Механизм функционирования валютной системы России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный технологический университет»

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра налогообложения и инфраструктуры бизнеса


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»

на тему: «Механизм функционирования валютной системы России»


Краснодар 2013


ЗАДАНИЕ


на курсовую работу

Студенту 1 курса групп

факультета экономики, управления и бизнеса

направления 080100- экономика

Тема курсовой работы «Механизм функционирования валютной системы России»

Содержание задания: изучить теоретические основы функционирования валютной системы России; проанализировать механизм функционирования валютной системы России; дать предложения по повышению эффективности функционирования валютной системы России.

Литература: Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - М.: Магистр, 2013;


РЕФЕРАТ


Объект исследования - валютная система России. Предмет исследования - мировая валютная система.

Цель работы- углубление теоретических знаний о валютной системе России и выявление основных закономерностей ее функционирования.

В работе использованы аналитические, сравнительные, статистические и другие методы.

В результате проведенного исследования удалось определить состояние современной валютной системы России.

Предложены рекомендации по повышению эффективности функционирования валютной системы России.


Введение


Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, так как страна интегрируется в международные финансовые механизмы, и вступила в 1992 году в МВФ.

В условиях ускоренных темпов научно-технического прогресса и глобализации экономических явлений и процессов возникает объективная необходимость в изучении потенциала национальной конкурентоспособности и факторов, ее формирующих, что и определяет актуальность темы исследования. Новая структура мирового хозяйства предполагает формирование нетрадиционных подходов к оценке позиций каждой страны в мировом сообществе. Происходит поиск новых решений в исследованиях экономического успеха государства, и общая тенденция такова, что столь трудноопределимое качество, как конкурентоспособность, становится одной из определяющих характеристик экономики, способствующей устойчивому экономическому росту, притоку капитала и укреплению мирохозяйственного положения страны. В связи с этим в последнее время необходимость обеспечения конкурентоспособности выдвигается в качестве важнейшего ориентира государственного регулирования в большинстве стран мира.

Целью данной работы является углубление теоретических знаний о валютной системе России и выявление основных закономерностей ее функционирования.

Основными задачами данной курсовой работы является:

рассмотрение валютной системы России и выявление целей и задач функционирования;

проанализировать элементы валютной системы;

определить состояние современной валютной системы России;

-провести анализ валютных операций;

рассмотрение основных законов валютного контроля;

Объектом исследования является валютная система России. Предмет исследования- мировая валютная система.

Теоретической и методологической основой данной работы послужили результаты исследований отечественных экономистов Аникина А.В., Григорьева Л. М., Прокушева Е.Ф., Булатова А.С., Красавиной Л.Н. Использовались статистические данные Московской межбанковской валютной биржи.

Структура работы состоит из введения, теоретической части, аналитической части, предложения по повышению эффективности, заключения и списка литературы.


1Теоретические основы функционирования валютной системы России


.1Место и роль валютной системы России в экономике


МВФ является институциональной основой мировой валютной системы. Он регулирует международные валютно-кредитные отношения государств-членов, при возникновении непомерного дефицита платежного баланса предоставляет им кратко- и среднесрочные кредиты в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.

Вступление РФ в апреле 1992 года в Международный валютный фонд свидетельствует о том, что Россия вышла на международный валютный рынок. Кредитование российской экономики со стороны МВФ началось непосредственно после вступления в эту организацию в 1992 г., когда страна получила первый резервный кредит (stand-by) от МВФ.

Институциональная структура российского валютного рынка постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями реформирования российской экономики. Если в начале девяностых годов основной объем операций на российском валютном рынке осуществляли банки, то в начале 21 века доля банков- респондентов составила немногим более 50%. Это соответствует тенденции сокращения межбанковских операций на мировом валютном рынке, на котором доля операций банков также снизилась.

Так же как на мировом валютном рынке, в России вырос объем валютных операций небанковских институтов, таких как хедж-фонды, управляющие компании, паевые, пенсионные и другие фонды.

Несмотря на бурный рост капитала и активов российских коммерческих банков, они не могут конкурировать с зарубежными кредитными институтами по такой важной характеристике, как уровень капитализации. Совокупная капитализация всех российских банков почти в два раза меньше рыночной капитализации иностранного банка, находящегося на 10 месте в списке крупнейших банков мира, и в 7,5 раза меньше капитала Ciligroup, занимавшей ведущее место среди мировых финансовых институтов.[7,c.587-588]

Валютные отношения - это повседневные связи, в которые входят частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью реализации расчетов, кредитных и валютных организаций. Валютные связи зависят от конвертируемости валюты страны. Она подразделяется на:

свободно-конвертируемую - валюта, которая свободно обменивается на другие иностранные валюты. Например: Йена (Япония), доллар (США)

частично-конвертируемую - это национальная валюта страны, в которой приспосабливаются отдельные ограничения на отдельные виды валютных операций.

неконвертируемая - это валюта, которая влияет только в пределах одной страны и не обменивается свободно и без ограничений на иностранные валюты.[2,С.54-57].

Российский рубль пока относится к разряду неконвертируемым валютам. Но в 2007 году Правительство Российской Федерации приняло постановление, что все операции на внутреннем рынке, если не затрагивает иностранные государства, номинировать рублем.

Валютный паритет - это элемент валютной системы, изображающий соотношение между двумя валютами, и определяется в законодательном порядке. При монометаллизме - золотом и серебряном - базой валютного курса проявляется монетный паритет, то есть сравнение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию.

Режим валютного курса - это элемент валютной системы. Подразделяют на фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, модифицирующиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валют, а так же их разновидности. На валютный курс влияют различные факторы: структурные, коньюктурные, политические и психологически.

Валютная система России играет роль деятельности страны по целеустремленному использованию валютных средств. Конкретные направления назначает Валютно-экономическая комиссия России, которая принимает нормативные акты в зоне регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами. Основным органом валютного регулирования признан Банк России, полномочия которого в этой области определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ « О валютном регулировании и валютном контроле», а к органам валютного контроля наряду с ЦБ РФ относятся Правительство РФ. В качестве агентов валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а так же организации осуществляющие функции валютного контроля в соответствии с российским законодательством. [1,C.368-369]

Центральный банк влияет на валютный рынок как: двухсторонние сделки с крупными российскими коммерческими банками, и административные методы. Согласно показаниям, субъекты, в которых хозяйствуют самостоятельно от форм собственности, обязаны проводить около 80% выручки от экспорта товаров, работ и услуг через уполномоченные банки.

Центральный банк России регулярно осуществляет котировки иностранных валют, что дает возможность отразить соотношения между иностранными валютами и валютой России.[3,c.466]

В итоге, формирование валютной системы происходило в условиях большой степени неопределенности и необходимости в краткие сроки вывести страну из очень тяжелого экономического кризиса. В связи с этим Центральный банк России сохранил за собой право на корректировку проводимой им валютной системы, с тем, чтобы она была в адекватных и экономических условиях.


1.2 Сущность, цели и задачи функционирования валютной системы России


Любая система, и валютная в том числе - система динамичная и постоянно развивается, а значит, изменяют ее элементы, ее состав и структура. Эти изменения ведут к изменениям функциональных связей, реакции системы на воздействие со стороны страны. Имеется ввиду, что постоянная система в процессе активного развития прекращает реагировать на инструменты воздействия так же, как и прореагировать раньше, до модификаций. Поэтому важно найти такие индикаторы, которые бы разрешали учитывать изменения, происходящие в структуре валютной системы.

Валютная система - это форма объединение валютных отношений, закрепленное национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Углубляясь в условия в объединения экономик развитых стран, валютная система страны дает наиболее важную роль и самостоятельность в известных хозяйственных связях. Независимо от этого, предоставляет непосредственное влияние на назначенное политическое положение страны с помощью темпа роста промышленности потребления, также международного обмена, на цены, заработную плату и другое.

На данном этапе распознают национальные, региональные и мировые валютные системы. Основой региональных и мировых валютных систем выражается в международном разделении труда, внешней торговле и товарном производстве. Национальная валютная система сложилась в рамках национальной денежной системы, которая регулировала порядок денежных расчетов назначенной страны с прочими государствами. Затем она постепенно отделилась от денежной системы.

Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютных взаимоотношений с другими странами. Ее контуры и ведущие тенденции выявились достаточно определенно. Национальная валютная система России сформирована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в мировую экономику и вступила в МВФ.

Национальная валютная система включает основные элементы: национальную валюту; определенный объем и состав валютных резервов; валютный паритет и курс национальной валюты; правила функционирования внутреннего валютного рынка; условия конвертируемости валюты; валютные ограничения и валютный контроль; регламентацию использования международных кредитных средств; регулирования международной валютной ликвидности; формы международных расчетов; статус государственных органов регулирующих валютные отношения; валютное законодательство.

Одним из элементов валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся в распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Вследствие улучшения платежного баланса России величина золотовалютных резервов возрос до 527,3 млрд. долларов на 7декабря 2012 года.

Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют в частности использование векселей и чеков.

Институциональная структура и режим валютного рынка России определяется ее валютным законодательством. Операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки. Помимо банков на валютном рынке работают восемь валютных бирж, ведущее место принадлежит ММВБ.[4,c.454-457]

В связи с адаптацией хозяйственных связей на основе национальных валютных систем функционируют механизмы межгосударственное регулирование валютных и международных отношений - региональная и мировая валютные системы. Их главные взгляды закреплены юридически межгосударственными соглашениями.

Задачи функционирования валютной системы России:

эффективность и опосредованность платежей за экспорт и за импорт товаров и других видов деятельности в прямых отношениях между странами;

создание подходящих условий для развития производства;

поддержка расширено и ограничено интенсивности международных денежных отношений;

перелив финансовых ресурсов из одной страны в другую, чем расширение ограничивается степенью национальной экономической самостоятельности;

передвижение экономических функций. [5,С.37-39]

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;[3,c.463]

Наиболее важным на нынешний день является вопрос о том, как сделать валютную систему постоянной, не подверженной необоснованным колебаниям, от решения данной задачи зависит эффективность функционирования валютной системы в частности и в экономике вообще.

Следует отметить, что данный вопрос беспокоит сегодня не только правительства отдельных стран, но и мировую общественность в целом.

В процессе эволюции мировых валютных систем и в ходе развития валютной системы страны встречается ее развитие в частности изменения строения и природы функционирования. Понижается потребность в государственном воздействии, меняются индикаторы, сигнализирующие о необходимости вмешательства извне. Чем динамичнее вырабатывается валютная система, тем сложнее государству регулировать ее. Изменение самой системы улавливается органами управления с опозданием, что затрагивает видоизменение инструментов, способных эффективно регулировать завязывающиеся дисбалансы. Часто отсутствие механизмов своевременного реагирования на изменения валютной системы, а так же надлежащих происходящим изменениям актуальных инструментов регулирования ведет к уходу государства из сферы валютного регулирования. Упомянутый процесс несет название либерализация, но очевидно причин ее может быть две: развитость валютной системы и снижающаяся надобность в государственном вмешательстве, что ведет к положительным последствиям, что может произвести к самым негативным процессам для экономики страны.

Таким образом, можно выделить, что сфера валютного регулирования, в нынешних условиях немыслима без государственного вмешательства и нуждается в нем. Но следует понимать, что государственное вмешательство повергает к лишним нагрузкам на экономику и негативным итогам в виде неэффективного регулирования в случае лишнего воздействия со стороны страны.


1.3 Правовое обеспечение валютной системы России


Основным документом, регламентирующим проведение валютных операций, является Федеральный закон от 10 декабря 2003г №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с последующими изменениями и дополнениями.

Принятие закона было вызвано необходимостью привести валютное законодательство в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества . В целом Закон свидетельствует о дальнейшей либерализации государственной валютной политики ,хотя валютный контроль в стране по-прежнему сохраняется.

Целью Закона является обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования , определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распространения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности валютного контроля. Закон состоит из пяти глав.

Четвёртая глава посвящена вопросам валютного контроля.

Валютный контроль в РФ осуществляется правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в РФ является ЦБ РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004г №278 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля является уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля распределены следующим образом.

Контроль над осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объёме и порядке, установленных ЦБ РФ.

Далее в четвертой главе приводятся права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Порядок предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентами валютного контроля устанавливаются для:

предоставления агентами валютного контроля, за исключением уполномоченных банков - правительством РФ.

предоставления уполномоченным банкам - ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля предоставляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функции документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Этому вопросу было посвящено постановление Правительства РФ от 7 февраля 2007г №80 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации», в котором по согласованию с ЦБ РФ содержатся правила предоставления и передачи в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора необходимых документов и информации ЦБ РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, уполномоченными банками, подотчетными ЦБ РФ, а также не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра, подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009г №166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации»».

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.[8,c.24-38]


2Анализ механизмов функционирования валютной системы России


.1Анализ биржевого валютного рынка России


С целью создания организованного механизма валютной торговли и развития рынка в 1992 году было учреждена Московская межбанковская валютная биржа с уставным капиталом 249 млн. рублей, которая по сегодняшний день является центральным звеном валютного рынка России. Акционерами ММВБ стали 32 самых крупных банка страны среди них Центральный банк РФ. Участникам торгов на ММВБ являются коммерческие банки, имеющие аккредитацию на этой бирже, а так же Центральный банк России. В настоящие время в рамках ММВБ функционируют несколько ключевых сегментов финансового рынка: валютный рынок, фондовый рынок, срочный рынок. [6,c.125]


Таблица 2.1- Основные показатели деятельности Группы ММВБ-РТС (рынки группы ММВБ-РТС, трлн. руб.)

Показатели/годы2009201020112012%Фондовый рынок21,327,430,724,113,1Валютный рынок96,079,587117,021,9Срочный рынок14,930,956,850,0235,6Итого132,2137,8174,5191,144

В 2010 году объем торгов на валютном рынке ММВБ снизился на 13%, составив 2,6 трлн. долл.

В декабре 2010 года начались торги валютной парой китайский юань/российский рубль. Счета для участия в торгах открыли около 60 банков из Москвы, Санкт-Петербурга, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. До конца года совершено 170 сделок суммарным объемом 39,5 млн китайских юаней (182,3 млн руб.) Среднедневной объем торгов за указанный период составил 3,3 млн китайских юаней (15,2 млн руб.). Новый сегмент имеет высокий потенциал роста объемов конверсионных операций, поскольку на Китай приходится 9,6% внешнеторгового оборота России.

В 2010 году подписаны соглашения между Банком России и национальными банками Киргизии, Белоруссии и Таджикистана об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка государств ЕврАзЭС, что обеспечивает возможность допуска иностранных банков на биржевой валютный рынок. С конца 2009 г. действуют правила, по которым кредитные организации стран ЕврАзЭС могут вступать в члены Секции валютного рынка ММВБ. В 2010 году доступ к торгам на ММВБ получили два белорусских банка. Объемы торгов на фондовом рынке по итогам 2010 года выросли на 57% до 64,0 трлн руб., что является историческим максимумом.

Число сделок на Фондовой бирже ММВБ в 2010 году составило 110,5 млн., снизившись по сравнению с 2009 годом на 4,6%. В то же время нагрузка на Систему торгов ММВБ на фондовом рынке по итогам года существенно выросла - количество транзакций, обработанных в Системе торгов, достигло 1,3 млрд., увеличившись в 2,6 раза. Столь быстрый рост числа транзакций объясняется активным использованием участниками рынка алгоритмических торговых систем.

Объемы средств, привлекаемые эмитентами на первичном рынке, в 2010 году немного сократились по сравнению с 2009 г. - на 5,7% до 961,3 млрд. руб. Существенно выросла доля размещения биржевых облигаций. Если в 2008 году в период создания рынка доля этих инструментов составила всего 2,5%, то уже в 2009 году она выросла до 14,1%, а в 2010 году - до 36,9%.

В 2011 году объем торгов на валютном рынке ММВБ вырос на 9,2% и достиг 87 трлн. рублей. Заметно возрос объем операций, заключаемых клиентами участников торгов, использующих отдельные зарегистрированные коды в торгово-клиринговой системе эти технологии стали доступны с октября 2010 года, и в 2011 году объем клиентских сделок достиг 4,7 трлн. руб., при увеличении среднедневного оборота клиентов в 17 раз относительно 2010 года.

В 2011 году на валютном рынке ММВБ-РТС реализован ряд проектов: модернизация системы риск-менеджмента, продление торгов, введение новых инструментов и оптимизация системы комиссионного вознаграждения, которые положительно сказались на оборотах и конкурентоспособности биржевого рынка. За 2011 год доля биржевого рынка ММВБ-РТС на российском межбанковском рынке по операциям доллар/рубль выросла с 28 до 30,9%, по сделкам евро/рубль - с 47,7 до 51,3%1. На начало 2012 года количество активных участников валютного рынка ММВБ-РТС превысило 500 организаций.

На рынках Группы ММВБ-РТС в 2011 году совершались 100% сделок с облигациями федерального займа РФ и облигациями Банка России. По итогам 2011 года на долю ММВБ-РТС пришлось 97,3% объема операций с корпоративными и региональными облигациями с учетом внебиржевого рынка. Долговые проблемы Еврозоны и значительный отток капитала из РФ в 2011 году привели к снижению цен на большинство ликвидных бумаг российского фондового рынка. Объемы средств, привлеченных эмитентами на первичном рынке, в 2011 году сократились на 34% по сравнению с 2010 годом в основном за счет сокращения заимствований Минфина РФ и Банка России.

По состоянию на конец 2011 года на ФБ ММВБ проводились торги по 1 590 ценным бумагам 717 эмитентов.

Комиссионные доходы на фондовом рынке по сравнению с предыдущим годом снизились на 26% до 3,08 млрд. рублей. Общий объем торгов в 2012 году составили 24,1 триллион рублей, что на 21% ниже, чем в 2011 году. Снижение объема торгов акциями на 41% компенсировал рост на 19% объема торгов облигациями. Общая капитализация рынка акций Биржи на конец 2012 года составила 25,21 трлн. рублей. Комиссионные доходы валютного рынка выросли на 28% до 2,08 млрд. рублей. Общий объем торгов на валютном рынке составил 117,0 трлн. рублей, что на 34% выше по сравнению с предыдущим годом. Комиссионные доходы на срочном рынке увеличились на 56% по сравнению с 2011 годом и составили 1,25 млрд рублей. Объем торгов превысил 1 млрд контрактов или 50,0 трлн рублей, что ниже аналогичного показателя 2011 года на 3%. К концу 2012 года объем открытых позиций на срочном рынке составил 270,0 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 24%. В течение 2012 года объем торгов отдельными производными инструментами значительно вырос - объем торгов фьючерсом на валютную пару доллар США-рубль увеличился на 91% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года, а фьючерсом на корзину ОФЗ - на 191%.

Снижение объема торгов на рынке акций во многом обусловлены негативными тенденциями, которые демонстрировали мировые фондовые площадки. Валютный рынок вырос за счет благоприятной для данного сегмента рыночной конъюнктуры, а также за счет мер, предпринятых Биржей для стимулирования рынка


2.2 Анализ валютных операций на торговых биржах


Валютные операции - это действия , которые осуществляют участники национальных и мирового валютных рынков.

С содержательной точки зрения все множество этих операций можно классифицировать следующим образом:

операции по купле-продажи или конверсии валют, которые принято называть валютным дилингом;

операции коммерческих банков по привлечению и размещению валютных средств; их принято называть депозитнокредитными валютными операциями;

обслуживание международных и, прежде всего, внешнеторговых расчетов в формах, принятых в международной практике;

обслуживание владельцев кредитных карточек и другие неторговые сделки.

В настоящее время в мировой практике межвалютных обменов наиболее широко применяются такие, как:

обменная операция типа «спот»;

срочные сделки с иностранной валютой: форвардная и фьючерсная;

операции типа «своп»;[9,c.140-141]

Объем сделок спот в 2010 году вырос на 5% до 1,24 трлн. долл. (37,6 трлн. руб.), а объем операций своп снизился на 24% до 1,4 трлн. долл. (41,9 трлн. руб.) это показано на рисунке 2.2


Рисунок 2.2- Объем операций своп за 2009-2010гг. (трлн. долл.)


Улучшение ситуации с банковской ликвидностью оказало влияние на структуру валютного рынка, сократив потребность в операциях рефинансирования. Если в 2009 г. Банк России заключил сделки своп на общую сумму 15,9 млрд. долл. и 930,6 млн. евро, то в 2010 году операции своп с ЦБ РФ не проводились. В 2010 году доля операций своп на валютном рынке ММВБ снизилась до 52,5% (60,5% в 2009 г.).

Пика активности биржевой валютный рынок достиг в период кризиса, когда на фоне снижения доверия между банками и сжатия межбанковского рынка существенный объем конверсионных операций переместился на биржевые рынки доллар/рубль и евро/рубль.


Таблица 2.3 - Объем операций на валютном рынке ММВБ в 2009-2010 гг., млрд. долл.

Операции20092010Прирост,%доллар-рубль2 440,32 252,1-7,7евро-рубль531,9331,1-37,7евро-доллар29,833,010,9Итого валютный рынок3 001,942 616,3-12,8

Объем операций своп в 2011 году составил 39,9 трлн. руб., а объем сделок спот 46,9 трлн. руб. (рост на 25% к 2010 году). За год на валютном рынке ММВБ-РТС участниками торгов было заключено 3,5 млн. сделок, что на 70% выше аналогичного показателя предыдущего года.

На операции с парой доллар/рубль в 2011 году приходилось 84% объема биржевых валютных торгов, при этом объем операций с этой парой вырос на 6,7% до 73 трлн. руб. Высокие темпы роста объема операций наблюдались по паре евро/рубль, увеличившись в 2011 году на 27,2% и составив 12,8 трлн. руб., а их доля на биржевом валютном рынке достигла 14,7% по сравнению с 12,6% годом ранее. Объем операций евро-доллар в 2011 году увеличился на 1,2%, превысив 1 трлн. руб.

В течение года наращивал обороты относительно новый биржевой сегмент - торговля валютной парой китайский юань-рубль.

Объем торгов юань/рубль в IV квартале 2011 года превысил показатель I квартала более чем в 5 раз и достиг в целом за 2011 год 8,9 миллиардов рублей это показано на рисунке 2.4


Рисунок 2.4-Объем торгов юань/рубль в 2011 году, млн. руб.


Развитие биржевого рынка юань-рубль имеет важное общеэкономическое значение, обеспечивая проведение расчетов по российско-китайским контрактам в национальных валютах и усиление международной роли рубля

Активный рост в 2011 году продемонстрировал рынок РЕПО. Объем операций РЕПО, совершенных в Группе ММВБ-РТС, вырос более, чем в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом, превысив 114 трлн. руб.

В структуре операций РЕПО в 2011 году преобладали операции междилерского РЕПО (80%) .На операции прямого РЕПО с Банком России приходилось 19%, при этом около 1% - на операции РЕПО с центральным контрагентом, совершенные в секторе рынка Standard это показано на рисунке 2.5


Рисунок 2.5- Операции на рынке РЕПО за 2011 год.


По сравнению с 2010 годом доля операций междилерского РЕПО снизилась на 16,5% за счет увеличения активности рынка в секторе операций прямого РЕПО с Банком России.

Суммарный оборот по операциям прямого РЕПО с Банком России в 2011 году составил более 21 трлн. руб. При этом 65% от суммарного оборота по таким операциям приходилось на операции прямого РЕПО с Банком России, совершенные в секции государственных ценных бумаг ОАО ММВБ-РТС, 35% - на операции, совершенные в ЗАО «ФБ ММВБ».

В 2011 году на фондовом рынке было совершено 67% всех операций междилерского РЕПО, 33% - в секции государственных ценных бумаг ОАО ММВБ-РТС. Суммарный оборот по операциям междилерского РЕПО, совершенным в группе ММВБ-РТС, вырос в 2011 году на 30% по сравнению с 2010 годом и составил 92 трлн. руб. 2010 года.

Объем сделок РЕПО с центральным контрагентом, заключенных в секторе рынка Standard, в 2011 году составил 364 млрд. руб., что на 213 млрд. руб. больше, чем в 2010 году.

В декабре 2012 года на Московской Бирже зафиксирован рекордный объем торгов инструментами Валютного рынка.

По итогам дня объем торгов на Валютном рынке составил 23,34 млрд. долларов США или 718,36 млрд. рублей, в том числе кассовые сделки - 235,93 млрд. рублей, сделки своп 482,43 млрд. рублей. Это абсолютный максимум объема торгов на Валютном рынке в 2012 году.

Росту объемов торгов на денежном рынке способствовали ввод новой тарифной модели для операций РЕПО, увеличение оборотов прямого РЕПО с Банком России и размещения на депозитах средств Федерального Казначейства с использованием биржевой инфраструктуры. Благоприятная рыночная конъюнктура - изменение курсов основных валют (в первую очередь, пары рубль/доллар) привела к увеличению объема торгов. Ввод новых инструментов 2012 г. длинные валютные свопы также привел к увеличению объема торгов.


3. Предложения по повышению эффективности функционирования валютной системы России


Важнейшей задачей валютного контроля при современных условиях описывается как ограничение огромных масштабов утечки основного капитала из нашей страны при одновременном поддержании предложения иностранной валюты стран на внутреннем валютном рынке. По единому мнению, масштабы и скорость в нарастании оттока капитала подобны созданию реальной угрозы экономической безопасности страны. Если за прошлые годы утечка капитала из России ежегодно составляла около 20-25 млрд. долларов и хоть как-то могла возмещаться притоком иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, то на данный момент в условиях сокращения у иностранных инвестиций ситуация другая. Отток капитала снимает в наше время около половины экспортной выручки и почти в три раза увеличивает платежи государства нашей страны по внешнему долгу. При нехватке валютных средств, нужных для обслуживания внешних обязательств и для оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние у платежного баланса и свести на нет усилия денежных властей по укреплению рубля.

Для удержания оттока капитала из экономики нужно разработать стратегию и тактику действий, сделать утечку капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо снабдить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно употреблять мировой опыт совмещения уголовно-правовых норм, устремленных на сдержанно "бегства" капитала, с методами административного и финансового наблюдения за валютными операциями, переводами и инвестициями за границей. Необходимо осилить трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала отдаляет его от незаконного источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление этого источника.

Так же важно наблюдение за авансовыми платежами по российскому экспорту, которые нередко так используются как определенная форма утечки капитала, если после перевода следующей оплаты за границу импортер аннулирует фиктивный контракт как несостоявшийся.

Необходимое наблюдение за бартерными контрактами, так как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько раз превосходит встречные поставки из-за границы, а договорные цены отклоняются от среднемировых. Разница уходит за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются меры для сдерживания утечки капитала в области зарегистрированные за границей совместные предприятия.

Выделяя важную роль банков и различных финансово-кредитных учреждений в механизме оттока капитала, целесообразно приписать им в обязанность вещать о подозрительных денежных переводах за границу знающим органам, в частности, созданному на базе МВД Межведомственному центру по противодействию отмыванию доходов.

Так же следует ускорить формирование в России более эффективной структурой управления экономикой в условиях ограничения коррумпированного аппарата и теневого перераспределения доходов в пользу бизнесменов, которые переводят их за границу. Исследуя оценки экономистов, в России в среднем теневой капитал составляет 45% от ВВП.

Чтобы снизить возможность махинаций с передвижением валюты за границу, надо усовершенствовать правила для открытия счетов в банках за пределами России. Сотрудничество с ними в целях обнаружения российских владельцев с крупными банковскими счетами и их возможном возвращении.

В России система наблюдения нужна для ограничения утечки основного капитала и направление определенных средств, полученных от валютных операций по сырью, в сектор с очень высокой добавочной стоимостью, а также, чтобы предоставить право Правительству России на некоторую индивидуальную свободу действий, необходимую для проведения политики быстрого роста.

Во-первых, наблюдение за основным капиталом может употребляться для достижения при получении абсолютной автономии определенного вида денежной политики и обменного курса. Регулирование над валютным курсом может быть жизненно необходимо государству, нуждающемуся в преобразованию большинства секторов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным потенциалы обеспечения для прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования. Упрочнение номинального обменного курса могло бы повергнуть к завышению реального обменного курса, который всегда оказывается разрушенной. Попытка укрепить валютный курс посредством низкой инфляции ради опосредованного наблюдения над реальным курсом часто приводит к тому, что денежная политика сразу начинает отрицательно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромную игру. Единым постановлением данной проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию номинального обменного курса. Но для этого безусловно нужна полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При отсутствии важной всесторонней системы наблюдения за капиталом государство может оказаться перед выбором: либо смириться с неосуществимостью такого воздействия, либо опереться на административно определенный обменный курс. Введение надзора за капиталом помогло бы избежать возврата к административной экономике.

Утечка капитала является бесспорным основанием для введения наблюдения за капиталом, и это тем более справедливо, если имеется обстоятельное и важное подозрение, что высокая часть банковского сообщества не подчиняется закону. Проблема в России содержит, скорее, не привлечение иностранного капитала, а утечки российского капитала из страны.

Цели, в которые нужно вводить ограничения потоков капитала:

Удержание внутренних сбережений.

Сохранность внутренней базы налогообложения;

Сохранность денежной автономии;

Установка в правильном порядке шагов по достижению к экономической либерализации;

Ограничение изменности потоков капитала, а так же понижение колебания в обменном курсе, и уменьшение частоты и силы спекулятивных актов [17, С. 25-26].

Исходя из выше сказанного, появится возможность для правительства России обезопасить свой денежный и экономический суверенитет для стремления к положительному росту, вдобавок восстановить и укрепить финансовые институты в России, так как это необходимо, потому что рынки будут эффективными только в тех случаях, когда их деятельность будет обеспечиваться соответствующими институтами. Россия должна найти способы уменьшить утечку капитала и частично возвратить его в страну в целях воссоздания национальной экономики. Обязательным условием эффективного противодействия оттоку капитала, его возврату заключается в усилении экономической и политической стабилизации.

валютный операция торговый биржа


Заключение


В соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:

Рассмотрение теоретических положений о валютной системе позволили выяснить ее сущность, элементы и функции;

Изучение динамики валютных операций позволило понять и проанализировать ее особенности и закономерности, что в первую очередь позволяет прогнозировать динамику валютных курсов в долгосрочной перспективе;

Удалось определить состояние валютной системы России;

Рассмотрение основных законов валютного контроля выявило, что целью закона является обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка России.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить следующее. Валютная система - это сложнейший механизм функционирования финансовой системы, который усложняется все более и более по мере развития международных отношений и стремления стран к мировому лидерству собственных национальных валют. Важной особенностью валютной системы является, пожалуй, то, что основные составляющие ее элементы не выходят из строя, а всего лишь подвергаются влиянию различных внешних и внутренних факторов. Так, например, нестабильность валютных курсов вызывается хроническими неудачами властей в попытках приспособить международные валютные соглашения к меняющимся экономическим, финансовым и политическим условиям.

Валютное регулирования - это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль - система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Валютные операции являются необходимым условием для функционирования работы валютного рынка. Валютные операции - это урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности.

Необходимо проводить политику следующего характера: укреплять в целом финансовую систему страны, как по внутренним показателям, так и по внешним, с целью обеспечения большей стойкости перед экономическими кризисами, а также, более уверенными шагами выходить с собственной национальной валютой на мировой валютный, и в целом финансовый рынок.

В целом валютная система России постоянно совершенствуется продвигаясь по пути интегрирования в мировую валютную систему.


Список использованных источников


1. Булатов А.С., Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2013.-654 с.

. Варламова Т.П. Валютные операции: учебное пособие. - М.: Инфа, 2009-272 с.

. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - М.: Магистр, 2013 - 400 с.

. Прокушев Е.Ф.Внешнеэкономическая деятельность: учебник. - М.: Дашков и К, 2009 - 500 с.

. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./ Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2009.-576 с.

. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 2010.- 542 с.

. Бурлак Г.Н. Кузнецов О.И. Техника валютных операций: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2012 -320с.

. Гусаков Н.П. Белова И.Н. Стренина М.А. Международные валютно- кредитные отношения: учебник.- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.- 314 с.

. Шимко П.Д. Международная экономика: учебное пособие. - М.:Ид Юрайт, 2010.-752 с.

. Поляк Г.Б. Финансы: учебник.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008.- 456 с.


Теги: Механизм функционирования валютной системы России  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 41983
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Механизм функционирования валютной системы России
Назад