Принципы составления бизнес-плана

Бизнес-план в деятельности предприятий рыночной экономике

 

Разработка бизнес-плана

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом во всех сферах предпринимательства.

Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь своих целей и решить поставленные задачи.

Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке (бизнес-план нужен тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта – банкирам, инвесторам, вашим сотрудникам, чтобы знать перспективы предприятия и свои задачи и собственнику, чтобы убедиться в реалистичности своего проекта).

Бизнес-план является рабочим документом, систематически обновляемым в связи с изменениями, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма и в экономике в целом.

Бизнес-план моделирует деятельность предприятия на текущий год и перспективный период 2–5 лет.

Разработка бизнес-плана осуществляется в 3 этапа:

1) проведение маркетингового изучения рынка – определение его потенциальной ёмкости, условий конкуренции, степени риска;

2) формирование целей и задач производственной и коммерческой деятельности с учетом маркетингового изучения рынка;

3) разработка основных разделов плана с конкретной оценкой эффективности конечных результатов, фиксируемых в сводном плане.

Бизнес-план должен быть тщательно проработан, обеспечен финансовыми ресурсами, затраты и получаемая прибыль должны быть обоснованы.

Включение какого-либо проекта в бизнес-плане возможно лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

Бизнес-план позволяет решать следующие основные задачи:

1) обоснование экономической целесообразности направления развития фирмы;

2) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (прибыль, объём продаж, доход на капитал);

3) определение источника финансирования выбранной стратегии (способы концентрации финансовых ресурсов);

4) подбор работников (команды), способных реализовать этот план.

Основная задача бизнес-плана – это концентрация финансовых ресурсов.

Инвесторы прежде, чем рискнуть капиталом хотят убедиться в его эффективном использовании, поэтому бизнес-план должен быть хорошо подготовлен для восприятия будущими инвесторами, он должен быть изложен просто и понятно для лиц, которые имеют ограниченное знание о продукте и рынке.

Необходимо стремиться к тому, чтобы объём бизнес-плана не превышал 50 страниц.

Подготовка и использование бизнес-плана

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой компанией.

Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта, оказать новую услугу или новый метод организации и управления производством (любая инновация). Он предполагает свою идею для бизнес-плана.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации при росте объемов производства разработки бизнес-плана, направлены на совершенствование производства и поиск путей снижения издержек.

Практически все фирмы предусматривают мероприятия по обновлению и совершенствованию выпускаемой продукции и постоянно испытывают дефицит в средствах на свое развитие.

Большинство инвесторов любят читать одно или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана (резюме).

После краткого содержания обычно приводятся сведения о фирме:

1) образование фирмы – дата создания, регистрация, место расположения, организационно-правовая форма фирмы, структура капитала фирмы (количество разрешенных к выпуску акций, количество выпущенных акций, номинальная и биржевая цена). Основной банк в котором открыты счета фирмы, руководство фирмы (председатель, генеральный директор, главный бухгалтер, юрист и основные менеджеры – их квалификация и образование);

2) организационная структура фирмы с указанием организационно-производственных и управленческих подразделений;

3) имидж фирмы – чем известна фирма, отличия от фирмы того же профиля, покупатели фирмы где известен торговый знак, устойчивость клиентуры, основные потребители;

4) анализ условий деятельности фирмы – внешние условия (конъюнктура рынка, наличие рабочей силы, источники материальных ресурсов, жизненный цикл изделия, цены, налогообложение); внутренние условия (технология, оборудование, качество товара, издержки производства).

Здесь же необходимо показать динамику объёмов производства и прибыли за последние финансовые годы.

В выводах (резюме) необходимо кратко описать предполагаемый объём финансирования и изложить, что фирма намерена предпринять для того, чтобы финансирование способствовало росту капитала.



Структура, логика разработки и оформления бизнес-плана

Структура бизнес-плана

Содержание и структура бизнес-плана прежде всего зависят от аудитории которой он предназначен.

Во-первых необходимо четко определить цель разработки бизнес-плана. На содержание и структуру бизнес-плана существенно влияют размеры бизнеса и объёмы финансовых потребностей.

Содержание и структура бизнес-плана также зависит от конкретных характеристик продукта будущего бизнеса, степени конкуренции в отрасли и возможностей будущего расширения бизнеса.

Основная задача бизнес-плана – обосновать будущий коммерческий успех. Это можно сделать с помощью расчета финансовых показателей, которые должны характеризовать:

– финансовые потребности для создания бизнеса;

– объёмы продаж;

– размеры прибыли и убытков;

– движение наличности.

Примерная структура бизнес-плана:

1.   Титульный лист.

2.   Содержание бизнес-плана.

3.   Резюме.

4.   Отрасль, фирма и её продукция (услуги):

 Текущая ситуация и тенденции развития отрасли.

 Описание продукта (услуги) фирмы.

 Патенты, товарные знаки, и другие права собственности.

 Стратегия роста фирмы.

5.   Исследования рынка:

 Общая характеристика рынка продукта.

 Целевой рынок бизнеса.

 Место нахождения фирмы.

 Оценка влияния внешних факторов.

6.   Маркетинг-план:

 Стратегия маркетинга.

 Предполагаемые объёмы продаж.

7.   Производственный план:

 Основные производственные операции.

 Машины и оборудование.

 Сырьё, материалы и комплектующие.

 Производственные и непроизводственные помещения.

8.   Организационный план:

 Форма организации бизнеса.

 Потребность в персонале.

 Собственники фирмы и команда основных менеджеров.

 Организационная схема управления.

 Кадровая политика и стратегия.

9.   Оценка рисков:

 Типы возможных рисков.

 Способы реагирования на угрозу бизнеса.

10. Финансовый план:

План прибыли и убытков (план доходов и расходов).

План движения наличности.

Плановый баланс.

Расчет финансовых коэффициентов.

11. Определение безубыточности предприятия.

12. Приложения.

Логика разработки, требования к стилю написания и оформления бизнес-плана

Логика разработки бизнес-плана

Универсальной последовательной разработки бизнес-плана не существует.

В тоже время общая логика разработки бизнес-плана имеет место и состоит она из следующих этапов:

1. Выбор продукции или услуг для рынка.

2. Исследования рыночной среды будущего бизнеса.

3. Выбор место нахождения фирмы.

4. Прогнозирование объёмов продаж.

5. Определение производственных параметров будущего бизнеса.

6. Проработка ценовой и сбытовой политики.

7. Обоснование выбора организационных параметров фирмы.

8. Описание потенциальных рисков бизнеса и действий по их минимизации.

9. Оценка финансовых параметров бизнеса.

10. Разработка основных положений бизнес-плана.

Требования к стилю написания бизнес-плана:

1. Бизнес-план должен быть сжатым, простым, но раскрывать сущность предпринимательского проекта. Для небольших проектов до 100 тыс. грн., инвестиций. Объём бизнес-плана не должен превышать 20–25 страниц. При инвестициях свыше 100 тыс. грн., объём бизнес-плана не должен превышать 50–60 страниц.

2. Бизнес-план должен быть функциональным т.е. включать только ту информацию которая может заинтересовать читающего.

3. Бизнес-план должен основываться на реалистических допущениях. Прогнозы должны быть обеспечены и подкреплены ссылками на тенденции развития отрасли, проведение исследования рынка, опыт работы конкурентов и другие.

4. Бизнес-плану противопоказан излишний оптимизм. В процессе разработки бизнес-плана необходимо ориентироваться на худшие показатели (этим создаётся «Запас мощности» будущего бизнеса).

5. Бизнес-план должен быть лёгким для восприятия.

6. Бизнес-план должен обеспечивать охрану конфиденциальной информации о фирме и её деятельности.

Необходимо жёстко контролировать сферу распространения плана или сделать отдельное приложение для узкого круга лиц.

Форма титульного листа.

Указывается: полное название фирмы; адрес; телефон; фамилии. Адреса и телефоны собственников (учредителей) фирмы; информация о характере и сфере бизнеса; информация об общих финансовых потребностях; указание на конфиденциальность бизнес-плана; год и месяц разработки бизнес-плана; фамилии авторов разработки.

Резюме.

Бизнес-план начинается с резюме. Но составляется резюме после того, когда написано все основные разделы бизнес-плана.

Главная задача резюме – показать, что предприниматель хорошо освоил и понимает основные положения бизнес-плана.

Резюме – это короткий одно-, двухстраничный обзор предпринимательского проекта. Оно должно быть написано так, чтобы максимально заинтересовать читающего в дальнейшем ознакомлении с бизнес-планом. Оно должно четко отражать положения бизнес-плана.

Основной перечень ключевых аспектов бизнеса, отражаемый в резюме, следующий:

– описание концепции бизнеса; его возможностей; которые обеспечивают преимущество на рынке;

– сведения о целевом рынке бизнеса (основные потребители, предполагаемые объёмы продаж, доля рынка, конкурентные преимущества фирмы);

– сведения о компетенции и профессионализме руководителя фирмы и менеджеров;

– предполагаемые показатели финансовой деятельности;

– общая потребность в средствах; желаемая форма их получения; порядок и направления использования; форма возврата инвестору.

Приложения.

В приложение включаются лишь те документы, которые могут заинтересовать инвестора – это письма клиентов, подрядчиков, соглашения об аренде, контракты, прейскуранты поставщиков или конкурентов.

Кроме того в приложениях могут содержаться: первичные материалы анализа рынка; спецификация продукции; рекламные материалы; схема организационной структуры управления; рекомендательные письма, подтверждающие высокую репутацию и надёжность руководителей фирмы; юридические документы (копии уставных документов, контрактов, соглашений, патентов, лицензий).


Продукт (услуги) и рынок


Отрасль, фирма и её продукция

Подраздел «Отрасль, фирма и её продукция» разрабатывается с целью убедить читающего в перспективности отрасли, к которой относится фирма и создать доверие к данному бизнесу.

Этот раздел имеет следующие составляющие:

1)   современная ситуация и тенденции развития отрасли;

2)   фирма, её продукты или услуги;

3)   патенты, товарные знаки, другие права собственности на продукт или услугу;

4)   стратегия роста фирмы.

Описывая этот раздел необходимо привести общие сведения о текущем состоянии отрасли и тенденции её развития; кратко охарактеризовать новые для отрасли продукты и рынки; определить средства, которые могут позитивно или негативно повлиять на развитие отрасли.

В этом разделе также необходимо раскрыть концепцию поведения фирмы в отрасли, т.е. дать общую характеристику фирмы, чётко охарактеризовать продукцию или услуги.

Если бизнес-план разрабатывается для фирмы, которая уже существует, необходимо кратко описать историю фирмы.

Давая общую характеристику фирмы необходимо определить главные цели и виды деятельности, т.е. нужно раскрыть позицию фирмы относительно деятельности инновационной деятельности, производительности, прибыльности, профессионализма персонала, ответственности перед обществом. Необходимо также отразить основные виды деятельности фирмы – производство, оптовая торговля, розничная торговля и потребности клиентов, стадию развития бизнеса фирмы, географические зоны, на которые распространяется бизнес.

Характеризуя продукт необходимо произвести физическое описание, т.е. технические эксплуатационные характеристики, приложить фотографии, рисунки, схемы данной продукции, привлекательность продукта, стадия разработки продукта.

В последнем параграфе раздела необходимо показать перспективы развития бизнеса, т.е. расширения объёмов производства и реализации продукции, последующего её совершенствования и модернизации.

Исследования рынка

Фирма может существовать до тех пор, пока имеет потребителей продукции.

Раздел «Исследования рынка» разрабатывается с целью убедить инвесторов в наличии рынка для продукции фирмы.

Этот раздел является одним из самых главных и другие разделы в значительной мере зависят от него. Например, предполагаемые объёмы сбыта определяют масштабы производства, численность персонала фирмы, объём привлекаемого капитала и другие.

В процессе исследования рынка необходимо найти ответы на следующие вопросы:

1) каков рынок данного продукта в целом;

2) кто является основным потребителем продукта бизнеса;

3) где находится основная масса потребителей;

4)   какие конкуренты могут появляться в будущем (конкурентная ситуация в настоящее время и тенденции в будущем).

Исследования рынка начинается с определения общих параметров:

-   ожидаемые объёмы продаж;

-   тенденции развития рынка за последние годы;

-   средства, влияющие на эти тенденции;

-   основные способы удовлетворения спроса потребителей данной продукции.

После этого производится сегментация рынка. В каждом сегменте необходимо охарактеризовать:

- особенности потребностей потребителей, отразить их интересы;

- показать материальные возможности покупателей.

Сегментацию рынка можно осуществить по разным признакам:

– географический (страна в целом, её регион, область, город, село);

– демографический (пол, возраст, семейное положение, национальность);

– социально-экономический (уровень доходов, род занятий, профессия, принадлежность к определенному классу и др.);

– культурный (уровень образования, религиозные убеждения, образ жизни);

– личностный (тип личности, её увлечения, отношения к средствам массовой информации, типу рекламы и т.д.).

Оценка сегментов рынка производится по таким направлениям:

– соответствие целей фирмы возможностям, которые открываются в сегменте;

– сильные и слабые стороны фирмы относительно данного сегмента;

– средства необходимые для разработки продукта и его рекламы;

– с позиции сильных и слабых сторон конкурентов и их позиции на рынке;

– с позиции динамики спроса и возможности захвата определённой доли рынка.

Оценка сегментов рынка дает возможность выбрать наиболее прибыльный сегмент, т.е. найти потенциальных потребителей.

В данном разделе необходимо определиться с регионом страны, в котором будет реализовываться продукция, с областью в регионе, населёнными пунктами в области и конкретными регионами населённого пункта.


Маркетинг-план


Выбор стратегии маркетинга

Бизнес-план моделирует деятельность предприятия на текущий период – 1 год и перспективный – 2–5 лет.

Разработка происходит в 3 этапа:

1)   проведение маркетингового изучения рынка (определение его потенциальной ёмкости, условий конкуренции, степени риска и т.д.);

2)   формирование целей и задач производственной и коммерческой деятельности с учетом результатов маркетингового исследования рынка;

3)   разработка основных разделов плана.

Одним из важнейших структурных подразделений фирм в рыночной экономике является служба маркетинга. Она является ведущей службой предприятия и диктует условия всем другим подразделениям.

В процессе маркетингового исследования рынка необходимо выбрать концепцию маркетинга (агрегирование или сегментирование рынка).

Суть рыночного агрегирования заключается в том, что весь рынок не делиться на сегменты, т.е. части, а программа маркетинга используется для того чтобы предложить единственный товар всем потребителям (спички, хлеб). Такой подход не полностью удовлетворяет потребности каждого потребителя, но во многих случаях обеспечивает прибыльность предприятию.

Для удовлетворения множества потребностей, предъявляемых рынком служба маркетинга, осуществляет сегментирование рынка, т.е. концентрирует усилия на мелких группах внутри более крупного рынка – сегмента (спички для туристов, хлеб для диабетиков).

Потребители в сегментах объединены по признаку однородности, которая может быть основана на покупательском поведении психологическом тиске потребителя (образ жизни с различными видами активности – дача, спорт, прогулки; мужчины / женщины; молодежь / дети / старики; люди с высокими и низкими доходами; холостяки и состоящие в браке; многодетные и малые семьи; лица с высшим образованием и без него; сельские и городские жители и т.д.).

Исследования рынка заключается в определении его потенциальной ёмкости по конкретному виду товара, изучение спроса, условий конкуренции, механизма сбыта.

Результаты этого исследования служат основой для определения номенклатуры плана производства (велосипеды – для детей, подростков, взрослых, женщин, туристические, спортивные, тандем, с мотором, складывающиеся и т.д.).

При сегментировании рынка предложение подчиняется спросу, т.е. выпускаемую продукцию ориентируют на запросы каждого сегмента. Рыночное сегментирование требует больших затрат, но без него невозможно обеспечить прибыльность предприятия. Некоторые сегменты обладают большой покупательской способностью. Маркетологи часто сталкиваются с принципом 80–20, когда на 20% рынка приходиться 80% продаж.

Маркетинг индивидуального потребления

Основная цель маркетинга состоит в удовлетворении индивидуальных запросов потребителей. При этом основным является вопрос: Что хочет потребитель?

Чтобы обеспечить удовлетворение потребностей, а значит и прибыль своему предприятию маркетологи должны знать:

-   почему люди себя ведут так, а не иначе;

-   какова их социальная среда, порождающая конкретные потребности.

Маркетологи рассматривают показатели в качестве объекта, подвергающиеся стимулирующим воздействиям (выбор товара, его цены, информации, рекламы, способы продвижения товара на рынок).

Восприятие потребителем товара только частично складывается под воздействием физических свойств товара. Часто психологические и символические характеристики товара приносят большие удовлетворения, чем его материальные свойства.

Задачи маркетологов – привлечь внимание потребителей с помощью стимулирующих воздействий, которые понятны и легко запоминаются.

В маркетинге широко используют для доведения товара до потребителя, ассоциации (красное и тёплое – с теплом; пастельные оттенки – с женственностью, молодостью, мягкостью; тёмно-синие тона – со спецодеждой; тёмные тона – со зрелостью и респектабельностью).

Маркетологи рекомендуют рекламировать по конкретному товару один самый очевидный сигнал, побуждающий к действию и в редких случаях дополнительные.

На потенциального потребителя большое влияние оказывает количество информации о пользе товара.

Потребитель совершает последовательно несколько этапов движения к товару:

1)   отсутствие знания о товаре;

2)   приобретение знаний о существовании товара;

3)   получение информации о свойствах товара;

4)   нравиться ли товар;

5)   предпочтение товара другим;

6)   намерение реализовать предпочтение;

7)   приобретение товара.


Организационный план


Цели и структура организационного плана

Привлекательность фирмы, вера в успех её бизнеса зависит от деловых качеств персонала и команды менеджеров.

Опытные руководители и квалифицированные исполнители могут вывести предприятие из кризиса, и наоборот, неспособные могут загубить самое хорошее дело. Поэтому кадровые вопросы занимают важное место в бизнес-плане.

Разрабатывая организационный план необходимо ориентироваться на следующие цели:

1) убедить потенциальных инвесторов в том, что выбрана наиболее удачная организационно-правовая форма бизнеса;

2)   показать с кем предприниматель собирается организовать дело, т.е. охарактеризовать менеджеров, которые будут занимать ключевые посты;

3)   доказать, что команда менеджеров и руководитель фирмы способны реализовать бизнес-план.

Организационного план должен иметь краткие характеристики всех тех работников, от которых зависит успех бизнеса.

В бизнес-плане должны быть охарактеризованы собственники, менеджеры и внешние консультационные фирмы.

В конце организационный плана необходимо привести пояснения по вопросу кадровой политики и стратегии фирмы.

Инвесторам должно быть ясно, как в дальнейшем будет осуществляться подбор, подготовка кадров и оплата труда работников фирмы.

Организационный план должен содержать такие подразделы:

1. Организационная форма бизнеса.

2. Потребность фирмы в персонале.

3. Собственники фирмы, команда менеджеров, внешние консультанты.

4. Организационная схема управления.

5. Кадровая политика и стратегия.

Содержание основных разделов организационного плана

Процесс разработки организационный плана начинается с обоснования выбора организационной формы бизнеса.

На выбор организационной формы бизнеса влияют следующие факторы:

1)   ответственность (как предприниматель относится к риску потери собственного имущества и защите других участников бизнеса в случае провала);

2)   налоги (в зависимости от форм организации бизнеса);

3)   финансовые потребности;

4)   возможности роста бизнеса;

5)   управленческие способности предпринимателей;

6)   оперативность управления;

7)   сложность ликвидации фирмы.

В организационном плане необходимо указать основные причины выбора соответствующей юридической формы организации бизнеса, указать на выгоды такого решения, охарактеризовать возможные изменения юридического статуса в перспективе.

Особое внимание в этом разделе необходимо уделить характеристике собственников будущего бизнеса и руководителей фирмы. По небольшим бизнес проектам достаточно дать общие сведения о профессионализме и квалификации работников. По большим бизнес проектам даются характеристики всех ключевых руководителей.

Организационная схема управления фирмой подготавливается следующим образом:

1)   составляется перечень основных функций управления (производство, маркетинг, учёт, управление персоналом);

2)   составляется перечень организационных единиц (цехов, отделов, служб);

3)   составляется матрица – функция организационной единицы. При этом необходимо придерживаться правил:

а) все установленные функции должны быть разделены между исполнителями.

б) за каждое дело должно отвечать какое-то лицо, в противоположном случае функция выполняться не будет.

в) за выполнение определённых функций должен отвечать только один отдел или служба.

г) одному руководителю нельзя давать в подчинение более 5–6 подразделений.

4. на последнем этапе строиться организационная структура управления фирмы, на которой показывают все организационные единицы фирмы, их иерархические связи.


Производственный план


Задачи и составляющие производственного плана

«Конкурентную борьбу выигрывает на рынке, а проигрывают у себя дома». Поэтому инвесторов всегда интересует производственные аспекты бизнеса.

Производственный план основывается на маркетинговых прогнозах объёмов продаж и номенклатуры продукции.

В производственном плане приводятся стандарты, нормативы, касающиеся организации производства, материальных затрат, материальных запасов и т.д.

Основная задача производственного плана – доказать, что фирма:

– реально может организовать производство;

– способна изготавливать требуемый объём продукции соответствующего качества;

– имеет возможность приобрести необходимые ресурсы.

Производственный план должен дать ответы на следующие вопросы:

1)   какие производственные операции будут выполняться фирмой в процессе изготовления продукции;

2)   какие материально-технические ресурсы необходимы для изготовления продукции;

3)   какие внешние факторы могут влиять на производственный процесс.

Производственный план начинается с краткой характеристики производственного процесса и описания основных производственных операций в их последовательности.

Описывая технологический процесс необходимо указать:

1)   какие машины и инструменты необходимы для производства;

2)   какое сырьё и материалы будут использоваться;

3)   работников, каких профессий и квалификаций необходимо нанять;

4)   какие конкретные помещения необходимы;

5)   какие работы будут выполняться фирмой самостоятельно, а какие – сторонними организациями.

Содержание производственного плана

Разработка производственного плана начинается с составления основных производственных операций и технологических процессов. Здесь необходимо показать:

1)   откуда будут поступать сырьё, материалы, комплектующие;

2)   в какой последовательности, и в каких цехах будет осуществляться их переработка;

3)   куда продукция будет поставляться.

Если изготовление продукции будет осуществляться субподрядчиками, то необходимо указать какие работы будут осуществляться фирмой самостоятельно, а какие – субподрядчиками. Необходимо охарактеризовать субподрядчиков (месторождение; причины, обусловившие их выбор; затраты, связанные с их привлечением). При наличии приводятся копии заключенных договоров, контрактов, подписанных протоколов о намерениях.

В подразделе «Машины и оборудование» приводиться:

-   полный перечень машин и оборудования;

-   расчет затрат, связанных с их приобретением или арендой;

- информацию об амортизационных отчислениях по каждому виду оборудования и сроках службы.

В подразделе «Сырьё, материалы и комплектующие изделия»:

– необходимо привести перечень всех видов сырья, материалов и комплектующих изделий, которые будут использоваться в производственном процессе;

– необходимо указать конкретных поставщиков, конкретные цены, дать пояснения по вопросам финансовых и других условий поставки, указ местонахождения поставщиков;

– показать необходимые объемы запасов, указать особые условия их хранения.

В подразделе «Производственные и непроизводственные помещения» приводится информация о всех необходимых для фирмы помещениях. Необходимо описать помещение-местонахождение, ресурсы, наличие площадок для погрузочно-разгрузочных работ, обеспечение транспортными коммуникациями.

В конце производственного плана должно быть охарактеризовано влияние внешних факторов на производственную деятельность фирмы. К основным внешним факторам относят:

- возможность приобретения производственных ресурсов;

- вероятность проявления новых технологий производства данной продукции;

- юридические ограничения – санитарные нормы, требования к утилизации отходов и безопасности.


Оценка рисков


Виды возможных рисков

Любая деятельность в бизнесе связана с рисками. Это объясняется тем, что рыночные субъекты хозяйствования действуют в условиях полной или частичной неопределённости, например: неопределённость цели при многовариантном выборе; неточности оценок развития внутренней и внешней среды, действий конкурентов; отсутствие полной информации при разработке бизнес-плана.

Чтобы получить поддержку инвесторов нужно показать не только выгоды вложения средств, но и возможные трудности в бизнесе. В бизнес-плане необходимо дать ответы на такие вопросы:

1)   насколько глубоко руководство фирмы понимает и учитывает риски, связанные с данным бизнесом;

2)   может ли руководство разработать план действий в условиях неопределенности.

В бизнесе существует множество обстоятельств, которые могут привести к потерям. Опыт предпринимательства показывает, что ему учесть как можно больше рисков, то ими можно управлять.

Основные виды рисков:

1)   производственные риски – связаны с возможным невыполнением фирмой своих обязательств по контракту;

2)   финансовые риски – связаны с нарушением фирмой своих финансовых обязательств;

3)   инвестиционные риски – связаны с возможным обесцениванием инвестиционного, финансового портфеля;

4)   рыночные риски – связаны с возможными колебаниями процентных ставок, курсов валют.

Чаще всего в бизнес-плане рассматриваются риски, являющиеся следствием следующих причин:

1)   неблагоприятных тенденций во внешней среде бизнеса;

2)   реакции конкурентов (возможное снижение цен на аналогичные продукты);

3)   сезонная цикличность объёмов продаж;

4)   недостаточная компетентность персонала, который занимается маркетингом, производством и управлением;

5)   появление новых технических и технологических решений, которые могут привести к старению предмета данного бизнеса;

6)   превышение производственных затрат над запланированными;

7)   трудности с получением сырья, материалов и комплектующих;

8)   цикличность потока наличности.

В бизнес-плане риски делятся на 2-е группы:

1)   внутренние (эндогенные), которые могут контролироваться и управляться фирмой;

2)   внешние (экзогенные), которыми менеджеры непосредственно управлять не могут (рост ставок налогообложения, изменение курса валют и т.д.).

Риски также делят на:

-   динамические риски связанны с непредвиденными изменениями стоимостных параметров в будущем. Эти риски могут привести как убыткам, так и к возможному росту доходу;

-   статистические риски – всегда приводят к убыткам, т. к. они связаны с потерей реальных активов или доходов вследствие недееспособности фирмы.

Концепция управления рисками

Концепция управления рисками включает следующие компоненты:

1)   оценка степени риска т.е. определение потенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочных эффектов, негативно влияющих на результаты деятельности;

2)   отработка механизма реагирования на возможные негативные последствия;

3)   разработка мероприятий по нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.

В процессе оценки риска необходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов, исполнителей, продавцов, заказчиков, покупателей и т.д. Выявление возможных рисков можно произвести различными способами: от сложного анализа в моделях до интуитивных догадок.

В бизнес-плане необходимо стремиться количественно, оценить риски. Существуют следующие количественные методы оценки рисков:

- статистический;

- экспертных оценок;

- аналитический;

- аналогический.

Результаты оценки рисков могут быть представлены как абсолютными, так и относительными величинами.

В бизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества, ценных бумаг, времени, имиджа). Причины возможных убытков могут быть разнообразными от политических факторов, экономической и социальной нестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы, дофорсмажорных обстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.

В общем виде цена риска:



где  – прибыль при отсутствии данного риска;

- прибыль при наличии.

Мероприятия по нейтрализации и минимизации негативных последствий возможных рисков

Реагирование на возможные негативные последствия предусматривают разработку мер предупредительно-профилактического характера. Они включают конкретные рекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С целью своевременного реагирования на негативные последствия разрабатываются альтернативные планы.

Разработка альтернативных планов производится по этапам:

1.   определение основных факторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно повлиять на бизнес;

2.   определение масштабов их влияния на бизнес;

3.   определение вероятности этого влияния;

4.   разработка альтернативного плана действий, в котором необходимо определить критические точки, достижение которых свидетельствует о развитии неблагоприятной тенденции.

Альтернативные планы должны определять, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации. Наличие альтернативных планов свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках и готовиться к ним заранее.

Различают внешние и внутренние способы снижения рисков.

К внешним способам снижения риска относят:

1)   делегирование части рисков партнерам по бизнес-плану;

2)   хеджирование;

3)   внешнее страхование рисков.

Хеджирование – это способ снижения рисков хозяйственной деятельности посредством заключения долгосрочных соглашений на поставку продукции между поставщиком и потребителем. По контракту потребитель получает право на фиксированное количество продукции по оговоренной цене и тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередь гарантирует оговоренную цену на продукцию и тем самым защищает себя от возможного снижения цены.

Услуги страховых компаний могут быть как стандартизированными, так и договорными.

Внешние способы снижения риска разнообразны, например:

1)   повышение качества и эффективности управления фирмой;

2)   диверсификация деятельности;

3)   лимитирование, т.е. ограничение верхнего предела инвестиций в определенный проект;

4)   создание запасов;

5)   увеличение обоснованности и полноты информации.

Фирма также может уменьшить свои потери, используя метод самострахования. Он связан с созданием специального резервного фонда для покрытия возможных убытков.

Самострахование применяется в случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика в сравнении с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Вероятность убытков невелика.


Теги: Принципы составления бизнес-плана  Другое  Менеджмент
Просмотров: 37210
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Принципы составления бизнес-плана
Назад