризис.

Таким образом, по результатам анализа возможностей внешней среды компании «Эксперт Северо-Запад», были выделены три характеристики, которые вошли в первичный SWOT-анализ, а именно: улучшение инвестиционного климата в РФ; свободная конкуренция в рамках рыночной экономики; совершенствование законодательной базы. Учитывая все выше сказанное, сведем выделенные характеристики в первичный SWOT-анализ (табл. 1).инновационный стратегия бизнес издательство

На основании полученных данных, проведем поэтапный SWOT-анализ.

2.2 Стратегии «Эксперт Северо-Запад», разработанные на основании SWOT-анализа


После выделения конкретного списка слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей построим матрицу SWOT для установления связей между ними (табл. 2).

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы по таблице 2:

стратегия SO рассчитана на максимизацию использования сильных сторон компании «Эксперт Северо-Запад» и благоприятных возможностей, т.е предполага-ет: выход на новые рынки (например, «Экперт-Белоруссия») и расширение продуктовой линии с увеличением разнообразия по взаимосвязанным продуктам (организация маркетинговых и социально-экономических исследований; тележурналов) и переходом на новые технологии (полная электронная версия журнала «Эксперт Северо-Запад» доступная для чтения для потребителей, имеющих оплаченный пароль доступа к сайту или постоянный абонемент);

стратегия WO рассчитана на минимизацию влияния слабых сторон и максимизацию использования благоприятных возможностей, в данном случае это: создание новых издательских продуктов и информационных услуг, отвечающих общей концепции изданий группы компаний «Эксперт»;


Таблица 2

Матрица SWOT

Внутренние факторыСильные стороны (S) 1. сильный кадровый состав; 2. выдающая компетентность; 3. известный лидер рынка, раскрученный бренд, готовая завоеванная аудитория; 4. подходящие технологии; 5. преимущество в области конкуренции.Слабые стороны (W) 1. четкая политика головного издания; 2. узкий специфический продукт; 3. отсутствие ясных стратегических направлений.Внешние факторыSO Стратегические опцииWO Стратегические опцииВозможности (O) 1. улучшение инвестиционного климата в РФ. 2. свободная конкуренция в рамках рыночной экономики. 3. совершенствование законодательной базы.1. выход на рынок белорусской деловой журнальной прессы (например, «Экперт-Белоруссия») и расширение продуктовой линии с увеличением разнообразия по взаимосвязанным продуктам (организация маркетинговых и социально-экономических исследований; тележурналов) и переходом на новые технологии (полная электронная версия журнала «Эксперт Северо-Запад» доступная для чтения для потребителей, имеющих оплаченный пароль доступа к сайту) ().1. создание новых издательских продуктов и информационных услуг, отвечающих общей концепции изданий группы компаний «Эксперт»

().Угрозы (T) 1. изменение вкусов потребителей; 2. уход рекламодателей к другим изданиям; 3. развитие альтернативных средств рекламы; новые технологии информации и предоставления СМИ; 4. неблагоприятная политика государства, любой экономический кризис.ST Стратегические опции 1. постоянное поддерживание интереса рекламодателей к изданию «Эксперт Северо-Запад» ();

. переход на новые информационные технологии размещения рекламы и СМИ ();

. своевременное адаптирование к изменениям экономической, законодательной и политической среды ().WT Стратегические опции

1. создание рубрики независимых статей для восстановления репутации у потребителей ();

2. использование новых информационных технологий ()

стратегия ST предполагает максимизацию использования сильных сторон и минимизацию возможных угроз, т.е.: постоянное поддерживание интереса рекламодателей к изданию «Эксперт Северо-Запад»; переход на новые информационные технологии размещения рекламы и СМИ; своевременное адаптирование к изменениям экономической, законодательной и политической среды;

стратегия WT предполагает минимизацию влияния слабых сторон и минимизацию возможных угроз, в данном случае это: создание рубрики независимых статей для восстановления репутации у потребителей; использование новых информационных технологий.

Таким образом, учитывая все выше сказанное, компания «Эксперт Северо-Запад» должна выработать такую стратегию, которая бы позволяла избавиться от основных недостатков и предотвратить надвигающиеся угрозы.


.3 Разработка стратегии на основе SWOT-анализа


После сопоставления внешних угроз и возможностей с внутренними силами и слабостями, руководство может определить стратегию, которой будет следовать. В данном случае такой стратегией является стратегия концентрированного роста, которая будет состоять из: стратегии усиления позиций на рынке; стратегии развития продукта и стратегии расширения рынка.

Управляющая система издательства представлена определенным аппаратом управления, который подразделяется на обособленные части - органы управления. Таким образом, структура управления издательством это определенная совокупность взаимосвязанных органов управления, расположенных на различных ступенях системы и обеспечивающих ее функционирование в целом. Эффективное управление без четко продуманной структуры практически невозможно, а периодическая потребность в корректировке структурных схем вполне очевидна.

Основными требованиями, которым должна соответствовать рациональная организационная структура издательства, являются:

обеспечение эффективного достижения основных производственных и организационных целей;

формирование полного взаимодействия всех элементов структуры;

адекватное реагирование на изменения внешней среды.

Рационально созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на планирование работы издательства, на оперативное управление, на способы организации работ и их координацию, дает возможность измерять и сравнивать результаты издательской деятельности каждого звена системы. Структура влияет и на технологию управления, от которой в значительной степени зависит успешное решение задач рационального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров. Ошибки в структуре управления приводят к снижению не только эффективности системы управления, но и всей организационной системы в целом; структура следует за стратегией и должна чутко реагировать на ее изменения. Управление на издательских предприятиях может осуществляться при помощи различных структур. Наиболее часто встречающимися являются дивизиональная, пирамидальная, плоская структуры и пресс-группы.

Дивизиональная структура управления издательством основывается на стремлении повысить уровень самостоятельности управления и работы различных подразделений коллектива. Каждому из них - отделу редакции, ее технической или коммерческой службе - передается управление его коллективом, планирование деятельности, контроль за ее результатами и, что важно, бюджетирование и реализация бюджета. К основным достоинствам дивизиональной структуры можно отнести: предоставление большей самостоятельности дивизионам издательства; увеличение инновационной активности сотрудников; не вмешательство руководства издательства в процесс решения задач. Вместе с тем, дивизиональная структура обладает целым рядом существенных недостатков, в числе которых: повышенная ответственность руководителей и работников каждого дивизиона за свою деятельность; наличие только общего итогового контроля за издательской деятельностью; отсутствие быстрой взаимосвязи между дивизионами при решении текущих проблем издательства; постановка руководством издательства только общих конечных задач.

В начале своего развития многие издательства использовали пирамидальную структуру управления, которая была распространенна в 90-е годы. В ней были как достоинства: обеспечение полного разделения труда в коллективе; единоначалие управления на всех уровнях; высокая ответственность сотрудников за выполненную работу, так и недостатки: громоздкость, дублирование обязанностей, медленное прохождение информации по подразделениям для управления коллективом и выпуска издания. Со временем последний недостаток стал сказываться на конкурентоспособности изданий самым отрицательным образом. Для прохождения оригинал-макетов будущих публикаций снизу - вверх (от авторов и рекламодателей к редактору) требовалось значительное время. Это снижало оперативность выхода информационных и рекламных сообщений на газетные полосы и увеличивало путь рекламной информации к ее потребителям, что, в свою очередь, не устраивало рекламодателей. К тому же в ходе постоянной правки оригиналов на каждом уровне подаваемая рекламодателями информация подвергалась искажению и могла выходить на газетную полосу в неточном или не полном формате.

Образование издательского объединения, включающего в себя несколько однотипных изданий, называется пресс - группой. Пресс - группа это перспективное направление изменения структуры издательского коллектива, которое успешно действует во многих зарубежных странах. Пресс - группа содержит такие положительные факторы, как: единое информационное и экономическое обеспечение всех периодических изданий входящих в группу; четкий контроль за выполнением поставленных задач; уменьшение расходов, связанных с подготовкой информации; уменьшение количества сотрудников редакции; повышение оперативности поступления информации. В то же время стоит отметить несколько отрицательных факторов пресс-группы, таких как: увеличение интенсивности работы сотрудников; возможность работать только с однотипными изданиями; наличие тематических специализированных знаний у сотрудников издательства, многоуровневость (корреспонденты, диспетчеры, редакторы, ведущие редакторы).

Современные условия и тенденции, которые складываются на издательском рынке, говорят о необходимости применения такой структуры управления издательством, которая бы могла работать при условии двух противоречащих друг другу характеристик. С одной стороны, структура должна быть стабильной и сохранять свои основные элементы, но, с другой стороны, она должна быть достаточно гибкой и быстро реагировать на изменения. Достижение такого взаимодействия возможно при помощи следующих действий:

укрупнение отделов издательства;

упразднение не рентабельных отделов;

создание отделов смешанного типа (например, рекламно-аналитического);

уменьшение количества уровней в организационной структуре;

увеличение компетентности сотрудников;

сокращение лишних должностей и т.д.

Свободной от большинства указанных выше недостатков является плоская структура управления издательством, которая позволяет упросить весь процесс управления редакционным коллективом, ускорить процесс принятия решений, направленных на повышение оперативности информации, получаемой читателями издания.

Основными достоинствами плоской структуры являются:

минимизация пути прохождения управленческой информации к каждому сотруднику;

сокращенный путь прохождения рекламного текста на газетную полосу;

мобильность в принятии срочных решений, определяемых изменениями внешней среды;

разумная экономия ресурсов;

уменьшение сотрудников редакции за счет повышения уровня их компетентности;

отсутствие дублированности обязанностей сотрудников;

увеличение материальной мотивации сотрудников;

ликвидация ряда операций, связанных с выпуском издания и использованием новой техники.

Из недостатков такой структуры стоит отметить усложнение обязанностей руководителей издательским предприятием. Внедрение данной структуры управления в издательскую деятельность позволяет не только сократить материальные ресурсы, но и правильно оценивать труд сотрудников.


Заключение


Применяемый для анализа среды метод SWOT - сила, слабость, возможности и угрозы - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

«Эксперт Северо-Запад» представляет собой региональный деловой журнал, который издается с 1999 года. Журнал «Эксперт Северо-Запад» - единственный на Северо-Западе деловой аналитический журнал, посвященный проблемам экономики региона, экономической политике властей, интересному опыту компаний.

В журнале дается анализ текущих экономических процессов, делаются обзоры отраслевых рынков, регулярно публикуются рейтинги крупнейших компаний региона, а так же списки самых влиятельных и успешных предпринимателей. Данное издание полностью отвечает общей концепции изданий группы компаний «Эксперт».

Текущее положение издания «Эксперт Северо-Запад» характеризуется этапом стабильного роста. Рост выручки составляет 25-35% в год. При этом доход от рекламы составляет 10% выручки, остальные 90% - продажа журналов розничному потребителю.

Текущая стратегия компании «Эксперт Северо-Запад» характеризуется как фокусная дифференциация.

При анализе макросреды выделяют сферы (среды, аспекты) внешнего окружения, которые исследуются с целью установления важности изменений в этих сферах для фирмы. Основные элементы, которые необходимо рассмотреть, включают в себя: законодательные (регулирующие) политические силы; общественные силы; технологические силы; экономическая ситуация; конкуренция.

Колебания основных экономических переменных, таких как доход, прожиточный минимум, процентные и кредитные ставки, оказывают большое влияние на рынок. Компании «Эксперт Северо-Запад» необходимо прогнозировать и учитывать эти изменения. Учитывая тот факт, что анализируемая компания представляет собой деловое общественно-политическое издание и в определенной степени участвует в формировании «повестки дня» государства, то она всегда своевременно адаптируется к изменениям экономической, законодательной и политической среды и не только не пострадает, но и сможет извлечь выгоду из этих изменений.

При разговоре о технологических силах, конкретно для издания «Эксперт Северо-Запад» речь идет о развитии информационных технологий создания, хранения, переработки и представления информации. Поэтому компании «Эксперт Северо-Запад» необходимо вовремя обратить свой взгляд на сложившуюся обстановку и возможно в ближайшем будущем постепенно начать использовать данные новшества себе на благо, тем более, что учитывая специфику деятельности компании это будет не трудно (т.к. верстка журнала «Эксперт Северо-Запад» осуществляется при помощи компьютера и пересылается по сети для печати в головной офис в Москве)

За семь лет своего существования в непростых политических, экономических и культурных условиях изданию «Эксперт Северо-Запад» удалось не только выжить и сохранить своих читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера северо-западной деловой журнальной прессы.

В настоящий момент «Эксперт Северо-Запад» является престижным изданием, оно вышло в рыночную нишу, в которой ему нет реальных конкурентов. Тем не менее, существуют издания, которые могут составить журналу «Эксперт Северо-Запад» конкуренцию в отдельных областях. К ним относятся издания: «Деловой Петербург», «Коммерсанть», «Ведомости».

При этом существует угроза появления новых более сильных конкурентов, а также непосредственно давление со стороны товаров-заменителей: появление новых технологий передачи и распространения информации, в частности в связи с бурным развитием современных информационных технологий - общественный переход читательской аудитории с печатных изданий СМИ на электронные и Internet-технологии.

Журнал «Эксперт Северо-Запад» обладает уникальной аудиторией: в основном это руководители ведущих компаний Северо-Западного региона, представители администрации г. Санкт-Петербурга. По оценкам исследовательской компании «Тортис» постоянная ежемесячная аудитория журнала «Эксперт Северо-Запад» только в Санкт-Петербурге составляет 75 тыс. человек. Тем не менее, в настоящее время рынок близок к насыщению, что связано, прежде всего, с физической ограниченностью численности аудитории журнала и его спецификой.

После выделения конкретного списка слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей была составлена SWOT-матрица для установления связей между ними.

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

стратегия SO рассчитана на максимизацию использования сильных сторон компании «Эксперт Северо-Запад» и благоприятных возможностей, т.е предполага-ет: выход на новые рынки (например, «Экперт-Белоруссия») и расширение продуктовой линии с увеличением разнообразия по взаимосвязанным продуктам (организация маркетинговых и социально-экономических исследований; тележурналов) и переходом на новые технологии (полная электронная версия журнала «Эксперт Северо-Запад» доступная для чтения для потребителей, имеющих оплаченный пароль доступа к сайту или постоянный абонемент);

стратегия WO рассчитана на минимизацию влияния слабых сторон и максимизацию использования благоприятных возможностей, в данном случае это: создание новых издательских продуктов и информационных услуг, отвечающих общей концепции изданий группы компаний «Эксперт»;

стратегия ST предполагает максимизацию использования сильных сторон и минимизацию возможных угроз, т.е.: постоянное поддерживание интереса рекламодателей к изданию «Эксперт Северо-Запад»; переход на новые информационные технологии размещения рекламы и СМИ; своевременное адаптирование к изменениям экономической, законодательной и политической среды;

стратегия WT предполагает минимизацию влияния слабых сторон и минимизацию возможных угроз, в данном случае это: создание рубрики независимых статей для восстановления репутации у потребителей; использование новых информационных технологий.

Ведущей стратегией при данном направлении развития является стратегия концентрированного роста, которая будет состоять из: стратегии усиления позиций на рынке; стратегии развития продукта и стратегии расширения рынка.


Список использованной литературы


1.Ансоф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999. - 414 с.

2.Богомолов Б.А. и др. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование: Учебное пособие. - М.: Мир книги, 2004. - 269 с.

.Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. - 160 с.

.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2001. - 528 с.

.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 296 с.

.Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 1999.

.Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб.: ПитерКом, 1999. - 887 с.

.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2005. - 287 с.

.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с анг. - М.: Дело, 1992.

.Сирополис Н.К. Управление бизнесом. Руководство для предприятий: Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. - 672 с.

.Томпсон А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2000. - 412 с.

.Управление организацией: Учебник / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 669 с.

.Фатхундинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2002. - 448 с.

.Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента. - М.: Инфра-М, 2006. - 348 с.

15.http: // expert.ru

.http://www.expert.ru/group/index.shtml


Теги: SWOT-анализ компании "Эксперт Северо-Запад"  Курсовая работа (теория)  Менеджмент
Просмотров: 36160
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: SWOT-анализ компании "Эксперт Северо-Запад"
Назад